ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки ART 201026 2020, № 04 (апрель) УДК 378.147
Формирование коммуникативных умений
у студентов неязыковых вузов при реализации проектной деятельности на иностранном языке
Зацепина Елена Александровна1
Государственный университет по землеустройству, Москва, Россия
Апанасюк Лариса Ахунжановна2
Российский государственный социальный университет, Москва, Россия [email protected]
Киреева Ирина Анатольевна3
Академия управления и производства, Москва, Россия [email protected]
Бойченко Ольга Андреевна4
Государственный университет по землеустройству, Москва, Россия [email protected]
Панферова Ольга Сергеевна5
Государственный университет по землеустройству, Москва, Россия [email protected]
Аннотация. Доминирование репродуктивно-информативных методов в обучении иностранным языкам студентов неязыковых вузов и недостаточное использование технологий проектной деятельности на иностранном языке, позволяющих формировать коммуникативные умения как основу готовности будущих специалистов к межкультурной коммуникации, определило актуальность проблемы исследования в статье. Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и проверка опытно-экспериментальным путем модели формирования коммуникативных умений у студентов неязыковых вузов при реализации проектной деятельности на иностранном языке. Статья подготовлена на основе использования следующих методов: анализ, анкети-
Поступила в редакцию Received 28.02.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 16.03.20
Принята к публикации Accepted for publication 16.03.20 Опубликована Published 30.04.20
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Зацепина Елена Александровна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русского и иностранных языков ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва, Россия
2 Апанасюк Лариса Ахунжановна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры языковой подготовки для нелингвистических специальностей ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва, Россия
3 Киреева Ирина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранного языка и гуманитарных дисциплин ЧОУ ВО «Академия управления и производства», г. Москва, Россия
4 Бойченко Ольга Андреевна, старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва, Россия
5 Панферова Ольга Сергеевна, старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва, Россия
рование, собеседование, наблюдение, опрос, педагогическое наблюдение и обобщение личного педагогического опыта, опытное обучение в студенческих группах, метод экспертных оценок, ранжирование, анализ продуктов проектной деятельности студентов, педагогический эксперимент, статистические методы. По итогам исследования в статье представлено теоретическое и практическое обоснование необходимости и значимости разработки модели формирования коммуникативных умений у студентов неязыковых вузов при реализации проектной деятельности на иностранном языке. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем определена структура коммуникативных умений при реализации проектной деятельности на иностранном языке; выявлены и обоснованы направления проектной деятельности на иностранном языке студентов неязыкового вуза, способствующие эффективному формированию у них коммуникативных умений при реализации проектной деятельности на иностранном языке. Практическая значимость результатов исследования: разработан комплекс учебных заданий, направленный на формирование коммуникативных умений у студентов неязыкового вуза при реализации проектной деятельности на иностранном языке; разработано содержание проектов для студентов неязыковых вузов; разработан комплекс диагностических материалов по оценке результатов про-ектно-ориентированной учебной деятельности студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку.
слова: коммуникативный подход, коммуникативные умения, проектная деятельность, иностранный язык, проектно-ориентированная учебная деятельность, технологии проектной деятельности, педагогические условия, модель.
Введение
Изучение педагогической литературы в ходе нашего исследования позволяет утверждать, что способность к проектированию собственной профессиональной деятельности востребована в условиях международных интеграционных процессов в области высшего образования, которые открывают широкие перспективы для академической мобильности российских студентов, в получении или продолжении образования в зарубежных вузах, организации инновационных процессов преподавателями вузов. В этом плане В. А. Сластенин в своей работе подчеркивает, что «в понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики - проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику» [1]. Ю. Н. Емельянов отмечает, что «в настоящее время владение иностранным языком обеспечивает высокий уровень профессиональной компетенции студентов неязыкового вуза, поскольку значительная часть научно-технической и профессиональной информации представлена на иностранном языке» [2]. Кроме того, свободное владение иностранным языком является обязательным условием участия студентов в международных программах обучения, так как занятия проводятся только на иностранном языке, а выполнение и защита проектов предполагают общение с преподавателями и студентами из других стран. В работе К. Брамфита конкретизирована методология организации проектной, инновационной деятельности на иностранном языке [3]. Работа с компьютерными программами и чтение специальной аутентичной литературы также требуют соответствующей иноязычной подготовки студентов неязыкового вуза. Т. А. Горева в своем исследовании рассматривает дидактические аспекты формирования умений коммуникативно-речевого взаимодействия при обучении иноязычному деловому общению и выделяет ряд наиболее важных для проигрывания микроситуаций совещания и презентации групп умений коммуникативно-речевого взаимодействия [4]. Наибольший интерес для нас представляют умения диалогически организованного информационно-контактного взаимодействия субъектов обучения иностранному языку.
Дж. С. Риджуэй акцентирует наше внимание на необходимости применения практико-ориентированных проектных технологий при подготовке специалистов
различных профилей [5]. Думается, что в настоящее время данное направление реализуется не в полной мере, особенно при обучении студентов неязыковых вузов иностранному языку. Как показывает практика, недостатками реализации академических программ студенческих обменов с зарубежными вузами-партнерами являются, в частности, низкий уровень владения иностранным языком, неумение организовать индивидуальную и групповую проектную деятельность, трудности в представлении проектной работы на иностранном языке. Выпускники неязыкового вуза, как правило, не готовы применять проектные технологии на иностранном языке в профессиональной сфере. Нуждаются в дальнейшей разработке модели, методики, технологии обучения студентов иностранному языку с учетом специфики и потребностей конкретной сферы высшего образования. В работе В. И. Михеева [6] представлены методы теории и практика моделирования измерений в педагогике. Для нашего исследования это важно при разработке диагностических материалов для оценки результатов реализации проектной деятельности на иностранном языке.
На основании вышесказанного можно выделить ряд ключевых противоречий в теории и практике обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза:
- между требованиями ФГОС ВО нового поколения к повышению качества преподавания иностранного языка как средства профессионального общения и их недостаточной реализацией в практике современного высшего образования;
- необходимостью целенаправленного формирования коммуникативных умений у студентов неязыковых вузов при реализации проектной деятельности на иностранном языке и недостаточным методическим обеспечением данного процесса.
На основании данных противоречий была сформулирована проблема исследования, суть которой состоит в выявлении эффективных методических путей формирования коммуникативных умений у студентов неязыковых вузов при реализации проектной деятельности на иностранном языке как основы межкультурного профессионального общения.
Собственный педагогический опыт авторов исследования в российских вузах (ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва; ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва; ЧОУ ВО «Академия управления и производства», г. Москва) свидетельствует о необходимости поиска таких форм и методов учебного процесса, которые позволяют оптимизировать процесс формирования коммуникативных умений у студентов неязыковых вузов.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Методологическую основу исследования составили теоретические положения педагогических исследований в области инноваций высшего образования в России и за рубежом:
- концепции иноязычного профессионально ориентированного и межкультурного образования;
- идеи компетентностного и коммуникативного подходов к обучению и формированию иноязычных коммуникативных умений;
- концепции моделирования и конструирования педагогического процесса;
- теоретические положения исследований в области применения лингводидак-тических средств в иноязычном профессиональном общении, проектных и информационно-коммуникационных технологий обучения иностранному языку.
Многие вопросы интенсификации формирования коммуникативных умений у студентов неязыковых вузов при реализации проектной деятельности на иностранном языке требуют дальнейшего изучения. Так, П. И. Образцов подчеркивает необходимость профильно ориентированного обучения иностранному языку на неязыковых факультетах вузов [7]. М. Френд рассматривает интерактивные средства формирования профессионально ориентированных компетенций [8]. В исследовании Н. Н. Сергеевой и А. Ю. Симоновой конкретизирована практика организации иноязычной проектной деятельности студентов, однако без профессионально ориентированной направленности [9]. Важность компетентностного подхода в современном педагогическом образовании отмечает Е. Г. Коршунский [10]. В формировании коммуникативных умений у студентов неязыковых вузов при реализации проектной деятельности на иностранном языке компетентностный подход является очень важным. Э. Х. Глендиннинг в своем исследовании подчеркивает значимость технологий обучения студентов с учетом их будущего карьерного роста [11]. О. Ю. Искандарова акцентирует наше внимание на «значимости проблемно-информационно-коммуникативного принципа формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студента неязыкового вуза, обеспечивающего адаптацию специалиста к работе в новых информационных условиях» [12]. Значимость интегратив-ного компетентностного подхода в образовании описана в работе М. Д. Роблера [13].
Концепции моделирования и конструирования педагогического процесса широко представлены в трудах российских ученых. Так, Г. Г. Гореловой разработаны педагогические условия подготовки студентов к творческой профессионально-педагогической деятельности во внеаудиторной исследовательской работе [14]. П. И. Пидка-систый и И. П. Подласый в своих фундаментальных работах представляют сущность и специфику концепции конструирования педагогического процесса [15, 16]. Т. Г. Пи-тинова описывает образовательные технологии при реализации проектной деятельности в системе высшего образования [17]. В. А. Ясвин рассматривает образовательную среду от моделирования к проектированию [18].
Теоретические положения о применении лингводидактических средств в обучении иноязычному профессиональному общению, проектных и информационно-коммуникационных технологий обучения иностранному языку также неоднократно представлены в трудах отечественных и зарубежных ученых. А. В. Воловик в своей работе отмечает, что «готовность к иноязычному общению у студентов неязыковых факультетов формируется успешнее, если в процессе обучения иностранному языку реализуется совокупность условий: использование коммуникативно-контекстного подхода в качестве стратегии формирования готовности к иноязычному общению; организация занятий, при которой иноязычная речевая деятельность выступает средством решения профессиональных задач; использование методов, включающих метод упражнения, метод решения ситуационных задач, метод разыгрывания ролей, видеометод, ролевую игру, деловую игру, совокупность которых обеспечивает последовательную реализацию цели в процессе обучения иностранному языку...» [19]. Л. А. Петровская детально представила в своей работе варианты диагностики и развития компетентности в профессионально ориентированном общении [20]. И. А. Колесникова в своем исследовании обозначила сущность педагогического проектирования [21]. С. В. Кузнецова описала проектный метод во внеаудиторной деятельности студентов [22]. В работе Т. А. Новиковой представлены проектные технологии на уро-
ках и во внеурочной деятельности [23]. В исследовании М. Варшауэра конкретизирована методика применения проектных и информационно-коммуникационных технологий обучения английскому языку [24].
Проанализировав российские и зарубежные источники по проблеме формирования коммуникативных умений у студентов неязыковых вузов при реализации проектной деятельности на иностранном языке, мы пришли к выводу о том, что аспекты решения данной проблемы рассмотрены ограниченно и с точки зрения традиционных подходов в обучении иностранным языкам.
Представляется, что учебные материалы для реализации проектной деятельности на иностранном языке должны быть ориентированы на последние новости в сфере будущей профессиональной деятельности студентов неязыковых вузов, вмещать в себя научные открытия и новшества, касающиеся профессиональных интересов обучающихся в области иностранного языка, поскольку они будут способствовать оптимизации формирования коммуникативных умений.
Методологическая база исследования
Теоретико-методологической базой исследования послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, психологии, лингводидактики, коммуникативной лингвистики, методики обучения иностранным языкам. Наиболее важными для нашего исследования являются работы, посвященные проблемам формирования коммуникативных умений у студентов неязыковых вузов при реализации проектной деятельности на иностранном языке. Так, М. В. Дементьевой разработаны педагогические условия формирования готовности к деловому иноязычному общению у студентов неязыковых факультетов вузов, включающие инновационные проекты [25]. А. Ю. Симоновой представлены сущность и особенности процесса формирования коммуникативно-проектировочных умений у студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку [26]. В. М. Кларин считает, что «обучение на основе исследования, игры и дискуссии является инновационным и способствует интенсификации процесса обучения в целом» [27]. Н. Ю. Пахомова рассматривает методологию создания учебных проектов [28]. В работе Т. Хатчинсона описана технология профессионально ориентированной, проектной деятельности студентов на английском языке [29].
В исследовании С. Килти выявлен и установлен оптимальный метод проектной деятельности студентов при изучении английского языка как второго иностранного языка [30].
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ, анкетирование, собеседование, наблюдение, опрос, педагогическое наблюдение и обобщение личного педагогического опыта, опытное обучение в студенческих группах, метод экспертных оценок, ранжирование, анализ продуктов проектной деятельности студентов, педагогический эксперимент, статистические методы.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе российских университетов: ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», ЧОУ ВО «Академия управления и производства», г. Москва.
Исследовательская работа осуществлялась с 2016 по 2019 год и включала три этапа.
На первом этапе осуществлялся теоретический анализ педагогической, методической и лингвистической научно-методической литературы по проблеме и теме исследования; диагностировался уровень владения иностранным языком у студентов
неязыковых вузов; уточнялись сущность и структура коммуникативных умений, формируемых при реализации проектной деятельности на иностранном языке; осуществлялся отбор лингводидактических средств и технологий для проведения исследования; определялась структура модели формирования коммуникативных умений у студентов неязыковых вузов при реализации проектной деятельности на иностранном языке и содержание ее блоков.
На втором этапе были написаны учебные пособия для опытного обучения; осуществлялось внедрение модели формирования коммуникативных умений у студентов неязыковых вузов при реализации проектной деятельности на иностранном языке; проводилась опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности данной модели.
На третьем этапе были обработаны и обобщены данные, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, сформулированы выводы, написан и оформлен текст статьи.
Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогических условий, обеспечивающих результативность модели формирования коммуникативных умений у студентов неязыковых вузов при реализации проектной деятельности на иностранном языке, позволила нам сделать следующие выводы:
1. Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы доказали, что традиционные подходы к организации процесса формирования коммуникативных умений у студентов неязыковых вузов не обеспечивают на должном уровне данный вид деятельности, поскольку ориентированы на репродуктивные формы обучения. Поэтому было сделано предположение о необходимости разработки модели формирования коммуникативных умений у студентов неязыковых вузов при реализации проектной деятельности на иностранном языке, повышающей эффективность процесса иноязычного профессионального образования.
2. Содержание работы на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы заключалось в апробации модели формирования коммуникативных умений у студентов неязыковых вузов при реализации проектной деятельности на иностранном языке, а также педагогических условий, представленных в организующем блоке модели. Организующий блок включал: активизацию лингводидактических средств обучения иностранному языку; актуализацию профессиональных знаний студентов посредством использования современных проектно-ориентированных учебных пособий на иностранном языке; применение исследовательских, информационных, творческих и практико-ориен-тированных проектов в обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза.
3. Сравнение полученных результатов на констатирующем и формирующем этапах опытно-экспериментальной работы выявило положительную динамику в исследовании.
Важно отметить:
- в блоках модели нашли отражение цели и содержание педагогического процесса, характеристики образовательной среды, педагогические условия, технологии и средства обучения, диагностические методики;
- коммуникативные умения будут формироваться в ходе проектной деятельности студентов, учитывающей специфику и потребности конкретных сфер профессиональной деятельности;
- формирование коммуникативных умений у студентов неязыкового вуза будет осуществляться с опорой на комплекс специально разработанных лингводидактиче-ских средств, включающий лингвистический и дидактический компоненты.
Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр иностранных языков вышеуказанных вузов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются анализом современных научных достижений в сфере профессионально ориентированного образования; методологической обоснованностью исходных теоретических положений; выбором методов, адекватных цели исследования; репрезентативностью полученных данных; применением методов математической статистики при обработке полученных результатов; реализацией методических материалов в практической деятельности и их положительной оценкой.
Результаты исследования
В результате исследования в статье представлены итоги работы, позволяющие получить новые положения в рамках темы.
1. Коммуникативные умения, обеспечивающие эффективность профессионального общения в условиях межкультурной коммуникации, представляют собой способность мотивированно, осознанно и самостоятельно осуществлять проектную деятельность на иностранном языке, связанную с целеполаганием, планированием, реализацией, организацией взаимодействия участников, презентацией и рефлексивной оценкой результатов деятельности. Являясь сложными умениями, они состоят из трех компонентов: аксиологического (профессионально-ценностные отношения и мотивы к изучению иностранного языка и проектной деятельности); гносеологического (совокупность языковых, лингвокультурных знаний и знаний основ проектно-ориен-тированного обучения), праксиологического (предметные и языковые умения, обеспечивающие реализацию проектной деятельности на иностранном языке).
2. Установлено, что формирование коммуникативных умений у студентов неязыковых вузов при реализации проектной деятельности на иностранном языке представляет собой специально организованный педагогический процесс, реализуемый на основе компетентностного и коммуникативного подходов к современному профессиональному иноязычному образованию.
3. Обоснован и разработан комплекс лингводидактических средств формирования коммуникативных умений у студентов неязыковых вузов при реализации проектной деятельности на иностранном языке, включающий два компонента:
1) лингвистический компонент (тематические лексические единицы, речевые клише, функционально-речевые опоры, учебные тексты и гипертексты);
2) дидактический компонент (приемы обучения видам речевой деятельности, языковые и коммуникативные упражнения, интерактивные формы общения, коммуникативные задания).
4. Разработана модель формирования коммуникативных умений у студентов неязыковых вузов при реализации проектной деятельности на иностранном языке, включающая пять взаимосвязанных блоков:
1) целевой (цели и задачи педагогического процесса);
2) содержательный (принципы обучения иностранному языку; языковые и предметные знания, коммуникативные умения, профессиональная и коммуникативная компетенции);
3) организующий (характеристика образовательной среды вуза; педагогические условия);
4) организационно-методический (лингводидактические средства обучения, профессионально ориентированная проектная технология обучения иностранному языку);
5) результативно-диагностический (мониторинг уровня владения иностранным языком, оценивание результатов проектной деятельности, рефлексивная оценка коммуникативных умений, диагностика и коррекция результатов обучения).
5. Эффективному формированию коммуникативных умений у студентов неязыковых вузов при реализации проектной деятельности на иностранном языке способствует включение в лингвокультурное, информационно-телекоммуникационное, инновационное направления проектной деятельности и выполнение исследовательских, информационных, творческих, практико-ориентированных иноязычных проектов.
Заключение
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Анализ отечественных и зарубежных научных исследований показал, что, несмотря на наличие в теории и практике высшего образования значительного опыта в области иноязычной подготовки студентов неязыкового вуза, проблема формирования коммуникативных умений у студентов неязыковых вузов при реализации творческих проектов на иностранном языке остается малоисследованной.
2. Коммуникативные умения, обеспечивающие эффективность профессионального общения в условиях межкультурной коммуникации, представляют собой способность мотивированно, осознанно и самостоятельно осуществлять проектную деятельность на иностранном языке, связанную с целеполаганием, планированием, реализацией, организацией взаимодействия участников, презентацией и рефлексивной оценкой результатов деятельности. Коммуникативные умения состоят из трех компонентов: аксиологического, гносеологического и праксиологического.
3. Формирование коммуникативных умений у студентов неязыковых вузов при реализации проектной деятельности на иностранном языке осуществляется на основе использования комплекса лингводидактических средств, включающего два компонента: лингвистический и дидактический. Дидактический компонент, разработанный в исследовании, содержит приемы обучения видам речевой деятельности, языковые и коммуникативные упражнения, интерактивные формы общения, коммуникативные задания.
4. Формирование коммуникативных умений у студентов неязыковых вузов при реализации проектной деятельности на иностранном языке осуществляется с опорой на проектную технологию, что подразумевает их включение в лингвокультурное, информационно-телекоммуникационное, инновационное направления проектной деятельности и выполнение исследовательских, информационных, творческих, прак-тико-ориентированных иноязычных проектов.
5. Модель формирования коммуникативных умений у студентов неязыковых вузов при реализации проектной деятельности на иностранном языке включает пять взаимосвязанных блоков:
1) целевой (цели и задачи педагогического процесса);
2) содержательный (принципы обучения иностранному языку, языковые и предметные знания, коммуникативные умения, профессиональная и коммуникативная компетенции);
3) организующий (характеристика образовательной среды вуза; педагогические условия);
4) организационно-методический (лингводидактические средства обучения, профессионально ориентированная проектная технология);
5) результативно-диагностический (мониторинг уровня владения иностранным языком, оценивание результатов проектной деятельности, рефлексивная оценка коммуникативных умений, диагностика и коррекция результатов обучения).
6. Количественные и качественные результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили эффективность разработанной модели формирования коммуникативных умений у студентов неязыковых вузов при реализации проектной деятельности на иностранном языке, в том числе в контексте реализации международных программ академического обмена и сотрудничества.
Перспективными направлениями для продолжения исследования могут стать: разработка системы профессионально ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза с учетом возможностей академической мобильности; применение инновационных педагогических технологий для расширения возможностей международной проектной деятельности студентов.
Ссылки на источники
1. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 576 с.
2. Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетенции. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 236 с.
3. Brumfit Ch. Language Teaching and Communicative Methodology: The Roles of Accuracy and Fluency. - Cambridge: CUP, 1992. - 256 p.
4. Горева Т. А. Формирование умений коммуникативно-речевого взаимодействия при обучении иноязычному деловому общению: дис. ... канд. пед. наук. - Пермь, 2002. - 216 с.
5. Ridgway J. S., Titterington L., McCann W. S. Best Practices in Science Education. - ERIC Review, 612 Fall, 1999. -180 p.
6. Михеев В. И. Методы теории и моделирование измерений в педагогике. - М.: Высш. шк., 2009. - 234 с.
7. Образцов П. И., Иванов О. Ю. Профильно-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: учеб. пособие | под ред. П. И. Образцова. - Орел: ОГУ, 2008. - 144 с.
8. Friend M., Cook L. Interactions: Collaboration Skills for School Professionals. - Longman, 2000. - 318 p.
9. Сергеева H. H., Симонова А. Ю. и др. Организация иноязычной проектной деятельности студентов: учеб. пособие I Сургут. гос. ун-т ХМАО Югры. - Сургут: ИЦ СурГУ, 2011. - 44 с.
10. Коршунский Е. Г. Компетентность^ подход в современном педагогическом образовании. - М.: Просвещение, 2007. - 166 с.
11. Glendinning E. H. Technology. Oxford English for Careers. Student's Book 1. - Oxford University Press, 2008. -137 p.
12. Искандарова О. Ю. Коммуникативный подход как фактор активизации познавательной деятельности студентов. - Уфа: БГМИ, 1997. - 126 с.
13. Roblyer M. D., Edwards J. Integrating Educational Technology into Teaching. - Library of Congress. Prentice Hall, 2008. - 352 p.
14. Горелова Г. Г. Педагогическая деятельность. Педагогические условия подготовки студентов к творческой профессионально-педагогической деятельности во внеаудиторной исследовательской работе. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004. - 200 с.
15. Пидкасистый П. И. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей. - М.: Пед. о-во России, 1998. - 640 с.
16. Подласый И. П. Педагогика: новый курс: учеб. для вузов. - М.: Владос, 2004. - 576 с.
17. Питинова Т. Г. Образовательные технологии. Педагогическая технология: учеб. пособие для студ. пед. спец. -Белгород: ЛитКараВан, 1998. - 186 с.
18. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 368 с.
19. Воловик А. В. Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам (из опыта зарубежной методики): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1988. - 23с.
20. Петровская Л. А. Диагностика и развитие компетентности в общении: учеб.-практ. пособие для преподавателей. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - 215 с.
21. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. завед. | под ред. И. А. Колесниковой. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 288 с.
22. Кузнецова С. В. Проектный метод во внеаудиторной деятельности студентов // Теоретические и практические аспекты лингвистики и лингводидактики: сб. науч. тр. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2002. - 217 с.
23. Новикова Т. А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. 2003. - № 5.1. - C. 157-167.
24. Warschauer M., Shetzer H., Meloni C. Internet for English Teaching. - US Department of State, Office of English Language Programs, 2004. - 176 p.
25. Дементьева М. В. Педагогические условия формирования готовности к деловому иноязычному общению у студентов неязыковых факультетов вузов: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2001. - 163с.
26. Симонова А. Ю. Формирование коммуникативно-проектировочных умений у студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку: дис. ... канд. пед. наук. - Сургут, 2012. - 187 с.
27. Кларин В. М. Обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Инновации в мировой педагогике (анализ зарубежного опыта). - Рига: Изд-во Рижского ун-та, 1995. - 460 с.
28. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. - М.: Высш. шк., 2005. - 215 с.
29. Hutchinson T. Project Work. - Oxford University Press, 1999. - 236 p.
30. Kilty S. Supporting a Project Method for Teaching English as a Second Language in the Senior Years. - Toronto, 2001. - 180 p.
Elena A. Zatsepina
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Head of the Russian and Foreign Languages Chair, State University of Land Use Planning, Moscow, Russia [email protected] Larisa A. Apanasyuk
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Language Training for Non-Linguistic Specialties Chair, Russian State Social University, Moscow, Russia [email protected] Irina A. Kireeva
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Foreign Languages and Humanities Chair, Academy of Management and Production, Moscow, Russia [email protected] Olga A. Boychenko,
Senior Instructor, Russian and Foreign Languages Chair, State University of Land Use Planning, Moscow, Russia
Olga S. Panferova,
Senior Instructor, Russian and Foreign Languages Chair, State University of Land Use Planning, Moscow, Russia [email protected]
The formation of communicative skills among students of non-linguistic universities during the implementation of project activities in a foreign language
Abstract. The dominance of the highly informative methods of teaching foreign languages at non-linguistic universities and the lack of use of technology of project activities in a foreign language, which enables to develop communicative skills of future specialists as the basis of their readiness for intercultural communication, determine the relevance of the research in the article. The aim of the research is the theoretical substantiation, development and testing of experimental models by means of communicative skills formation in students of non-linguistic universities during the implementation of project activities in a foreign language. The article was prepared on the basis of the following methods use: analysis, questionnaire, interview, observation, survey, pedagogical observation and generalization of personal teaching experience, experimental teaching in student groups, method of expert evaluations, ranking, analysis of students' project work products, pedagogical experiment, and statistical methods. According to the results, the paper presents theoretical and practical justification of the need to develop the model of communicative skills formation among students of non-linguistic universities during implementation of project activities in a foreign language. The theoretical significance of the study lies in the fact that it defines the structure of communicative skills in the implementation of project activities in a foreign language; it identifies and justifies the directions of project activities in a foreign language for students of a non-linguistic university, contributing to the effective formation of their communicative skills during the implementation of project activities in a foreign language. The practical significance of the research results: a set of training tasks has been developed aimed at the formation of communicative skills among students of a non-linguistic university during the implementation of project activities in a foreign language; the content of projects for students of non-linguistic universities was worked out; a set of diagnostic materials was worked out to evaluate the results of project-oriented learning activities of students of a non-linguistic university while learning a foreign language. Key words: communicative approach, communicative skills, project activities, foreign language, project-oriented learning activity, project activities technologies, pedagogical conditions, model.
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
Библиографическое описание статьи:
Зацепина Е. А., Апанасюк Л. А., Киреева И. А., Бойченко О. А., Панферова О. С. Формирование коммуникативных умений у студентов неязыковых вузов при реализации проектной деятельности на иностранном языке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 04 (апрель). - С. 42-52. - URL: http://e-koncept. ru/2020/201026. htm.
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11026
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020
© Зацепина Е. А., Апанасюк Л. А., Киреева И. А., Бойченко О. А., Панферова О. С., 2020
www.e-koncept.ru