Научная статья на тему 'Проблемы формирования коммуникативной готовности к овладению иностранным языком у студентов неязыковых специальностей'

Проблемы формирования коммуникативной готовности к овладению иностранным языком у студентов неязыковых специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ / СТУДЕНТЫ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / COMMUNICATIVE READINESS / STUDENTS OF NON-LINGUISTIC PROGRAMS / FOREIGN LANGUAGE / COMMUNICATION DIFFICULTIES / PROFESSION-ORIENTED LANGUAGE MATERIAL / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нурмухамбетова Светлана Александровна

В статье рассматривается педагогическая модель формирования коммуникативной готовности к овладению иностранным языком у студентов неязыковых специальностей. Коммуникативная готовность студента в данном исследовании рассматривается как интегративное и динамическое качество будущего специалиста. Формирование коммуникативной готовности студентов к эффективному овладению иностранным языком трактуется как процесс целенаправленного, комплексного качественного изменения личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нурмухамбетова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE READINESS TO FOREIGN LANGUAGE ACQUISITION OF STUDENTS MAJORING IN NON-LINGUISTIC DISCIPLINES

The article deals with the pedagogical model of formation of communicative readiness to foreign language acquisition of students majoring in non-linguistic disciplines. The author considers the communicative readiness of students as an integrative and dynamic quality of future specialists. Development of students’ communicative readiness to effective acquisition of a foreign language is understood as a process of purposeful, comprehensive qualitative personal change.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования коммуникативной готовности к овладению иностранным языком у студентов неязыковых специальностей»

УДК 372.881.1

Нурмухамбетова Светлана Александровна

соискатель кафедры методологии образования Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, старший преподаватель кафедры иностранных языков в инженерно-техническом образовании Астраханского государственного технического университета

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОВЛАДЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Nurmukhambetova Svetlana Aleksandrovna

PhD applicant, Education Methodology Department, Saratov State University, Senior Lecturer, Department for Foreign Languages in Engineering Education, Astrakhan State Technical University

THE PROBLEMS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE READINESS TO FOREIGN LANGUAGE ACQUISITION OF STUDENTS MAJORING IN NON-LINGUISTIC DISCIPLINES

Аннотация:

В статье рассматривается педагогическая модель формирования коммуникативной готовности к овладению иностранным языком у студентов неязыковых специальностей. Коммуникативная готовность студента в данном исследовании рассматривается как интегративное и динамическое качество будущего специалиста. Формирование коммуникативной готовности студентов к эффективному овладению иностранным языком трактуется как процесс целенаправленного, комплексного качественного изменения личности.

Ключевые слова:

коммуникативная готовность, студенты неязыковых специальностей, иностранный язык, коммуникативные трудности, профессионально ориентированный языковой материал, профессиональная подготовка.

Summary:

The article deals with the pedagogical model of formation of communicative readiness to foreign language acquisition of students majoring in non-linguistic disciplines. The author considers the communicative readiness of students as an integrative and dynamic quality of future specialists. Development of students' communicative readiness to effective acquisition of a foreign language is understood as a process of purposeful, comprehensive qualitative personal change.

Keywords:

communicative readiness, students of non-linguistic programs, foreign language, communication difficulties, profession-oriented language material, vocational training.

В современном мире существенно расширилось количество сфер, ситуаций, видов и форм деятельности, для воплощения которых потребуется владение умениями иноязычного устного и письменного общения. Исследователями обнаружены значимые отличия в востребованности определенных иноязычных речевых умений, характеризуемых сферой деятельности специалиста, в нужных уровнях владения данными умениями. Все это определяет потребность передового сообщества в личности поликультурного вида, способной и готовой эффективно взаимодействовать в глобальном пространстве, включающем очень много различных культур.

В настоящее время педагогическая практика подтверждает, что педагоги высшей школы не уделяют должного внимания развитию коммуникативной готовности к овладению иностранным языком у студентов неязыковых специальностей, мало используют современные способы, содействующие эффективной подготовке будущих профессионалов не только в профессиональной сфере, но и в области межкультурной коммуникации [1]. Соответственно, особую значимость получают вопросы исследования оптимальной образовательной модели, создания учебно-методических ресурсов, оптимально нацеленных на действенное формирование коммуникативной готовности студентов неязыковых специальностей в согласовании с запросом государства в области качества высшего образования, а также возрастающими потребностями самой личности, общества и работодателей.

Целью опытно-экспериментальной работы явилась многосторонняя проверка эффективности модели формирования коммуникативной готовности к овладению иностранным языком у студентов неязыковых специальностей (рис. 1) при реализации определенного комплекса педагогических условий.

В рамках данного исследования коммуникативная готовность студента неязыковой специальности к эффективному овладению иностранным языком рассматривается как интегративное и динамическое качество будущего специалиста.

0 <

1

о

о

ь ф

^ СГ

-е-

о тз £

■а

0 ш

01

я

я о г

з

><

X

Я Си

О

ш

о о

я о

со ^

0)

ь

ф

о

0 ч ■о

01 I I ¡Г 3

X ы СГ X

о

3

0

1 ф

X

4

о ш

X

ф

а

и

СГ

я о л

СГ X

о

В)

сг

X

о о

ч ф

г

о

ч

^

ш

а>

о X X СГ

о

—1

X

х

ч

Р

Эс; X

О ш I

и

О

I

т

I

н

0" 1=1

ь а> а

ч

п> ь СГ

ч; X

з: о о

ч

X

сг

§

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

3 £ X О

Со о

3: ч X

О СГ

О

н

5:

XI

ф

в ^1 ф ^ о го X о; 5<

_ _

ЦЕЛЬ: формирование коммуникативной готовности к овладению иностранным языком у студентов неязыковых специальностей

си 2

тз I

о о

^ о

ш ч

-в-

о

(1) 2

"и ш

Ф ч

^ £

5 °

ш =! го

ш о

ш го

К 1

Ь о

I ч

О

А-

о ® ¡62

га 5

И 3

И

го

ш

о

.Е ф

3 ГО I я

тз 2 О ° I О ь о 2 I .0. 5 О! £

11|1

■ 5 з ^ я

I О а 5 ш

х ш Е ч

! Е ^ х го

I о) 5 о ^ О! м »

о

3 3 о <

о "5 о о ><

О X?

| 8 5 Ё § 3 | £

5 О Г О

11 X

11 Ф о

5 О

о О! га £ (В X

^ О л

яё!*-

^ я> 5 ° ® х 3 -а

■ ^ с 2

I

о

ф о

£ ф

X

9 о го

5 ..

= 5 тз 5 о о

■< ш

X -С

го

с 5 ™ ш 2 5

«

ш &

£1) Г.

Ч к

Ф Ё ■<

X

о

! Деятельность участников учебного процесса

Содержание дисциплины «Иностранный язык»

0

01 ф

Ф о ф (1) и

Ф ш

тз о

СП

ш

X X

о ф

0

■3

01 2

ф

ч

о ,

ГО "О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ в: о 1 ф I

I I

-С м

о

£

5 <

х

I I О о "и

■л Л (О

Ф Ф Й * (л о

о а

ф О Ь

<

£

ф ф

01 о

X ^

ш

^ И

5 й

Е

ч

ф

ТЗ

ш

01

о; Ф

I Е

* "5

Ф ш

ТЗ "

£1> К ^

го

Щ ТЗ

2 ш

ч Ф

тз о

о

ш щ

ф ■

№ В

а.

><

¡8« ф

' X ф

X

й II

о Е

а ф

и N

0) 3 а ?

-о -ю

С?|

о

1 I

О 3

ф "С

5 Ш

щ 2

Ъ л

» ф

а «

» 01

2 »

тз о ш

■а

ф

е

о ■с

= -Е л "о = о

ф 3 -О

ф ш

X ,—. X

4 ч X ш тз и -П Ш й>

5 13

о- О!

5

3

и ф 2

I ?! ф

РЕЗУЛЬТАТ: высокий уровень сформированное™ коммуникативной готовности к овладению иностранным языком

XI < в 03 £ -л Ж, о о ® X

о го =1 ^ О

05 X

X

01

-1-

т сг ^

тз

о —1 тз вз

ш тз

И ш ^ ь

О Л)

-С X

^ ^

I" М

О ч

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СП

^

О) о а 2

а> 3 11

3 ш

"Г ё —1 о

о

о

ш ш

5 и п> 01

X О

0) тз * %

Ь

Ф "

а

31

г I

з -

ш

о ш

О 5

О! Л

Е о

а> о х ]э ^ си а> тз

X 01

I п

х тз Ш 5

II

Ч (Г

СГ -

£|

<ъ 2

И

О ^

о

1=1 о о ч

=1 X

о

о Ь ш

£ -Я) "О

о

X

о тз

о -&

си

о

3

X

01

Внутриличностными свойствами личности выступают коммуникативные потребности (потребности в духовных отношениях, в осуществлении справедливости, добра, милосердия, ответственности, долга; во взаимных контактах с другими людьми; в обмене знаниями, опытом, эмоциями, переживаниями; в познании смыслов окружающего мира и личностных смыслов), коммуникативная активность (интенсивность коммуникативной деятельности, направленной на построение устойчивых взаимных отношений, ее операционально-динамические характеристики), коммуникативная рефлексия (осознание социальным педагогом коммуникативных особенностей своей личности, собственных чувств, мыслей, действий, а также того, каким воспринимают его окружающие).

Формирование коммуникативной готовности студентов к эффективному овладению иностранным языком необходимо рассматривать сегодня как процесс целенаправленного, многофакторного, длительного, непрерывного, комплексного, вариативного, двустороннего качественного изменения личности.

Коммуникативно-личностные трудности, возникающие при обучении иностранному языку, целесообразно разделить на:

1. Мотивационно-ценностные (отсутствие интереса к иностранному языку, отсутствие стимула к обучению и развитию).

2. Когнитивные (затруднения в восприятии, запоминании, понимании материала, интеллектуально-коммуникативные искажения).

3. Эмоционально-регулятивные (излишняя эмоциональность, неумение управлять собой, повышенная тревожность).

4. Характерологические (превалирование отрицательных черт характера, мешающих общению и установлению нормальных отношений в коллективе и в процессах взаимодействия).

5. Коммуникативно-речевые (неумение выразить мысли и чувства словами, наладить контакт с окружающими людьми).

6. Духовные (отсутствие или слабое развитие общечеловеческих добродетелей и ценностно-смысловых ориентаций).

В исследовании за период 2011-2014 гг. было задействовано 140 студентов, экспериментальную категорию составили 60 человек. Лонгитюдный характер эксперимента связан с потребностью отслеживания преодоления коммуникативных трудностей, появляющихся в процессе изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей.

Для проведения экспериментальной работы были сформированы две группы студентов: контрольная и экспериментальная. В экспериментальной группе (ЭГ) проверялась модель формирования коммуникативной готовности к овладению иностранным языком. В контрольной группе (КГ) занятия со студентами по иностранному языку проводились в обычном штатном режиме.

В качестве критериев определения успешности или неуспешности формирования коммуникативной готовности у студентов неязыковых специальностей в процессе изучения иностранного языка были выбраны следующие: формальная успеваемость; инициация использования иностранного языка со стороны обучающихся в различных контекстных ситуациях; мера включенности в процесс изучения иностранного языка; эмоциональное самочувствие студентов неязыковых специальностей, осваивающих новую языковую реальность; самооценка студентов неязыковых вузов, изучающих иностранный язык. Уровень преодоления данных критериев определялся в процентном соотношении по шкале показателей: низкий, средний и высокий.

В исследовании были использованы следующие диагностические методики: анкета «Трудности, возникающие на занятиях по изучению иностранного языка»; анкета «Определение направленности личности» (Б. Басса); характерологический опросник Леонгарда; многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В) И. Фаренберга, Х. Зарга, Р. Гам-пела; методика А.А. Реана и В.А. Якунина «Изучение мотивов учебной деятельности студентов»; тест «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка; шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин); методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона; шкала депрессии (адаптация Т.И. Балашовой); тест А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях»; исследование самооценки личности по методике С.А. Будасси.

В ходе анализа мы пришли к выводу, что большая часть респондентов исследуемых групп неязыковых специальностей находится на начальном уровне сформированности коммуникативной готовности к овладению иностранным языком, то есть на уровне, характеризуемом неустойчивым качеством знаний и умений по дисциплине «Иностранный язык» и неясно выраженным профессиональным намерением по его дальнейшему применению; отсутствием коммуникативной готовности к преодолению трудностей (агрессивность, раздражительность, субъективное

чувство одиночества, тревожность); отсутствием сознательного отношения к собственной профессиональной деятельности; несформированностью самоуправления (управление самим собой, собственными ресурсами).

Отнесение к определенному уровню (исходному, операциональному, техническому) на констатирующем этапе эксперимента проводилось посредством диагностики сформированности коммуникативной готовности к овладению иностранным языком. Средний балл, находящийся в промежутке от 2 до 3,3, определяет исходный уровень сформированности (I), от 3,3 до 4,2 - операциональный (II), от 4,2 до 5 - технический (III).

В целом о группах студентов, участвовавших в эксперименте, получены данные, отраженные в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели выраженности уровней сформированности коммуникативной готовности к овладению иностранным языком у студентов неязыковых специальностей на констатирующем этапе эксперимента

Группа Количество человек Уровни

I II III

количество % количество % количество %

КГ 60 26 43,3 24 40 10 16,7

ЭГ 60 25 41,7 24 40 11 18,3

Анализ полученных экспериментальных данных позволяет сделать следующий вывод. Если не ставить целью формирование коммуникативной готовности к овладению иностранным языком у студентов неязыковых специальностей, которое подразумевает оптимальный подход к любым видам деятельности и центрацию на себе как субъекте деятельности и общения; присутствие постоянной рефлексии в отношении себя, собственных возможностей и способностей; контролируемых проявлений коммуникабельности и экстраверсии; хорошо управляемые цели и мотивы деятельности, то действенное овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками в изучении иностранного языка не происходит [2].

Процесс реализации педагогической модели формирования коммуникативной готовности к овладению иностранным языком у студентов неязыковых специальностей состоит из преемственно взаимосвязанных этапов: анализ личностных качеств; включение нужного технологического инструментария; избавление от ненужных штампов, ценностных ориентаций, мотивов поведения, фиксирование достигнутых результатов; включение субъекта образовательного процесса в заранее продуманную систему упражнений и закрепление в сознании субъекта совокупности духовных ценностей и манер поведения; создание ряда альтернативных проблемных ситуаций самоконтрольного плана, предоставляющих субъекту возможность для демонстрации изменившегося поведения [3], в контексте нашего исследования - преодоление коммуникативных трудностей, подведение итогов, корректировка имеющихся проблем.

Предложенная модель базируется на программно-целевом методе, идее целостности и системности образовательного процесса вуза, а также проблемном и критериально-ориентированном подходе [4].

Для проверки эффективности предложенной педагогической модели эффективного формирования коммуникативной готовности к овладению иностранным языком у студентов неязыковых специальностей была произведена повторная диагностика испытуемых. Анализ итогов формирующего эксперимента обнаружил позитивную динамику формирования коммуникативной готовности к овладению иностранным языком у испытуемых экспериментальной категории (таблица 2). Исходный уровень (I) понизился на 38,4 %, операциональный уровень (II) не снизился, технический (III) повысился на 40,1 %.

Таблица 2 - Показатели выраженности уровня коммуникативной готовности к овладению иностранным языком у студентов неязыковых специальностей на итоговом этапе эксперимента_

Группа Количество человек Уровни

I II III

количество % количество % количество %

КГ 60 12 20 35 58,3 13 21,7

ЭГ 60 2 3,3 23 38,3 35 58,4

Таким образом, в результате проведенного формирующего этапа эксперимента были сделаны следующие выводы.

В ходе опытно-экспериментальной работы был отслежен переход студента неязыкового вуза с начального уровня сформированности коммуникативной готовности к овладению иностранным языком на операциональный и технический [5].

Как показало исследование, особенности проявления коммуникативных трудностей, регулярно появляющихся в процессе изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей, выражаются в высокой значимой корреляции проявления трудностей с депрессивно-стью, раздражительностью, субъективным чувством одиночества, тревожностью.

Итоги контрольного этапа эксперимента доказали существенное повышение значения сформированности коммуникативной готовности к овладению иностранным языком у студентов неязыковых специальностей. Более значимые конфигурации произошли в экспериментальной группе, где технический уровень указанной сформированности увеличился на 40,1 %. В контрольной группе, где в процессе изучения не обеспечивалось внедрение разработанной модели формирования коммуникативной готовности, технический уровень увеличился только на 5 %.

Анализ итогов опытно-экспериментальной работы продемонстрировал, что преодоление коммуникативных трудностей, появляющихся в процессе изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей, возможно на разных уровнях: исходном, операциональном, техническом. Каждый из указанных уровней наполнен собственным содержанием и основными критериальными показателями (низкий, средний, высокий).

Процесс эффективного преодоления коммуникативных трудностей, возникающих в процессе изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей, удалось обеспечить благодаря созданию модели формирования коммуникативной готовности к овладению иностранным языком у студентов неязыковых специальностей. Данная модель эффективного формирования коммуникативной готовности к овладению иностранным языком у студентов неязыковых специальностей активизирует исследуемый процесс и может быть использована преподавателями учреждений высшего профессионального образования.

Методика эффективного овладения иностранным языком у студентов неязыковых специальностей включает в себя следующий комплекс педагогических условий: активизацию познавательной и практической деятельности на основе выявленных интересов, склонностей, способностей студентов, использование рефлексии как фактора успешности в обучении, организацию социального партнерства высшего профессионального образовательного учреждения, преодоление дискомфортного состояния на занятиях по иностранному языку.

Таким образом, эффективность процесса формирования коммуникативной готовности к овладению иностранным языком у студентов неязыковых специальностей удалось обеспечить благодаря созданию личностно развивающей модели.

Ссылки:

1. Камянова Т.Г. Системный подход как новый метод повышения качества изучения иностранных языков // Качество. Инновации. Образование. 2009. № 1. С. 23-27 ; Мыльцева Н.А., Полганова Е.И. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку как технология повышения качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2012. № 5. С. 61-63.

2. Прохорова Т.Н., Степанова Т.Ю. Стратегии коммуникативного взаимодействия в процессе изучения иностранного языка : метод. рек. по курсу «Психология». Астрахань, 2014. 29 с.

3. Там же.

4. Амитрова М.В. Влияние профессионализации на формирование личностных качеств будущих инженеров-технологов в процессе изучения иностранного языка в вузе // Высшее образование сегодня. 2011. № 1. С. 77-79 ; Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-13.

5. Евдокимова М.Г. Особенности обучения иноязычному общению посредством проведения ролевой игры // Культура. Наука. Образование. 2007. № 2. C. 126-134.

References:

1. Kamyanova, TG 2009, 'System approach as a new method to improve the quality of learning foreign languages', Quality. Innovation. Education, no. 1, p. 23-27; Myltseva, NA & Polganova, EI 2012, 'Professionally focused training to a foreign language as a technology to increase the quality of training', Higher education today, no. 5, p. 61-63.

2. Prokhorova, TN & Stepanova, TY 2014, Strategy of communicative interaction in the process of learning a foreign language, Astrakhan, 29 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Prokhorova, TN & Stepanova, TY 2014, Strategy of communicative interaction in the process of learning a foreign language, Astrakhan, 29 p.

4. Bolotov, VA & Serikov, VV 2003, 'Competence model: from the idea to the educational program', Pedagogy, no. 10, p. 8-13; Amitrova, MV 2011, 'Influence of the professionalization of the formation of personal qualities of future engineers in the process of learning a foreign language in high school', Higher education today, no. 1, p. 77-79.

5. Evdokimova, MG 2007, 'Features of learning foreign language communication through role-playing game', Culture. The science. Education, no. 2, p. 126-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.