педагогические науки
Михайлина Оксана Николаевна КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ...
УДК 378:81
КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
© 2017
Михайлина Оксана Николаевна, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, дом 14, e-mail: kardas81@mail.ru)
Аннотация.Формирование стратегической компетенции является одним из значимых условий эффективной иноязычной подготовки студентов неязыкового вуза к успешной межкультурной коммуникации.Для эффективного межличностного и межкультурного общения, готовность к которому формируется в процессе высшего образования, современный специалист должен обладать не только суммой лингвистических, страноведческих и этикетных знаний об изучаемом языке, но и уметь выбирать адекватные для той иной ситуации языковые формулы, уметь реагировать на неожиданные повороты, которые могут возникнуть в процессе диалога, быть в состоянии определить правильную линию речевого поведения и избежать ряда проблем, затрудняющих эффективное взаимодействие партнеров по коммуникации. Однако, чтобы такая деятельность стала возможной, стратегическая компетенция должна приобрести для студента и выпускника неязыкового вуза функциональный характер. В методической литературе принят взгляд на стратегическую компетенцию как на способность использовать стратегии, позволяющие компенсировать пробелы в коммуникации, то естьосновной единицей стратегической компетенции является коммуникативная стратегия. Следовательно, обучение студентов коммуникативным стратегиям необходимо,так как это способствует успешности овладения иностранным языком, повышает уровень готовности обучающихся к взаимодействию в ситуациях межкультурной коммуникации. Данная статья посвящена вопросу изучения коммуникативных стратегий при формировании стратегической компетенции в иноязычной подготовке обучающихся. В ней рассмотрены различные подходы к определению понятия «стратегия», этапы ее развертывания, выделены значимыехарактеристики искомого понятия. Также анализируются основные точки зрения на классификацию стратегий, и на основании проведенного анализа предлагается авторское понимание сущности коммуникативных стратегий, предлагается их классификация.
Ключевые слова: стратегия,коммуникативная стратегия,стратегическая компетенция,коммуникативная ситуация, межкультурная коммуникация, характеристики коммуникативной стратегии,проблемы в коммуникации.
COMMUNICATIVE STRATEGIES IN THE PROCESS OF FORMING STRATEGIC COMPETENCY IN FOREIGN LANGUAGES TRAINING
© 2017
Mikhaylina Oksana Nikolaevna, applicant of candidate of pedagogical sciences degree, assistant professor of the chair "Theory and Methods of Teaching of Foreign Languages and Cultures"
Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya St., 14, e-mail: kardas81@mail.ru)
Abstract. Strategic competency and its role in the forming students' readiness for foreign communicative activity is one of the most important conditions of effective foreign training of non-linguistic students for successful intercultural communication. It is important as to be able to practice effective interpersonal and intercultural communication, which is considered as the basic result of high education, a modern specialist must have a sum of linguistic, cross-cultural and etiquette knowledge as well as be able to choose definite linguistic clichés which are appropriate for the communicative situation. A graduate must also be able to react to unexpected turnings of the conversation, must know how to choose the adequate line of communicative behavior and how to avoid from some possible problems, which can obstruct effective interaction of partners in communication. However, to make such activity possible, a graduate must possess strategic competency as a functional feature. In methodical literature strategic competency is considered as the ability to use some strategies which let students compensate various gaps in communication, so a communicative strategy is believed to be a basic component of strategic competency. Therefore, it is necessary to teach students communicative strategies as it promotes effectiveness of foreign language acquisition andmakes students' readiness for interaction in situations of intercultural communication higher. The article is dedicated to the research of communicative strategies in the process of forming strategic competency in foreign languages training. The author reviews various approaches to the definition of the term "strategy", the stages of its development and the significant characteristics of the concept. Furthermore, the main views of classification of communicative strategies are analyzed and the author's conception of the content of this phenomenonand classification of communicative strategies are submitted.
Keywords: strategy,communicative strategy, strategic competency,communicative situation, intercultural communication, communicative strategy features, problems in communication.
Как известно, некоторые изучающие иностранный язык овладевают лексической и грамматической структурой языка легко и без особых усилий, начинают активно пользоваться языком для межличностного общения; другие же справляются с подобной задачей гораздо хуже.
В этой связи высказываются различные предположения, например, что хорошо и плохо успевающие студенты различаются по используемым ими стратегиям овладения и пользования языком (Л.А.Карева [1], М.В.Давер [2], Т.Н.Сухарева [3]); что стратегиям можно научиться (А.А.Залевская [4], Т.А.Толмачева [5], Т.И. Тимофеева [6] и др.), поэтомуформирование у студентов определенного набора стратегий будет способствовать повышению эффективности обучения языку (как родному, так и иностранному).
В самой дефиниции «стратегия» заложено много значений. Под стратегией понимают «один из способов приобретения, сохранения и использования информа-
ции, служащий достижению определенной цели» [7, с. 295]
В общетеоретическом аспекте она понимается как некий план преодоления затруднений в той или иной области человеческой деятельности, подразумевающий максимально эффективное ее выполнение. [2, с.60]
М.Р. Коренева считает, что стратегия выступает как способ управления системой актуально и потенциально доступных средств решения задачи, т.е. стратегия может включать в себя как эксплицитные, так и имплицитные элементы. [8, с.125-130]
С.А.Сухих и В.В.Зеленская выделяют в качестве механизмов стратегий следующие компоненты: целепола-гание, целеобразование, оценку ситуации, вербализацию и интеракцию. [9, с.16]
А.А.Залевская в своей работе трактует стратегии как проявления общих когнитивных процессов, обусловливающих владение языком или возможность научения данному языку. Она считает, что в общем виде стратеги-
Михайлина Оксана Николаевна! педагогические
КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ... науки
ями называют «закономерности в принятии решений в ходе познавательной деятельности человека» [4, с. 319], которые состоят в следующем:
1.Говорящий имеет план для достижения поставленной цели;
2.На том или ином этапе применения запланированные действия не могут быть выполнены в силу различных причин: недостаточное владение языком (лингвистическая причина), незнание социокультурных и / или этикетных норм и правил общения (этикетные и социокультурные причины) либо из-за влияния определенных личностных факторов (нежелание партнера вступать в общение; неадекватная реакция на те или иные коммуникативные действия говорящего);
З.Осознание говорящим того, что коммуникативная цель не достигнута;
4.Поиск причин коммуникативной неудачи;
5.Осознание причин и, вследствие этого, обращение к нужной в данной ситуации коммуникативного затруднения стратегии;
6.Применение адекватных ситуации стратегических приемов;
7.Преодоление коммуникативных затруднений;
8.Решение поставленной коммуникативной задачи.
На основании этого,мы считаем, что алгоритм развертывания стратегии можно представить поэтапно следующим образом:
коммуникативная цель ^ план ^ неудача (языковая / этикетная / социокультурная / личностная) ^затруднение в общении ^ осознание причин неудачи ^ выбор нужной стратегии ^ применение соответствующих стратегических приемов ^преодоление коммуникативных затруднений ^ достижение поставленной коммуникативной задачи.
Иными словами, понятие стратегии должно отражать как план последовательных шагов, направленных на осуществление деятельности, так и качество действий и умений, характерных практически для любой области знания.
Принято считать, что в процессе изучения иностранного языка студенты используют учебные и коммуникативные стратегии. Если первые используются обучающимися при работе с учебным материалом, то вторые — во время коммуникации с носителями языка либо при моделировании подобного общения на занятиях.В данной статье мы более подробно остановимся на коммуникативных стратегиях, так как, по мнению ряда методистов (Н.М.Толстовой [10, С. 197], Н.И.Жинкина [11, с.353] и др.), общие механизмы приема и передачи информации требуют от обучающегося применения именно коммуникативных стратегий, благодаря которым он сможет выделить из высказывания партнера по общению интересующую его информацию и высказать свое к ней отношение.
На данном этапе развития методической науки существует довольно большое количество классификаций коммуникативных стратегий (классификация С^аегЛ и G.Kasper[12];G.Yule[1]; Е.Тагопе и S.Roberts [1]; Т.А.Толмачевой [5] и др.) Проанализировав и обобщив существующие классификации коммуникативных стратегий, мы пришли к выводу, что под коммуникативными стратегиями понимаются две большие группы стратегий, одна из которых связана с отказом от взаимодействия (т.е. от общения) в силу различных причин, а другая включает различные способы поиска обучающимися выхода из положения, когда он не располагает необходимыми средствами и ищетим замену. А, так как при организации речевого взаимодействия важнейшими факторами являютсявид коммуникативного затруднения, а также наличие коммуникативных целей и намерений, то именно они определяют выделение различных типов коммуникативных стратегий. Обобщенный подход к выделению различных видов коммуникативных стратегий отражен на рисунке 1: 104
Регулирование процесса коммуникации
выбор соответствующей коммуникативной стратегии
Рис.1. Общие основания для классификации коммуникативных стратегий
Далее, остановимся на дефиниции понятия «коммуникативная стратегия».
В самом широком смысле коммуникативная стратегия, представляемая как серия коммуникативных шагов, - это тип или линия поведения языковой личности в конкретной ситуации общения, которая соотносится с планом достижения глобальных коммуникативных целей в рамках определенного цикла диалогического взаимодействия. [13, с.60]
C.Faerch и G.Kasper определяют коммуникативные стратегии как «вербальные планы в процессе речепроизводства, являющиеся средством преодоления того, что представляется индивиду трудностями достижения определенной коммуникативной цели». [14, P. 45-63]
В свою очередь, под названными стратегиями эксперты проекта «The Common European Framework of Reference for Languages» («Общеевропейские компетенции владения иностранным языком»), понимают те средства, которые применяет пользователь языка для мобилизации и сбалансирования своих ресурсов, активизации навыков и умений с тем, чтобы справиться с конкретной ситуацией общения и успешно решить определенную коммуникативную задачу наиболее полным и в то же время экономным и доступным путем в соответствии со своей целью. [15, с. 58-59]
Сходную трактовку понятия коммуникативной стратегии мы находим и у О.В.Ивановой, которая считает, что для характеристики данного феномена значимыми являются такие факторы как речевая ситуация и цель общения. [16]
Н.В.Муравьева определяет коммуникативную стратегию как своего рода коммуникативный план, который предполагает определенные коммуникативные цели (на фоне определенных установок). Она подчеркивает, что коммуникативная стратегия проявляется в типовых моделях коммуникативного - и соответственно речевого -поведения. [17]
Итак, на основе проведенного анализа нам удалось выявить общие характеристики искомого понятия: во-первых, стратегия - это осознанный план действий обучающегося, направленных на достижение конкретной коммуникативной цели общения, отсюда следуют такие характеристики стратегии как осознанность и сплани-рованность. Во-вторых, к стратегиям прибегают в основном при возникновении различного рода проблем в коммуникации, затрудняющих или вовсе делающих невозможным достижение поставленной цели, поэтому, по нашему мнению, другая основная характеристика стратегии - проблемность; в-третьих, исходя из того, что обращение к той или иной коммуникативной стратегии обусловлено речевой ситуацией, еще одна важнейшая характеристика стратегии - это ситуативность; в-четвертых, так как повседневные, бытовые речевые ситуации в известной степени типичны,стандартны,то можно выделить еще одну характеристику стратегии -типизированность или стандартизованность.
Определив характеристики коммуникативных стратегий, также считаем необходимым рассмотреть типы возможных затруднений, с которыми сталкиваются изучающие иностранный язык._
педагогические науки
Михайлина Оксана Николаевна
КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ...
Дерней и Скотт выделяют четыре типа возможных затруднений в коммуникации, на которые другие исследователи распространяют термин «коммуникативные стратегии»:
1. Проблемы, связанные с нехваткой языковых средств (resource deficits): недостаточно высокий уровень владения языком не дает говорящему вербализовать сообщение;
2. Проблемы, возникающие в процессе собственной речевой деятельности (own-performance problems): говорящий понимает, что сказанное им неправильно или только частично правильно;
3. Проблемы, возникающие из-за речевой деятельности других: что-то в речи собеседника воспринимается как сомнительное (проблематичное) или потому, что кажется неправильным (очень неожиданным), или из-за трудностей в понимании;
4. Проблемы, возникающие из-за недостатка времени (processing time pressure): говорящему на иностранном языке требуется больше времени для подготовки высказывания, чем обычно доступно в процессе естественной беглой коммуникации. [18, с.101-109]
Нам представляется, что, исходя из приведенных выше определений коммуникативной стратегии, к перечисленным проблемам правомерно добавить еще следующие:
5.Проблемы, связанные с незнанием элементарных норм и правил общения, что приводит к затруднениям в ситуациях, когда нужно вступить или уклониться от общения, правильно прореагировать на ту или иную реплику собеседника, вежливо закончить общение, обозначить свою коммуникативную цель, которая побудила говорящего начать общение, возобновить прерванное общение, уйти от обсуждения нежелательных тем, начать и продолжить разговор, поменять тему общения;
6.Проблемы, возникающие вследствие игнорирования национального и социокультурного компонентов общения;
7.Проблемы, связанные непосредственно с несфор-мированностью стратегической компетенции, проявляющиеся в неумении проанализировать причину коммуникативной неудачи и, как следствие, неспособность выбрать адекватную для ее решения коммуникативную стратегию.
Таким образом, мы считаем целесообразным классифицировать коммуникативные стратегии, исходя из типологии возможных проблем. Это коммуникативные стратегии:
- установления контакта (приветствие, привлечение внимания, завязывание разговора);
- позволяющие обозначить коммуникативную цель: сообщение, побуждение, запрос информации;
- выяснение недостающих сведений;
- выражения эмоций (позитивный / негативный настрой, недовольство, злость, радость, воодушевление);
- обращения с просьбой и ответ на просьбу (согласие / отказ);
- уточнения информации (просьба повторить, дать понять собеседнику, что вы не поняли);
- преодоления затруднений, связанных с недостаточным словарным запасом (поиск нового слова, подбор синонимов, парафраз, переструктурирование высказывания);
- позволяющие адекватно ситуации прореагировать на реплику собеседника (согласие / несогласие, интерес, нейтральность, отсутствие интереса);
- выражения мнения;
- завершения общения;
- отказа от общения;
- разрешения конфликта.
Таким образом, наиболее наглядно сформирован-ность стратегической компетенции и владение коммуникативными стратегиями в условиях иноязычной подготовки проявляется в ситуациях, когда говорящий стал-
кивается с коммуникативным затруднением того или иного характера.Несомненно, что умение использовать коммуникативные стратегии повышает эффективность коммуникации и способствует продуктивности обучения. В условиях межкультурной коммуникации коммуникативные стратегии выступают в качестве функциональных возможностей будущего специалиста, поэтому владение стратегической компетенцией становится профессионально значимым качеством личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Карева Л.А. Использование стратегической компетенции в процессе обучения устному общению в аспекте диалога культур. Дис.канд.пед.наук. - М.: РГБ, 2002
2. Давер М.В. Электронный ресурс: http://www. ulim.md/digilib/assets/files/Filologie/daver/Monografie%20 Daver.pdf], с.60
3. Сухарева Т.Н. Формирование коммуникативных стратегий словоупотребления у студентов неязыкового вуза: На материале английского языка. Дис.канд.пед. наук. - М.: РГБ, 2003
4. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. / Российский государственный гуманитарный университет, 1999. - 349 с.
5. Толмачева Т.А.Методика обучения студентов коммуникативным стратегиям иноязычного речевого поведения в повседневных ситуациях межкультурного общения. Дисс.канд.пед.наук. - Горно-Алтайск, 2009 - 247 с.
6. Тимофеева Т.И. Формирование стратегической компетенции студентов в коммуникативной деятельности в процессе обучения иностранному языку / Т.И.Тимофеева. - Ульяновск: УлГТУ 2011. - 136 с.
7. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Изд-во ИКАР, 2009. - 448 с. - С. 295
8. Коренева М.Р. Компенсаторная стратегия и компенсаторное умение как лингводидактические категории и проблема их разграничения. / Вестник Бурятского государственного университета, №15, 2012, с. 125-130
9. Сухих С.А., Зеленская В.В. Прагмалинг-вистическое моделирование коммуникативного процесса. Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 1998. 160 с.
10. Толстова Н.М. Формирование стратегической компетенции при изучении иностранного языка у студентов неязыковых специальностей. / Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 4 (23). - С. 196-199
11. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1968. - 569 с.
12. Faerch, C. Strategies in interlanguage communication / C. Faerch, G. Kasper. - L.: Longman; Harlow; UK,
1983, p. 49
13. ВохрышеваЕ.В. Коммуникативные стратегии диалогического взаимодействия в новоанглийском языке. Дисс. Д.фил.наук. - Санкт-Петербург, 2001. - 473 с.
14. Faerch, C. Two ways of defining communication strategies / C. Faerch, G. Kasper. // Language Learning. -
1984. - № 34. - P. 45-63
15. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка. Департамент современных языков. - Страсбург, 2001. -256 с., c. 58-59
16. Иванова О.В., Черник Н.Н. Коммуникативные стратегии и их роль в подготовке специалистов в неязыковом вузе. Электронный ресурс: http://elib.bsu.by/ handle/123456789/21850
17. Муравьева Н.В. Язык конфликта. - М.: Изд-во МЭИ, 2002. - 264 с.
18. Галактионова О.С. Использование коммуникативных стратегий в речи русскоговорящих коммуникантов на английском языке. / Иностранные языки в высшей школе, 2008, №6, с.101-109
Статья поступила в редакцию 03.04.2017.
Статья принята к публикации 23.06.2017.