Научная статья на тему 'Электронное учебное пособие как средство организации самостоятельной работы студентов'

Электронное учебное пособие как средство организации самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INDEPENDENT WORK / E-LEARNING CONTENT / E-LEARNING RESOURCES / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулакова М. В., Харченко Г. И.

В статье обоснована необходимость изучения самостоятельной работы студентов, исходя из потребностей общества в инициативных, самостоятельных, грамотных специалистах, способных непрерывно самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в условиях постиндустриального общества. В новом образовательном контексте актуализируется проблема обеспечения самостоятельной работы студентов электронными образовательными ресурсами. Рассматриваются возможности использования разнообразных видов электронных образовательных ресурсов для обеспечения и поддержки учебного процесса. Раскрывается потенциал электронного учебного пособия как основы для организации самостоятельной работы студентов, позволяющий совершенствовать и повышать её эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гулакова М. В., Харченко Г. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC TEXTBOOK AS A MEANS OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

The article substantiates the need to study the independent work of students, based on the needs of society in initiative, independent, competent professionals, who are able to continuously improve their knowledge and skills in a post-industrial society. In the new educational context, the problem of providing independent work of students with electronic educational resources is actualized. The possibilities of using various types of electronic educational resources to provide and support the educational process are considered. The potential of electronic textbooks as a basis for the organization of independent work of students is that they allow improving and increasing their efficiency.

Текст научной работы на тему «Электронное учебное пособие как средство организации самостоятельной работы студентов»

УДК 378

Gulakova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Harchenko G.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

ELECTRONIC TEXTBOOK AS A MEANS OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS. The article substantiates the need to study the independent work of students, based on the needs of society in initiative, independent, competent professionals, who are able to continuously improve their knowledge and skills in a post-industrial society. In the new educational context, the problem of providing independent work of students with electronic educational resources is actualized. The possibilities of using various types of electronic educational resources to provide and support the educational process are considered. The potential of electronic textbooks as a basis for the organization of independent work of students is that they allow improving and increasing their efficiency.

Key words: independent work, e-learning content, e-learning resources.

М.В. Гулакова, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

Г.И. Харченко, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В статье обоснована необходимость изучения самостоятельной работы студентов, исходя из потребностей общества в инициативных, самостоятельных, грамотных специалистах, способных непрерывно самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в условиях постиндустриального общества. В новом образовательном контексте актуализируется проблема обеспечения самостоятельной работы студентов электронными образовательными ресурсами. Рассматриваются возможности использования разнообразных видов электронных образовательных ресурсов для обеспечения и поддержки учебного процесса. Раскрывается потенциал электронного учебного пособия как основы для организации самостоятельной работы студентов, позволяющий совершенствовать и повышать её эффективность.

Ключевые слова: самостоятельная работа, электронный образовательный контент, электронный образовательный ресурс.

Переход России к инновационной модели развития науки, техники и технологий привёл к значительной перестройке информационной среды современного общества. Новые возможности общественного прогресса находят своё отражение и в сфере образования. Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, должен быть ориентирован на подготовку специалиста, обладающего умениями самостоятельно пополнять и обновлять знания, осуществлять поиск информации, переводить её из одной знаковой системы в другую, анализировать, структурировать информацию, поступающую из различных источников, аргументировано высказывать свою точку зрения.

В новом образовательном контексте самостоятельная работа становится все более значимой составляющей педагогического процесса и превращается в его основу. Организация самостоятельной работы студентов вуза - одна из актуальных проблем педагогической науки и практики, успешное решение которой помогает формированию грамотного специалиста, способного к саморазвитию и самосовершенствованию. Изучение педагогической литературы позволяет выделить разные определения сущности этого понятия: через «метод обучения», через «системы приемов», через описание способов руководства действиями студентов, через уровень самостоятельности при решении учебных задач, и т. д. [1].

В методической литературе представлены и подробно описаны различные виды самостоятельной работы, например, выделяют самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров), самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов, внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера [2].

В последние годы особое значение приобретает организация самостоятельной деятельности студентов в условиях использования электронных образовательных ресурсов, развития дистанционного и смешанного обучения, что нашло свое отражение в работах Н.А. Александровой, Н.В. Барановой, С.Г. Гусевой, М.П. Данчук, Е.Г Ждановой, Д.А. Занозина, Е.В. Захаровой, А.С. Елизарова, Т.И. Рицковой и др. Анализ информационных источников показал, что продуктивность самостоятельной работы студентов возможно повысить посредством применения при ее организации электронного образовательного контента. Образовательный контент - это структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе. В электронном обучении образовательный контент является основой электронного образовательного ресурса [2]. Под электронным образовательным ресурсом понимают образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме, для использования которого необходимы средства вычислительной техники [2].

Внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс высшей школы предоставляет возможность создать педагогические условия перевода студента с позиции объекта обучения под руководством преподавателя в позицию субъекта, способного к самообучению, самообразованию, самостоятельному приобретению знаний, что содействует саморазвитию личности.

Для успешного освоения учебной дисциплины целесообразно использовать разнообразные виды электронных образовательных ресурсов, обеспечи-

вающих и поддерживающих учебный процесс. В отличие от печатных, электронные образовательные ресурсы обладают значительно более широкими возможностями, так как на основе мультимедиа они объединяют в единую интегрированную систему самые разнообразные по назначению, содержанию и форме материалы, учитывающие, кроме того, и уровни подготовки студентов [3 - 7].

Отметим, что электронный образовательный ресурс должен обеспечивать максимальную степень самостоятельной работы студентов при необходимой консультационной помощи со стороны преподавателя и при индивидуальном самоконтроле за результатами обучения, обеспечение контроля приобретаемых компетенций в процессе обучения.

Между тем, у студентов необходимо сформировать устойчивую потребность к самостоятельному изучению научной, учебной и методической литературы, потребность в использовании современных мультимедиа-ресурсов, большинство из которых размещено в сети Интернет. Для этого студент должен быть поставлен в ситуацию необходимости собственной познавательной активности. Использование электронного образовательного контента может существенно видоизменить самостоятельную учебную работу студентов, повышая ее эффективность [8; 9; 10].

Ведущее место в структуре образовательного контента занимает электронное учебное пособие. Электронное учебное пособие «Методологические основания педагогического исследования», разработанное на кафедре педагогики и психологии профессионального образования СКФУ, предназначено для организации различных видов учебной работы магистров, обучающихся по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. Пособие ориентировано на уяснение магистрантами не только теоретических знаний, но и на овладение практическими умениями, необходимыми для подготовки и проведения научного педагогического исследования. Практико-ориентирован-ный характер пособия обеспечивают гиперссылки, содержащие практические советы по применению исследовательских методов, приёмов и средств. Система гиперссылок позволяет сопроводить изложение теоретического материала конкретными примерами и методическими рекомендациями [11 - 12].

Образовательные возможности, предоставляемые электронным учебным пособием, могут быть применимы для всех видов самостоятельной работы: изучение нового материала, самопроверка полученных знаний, творческая деятельность поисково-исследовательского характера и др.

Для использования в учебном процессе можно предложить следующие варианты работы:

• Самостоятельная работа студента за индивидуальным компьютером при изучении новой темы, позволяет осваивать её в собственном темпе.

• Традиционное занятие, сочетающее рассказ преподавателя с групповой самостоятельной работой студентов в компьютерном классе над отдельными лекциями раздела или другими материалами электронного учебного пособия.

• Самостоятельное изучение несколькими группами заданного учебного материала с последующим обсуждением.

• Практические занятия с использованием материалов и документов, размещенных на Интернет-сайтах, указанных в электронном учебном пособии в разделе «Полезная информация», на основе самостоятельной работы студентов.

• Проведение различных вариантов опроса и контроля знаний студентов.

• Использование материалов электронного учебного пособия для творческой работы студентов над рефератом или групповым проектом, в том числе исследовательского типа.

• Организация коррекционной работы и дополнительных занятий.

Библиографический список

Таким образом, организация самостоятельной работы студентов на основе комплексного использования различных видов электронных образовательных ресурсов способствует повышению уровня профессиональной подготовки выпускников вуза, формированию конкурентоспособных специалистов, умеющих творчески и оперативно решать производственные, научные, учебные задачи.

1. Байназарова А.В., Проскурина И.К. Использование информационно-коммуникационной технологии в организации самостоятельной работы студентов. Ярославский педагогический вестник. 2012; 3: 170 - 174.

2. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения.

3. Красильникова В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие. Оренбургский гос. ун-т 2-е изд. перераб. и дополн. Оренбург: ОГУ, 2012.

4. Морзе Н.В., Кузьминская Е.Г Организация самостоятельной работы студентов в контексте формирования исследовательской компетентности. Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)». 2013; V. 16; No 1: 516 - 527. Available at: http://ifets.ieee.Org/russian/depository/v16_i1/html/8.htm

5. Петрова И.А. Организация самостоятельной работы студентов в личностно-центрированной информационно-образовательной среде вуза. Современные наукоемкие технологии. 2016; 2-3: 552-556. Available at: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35672

6. Петрова Л.А., Берестнева Е.В., Бригадин А.А. Организация самостоятельной работы студентов в контексте реализации ФГОС ВО. Современные проблемы науки и образования. 2015; 2-1. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19211

7. Петухова Т.П., Глотова М.И. Самостоятельная работа как средство развития информационной компетенции. Высшее образование в России. 2008; 12: 121 - 126.

8. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности. 2-е изд. доп. и перераб. Москва, 2005.

9. Росина Н. Организация СРС в контексте инновационного образования. Высшее образование в России. 2006; 7: 109 - 114.

10. Рубаник А. Самостоятельная работа студента. Высшее образование в России. 2005; 6: 120 - 124.

11. Ерёмина И.С., Емельянова О.В. Системный подход как методологическая основа к решению проблемы самовоспитания самостоятельности у обучающихся в вузе (по материалам исследования). Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73): 56 - 58.

12. Григоренко Н.Н. Междисциплинарная интеграция в подготовке студентов вуза культуры: психолого-педагогические обоснования. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73): 49 - 51.

References

1. Bajnazarova A.V., Proskurina I.K. Ispol'zovanie informacionno-kommunikacionnoj tehnologii v organizacii samostoyatel'noj raboty studentov. Yaroslavskijpedagogich-eskij vestnik. 2012; 3: 170 - 174.

2. GOST R 52653-2006. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v obrazovanii. Terminy i opredeleniya.

3. Krasil'nikova V.A. Ispol'zovanie informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij v obrazovanii: uchebnoe posobie. Orenburgskij gos. un-t. 2-e izd. pererab. i dopoln. Orenburg: OGU, 2012.

4. Morze N.V., Kuz'minskaya E.G. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov v kontekste formirovaniya issledovatel'skoj kompetentnosti. Mezhdunarodnyj 'elek-tronnyj zhurnal "Obrazovatel'nye tehnologii i obschestvo (Educational Technology & Societyf. 2013; V. 16; No 1: 516 - 527. Available at: http://ifets.ieee.org/russian/ depository/v16_i1/html/8.htm

5. Petrova I.A. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov v lichnostno-centrirovannoj informacionno-obrazovatel'noj srede vuza. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2016; 2-3: 552-556. Available at: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35672

6. Petrova L.A., Berestneva E.V., Brigadin A.A. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov v kontekste realizacii FGOS VO. Sovremennyeproblemy nauki iobrazo-vaniya. 2015; 2-1. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19211

7. Petuhova T.P., Glotova M.I. Samostoyatel'naya rabota kak sredstvo razvitiya informacionnoj kompetencii. Vysshee obrazovanie vRossii. 2008; 12: 121 - 126.

8. Pidkasistyj P.I. Organizaciya uchebno-poznavatel'nojdeyatel'nosti. 2-e izd. dop. i pererab. Moskva, 2005.

9. Rosina N. Organizaciya SRS v kontekste innovacionnogo obrazovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2006; 7: 109 - 114.

10. Rubanik A. Samostoyatel'naya rabota studenta. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2005; 6: 120 - 124.

11. Eremina I.S., Emel'yanova O.V. Sistemnyj podhod kak metodologicheskaya osnova k resheniyu problemy samovospitaniya samostoyatel'nosti u obuchayuschihsya v vuze (po materialam issledovaniya). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 6 (73): 56 - 58.

12. Grigorenko N.N. Mezhdisciplinarnaya integraciya v podgotovke studentov vuza kul'tury: psihologo-pedagogicheskie obosnovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 6 (73): 49 - 51.

Статья поступила в редакцию 20.02.19

УДК 378

Digtyar O.Yu, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

THE PROBLEMS OF USAGE OF THE TECHNOLOGY OF CRITICAL THINKING IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF ECONOMIC SPECIALIZATIONS. The article is dedicated to an actual problem of the technology of development of critical thinking. The methods of development of critical thinking, which contribute to forming of foreign language professional competence are considered. The researcher reveals that innovative technologies for the development of critical thinking require practical usage of a student-centered approach to the learning: the student himself constructs the learning process, determines specific goals, tracks the directions of his development and assesses the final result. It is noted that the most effective form of teaching critical thinking for students is the use of group work, which helps to develop qualities of independence, curiosity, ability to make an independent assessment, to strengthen their opinions, to prove or disprove their decision.

Key words: critical thinking, foreign language competence, problem method, case study, communicative activity principle, innovative technology, student-centered learning.

О.Ю. Дигтяр, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при правительстве Российской федерации, г. Москва, E-mail: [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития технологии критического мышления (critical thinking); рассмотрены методы формирования критического мышления, которые способствуют формированию иноязычной профессиональной компетенции; рассматриваются инновационные технологии развития критического мышления, состоящие в практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении: обучающийся сам конструирует процесс обучения, определяет конкретные цели, отслеживает направления своего развития и оценивает конечный результат Отмечается, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.