Научная статья на тему 'УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Танцура Татьяна Анатольевна

Автор статьи рассматривает особенности преобразования учебной деятельности студентов в условиях формирования цифровой информационно-образовательной среды вуза. Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения в высшей школе повышает эффективность организации самостоятельной работы студентов и управления их познавательной деятельностью. Автор отмечает необходимость оценки внедряемых информационно-коммуникационных технологий с учетом педагогических принципов обучения. В статье представлены примеры практического использования популярных платформ Moodle, Rosetta Stone. Учебная деятельность, организуемая преподавателем посредством данных компьютерных систем, позволяет повысить образовательные результаты студентов, поскольку направлена на выполнение различного рода задач, которые способствуют развитию компетенций студента в рамках освоения конкретной учебной дисциплины. Учебно-познавательная деятельность студентов при обучении посредством информационно-коммуникационных технологий рассматривается как самостоятельный процесс овладения знаниями, направленный на развитие навыков непрерывного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Танцура Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ACTIVITY OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE MODERN CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article examines some features of the transformation of students’ learning activities as a result of forming the particular educational environment based on digital technologies within the university. The insertion of new digital technologies in training process of the university increases the effectiveness of students’ independent work organisation and the management of their cognitive activity. The author notes the need to evaluate the information and communication technologies applied taking into account the pedagogical principles of teaching. The article presents examples of practical use of popular platforms Moodle, Rosetta Stone. The educational activity organized by the teacher through these computer systems makes it possible to increase the educational results of students, since it is aimed at performing various kinds of tasks that contribute to the development of the student’s competencies within the framework of mastering a specific academic discipline. The educational and cognitive students’ activities while learning a subject by applying digital technologies is considered as an independent process of mastering knowledge aimed at developing continuous learning skills.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

оригинальная статья

УДК 378(045)

DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-с-114-118

Учебная деятельность студентов вуза в современных условиях образовательной среды

Т.А. Танцура

Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-3734-5670

аннотация

Автор статьи рассматривает особенности преобразования учебной деятельности студентов в условиях формирования цифровой информационно-образовательной среды вуза. Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения в высшей школе повышает эффективность организации самостоятельной работы студентов и управления их познавательной деятельностью. Автор отмечает необходимость оценки внедряемых информационно-коммуникационных технологий с учетом педагогических принципов обучения. В статье представлены примеры практического использования популярных платформ MoodLe, Rosetta Stone. Учебная деятельность, организуемая преподавателем посредством данных компьютерных систем, позволяет повысить образовательные результаты студентов, поскольку направлена на выполнение различного рода задач, которые способствуют развитию компетенций студента в рамках освоения конкретной учебной дисциплины. Учебно-познавательная деятельность студентов при обучении посредством информационно-коммуникационных технологий рассматривается как самостоятельный процесс овладения знаниями, направленный на развитие навыков непрерывного обучения.

Ключевые слова: цифровая информационно-образовательная среда; учебная деятельность; информационно-коммуникационные технологии; педагогические принципы; цифровые платформы

Для цитирования: Танцура Т. А. Учебная деятельность студентов вуза в современных условиях образовательной среды. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(с):114-118. Doi: 10.26794/2226-7867-2022-12-с-114-118

oRiGiNAL paper

Educational Activity of High school students in the Modern Conditions of the educational environment

T.A. Tantsura

Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0003-3734-5670

abstract

The article examines some features of the transformation of students' learning activities as a result of forming the particular educational environment based on digital technologies within the university. The insertion of new digital technologies in training process of the university increases the effectiveness of students' independent work organisation and the management of their cognitive activity. The author notes the need to evaluate the information and communication technologies applied taking into account the pedagogical principles of teaching. The article presents examples of practical use of popular platforms Moodle, Rosetta Stone. The educational activity organized by the teacher through these computer systems makes it possible to increase the educational results of students, since it is aimed at performing various kinds of tasks that contribute to the development of the student's competencies within the framework of mastering a specific academic discipline. The educational and cognitive students' activities while learning a subject by applying digital technologies is considered as an independent process of mastering knowledge aimed at developing continuous learning skills.

Keywords: digital information and educational environment; educational activities; information and communication technologies; pedagogical principles; digital platforms

For citation: Tantsura T.A. educational activity of university students in modern conditions of the educational environment. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2022;12(с):114-118. Doi: 10.26794/2226-7867-2022-12-^114-118

© Танцура Т.А., 2022

введение

Изменения экономической и политической ситуаций оказывают влияние на образовательную среду высших учебных заведений. Реакцией на эти изменения стало предъявление новых требований к выпускникам высшей школы, что отразилось во введении нового наполнения компетенций. Целью существующих компетенций является формирование у студентов способности обрабатывать и анализировать большой объем разноплановой информации, продуцировать идеи, которые трансформируются в инновационные решения проблемной ситуации. Изменения коснулись всех уровней образовательной среды, что отразилось на содержании учебных планов и программах дисциплин. Развитие компетенций, обусловленных федеральными государственными образовательными стандартами, направлено на формирование профессиональных качеств личности, что требует от студента проявления инициативности, самостоятельности и самоорганизации в процессе учебной деятельности.

Несомненно, стремительное развитие цифровых технологий оказало интенсивное влияние на трансформацию учебной деятельности учащихся всех уровней. Использование цифровых ресурсов и средств информационно-коммуникационных технологий в процессе учебной деятельности в поисках актуальной информации, ее обработка и преобразование с учетом учебных задач является основным направлением развития высшего образования. Однако особое внимание в настоящее время уделяется не только освоению и внедрению технологического арсенала современных ИКТ в образовательную деятельность в целом, значительно важнее — оценка возможностей педагогического влияния, которое возникает в результате использования цифровых технологий в учебном процессе.

теоретический обзор

Изучение трансформации учебной деятельности студентов вуза ведется педагогическим сообществом с учетом различных аспектов. В научно-педагогических исследованиях рассматривается учебная деятельность (как процесс усвоения теоретических знаний по дисциплине и формирования соответствующих знаний и навыков) [1], анализируются

вопросы организации учебной деятельности студентов в направлении развития самостоятельной работы, определяются возможности применения современных образовательных технологий в учебном процессе и их воздействие на творческую и познавательную активность студентов [2].

В работах последнего десятилетия отмечается воздействие цифровизации современной образовательной среды на оценку восприятия студентами информационного содержания учебной деятельности, рост интереса к обучению с помощью цифровых ресурсов, информационно-коммуникационных технологий, способствующих извлечению и анализу соответствующей информации. Кроме того, подчеркивается, что применение современных информационно-коммуникационных технологий в сфере образования предоставляет дополнительные возможности при реализации дидактических принципов в отношении учебной деятельности студентов. Потенциал применения современных цифровых технологий в качестве нового учебно-методического средства с учетом принципов психолого-педагогических подходов стимулирует студентов к активной познавательной деятельности, самостоятельному определению темпа и направления изучения дисциплины; создаются условия для формирования навыков самообразования. В этой связи указывается на необходимость совершенствования цифровой грамотности преподавателей для организации продуктивного применения цифрового учебного контента в процессе обучения студентов вуза.

методология и методика исследования

В данном исследовании представлены следующие методологические направления:

• обзор научно-педагогических работ, освещающих вопрос применения цифровых образовательных технологий в образовательной среде, и их влияние на учебную деятельность студентов высшей школы;

• анализ возможностей использования цифрового образовательного контента в учебном процессе и оценка учебной деятельности студентов с учетом использования современных информационно-коммуникационных технологий.

Новое видение образовательного процесса обусловлено способностью современных студентов пользоваться цифровыми устройствами и свободно ориентироваться в цифровом информационном пространстве. Быстрый рост развития цифровых технологий требует подготовки специалистов, способных быстро адаптироваться к постоянно обновляющимся информационным и технологическим ресурсам, непрерывно повышать уровень личностной профессиональной компетентности и самообразования.

Определение учебных материалов и учебно-методических средств с применением цифровых технологий, которые будут способствовать росту учебной познавательной деятельности, стало насущной задачей преподавателей. В этой связи учеными выделяются стратегии определения образовательного контента: адаптивная, предполагающая отбор минимального объема информационно-образовательных ресурсов, направленных на выполнение конкретных задач учебной деятельности, и продуктивная, способствующая развитию профессионально-ориентированного интереса студентов, нацеленная на отбор информационно-образовательного контента, расширяющего возможности самостоятельного развития студентов [3].

Целью современных педагогических подходов является организация учебного процесса, в рамках которого репродуктивная деятельность студентов преобразуется в продуктивную, творческую. Преподаватель осуществляет планомерное управление учебной деятельностью студентов, ориентированное на развитие познавательно-когнитивных компетенций. В связи с этим в современных условиях преподаватель должен определить соответствие информационных ресурсов требованиям ученой программы дисциплины, спланировать и организовать применение цифрового контента для активизации учебной деятельности, создать необходимые психолого-педагогические условия личностного развития, способствовать формированию в сознании студентов установки на постоянное самообучение. Организованное взаимодействие преподавателя и студентов преобразуется в образовательную технологию, которая реализуется через цепочку взаимосвязанных действий участников учебного процесса, созданную в соответствии

с целевыми установками, направленными на достижение предполагаемого результата, с помощью оптимальных возможностей техники и цифровой среды.

результаты исследования

Анализ современной научно-педагогической литературы показывает, что для определения технологических свойств цифрового информационно-образовательного пространства вуза существуют различные авторские понятия: «электронная информационно-образовательная среда» [4], «виртуальная информационно-образовательная среда» [5], «цифровая образовательная среда» [6]. Однако разнообразие понятий не влечет существенного расхождения в понимании объекта исследования. Авторы сходятся во мнении, что использование информационно-коммуникационных технологий должно способствовать обеспечению интерактивного взаимодействия «преподаватель-студент», помогать осуществлению организации процесса обучения, предоставлять более эффективную реализацию дидактических компонентов на основе концептов информации, коммуникации и управления учебно-познавательной деятельностью.

Сущностью функционирования цифровой образовательной среды является обеспечение соразмерного и надлежащего использования информационно-коммуникационных технологий. Поэтому основной задачей является определение влияния ИКТ на повышение уровня продуктивности учебной деятельности студентов, выражаемого в учебных результатах.

Рассматривая возможности цифровой образовательной среды, следует отметить использование в учебном процессе различных цифровых платформ (например, Moodle), которые позволяют осуществить быстрый доступ к различным учебно-методическим материалам, размещаемым преподавателем в соответствии с содержательным контентом учебной программы дисциплины, и способствуют развитию навыков самостоятельной работы студентов. Содержание платформы МооШе, которая является составляющим элементом образовательной среды Финансового университета, представляет собой полноценный учебно-методический комплекс в цифровом формате, включающий в себя: методический блок (рабочая программа дисциплины, учебно-методическое обеспече-

ние дисциплины); блок контроля (тесты текущего контроля и промежуточной аттестации, контрольные работы); блок дополнительных материалов (учебники, учебно-методические пособия, методические рекомендации, ссылки на интернет-ресурсы); блок коммуникативного взаимодействия (форум, взаимодействие по почте). Использование электронного учебно-методического комплекса позволяет повысить качественный уровень учебной деятельности студентов при условии того, что преподаватель своевременно координирует действия студентов, поддерживает их и помогает с отбором соответствующей информации. Создание благоприятной образовательной среды повышает мотивацию студентов к овладению знаниями дисциплины [7], способствует формированию навыка самостоятельной работы.

На основе платформы Moodle в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык» осуществляется прикрепление к онлайн-плат-форме Rosetta Stone, которая используется как дополнительное средство в обучении иностранному языку в вузе. Данный программный продукт представляет собой компьютерное обучение, направленное на развитие навыков чтения, аудирования, говорения и письма. Содержание тематических блоков затрагивает различные профессиональные ситуации, что позволяет использовать данный программный продукт с учетом направления подготовки студентов. Преимуществом данной платформы является уровневый подход, что дает возможность студентам осуществить выбор индивидуальной траектории освоения материала, самостоятельное планировать и организовывать учебную деятельность. Сбор статистики помогает преподавателю отслеживать результаты освоения материала, а студентам — контролировать свои действия, поскольку система предлагает прохождение вводного и итогового тестирования. Кроме того, система фиксирует время активной учебной работы, что способствует формированию навыков самоорганизации и самообучения. Взаимодействие с преподавателем напрямую для обсуждения проблемных

вопросов и получения комментария помогает своевременно разобраться в проблеме и лингвистического, и технического характера.

Анализ применения электронных платформ в учебном процессе вуза позволяет выделить следующие особенности учебной деятельности студентов в цифровой образовательной среде:

• применение современных электронных платформ развивает навыки самостоятельной работы студентов;

• сотрудничество «преподаватель-студент» напрямую способствует преодолению трудностей;

• деятельность педагога оптимизируется за счет простой системы мониторинга результатов студентов;

• идет учет индивидуальных учебно-познавательных потребностей студентов.

выводы

Преобразования учебной деятельности студентов в образовательной среде на современном этапе тесно связаны с применением передовых цифровых технологий. Однако их внедрение в учебный процесс рассматривается как дополнительное средство обучения, предполагающее организацию учебной деятельности студентов с учетом педагогических принципов и подходов. Использование цифровых технологий рассматривается как источник продуктивного взаимодействия студентов с преподавателем, целью которого является достижение определенных результатов обучения.

Цифровая информационно-образовательная среда университета представляет собой постоянно обновляющуюся педагогическую систему, которая создана усилиями педагогического состава и сотрудников университета на основе ресурсов цифровой образовательной среды вуза и активно внедряемых информационно-коммуникационных технологий. Преобразование учебной деятельности студентов с учетом внедрения ИКТ направлено на расширение у учащихся возможностей освоения учебного материала и повышение учебно-познавательной активности.

список источников

1. Максакова А. Е. Учебная деятельность в вузе в контексте современных требований. Бюллетень науки и практики. 2021:4(7):437-443.

2. Бояринова В. Г. Новые образовательные технологии в системе высшей школы. Universum: психология и образование. 2020;9(75)4-6.

3. Белякова Е. Г., Захарова И. Г. Взаимодействие студентов вуза с образовательным контентом в условиях информационной образовательной среды. Образование и наука. 2019;3(21):77-105.

4. Гущин А. В. Организационно-педагогические условия эффективного развития электронной информационно-образовательной среды высшей образовательной организации. Научное обозрение. Педагогические науки. 2017;(5):34-41.

5. Везиров Т. Т. Применение виртуальной информационно-образовательной среды вуза в подготовке бакалавров. Педагогический журнал. 2016;(3):98-113.

6. Шилова О. Н. Цифровая образовательная среда: педагогический взгляд. Человек и образование. 2020;2(63):36-41.

7. Белогаш М. А., Мельничук М. В. Когнитивные аспекты развития информационно-образовательной среды в высшей школе в эпоху цифровизации. Российский гуманитарный журнал. 2020;9(2):123-132.

references

1. Maksakova A. E. Educational activity at the university in the context of modern requirements. Bulletin nauki i praktiki = Bulletin of Science and Practice. 2021: 4(7):437-443. (In Russ.).

2. Boyarinova V. G. New educational technologies in the higher school system. Universum: psihologiya i obrazovanie = Universum: Psychology and education. 2020;9(75)4-6. (In Russ.).

3. Belyakova E. G., Zakharova I. G. Interaction of university students with educational content in an informational educational environment. Obrazovanie i nauka = Education and science. 2019; 3(21):77-105. (In Russ.).

4. Gushchin A. V. Organizational and pedagogical conditions for the effective development of the electronic information and educational environment of a higher educational organization. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. = Scientific review. Pedagogical sciences. 2017;(5):34-41. (In Russ.).

5. Vezirov T. T. Application of the virtual information and educational environment of the university in the preparation of bachelors. Pedagogicheskii jurnal = Pedagogical journal. 2016;(3):98-113. (In Russ.).

6. Shilova O. N. Digital educational environment: pedagogical view. Chelovek i obrazovanie = Man and education. 2020;2(63):36-41. (In Russ.).

7. Belogash, M. A., Melnichuk, M. V. Cognitive aspects of the development of the informational educational environment in higher education in the era of digitalization. Liberal Arts in Russia. 2020; 9 (2):123-132. (In Russ.).

информация об авторе

Татьяна Анатольевна Танцура — доцент Департамента английского языка и профессиональной

коммуникации, Финансовый университет, Москва, Россия

TATantsura@fa.ru

about the author

Tatiana A. Tantsura — Associate professor of the Department of English for Professional Communication,

Financial University, Moscow, Russia

TATantsura@fa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.