Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА МОТИВАЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ'

СПЕЦИФИКА МОТИВАЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
165
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / цели / интересы / ценностные ориентации / девиантное поведение / первичное и вторичное девиантное поведение / учебный процесс. / motivation / goals / interests / value orientations / deviant behavior / primary and secondary deviant behavior / educational process.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — М.А. Крылова

В статье рассматривается мотивация студентов, нарушающих институциональные нормы, принятые в вузе (первичная девиация), которые могут быть сопряжены с более серьёзными отклонениями в поведении индивида и/или группы (вторичная девиация). Методологическим основанием исследования были выбраны: типология видов деятельности М.Вебера, построенных на ценностно-ориентированной мотивации, и типология, построенная на первоначальной ориентация школьников на обучение в вузе по специальности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specifics of motivation of deviant behavior of students in the educational process

The article examines the motivation of students who violate the institutional norms adopted at the university (primary deviation), which may be associated with more serious deviations in the behavior of an individual and/or a group (secondary deviation). The methodological basis of the study was chosen: the typology of M.Weber's activities based on value-oriented motivation and the typology based on the initial orientation of schoolchildren to study at a university in their specialty.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА МОТИВАЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

DOI: 10.24412/1994-3776-2022-1-81-86

УДК: 316.6

М.А. Крылова

СПЕЦИФИКА МОТИВАЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

M. Krylova. The specifics of motivation of deviant behavior of students in

the educational process

Аннотация. В статье рассматривается мотивация студентов, нарушающих институциональные нормы, принятые в вузе (первичная девиация), которые могут быть сопряжены с более серьёзными отклонениями в поведении индивида и/или группы (вторичная девиация). Методологическим основанием исследования были выбраны: типология видов деятельности М.Вебера, построенных на ценностно-ориентированной мотивации, и типология, построенная на первоначальной ориентация школьников на обучение в вузе по специальности. Ключевые слова: мотивация, цели, интересы, ценностные ориентации, девиантное поведение, первичное и вторичное девиантное поведение, учебный процесс.

Контактная информация: 198326, г. Санкт-Петербург, ул. Политрука Пасечника, д. 7 e-mail: krulova72@mail.ru

Abstract. The article examines the motivation of students who violate the institutional norms adopted at the university (primary deviation), which may be associated with more serious deviations in the behavior of an individual and/or a group (secondary deviation). The methodological basis of the study was chosen: the typology of M.Weber's activities based on value-oriented motivation and the typology based on the initial orientation of schoolchildren to study at a university in their specialty.

Keywords: motivation, goals, interests, value orientations, deviant behavior, primary and secondary deviant behavior, educational process.

Contact information: 7 Politruk Pasechnik str., St. Petersburg, Russia, 198326; e-mail: krulova72@mail.ru

Девиантное поведение - одна из «вечных» проблем социальной теории и практики любого общества. Традиционно, распространение видов отклоняющегося поведения в большей мере затрагивает молодёжь, в том числе и студенчество, в силу присущих социальных и социально - психологических характеристик. Актуальности изучению вопроса добавляет тот факт, что через непродолжительное время студенческая молодёжь станет авангардом общества, и от ее морального, экономического и политического выбора будет зависеть будущее российского общества.

Проблема мотивов и мотивации - одна из стержневых для понимания девиантного поведения. Казалось бы, молодые люди стремятся стать частью социальной группы - студенчества и прикладывают к этому серьезные усилия, однако зачастую не полном объеме исполняют требования, предъявляемых к ним статусом и ролью студента вуза. Почему так происходит? В чём причина этого явления?

Для изучения мотивации девиантного поведения представляется продуктивной типология М. Вебера, об идеальных типах деятельности, мотивации, определяющих поведение личности. М. Вебер выделяет четыре основных типа ценностно-

Крылова Марина Алексеевна - кандидат социологических наук, старший преподаватель. Санкт-Петербургский государственный экономический университет.

M. Krylova - PhD in sociological sciences, senior lecturer. St. Petersburg State University of Economics. N. © Крылова М.А., 2022.

ориентированных мотиваций [3, с.628-630], которые используются нами для систематизации причин девиантности.

У студентов наметились изменения в мотивации учебного поведения. Всё более заметно преобладание целерациональной мотивации учебного поведения, её профессиональной направленности, выгодности, престижности специальности, достижение благополучия материального, статусного. Снижено ценностно-мотивированное отношение к учёбе с позиции общественно-значимой пользы, служения людям. Для группы первичных девиантов в целом характерно снижение целерациональной мотивации к учёбе и резкий скачок традиционных и эмоциональных типов мотивации.

Модель поведения первичного девианта отличается не только неопределённостью учебных мотивов, но и их заметной аффектацией: «не хочу выходить на работу сейчас», «студенческие годы - лучшие годы», «хочу не расставаться со своими друзьями» и тому подобное.

Анализ мотивации, в первую очередь первичных девиантов, предполагает оценку ценностей учёбы, которыми руководствуются студенты. Остановимся на этой проблеме более детально. Мотивационная сфера подвижна, связана с базисными изменениями общественного сознания и системы ценностей. Ценности рассматриваются как общепринятые поведенческие убеждения социальной общности, слоя, относительно цели, к которой следует стремиться. Установка личности на те, или иные ценности материальной и духовной культуры общества определяются как ценностные ориентации [4; 7].

Будучи компонентами механизма социального регулирования, социальные ценности и нормы являются теми средствами, при помощи которых общество на любом этапе своего развития направляет и координирует социальное поведение своих членов. Общество культивирует в своей среде определенные ценности-цели. Для того чтобы они были достижимы, оно предлагает своим членам набор ценностей-средств (норм), реализация которых приводит к желаемым результатам.

Исследования подтверждают социальный факт: в наборе важнейших для студентов ценностей учёба не занимает приоритетных позиций. Первые места в системе ценностей студенты отводят общению, развлечениям, выстраиванию матримониальных отношений, трудоустройству (приобретению первоначального стажа для последующего построения карьеры). Вероятно, молодые люди считают: приоритет дела должен наступать тогда, когда они начнут работать, а время учёбы даёт возможность пожить весело и относительно беззаботно. Следует отметить: ценность учёбы у студентов была бы выше, если бы были преодолены недостатки в личной самоорганизованности и организации учебного процесса.

Неумение организовать свою самостоятельную работу несомненно является отражением и того факта, что в вузы приходят студенты, которые учились в школе посредственно и не привыкли настойчиво и серьезно трудиться. Однако причины неуспеваемости следует искать не столько в «средних способностях студентов», сколько в нежелании серьезно учиться, в обыкновенной лени.

Эту, ставшую уже традиционной, точку зрения разделяют и некоторые студенты. Отвечая на вопросы интервью, они заметили, что если бы поступили на другой факультет (на который хотели), учились бы серьезнее; их нежелание учиться продиктовано отсутствием интереса к профессии и получаемым знаниям.

К сожалению, атмосфера известной разболтанности, возможность учиться «три пишем, два в уме», формирует легкомысленное отношение у части студентов к учебе.

Однако было бы ошибочным утверждать, что в эту группу студентов входят только те, кто не имеет определенной целевой установки на учёбу. Бесспорно, среди

них есть студенты, которые не могут учиться лучше в силу таких вероятных причин, как вынужденные подработки/работа, неполадки в семье, болезнь, цифровая зависимость.

Незыблемой остается истина: для студентов, у которых смысл учёбы подвергнут эрозии, остаётся размытым на протяжении всего курса обучения, характерно пассивное или негативное отношение к своей профессии и специальности, и как итог -неразвитый профессиональный интерес. Таких студентов отличает более низкая академическая успеваемость, а их интересы могут находиться за пределами вузовского обучения и предопределяться иными ценностями.

В сознании части молодёжи происходит деформация важнейших нравственных ценностей, которые говорят о возросшей опасности дрейфа к делинквентному поведению. В ответе на вопрос, считают ли они возможным для себя совершить тот или иной делинквентный поступок, были получены от значительной части студентов в целом положительные ответы вне зависимости от их учёбы.

В одном из коммерческих вузов Санкт-Петербурга, среди студентов 1-5 курсов, в 2019 году проводился опрос, связанный с обучением в настоящем и планами на будущее. Всего было опрошено 300 человек.

Более половины опрошенных студентов либо готовы взять взятку (12,0%) либо могут взять её в зависимости от сложившихся обстоятельств (50,0%). И дать её, соответственно, студенты тоже готовы. Не видят ничего предосудительного в том, чтобы вступить в брак по расчёту половина опрошенных, чаще всего это девушки. Употребление алкоголя и агрессивное поведение вовсе становится своеобразной нормой, не вызывающей осуждения и/или стеснения респондентов.

Схожие данные по последним из цитируемых выше видов девиантного поведения, были получены в 2019 студентами-социологами Саратовского государственного университета [1].

Было опрошено 300 студентов, из которых 46,0% «диагностировали» у себя отдельные виды девиантного поведения: курение (37,0%), склонность к алкоголизму (17,0%), агрессивное поведение (15,0%). В качестве причин чаще назывались «окружающий социум» (31,0%) и «нарушение эмоционального состояния» (18,0%) [1].

Наиболее опасным видом девиантного поведения студенты считают наркоманию (53,5%). А агрессивное поведение (22,8%) и алкоголизм (8,9%) не считается у большинства опрошенных студентов опасными видами девиации [1]. Как отмечалось выше по тексту - это почти нормально. Это способ «эмоциональной разрядки».

По результатам названных исследований следует отметить: нравственные установки в большей степени деформированы у юношей. Они чаще демонстрируют готовность нарушать нормы в зависимости от обстоятельств и менее критично относятся к употреблению алкоголя и проявлению агрессии.

Таким образом, у студентов, в первую очередь у юношей, формируется установка на делинквентное поведение. Оно не жестко коррелируется с первичной девиацией, а скорее обосновывается деформацией общественных ценностей, нравственных норм и является основным фактором распространения делинквентного поведения или вторичной девиации.

Несомненно, что первичные отклонения могут быть вызваны делинквентной направленностью поведения студентов. Случается, что интересы, ценностные ориентации и способы достижения своих целей студенты связывают с установками, потребностями и стандартами неформальной группы общения. Такие референтные группы могут быть ориентированы не только на «фирменную» одежду, деньги, но и на наркотики, пьянство, проституцию, хулиганство и др. проявления вторичной девиации. Делинквентность студентов, как правило, негативно влияет на учебный процесс.

Данная проблемная зависимость нашла отражение в коллективной монографии «Социальные отклонения: введение в общую теорию» [6].

Все перечисленное выше, будет влиять на личность студента, проявляться в его поведении, в его отношении к разным видам деятельности, в первую очередь - будет оказывать влияние на процесс обучения студента.

Помимо анализа на основе веберовской типологии, перспективен анализ девиации в учебном процессе в зависимости от первоначальной ориентации школьников на обучение в вузе. В зависимости от профориентации выпускников школы складываются шесть типов мотивации учебного поведения, на основе которых формируются возможные типы первичной и вторичной девиации.

Первую группу составляют студенты, выбравшие специальность задолго до поступления в вуз. Они характеризуются не только ответственным отношением к учебе, но и более широким кругозором полученных ранее специальных знаний, более высокой мотивацией на приобретение данной специальности.

Вторая группа включает студентов, ориентированных на обучение по конкретной специальности, предметам, так, как они представлялись им.

Зачастую степень информированности о специальности бывает неопределенной, что приводит к традиционной ситуации: студент может разочароваться в избранной специальности, но продолжает учиться, «тянуться» от курса к курсу.

Третью группу студентов характеризует связь мотивов социального и профессионального планов. Студент, выбирает профессию, руководствуясь не только интересом к ней, но и мотивами социального продвижения, возможностью впоследствии сделать карьеру, иметь свой бизнес. При подобном соотношении последний мотив является зачастую преобладающим.

Перечисленные мотивы не мешают студентам успешно овладевать знаниями по профессии, которая им интересна и необходима для будущей или настоящей карьеры и социального продвижения. Для этого типа молодых людей свойственно умение полагаться в основном на себя, характерно стремление к активному расширению и углублению своих знаний: иностранного языка, навыкам работе на компьютере, приобретению навыков ведения бизнеса, умению правильно мыслить и действовать в условиях рыночной экономики, получению правовой подготовки. Можно уверенно предположить, что среди данных студентов молодёжь с первичной формой девиации или отсутствует, или крайне незначительна.

Случается, что школьник, ориентируясь на учебное заведение, зачастую не представляет своих реальных профессиональных перспектив и его ценностная ориентация несколько абстрактна. В таком случае при выборе профессии может срабатывать ориентация на её престиж или ценность. Таким образом, выделяется четвертая группа студентов.

Если на первоначальных стадиях, престиж как абстрактная ценность может мотивировать поведение личности, то на стадии социальной зрелости престиж, как ценностный регулятив, обязан быть «наполнен» конкретными достоинствами профессии. Если подобной трансформации не происходит, то неизбежен конфликт. Молодые люди приходят к разочарованию, а общество - к неоправданным издержкам.

Исследования последних лет подтвердили общую тенденцию: в ценностных ориентациях современного студенчества преобладают материальные ценности и все, что с ними связано. Подобные ориентиры характерны для пятой группы. За последнее время эта группа увеличилась.

Материальные ценности преобладают и при выборе будущей профессии. В этом случае, материальная ориентация предшествует профессиональной и составляет ее

основу. Мотивация поведения в этом случае направлена на получение большего объёма денег.

Цитируемое выше положение подтверждают результаты исследования, проведённого В.К. Потёмкиным и Д.В Вельмисовой и опубликованного в 2021 году. Опрашивался персонал финансово-кредитной сферы, значительную часть которого составляли респонденты в возрасте 20-29 лет (38,0%), т.е. недавние выпускники вузов. «Было зафиксировано, что смыслы непрерывного обучения, творчества, познания не являются для работников значимыми. В большей степени деятельность работников направляется их стремлением к материальному благополучию, социальной и финансовой стабильности, безопасности, бытовому комфорту» [5].

В данном случае мы имеем дело с группой, ориентированной не на профессиональный интерес, не на самореализацию, а на удовлетворение чисто материальных потребностей.

Можно предположить, что в рассматриваемой когорте бывших студентов много тех, кто не испытывал ни интереса, ни желания овладевать дополнительными или даже необходимыми навыками для лучшего исполнения в будущем профессиональной роли. С долей вероятности можно утверждать, что они выбирали эту специальность лишь потому, что люди, работающие по ней, получают больше денег. Такие студенты, как правило, имеют слабую мотивацию учебной деятельности и в будущем становятся специалистами среднего уровня. Все это становится следствием деформации ценностной ориентации и конечном итоге влияет на жизненные установки, может повлечь за собой проявления не только девиантного, но и делинквентного поведения.

Анализ ценностных ориентаций студентов показывает, что на момент поступления в вуз, часть пришедших в его стены студентов, являются людьми случайными, так как попали в вуз по случайным мотивам. Это шестая группа студентов.

Одно из первых мест среди «случайных» мотивов назывались: отсутствие желания служить в российской армии, «решение родителей», «невозможность уехать учиться в другой город» или напротив, выбор именно крупного города как самоцели, безотносительно выбора вуза, специальности. Подобный расклад объясняется экономической ситуацией, нежеланием повторять сценарий жизни родителей в провинциальном городе и.т.п. Хотя встречается отсутствие каких-либо мотивов как таковых: «всё равно куда»; «случайно».

Пришедшие в вуз студенты по случайным мотивам, не ориентированы на получение определенной специальности, не имеют стойкого интереса к учебе. Это не означает, что среди них нет тех, у кого возникнет интерес в процессе обучения. Однако среди этой категории студентов часто встречаются также те, кто покидает вуз.

Следует отметить, что студенты второй, четвертой и шестой групп могут пополнить ряды первичных девиантов, «разочарованных» в приобретаемой специальности. Число «разочарованных» растет от года к году и на 4 курсе (после прохождения практики) достигает «пикового» числа студентов.

В этой связи актуализируется работа самого учебного заведения с потенциальными абитуриентами. Задача этой работы на начальном этапе -минимизировать количественный состав четвертой и шестой групп через организацию всех форм работы приёмной комиссии с потенциальными абитуриентами.

Последующая работа с уже зачисленными студентами, как справедливо отмечает заведующий кафедрой, профессор, В.К. Потёмкин, знающий и понимающий суть рассматриваемого вопроса, должна строится «при наличии партнерства между работодателями и вузами, результатом которого станет соотнесение ценностно-мотивационных смыслов молодых специалистов с задачами, стоящими перед бизнес-

сообществом конкретных отраслей экономики». Им предлагаются различные формы подобного взаимодействия, преследующие единую цель - «привести к значительному повышению качества подготовки специалистов» [5].

Итак, мотивы, определяющие учебно-познавательную активность разнообразны: от интереса, потребности в знании до меркантильных и иных установок у студентов. Однако те же мотивы могут в определенных ситуациях провоцировать девиантное поведение студентов.

Литература

1. Алексеева В., Бурачевская К. Итоговый отчёт о проведении социологического исследования «Практики девиантного поведения среди студентов саратовских вузов» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Саратовского государственного университета. - Режим доступа: ШрБ ://www.sgu.ru/structure/sociological/news/2019-12-20/у-поуаЪге-2019-goda-studentami-4-kursa-паргау1етуа (дата обращения 10.02.2022)

2. Большая зарплата или работа по специальности? Аналитический обзор ВЦИОМ, 2019 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9655 (дата обращения: 10.02.20221 г.)

3. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. - М.: Прогресс, 1990 - 808 с

4. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельность. - М.: Наука, 1988. - 192 с.

5. Потёмкин В.К., Вельмисова Д.В. Ценностно-личностные и профессиональные ориентиры студентов нового поколения [Электронный ресурс] // Материалы VI Международной научно-практической Интернет-конференции. - Режим доступа: https://5konferentsia-2020.b1ogspot.com/p/b1og-page_55.html (дата обращения 10.02.2022).

6. Социальные отклонения: введение в общую теорию / Под ред. В.Н. Кудрявцева. - М.: Юридическая литература, 1989. - 320 с.

7. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения - М.: Логос, 2003. - 136 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.