Научная статья на тему 'ИСТОКИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРАКТИКАХ'

ИСТОКИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРАКТИКАХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
529
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная норма / девиантное поведение / первичная девиация / вторичная девиация / позитивная девиация / негативная девиация / учебный процесс / студенты вузов. / social norm / deviant behavior / primary deviation / secondary deviation / positive deviation / negative deviation / educational process / university students.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — М.А. Крылова -

В статье описаны теоретические подходы к изучению девиантного поведения и трудности, с которыми может столкнуться исследователь. Внимание автора от общеметодологических проблем переходит на конкретную область – теоретическое обоснование изучения девиантного поведения студентов в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The origins and social bases of deviant behavior in modern social practices

The article describes theoretical approaches to the study of deviant behavior and the difficulties that a researcher may face. The author's attention moves from general methodological problems to a specific field – the theoretical justification of the study of deviant behavior of students in the educational process.

Текст научной работы на тему «ИСТОКИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРАКТИКАХ»

DOI: 10.51692/1994-3776_2021_3_84 УДК 316.624

М.А. Крылова

ИСТОКИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРАКТИКАХ

M.A. Krylova. The origins and social bases of deviant behavior in modern

social practices

Аннотация. В статье описаны теоретические подходы к изучению девиантного поведения и трудности, с которыми может столкнуться исследователь. Внимание автора от общеметодологических проблем переходит на конкретную область - теоретическое обоснование изучения девиантного поведения студентов в учебном процессе.

Ключевые слова: социальная норма, девиантное поведение, первичная девиация, вторичная девиация, позитивная девиация, негативная девиация, учебный процесс, студенты вузов. Контактная информация: 198326, г. Санкт-Петербург, ул. Политрука Пасечника, д. 7; тел.: 8-950039-35-02, e-mail: krulova72@mail.ru

Annotation. The article describes theoretical approaches to the study of deviant behavior and the difficulties that a researcher may face. The author's attention moves from general methodological problems to a specific field - the theoretical justification of the study of deviant behavior of students in the educational process.

Key words: social norm, deviant behavior, primary deviation, secondary deviation, positive deviation, negative deviation, educational process, university students.

Contact information: 198326, St. Petersburg, st. Politruk Pasechnik, 7; tel .: 8-950-039-35-02, e-mail: krulova72@mail.ru

Девиантное поведение - одна из «вечных» проблем социальной теории и практики любого общества. В сложном и постоянно меняющемся мире, не существует единой и неизменной системы норм. Эти нормы не тождественны между собой, соответственно, их нарушения различны по последствиям.

В последнее время внимание исследователей привлекают нарушения, не приводящие к радикальным изменениям, но способные привести к ряду негативных последствий для личности носителя типа поведения, социальной группы / социального института, в которые включён носитель отклоняющегося поведения. Этот тип нарушений будет рассмотрен в статье.

В девиантологии дефиниция «отклоняющееся поведение» определяется через ряд понятий: «антисоциальное», «делинквентное», «девиантное», «деструктивное», «диссоциальное», «дезорганизующее», «нонкомформное», «противоправное», «преступное», «аморальное», «патологическое». Подобная синонимия стала возможной по нескольким причинам. Во-первых, она отражает накопление эмпирических данных и опыт их первоначальных теоретических интерпретаций в этой области знаний. Во-вторых, данная проблема долгое время изучалась в рамках психологии, криминалистики, медицины; социология частично заимствовала категориальный аппарат данных наук. В-третьих, сказалось влияние историко-критических обзоров зарубежных исследований, публикуемых в период зарождения отечественного направления социологии девиантного поведения. Наконец следует обратить внимание на факт интерпретации отклоняющегося поведения в

Крылова Марина Алексеевна - кандидат социологических наук, старший преподаватель. Санкт-Петербургский государственный экономический университет.

M. Krylova - PhD in sociological sciences, senior lecturer. St. Petersburg State University of Economics. © Крылова М.А., 2021.

рамках позитивной направленности - «позитивные девиации». Всё описанное выше определяет трудности методологического характера в исследованиях девиации.

Классификация любых видов социального поведения определяется её критерием. Применительно к понятию девиантное (отклоняющееся) поведение критерием выступают средства регуляции социального поведения, а точнее их вид - социальные нормы.

Наибольшее значение для понимания причин девиации имеют классические работы Э. Дюркгейма [4], Р. Мертона [6], Т. Парсонса [7].

Традиция изучения поведения в дихотомической связке «норма - девиация», восходит к работе Э. Дюркгейма «Норма и патология» [5]. В ней обосновывается понятие нормы, как некоторого процента социальных болезней, характерного для данного общества и отклонения, патологии - резкого численного увеличения нормативного показателя [5]. В работах Р. Мертона поднимается проблема разрыва между целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения [6], а также Т. Парсонса, об отсутствии интеграции людей с социальными институтами [7]. А также в работах А.Коэна, о культурных образцах поведения, которые могут считаться отклонением, если основаны на нормах другой культуры [5].

Российский социолог Я. Гилинский видит причину девиации в наличии социального неравенства, достигшего в нашем обществе непропорциональных размеров, и как следствие этого, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для различных социальных групп.

В.К. Потёмкин, анализируя типы производственного поведения, обосновал типологию девиантного поведения, в которой выделил пассивно-конформистский тип поведения (работник нуждается в постоянном настрое на производственную деятельность, контроле со стороны органов управления). По логике автора, пассивный тип может явиться ступенью к собственно девиантному производственному поведению работника, выступая в роли преддевиантного поведения, требующего соответствующей корректировки со стороны органов управления и/или трудового коллектива [8, С.174].

В социальных науках существует общепринятое понимание нормы, как правила, предписания, служащего общими указаниями для социального действия. Такое определение наиболее часто встречается в социологических, философских, правовых словарях.

Под «социальной нормой» понимают спонтанно сложившейся в обычаях и традициях и сознательно установленной законодателем меры обязательного, дозволенного или запрещенного поведения и деятельности людей, социальных систем. Отступление от существующих социальных норм, их нарушения характеризуются как социальные отклонения. При анализе социальных норм в описании механизма их функционирования обращают внимание на два важных аспекта.

С одной стороны, в обществе существуют две большие группы социальных норм. В первую из них входят те нормы, которые неизменно встречаются у всех народов и во все времена, потому что без них невозможно существование человеческого общества, а их возникновение обусловлено сущностью человеческого общежития. Эти нормы определяются как безусловные. Вторую группу норм составляют условные нормы [9, С.10]. Это такие образцы поведения и деятельности, которые считаются должными, хотя у других народов, в другие времена, они могут считаться не нормативными, патологическими.

Все безусловные и условные нормы делятся, в свою очередь, официальные и неофициальные. Кроме того, любая социальная норма может быть истинной и ложной.

Истинная норма - норма, которая верно отражает объективное значение для общества данного типа поведения или деятельности, как наносящего или не наносящего ему вреда; ложная норма - это такая условная норма (официальная или неофициальная), в которой

неверно отображено отношение данного типа поведения или деятельности к общественному благу в настоящий момент [9, С.10].

Следовательно, истинность или ложность той или иной нормы не устанавливается чьей-либо точкой зрения. Ее критерием выступает общественная практика.

Все безусловные нормы являются истинными и образуют нормативный фундамент человеческого общежития. Условные же нормы могут быть как истинными, так и ложными. Однако часть условных норм может не иметь истинность значений. Это так называемые «истинностно-нейтральные» нормы [9, С.10]. Их примером может служить разрешение или запрещение гомосексуализма или проституции.

Подобная позиция учитывает лишь функционирование социально-нормативной системы, однако следует принимать во внимание процессы развития и качественных изменений социальных систем, когда одни и те же поступки, действия, отношения оцениваются с позиции наличной нормативной системы как социально вредные, антисоциальные, в то время как с позиции будущего являются социально полезными, прогрессивными. Так предпринимательство, индивидуализм в поведенческой ориентации десяток лет назад оценивались как отклонения от советского образа жизни. Сейчас это становится нормой. Кроме того, изменение оценок социального поведения в нормативной системе может быть связано с углублением социального познания, развитием науки.

Учёные, изучая социальные нормы, справедливо обращают внимание на то, что норма и отклонение - парные категории. Невозможно исследовать социальные отклонения в отрыве от норм, о нарушении которых идет речь. Сложность структуры социальных норм, процессы их институциализации, противоречивость между нормой и результатом ее действия определяют широкую вариативность в определении отклонения от социальных норм.

В этих условиях для отечественной социологической школы характерно строительство «каркаса» понятийного аппарата, позволяющего авторам с общих концептуальных позиций непротиворечиво описать социальные отклонения, оценив их социальную значимость. В качестве примера приведем два типа классификации отклоняющегося от социальных норм поведения, используемых в научных работах.

Наиболее ранней является классификация, предложенная В. Афанасьевым и И. Маточкиным [1], в которой авторами делается попытка развести понятия, характеризующие отклоняющееся поведение. Ими выделяются:

- социально-нейтральное поведение - включает новые, еще незрелые социальные отношения, которые в силу неясности, несформированности, не могут быть предметом нормативного регулирования;

- антисоциальное поведение - включает направленность против урегулированных социальными нормами отношений. Это поведение, при котором субъект осознает антисоциальность своих действий и нарушение определенной социальной нормы.

- асоциальное поведение - субъект не осознает антисоциальность своего поведения (душевнобольные, дети);

- патологическое поведение - определено не строго, в него авторы включают действия, объединенные понятием «уход» от действительности.

Данная классификация характеризует отклонения от социальных норм в целом как негативное явление и отражает традиционно сложившийся юридический подход к проблеме.

Одной из последних классификаций, обобщившей интерпретации понятий девиантного поведения, явилась разработка Т. Шипуновой [9, С.11-12].

Девиация или аномальный акт - характеризуется автором как любое отклонение от социальной нормы. Здесь выделяются следующие виды отклонений:

- негативное отклонение (патологический акт) - это акт нарушения истиной нормы (моральной или правовой);

- позитивное отклонение - это нарушение ложной нормы (моральной или правовой);

- нейтральное отклонение - это нарушение истинностно-нейтральной нормы;

- делинквентное отклонение (преступление) - нарушение нормы уголовного права;

- деликт - деяние, нарушающее норму иного (помимо уголовного) вида права -гражданского, административного и т. п.

С учетом приведенных выше классификаций разделения отклонений, можно строить обоснованную политику, которая будет пресекать не все виды отклонений, а лишь негативные формы, в том числе на начальных этапах.

Трактование отклоняющегося от норм поведения неоднозначно. Отклонения от норм может иметь как негативный, так и позитивный смысл.

Наиболее полно данный подход представлен в работах Я.И. Гилинского, где рассматривается не только деструктивность девиации как потенциального зла или патологии, но обращается внимание на девиацию, носящую позитивный характер -одаренность, талант, аскетизм и тому подобное [2].

Чаще под отклонением от социальных норм понимается сфера отрицательного, негативного поведения.

Ряд ученых рассматривают девиацию только в негативном контексте. Подобная оценка девиантному поведению еще преобладала в учебниках по социологии, выпущенных до 1998 г. В них девиация рассматривается в крайних формах проявления: пьянство, преступность, наркомания, проституция; то есть всего того, что определяется таким понятием, как делинквентность. В связи с тем, что данный термин вошел в научный оборот, неоправданно допускать отождествления делинквентности и девиации. Такое понимание девиации обедняет изучение отклоняющихся явлений, делая их предметом исследования частноспециальных дисциплин: суицидологии, криминалистики, психиатрии.

В противовес этой позиции в девиантологических исследованиях всё более активизируется обращение к широкой трактовке девиантного поведения, которая восходит к работам Э. Лемерта. Он относил к девиантному поведению любые отклонения от нормы, подразделяя их на виды: первичные, к которым относятся незначительные проступки и отклонения, и вторичные, которые, по сути, и составляют делинквентное поведение.

Некоторые ученые полагают, что нарушения нравственных норм, незначительное отклонение от норм поведения, не являются девиантными как таковые, а представляют собой преддевиантное поведение.

Подобная позиция комментируется не только степенью очевидной опасности форм подобного поведения для общества и личности носителя, но и, как упоминалось ранее, отсутствием четкого разделения на норму и отклонение, а, следовательно, и проблематичностью, в определении того, какое именно поведение считать девиантным, а какое - нормативным. Рассматриваемый сюжет актуализируется, в большей степени, при усложнении общества, когда социально-нормативная система становится неоднородной, а порой нормы одних социальных групп населения противоречат нормам других социальных групп и общностей. В условиях подобной конкуренции норм, приоритетными являются правовые нормы, отклонения от которых и могут быть четко определены как девиация.

Таким образом, девиантное поведение рассматривается как отклонение от любых (моральных или правовых) норм, включающее в себя любое поведение: от эксцентричного поступка до преступного деяния; от инновационной деятельности до гениальности. И носит как созидательный (позитивный), так и деструктивный (негативный) характер. Все они являются сферой интересов исследователей, требуют своего познания.

Острая дискуссия вокруг поднимаемой проблемы дефиниций развернулась на Всероссийском социологическом конгрессе в Санкт-Петербурге, где было продолжено обсуждение продуктивности анализа девиации с позиции первичности - вторичности либо преддевиантности - делинквентности.

К разновидности первичной девиации относятся отклонения в учебном процессе. Обращение к исследованию этого круга вопросов определяется следующими факторами.

Структурные социально-экономические, политические и духовные изменения в общественной жизни наиболее заметно отразились на молодежи и ее когорте - студенчестве. Поведение с девиантной направленностью стало широко распространенным. Отмечается рост делинквентности в различных молодежных группах, в том числе и среде студенчества. Радикальные изменения происходят в ценностных ориентациях молодежи. Они связаны с изменением мотивации к учебе, выбранной профессии, отношением к предстоящей профессиональной деятельности. Границы между делинквентным поведением и первичной девиацией среди молодежи, в том числе и среди студенчества, становятся зачастую весьма условными.

Анализируя, в первую очередь уровень делинквентности у студенчества, исследователи практически не затрагивают формы первичной девиации, которые более всего проявляются в основном виде деятельности студента - его учебе. Свидетельства первичной девиации студентов позволяют делать предположения о ментальности нового поколения интеллигенции, о ее возможностях выполнения своих социальных задач в обществе. Обратимся к характеристикам девиантности студентов в учебном поведении.

Нарушение официально зафиксированных норм учебного процесса, отказ от выполнения студентом предписанной и ожидаемой роли, принятие модели поведения по сути своей девиантной или делинквентной, исключающей успешное обучение в вузе и соблюдение требований, предъявляемых вузом, по разным, как объективным (состояние здоровья, семейное или материальное положение и тому подобное), так и субъективным причинам (несогласие с рядом норм вуза в пользу неформальной, референтной группы общения; смены интересов, ценностных ориентаций) может быть определено как первичный вид девиантного поведения, а студентов, принимающих его - студентами с девиантной направленностью в поведении или студентами - первичными девиантами. Таким образом, основным критерием социальной нормы и отклонения от нее в учебном процессе, выступает: успеваемость - неуспеваемость студента; несоблюдение им требований учебной дисциплины (неподготовленность к занятиям, их пропуски без уважительной причины, обман на экзаменах и тому подобное); нарушение административных норм.

Проиллюстрируем свою позицию на конкретных фактах. Норма учебного поведения означает успеваемость студента на «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично». Отклонение от нормы в учебном процессе влечёт получение итоговой неудовлетворительной оценки. Ей, как правило, предшествует запущенный материал, отсутствие постоянного пополнения учебной базы знаний студента, что, в конечном итоге, приводит к «не вписыванию» такого студента в группу «нормально» успевающих однокурсников. Следствием чего, как правило, является отчисление. Такой студент с нежеланием исполняет обычные студенческие виды деятельности, а часто, в силу отсутствия знаний, умений, навыков не имеет возможность это делать. Возникает вопрос, какие причины побудили данного студента к отказу от исполнения традиционных студенческих ролей? Почему студент, пришедший в вуз для овладения специальностью, выдержавший конкурс или заплативший за обучение деньги игнорирует то, к чему так стремился? Подобные вопросы требуют не поверхностного ответа, а своего специального изучения.

Чтобы ответить на вопросы, сформулированные выше, необходимо выявить причины подобного поведения. Поэтому, важное место в социологической литературе занимает

изучение причин и мотивов девиантного поведения. Публикации российских авторов по этой проблеме опираются на методологию западной классической социологии. Например, идеи Ч. Ломброзо и У.Х. Шелдона, которые причину девиации видели в морфологической конституции человека остаются востребованными в научном мире. В работах Н.Дубинина, Н. Карпец, В. Кудрявцева раскрывается генетическая основа делинквентности [3].

Перечисленные выше позиции имеют право на существование, так как дают специфический срез реально действующих отношений. Анализ методологической составляющей девиантного поведения свидетельствует о пристальном внимании к этой проблеме как отечественных, так и зарубежных учёных. Однако изучение девиации в её различных проявлениях в студенческой среде явно недостаточно.

Литература

1. Афанасьев В.С., Маточкин И.В. К вопросу о понятии антисоциального поведения // Вестник МГУ. Серия 17. Социология. 1979. Вып. 3. С.73-80.

2. Гилинский Я. И. Творчество: норма или отклонение? [Электронный ресурс]// Официальный сайт федерального образовательного портала «Экономика. Социология. Менеджмент». URL: https://ecsocman.hse.ru/text/16773533/ (дата обращения 13.06.2021)

3. Дубинин Н.П. и др. Генетика, поведение, ответственность: о природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения / Н.П.Дубинин, И.И.Карпец, В.Н.Кудрявцев. - М.: Политиздат, 1989. - 350 с.

4. Дюркгейм Э. Норма и патология [Электронный ресурс] // Официальный сайт федерального образовательного портала «Экономика. Социология. Менеджмент». URL: https://ecsocman.hse.ru/data/546/879/1217/008x20dx40RKGEJM.pdf (дата обращения 13.06.2021).

5. Коэн А.К. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения / Сокр. пер. с англ. Г.В. Осипова [Электронный ресурс] // URL. https://nauchi.livejoumal.com/12701.html (дата обращения 13.06.2021)

6. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия [Электронный ресурс] // Официальный сайт федерального образовательного портала «Экономика. Социология. Менеджмент». URL: https://ecsocman.hse.ru/data/822/897/1216/009x20mERTON.pdf (дата обращения 13.06.2021).

7. Парсонс Т. Система современных обществ // Перев. с англ. А.Седова. Под ред. М.С. Ковалевой [Электронный ресурс] // Официальный библиотечный сайт Booksee.org. URL: https://booksee.org/book/525814 (дата обращения 13.06.2021)

8. Потёмкин В.К. Управление персоналом: Учебник для вузов.- СПб.: СПбГУЭФ, 2009.

9. Шипунова Т.В. Система понятий социологии девиантного поведения: автореф. дис. канд. социол. наук. - СПб, 1997. - 20 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.