СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Евдошенко О.В. Email: Evdoshenko669@scientifictext.ru
Евдошенко Ольга Викторовна — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра общеобразовательных дисциплин, Северо-Кавказский филиал Российский государственный университет правосудия, г. Краснодар
Аннотация: статья посвящена проявлению девиантного поведения в целом, и среди подростов в частности, как одной из социальных проблем современного общества. Статья подробно рассматривает вопросы форм проявления девиации, причины девиантного поведения непосредственно у подростков. Особое внимание уделено мерам профилактики и борьбы с проявлениями девиантного поведения среди подростков, которые носят комплексный характер. Эффективными указанные меры могут быть только при участии психолога и укреплении семейных отношений.
Ключевые слова: девиантология, девиантное поведение, социальная норма, семья.
DEVIANT BEHAVIOR OF TEENAGERS AS A SOCIAL PROBLEM OF MODERN SOCIETY Evdoshenko O.V.
Evdoshenko Olga Viktorovna - PhD in Pedagogics, Associate Professor, DEPARTMENT OF GENERAL SUBJECTS, NOTH CAUCASUS BRANCH RUSSIAN FEDERATION RUSSIAN UNIVERSITY OF JUSTICE, KRASNODAR
Abstract: the article is devoted to the manifestation of deviant behavior in general, and among adolescents in particular, as one of the social problems of modern society. The article detail considers questions offorms of manifestation of deviation, the causes of deviant behavior directly in adolescents. Special attention is paid to measures ofprevention and control of manifestations of deviant behavior teenagers who have complex character. Effective these measures can be only with the assistance of the psychologist and strengthening of the family relations. Keywords: deviantology, deviant behavior, social norm, family.
УДК 37.013.78
Высокая научная и общественная значимость проблемы девиантного поведения находит подтверждение в многочисленных теоретически™ прикладных исследованиях этого вопроса. В настоящее время для обозначения дисциплин, изучающих девиантность и девиантное поведение, введен термин «девиантология», который изучает отклонения от нормы.В рамках отдельных наук (социологии, криминалистики, социальной и клинической психологии,медицины) накоплен обширный теоретический и эмпирический девиантологический материал.
Если обратиться к корню данного термина, то в переводе с латинского языка «девиация» означает «отклонение от общего курса» [1, с. 11].Мы можем встретить данное определение и в биологии, где оно означает «универсальное свойство живых организмов, основанное на законе биологической изменчивости и проявляющееся в отклонении индивида от общей линии развития группы». [2, с. 124]
Изучая понятие «девиантное поведение», нельзя не упомянуть, в первую очередь, точку зрения Я.И. Гилинского, который рассматривал девиацию с позиции социальных норм, при этом отмечая, что «социальная норма - это исторически сложившийся в конкретном обществе предел, мера допустимого поведения». Соответственно, девиантность определяется как «соответствие или несоответствие поступков социальным нормами (ожиданиям)». [3, с. 2]
В тоже время, стоит упомянуть, что социальную норму невозможно трактовать столь однозначно. В разное время, в разных социальных группах, при разных жизненных ситуациях значение «социальной нормы» может быть разным.К примеру, убийство является
преступлением, а соответственно опасно для общества, не является его нормой, с позиции морали и религии так же осуждаемо. Соответственно лишение жизни другого человека является примером девиации. Однако убийство в условиях военного времени являетсядопустимым и более того, иногда даже поощряемым. Или другой вариант, когда убийство произошло в условиях крайней необходимости или необходимой обороны - тоже не всегда общество осуждает убийцу, чаще сочувствует ему, оправдывая содеянное по принципу «Убил, потому что другого выхода не было... Или ты или тебя... Не ты же первый угрожал». Но факт остается фактом - во всех этих примерах совершен один вид преступления - убийство. Но как по-разному на это смотрит общество. Таким образом, можно смело утверждать, что социальная норма не всегда однозначна, а изменчива и спорна.
В качестве обязательных атрибутов социальных девиаций девиантология выделяет следующие:
1) расхождение между индивидуальной линией развития индивида и доминирующими ценностями/тенденциями общественной жизни;
2) негативная реакция общества, идентификация/стигматизация данного расхождения как социально нежелательного — девиантного, анормального, антисоциального, асоциального, преступного, сексуально-ненормального;
3) стремление общества контролировать и устранять нежелательное поведение и его носителей в форме остракизма, наказания, изоляции, уничтожения (в крайних случаях);
4) ограничение прав носителей девиации, ограничение их социальных возможностей, социальная дезадаптация и снижение качества жизни. [4, с. 113]
Проявления девиации неоднородны и включают в себя большое разнообразие типов поведения: не только кражи или оскорбления, но и занятия колдовством или пьянство, например. Таким образом, объектом изучения девиантного поведения в социологии выступают более широкие, неоднородные категории поведения, в отличие от изучения девиации в криминологии.
Девиантное поведение классифицируется по ряду оснований:
—в зависимости от типа нарушений нормы (право, мораль, этикет);
—по субъекту (индивиды, группы, социальные организации);
—по целевой направленности и мотивации (корыстные, агрессивные) и др. [5, с. 17]
Однако нам представляется наиболее интересна следующая классификация девиантного поведения:
1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии.
2. Поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, в том числе правовые. Предметом нашего исследования является именно данный вид девиации.
Обычно под формами девиантного поведения понимают конкретные проявления отклонений, выраженные в поступках и действиях человека. Стоит отметить, что формы проявления девиации, а также степень их выраженности дифференцируются от достаточно безобидных проявлений(как например, вызывающий стиль одежды)до полного нарушения жизнедеятельности человека (преступность, наркомания, алкоголизм и др.).
Поступки, посягающие на не столь значимые общественные интересы, называются правонарушениями, а в случае, если нарушения более серьезны и наказываются в уголовном порядке, - считаются преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.
Если сузить субъект исследования до подростков, то можно также отметить неоднородность проявления девиантного поведения. Обычно противоправное поведение людей данной возрастной группы начинается с систематических прогулов школы, жестокости по отношению к животным и приобщения к асоциальной компании сверстников. Дальше это может перерасти в мелкое хулиганство, издевательство над слабыми и беззащитными, угон велосипедов и мотоциклов (с целью покататься),кража небольших сумм денег у родителей - и это уже начало преступному поведению, которое может привести и к более тяжким преступлениям. Иногда, но все же реже, может проявляться ввызывающем поведении в общественных местах, мошенничестве и др. Часто ситуация усугубляется связью с неблагоприятной компанией, употреблением алкоголя и других запрещенных препаратов и другими факторами.
Классификация девиантного поведения подростков также включает в себя различные уровни (типы)девиантного поведения:
- криминогенный уровень;
- докриминогенный уровень;
- преддевиантный синдром.
«1. Докриминогенный уровень, не представляющий общественной серьёзной опасности: нарушение норм морали, мелкие проступки, нарушение правил поведения в общественных местах; употребление наркотических, алкогольных, токсических средств; уклонение от общественно-полезной деятельности.
2. Криминогенный уровень, выражающийся в уголовно--наказуемых преступных деяниях. Ядром данного типа девиантного поведения выступают преступность, наркомания, самоубийство, алкоголизм.
3. Преддевиантный синдром, включающий в себя комплекс симптомов, которые приводят индивида к стойким формам отклоняющегося поведения: семейные конфликты, аффективный и агрессивный тип поведения, отрицательное отношение к учебе, антисоциальные формы поведения, низкий уровень интеллекта».[5, с. 18]
Девиантология, так же как и социология и другие науки выделяют и другие формы проявления девиантного поведения.
Причин девиантного поведения так же много, как и форм проявления отклонений. Каждая конкретная жизненная ситуация является следствие не одной причины, а возникает из совокупности таких причин.
Причины девиантного поведения подростков мы попробовали систематизировать и разбить на следующие блоки:
- наследственность (предрасположенность к агрессии, алкоголизму и другим проявлениям асоциального поведения);
- влияние различных факторов социума (популярность криминальной субкультуры, негативное влияние средств массовой информации, нейтральное отношение общества к проявлению девиантного поведения, распространения среди молодежи культа силы, половая раскрепощенность и др.);
- влияние политической, экономической, социальной обстановки в современном обществе (нестабильная политическая обстановка в стране, безработица, низкие доходы в семье, экономическое расслоение общества, ограничение возможности легального заработка подростка, доступность табака и алкоголя для несовершеннолетних);
- проблемы статуса подростка в коллективе (желание казаться взрослым, быть признанным в группе сверстников, произвести впечатление на противоположный пол и др.);
- проблемы в семье (авторитаризм родителей, протест детей, конфликты и отсутствие доверительных отношений в семье, неполная семья и отсутствие авторитета родителей, асоциальный образ жизни родителей как пример нормы,жестокое обращение с детьми, «запущенность детей», загруженность родителей своими проблемами и отсутствие должного внимания к детям и др.);
- отсутствие или слабый уровень внешкольной занятости подростков, отсутствие увлечений и хобби;
- проблемы в обучении (потеря интереса к школев целом, конфликты с педагогами, отсутствие целей дальнейшего обучения и планов на будущее);
- не сформированная система моральных ценностей (отсутствие необходимых ценностей семьи, атрофированное понимание ценностей молодого человека о долге, чести, достоинстве, роли юноши и девушки в современном обществе);
- психологические проблемы подростка (осознание подростком того, что он плохой, нелюбимый, ненужен в семье, следствием всех психологических нарушений становится проявление агрессивности, жестокости, мстительности, депрессии, неуверенности в себе, робости, замкнутости и др.);
- уход в асоциальные компании в связи с возникновением одной или нескольких вышеописанных проблем (криминализация групп досуга, увлечение алкогольными напитками, наркотиками и др.).
Сайт «Подросткового центра Герда» дает следующую удручающую информацию о состоянии подростковой девиации: «По статистики центра за 2017 год, если ничего не предпринимать для предотвращения асоциального поведения у ребенка, из 100 трудных подростков: 21- увлекаются наркотиками; 65 - страдают алкоголизмом; 35 - попадают под уголовное дело; 9 - избивают родителей и родственников; 12 - занимаются проституцией; 1 -пропадают безвести или кончают суицидом». [6]
Масштабы распространения девиантного поведения среди подростков и значение изучаемого субъекта для будущего общества диктуют важность своевременного принятия соответствующих мер. Прежде всего, речь идет о таких мерах, которые бы способствовали ограничению или даже ликвидации причин и факторов приводящих к девиантному поведению.
На практике эти меры принято реализовывать педагогам. Однако лучшего результата можно достичь лишь комплексным воздействием - в этом и проявляется особенность мер профилактики и борьбы с девиантным поведением среди подростков. Поскольку воспитательных мер педагогов оказывается недостаточно, поэтому коррекции поведения подростка осуществляется психологом. Роль психолога здесь заключается в определении истинных (скрытых) причин девиантного поведения, а также в значимости дать верные, необходимые для конкретного подростка рекомендации по отклонению от направленности поведения девиантного характера (как бы парадоксально не звучало, т.е. перенаправить подростка с его линии поведения на поведение, соответствующее социальной норме). [7, с. 5]
Важно понимать, что профилактика и борьба с девиантным поведением среди подростков это процесс длительный и сложный. Психолого-педагогическая работа должна проводиться параллельно с родителями подростка или лицами их заменяющими. В связи с тем, что в процесс борьбы с девиантным поведением подростка должны быть вовлечены все значимые для его жизни лица. И семья в этом случае - играет немаловажную роль, даже в тех семьях, где давно потеряно взаимопонимание. Тем более ценна работа психолога в разрешении семейных конфликтов, в укреплении детско-родительских отношений. Для успешной борьбы с девиантным поведением подростка одной из составляющих успеха является возвращение в систему ценностей (для некоторых подростков - приобретение ценности) семьи и семейных отношений.
В заключении хотелось бы отметить, что профилактическая работа должна быть направлена не только на подростков и их окружение, но и на общие вопросы современной жизни, когда не только дети, но и взрослые считают такое поведение вполне допустимым. Профилактика девиантного поведения заслуживает особого внимания, как со стороны соответствующих служб и государства, так и со стороны всего общества в целом.
Список литературы / References
1. Мокшин В.К. Словарь-справочник по социологии. Архангельск, 2015.
2. Усова Л.П. Девиантное поведение: парадигмы изучения. // Вестник ЗабГУ. 2014. № 4 (107).
3. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб., 2004.
4. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы. Учебное пособие. СПб., 2017.
5. Голубев Ю.В. Основные подходы к классификации девиантного поведения личности // Армия и общество. 2013. №. 2.
6. Профилактика девиантного поведения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: centrgerda.ru (дата обращения: 20.07.2019).
7. Алексеев С.Л. Профилактика девиантного поведения молодежи. Психолого-правовой аспект. M., 2012.