СОЦИОЛОГИЯ
УДК 364
Беляева Анастасия Борисовна
студентка Горно-Алтайского государственного университета
ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА В СЕМЬЕ
Belyaeva Anastasia Borisovna
Student,
Gorno-Altaisk State University
PREVENTIVE TREATMENT OF TEENAGER'S DEVIANT BEHAVIOUR
IN A FAMILY
Аннотация:
В статье рассмотрена классификация и факторы девиантного поведения, проанализирована деятельность социальных служб в отношении семьи, имеющей подростка девиантного поведения, названы меры социальной профилактики.
Ключевые слова:
девиантное поведение, технология социальной профилактики, социальная служба, антисоциальное, асоциальное, аутодеструктивное отклонение, личностный уровень, семейный уровень.
Summary:
The article deals with the classification and the factors of the deviant behaviour. The author analyzes the activities of social services in their work with a family having a teenager with deviant behaviour. The social preventive measures are also reviewed.
Keywords:
deviant behavior, techniques of social prevention, social service, antisocial, asocial, self-injurious deviations, personal level, family level.
На протяжении всей жизни подростка происходит расширение диапазона его социальных ролей: сына, друга, помощника и т. д. Иногда возникают трудности в освоении некоторых из этих ролей, что впоследствии может привести к нарушению поведения. В семье, где воспитывается подросток, необходимо вести профилактические мероприятия по предотвращению девиации.
Семейный доктор О.И. Гетьман определяет девиантное поведение как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам [1].
Огромное разнообразие видов, типов и форм социальных девиаций требует их систематизации и классификации. Е.В. Змановская считает, что в рамках общей теории девиантности созрела необходимость в разработке междисциплинарной классификации девиантного поведения [2]. Ею была предложена следующая классификация поведенческих отклонений, в которой отмечены три основные группы:
1) антисоциальное (противоречащее правовым нормам);
2) асоциальное (уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм);
3) аутодеструктивное (саморазрушительное, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности) [3].
Большинство отклонений зарождаются в семье или могут быть связаны с ней. Занятость обоих родителей, малодетность, устранение детей от домашнего труда и серьезных жизненных проблем часто становятся теми факторами, которые способствуют развитию девиации у подростка. В таких случаях необходимо вмешательство специалистов.
В работе с семьей, имеющей подростка девиантного поведения, нередко используется технология социальной профилактики, которая подразумевает под собою целенаправленную, организованную деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических и других проблем, а также достижение желаемого результата [4].
Профилактика семей с подростком девиантного поведения заключается в создании для семьи и подростка условий и возможностей, которые, с одной стороны, помогут удовлетворить свои потребности социально положительными способами, а с другой - своевременно воспользоваться квалифицированной помощью в субъективно сложной для семьи жизненной ситуации, которая может в дальнейшем перейти в ситуацию риска.
Организацией работы с семьей, имеющей подростка с девиантным поведением, занимаются органы социальной защиты населения, отделы по делам несовершеннолетних, по делам молодежи, здравоохранения, общественных организаций.
Одной из наиболее важных функций социальных служб в профилактической работе с семьей выступает организация воспитательной деятельности, которая включает в себя:
1) педагогическое просвещение родителей;
2) преодоление межличностных конфликтов, выстраивание положительных взаимоотношений между подростком и его семьей;
ОБЩЕСТВО: СОЦИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКА (2014, № 4)
3) увеличение самостоятельности подростков, а именно их способности контролировать свою жизнь и более эффективно решать самим возникающие проблемы в отношении с родителями;
4) создание необходимых условий в семье, в которых подростки могут максимально проявить свои возможности;
5) адаптация подростков в обществе;
6) компенсация нехватки общения семье [5].
Проведя анализ работы специалистов, мы выделили следующие этапы профилактической работы с семьей, имеющей подростка девиантного поведения:
1) составление информационной базы по семье;
2) налаживание контакта с семьей, выяснение причин обращения в социальную службу;
3) диагностика семьи;
4) работа с семьей и приглашенными специалистами (психолог, социальной педагог, социальный работник и др.)
В качестве определяющих мер по работе с семьей, имеющей подростка с девиантным поведением, технология социальной профилактики включает:
1) создание сплоченной группы специалистов, которая будет осуществлять защиту и поддержку подростка и его семьи;
2) создание благоприятной среды, которая позволит создать гармонию в отношениях между подростком и его семьей;
3) создание групп поддержки из специалистов разного профиля, обучающих родителей лучшему способу решения проблем, связанных с подростками;
4) формирование группы специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую помощь;
5) организацию мероприятий по привлечению внимания к проблемам подростков с отклоняющимся поведением [6].
С семьей, имеющей подростка девиантного поведения, необходимо проводить работу, в процессе которой будет показываться неправильность их семейных взаимоотношений, которые обостряют развитие девиантного поведения.
При работе с семьей, имеющей подростка девиантного поведения, принято выделять два основных уровня: личностный и семейный уровень.
1. Личностный уровень - происходит формирование определенных качеств личности, которые создают основу правильного поведения подростка в семье.
2. Семейный уровень - происходит организация влияния на семью подростка отклоняющегося поведения для предотвращения зарождения и развития девиантного поведения [7].
Создавая лучшие условия для проведения профилактической работы на двух уровнях -личностном и семейном, возможно изменить общественные нормы, касающиеся девиантного поведения.
Таким образом, профилактика семей, имеющих подростка девиантного поведения, способствует восстановлению взаимоотношений между подростком и родителями. Данная технология направлена на педагогическое просвещение родителей, консультирование семьи, а также обучает эффективному родительскому взаимодействию с подростком.
Ссылки:
1. Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы. 2-е изд. М., 2007. 220 с.
2. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). М., 2003. 288 с.
3. Там же.
4. Холостова Е.И. Указ. соч.
5. Холостова Е.И., Черняк Е.М., Стрельникова Н.Н. Семейное воспитание и социальная работа : учебное пособие. М., 2011. 292 с.
6. Петрова А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением : учебное пособие. М., 2008. 152 с.
7. Помиратьева Н.В. Семьи с детьми: экономическое положение, социальная поддержка. М., 1996. 44 с.