Научная статья на тему 'Профилактика девиантного поведения подростка в семье'

Профилактика девиантного поведения подростка в семье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2736
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ / СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА / АНТИСОЦИАЛЬНОЕ / АСОЦИАЛЬНОЕ / АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ / СЕМЕЙНЫЙ УРОВЕНЬ / DEVIANT BEHAVIOR / TECHNIQUES OF SOCIAL PREVENTION / SOCIAL SERVICE / ANTISOCIAL / ASOCIAL / SELF-INJURIOUS DEVIATIONS / PERSONAL LEVEL / FAMILY LEVEL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Беляева Анастасия Борисовна

В статье рассмотрена классификация и факторы девиантного поведения, проанализирована деятельность социальных служб в отношении семьи, имеющей подростка девиантного поведения, названы меры социальной профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTIVE TREATMENT OF TEENAGER’S DEVIANT BEHAVIOUR IN A FAMILY

The article deals with the classification and the factors of the deviant behaviour. The author analyzes the activities of social services in their work with a family having a teenager with deviant behaviour. The social preventive measures are also reviewed.

Текст научной работы на тему «Профилактика девиантного поведения подростка в семье»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 364

Беляева Анастасия Борисовна

студентка Горно-Алтайского государственного университета

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА В СЕМЬЕ

Belyaeva Anastasia Borisovna

Student,

Gorno-Altaisk State University

PREVENTIVE TREATMENT OF TEENAGER'S DEVIANT BEHAVIOUR

IN A FAMILY

Аннотация:

В статье рассмотрена классификация и факторы девиантного поведения, проанализирована деятельность социальных служб в отношении семьи, имеющей подростка девиантного поведения, названы меры социальной профилактики.

Ключевые слова:

девиантное поведение, технология социальной профилактики, социальная служба, антисоциальное, асоциальное, аутодеструктивное отклонение, личностный уровень, семейный уровень.

Summary:

The article deals with the classification and the factors of the deviant behaviour. The author analyzes the activities of social services in their work with a family having a teenager with deviant behaviour. The social preventive measures are also reviewed.

Keywords:

deviant behavior, techniques of social prevention, social service, antisocial, asocial, self-injurious deviations, personal level, family level.

На протяжении всей жизни подростка происходит расширение диапазона его социальных ролей: сына, друга, помощника и т. д. Иногда возникают трудности в освоении некоторых из этих ролей, что впоследствии может привести к нарушению поведения. В семье, где воспитывается подросток, необходимо вести профилактические мероприятия по предотвращению девиации.

Семейный доктор О.И. Гетьман определяет девиантное поведение как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам [1].

Огромное разнообразие видов, типов и форм социальных девиаций требует их систематизации и классификации. Е.В. Змановская считает, что в рамках общей теории девиантности созрела необходимость в разработке междисциплинарной классификации девиантного поведения [2]. Ею была предложена следующая классификация поведенческих отклонений, в которой отмечены три основные группы:

1) антисоциальное (противоречащее правовым нормам);

2) асоциальное (уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм);

3) аутодеструктивное (саморазрушительное, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности) [3].

Большинство отклонений зарождаются в семье или могут быть связаны с ней. Занятость обоих родителей, малодетность, устранение детей от домашнего труда и серьезных жизненных проблем часто становятся теми факторами, которые способствуют развитию девиации у подростка. В таких случаях необходимо вмешательство специалистов.

В работе с семьей, имеющей подростка девиантного поведения, нередко используется технология социальной профилактики, которая подразумевает под собою целенаправленную, организованную деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических и других проблем, а также достижение желаемого результата [4].

Профилактика семей с подростком девиантного поведения заключается в создании для семьи и подростка условий и возможностей, которые, с одной стороны, помогут удовлетворить свои потребности социально положительными способами, а с другой - своевременно воспользоваться квалифицированной помощью в субъективно сложной для семьи жизненной ситуации, которая может в дальнейшем перейти в ситуацию риска.

Организацией работы с семьей, имеющей подростка с девиантным поведением, занимаются органы социальной защиты населения, отделы по делам несовершеннолетних, по делам молодежи, здравоохранения, общественных организаций.

Одной из наиболее важных функций социальных служб в профилактической работе с семьей выступает организация воспитательной деятельности, которая включает в себя:

1) педагогическое просвещение родителей;

2) преодоление межличностных конфликтов, выстраивание положительных взаимоотношений между подростком и его семьей;

ОБЩЕСТВО: СОЦИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКА (2014, № 4)

3) увеличение самостоятельности подростков, а именно их способности контролировать свою жизнь и более эффективно решать самим возникающие проблемы в отношении с родителями;

4) создание необходимых условий в семье, в которых подростки могут максимально проявить свои возможности;

5) адаптация подростков в обществе;

6) компенсация нехватки общения семье [5].

Проведя анализ работы специалистов, мы выделили следующие этапы профилактической работы с семьей, имеющей подростка девиантного поведения:

1) составление информационной базы по семье;

2) налаживание контакта с семьей, выяснение причин обращения в социальную службу;

3) диагностика семьи;

4) работа с семьей и приглашенными специалистами (психолог, социальной педагог, социальный работник и др.)

В качестве определяющих мер по работе с семьей, имеющей подростка с девиантным поведением, технология социальной профилактики включает:

1) создание сплоченной группы специалистов, которая будет осуществлять защиту и поддержку подростка и его семьи;

2) создание благоприятной среды, которая позволит создать гармонию в отношениях между подростком и его семьей;

3) создание групп поддержки из специалистов разного профиля, обучающих родителей лучшему способу решения проблем, связанных с подростками;

4) формирование группы специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую помощь;

5) организацию мероприятий по привлечению внимания к проблемам подростков с отклоняющимся поведением [6].

С семьей, имеющей подростка девиантного поведения, необходимо проводить работу, в процессе которой будет показываться неправильность их семейных взаимоотношений, которые обостряют развитие девиантного поведения.

При работе с семьей, имеющей подростка девиантного поведения, принято выделять два основных уровня: личностный и семейный уровень.

1. Личностный уровень - происходит формирование определенных качеств личности, которые создают основу правильного поведения подростка в семье.

2. Семейный уровень - происходит организация влияния на семью подростка отклоняющегося поведения для предотвращения зарождения и развития девиантного поведения [7].

Создавая лучшие условия для проведения профилактической работы на двух уровнях -личностном и семейном, возможно изменить общественные нормы, касающиеся девиантного поведения.

Таким образом, профилактика семей, имеющих подростка девиантного поведения, способствует восстановлению взаимоотношений между подростком и родителями. Данная технология направлена на педагогическое просвещение родителей, консультирование семьи, а также обучает эффективному родительскому взаимодействию с подростком.

Ссылки:

1. Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы. 2-е изд. М., 2007. 220 с.

2. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). М., 2003. 288 с.

3. Там же.

4. Холостова Е.И. Указ. соч.

5. Холостова Е.И., Черняк Е.М., Стрельникова Н.Н. Семейное воспитание и социальная работа : учебное пособие. М., 2011. 292 с.

6. Петрова А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением : учебное пособие. М., 2008. 152 с.

7. Помиратьева Н.В. Семьи с детьми: экономическое положение, социальная поддержка. М., 1996. 44 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.