Pakhomova Svetlana A., Cand. Sc. (Eng.), Associate Professor of Material Science Department, Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russian Federation e-mail: mgtu2013@yandex.ru
ENSURING THE EFFICIENCY OF TEACHING THE COURSE "MODERN METHODS OF STUDYING THE STRUCTURE OF MATERIALS" TO STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES
Annotation. The paper presents recommendations on the system of teaching the course "Modern Methods for Studying the Structure of Materials" to students in the specialty "Materials Science". For a substantial improvement in the quality of education and approximation to practical activity, the article provides recommendations on the independent work of students and an extensive list of references, including, among other things, modern Internet resources.
In developing the curriculum, the requirements of the State educational standard for the preparation of masters in the direction 22.04.01 were taken into account. Keywords. Research methods, materials science, discipline program, recommendations, teaching methods.
ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
СТУДЕНТОВ Сажина Наталья Сергеевна, к.и.н., доцент (e-mail: nata06061976@yandex.ru) Российский государственный профессионально-педагогический университет, г.Екатеринбург, Россия
В данной статье раскрываются особенности профилактики девиант-ного поведения среди молодежи, обучающейся в высшем учебном заведении с учетом влияния семейного воспитания, социального окружения, личностных установок современной молодежи.
Ключевые слова: девиантное поведение, молодежь, профилактика.
В переломные периоды развития любого общества, в наиболее сложном положении, оказывается молодежь, мировоззрение которой находится в процессе становления, а не оформившаяся пока еще система ценностей, трансформирующегося социума, не может предоставить необходимые ориентиры поведения. В данном контексте студенчество выступает наиболее значимой движущей силой социокультурных изменений. Вследствие этого по нравственному состоянию данной социальной группы можно судить о состоянии молодежи и общества в целом.
Проблема отклоняющегося (девиантного, делинквентного) поведения студентов - проблема, учитывающая множество факторов, включает в себя огромный комплекс трудностей.
Статистика показывает, что на главном месте среди социальных проблем детства и юношества стоит семья, которая испытывает кризис уже не одно десятилетие. Атмосфера в некоторых семьях очень тяжелая в нравственном и психологическом планах, что влечет за собой порождение до 90% «трудных» подростков, имеющих отклонения от норм принятых об-
ществом. Для таких семей характерными являются: психологическая несовместимость членов семьи; чрезмерная эмоциональность общения; конфликтность, которая, зачастую, становится предпосылкой к последующей деформации процесса социализации ребенка. Кроме того, психологический климат может ухудшиться и в устойчивых семьях.
При анализе семейного и ближайшего окружения, воздействии их на психосоциальное развитие подростка важно учитывать: стиль воспитания и отношений внутри семьи (конфликтные взаимоотношения, отвержение ребенка, гипоопека или гиперопека, физические насилия и др.); статус семьи (неполная, полная, в состоянии развода); семья с систематическими проявлениями асоциального поведения (наркомания, алкоголизм, аморальный образ жизни, склонности к жестокости и другое)1. Исходя из этого можно сделать вывод, что одним из главных источников возникновения девиантного поведения подростка является его семейное окружение.
Сфера образования является вторым по значимости институтом социализации подростков. Среда, в которой оказывается студент в высшем образовательном учреждении претерпевает глобальные изменения: нарастает дифференциация программ обучения, внедряется все больше «элитарных» форм обучения, все это создает повышенную конфликтность между сверстниками, происходящих из разных социальных слоев общества
В современных отечественных концепциях образования и воспитания производится упор на формирование самостоятельности; личностной активности, культуры в семейных отношениях; ответственности за себя и перед другими; сохранение достоинства личности2.
Рекордный рост и увеличение нагрузок по учебному плану в последние годы становятся характерной чертой высшего образования. Возрастание психических расстройств и хронических заболеваний у студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, проходит с большой интенсивностью. Вместе с тем специалистами было замечено, что частота предельных психических расстройств у студентов всех возрастов колеблется от 23% до 60%. Поэтому многие учащиеся испытывают многочисленные трудности в усвоении образовательной программы.
Сферу микросоциальных отношений выделяют как третью сферу отношений, в которой происходит социализация молодежи. Из-за коммерциализации большинства сфер, позволяющих молодежи развиваться (культурная, образовательная, спортивно-оздоровительная и др.), они стали не-доступными3. Совокупность этих социальных предпосылок создают основу для роста преступной активности среди молодежи.
1 Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей: учеб. пособие. - М.: Дашков и Ко. 2011. С. 144.
2 Ценностный мир современного студента: социологическое исследование: монография / колл. авт.; под ред. В.Т.Лисовского и Н.С.Слепцова. - М., 1992.
3 Плахотнюк, Ю.И. Предупреждение девиантного и преступного поведения несовершеннолетних // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. №2. С. 278-280.
Значительное влияние, в настоящее время, на образование личностного самоопределения, ценностных установок оказывают антисоциальные, де-линквентные, криминальные субкультуры. Студенты вузов продолжают оставаться одной из самых криминально активных частей населения, что подтверждается динамикой их преступности.
В последнее время, число молодых людей, которые состоят на учете в наркологическом диспансере выросло почти в 3 раза, а по токсикомании -в 3,5 раза. Примерно 50% студентов имеют опыт употребления наркотических и токсических веществ, а 85% из них употребляют алкогольную продукцию.
Специалисты отмечают очень высокий уровень психических патологий среди молодежи. По данным официальной статистики, за последние несколько лет, число студентов в возрасте до 22 лет, имеющих психические патологии, увеличилось почти на 27 %.
Ведущее место среди патологий подростков занимают случаи пограничный психических состояний - 70%, второе место приходится на случаи умственной отсталости - 30%4.
Важной социальной проблемой, на данный момент, остается и молодежный суицид. Причины суицида в возрасте от 17 до 25 лет имеют разное происхождение: личностные (одиночество, низкая самооценка, инвалидность); семейные (невнимание со стороны родителей или развод родителей, смерть одного из них); экономические проблемы.
Все эти перечисленные проблемы являются разными гранями одной глобальной проблемы - проблемы девиантного поведения студентов. По этой причине профилактика отклоняющегося поведения невероятно важна.
Девиантное поведение студента - это закономерная реакция студента на жизненные условия, в которых данный он оказался. Следовательно, главной задачей борьбы с девиантным поведением студентов, как раз, является организация специальных профилактических мероприятий, которые помогают уменьшить возможность возникновения всякого рода социально опасных ситуаций.
Концепция профилактики девиантного поведения студентов в современных условиях должна основываться на имеющемся положительном опыте и новых требованиях общества, и включать в себя:
1. Сочетание государственных и негосударственных (общественных) начал, сил и ресурсов в этой деятельности;
2. Сочетание главных задач: непосредственное воздействие на личность, среду ее обитания, деятельность субъектов профилактики и воспитания, общественное, социальное мнение;
3. Специализацию информационного актива, методики, организационных форм, кадров и ресурсов;
4 Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л., Вострокнутов Н.В., Зайцев С.Б., Никифоров Б.А. Девиации подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция: учебник. - М., 2015. С. 28.
4. Распределение функций между участниками профилактики для того, чтобы противодействовать повторению;
5. Определение сферы применения социальной помощи и собственно профилактики, обеспечения нормальных жизненных условий;
6. Переход от воспитательных к правовым мерам воздействия.
Основу системы профилактики должны составлять законность, справедливость, взаимодействие на государственном, региональном и местном уровнях, специализированная правовая база. Задачи профилактики деви-антного поведения не идентичны общим задачам воспитания, хотя, безусловно, воспитание и профилактика, взаимодействующие между собой сфе-
ры5.
Таким образом, проблема профилактики девиантного поведения студентов - это многофакторная проблема, требующая комплексного решения, достигаемого путем совместной работы общественных, правоохранительных, учебных и воспитательных структур.
Основная задача по профилактике девиантного поведения студентов возлагается на социальную работу. Основываясь на теоретико-методологических принципах социальной работы в отношении молодежи применяются следующие технологии, которые в свою очередь подразделяются на два направления: социально-реабилитационное и профилактическое. Их реализация происходит через социальную диагностику, которая включает в себя: выявление различных форм девиантного поведения; изучение социальной среды, в которой находится студент; обнаружение факторов, способствующих развитию девиаций.
Социальная профилактика - это намеренная, осознанная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предупреждению и предотвращению возможных социальных, педагогических, психологических, правовых и других проблем с целью достижения желаемого результата.
В социальной профилактике выделяют пять целей, на достижение которых этот процесс направлен:
• обнаружение условий и причин, которые способствуют возникновению какой-либо проблемной ситуации или целого комплекса проблем;
• предотвращение возникновения неприемлемых отклонений от системы социальных норм в поведенческой деятельности человека или группы лиц;
• предупреждение возможных культурных, психологических, социальных и других конфликтов между определенным лицом и обществом;
• поддержание, сохранение и защита приемлемого уровня и образа жизни людей;
5 Данилова Е.В. Формирование у студенческой молодежи позитивного отношения к учебной деятельности: Материалы научных трудов ТГПИ. - М.: ТГПИ, 2015. С. 24-30.
• пособничество и содействие человеку или группе лиц в достижении определенных целей, раскрытие их внутреннего потенциала и творческих способностей6.
Принимая к сведению все неординарные, специфические особенности отклоняющегося поведения как социального явления, профилактика деви-антного поведения студентов определяется как «целенаправленное воздействие на социальные отношения с целью предотвращения деформаций правового и нравственного становления личности студента и исключения негативных импульсов и устремлений в его поведении». Такое воздействие происходит через систему разноплановых мероприятий, которые направлены на обнаружение, полное устранение или уменьшение причин и условий девиаций в молодежной среде; формирование у студентов правомерного поведения, исправление, коррекцию или ресоциализацию в своем поведении.
Профилактика девиантного поведения студентов имеет следующие основные этапы:
1. Ранняя профилактика. Задачей этого этапа является оздоровление среды и оказание помощи несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных жизненных условиях, еще до того, как их отрицательное действие существенно повлияет на поведение таких лиц.
2. Непосредственная профилактика. Задача этого этапа не дать возможность осуществиться переходу на преступный путь и обеспечить полное исправление лиц со значительной степенью дезадаптации, совершающих правонарушения непреступного характера.
3. Профилактика преступного поведения. Задача этого этапа создать условия для исправления студентов, систематически совершающих правонарушения, характер которых указывает на скорую вероятность совершения преступления.
Основными задачами профилактики девиантного поведения студентов являются: исследование неординарных особенностей личности, которые ведут к формированию девиантного поведения; оценка, анализ и прогноз причин и условий, которые способствуют развитию социальных отклонений в молодежной среде; ограничение или полное устранение отрицательных социальных факторов, которые способствуют нравственной и психической деформации личности; выявление подростков, чье поведение характеризуется нравственными аномалиями.
Выделяют три уровня социальной профилактики девиантного поведения, которые:
• предполагают разрешение серьезных общественных проблем, что находит выражение в социальных, культурных и экономических нововведениях;
6 Шипунова Т. В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения: учеб. пособие. - М.: Академия, 2011. С. 57-78.
• предусматривают предупредительно-профилактическое влияние на отдельные социальные слои населения;
• напрямую связаны с индивидуально-профилактическим воздействием на определенных лиц для позитивного изменения системы ценностей .
Для осуществления социального контроля предлагаются ряд способов профилактики и коррекции девиантного поведения.
Первый способ предполагает создание оптимальных условий для социализации студентов в правовой и гражданской сфере и активизацию воспитательной и профилактической работы в вузе. Приоритетным направлением в данной работе должно быть создание системы профилактики различных видов отклоняющегося поведения, которое будет включать в себя организацию досуга и профессионального самовоспитания. Исходя из этого, главными задачами выступают влияние на ценностные ориентации студентов, участие студентов в различных акциях и благотворительных мероприятиях.
Второй способ ориентирован на совершенствование социальных норм в высших учебных заведениях. В большинстве случаев, социальный контроль в вузах осуществляется при помощи институциональных форм (экзамены, зачеты) и предполагает использование таких санкций как: выговор, предупреждение об отчислении. С целью совершенствования социального контроля, помимо негативных санкций должны использоваться позитивные, например, благодарственные письма, материальное поощрение, которые помогут стимулировать интерес к учебе, способствовать развитию самоконтроля, формированию активной гражданской позиции, тем самым благоприятно воздействуя на процесс обучения8.
Эффективность профилактической работы девиантного поведения среди студентов в учебном заведении достигается поддержанием дисциплины и внутреннего порядка, высокой степенью организации занятий и мероприятий, созданием необходимых условий для успешной учебы, жизни и быта обучающихся, всесторонним информационным обеспечением и культурно-досуговым обслуживанием обучающихся.
Natalia Sazhina, Cand.Ist.Sci., associate professor (e-mail: nata06061976@yandex.ru)
Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia PECULIARITIES OF PREVENTION OF STUDENT DEVELOPMENT BEHAVIOR
Abstract. This article reveals the features of prevention of deviant behavior among young people enrolled in a higher educational institution, taking into account the influence of family education, social environment, and personal attitudes of modern youth. Keywords: deviant behavior, youth, prevention.
7 Умархаджиева, С.Р. Профилактика девиантного поведения среди студентов [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал [электрон. журн.]. URL: https://research-journal/org/pedagogy/profilaktika-deviantnogo-povedeniya-sredi-studentov/ (дата обращения 26.12.2018)
8 Климова С.В. Использование исследовательской деятельности в обучении и социализации подростков с девиантным поведением//Среднее профессиональное образование. 2012. №1. С. 14-16.