Гут Ю.Н.
к.психол.н., доцент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ПОСРЕДСТВОМ РАСШИРЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
Ключевые слова: профилактика девиантного поведения, человеческий капитал, развитие личности, субъект профилактики.
Keywords: prevention of deviant behavior, human capital, personality development, the subject ofprevention.
В современных условиях инновационного развития, глобализации и интернационализации мировой экономики все большее значение приобретают вложения в человеческий потенциал, рост ценности человеческого труда, что в итоге становится движущей силой модернизации экономики. Отсюда одной из основных задач государства, является формирование здорового и стабильного общества. В этой связи весьма уместна мысль, выраженная A.C. Пашковым применительно к социальной политике: «Как известно из мировой и отечественной практики, инвестиции в человека -самое доходное и оправданное помещение капитала. Поворот к человеку, его физическому и духовному развитию, интеллектуальное обогащение и нравственное оздоровление - вот предпосылка для кардинального решения проблемы кадров»1.
При этом вектор национально-государственных интересов должен быть направлен на молодежь - важнейший потенциальный ресурс общества. Рост таких тенденций как социально-психологическая дезориентация молодежи, омоложение преступности актуализируют проблему эффективности процесса профилактики девиантного поведения подрастающего поколения.
Каковы возможности реализуемой в настоящее время обществом и государством политики по отношению к молодому поколению россиян в снижении беспрецедентного уровня девиаций в среде несовершеннолетних и молодежи? Пытаясь ответить на это вопрос, не стоит забывать о том, что превентивная деятельность должна быть направлена на снижение деструктивных девиаций и способствовать девиациям созидательным (без них невозможен процесс инновационного развития общества).
Современное состояние исследований в данной области характеризуется отсутствием единой теории, которая могла бы более полно раскрыть причины и факторы, ведущие к поведенческим девиациям. В психологии, педагогике, социологии отклоняющееся поведение определяют различными терминами - асоциальное, девиантное, деструктивное, аномальное, делинквентное и др., а при определении различных его видов наблюдается размытость границ.
В своей практике под термином девиантное поведение мы понимаем устойчивое поведение индивида, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или собственной личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.
В практику предупреждения девиантного поведения несовершеннолетних в современном российском обществе включена деятельность всех социальных и политических институтов и организаций современного общества, что могло бы создать комплексную систему преодоления проблем, связанных с отклоняющимся поведением. Однако сегодня профилактическая работа, которую ведут субъекты профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, во многом не эффективна. Многочисленные социальные службы и государственные структуры нацелены на борьбу с последствиями девиантного поведения, а не с предпосылками. В подростковом возрасте происходит становление личности, а наличие девиантного поведения может неблагоприятно сказаться на вхождении подростка в общественную жизнь. Отсутствие определённой идеологии проведения свободного времени и коммерциализация досуговой сферы, неформальные, неинституциональные факторы могут негативно отразиться на состоянии психологического, социального, культурного развития подростков.
Известный российский ученый Ю.М. Антонян утверждал: «...Главное в борьбе с преступностью - это ранняя профилактика, состоящая в том, чтобы обеспечить надлежащие условия формирования личности, а затем не допустить перерастания «просто» антиобщественного поведения в преступное»2.
Таким образом, особую актуальность сегодня приобретают исследования, связанные с координацией деятельности органов власти со службами, входящими в систему профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, их межведомственным взаимодействием, а также их взаимодействием с общественностью с целью повышения эффективности принимаемых управленческих решений, направленных, прежде всего, на предупреждение и преодоление причин отклоняющегося поведения подростков.
1 Пашков A.C., Иванкина Т.В., Магницкая Е.В. Кадровая политика и право. -
2
Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции, - М., 2014.
М., 1989.
Во многих регионах России активно действуют молодежные общественные организации различной направленности, спортивные секции, досуговые объединения, разнообразие которых должно, на первый взгляд, решить проблему поиска личностью подростка себя в этом многогранном мире. Однако процесс познания себя, открытия в себе новых талантов, способностей предполагает активное участие собственно личности подростка в этом поиске, и только в этом случае этот процесс может быть эффективным. Зачастую же у подростка нет примера со стороны родителей, друзей деятельности в социально-ориентированном направлении. Поэтому привлечение подростков, находящихся в «зоне риска», к деятельности, направленной в положительную сторону, путем привлечения к деятельности социально-ориентированных организаций является важной задачей.
Увеличение количества правонарушений несовершеннолетними, необходимость привлечения внимания к данной проблеме общественности, родительского и преподавательского сообщества, обязанность органов власти способствовать развитию социально направленных общественных организаций и объединений, оказывать необходимую психологическую, юридическую и другую помощь подрастающему поколению, потребность в создании социокультурной среды для молодых людей обусловили актуальность разработки нами проекта «Организация деятельности по выявлению и ранней профилактике девиантного поведения подростков» на базе образовательных учреждений. Школа как социальный организм находится в центре событий и тенденций современного общества и как зеркало отражает его идеологические и социально-экономические проблемы. Огромное значение в современном обществе имеет умение следовать установленным правилам, жить в обществе, успешно социализироваться. Основная задача субъектов профилактики должна заключаться в том, чтобы дать каждому ребенку, учитывая его индивидуальные психологические, физиологические и физические возможности, необходимый уровень образования и воспитания, который поможет не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развивать свои потенциальные способности: мировоззренческие, интеллектуальные, морально-нравственные, волевые. Деятельность субъектов профилактики должна быть направлена на выполнение данного социального заказа.
В системе профилактики существуют противоречия между необходимостью повышения эффективности профилактической деятельности и невысокой профессиональной компетентностью специалистов субъектов профилактики в вопросах диагностики и профилактики девиантного поведения.
Именно поэтому в образовательных учреждениях необходимо обеспечить целостный воспитательный процесс на основе современных социальных технологий превентивной деятельности.
Обозначим несколько направлений, которые, с нашей точки зрения, в своей совокупности, могут служить основой для построения оптимальной модели профилактики девиантного поведения подростков региона:
1. Совершенствование существующих подходов к профилактике девиантного поведения.
Несмотря на повышение роли воспитания в системе образования, воспитательно-профилактической деятельности в современной образовательной практике уделяется недостаточно внимания. В ряде случаев профилактические меры носят преимущественно формальный характер, преобладают административные меры воздействия на обучающихся, доминирование которых существенно затрудняет воспитание социально адаптированной личности. Приоритет развития превентивной практики в борьбе с девиациями, провозглашенный на уровне государственной политики, пока далек от эффективного воплощения в деятельности образовательных учреждений.
Иногда соответствующим социальным службам проще и удобнее просто изолировать детей с асоциальным поведением, поместив их в специализированные учреждения. Но всё-таки нужно делать всё возможное, чтобы не допустить появления девиаций или же помочь семье, детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, вернуться к нормальной жизни.
Изменяющиеся условия развития и личностного становления детей, обстоятельства возникновения у них и в их семьях трудной жизненной ситуации требуют новых подходов, методов и технологий работы с детьми данной категории.
Важно отметить роль прогнозирования отклоняющегося поведения для того, чтобы выявить предпосылки и определить меры блокирования негативных и развития позитивных тенденций.
В последние годы семейная политика, поддержка семей с детьми, повышение престижа семьи - ключевые темы социальной политики государства.
Принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Правительство работает над концепцией семейной политики. Доминирующие идеи в сфере семейной политики - определяющая роль семьи в защите и воспитании детей, сокращение детского неблагополучия на основе профилактики семейного неблагополучия.
Перед ведомствами и учреждениями, участниками реализации программы, поставлены задачи координации работы с подростками данной категории, создания новых структур, внедрения в практику работы современных образовательных и социальных технологий.
Важно понимать, что для организации повсеместного развития помощи детям, их семьям необходимо закрепление услуг соответствующими нормативными актами, в частности утвержденный примерный перечень социальных услуг по видам, а также утверждение на региональном уровне новых региональных стандартов и порядков оказания новых видов услуг.
2. Совершенствование организация кадровой работы.
Особая роль в процессе профилактики девиантного поведения принадлежит педагогическому и психологическому знанию, базирующемуся на исследовании природы девиантного поведения и методов воспитания. Поэтому, одним из важных направлений превентивной деятельности являются диагностика профессионально-личностных качеств специалистов системы профилактики, коррекция их педагогической позиции, повышение компетентности в области проведения диагностики и оценки причин, условий и факторов появления отклонений в поведении, дифферен-
циации девиантного поведения созидательной и разрушительной направленности и определения способов профилактической деятельности.
3. Методическое и научно-практическое обеспечение системы профилактики девиантного поведения подростков.
Специалистов, осуществляющих внедрение новых технологий и услуг, необходимо снабжать разработанными
алгоритмами деятельности, рекомендательными списками литературы, информационно-методическим тьюторством (осуществляемым как в очной, так и дистанционной форме), необходимыми программно-методическими материалами.
Можно использовать такую форму методической деятельности, как супервизия. Супервизоры координационного центра анализируют индивидуальные навыки работы специалистов, стиль, методы работы с детьми группы риска, оказывают помощь в разрешении возникающих проблем.
4. Создание межведомственных опорных площадок по работе с детьми группы риска.
На базе образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования необходимо создавать межведомственные опорные площадки по работе с детьми группы социального риска.
Цель работы таких площадок (клубов по интересам, центров развития подростков) - выявление и развитие способностей и интересов, максимальное вовлечение подростков в дополнительное образование, продуктивную деятельность, реабилитационные мероприятия и др.
Организация взаимодействия заинтересованных ведомств, муниципальных опорных площадок будет аккумулировать имеющиеся в муниципальном образовании ресурсы, обеспечивать предоставление несовершеннолетним широкого спектра дополнительных образовательных услуг; вовлекать их во внеурочную социально значимую деятельность; организовывать их содержательный досуг. Специалистам опорных площадок необходимо привлекать к работе с несовершеннолетними группы социального риска тьюторов, общественные организации и коммерческие структуры; обеспечивать своевременное оказание подросткам психолого-педагогической, социально-психологической и правовой помощи.
Деятельность муниципальных опорных площадок должна строиться на основе использования современных образовательных и социальных технологий.
Важный момент - работа с подростками по месту жительства, так как известно, что место проживания - это та социальная среда, которая является мощным фактором социализации личности. В настоящее время практически разрушены подростковые клубы по месту жительства, а в те, которые остались, имеют доступ лишь немногие подростки.
Важно осуществлять такую работу не только в больших городах, но и в поселках, селах, ведь подростки по своей сути везде одинаковые, а проблемы, встающие перед ними, характерны для большинства несовершеннолетних.
Профилактика девиантного поведения, определяемая как комплекс своевременных мер, направленных на предупреждение и устранение неблагоприятных факторов и условий, детерминирующих девиантное поведение личности, должна стать одной из основных функций процесса воспитания. При подготовке специалистов необходимо учитывать следующие основные принципы: гуманность, системность, дифференцированность, вариативность, сотрудничество.
Соответственно, применение социальных проектов поможет внедрить необходимые мероприятия в жизнь.
Проект по выявлению и профилактике ранних форм девиантного поведения позволит создать:
- эффективную систему профилактики путем выявления его предпосылок;
- комплексную инновационную систему по вовлечению подростков всех социальных категорий, включая деви-антных, в социокультурную среду для их личностного и физического развития;
- единую коммуникативную площадку для реализации творческого и интеллектуального потенциала и поддержки талантливой молодежи;
- единую схему, включающую вертикали управления учреждениями-субъектами профилактики.
Тем самым реализация проекта позволит осуществить главные направления государственной молодежной и социальной политики - комплексную социальную помощь подрастающему поколению, обеспечить развитие личностной зрелости, временных перспектив, организовать досуг, оказать психологическую и другую помощь.
На наш взгляд, необходимо развивать временную перспективу подростков, направленную в будущее как показатель личностной зрелости. Предупреждение развития склонностей к девиантному поведению подростков возможно путем создания условий для реализации их потенциальных творческих ресурсов и способностей, а также изменения внутренних установок, формирования самоопределения, развития волевых качеств, предоставления возможностей для социально-полезной активности подростков, определяющей наиболее прогрессивный вектор эволюционного развития общества. Сдерживание активности молодежи, а именно ей в большей степени присуща инновационная деятельность, серьезно тормозит развития всех социальных процессов развития современной России. А авторитарные воспитательные меры в отношении подростков со склонностями к девиациям лишь усугубляют последствия1.
Таким образом, позитивное влияние на снижение отрицательных воздействий всех причин и факторов, вызывающих девиантное поведение подростков, и увеличение вклада молодых людей в развитие региона возможно, благодаря организации эффективной социально-психологической работы с молодежью.
1 Гут Ю.Н. Повышение эффективности ранней профилактики девиантного поведения подростков // Инновационная наука и современное общество: сборник статей Международной научно-практической конференции в 2 ч. Ч. 1. - Уфа, 2014.