Научная статья на тему 'Социально-педагогическая профилактика девиаций социального здоровья подростков в профессиональных образовательных организациях'

Социально-педагогическая профилактика девиаций социального здоровья подростков в профессиональных образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
409
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социализация / социальное здоровье обучающихся / профилактика правонарушений / технологии социально-педагогической профилактики / девиантное поведение организационно-методические средства / socialization / social health of students / prevention / technologies of socio-pedagogical prevention of deviant behavior / organizational and methodological tools

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Семенова Ольга Александровна, Серегина Ольга Валентиновна

Современная социальная и образовательная политика России ориентирована на улучшение качества жизни общества в целом и каждого гражданина в частности. Перед организациями профессионального образования встает вопрос о создании условий социализации, профилактики правонарушений, организации комплекса мероприятий, направленных на предупреждение беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, что является приоритетным направлением деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern social and educational policy of Russia focuses on improving the quality of life of society as a whole and each citizen in particular. Organizations of professional educa-tion face the challenge of creating conditions of socialization, crime prevention, organization of complex of measures aimed at the prevention of child homelessness and neglect of mi-nors, protection of their rights and legitimate interests, which is a priority.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая профилактика девиаций социального здоровья подростков в профессиональных образовательных организациях»

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

О. А. Семенова О. В. Серегина

Современная социальная и образовательная политика России ориентирована на улучшение качества жизни общества в целом и каждого гражданина в частности. Перед организациями профессионального образования встает вопрос о создании условий социализации, профилактики правонарушений, организации комплекса мероприятий, направленных на предупреждение беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, что является приоритетным направлением деятельности.

Modern social and educational policy of Russia focuses on improving the quality of life of society as a whole and each citizen in particular. Organizations of professional education face the challenge of creating conditions of socialization, crime prevention, organization of complex of measures aimed at the prevention of child homelessness and neglect of minors, protection of their rights and legitimate interests, which is a priority.

Ключевые слова: социализация, социальное здоровье обучающихся, профилактика правонарушений, технологии социально-педагогической профилактики, девиантное поведение организационно-методические средства.

Key words: socialization, social health of students, prevention, technologies of socio-pedagogical prevention of deviant behavior, organizational and methodological tools.

Ведущими микрофакторами социализации человека, влияющими как на его социальное развитие и отношение к себе, к окружающим людям и среде (социальной, биогенной, абиогенной), так и на формирование социального здоровья личности обучающихся, являются семья, образовательные и социальные организации. Нельзя исключать и такие факторы, как размытость идеологических принципов, отсутствие ясной системы социальноодобряемого поведения, подверженность молодежи влиянию преступных группировок. В связи с этим на первое место выступает организация действенной системы социально-профилактической работы с детьми и подростками, защиты их прав, подготовки к этой деятельности педагогов, родителей, руководителей [1]. О необходимости профилактики девиантного поведения свидетельствует отечественный и зарубежный опыт. Понятно, что полностью предупредить возникновение преступлений не удастся. Однако частичное, ограниченное предвидение появления тех или иных форм преступности возможно и необходимо [2]. В российском обществе актуализируются проблемы профилактики и борьбы с правонарушениями и преступностью в молодежной среде [3]. Причем особое значение принадлежит педагогическому и психологическому знанию, которое лежит в основе исследований природы отклоняющегося поведения несовершеннолетних и практических мер по предупреждению асоциального поведения подростков.

477

Большинство специалистов в области педагогики, психологии и криминологии отводят главную роль профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Это объясняется тем, что в подростковом возрасте формируется личность человека, его характер, убеждения, наклонности и ценностные ориентации. По мнению экспертов, существует несколько причин повышения возрастной девиантности молодежи: (а) наличие повышенного энергетического потенциала; (б) неопределенность из-за переходного этапа социализации; (в) наличие низкого социального статуса; (г) существование ощущения социального неравенства; (д) трудности самоутверждения в мире взрослых и др. Активность девиации определяется также незнанием правовых и социальных норм поведения. Поэтому профилактика правонарушений среди несовершеннолетних представляет собой, с одной стороны, важную составную часть общей системы по предупреждению преступности в целом, а с другой - неотъемлемую часть работы по воспитанию подрастающего поколения.

Образовательные организации среднего профессионального образования являются одними из ведущих институтов воспитания молодежи. При этом общественная активность данной категории учащейся молодежи постоянно растет. Именно здесь должен быть обеспечен целостный, непрерывно организованный воспитательный процесс. В свете этого сегодня необходима интеграция современных методов и технологий профилактической работы по правонарушениям в молодежной среде в учебно-воспитательный процесс образовательных организаций среднего профессионального образования нашей страны. Значимая роль среди причин различных отклонений в поведении подростков принадлежит социально-психологическим, психологопедагогическим и психобиологическим факторам, знание которых требуется для организации эффективной воспитательной профилактической деятельности в рассматриваемых образовательных организациях. Таким образом, решающее значение в предупреждении и искоренении правонарушений несовершеннолетних имеют мероприятия по качественному улучшению воспитательной работы образовательных организаций, повышению координации их действий с семьей и правоохранительными органами, повышению ответственности родителей за воспитание подростков, а также специальные профилактические меры других государственных и общественных организаций.

Понятие «социальное здоровье» подразумевает общественное социальное здоровье в рамках влияния социальных факторов на физическое здоровье населения [4]. Своевременное осуществление воспитательной работы позволяет вовремя предупреждать возникновение и развитие девиантного асоциального и антисоциального поведения, а также формирование отрицательных личностных черт, асоциальных ценностных ориентаций и отношений, что в комплексе составляют сущность девиаций (отклонений) индивидуального социального здоровья обучающихся. Осуществляя функцию психолого-педагогического просвещения родителей, образовательные

478

(во взаимодействии с социальными) организации способствуют снижению риска развития социальных девиаций у обучающихся [5]. Социальное здоровье подростка - главный фактор обеспечения его социального благополучия, является результатом целенаправленного педагогического процесса. Оно (социальное здоровье) представляет собой сформированность социально приемлемого, нравственно нормативного опыта взаимодействия с социумом, проявляющегося в саморегуляции поведения в изменяющихся условиях, направленной на согласие с самим собой, а также способность к удовлетворению социальных интересов и потребностей, к интеграции в социум. Структура социального здоровья подростка включает духовно-нравственный (следование социальным нравственным нормам, наличие социальных знаний, умений, навыков), социально-поведенческий (устойчивость личности к социально-неблагоприятным факторам среды и сформированность навыков саморегуляции поведения), социально-психологический (социальная направленность личности подростка, удовлетворительная социальная адаптивность) и социокультурный (высокий уровень социального развития, сформированная социальная готовность, социально полезный опыт) компоненты.

Выделяют следующие уровни социального здоровья подростка: (а) социально-приемлемый (стандартный) - соответствие социальным нормам, принимаемым большинством людей; (б) социально-нейтральный (маргинальный) уровень социального здоровья - крайняя граница социальных норм, что вызывает напряжение у окружающих людей; (в) социально-неприемлемый (нестандартный) уровень социального здоровья - наличие явных социальных девиаций [5].

Девиации социального здоровья подростка - это несогласованность протекания внутренних и внешних механизмов социального становления личности подростка, проявляющаяся во временных или постоянных, целенаправленных или стихийных действиях человека, направленных на разрушение ценностно-нормативных устоев общества, девиантном поведении, деструктивной активности в изменяющейся среде, что требует организации в образовательном учреждении системы специальной профилактики. Эффективность социально-педагогической профилактики девиаций социального здоровья подростка зависит от своевременности социально-педагогических мероприятий образовательного учреждения, направленных на предупреждение, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих негативные социальные отклонения в поведении. Технология социально-педагогической профилактики девиаций социального здоровья подростка должна включать: (а) педагогическое целеполагание, обследование всех обучающихся в ходе первичной социально-педагогической диагностики; (б) выявление обучающихся с социально-приемлемым, социально-нейтральным, социальнонеприемлемым уровнями социального здоровья; (в) социально-

479

педагогическую профилактику обучающихся с латентными девиациями социального здоровья и др. При осуществлении социально-педагогической профилактики девиаций требуется создание управленческих и социальнопедагогических условий профилактики девиаций социального здоровья подростка и готовность всего педагогического коллектива к реализации социально-педагогической профилактики девиаций социального здоровья подростка.

Организация работы социально-педагогической службы, направленной на реализацию превентивной деятельности с подростками группы педагогического риска с учетом принципов и условий социальнопедагогической профилактики девиаций социального здоровья подростка, требует своевременного выявления подростков со скрытыми и явными социальными, личностными проблемами для организации их социальнопедагогического сопровождения, применяя диагностический инструментарий, анализируя данные обследования (для перевода в исследование) и обязательное привлечение к сотрудничеству специалистов специальных служб и психологов.

Список литературы

1. Гилинский Я. И. Социальный контроль над девиантным поведением в современной России: теория, история, перспективы. - СПб., 1998. - С. 11-17.

2. Бороноев П. Г. Сравнительно-правовой анализ института профилактики правонарушений в России и Японии. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. ун-та, 2007.

3. Мартынова М. С. Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними в

общей системе профилактики безнадзорности и правонарушений: социально-

педагогический контекст: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2007.

4. Приступа Е. Н. Социальное здоровье человека как научная проблема // Функциональное состояние и здоровье человека: материалы I всерос. науч.-практ. конф. 25-29 сент. 2006 г. - Ростов н/Д.: ЦВВР, 2006. - С. 189-191. (0,13 п.л.).

5. Приступа Е. Н. Социально-педагогическая профилактика девиаций социального здоровья школьника: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2008.

480

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.