_РЕГИОН КРУПНЫМ ПЛАНОМ ..._
УДК 37.013.42:374
Литовченко Елена Витальевна
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории деятельности внешкольных учреждений Института проблем воспитания Национальной академии педагогических наук Украины, [email protected], Киев, Украина
роль внешкольных учреждений в решении задач
профилактики девиаций в подростковой среде
Аннотация. В статье представлен краткий анализ роли внешкольных учебных учреждений в решении задач профилактики девиаций в подростковой среде. В частности приводяться три позиции: внешкольное учреждение как институт социального воспитания, социальное обучение во внешкольном учреждении, а также создание условий для привлечения склонных к рискованному поведению подростков к альтернативной активности, что имеет положительный социальный смысл. Кратко освещено нормативно-правовое урегулирование, исторический аспект проблемы.
Ключевые слова: внешкольные учебные учреждения, социальное воспитание, социально-педагогическая профилактика, девиации в подростковой среде.
Litovchenko Elena Vitalyevna
Candidate ofpedagogical sciences, senior research associate of the laboratory ofactivity of out-of-school establishments of the Institute of problems of education of National academy of pedagogical sciences of Ukraine, [email protected], Kiev, Ukraine
role of out-of-school establishments
in the solution of problems of prevention of deviations
in the teenage environment
Abstract. The article provides a brief analysis of the role of out-of-school educational institutions in prevention of deviations among teenagers. In particular three positions are given: out-of-school establishment as institute of social education, social training in out-of-school establishment, and also creation of conditions for involvement of teenagers inclined to risky behavior to alternative activity that makes positive social sense. Standard and legal settlement, historical aspect of a problem is shortly shined.
Keywords: out-of-school educational institutions, social education, social and pedagogical prevention, deviations in the teenage environment.
На современном этапе на фоне социально-экономического и социокультурного развития Украины актуальными остаются такие проблемы, как курение, наркомания и другие зависимости, уровень преступности несовершеннолетних, ухудшение состояния здоровья детей и молодежи и многие другие. В этой связи необходимо говорить о предупреждении негативных социальных процессов, что связано с созданием в государстве благоприятных социально-экономических, социально-педагогических условий для нормального развития семьи, а также повышения культурного и образовательного уровня людей, личностного развития и социального
становления детей и молодежи, их успешной социализации, профессионального самоопределения. Важную роль в таком контексте играет система внешкольного образования.
В Украине действует широкая сеть внешкольных учебных учреждений. По данным Министерства образования и науки Украины по состоянию на 1 января 2013 г. в системе образования действовали 1554 государственных и коммунальных внешкольных учебных учреждений и 627 детско-юношеских спортивных школ; 81,6 тыс. кружков и творческих объединений художественно-эстетического, научно-технического, эколо-го-натуралистического, туристско-краевед-
ческого и других направлений. В последние годы сохраняется тенденция увеличения охвата детей внешкольным образованием, по данным Министерства образования и науки Украины, на 2013 год этот показатель составил почти 40% от общего количества детей школьного возраста.
Значительное внимание коллективы внешкольных учебных учреждений уделяют работе с детьми социально незащищенных категорий, в частности, среди учащихся по состоянию на 2011/2012 учебный год количество детей сирот и детей, лишенных родительской опеки, составила 21 381, детей из малообеспеченных семей - 44 448; внешкольным образованием охвачено 7,2 тыс. детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития (по данным МОН Украины). Таким образом, к учебно-воспитательной, организационно-массовой деятельности внешкольных учебных учреждений привлекаются дети и молодежь, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, что предопределяет особенности реализации направлений социально-педагогической деятельности.
Социально-педагогическую профилактику следует рассматривать как приоритетное направление социально-педагогической деятельности внешкольных учреждений, важнейшую социальную функцию внешкольного образования как в историческом контексте, так и в современных условиях.
Важное теоретическое и практическое значение в контексте исследования имеют труды, в которых представлены социально-педагогические основы учебно-воспитательного процесса (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий); рассматриваются аспекты социализации личности, социального воспитания (И. Д. Бех, Е. М. Докукина, Т. А. Ромм, Е. Л. Кононко и др.), сущность девиантного поведения, особенности социально-педагогической профилактики, социально-педагогической поддержки детей, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах (Т. Ф. Алексеен-ко, О. В. Безпалько, И. Д. Зверева, А. И. Капская, Н. П. Лукашевич, А. В. Мудрик, Ж. В. Петрочко, Т. Е. Федорченко и др.); социально-педагогический потенциал
образовательных институтов, в частности внешкольных учебных учреждений
(Е. В. Быковская, В. В. Вербицкий, В. П. Голованов, А. В. Золотарева, Б. В. Куприянов, Г. П. Пустовит, Т. И. Сущенко и др.); в частности, подчеркивается такая функция педагога внешкольного учреждения как социально-педагогическая [6] и др.
Девиантное поведение рассматривается как действия, не соответствующие официально установленным или сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и такие, которые приводят нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию [2, с. 122-123]. В сфере социальной педагогики не существует единой точки зрения на термин «девиантное поведение». Одни считают, что речь должна идти обо всех отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, другие предлагают включать в это понятие только нарушения правовых норм, третьи - различные виды социальной патологии (алкоголизм, наркотизм, убийства). Среди основных видов девиант-ного поведения в современном обществе рассматривают: противоправное (антисоциальное, делинквентное), асоциальное (аморальное, агрессивное), аддиктивное (зависимое) и саморазрушительное (суицидальное, аутоагрессивное) поведение [1].
Стоит отметить, что особенности социального становления личности в подростковом (11-14/15 лет) и раннем юношеском возрасте (15-17/18 лет) при негативных, неблагоприятных для развития социальных обстоятельствах и / или субъективных факторах обусловливают педагогические и социальные отклонения от нормы.
Разновидностями отклонений в поведении детей и подростков является детский (подростковый) алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, бродяжничество, правонарушения и др. В социально-педагогической литературе для обозначения этих групп детей используют также понятия «ребенок с девиантным поведением», «ребенок с асоциальным поведением»; «дети группы риска», «дети, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах».
Нормативно-правовые основы профилактики негативных явлений в детской и молодежной среде в украинском государстве составляют законы Украины: «О содействии социальному становлению и развитию мо-
лодежи в Украине», «О социальной работе с семьями, детьми и молодежью», «Об органах и службах по делам детей и специальных учреждениях для детей», «О профилактике правонарушений», а также акты Верховного Совета Украины, указы и распоряжения Президента Украины; постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины, международные акты и рекомендации о положении детей и молодежи и др.
В последнее время приняты новые документы на реализацию государственной политики в этом направлении, в частности Концепция реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений на период до 2015 года и др. В Концепции подчеркивается значение внешкольных занятий для профилактики противоправного поведения детей и молодежи: «Распространение детской безнадзорности, в частности ослабление функций семьи, уменьшение количества внешкольных кружков и секций по месту жительства приводят к увеличению количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними и при их участии, случаев вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность. Незанятость населения, в частности молодежи, влияет на рост уровня преступности...» (подчеркнуто мной - Е. Л.) (Концепция реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений на период до 2015 года). Одновременно «привлечение к внеклассной работе и внешкольному образованию детей из семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах» рассматривается в системе мероприятий Министерства образования и науки по профилактике правонарушений среди детей и учащейся молодежи на период до 2015 года.
Сущность социальной профилактики в теории и практике социальной педагогики и социальной работы рассматривается как комплекс экономических, политических, правовых, медицинских, психолого-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение, ограничение, локализацию негативных явлений в социальной среде [1]. Социально-педагогическая профилактика (первичная профилактика) трактуется как система мероприятий социального воспитания, направленных на создание оптимальной ситуации развития детей и подростков и содействие проявлениям различных видов активности [4].
В контексте проблемы необходимо рассматривать основные стратегии и модели профилактической работы, сложившиеся на современном этапе. Итак, одним из первых подходов к профилактике негативных явлений в молодежной среде был информационный подход. Он базировался на постулате о том, что если человек знает о вреде для здоровья определенного стиля поведения, он начнет относиться к такому поведению отрицательно и будет воздерживаться от него. Как отмечает О. В. Безпалько, такой взгляд оказался упрощенным и редко оправдывался на практике, поскольку на определение поведения человека влияет много факторов, хотя информация действительно необходима как базис для принятия решений [1].
С развитием социально-педагогических подходов место прежней цели (абсолютный отказ от употребления психоактивных веществ) заняла другая - соблюдение здорового образа жизни. Это повлекло смещение акцентов в профилактической работе, в фокусе которой оказались не химические вещества и негативные последствия их употребления, а люди и анализ причин их рискованного поведения. Фиксация этого поворотного момента означала рождение нового поведенческого подхода в профилактических программах [1].
Необходимо отметить, что в психолого-педагогических источниках и современных программах профилактики внимание акцентируется на целесообразности личностного подхода, в частности к проблеме профилактики алкоголизма и наркомании несовершеннолетних, который предусматривает внимание как к объективным, так и к личностным факторам такого феномена, апеллирует к личности подростка (его эмоциям, убеждениям, ценностям) [3].
В контексте исследования специфики социально-педагогической профилактики как функции внешкольных учебных учреждени-ий, необходимо акцентировать внимание на следующих позициях.
Первая позиция заключается в утверждении существенной роли внешкольного образования, в частности внешкольных учебных учреждений, как института социального воспитания, который в историческом аспекте и на современном этапе осуществляет функцию по профилактике отклонений в социальном становлении, поведении детей и мо-
лодежи путем привлечения к разнообразной творческой деятельности, культурному проведению досуга.
Начиная с практической социально-педагогической деятельности С. Т. Шацкого и его единомышленников в начале ХХ века, решения проблем детской беспризорности и безнадзорности в 20-е годы ХХ века, на внешкольные учреждения традиционно возлагались функции организации досуга детей и молодежи, их оздоровления (по месту жительства, на уровне города, области), координации воспитательной работы и, позже, пионерского движения. В 50-80-е годы ХХ века важной задачей этих учреждений в сотрудничестве с криминальной милицией по делам несовершеннолетних было привлечение детей «группы риска» к социально приемлемому проведению свободного времени, занятиям в кружках, секциях, клубах и т.п. [5].
На современном этапе в учебно-воспитательной и организационно-массовой работе внешкольных учебных учреждений осуществляется формирование системы ценностей личности, становления ее социальной позиции, социально-психологической компетентности, социально приемлемых моделей поведения, а также гражданских и патриотических качеств, что является важным условием предупреждения социальных девиаций в детской и молодежной среде.
Вторая позиция заключается в утверждении внешкольного учебного учреждения как института социального обучения. Сегодня популярными в молодежной среде являются кружки (творческие объединения) психологии, журналистики, политологии, клубы детской дипломатии, евроклубы, школы лидеров ученического самоуправления, детские общественные объединения и др., которые предоставляют возможность получить социально важные знания, самореализоваться в социально значимой деятельности, ощутить свою полезность обществу, способствовать решению социальных проблем, что важно для подростков, старшеклассников (обеспокоенность старшеклассников вопросами войны и мира, экологии, другими социальными проблемами психологи рассматривают как возрастную особенность). Неудовлетворение такой потребности может вызвать попадание подростков, юношей в молодежные организации, которые выдвига-
ют различные, порой асоциальные, экстремистские идеи и идеалы (или при социально приемлемых целях выбирают агрессивные средства их достижения).
С последним утверждением связана и третья позиция, которая предполагает создание условий для привлечения склонных к рискованному поведению подростков к альтернативной активности, что имеет положительный социальный смысл.
Примерами является привлечение неадаптированных, склонных к рискованному поведению подростков, в кружки и секции туристско-краеведческого, физкультурно-спортивного, военно-патриотического, других направлений внешкольного образования. В таком контексте можно рассматривать клуб исторического ролевого моделирования «Переплутье», который работает в Детском оздоровительно-экологическом центре Оболонского района г. Киева (руководитель клуба - А. Н. Шелест). Целевой аудиторией клуба являются подростки и молодежь 14-21 года. Специфика содержания работы клуба (физические тренировки, комплекс работы с мечом, программа старинного танца, изготовление костюмов, защитного снаряжения и оружия, историческое моделирование и др.), организация его внутренней жизнедеятельности как коллектива, где каждый выполняет свою работу и отвечает за общее дело, способствует не только воспитанию физически закаленных и культурных людей, но и тому, что в клуб приходят подростки-«одиночки», те кто чувствует себя «лишним» в обычном обществе сверстников, не может найти себя в социуме, не склонен к разделению массовых и популярных интересов. В клубе подростки находят комфортную для себя среду, в которой они могут раскрыть свой творческий и социальный потенциал, чувствуют свою защищенность и самоценность как члена сообщества клуба*.
Таким образом, результаты анализа теоретических работ и материалов педагогической практики позволяют говорить о существенной роли внешкольного образования, в частности внешкольных учебных учреж-
* По материалам Всеукраинского конкурса среди работников внешкольных учебных учреждений «Источник творчества», номинация «Руководитель кружка» (2012-2013 гг.)
дений, как института социального воспитания, который в историческом аспекте и на современном этапе осуществляет функцию социально-педагогической профилактики социальных девиаций.
Несмотря на затронутые важные позиции, мы не рассмотрели в данной статье многие актуальные аспекты проблемы социально-педагогической профилактики девиаций в подростковой среде, которые могут стать предметом отдельных социально-педагогических исследований.
Библиографический список
1. Безпалько О. В. Социальна педагогжа: схеми, таблищ, коментарг навч. поаб. для студ. вищ. навч.
закл. - К.: Центр учбово! лггератури, 2009. - 208 с.
2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. -СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 672 с.
3. Максимова Н. Ю. Психолопчний аспект профшактики алкоптзма та наркоманп тдлпжв: Методичний посiбник. - К.: 1СДО, 1995. - 144 с.
4. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - с.
5. Om,HMÍ3^ÍM виховного потенщалу позашкшьного навчального закладу: колективна монограф1я / [Вербицький В. В., Литовченко О. В., Ковбасенко Л. I. та ш.]; за ред. О.В. Литовченко. -К.: Педагопчна думка, 2012. - 219 с.
6. Пустовт Г. П. Позашкшьна освгга i виховання: теоретико-дидактичний аспект: Монографiя. Книга 1. - Миколагв: Видавництво МДУ ím. В. О. Сухомлинського, 2010. - 379 с.