Научная статья на тему 'Роль неформального образования молодежи в процессе социализации'

Роль неформального образования молодежи в процессе социализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВНЕШКОЛЬНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО АКТИВНАЯ МОЛОДЕЖЬ / SCHOOL EDUCATION / AFTER-SCHOOL ESTABLISHMENTS / INFORMAL EDUCATION / SOCIALLY ACTIVE YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лякишева Анна Владимировна

В статье обобщаются результаты теоретического изучения особенностей внешкольных учебных заведений Украины как возможных агентов неформального образования детей и молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF NON-FORMAL EDUCATION IN THE IMPLEMENTATION OF THE IDEAS INFORMAL YOUTH EDUCATION

The paper summarizes the results of theoretical studies are after-school educational establishments of Ukraine as possible agents of informal education of children and youth

Текст научной работы на тему «Роль неформального образования молодежи в процессе социализации»

УДК 37.013.42:374.091.053.6

РОЛЬ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ПРООЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ

© 2013

А.В. Лякишева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и педагогики высшей школы, докторант Института проблем воспитания Национальной Академии Педагогических Наук Украины

Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки, Луцк (Украина)

Аннотация: В статье обобщаются результаты теоретического изучения особенностей внешкольных учебных заведений Украины как возможных агентов неформального образования детей и молодежи.

Ключевые слава: внешкольное образование, внешкольные заведения, неформальное образование, социально активная молодежь.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Сегодня внешкольное образование является неотъемлемой составляющей системы непрерывного образования Украины, определенной Конституцией Украины (в 1996 г.), Законом Украины «Об образовании» (в 1996 г.), Законом Украины «О внешкольном образовании» (в 2000 г.); призванная выполнять существенные социальные функции. В частности внешкольное образование способствует социальному становлению воспитанников, их самореализации и профессиональному самоопределению; сохранению и укреплению здоровья, формированию ценности здорового образа жизни, создает условия для интеллектуального, физического и культурного развития личности, обеспечивает содержательный досуг детей и молодежи, а также профилактику девиаций в подростковой и молодежной среде.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Современная система внешкольного образования Украины сложилась на основе исторического опыта и прошла определенные этапы собственного развития, тесно связанные с историческими событиями в стране. В настоящее время она включает широкую сеть внешкольных учебных заведений. В соответствии с Законом Украины «О внешкольном образовании» (ст. 12) внешкольные учебные заведения могут функционировать в форме центров, комплексов, дворцов, домов, клубов, станций, комнат, студий, школ искусств, начальных специализированных художественных учебных заведений (школ эстетического воспитания), спортивных школ, физкультурно-спортивных клубов по месту жительства, детских стадионов, детских библиотек, детских флотилий, галерей и др., что осуществляют внешкольное образование [1].

Благодаря деятельности внешкольных учебных заведений в Украине обеспечена доступность внешкольного образования, функционирования и развитие ее разнообразных форм. Работа отмеченных заведений организуется в соответствии с индивидуальными возможностями, интересами, способностями воспитанников и осуществляется за разными направлениями внешкольного образования (художественно-эстетический, научно-технический, эколого-натуралистичний, туристско-краеведческий, физкультурно-спортивный, социогуманитар-ный и другие).

На период 2011 года в Украине работало 1496 государственных и коммунальных внешкольных образовательных заведений, их посещало свыше 1 млн. 242 тыс. детей и подростков, что составляло 35,7% от общего количества детей школьного возраста, что, безусловно, не является достаточным показателем в современных условиях.

Наибольшей популярностью пользуются кружки, группы и другие творческие объединения художественно-эстетического (33740), научно-технического (15960), эколого-натуралистичного (8475), туристско-краеведческого (6932) направлений внешкольного образования.

[2]

Статья 38 Закона Украины «Об образовании» определяет внешкольное образование и воспитание как часть структуры образования, направленной на развитие способностей, талантов детей, ученической молодежи, удовлетворения их интересов, духовных запросов и потребностей в профессиональном определении; отмечает обеспечение государством условий для получения учениками и молодежью внешкольного образования. [3].

Актуальными в пределах определенной нами проблемы являются исследования отечественных авторов относительно обоснования особенностей содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса внешкольных учебных заведений, идей их воспитательного потенциала, в частности: В. Вербицкого, Л. Ковбасенко,

О. Лебедева, О. Литовченко, Г. Пустовита, Т. Свирской, Т. Сущенко и др. Вопросы воспитания и социализации учеников во внешкольных учебных заведениях отображены в трудах отечественных ученых (О. Быковской, А. Золотарёвой, Б. Куприянова и др.).

Формирование целей статьи (постановка задания). Исследования показали, что существенной основой воспитания, развития и социального становления личности во внешкольных учебных заведениях является вариативность и разноуровневость, добровольность и много-укладность, неограниченные возможности во времени и географических пределах осуществления, практическая направленность учебно-воспитательного процесса (Г. Пустовит). [4] Результат социального становления детей и ученической молодежи во внешкольных учебных заведениях рассматривается как усвоение ребенком системы социальных ролей (семейно-социальных, профессионально-трудовых и т.п.), формирование социальных знаний (политических, социально-экономических, общекультурных), приобретение опыта их приложения; формирование социальной стойкости; развитие индивидуальных качеств личности (А. Золоторёва) и др. [5]

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Хотя внешкольное образование представлено разнообразными типами заведений, отличающееся собственными принципами деятельности, заданиями, спецификой содержания, форм, методов и технологий, учёные работают в направлении поиска общих принципов определения содержания и направлений деятельности внешкольных учебных заведений. Ориентиром в этом являются идеи неформального образования. В частности это ведущие принципы неформального образования: учиться в действии, учиться сотрудничеству, научиться учиться. «Учиться в действии» значит получать разные умения и навыки во время практической деятельности. «Учиться сотрудничеству» предусматривает получение и развитие представлений об отличиях, существующих между людьми, умения работать в группе и в команде, а также принимать окружающих такими, какие они есть, и сотрудничать с ними. «Научиться учиться» значит получать навыки поиска информации и ее обработки, навыка анализа собственного опыта и выявление индивидуальных образовательных целей, а также способность при-

менять выше сказано в разных жизненных ситуациях. [6]

А. Золотарева, О. Лебедев, Т. Свирская отмечают то, что внешкольное образование давно уже превратилось в дополнительное образование, дополнительное к школьному, обязательному образованию.

Анализируя в сравнительном плане педагогический потенциал общего и дополнительного образования детей, О. Лебедев отмечает, что система дополнительного образования владеет большими возможностями для усовершенствования общего образования, его гуманитаризации. Все виды добровольных детских объединений, независимо от их профиля, содействуют развитию у детей способности к самопознанию и самоопределению. Они предоставляют опыт общения со специалистами в разных видах практической деятельности. По мнению О. Лебедева, внешкольное образование, как дополнительное образование «не только в значительной степени расширяет знание о творческих возможностях и творческом потенциале учеников; оно обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности и тем же способствует развитию таких качеств личности, являющихся важными для успеха в любой сфере деятельности ... В ряде случаев дополнительное образование становится фактором реабилитации личности за счет компенсации школьных неудач достижениями в сфере дополнительного образования» [6, с 36].

Поливариативность форм и содержания внешкольного образования, осуществления его на основе принципов добровольности и индивидуальных, личностно ориентированных подходов к каждому воспитаннику, создает возможности для индивидуализации и дифференциации учебы и воспитания: ученику предоставляется право избрать содержание, форму учебы, отвечающие его индивидуальным интересам, способностям, ожиданиям относительно собственного развития и т. п.

Основополагающими для понимания современного содержания внешкольного образования определены Г. Пустовитом пять принципов конструирования содержания внешкольного образования и воспитания на всех этапах реализации:

- интегрирование учебного материала, в котором наиболее, адекватно отображена идея целостности мира и формирования морально целесообразного отношения к человеку, обществу и природе;

- структуризация содержания внешкольного образования и воспитания с позиций дифференциации, которую следует рассматривать как перспективный подход к углубленному изучению учениками учебного материала или самостоятельного получения ими знаний;

- конечной целью внешкольного образования, кроме приобретения учениками знаний, умений и практических навыков, являются формирование и развитие ценностных ориентаций, способности принятия обоснованных решений, построение собственного поведения и деятельности в социуме и ответственность за их последствия;

- концептуальным положением в конструировании содержания внешкольного образования и воспитания является индивидуализация учебной и практической деятельности личности на основании личностных заказов, интересов и постоянно развивающихся наклонностей детей;

- пятым концептуальным положением в конструировании содержания внешкольного образования и воспитания является деятельностный подход, дающий реализовать на практике приобретенные учениками знания, интеллектуальные умения и практические навыки в конкретной общественно полезной, массовой или природоохранной работе.

При таком подходе содержание внешкольного образования и воспитания рассматривается как педагогическое воплощение не только личностных образователь-

ных потребностей, интересов и мотивов учеников, но и как модель социального заказа, как требования общества, в которых концентрируются тенденции развития и становления личности с высоким уровнем знаний, сформированных интеллектуальных умений и практических навыков.

Обобщенное представление о роли внешкольного образования и его содержания в реализации заданий неформального образования поданы на схеме рис. 1.

Рис. 1. Роль внешкольного образования и его содержания в реализации заданий неформального образования

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Следовательно, внешкольные заведения, работающие в социально-культурной и образовательной сферах, дополняющие школьное образование, выполняющие задание неформального образования и создающие позитивную учебную и воспитательную среду для детей и молодежи. Они выступают в качестве гибких учебно-воспитательных инфраструктур, способных осуществлять воспитание гражданина независимого государства Украины, духовно зрелой, творческой, социально активной, компетентной личности, способной совершенствовать себя и свою страну.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон України «Про позашкільну освіту». [Електронний ресурс] - Режим доступу: Шр:/^акоп. rada.Gov.ua

2. Виховний потенціал позашкільних навчальних закладів : колективна монографія / За ред. О. В. Литовченко. - К.: ТОВ «Інсайт-плюс», 2011. - 172 с

Закон України «Про освіту». [Електронний ресурс] -Режим доступу: http://zakon.rada.gov.ua

3. Пустовіт Г. П. Позашкільна освіта і виховання: деякі нотатки про сьогодення / Г. П. Пустовіт // Формування та розвиток творчих здібностей дітей та учнівської молоді у креативному освітньому соціумі : матеріали наук.-практ. конф. (Суми, 16-17 вересня. 2008 р.). - Суми, 2008. - С. 6-21.

4. Актуальные направления развития внешкольного (дополнительного) образования детей в странах Восточной Европы [Текст]: обзор по Беларуси, Казахстану, России, Украине / под ред. А. В. Золотаревой.

- Прага-Ярославль: EAICY-ЯГПУ, 2010. - 138 с.

5. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О. Е. Лебедева.

— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с.

6. Пекар І. Роль неформальної освіти у сучасному

суспільстві / І. Пекар. [Електронний ресурс] - Режим доступу: http://business-territory.com/articles/ гаї-

neformalmї-osvіti-u-suchasmmu-suspіlstvі

ROLE OF NON-FORMAL EDUCATION IN THE IMPLEMENTATION OF THE IDEAS

INFORMAL YOUTH EDUCATION

© 2013 A.V. Liakisheva, Ph.D., assistant professor of social pedagogy and pedagogy of higher education, a doctoral student of the Institute of Education of the National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine

Eastern National University named after Lesya Ukrainka, Lutsk (Ukraine)

Annotation'. The paper summarizes the results of theoretical studies are after-school educational establishments of Ukraine as possible agents of informal education of children and youth.

Keywords: school education, after-school establishments, informal education, socially active youth.

УДК 007.51

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РЕСУРС В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

© 2013

У.М. Новикова, заведующий Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 2 «Золотая искорка» городского округа Тольятти (Россия)

Аннотация: В данной статье рассмотрены вопросы модернизации дошкольного образования. Проанализированы основные направления информатизации управления образовательного учреждения. Выявлена эффективность использования информационных технологий в управленческой деятельности руководителей дошкольных образовательных учреждений на основе использования компьютерных программ.

Ключевые слова: инновация; информационные технологии; информационная образовательная среда; личностно-ориентированное взаимодействие; информатизация управления; субъекты образовательного процесса; портфолио педагога; информационно-коммуникативная компетентность руководителя; индивидуализация педагогического процесса.

Модернизация дошкольного образования предполагает внедрение инноваций в управление дошкольным образовательным учреждением (ДОУ). Чтобы изменить старую систему управления, сделать ее гибкой и эффективной в новых условиях реформирования, необходимы такие нововведения (анг. innovation), которые качественно повысят уровень развития учреждения.

Такой инновацией, которая серьезно повышает эффективность управленческой деятельности, а значит, способствует развитию учреждения в целом, в настоящее время считают информационные технологии (ИТ). Чаще всего под информационными технологиями понимают технологии активного использования компьютера. Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы [1].

Вопросы оптимизации процесса обработки управленческой информации рассматривались в работах А.Е. Капто, Ю.А. Конаржевского, Л.И. Фишмана, Т.И. Шамовой [2]. А.Д. Хомоненко в своих статьях доказывает, что информационные технологии являются одной из неотъемлемых составляющих эффективного информационного обеспечения управления. Она раскрывает вопросы автоматизации обеспечения управления и совершенствования документированного управления

[3]. Существующие на сегодняшний день разработки по созданию информационной модели образовательного учреждения (Ю.Ю. Баранова, Е.Н. Богданов, А.Б. Боровков, К.П. Волокитин, Л.В. Жилина, Н.В. Кисель, Д.Ш. Матрос, Е.А. Тюрина, В.В. Хабин, А.А. Чадин и др.) не рассматривают вопросы совершенствования административно - управленческой деятельности, не содержат конкретных рекомендаций по использованию новых информационных технологий управленцу - пользователю. Вместе с тем остаются нерешенными проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность руководителя дошкольного

образовательного учреждения.

Являясь нашим помощником, компьютер выполняет кропотливую обработку и хранение огромных объемов информации, освобождая человека от процесса получения информации в пользу ее анализа и принятия оперативных управленческих решений.

Доказано, что информатизация управления позволяет создать информационно-образовательную среду, которая включает в себя технические, программные, телекоммуникационные средства, обеспечивающие доступ к информации детям, педагогам, родителям, руководителям образовательного учреждения и общественности, а также создает условия для личностно-ориентированного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Очевидно, что сферы информатизации управления ДОУ достаточно многообразны:

- паспорт учебного заведения (общие сведения об учебном заведении, материально-техническое и методическое обеспечение, формирование отчетов ДОУ и др.);

- кадры (ведение личных дел, учет перемещения сотрудников, ведение книги приказов по кадрам, тарификации);

- воспитанники и их родители (ведение личных дел, учет посещаемости, контроль развития, формирование индивидуальных образовательных маршрутов развития детей и др.);

- расписание видов детской деятельности (автоматизированное составление вариантов расписания видов деятельности с возможностью выбора оптимального);

- библиотека (учет библиотечного фонда и его востребованности, ведение электронных каталогов библиотеки);

- медицинский кабинет (ведение медицинских карт детей, медицинское сопровождение);

- бухгалтерия (учет финансово-хозяйственной и статистической отчетности);

- методическая служба (электронное портфолио воспитателей, как средство хранения информации об успехах и достижениях деятельности педагогов, презентация опыта, электронные отчеты и др.) [4].

Несмотря на такой спектр возможных направлений применения ИТ, дошкольные образовательные учреждения оказались в некоторой оторванности от современно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.