Научная статья на тему 'Системный подход к профилактике правонарушений обучающихся колледжа'

Системный подход к профилактике правонарушений обучающихся колледжа Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

489
118
Поделиться
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Попова Елена Михайловна

Перемены, происходящие сегодня в нашем обществе, остро обозначили проблему помощи подросткам с девиантным поведением, разработки комплексных профилактических мер, реабилитации и социализации этой группы молодежи.The changes occurring today in our society, have sharply designated a problem of the help to teenagers with deviating behavior, workings out of complex preventive measures, rehabilitations and socialization of this group of youth.

Текст научной работы на тему «Системный подход к профилактике правонарушений обучающихся колледжа»

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА

ПОПОВА Е.М.

Перемены, происходящие сегодня в нашем обществе, остро обозначили проблему помощи подросткам с девиантным поведением, разработки комплексных профилактических мер, реабилитации и социализации этой группы молодежи.

The changes occurring today in our society, have sharply designated a problem of the help to teenagers with deviating behavior, workings out of complex preventive measures, rehabilitations and socialization of this group of youth.

Основой организации профилактической работы в колледже является убеждение всего педагогического коллектива в необходимости этой деятельности, отказе от прежних поведенческих традиций, декларативной формы общения с родителями и обучающимися; ориентации на то, что ребенок в этом процессе - активный участник, а не пассивный объект образовательной деятельности. Это необходимо для обеспечения активного участия в воспитательном процессе не только специалистов (педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей), но и всех педагогов-предметников колледжа, всего коллектива колледжа.

Профилактика правонарушений, основанная на системе гуманистических ценностей, творческом поиске новых педагогических технологий, ответственности каждого субъекта педагогического процесса за выбор, содержание и результаты, подразумевает системный подход к организации данной деятельности.

Различные аспекты системного подхода можно встретить в работах Афанасьева В.Г., Бабанского Ю.К., Краевского В.В., Кузьминой Н.В. и других. По мнению Афанасьева В.Г. [1] целостную систему следует рассматривать как «совокупность объектов, взаимодействие которых обуславливает наличие новых интегративных качеств, несвойственных образующим её частям, компонентам».

Рассматривая воспитательно-профилактическую деятельность как систему, мы предлагаем выделить ее основные компоненты - общую и специальную профилактику.

Общая профилактика потребует следующих мероприятий:

- создание благоприятных социально-экономических, социокультурных и социальнопедагогических условий, содействующих семье в выполнении ею функций по воспитанию физически и социально здоровых подростков;

- реализацию воспитательных функций образовательными учреждениями всех типов, по обеспечению ими полноценного развития интересов и способностей обучающихся, занятости общественно-полезной деятельностью во внеурочное время [2, с. 218].

Общая профилактика подразумевает обширный перечень форм и методов работы, например:

- предупреждение учебных и психоэмоциональных перегрузок, организация здоровой микросреды подростка;

- помощь родителям по коррекции воспитания и семейного общения; педагогам - по вопросам оптимизации межличностных отношений, оздоровлению психологического климата в ученическом коллективе, другим вопросам профессионального и личного характера;

- просветительская работа со взрослыми в вопросах обучения, воспитания, половозрастной специфики психического развития подростков;

- психоэмоциональное закаливание подростков, снижение тревожности, агрессивности, повышение устойчивости к стрессам и т.п.;

- обучение подростков социально важным навыкам, организация здорового образа жизни;

- психолого-педагогическое, медицинское и социальное сопровождение подростка на протяжении всего периода обучения;

- создание структуры дополнительного образования и досуга для реализации потребностей и интересов в творческой самодеятельности, спорте, научно-техническом, художественном творчестве и т.д.

Специальная профилактика включает коррекционно-реабилитационные меры, направленные на подростков «группы риска», несовершеннолетних правонарушителей. Данный вид профилактики предполагает применение различных мероприятий психолого-педагогической поддержки и социально-правовой защиты несовершеннолетних с целью предупреждения безнадзорности и беспризорности, жестокости, насилия и негативного влияния асоциальной среды. Специальная профилактика реализуется путем обеспечения подростков с девиациями обязательным индивидуальным психологопедагогическим сопровождением.

Закон №120-ФЗ определяет категорию лиц и основания для проведения индивидуальной профилактической работы. Такая работа проводится в отношении следующих несовершеннолетних:

- безнадзорных или беспризорных;

- занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

- употребляющих наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества без назначения врача;

- совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания, либо совершивших его до достижения возраста с которого наступает такая ответственность;

- освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта амнистии или в связи с изменением обстановки, либо в случаях, когда установлено, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем принудительных мер воспитательного воздействия;

- не подлежащих уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого она наступает, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

- обвиняемых или подозреваемых, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

- условно-досрочно освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

- освобожденных из учреждений уголовно-исправительной системы или вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

- осужденных за совершение преступлений небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

- осужденных условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

В случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи или реабилитации индивидуальная профилактическая работа может проводиться с несовершеннолетними, которые не указаны в выше приведенных пунктах и только с согласия руководителя учреждения.

Специальная профилактика предусматривает: выявление, постановку на контроль обучающихся с девиантным поведением. Работа по выявлению обучающихся и семей, находящихся в социально-опасном положении строится планово, в ней участвует весь педагогический коллектив колледжа. Психологи проводят диагностические мероприятия; социальные педагоги выясняют жизненные условия обучающихся, их ближайшее социальное окружение; преподаватели определяют познавательные интересы, способности и мотивацию к обучению; классные руководители ведут наблюдение за посещаемостью, успеваемостью, поведением, занятостью в свободное время подростков; педагоги-организаторы и педагоги дополнительного образования вовлекают воспитанников в занятия творчеством, спортом, общественную работу студенческого самоуправления. Результаты данной работы обсуждаются на психолого-педагогических консилиумах. При выявлении негативных фактов педагоги информируют Совет по профилактике колледжа. Совет по ходатайству классных руководителей включает подростка в «группу риска» и ставит на внутренний учет колледжа.

Наиболее эффективна индивидуальная работа с подростками данной категории при создании индивидуальной воспитательно-педагогической программы, представляющей собой систему совместных, взаимосвязанных действий администрации, педагогов, психологов, медиков, родителей обучающегося, общественности по обучению, коррекции, социализации и реабилитации подростка с девиантным или асоциальным поведением. К такой работе следует привлекать психологов, специалистов по социальной защите, а при наличии признаков токсикомании и наркомании - психиатра и нарколога.

Индивидуальная программа предусматривает диагностическое исследование личности обучающегося, его потребностно-мотивационной сферы, ценностных ориентаций, психокоррекцию, переключение активности подростка с негативных форм самореализации на позитивные путем организации досуга, вовлечения в социально-значимые проекты, конкурсы, занятия спортом и творчеством и др.

Профилактическая деятельность в отношении обучающихся с девиантным поведением имеет ряд особенностей:

- профилактика требует постоянной активности и субъекта и объекта влияния;

- результат профилактической работы не всегда предсказуем;

- после каждого цикла взаимодействия необходимо выявление обучающихся, слабо воспринимающих воздействие, после чего требуется установление причин и разработка новых воспитательных воздействий (рис. 1).

В колледжах Москвы индивидуальная работа с обучающимися «группы риска» и асоциальными семьями отражается в специальной документации в соответствии с приказом Департамента образования города Москвы от 07.02.2006 г. № 51 «Об организации ведения в образовательных учреждениях Департамента образования города Москвы учета обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении».

Индивидуальная профилактическая работа проводится с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению или содержанию или отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними. При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании, работу рекомендуется проводить одновременно с родителями и детьми.

Наиболее трудной задачей является обучение родителей правильному способу общения с «трудными детьми», учету особенности детей и анализу причины их поведения. Важными направлениями в этой работе являются:

- установление доверительных отношений между родителем и специалистом (классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог);

- разъяснение родителям основ межчеловеческих отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная причина деструктивных переживаний может лежать глубже внешних проявлений. Поэтому за каждым негативным действием или случаями активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;

- формирование у родителей правильного отношения к самооценке или чувству самоценности подростка; с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь семье и «трудному» подростку. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании. Только в этих условиях формируется устойчивая личностная установка и ее активность;

- установка, направленная на формировании у родителей чувства уверенности в себе и в решении возникающих проблем в воспитании.

Работу с семьями, находящимися в социально-опасном положении, необходимо строить в тесном контакте с Комиссиями по делам несовершеннолетних, инспекторами ОВД, органами социальной защиты, специалистами-психологами, сотрудниками центров социально-психологической помощи, органами опеки и попечительства, родительской общественностью и другими обществен-

ными организациями.

Обучающиеся колледжа

Диагно- Обу- Дополни-

стика лич- чающие- тельная

ности -► ся, про- -► диагно-

я вля ю- стикя

Диагностика здоровья и физических качеств

щие девиантное поведение («группа риска»)

Медицинское со-провождение, выявление зависимостей

Реализация психологопеда гогиче-ских коррекционных программ

Реализация программ профилактики ПАВ и приобщения к ЗОЖ

Изучение Социаль- Реализация

социаль- но- социально-

ного ок- правовая педагогиче-

ружения и защита. ских про-

межлич- Контроль грамм разви-

ностных успевае- тия личности

взаимо- мости, по направле-

деиствии посещае- ниям

мости

А

Н

А

Л

И

З

Обучающиеся, проя в-ляющие девиантное поведение («группа риска»)

Обучающиеся, не проя в-ляющие девиантное поведение

Рис. 1 Схема реализации воспитательно-профилактической деятельности в отношении обучающихся «группы риска»

Таким образом, профилактика правонарушений представляет собой комплексную систему мер предупреждения и коррекции девиантного поведения обучающихся, основанных на личностно-ориентированной практике, способствующей нравственному развитию и социализации подрастающего поколения.

Библиографический список:

1. Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М.: Политиздат,1980. - 368 С.

2. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед.

учеб. Заведений / Под ред. Сластенина В.А.. — М.: Академия, 2002. — 272 С.

3. Профессиональная педагогика. Под ред. Батышева С.Я., Новикова А.М. - М., 2010 г.

Ключевые слова: системный подход, профилактика правонарушений.

Keywords: the system approach, preventive maintenance of offenses.