УДК 364.65
А. А. Семено
кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы О. В. Светличная
Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ПРИМЕРЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ № 34 НЕВСКОГО РАЙОНА
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА*
В современных условиях социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья перерастает из разряда социально-медицинской проблемы в общую социальную задачу, предполагающую, во-первых, системное взаимодействие для оптимизации процесса социокультурного окружения человека (семья, дом, школа и т. д.); во-вторых, активное использование всех направлений социально-регулирующего воздействия (медицинское, финансово-экономическое, психолого-педагогическое и т. д.). Именно поэтому на сегодняшний день актуальной научной и практической проблемой выступает исследование как системы социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья, так и направлений совершенствования этого явления применительно к различным уровням общественной организации (федеральной, региональной, местной). В статье отражаются результаты причин противоправного поведения детей и подростков, обучающихся в коррекционной школе. Описывается программа мероприятий, направленная на организацию работы по профилактике правонарушений у детей и подростков, обучающихся в коррекционной школе, а также приводится анализ ее результативности программы.
Ключевые слова: социальная работа; дети с ограниченными возможностями здоровья; противоправное поведение; коррекционная школа; социальное сопровождение.
A. A. Semeno
PhD (Pedagogics), Associate Professor, St. Petersburg State University of Psychology and Social Work
O. V. Svetlichnaya
St. Petersburg State University of Psychology and Social Work
SOCIAL WORK WITH CHILDREN WITH DISABILITIES THROUGH THE EXAMPLE OF THE CORRECTIONAL SCHOOL № 34, NEVSKY DISTRICT, ST. PETERSBURG
In the current context, social protection of children with disabilities evolves from a socio-medical problem into a general social task, assuming, first, a systemic interaction for optimizing the process of human socio-cultural environment (family, home, school, etc); second, the active use of all areas of the socio-regu-latory impact (medical, financial and economic, psychological and pedagogical, and so on). This is precisely why, of topical research and practical problem is investigation of both the protection system for children with disabilities and the areas of developing this phenomenon with respect to various levels of public organizations (federal, regional, municipal). The article presents the results and
* Статья лауреата II степени Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ студентов «Социальная радуга» печатается по решению Оргкомитета конкурса при финансовой поддержке ФГБОУ ВПО «Байкальского государственного университета экономики и права».
© А. А. Семено, О. В. Светличная, 2014
causes of delinquent behavior children and teenagers who study at a correction school. It describes the implementation program aimed at activity management in prevention of delinquency of children and teenagers who study at a correction school, as well as brings forward the analysis of the program performance.
Keywords: social work; children with disabilities; delinquent behavior; correction school; case management.
Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно это касается детей и подростков, которые находятся под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций. Они не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий, происходящих в стране [2].
Все перечисленное способствует поиску средств, которые помогают уходить от тягостных переживаний. На наш взгляд, в данной ситуации на первое место мы поставим наркотизацию подростков, которая позволяет спрятаться от действительности, далее выделим различные виды злоупотреблений психоактивных веществ и алкоголя и в последнюю очередь повышение количества правонарушений вследствие безнадзорности детей. В большей степени это касается детей, обучающихся в коррекционных образовательных учреждениях — особая категория детей, отличающаяся повышенной внушаемостью и нередко недостаточно осознанным отношением к вопросам здоровьесбереже-ния и социализации, а потому более подверженная воздействию факторов социального риска [4].
Профилактическая работа с обучающимися коррекционной школы — процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, так как ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста[3].
Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста противоправных действий среди подростков и молодежи и повышение эффективности профилактической работы в данном направлении [5].
В своей работе поэтому мы использовали следующие методы исследования:
1. Метод анализа документов, который предполагал знакомство с Уставом школы ГБС(К)ОУ № 34, ежегодным Публичным отчетом учреждения, Программой профилактической и реабилитационной работы с детьми-правонарушителями, разработанной Советом профилактики школы в 2009 г., а также просмотр видеоматериалов для внутреннего пользования с уроков, занятий, досуговой деятельности, достоверно описывающих социальную атмосферу в педагогическом коллективе и межличностные отношения между педагогами
и обучающимися. Таким образом, была выявлена экспериментальная группа подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и родителей, участвующих в нашем исследовании: 20 детей, обучающихся 8-х и 9-х классов ГБС(К)ОУ № 34; 10 родителей (законных представителей) детей, обучающихся 8-9 классов ГБС(К)ОУ № 34.
В экспериментальную группу вошли обучающиеся, на момент исследования уже совершившие какие-либо правонарушения и состоящие на учете в ОДН Невского района (10 чел.), вторую часть выборки составили подростки, состоящие на внутришкольном учете по причине выраженного девиантного поведения (10 чел.). В экспериментальную группу также вошли родители (законные представители) подростков, состоящих на внутришкольном контроле.
Проанализировав базу исследования, мы пришли к следующим выводам: приоритетное влияние на предрасположенность к асоциальным формам поведения детей с ОВЗ оказывает их ближайшее социальное окружение; методы профилактического воздействия, существовавшие в школе на момент исследования, перестали содержательно соответствовать интересам, потребностям и, в целом, мировоззрению современных подростков с ОВЗ, что снизило эффективность их использования.
2. Метод полевого наблюдения. Данный метод заключается в выявлении возможных проблем в организации работы по профилактике правонарушений у детей с ОВЗ и наличия ресурсов у школы, позволяющих решить эти проблемы. База исследования наблюдалась нами в обычном режиме ее жизнедеятельности в период прохождения научной практики (март 2011 г., ноябрь 2012 г., март 2013 г., октябрь 2013 г.). Метод полевого наблюдения показал, что уровень профессиональной подготовленности педагогического коллектива в области формирования правовой культуры и организации профилактической работы по предупреждению правонарушений обучающихся и воспитанников достаточно высокий и выражается в стремлении педагогов повышать свою квалификацию. Это и участие коллектива в лекциях и семинарах на базе школы, посвященных особенностям развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, инновационным технологиям педагогической деятельности, систематическое посещение курсов переподготовки и повышения квалификации; это посещение и выступление педагогов и специалистов на конференциях, семинарах, заседаниях «круглого стола» по проблеме профилактики правонарушений и зависимого поведения.
3. Метод «скрытого» опроса. Данный метод использовался нами в виде бесед с детьми, контент-анализа анкет детей и родителей для выявления возможных социальных факторов, влияющих на склонность к правонарушениям [5].
На диагностическом этапе нами были разработаны и апробированы: анкета (№ 1) для подростков, склонных к правонарушениям и состоящих на вну-тришкольном контроле, и анкета (№ 2) для родителей (законных представителей) подростков, состоящих на внутришкольном контроле.
Процесс исследования начался 4 ноября 2012 г. в 14.00 во время классного часа на небольшой выборке — 10 подростков, обучающихся в 8-х и 9-х классах, состоящих на внутришкольном контроле. Подросткам было предложено в присутствии классного руководителя и социального педагога заполнить анкету № 1, предназначенную для того, чтобы выявить интересы подростка, какие кружки он предпочитает посещать, чем он занят помимо школы, как организует свое свободное время. Также в анкете подросток мог указать, какие кружки он хотел бы создать, если из уже имеющихся кружков его ни один не интересует. Анкетирование позволило выявить уровень занятости подростка, что помогло определить характер организации профилактической работы.
На основании полученных данных было выявлено, что занятость подростков находится на высоком уровне — 100 % (10 чел.) используют свободное от учебы время. Посещение кружков вне школы составляет 60 % (6 чел.). Этот факт мы объясняем тем, что подростки хотят заниматься саморазвитием. 40 % подростков заинтересованы школьными предметами (4 чел.). Это явление можно объяснить тем, что у школьников с ОВЗ присутствует недостаточная мотивация к обучению в школе и снижен уровень способности к усвоению материала. 100 % (10 чел.) подростков хотели бы включить в состав уже имеющихся в школе свои кружки. Мы объясняем это тем, что, по мнению школьников, они не могут полностью реализовать свои интересы. У 100 % (10 чел.) школьников приоритетное времяпрепровождение — это общение со сверстниками. Кроме того, у 3 учащихся (30 %) выявляется склонность к игнорированию норм и правил, что очень характерно для подростков с ОВЗ. Необходимо отметить, что их занятость находится также на высоком уровне. Мы предполагаем, что причиной такого поведения служат особенности взаимоотношений подростков с родителями, с остальным «миром взрослых».
На основании результатов анкетирования можно сделать вывод: чем выше уровень занятости подростков, тем ниже уровень совершаемых правонарушений. Поэтому достаточно целесообразным является организация полезной занятости подростков.
Исследование продолжилось 6 ноября 2012 г. на родительском собрании, на котором присутствовало 10 чел. родителей обучающихся 9-х классов (выпускников в этой школе), заинтересованных в перспективах дальнейшего обучения детей после окончания школы. Эти родители и составили выборку для нашего исследования. Анкета № 2 (авторская разработка) предназначена для того, чтобы выявить социальный портрет среднестатистической семьи, воспитывающей подростка с ОВЗ, обучающегося в коррекционной школе. Также целью анкетирования родителей было определить уровень общения их с детьми, стремление ребенка делиться своими переживаниями с родственниками.
На основании полученных данных было выявлено: в 60 % семей дети воспитываются только одним из родителей (матерью); 30 % подростков вообще не имеют возможности общения с другими своими родственниками; 100 % (10 чел.) охотно перекладывают обязанности по воспитанию подростка на школу по причине своей занятости на работе; 70 % родителей не знают точно, но думают, что ближайшее окружение подростков — это их одноклассники. Таким образом, можно сделать вывод о необходимости организации просветительской работы с родителями, поиск форм вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс.
Самым сложным этапом исследования оказался опрос подростков, состоящих на учете в ОДН. Выборку составили 10 правонарушителей — подростки с ОВЗ, состоящие на тот момент на учете ОДН. Беседа проводилась индивидуально с каждым в присутствии социального педагога и педагога-психолога. Вопросы задавались таким образом, чтобы составить представление о всех сторонах социально-личностного развития подростков, выявить обстоятельства, спровоцировавшие их на асоциальное поведение, спрогнозировать возможность его повторения.
В результате опроса было обнаружено, что 2 подростка (20 %) давали формальные, очевидно, недостоверные ответы на вопросы, стараясь уйти от контакта. Традиционные для сегодняшней школы ценности (творчество, познание, активная деятельная жизнь) не присутствуют в полном объеме в сознании данной категории подростков как ценности, что подтверждают полученные
данные (80 %). В личном опыте опрошенных подростков (70 %) отсутствует переживание успеха, личного достижения, личной победы, завоеванной с помощью собственной активности. Ребята испытывают трудности в постановке целей планирования своего будущего (70 %), они не связывают его с сегодняшним днем. Трудно таким подросткам и в общении. Ребята теряются в провокационных, задевающих, угрожающих ситуациях, выбирают либо подчинение, либо ответную агрессивность как стиль своего поведения (60 %); уязвимы для критики или проявления неприятия, считают, что показывать другому, что тебе плохо, это проявление слабости (70 %). Высокая ценность хороших и верных друзей (100 %) и неумение вступать в контакт со сверстником, обращаться с просьбой говорят о наличии внутреннего конфликта (40 %). Следовательно, можно сделать вывод о том, что, не смотря на активно ведущуюся с подростками работу по непосредственной профилактике асоциального поведения, для достижения устойчивого положительного эффекта необходима комплексная деятельность по развитию их социально-личностных качеств, коммуникативной компетентности и позитивной самооценки. Для реализации подобного рода деятельности необходимо слаженное интегрированное взаимодействие специалистов и педагогов образовательного учреждения.
Таким образом, проанализировав результаты проведенного исследования, мы можем выявить ряд социальных факторов, влияющих на предрасположенность к правонарушениям у детей с ОВЗ, обучающихся в коррекционной школе: устаревшие методы профилактического воздействия на подростков с ОВЗ.
Рекомендация ГБС(К)ОУ № 34:
- поиск инновационных технологий коррекционно-профилактической работы, реализуемых с учетом индивидуального и системно-деятельностного подхода; невовлеченность родителей подростков в воспитательно-образовательный процесс;
- наладить комплексное взаимодействие специалистов, педагогов и родителей по вопросам коррекции и профилактики склонности обучающихся к правонарушениям, употреблению психоактивных веществ; недостаточная компетентность педагогического коллектива в вопросах психологических особенностей современных детей «группы риска»;
- организация консультативно-просветительской работы с педагогами, поиск путей преодоления возможных проблемных ситуаций при взаимодействии с обучающимися.
Обобщая изложенное, можно сделать вывод: все выбранные нами для проведения исследования методы (метод анализа документов, метод полевого наблюдения, метод опроса в форме анкетирования и беседы) позволили выявить ряд социальных факторов, которые необходимо учитывать в планировании профилактической деятельности коррекционной школы.
Учитывая тот факт, что руководство ГБС(К)ОУ № 34 заинтересовалось результатами проведенного исследования, на внеплановом заседании Совета профилактики был разработан план мероприятий, направленных на разработку и реализацию новой Программы формирования законопослушного поведения обучающихся «Профилактика правонарушений несовершеннолетних, обучающихся в коррекционной школе». В документе предусмотрена организация работы по следующим направлениям: взаимодействие школы с инспекторами ОДН; работа Совета профилактики; социальное сопровождение обучающихся; мероприятия по профилактике «скрытого отсева»; работа с семьями обучающихся; проведение конкурсов, правовых уроков, тематических классных часов в рамках правового воспитания обучающихся; организация досуговой деятельности обучающихся во внеурочное время.
Основная концепция Программы заключается в том, что социализацию не следует сводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социальная реабилитация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно.
Основная цель Программы: снижение уровня и предотвращение роста правонарушений через организацию профилактической работы в образовательном учреждении. Программа рассчитана на работу со всеми участниками образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами. Основное содержание программы представлено поэтапно.
Предполагаемый результат работы по Программе — фактическое снижение общего уровня правонарушений несовершеннолетних, уменьшение количества учащихся школы, состоящих на учете и контроле разного уровня.
С целью выявления эффективности предложенной Программы нами был проведен промежуточный мониторинг результатов ее применения. Эти результаты таковы, что за период с начала реализации Программы прослеживается динамика снижения количества правонарушений среди детей с ОВЗ, обучающихся в ГБС(К)ОУ № 34; динамика преодоления поведенческих рисков, опасных для здоровья обучающихся, воспитанников (курение, алкоголь, наркотики); увеличилось количество подростков, занятых в системе дополнительного образования во внеурочной деятельности.
В соответствии с этим можно сделать следующий вывод: новая комплексная Программа по формированию законопослушного поведения у детей с ОВЗ, обучающимися в коррекционной школе, результативна на сегодняшний день.
Список использованной литературы
1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы : учеб. пособие / Л. И. Акатов. — М. : ВЛАДОС, 2008. — 222 с.
2. Зимина Е. В. Значение компетентностного подхода в профессиональной подготовке специалистов социальной работы / Е. В. Зимина, Н. М. Винник // Проблемы формирования и регулирования качества жизни городского населения в сибирских регионах: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Иркутск, 16 мая 2012 г. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. — С. 159-163.
3. Инкижинова С. А. Экспертиза системы социальной защиты населения в контексте качества жизни / С. А. Инкижинова // Проблемы формирования и регулирования качества жизни городского населения в сибирских регионах : материалы Всерос. на-уч.-практ. конф., Иркутск, 16 мая 2012 г. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012. — С. 59-65.
4. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями : сб. / ред. С. А. Беличевой. — М. : Москва, 2008. — 210 с.
5. Ташина Т. М. Актуализация психолого-акмеологических предпосылок продуктивного развития у младших школьников с трудностями в обучении / Т. М. Ташина, А. А. Семено // В мире научных открытий. — 2011. — № 5.1 (17). — С. 587-595.
References
1. Akatov L. I. Sotsialnaya reabilitatsiya detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya. Psikhologicheskie osnovy [Social rehabilitation of children with disabilities. Psychological basic concepts] Moscow, VLADOS Publ., 2008. 222 p.
2. Zimina E. V., Vinnik N. M. Importance of competence-based approach in professional training specialists in social work. Problemy formirovaniya i regulirovaniya kachestva zhizni gorodskogo naseleniya v sibirskikh regionakh: materialy Vserossiiskoi nauchno-prak-ticheskoi konferentsii, Irkutsk, 16 maya 2012 g. [Problems of formation and regulation of urban population living standards in Siberian regions]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2012. Pp. 159-163 (in Russian).
3. Inkizhinova S. A. Expert review of social protection system for population in the context of living standards. Problemy formirovaniya i regulirovaniya kachestva zhizni gorodskogo naseleniya v sibirskikh regionakh: materialy Vserossiiskoi nauchno-praktich-eskoi konferentsii, Irkutsk, 16 maya 2012 g. [Problems of formation and regulation of urban population living standards in Siberian regions]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2012. Pp. 59-65 (in Russian).
4. Belicheva S. A. (ed.) Psikhologo-pedagogicheskaya reabilitatsiya detei s ogranichen-nymi vozmozhnostyami [Psychological and pedagogical rehabilitation of children with disabilities]. Moscow, 2008. 210 p.
5. Tashina T. M., Semeno A. A. Actualization of psychological and akmeological productive development background for younger school children with schooling difficulties. V mire nauchnykh otkrytiy - In the world of scientific discoveries, 2011, no. 5.1 (17), pp. 587-595 (in Russian).
Информация об авторах
Семено Анастасия Александровна — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и технологии социальной работы, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 190000, г. Санкт-Петербург, ул. 12 линия В.О., д. 13А, e-mail: [email protected].
Светличная Оксана Владимировна — студент специальности «Социальная работа», факультет психолого-социальной работы, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 190000, г. Санкт-Петербург, ул. 12 линия В.О., д. 13А, e-mail: [email protected].
Authors
Anastasiya A. Semeno — PhD in Pedagogics, Associate Professor, Chair of Theory and Technology of Social Work, St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work, 13A 12-th Liniya St., V.O., 190000, St. Petersburg, Russia, e-mail: [email protected].
Oksana V. Svetlichnaya — undergraduate, specialty «Social Work», Department of Psychological and Social Work, St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work, 13A 12-th Liniya St., V.O., 190000, St. Petersburg, Russia, e-mail: [email protected].