УДК 376.1
О.В. Булатова, В.Н. Васильев
Модель формирования компетентной личности в условиях коррекционно-развивающей среды
Аннотация. В статье представлена программа развития школы - это основной инструмент управления и важный фактор успешности общеобразовательного учреждения, который предполагает систему инновационных изменений, направленных на реализацию нового качества образования. Раскрывается модель организации коррекционно-развивающей среды для формирования личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и развития у них компетенций, необходимых для успешной социальной и профессиональной адаптации в социуме; выделены основные направления реализации программы, ожидаемые результаты.
Ключевые слова: программа развития школы, дети с ограниченными возможностями здоровья, компетентностный подход, ключевые компетентности, коррекционно-развивающая среда, социальная адаптация.
O.V. Bulatova, V.N. Vasilyev
Model of formation of the competent personality in the conditions of the correctional developing environment
Summary. School development program presenting in this article is the main instrument of management and an important factor of successful operation of an educational institution. This assumes system of the innovative changes directed on realization of new quality of education. The article reveals the model of the organization of the correctional developing environment for formation of the identity of pupils with limited opportunities of health; developments of their competences necessary for successful social and professional adaptation in society. The article deals with the main directions of realization of the programs and expected results.
Keywords: school development program, children with limited opportunities of health, competence-based approach, key competences, the correctional developing environment, social adaptation.
Модернизация системы образования РФ ставит перед образовательными учреждениями новые цели и задачи. Поэтому школы также вынуждены и должны изменяться, чтобы быть способными удовлетворять новые требования, которые к ним предъявляет общество и государство в ближайшей перспективе. Цели и задачи развития российской, региональной и муниципальной систем образования на современном этапе четко определены приоритетными направлениями ведущих программных документов. Начальное общее образование должно быть направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овла-
дение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни) [1].
Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному само-
определению). Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности (Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее) [1]. Таким образом, предъявляются требования к личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу, и в первую очередь в области формирования ценностно-смысловых установок общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций, обеспечивающих социальное развитие и личностную реализацию учащихся. При этом отмечается, что общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, которые обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Более подробно социальный заказ раскрыт в единой концепции специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, который позволяет сегодня ориентировать специалистов школ на модернизацию содержания, информационного обеспечения (в том числе компьютерных технологий), использование специальных методов, приемов и средств обучения, коррекционно-педагогиче-скую поддержку детей и, таким образом, гарантировать реализацию права каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от района проживания, вида учебного заведения, характера нарушения психического развития и способности к освоению цензового и, самое главное, нецензового уровня образования [2].
Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. Культура в данном случае предстает как система ценностей (частных, семейных, государственных), взрослея и
присваивая которые ребенок реализует свои личные устремления, берет на себя посильную ответственность за близких, занимает активную жизненную позицию в сообществе. Только развиваясь в поле культуры, ребенок с ОВЗ полноценно входит в образовательное пространство, т.е. может получить полезные для него знания, умения и навыки, достичь жизненной компетенции, освоить формы социального поведения, принятые в семье и гражданском сообществе [2].
В связи с этим в структуре образования детей с ОВЗ во всех вариантах стандарта предполагается сохранить семь основных, традиционно выделяемых, областей образования. При этом их содержание в данной концепции стандарта выстраивается в новой логике. Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной ком -петенции, что представляется разумным для образования любого ребенка и совершенно необходимым для ребенка с ОВЗ. В названии каждой содержательной области образования должны отражаться обе, неотъемлемые и взаимодополняющие, стороны образовательного процесса. Соответственно в образовании ребенка с ОВЗ особое значение должно придаваться развитию его жизненной компетенции. Соотношение компонентов жизненной компетенции и «академической» составляющей отражает специфику разработки каждой содержательной области образования в каждом варианте стандарта и для каждой категории детей с ОВЗ. Это соотношение по сути своей отражает степень активности и независимости жизни, к которой готовят ребенка с ОВЗ, исходя из представлений о его возможностях и ограничениях.
«Академический» компонент рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем. При этом ребенок впоследствии сможет самостоятельно выбрать из накопленного потребные ему знания, умения и навыки для личного и социального развития.
Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже необходимыми ребенку в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено
преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.
То есть качество образования в современных условиях зависит не от объема фактических знаний индивида, а от владения ключевыми компетентностями. Наиболее востребованной в общественной жизни оказывается компетентная личность, способная успешно адаптироваться в социуме, и это целиком относится и к учащимся с ОВЗ. Под ключевыми компе-тентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем [3, 6]. Ученик с ОВЗ считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применить усвоенное на практике, перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.
Между тем необходимо отметить, что за последние годы усложнился контингент обучающихся, увеличилась численность детей со сложной структурой дефекта, сочетанными нарушениями, с различными синдромами развития: РДА, синдром Дауна, гипердинамическим синдромом, ДЦП различной степени проявлений и другими соматическими и психологическими нарушениями развития. Включение в образовательный процесс детей со сложной структурой дефекта и выраженными интеллектуальными нарушениями требует пересмотра всей структуры коррекционно-развивающего образования в целом, с тем чтобы охватить нужды всех детей, независимо от сложности их дефекта, обеспечив адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам детей.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью создания коррекци-онно-развивающей среды для формирования личностных, академических и жизненных компетенций у детей с ОВЗ и недостаточной разработанностью данного вопроса в теории и практике применительно к детям с ОВЗ. Кроме того, существуют противоречия между содержанием образования, переходом на СФГОС, выделением двух компонентов: «академического» и формированием жизненной компетенции на учебных предметах, включением новых образовательных технологий и принципов
организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию содержания специального (коррекционного) образования на основе использования современных информационных и коммуникативных технологий.
Исходя из этого, мы определили стратегические ориентиры развития образовательного учреждения и заключили, что необходимо создать такую коррекционно-развивающую среду, которая обеспечит формирование личности учащихся с ОВЗ и развитие у них компетенций, необходимых для успешной социальной и профессиональной адаптации в социуме [4].
Миссию школы мы видим в выполнении социального заказа на формирование гармоничной разносторонне развитой личности выпускника, способного самостоятельно жить и трудиться в социуме в соответствии с потенциальными возможностями.
Объект: процесс подготовки выпускника с ОВЗ, способного реализоваться в образовательной и общекультурной среде.
Предмет: модель формирования компетентной личности учащихся с ОВЗ для успешной социальной и профессиональной адаптации в социуме и педагогические условия.
Гипотеза: мы предполагаем, что результативность подготовки компетентной личности учащихся с ОВЗ, способных успешно социально и профессионально адаптироваться в социуме, может быть обеспечена, если:
1) программа педагогической деятельности будет разработана с учетом особенностей развития воспитанников специального (коррекци-онного) учебного заведения VIII вида;
2) разработаны и внедрены в образовательный процесс модель и педагогические условия формирования компетентной личности, способной успешно социально и профессионально адаптироваться в социуме, а именно:
• содержание программы будет ориентировано на создание единой коррекционно-раз-вивающей среды для формирования компетентной личности, способной самостоятельно жить и трудиться в социуме в соответствии с потенциальными возможностями;
• разработана система требований к воспитанию и социализации обучающихся с ОВЗ как часть образовательной программы, обеспечивающей индивидуализированное психолого-педагогическое сопровождение каждого обучающегося и формирование образовательного базиса, основанного на компетентност-
ном подходе в развитии личностных качеств учащихся;
• разработана система педагогического взаимодействия обучающихся с ОВЗ, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, способствующей социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни в социуме;
• внедрены новые образовательные технологии и принципы организации учебного процесса, обеспечивающие эффективную реализацию содержания специального (коррекци-онного) образования на основе использования современных информационных и коммуникативных технологий;
• разработана система по формированию, укреплению и сохранению психофизического здоровья для школьников с ОВЗ на основе комплексного подхода.
Задачи:
1. Создать коррекционно-развивающую среду для достижения выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетентно-стей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
2. Разработать систему требований к воспитанию и социализации обучающихся с ОВЗ как часть образовательной программы, обеспечивающей индивидуализированное психолого-педагогическое сопровождение каждого обучающегося и формирование образовательного базиса, основанного на компетентност-ном подходе в развитии личностных качеств учащихся.
3. Разработать систему педагогического взаимодействия обучающихся с ОВЗ, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, способствующей социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни в социуме.
4. Внедрить новые образовательные технологии и принципы организации учебного процесса, обеспечивающие эффективную реализацию содержания специального (коррекци-онного) образования на основе использования современных информационных и коммуникативных технологий.
5. Создать систему по формированию, укреплению и сохранению психофизического здоровья на основе комплексного подхода для школьников с ОВЗ.
Оценка эффективности программы осуществляется с помощью экспертных оценок и диагностических методик, направленных на исследование:
1. особенностей формирования ключевых компетентностей;
2. сформированности представлений о ЗОЖ;
3. психосоциального развития и интеграции в социум учащихся с ОВЗ;
4. социальной успешности выпускников школы.
Основные направления реализации программы:
1. Научно-методическая деятельность педагогического коллектива школы. Цель: обеспечение научно-методических условий для качественной реализации миссии школы. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Организовать оптимальный учебно-воспитательный процесс на базе компетентност-ного подхода.
2. Внедрить новые образовательные технологии и принципы организации учебного процесса, обеспечивающие эффективную реализацию содержания специального (коррекци-онного) образования на основе использования современных информационных и коммуникативных технологий.
3. Разработать систему диагностики и мониторинга с целью определения стартового уровня и дальнейшего отслеживания формирования компетентной личности, способной самостоятельно жить и трудиться в социуме в соответствии с потенциальными возможностями.
4. Формировать профессиональную компетентность педагогов, соответствующую изменившемуся социальному заказу и социальному запросу.
5. Создать в школе основные компоненты здоровьесберегающего комплекса, функционирующего на основе идеологии культуры здорового образа жизни.
6. Активизировать участие педагогических работников в конкурсах учительского мастерства разного уровня и семинарах профессионального мастерства.
7. Создать нормативно-правовую и научно-методическую базу для реализации миссии школы.
8. Обеспечить подготовку педагогических работников для реализации цели программы, ориентировать их на цели и задачи, определенные данным документом.
9. Разработать систему оценки эффективности работы педагогов (качества организации педагогической деятельности) и методических объединений учителей.
2. Организация учебного процесса и содержания образования. Цель: организация процесса учения, направленного на формирование компетентной личности, способной самостоятельно жить и трудиться в социуме в соответствии с потенциальными возможностями. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Разработать и внедрить оптимальный учебный план для школы с учетом уровня развития и потребностей обучающихся с ОВЗ (выделение в учебном плане образовательных областей в соответствии с СФГОС; включение в вариативную часть учебного плана курсов, направленных на психосоциальное развитие).
2. Систематическое оценивание качества ЗУН у учащихся по предметам.
3. Разработать рабочие программы по учебным предметам в соответствии с СФГОС.
3. Воспитательная работа. Цель: создание условий для ребенка с ОВЗ по формированию успешного жизненного пути. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Поддержание и развитие традиций школы.
2. Развитие органов ученического самоуправления до уровня партнерства с педагогическим коллективом.
3. Включение в планирование воспитательной работы следующих направлений: лично ст-ное развитие, охрана здоровья и физическое развитие, трудовое воспитание, социализация и общение, развитие творческого воображения, основы гражданского и патриотического воспитания, досуговая деятельность.
4. Разработать систему педагогического взаимодействия обучающихся с ОВЗ, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, способствующей социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни в социуме.
5. Укрепление системы взаимодействия с внешкольными учреждениями дополнитель-
ного образования, учреждениями социальной защиты, здравоохранения, культуры, структурами МВД, другими образовательными учреждениями.
4. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение учебно-воспитательного процесса. Цель: создание социально-психологических условий для успешного формирования компетентной личности, способной самостоятельно жить и трудиться в социуме. Задачи, поставленные для реализации цели:
1. Разработать систему обеспечения формирования и реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ на основании выбора и оптимизации учебной, психической и физической нагрузок, с учетом индивидуальных особенностей их развития.
2. Осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у учащихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления.
3. Проведение комплекса мероприятий для выявления и сопровождения учащихся «группы риска».
4. Осуществление информационной поддержки учащихся, учителей и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах.
5. Создание комфортной и безопасной среды для обучения и жизнедеятельности учащихся. Цель: создание инфраструктуры общего и специального образования, включая параметры информационно-образовательной среды для успешного формирования компетентной личности, способной самостоятельно жить и трудиться в социуме. Для этого необходимо решение следующих задач:
1. Оборудование кабинетов интерактивными досками со встроенными проекторами.
2. Оборудование кабинета СБО, мастерских профессионально-трудового обучения, информатики.
3. Оборудование кабинетов специалистов.
4. Оборудование библиотеки компьютерами и создание электронной библиотеки.
5. Создание единой школьной сети.
6. Применение и приобретение ИКТ для изготовления дидактических материалов и обучения детей.
Учитывая основные положения проекта специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья и социальный заказ государства, мы разработали новую модель функционирования кор -
рекционной школы, отвечающую нужным требованиям. Модель формирования компетентной личности учащихся с ОВЗ, способных успешно социально и профессионально адаптироваться в социуме, представлена на рисунке 1.
Рис.1 Модель коррекционно развиваюшей среды формирования компетентной личности учащихся с ОВЗ для успешной социальной н профессиональной адаптации в социуме
Ожидаемые результаты реализации
программы
1. Образовательная программа ОУ, составленная с учётом академического компонента и компонента жизненной компетенции.
2. Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых технологий и содержания специального (коррекционного) образования на основе использования современных информационных и коммуникативных технологий.
3. Разработка реалистичных и обоснованных рабочих программ по учебным предметам в соответствии с СФГОС, программ ДО, кор-рекционно-развивающих занятий, профессионально-трудового обучения, воспитательной работы с учётом социализирующей работы.
4. Оптимальный учебный план для школы с учетом уровня развития и потребностей обучающихся с ОВЗ.
5. Разработка системы оценивания академических достижений обучающихся и уровня их жизненной компетенции.
6. Уточнение содержания программы воспитательной работы ОУ.
7. Описание модели дополнительного образования обучающихся СКОУ.
8. Изготовление дидактических и наглядных материалов педагогами школы.
9. Позитивная динамика в академических достижениях и формировании жизненной компетентности у 90% учащихся.
10. Участие 40% родителей в формировании жизненной компетенции и академических знаний детей.
Реализация данного подхода позволит не только выполнить социальный заказ государства и общества, но сформировать компетентную личность выпускника с ОВЗ, способного самостоятельно жить и трудиться в социуме в соответствии с потенциальными возможностями.
Литература
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ). 234 с.
2. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: проект Н.Н. Малафеев [и др.]. М.: Просвещение, 2013. 42 с.
3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. -2004. - № 5. - С. 3-12.
4. Программа формирования компетентной личности учащихся с ОВЗ, способной успешно адаптироваться в социуме: методическое пособие для руководителей и специалистов специального образования / О.В. Булатова, В.Н. Васильев. Ханты-Мансийск, 2014. 62 с.
References
1. Zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29 dekabrja 2012 g. № 273-FZ (v red. Federal'nyh zakonov ot 07.05.2013 № 99-FZ, ot 23.07.2013 № 203-FZ). 234 s.
2. Koncepcija Special'nogo Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta dlja detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja: proekt N.N. Malafeev [i dr.]. M.: Prosveshhenie, 2013. 42 s.
3. Lebedev O.E. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii / O.E. Lebedev // Shkol'nye tehnologii. - 2004. -№ 5. - S. 3-12.
4. Programma formirovanija kompetentnoj lichnosti uchashhihsja s OVZ, sposobnoj uspeshno adaptirovat'sja v sociume: metodicheskoe posobie dlja rukovoditelej i specialistov special'nogo obrazovanija / O.V Bulatova, V.N. Vasil'ev. Hanty-Mansijsk, 2014. 62 s.