УДК 376.3
ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2014
О.В. Арзыбова, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению концепции Специального государственного образовательного стандарта для лиц с ОВЗ и требований к образовательным результатам обучающихся, которые в нем формулируются. Названы средства формирования жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ. Показано, что среди разнообразных средств формирования жизненных компетенций учащихся с ОВЗ наиболее эффективным является проектная деятельность.
Ключевые слова: образовательные результаты; образовательный стандарт; дети с ОВЗ; жизненные компетенции; проектная деятельность; ИКТ.
В последнее время в образовании все чаще звучит словосочетание «образовательные результаты». Осмысливая определение понятия «результат», данное в «Энциклопедии практической психологии» [1], мы можем сказать, что образовательные результаты - это промежуточное или заключительное следствие действий и событий (этапов, направлений, мероприятий и других составных частей педагогического процесса), соответствующее поставленной цели, имеющее ценность для субъектов этих действий (ученика и взрослого - педагога или родителя), приводящее к появлению преимуществ субъектов этого процесса.
Другими словами, образовательными результатами называют любые достижения, которые приобрел ребенок в ходе специально организованного образовательного процесса, любой прирост в интеллектуальном, физическом личностном, духовно-нравственном, то есть в любом из направлений развития ребенка дошкольного и школьного возраста, и даже студента.
Если раньше под образовательными результатами рассматривался список, включающий лишь две привычных категории: теоретическую (знания) и практическую (умения и навыки), то современный перечень достижений ребенка существенно увеличился и расширился.
Современные Государственные образовательные стандарты начального основного и общего основного образования (ФГОС) вводят совершенно иной перечень образовательных результатов обучающихся и требования к ним [2].
Основными категориями, которыми оперирует ФГОС, являются личностные, метапредметные и предметные результаты. Последовательность перечисления этих итогов в нашей статье сознательно именно такая, так как в результате осмысления мы пришли к выводу, что системообразующими в данной цепочке являются именно личностные результаты обучающегося. Только мотивация обучающегося, умение ставить и достигать образовательные цели, развитие навыков самоконтроля и саморегуляции в учебно-познавательной деятельности (словосочетания из списка личностных результатов по ФГОС) могут привести к формированию общеучебных (метапредметных) способностей и уже вслед за этим предметных результатов по конкретным учебным дисциплинам. Такая последовательность составных частей образовательных достижений обучающегося позволяет наконец-то ответить на простой вопрос. Какой человек в результате образования будет более успешным: тот, который имеет энциклопедические знания, или тот, который хочет узнать, умеет достичь цели своей деятельности, готов к ее реализации, планирует разные способы достижения своей цели? Таким образом, школьный образовательный стандарт ставит перед обучающимся цели, достижение которых приведет его к успешности во взрослой жизни, он задает цели, соответствующие социальному заказу современного общества.
Кроме такого вектора развития общества, как повышение качества образования в целом, сегодня одной из
важных является проблема толерантности. Принятие человека другой национальности, другой культуры, другого уровня развития - чрезвычайно актуальная проблема для России. В этом свете впервые за всю историю образования нашей страны предпринята попытка разработать образовательный стандарт для учеников с нарушениями в развитии. Раньше эти школьники обучались лишь по специально созданным для их обучения типовым образовательным программам. Эти программы зачастую не позволяли выпускникам специальных коррекционных школ выйти на уровень общего образования и в итоге стать «обычными» членами общества. Таким сегрегативным результатам способствовало не только само образование, но и вся жизнь российского общества.
Специальный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (СФГОС) находится сейчас в стадии доработки, апробации и утверждения на государственном уровне [3]. Его содержание расширяет возможность получения образования в условиях соответствующих образовательных учреждений огромному количеству детей с тяжелыми, комплексными и сложными недостатками в развитии, дает возможность детям с наименее выраженными нарушениями получить образование в условиях инклюзии. Структура СФГОС полностью соответствует структуре общего стандарта. В них предъявляются требования и к структуре основной образовательной программы, и к условиям реализации программы, а самое главное, требования к результатам обучения ребенка.
Сравнивая категории образовательных результатов двух групп учащихся (с нарушениями в развитии и без них), необходимо сказать, что, конечно, для овладения личностными, метапредметными и предметными результатами образования детям с ОВЗ нужна опора для продвижения в этом направлении. Поэтому СФГОС на первый этап работы с учениками с ОВЗ выносит формирование у них таких образовательных результатов, как жизненные компетенции. Именно они станут основой для бытовой, коммуникативной, эмоциональной адаптации учащихся с ОВЗ в классе, в школе (специальной и массовой), в дальнейшем для социальной адаптации в целом.
Под жизненными компетенциями в проекте СФГОС понимаются навыки адекватного социального поведения в семье и обществе, накопление доступных навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, подготовка к активной жизни в социуме. В проекте стандарта для детей с ОВЗ названы следующие компоненты жизненных компетенций, которые ставятся в качестве цели коррекционно-развивающей работы с учащимся и оцениваются по ходу и по окончании обучения в образовательном учреждении:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми и учащимися по вопросам создания
специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;
- осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей [3].
Жизненные компетенции, сформулированные таким образом, показывают, что они всегда были образовательными результатами учеников с ОВЗ в системе специального образования, но до этого времени не позиционировались как конкретные и измеряемые величины. С введением СФГОС перед обучающимися и перед специалистами, работающими с ними, государство ставит задачи формирования навыков социальной адаптации, наряду с академическим компонентом их образования.
Таким образом, возникает множество вопросов по поводу условий, средств, методов формирования и измерения жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ. Средства формирования жизненно важных навыков можно разделить на несколько групп.
Средства, применяемые в учебном процессе (это и общеобразовательные уроки, в содержание программы по которым они входят, и специальные уроки (например, социально-бытовая ориентировка, лечебная физкультура, коррекционная ритмика, развитие зрительного и слухового восприятия, развитие мелкой моторики и осязания, профессионально-трудовое обучение и другие), и коррекционно-развивающие занятия со специ-алистами-дефектологами.
Средства, действующие во внеурочной, внеклассной деятельности (открытое образовательное пространство образовательного учреждения, позволяющее ученикам посещать различные кружки, дополнительные занятия, спортивные секции, формы культурно-просветительской деятельности: экскурсии, спектакли, концерты, хозяйственно-бытовая деятельность в школе и т.п.).
Одним из средств формирования жизненных компетенций школьников с ОВЗ может стать проектная деятельность. Ее нельзя отнести только к средствам учебной или только средствам внеучебной деятельности, так как с учащимися могут проводиться и учебные, и внеу-чебные проекты. Каждый из видов проектов для учеников с ОВЗ может включать в себя задачи формирования жизненных компетенций.
Проектная деятельность уже в течение нескольких десятилетий применяется в работе специальных (кор-рекционных) образовательных учреждений России. Накоплен опыт формирования не только образовательных результатов по отдельным учебным предметам, но и развития жизненно необходимых навыков, которые в СФГОС определяются как жизненные компетенции. При рассмотрении разных вариантов реализации СФГОС в зависимости от конкретного нарушения у обучающихся с ОВЗ необходимо отметить, что проектная деятельность в полном ее виде больше доступна учащимся вариантов А и В (первого и второго вариантов стандарта). Это обусловлено их большими интеллектуальными, речевыми и другими способностями и возможностями в целом. Также имеется опыт участия в проектной деятельности некоторых учащихся, обучение которых планируется по варианту С. Так, проектная деятельность часто применяется в обучении детей с легкой умственной отсталостью на уроках профессионально-трудовой подготовки. Учебный проект позволяет такому ребенку увидеть в ходе проектной деятельности возможности применения своих навыков в жизни, формировать межпредметные связи, совершенствовать эти навыки в ситуациях, очень близких к реальным и т.п.
Необходимо сказать еще об одном условии современной жизни, которое не обходит стороной и людей
с ОВЗ. Это применение в жизни информационно-коммуникационных технологий. Сегодня навыки применения ИКТ - это «пропуск» в полноценную жизнь любому человеку, в том числе и человеку с нарушениями в развитии. Как показывает наука и практика образования, средства ИКТ сегодня составляют технологическую (или инструментальную) основу организации и сопровождения проектной деятельности на разных ее этапах [4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11]. Примером такого синтеза проектной деятельности и ИКТ являются методические рекомендации Программы Intel «Обучение для будущего» [12]. На базе этой программы учителями и обучающимися разного возраста создано огромное количество вариантов проектов, позволяющих детям достигать высоких образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС. Опыт применения такой работы с учащимися с ОВЗ только начинает формироваться в России.
И вот в 2013-2014 учебном году студентами и преподавателями факультета специального образования и кафедры информационно-коммуникационных технологий в образовании ПГСГА на базе Программы Intel «Обучение для будущего» было разработано несколько проектов для обучающихся с разными нарушениями в развитии. Проведем анализ этих проектов с точки зрения возможностей формирования жизненных компетенций у учащихся с ОВЗ (см. таблицу 1).
Таблица 1 - Примеры формирования жизненных компетенций учащихся с ОВЗ в проектной деятельности
Название проекта, краткая характеристика
«Крас
наруш ениялгкр ечи(3-4 Еласс). Проект о той,что можно создавать пор трат г ар о я питер агур н ого
и (2-3 класс). Прожг о
гьзеивреде
[ватных растений для
«Недар Россия... »дпяу
класс). Проект о патриотизме русск людей е истории в
с оседай», для учащихся с наруш ениялгк слуха (5 класс). Проект об уходе за аквариумом.
Некоторые примеры формировали ос компетенций в х оде с ОБЗ (в тс мИКТ)
Принимать посильное участие, орать ва себя
Уметь р ешать актуальные житейские задачи
д ос net ения цели (вер бальную). Расширенна крута ситуации, екоторых школьник может истто*а-зоБатъко\гмуртг*'дтт1т"1 как средство достижениепелн.
и помогли учителя при
1 Интернат узнали, как пользу, а какие вред.
— учились ставить метки на Go ОЕ1е-карте ь —вместе с учителем подбирали полезные
J меть корр ектно выразить отказ недовольство, благодарность, сочувствие ит.д. Получать и уточнять информацию от
Пр1
наблюдательность, способность заыечатьиовое,
задавать во пр осы. включаться в совместную со взрослым исследовательскую д<
одноклассниками, с с о о ственно и р ззультативно ли.
—пр о являли интерес к * Отечественнойвойны 1812 года. - пр оявляли активнос ть в поиске
ггттфгф-чгдтгег Ti г.дтгг ТТптдртдт по Те;
иодгруших.
-учились проводить onpoepi
j меть правильно Уметь брать на с& оонтателейакварнума.
— учились представлять макет будушат о
- учились правильно по доирать рыо для аквариума,
пр авнла узе о д а за аквар иумом.
з' меть выделять ситуации когда треоуется
привл ечение р одигелеи.
Уметь начинать и подддэхдшать разговор,
Знать правила поведенияЕ ситуации приема г остей с людьми разного статуса {с f
Учашнеся:
- учились со ставлять Еоцр осы для р о дителейи задавать их,
— с помощью учителя пр сводили чня ~д поведения г ер оев мультфильмов с ситуациями приема г остей.
:ок приветствий для
Из таблицы видно, что в ходе проектной деятельности перед учащимися с ОВЗ ставились задачи коммуникативного характера (взаимодействие с педагогами, родителями, незнакомыми взрослыми и одноклассниками), бытовые задачи (подбор комнатных растений, оформление и уход за аквариумом), духовно-нравственные задачи (проблема патриотизма, правила приема гостей). Все эти задачи входят в список жизненных компетенций СФГОС.
Способы решения этих задач с учащимися были самыми разными. В ходе работы учащиеся с ОВЗ изготавливали плакаты, составляли схемы, осваивали простые ИКТ-сервисы, учились находить нужную информацию в сети Интернет, учились подбирать изображения и видео к проекту, проводили опросы родителей, анализ раз-
нообразных материалов, использовали облачные технологии: создавали совместные презентации, учились ставить метки на Google-картах и др.
Проектная деятельность - отличное средство формирования не только жизненных компетенций у ученика с ОВЗ, но и всех других образовательных результатов, в первую очередь, личностных. Проектная деятельность - это средство, позволяющее заинтересоваться проблемой, поддерживающее исследовательский интерес ученика до самого окончания работы, позволяющее создать ребенку конкретные продукты деятельности, оценить свой вклад в общий проект и т.п. И самое главное, что проектная деятельность позволяет решать все эти задачи комплексно.
Таким образом, применяя проектную деятельность в качестве средства формирования жизненных компетенций учащихся с ОВЗ, можно достичь запланированных в СФГОС образовательных результатов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Психологос. Энциклопедия практической психологии [Электронный ресурс]. URL: http://www. psychologos.ru/articles/view/rezultat (дата обращения: 25.02.2014).
2. Федеральный Государственный образовательный стандарт школьного образования [сайт]. URL: http:// standart.edu.ru/ (дата обращения: 05.02.20l4).
3. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. Альманах Института коррек-ционной педагогики [сайт]. URL: http://almanah.ikprao. m/articles/almanah-l3/edinaja-konceprija-spetialnogo-federalnogo-gosudarstvennogo (дата обращения: 05.02.2014).
4. Карынбаева О.В. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области интегрированного
обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 102-105.
5. Криводонова Ю.Е. Психолого-педагогические особенности освоения информационных технологий людей с нарушением зрения в процессе социализации // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 2. С. 16-18.
6. Бикмухаметов И.Х., Колганов Е.А. Об обеспечении доступности профессионального образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 5 (25). С. 14-18.
7. Криводонова Ю.Е. Профориентация подростков с ограниченными возможностями здоровья // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 20-22.
8. Коновальчук В.И. Психологическое здоровье как ценность образовательного пространства // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 2. С. 13-16.
9. Аниськин В.Н. Социально-профессиональная и социально-технологическая компетентности педагога в современном информационно-образовательном пространстве: взаимосвязь и взаимозависимость // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 5-8.
10. Касторнова В.А., Дмитриев Д.А. Информационно-образовательная среда как основа образовательного пространства // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2 (18). С. 83-90.
11. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Управление качеством образования в информационном обществе как актуальная социально-педагогическая проблема // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 15-17.
12. Программа «Intel: обучение для будущего» [сайт]. URL: http://www.iteach.ru/ (дата обращения: 06.02.2014).
SPECIAL NEEDS STUDENTS' PROJECT ACTIVITY AS A MEANS OF PROMOTING
THEIR LIFE COMPETENCES
© 2014
O.V. Arzybova, candidate of psychological sciences, associate professor of the chair of special
pedagogics and special psychology
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)
Annotation: The program of the State educational standard for people with special needs determines requirements for the educational results. One of them is shown through life competences. Among the various means of their developing one of the most effective ones is special needs students' project activity.
Keywords: educational effect; educational standard; children with special needs; life competences; project activity; information and communication technologies.