Научная статья на тему 'Опыт повышения квалификации педагогов в условиях инклюзивного обучения'

Опыт повышения квалификации педагогов в условиях инклюзивного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
577
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INCLUSIVE EDUCATION / STANDARDIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES FOR A SPECIFIC PEDAGOGICAL ACTIVITY / PROFESSIONAL COMPETENCE IN WORKING WITH DISABLED CHILDREN / ADAPTED EDUCATIONAL PROGRAMS / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В РАБОТЕ С ОСОБЫМИ ДЕТЬМИ / АДАПТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафонова Т. В.

В статье представлен анализ оригинального опыта организации курсов повышения квалификации педагогов для работы в условиях инклюзивного образования по авторской программе Р.Г. Аслаевой. Автор статьи подробно проанализировал цели, задачи, содержание программы и результаты подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. Опыт повышения квалификации представлен в контексте компетентностной образовательной парадигмы, ориентированной на деятельностный подход. Достоинством является использование информационно-компьютерных технологий при проведении занятий, в том числе презентаций. Слушатели курсов включены в проектную деятельность. В статье отмечается, что сформированные компетенции соответствуют современному заказу, позволяют педагогам продуктивно обучать детей с ОВЗ. Сделан вывод о том, что педагогический подход Р.Г. Аслаевой к условиям реализации инклюзии в образовании является новаторским и имеет научно-педагогическое и учебнометодическое обоснование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the experience to improve the skills of teachers in the conditions of inclusive education

The article presents the analysis of the original experience of the organization of advanced training courses of teachers for work in conditions of inclusive education program R.G. Aslaevoy. The author of the article analyzed in detail the goals, objectives, programme content and results of training of teachers for work in inclusive education. Experience training provided in the context competence educational paradigm focused on the activity approach. Advantage is the use of information and computer technologies in conducting classes, including presentations. The courses included in the project activity. The article notes that formed the competence to meet the modem order, allow teachers to efficiently teach children with disabilities. It is concluded that the pedagogical approach R.G. Aslaevoy for the conditions of implementation of inclusion in education is innovative and has the scientific-pedagogical and educational-methodical substantiation.

Текст научной работы на тему «Опыт повышения квалификации педагогов в условиях инклюзивного обучения»

квалификации и профессиональной переподготовки. -Уфа, 2015. - 57 с.

2. Аслаева Р.Г., Денискина В.З., Диденко Е.Я. Основы тифло- и сурдопсихологии / Модуль: Специальная психология. Серия 1: Учебно-методическое пособие. - Уфа: Издательство БГПУ, 2012. - C. 11-15.

3. Аслаева Р.Г. Основы специальной педагогики и психологии: учебное пособие. - Уфа: Мир печати, 2011. - 270 с.

4. Информационное письмо координатора Съезда ФГАУ «ФИРО» № 01-00-05/646 от 23 июля 2015 г. «О Всероссийском съезде дефектологов».

5. Учебно-тематический план курсов повышения квалификации по программе «Работа педагога в условиях ФГОСов (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» с 7 по 16 апреля 2015 г. в объеме 72 часов при Институте ПКиПП. ГОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы». - Уфа, 2015.

List of literature: 1. Aslaeva R.G. Additional professional educational program «The work of the teacher in conditions of Federal state

standards (GEF IEO students with disabilities and GEF of students with mental retardation (intellectual disabilities)». - State educational establishment of higher professional education «Bashkir state pedagogical University n. M. Ak-mulla» (GOU VPO «Russian state pedagogical University n. M. Akmulla»), the Institute of qualification improvement and professional retraining. - Ufa, 2015. - 57 p.

2. Aslaeva R.G., Deniskina V.Z., Didenko E.Yа. Framework for deaf and surdopedagogy / Module: Special psychology. Series 1: Educational-methodical manual. - Ufa: The publishing house of the BSPU, 2012. - P. 11-15.

3. AslaevaR.G. Basics of Special Pedagogy and Psychology: Textbook. - Ufa: World Press, 2011. - 270 p.

4. Information Letter coordinator Congress FGAU «FIED» № 01-00-05 / 646 of 23 July 2015 «On the All-Russian Congress of pathologists».

5. Educational and thematic plan of training courses under the program «Of teachers in the conditions of the GEF (GEF NOU students with the HIA and the GEF students with mental retardation (intellectual disabilities)» with 7-16 April 2015 72 hours at the Institute PKiPP. GOU VPO «BSPU n. M. Akmulla». - Ufa, 2015.

Сафонова Т.В.

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВО «ГГПИ им. В.Г. Короленко», Удмуртия, г. Глазов

УДК 371.38

опыт повышения квалификации педагогов в условиях инклюзивного обучения

В статье представлен анализ оригинального опыта организации курсов повышения квалификации педагогов для работы в условиях инклюзивного образования по авторской программе Р.Г. Аслаевой. Автор статьи подробно проанализировал цели, задачи, содержание программы и результаты подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. Опыт повышения квалификации представлен в контексте компетентностной образовательной парадигмы, ориентированной на деятельностный подход. Достоинством является использование информационно-компьютерных технологий при проведении занятий, в том числе презентаций. Слушатели курсов включены в проектную деятельность. В статье отмечается, что сформированные компетенции соответствуют современному заказу, позволяют педагогам продуктивно обучать детей с ОВЗ. Сделан вывод о том, что педагогический подход Р.Г. Аслаевой к условиям реализации инклюзии в образовании является новаторским и имеет научно-педагогическое и учебно-методическое обоснование.

Ключевые слова: инклюзивное образование, стандартизация образовательной деятельности, требования к специальной педагогической деятельности, профессиональные компетенции в работе с особыми детьми, адаптированные образовательные программы.

from the experience to improve the skills of teachers in the conditions of inclusive education

The article presents the analysis of the original experience of the organization of advanced training courses of teachers for work in conditions of inclusive education program R.G. Aslaevoy. The author of the article analyzed in detail the goals, objectives, programme content and results of training of teachers for work in inclusive education. Experience training provided in the context competence educational paradigm focused on the activity approach. Advantage is the use of information and computer technologies in conducting classes, including presentations. The courses included in the project activity. The article notes that formed the competence to meet the modern order, allow teachers to efficiently teach children with disabilities. It is concluded that the pedagogical approach R.G. Aslaevoy for the conditions of implementation of inclusion in education is innovative and has the scientific-pedagogical and educational-methodical substantiation.

Key words: inclusive education, standardization of educational activities for a specific pedagogical activity, professional competence in working with disabled children, adapted educational programs.

В последнее время все чаще наблюдается пристальный интерес со стороны общества и государства к людям с особыми запросами, повсеместно подчеркивается важность улучшения качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья.

Отметим, что идея инклюзивного образования как путь повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья впервые стала широко обсуждаться с принятием национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и государственной программы «Доступная среда» (2010 г.). На уровне государственной политики разрабатываются законодательные акты, принимаются специальные образовательные стандарты, адаптированные и коррекционно-развивающие образовательные программы, нацеленные на более широкое включение детей с отклонениями в развитии в социальные процессы.

Проблемы образования детей с ограниченными возможностями привлекают внимание все большего количества ученых и специалистов, поскольку образование - это сфера жизни общества, которая в наибольшей степени влияет на развитие человека. В настоящее время возможности реализации права на образование лицами с ограниченными возможностями здоровья связаны с наличием целого комплекса проблем научно-педагогического, социально-психологического, правового, организационно-методического и социального характера. В этой связи особую остроту и актуальность приобретает исследование процессов социализации и ин-культурации детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях разных типов и видов.

На современном этапе рождаются весьма плодотворные концепции социально-профессиональной подготовки дефектологов в условиях педагогического вуза. Ведущие идеи состоят в социально-педагогической обусловленности процесса подготов-

ки дефектологов к образованию лиц с ОВЗ, ориентированной на интеграцию образовательного процесса и основанной на идеях «Общество для всех» и «Школа для всех»; фундаментализации общей и специальной подготовки дефектологов к образованию лиц с ОВЗ; переориентации со знаниевой образовательной парадигмы на компетентностную, направленную на формирование профессиональных компетенций дефектолога в области образования лиц с ОВЗ; гуманистической направленности процесса подготовки и переподготовки педагогов и дефектологов [2].

Основной идеей статьи является суждение о том, что одновременно с задачами создания инклюзивной образовательной среды в школе необходимо совершенствовать процесс подготовки специалистов-профессионалов в дефектологическом образовании, которые будут непосредственными проводниками реализации качественной, всесторонне обеспеченной инклюзии как таковой. Полагаем также, что ориентация на инклюзию не должна привести к развалу хорошо выстроенной, грамотно обеспеченной системы работы с детьми с ОВЗ, особенно это не должно привести к дефициту в финансировании сложных двух одномоментных и равнонаправленных процессов современного образования.

Актуальность темы данной статьи подтверждается рядом противоречий: на социально-педагогическом уровне она обусловлена неготовностью системы высшего профессионального образования выполнить социальный заказ на подготовку учителей-дефектологов для работы с детьми с ОВЗ, которые обеспечат им полную и полноценную интеграцию в общество, позволят не только особым образом осваивать общеобразовательные программы, но и обрести навыки социальной адаптации, реализовать собственную жизненную компетентность. Научно-педагогическая актуальность определяется неизученностью стратегий высшего профессионального социально-педагогического образования, качества

подготовки педагогов-дефектологов с учетом развития и воспитания личности студента в контексте профессионального становления. Необходимо определить научно-педагогические основы профессиональной подготовки специалистов, имеющих новое качество подготовки, обеспеченное сформированными профессиональными компетенциями по взаимодействию со своими воспитанниками в условиях разнообразных социально ориентированных практик [3].

Назрела насущная необходимость в разработке стратегии социально-профессиональной подготовки дефектологов, готовых действовать в контексте требований СФГОС, способных оказывать квалифицированную помощь детям с ОВЗ и их семьям [4].

В данном контексте особый вклад в развитие отечественной педагогической системы на современном этапе вносят авторские курсы повышения квалификации и переподготовки педагогов по новым требованиям ФГОС к профессионально-педагогической компетентности.

В мае 2015 года состоялось плодотворное сотрудничество в рамках дополнительной профессиональной образовательной программы ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы» под руководством профессора Рахимы Гильметдиновны Аслаевой по теме «Работа педагога в условиях ФГОСов (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее - Программа) [1]. Жизненная востребованность этих курсов обусловлена тем, что сегодня осуществляется широкое внедрение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), принятого и утвержденного 03.02.2015 года № 35847, и Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС обучающихся с УО (ИН), принятого и утвержденного 03.02.2015 года № 35850 в профессиональной среде образовательных организаций.

Как отмечает разработчик курсов, основанием необходимости разработки ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являются следующие факторы:

- принятие и утверждение от 03.02.2015 года № 35847 ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и от 03.02.2015 года № 35850 ФГОС обучающихся с УО (ИН);

- неоднородность по составу обучающихся групп школьников с ограниченными возможностями здоровья;

- современные тенденции в изменении состава обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях;

- потребность учета в образовательном процессе того, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья - это дети с особыми образовательными потребностями [1].

Именно ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с УО/ИН и стали основой для разработки структуры основной образовательной программы для каждой категории детей. Поскольку цель образования детей с ОВЗ едина - введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, то и структура основной образовательной программы должна быть единой, хотя результаты образования могут и должны различаться по уровню достижений.

Р.Г. Аслаева особо подчеркивает, что в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с УО/ИН необходимы подготовка, профессиональная переподготовка, повышение квалификации и аттестация педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных организаций [5].

В ходе повышения квалификации состоялось ознакомление практических работников с требованиями ФГОС с точки зрения особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, отнесенных к определенной нозологической группе, и предлагаемым им вариантом содержания образования [2].

Знания и умения, которые получили слушатели курсов, позволят им более глубоко понимать специфику психического развития школьников с ОВЗ, причины нарушений их учебной деятельности, использовать в практической работе с детьми данной категории методы коррекционно-развивающего обучения, воспитания, социализации школьников с интеллектуальными нарушениями, разрабатывать пути педагогического, клинического, логопедического и психологического воздействия на преодоление нарушений учебной, речевой деятельности, познавательной и эмоционально-личностной сферы.

В ходе проведения занятий удалось успешно ознакомить слушателей с общими положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Педагоги были ознакомлены с особенностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их неоднородными по составу группами; современными тенденциями в изменении состава обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как детей с особыми образовательными потребностями; дифференциацией ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с точки зрения вариативности и типологии базовых вариантов; требованиями к структуре основных и адаптированных образовательных программ для каждой категории детей с

ограниченными возможностями здоровья; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы; требованиями к ресурсному обеспечению (условиям) получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Учебно-методическое обеспечение курсов, их материально-техническая оснащенность, в том числе применение электронных образовательных ресурсов, содействовали успешному формированию таких компетенций, как:

- организация коррекционно-развивающего процесса с детьми, имеющими интеллектуальные и иные нарушения; составление планов и индивидуальной и групповой коррекционной психолого-педагогической программ, направленных на развитие и коррекцию познавательной, клинической, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер детей и подростков с ОВЗ;

- осуществление диагностико-аналитической деятельности коррекционно-развивающего процесса в образовательных организациях для детей с ОВЗ в условиях инклюзивного и специального (коррек-ционного) образования различных видов, выявление причин трудностей в обучении и воспитании детей и подростков с ОВЗ, создание условий по преодолению этих трудностей.

Отметим, что содержание Программы составлено весьма продуманно относительно социального заказа к образованию, содержательно структурировано и наполнено проектно-ориентированной деятельностью слушателей курсов [3].

Педагоги изучили историю развития и создания ФГОСов образования детей с ОВЗ в РФ и РБ; исследовали сущность ОВЗ в контексте пограничных состояний, клинические и психологические особенности развития детей с ОВЗ; ознакомились с вариацией обучающихся с ОВЗ, разработанной в отечественной клинической науке; обсудили психологические особенности детей с ОВЗ, особенности и трудности их обучения в школе; изучили основные подходы к организации коррекционно-учебного и социально-воспитательного процесса, пути, формы и методы психолого-педагогической, клинической и логопедической помощи детям с ОВЗ.

В процессе практических занятий педагоги учились: использовать знания об особенностях детей с ОВЗ при подборе материала для педагогической и психологической диагностики; дифференцировать обучающихся с ОВЗ от сходных состояний; подбирать эффективные методы по коррекции и развитию познавательной, речевой, клинической и эмоционально-личностной сфер детей с ОВЗ школьного возраста; оптимизировать образовательный процесс в образовательных организациях для детей с ОВЗ в условиях инклюзивного и специального (коррекционного) об-

разования различных видов классов (групп), реали-зовывать коррекционно-развивающие задачи в предметных областях и др.; выявлять степень обучаемости детей с ОВЗ, их потенциальные возможности для разработки стратегии коррекционной помощи; устанавливать динамику обучаемости и развития детей в условиях психолого-педагогической коррекции и систематического школьного обучения; проводить мониторинг качества результатов обучения в образовательных организациях для детей с ОВЗ в условиях инклюзивного и специального (коррекционного) образования различных видов; создавать условия для социально-психологической адаптации детей с ОВЗ в различных социальных группах. Таким образом, удалось в полной мере реализовать деятельностный подход и интерактивные формы обучения с представлением завершенных образовательных продуктов, подтвердивших сформированность необходимых компетенций.

Уровень профессионально-педагогической компетентности выпускников курсов в результате освоения программы отразился в готовности педагогов к: выявлению детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве в условиях интегрированного и инклюзивного образования; анализу данных психолого-педагогической диагностики возможностей и потребностей лиц с ОВЗ для построения или корректировки индивидуальной программы развития, образования и коррекционной работы с ними; составлению вариативных адаптированных основных образовательных программ (АООП), адаптированной образовательной программы (АОП), специальной индивидуальной программы развития (СИПР), индивидуальной программы реабилитации (ИПР) с учетом выявленных уровней академических и жизненных компетенций детей и подростков с ОВЗ; проектированию АООП, АОП, СИПР, ИПР, составлению конспектов коррекционных занятий, организации и проведению их с детьми с ОВЗ; осуществлению коррекционно-развивающих мероприятий на основе индивидуально-дифференцированного подхода к лицам с ОВЗ; разработке психокоррекционных программ различного вида и направленности в зависимости от коррекции, сферы психики ребенка (подростка), вида дизонто-генеза; участию в деятельности методических объединений, психолого-медико-педагогического консилиума и в других формах методической работы; взаимодействию с администрацией образовательных организаций для детей с ОВЗ в условиях инклюзивного и специального (коррекционного) образования различных видов классов (групп) по вопросам организации и реализации мероприятий по коррекции, воспитанию, обучению, адаптации и реабилитации детей и подростков с ОВЗ.

Таким образом, представленный опыт организации повышения квалификации педагогов, безусловно, является новым, в нем присутствует концептуальный подход к формированию инклюзивного образовательного пространства, направленного на подготовку педагогов, готовых к социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, что предполагает получение качественно нового результата образовательной деятельности, отличающегося целостностью структурирования образовательных программ; системностью и интегративно-стью образовательной деятельности в условиях введения новых образовательных стандартов; подходом к проектированию содержания образования детей с ограниченными возможностями здоровья, отвечающим потребностям всех субъектов образования и направленным на включение таких детей в социальное и культурное пространство общества.

Список литературы: 1 Аслаева Р.Г. Дополнительная профессиональная образовательная программа «Работа педагога в условиях ФГОСов (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». - Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» (ГОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы»), Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки. - Уфа, 2015. - С. 75.

2. Аслаева Р. Г., Денискина В.З., Диденко Е.Я. Основы тифло- и сурдопсихологии / Модуль: Специальная психология. Серия 1: учебно-методическое пособие.

- Уфа: Изательство БГПУ, 2012. - С. 11-15.

3. Аслаева Р.Г. Стратегические ориентиры социально-профессиональной подготовки дефектологов [Текст]: монография / Р.Г. Аслаева. - Уфа: Мир печати, 2012.

- 363 с.

4. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. AKceHOBa, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др. / Под ред. Н.М. Назаровой. - 3-е изд., испр. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 400 с.

5. Учебно-тематический план курсов повышения квалификации по программе «Работа педагога в условиях ФГОСов (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» с 7 по 16 апреля 2015 г. в объеме 72 часов при Институте ПКиПП ГОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы». - Уфа, 2015.

List of literature:

1. AslaevaR.G. Additional vocational education program «Of teachers in the conditions of the GEF (GEF NOU students with the HIA and the GEF students with mental retardation (intellectual disabilities)». - State Educational Institution of Higher Professional Education «Bashkir State Pedagogical University n. M. Akmulla» (GOU VPO «BSPU n. M. Akmulla»), Institute of Training and perepodgotovki. - Ufa, 2015.

2. Aslaeva R.G., Deniskina V.Z., Didenko E.Yа. Fundamentals and typhlitis surdopsihologii / Module: Special psychology. Series 1: Training Toolkit. - Ufa: Izatelstvo Pedagogical University, 2012. - P. 11-15.

3. Aslaeva R.G. Strategic guidelines of social and vocational training of pathologists [Text]: monograph / R.G. Aslaeva. - Ufa: World Press, 2012. - 363 p.

4. Special Education [Text]: studies. benefits for students. Executive. ped. Proc. institutions / L.I. Aksenov, B.A. Arkhipov, L.I. Belyakov, etc. / Ed. N.M. Nazarova. - 3 rd ed., rev. - Moscow: Publishing House center «Academy», 2004. - 400 p.

5. Educational and thematic plan of training courses under the program «Of teachers in the conditions of the GEF (GEF NOU students with the HIA and the GEF students with mental retardation (intellectual disabilities)» with 7-16 April 2015 72 hours at the Institute PKiPP GOU VPO «BSPU n. M. Akmulla». - Ufa, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.