port the educational process. Problems. Solutions. Human Health - 7: Articles 7 of the International Scientific Congress valeologists / Ed. prof. V.V. Kolbanova. - SPb.: 27-30 May, State Medical University Publishing House, 2014. - P. 128-132.
4. Chukturova N.I. Pedagogical conditions valeo-logicheskogo support of educational process in elementary school: Dis. ...cand. ped. Sciences. - St. Petersburg, 2004. - P. 49.
5. Shurygina VV, Fakhritdinov A.B. New Approaches to zdorovesbergayuschey environment in educational institution // International forum of experts on science and education in the sphere of physical culture, adaptive physical education, and health and safety: a collection of articles. - Orenburg, 2013. - P. 313-315.
6. Shurygina V.V. Trends in the formation of health and lifestyle of men of working age: Dis. ...cand. honey. Sciences. - Ufa, 2000. - P. 85.
Аслаева Р.Г.
доктор педагогических наук,
профессор кафедры «Специальная педагогика и психология» ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», Россия, г. Уфа
УДК 371.38
к проблеме развития инклюзивного образования
в россии
В статье представлен авторский подход к анализу проблем современного инклюзивного образования в России и дана попытка систематизировать причины внешних и внутренних факторов глобального интереса к проблеме инклюзии. Автор высказывает точку зрения о причинах этой инновации, делает предположение о факторах внешнего и внутреннего влияния на исследуемый процесс. К внешним факторам автор относит признание принципа равных возможностей на всех ступенях образования для любых категорий граждан как основополагающий, выстраивание правильного отношения в становлении системы инклюзивного образования и взаимодействие участников образовательных организаций. Далее в статье высказано отношение к проблемам, которые остро встают перед педагогическим сообществом. Обозначены интересы ребенка, необходимость учета его индивидуальности. Автором высказана обеспокоенность по поводу возникающих проблем, в том числе научно-теоретического, учебно-методического характера. Отмечено, что без учета факторов внутреннего влияния на становление системы инклюзивного образования в России, связанных с особыми потребностями детей с ограниченными возможностями здоровья, можно разрушить созданную десятилетиями уникальную систему специального образования, растерять огромный педагогический потенциал специального дефектологического образования. Обозначены задачи, которые необходимо решить в процессе инклюзивного образования в школе и вузе. Они связаны, в первую очередь, со стандартизацией образования, разработкой образовательных программ, проектированием соответствующей образовательной среды, подготовкой специалистов и т. д.
Ключевые слова: инклюзивное образование, факторы внешнего и внутреннего влияния на его развитие, интересы детей с ограниченными возможностями здоровья, потребности школы в поддержке развития инклюзивного образования, задачи по введению инклюзии в образовательное пространство.
the problem of inclusive education in russia
Author's approach to the analysis of modern inclusive education problems in Russia is presented in this article and attempt to systematize the reasons of external and internal factors of global interest in an inclusive problem is given. The author states the point of view about the reasons of this innovation, does the assumption of factors of external and internal influence on the researching process. The author refers recognition of the equal opportunities
Bulletin USUES. Science, education, economy. Series economy. № 3 (13), 2015
77
principle to external factors at all steps of education for any categories of citizens as fundamental, forming of the correct relation in formation of inclusive education system and interaction of participants of the educational organizations. Later in the article expressed the attitude to the problems that urgently confront the pedagogical community. Marked the interests of the child, the need to integrate his personality. The author expressed concern about the emerging issues, including scientific-theoretical, educational and methodological nature.It is noted that without factors of internal influence on formation of inclusive education system in Russia, connected with special needs of children with limited opportunities of health, it is possible to destroy the unique system of vocational education created decades, to lose the huge pedagogical potential of special defectological education. Tasks which need to be solved in the course of inclusive education at school and higher education institution are designated. They are connected first of all with education standardization, development of educational programs, design of the corresponding educational environment, training of specialists and so on.
Key words: inclusive education, external and internal factors affecting its development, the interests of children with disabilities, School needs the support of the development of inclusive education, the problem for the introduction of inclusion in the educational area.
Актуальность проблемы инклюзивного («включенного») образования, которое дает возможность обучающимся всесторонне участвовать в деятельности дошкольных, школьных, студенческих и профессиональных коллективов на основе равноправия привлекает внимание не только педагогов-практиков, но и ученых (педагогов, психологов, социальных педагогов и др.). Чем же определяется такой глобальный интерес к заявленной проблеме? Попробуем систематизировать причины данного явления и предположим, что присутствуют как внешние, так и внутренние факторы.
К внешним факторам отнесем следующие:
1. Организация Объединенных Наций призывает все государства признавать принцип равных возможностей на всех ступенях образования для любых категорий граждан, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Страны обязаны обеспечивать включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования. «Включающее образование - это шаг на пути достижения конечной цели - создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба» (Правило 6 Стандартных правил ООН по обеспечению равных возможностей для людей с ограничениями). Совершенно очевидно, что эти нормы должны войти в нашу жизнь.
2. Россия пусть и медленно, но включается в общемировые тенденции развития, что связано как с процессами глобализации, так и с необходимостью обозначить себя в мировом сообществе. Общечеловеческие, гуманистические идеи, заложенные в концепции инклюзивного общества, понятны и приняты рос-
сиянами, которые привержены ценностям терпимости, сочувствия, сострадания, взаимовыручки и поддержки. Таким образом, выстраивая у себя систему инклюзивного образования, мы совпадаем с современной парадигмой развития мирового сообщества.
3. Распространяющееся за границы одного государства, интегрированное образовательное пространство позволяет расширить мобильность наших граждан с особыми запросами, обеспечить их широкую эффективную поддержку через привлечение современных передовых социально поддерживающих технологий взаимодействия, медико-психологической помощи, в том числе и применение прогрессивных способов лечения. Подобная интеграция позволяет оптимизировать условия медико-социально-психологической поддержки детей и их родителей [2].
Заметим, что этими тремя позициями отнюдь не ограничивается объяснение причин интереса к выстраиванию в нашей стране системы инклюзивного образования, но они представляются нам наиболее значимыми. Далее перейдем к поиску причин внутреннего плана. Безусловно, они кроются как в социальном заказе общества, так и в потребностях каждого гражданина нашего Отечества быть принятым, включенным в социум. Более подробно остановимся на потребностях детей с ограниченными возможностями здоровья, обозначив факторы внутреннего влияния на становление системы инклюзивного образования в России:
1. С точки зрения ребенка (а именно его интересы в приоритете развития инклюзивного образования) оно должно дать чувство уверенности и силы, которые помогут ему быть счастливым в общении с другими людьми. Следовательно, необходимо развивать у детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) способности, необходимые для выстраивания эффективной коммуникации. Ребенок всегда стремится к достижениям, он хочет быть лучшим, и это качество необходимо культивировать в обучении с помощью адекватных методов и приемов,
78
Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 3 (13), 2015
помогая ему вливаться в детский коллектив, получать поддержку сверстников, дружить с ними. К сожалению, современная педагогическая система не вполне «вспахала целину» этого поля, ученые, педагоги, методисты, учителя находятся в начале пути научно-теоретического, дидактического и учебно-методического обоснования проблемы развития ребенка в инклюзивном образовании [3].
2. Общаясь с детьми с ОВЗ, дети с нормальным развитием также получают навыки принятия «другого», приходят к пониманию, что «мы разные», но мы вместе. И с этой точки зрения еще не ясно, как будут развиваться процессы, современной школе предстоит долгий путь по выстраиванию таких отношений, которые принесут позитивные плоды. Отчетливо видится проблема в качественном преобразовании управленческого, административного, методического ресурса школы, переподготовке учителей и повышении их квалификации [5].
3. В последнее время обсуждается идея о том, что с развитием инклюзивного образовательного пространства исчезнет необходимость в специальном интернатном обучении. В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Осмелимся предположить, что востребованность такого рода учреждений сохранится в ближайшей перспективе. Нельзя рушить то, что создавалось десятилетиями. Нельзя также растерять огромный педагогический потенциал специального дефектологического образования. Поэтому не следует оперировать такими категорическими фразами, которые вошли в обиход: «нет специализированных классов в обычной средней школе; нет присутствия детей 1-2 часа в день в средней школе; нет закрытых учреждений интернатного типа». Психологи усомнятся в эффективности таких формулировок, которые иногда закрадываются в тексты нормотворческих и рекомендательных документов, ибо через отрицание вряд ли можно добиться успеха, ведь тем самым мы демонстрируем свою нетерпимость, против которой ратуем в принципах инклюзивного образования [3].
4. Стандартизация образования. Это кардинальная проблема инклюзивного образования. Она остро затрагивает не только основное, но и профессиональное образование. Очевидно, что идея разработки интегративных основных, индивидуальных образовательных программ востребована жизнью, вместе с тем огромное количество документов, требований, указаний к их составлению едва ли обосновано главной целью - облегчить жизнь детям, их родителям, учителям и педагогам, руководителям и администраторам. Очень сложно разобраться учите-
лю в потоке тех документов, которые необходимо не только создать, но и разработать механизм их реализации на уровне заявленных целей, задач и результатов. Выскажем предположение, что проектирование программ и учебно-методических комплексов, а также электронно-образовательных ресурсов должно стать прерогативой специальных научно-исследовательских институтов (институтов средств и методов инклюзивного образования), а на места должен спускаться готовый продукт, пригодный к использованию в школьной практике [1].
Подведем некоторые итоги. В результате изучения проблем становления инклюзивного образования установлено, что сегодня четко обозначены направления его развития. Это: разработка нормативно-правовой, программно-методической базы организации инклюзивного образования; совершенствование нормативно-правовой базы по реализации коррекционно-развивающего образования; определение оптимальных психолого-педагогических условий, создаваемых в общеобразовательном учреждении для развития каждого ребенка; совершенствование профессиональной компетентности педагогов - участников инклюзивного образования; внедрение в образовательную практику технологий психолого-педагогического сопровождения обучающихся; формирование системы мониторинга учебных достижений и личностного роста детей с особыми образовательными потребностями и др. Высокий потенциал современной отечественной психолого-педагогической школы вселяет оптимизм, что эти задачи будут успешно решаться. Объективным подтверждением этому служит тот факт, что 26-28 октября 2015 года состоится I Всероссийский съезд де-фектологов «Особые дети в обществе», организатором которого стало Министерство образования и науки РФ. «Миссией Съезда является консолидация усилий семьи, общества и государства в создании условий для нормальной жизни и самореализации детей, подростков и молодежи, страдающих нарушениями психического и физического здоровья» - отмечается в информационном письме координатора Съезда ФГАУ «ФИРО» № 01-00-05/646 от 23 июля 2015 г. «О Всероссийском съезде дефектологов» [4].
Список литературы: 1. Аслаева Р.Г. Дополнительная профессиональная образовательная программа «Работа педагога в условиях ФГОСов (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». - Государственное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» (ГОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы»), Институт повышения
ВЫ^т USUES. Science, еducation, еconomy. Series еconomy. № 3 (13), 2015
79