такой, как все, и это приносит ему и его близким серьезное страдание. Дополнительный источник расстройства - в том, что очень значимой становится привлекательность в глазах людей противоположного пола.
Взросление. Государственное образование предоставляет как детям, так и родителям определенные льготы и возможности. Оно помогает ребенку получить важные знания и профессиональные навыки, осуществляет присмотр за детьми и обучает самостоятельности, освобождая родителям время для других дел. Но когда школьное образование подходит к концу, перед родителями встает нелегкий выбор. Для некоторых семей этот выбор оказывается суженным из-за немногочисленности профессиональных возможностей для особых детей. В этот нелегкий период основной источник тревоги и беспокойства родителей составляет будущее ребенка.
Взрослая жизнь. В этот период семью волнуют вопросы о том, где будет жить взрослый ребенок с ограниченными возможностями, и какой уход ему необходим. Основная проблема: кто и как будет заботиться о ребенке, когда родители состарятся или умрут? На данном этапе необходима помощь специалистов (психологов и социальных работников), которые помогут родителям спланировать будущее их детей - жилищные условия, работу, досуг. Большую поддержку могут оказать взрослые братья/сестры и другие родственники.
Когда в семье есть особый ребенок, все ее члены должны приспосабливаться к его нуждам. Влияние на членов семьи порой бывает так значительно, что этот опыт определяет их личные судьбы. Ребенок растет, и механизмы приспособления меняются; в различные периоды жизни стресс может воздействовать на семью по-разному, поскольку очень многое зависит от условий, сложившихся в семье и в окружающей ее среде на данный момент времени.
Т. В. Артюх, Я. А. Манухина
Опыт реализации специального образовательного стандарта для детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной
сельской школы
Совершенствование системы образования в соответствии с новым законом Российской Федерации «Об образовании» предусматривает внедрение в практику работы общеобразовательных учреждений комплексных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных условий для развития, воспитания, получения полноценного образования. Сельская школа
71
- это школа чаще всего малочисленная, в которой обучаются все дети данного района, независимо от их физических и психических возможностей. Ввиду этого усвоение современных программ обучения, их содержания, а также темп обучения, традиционные приемы и методы должны учитывать образовательные потребности разнородного контингента обучающихся, что в дальнейшем определяет их уровень социальной и психической адаптации. В связи с этим возникает необходимость в организации дифференцированной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общего школьного обучения (Кобрина Л.М. 2006, 2010, 2012, 2014).
В ситуации увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья и необходимости их обучения в едином потоке с нормально развивающимися сверстниками возникает потребность в создании дифференцированной системы обучения, которая предполагает изменения на всех уровнях организации образовательного процесса, а именно в отношении содержания, форм, методов, специальных условий образовательного пространства и т. д. Дифференциация уровней и вариантов обучения детей с ОВЗ в полной мере прописана в проекте специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ, который и является основой реализации обучения детей с ОВЗ в сельской школе.
На основе наших наблюдений наиболее часто в сельской школе в количественном отношении наибольшую часть детей, имеющих комплекс трудностей в обучении и социализации, составляют учащиеся с различными формами отклонений в психическом развитии (задержка психического развития, умственная отсталость). Рассмотрим подробнее опыт Войсковицкой средней общеобразовательной школы № 1 в отношении реализации специального федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ в отношении детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью.
Содержательный аспект введения СФГОС НОО в условиях сельской общеобразовательной школы представлен:
• адаптированной образовательной программой начального общего образования (вариант В). Обучаясь по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования варианта В, ребенок с задержкой психического развития получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников. Нормативный срок освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающимися
72
с задержкой психического развития составляет 4 года. В рамках варианта А основная образовательная программа начального общего образования в соответствии с требованиями к структуре, установленными действующим ФГОС НОО, дополняется программой коррекционной работы, направленной на развитие социальной (жизненной) компетенции обучающегося и поддержку в освоении основной образовательной программы;
• учебным планом (как элемент адаптированной образовательной программы). Введение в содержание обучения разделов, предусматривающих восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложных разделов программы, а также введение в учебный план предметов, носящих выраженный коррекционно-развивающий потенциал: ритмика, развитие речи и окружающий мир;
• программой коррекционной работы. Основным механизмом реализации коррекционной работы является взаимодействие специалистов образовательного учреждения (учителей начальных классов, учителей предметников, социального педагога, педагога-психолога, логопеда), обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Организационноуправленческой формой сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения;
• моделью организации внеурочной деятельности. Это позволяет воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья реализовать себя с учетом индивидуальных особенностей и интересов. При разработке модели внеурочной деятельности учтены рекомендации психолого-медико-педагогического консилиума школы; социальный заказ родительского, педагогического, ученического коллективов. Одно из направлений внеурочной деятельности представлено комплексом коррекционно-развивающих занятий.
На сегодняшний день в Войсковицкой СОШ № 1 представлены три основные организационные модели обучения в отношении детей с ОВЗ в сельской школе:
модель-1: обучение и воспитание детей с ОВЗ в специальном классе. Содержательной основой обучения является адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант В) и программа коррекционной работы ;
модель-2: обучение и воспитание детей с ОВЗ в общеобразовательном классе, где содержательной основой обучения является основная образовательная программа общего образования и дифференцированный подход, реализуемый учителем на основе реко-
73
мендаций службы психолого-педагогического сопровождения и медицинских показаний;
модель-3: обучение и воспитание детей с ОВЗ на дому по индивидуальным образовательным программам для детей с ОВЗ (разработанных на основе программ специального коррекционного образования для учреждений VIII вида). Реализуется на основе индивидуального обучения на базе школы и тьюторского сопровождения (обучение ведется одним учителем, который представляет интересы ребенка на всех ступенях образования).
Если говорить о представленности данных моделей обучения, то по охвату учащихся с ОВЗ на данный момент наиболее востребована и разработана в нашей школе модель-1, она является основной и реализуется в отношении детей с ОВЗ.
Как уже было сказано ранее, главным механизмом реализации данной модели является программа коррекционной работы в рамках СФГОС НОО. Основным механизмом реализации коррекционной работы является взаимодействие специалистов образовательного учреждения (учителей начальных классов, учителей предметников, социального педагога, педагога-психолога, логопеда), обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Такое взаимодействие включает:
• комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
• многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
• составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.
Главным результатом работы специалистов является разработка и реализация индивидуальной коррекционной программы (или маршрута) учащегося и контроль ее исполнения, а также анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
В ходе реализации СФГОС НОО в условиях нашей сельской школы следует отметить, что наряду с положительным опытом и повышением эффективности обучения необходимо говорить и о трудностях. Дело в том, что в новых сложившихся образовательных реалиях почти вся организация обучения находится в зоне ответственности самого образовательного учреждения, которое своими силами должно выявить уровень подготовленности и развития каждого ученика, дифференцировать содержание и методы образования, разработать и эффективно реализовать обучения для всех
74
категорий учащихся, создавая для них адекватную материальнотехническую и учебно-методическую базу. К сожалению, уровень требований к сельской школе в плане универсальной реализации образовательных стандартов, не всегда соответствует уровню ее готовности, что связано с объективными причинами:
1) недостаточность нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию различных формы образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы;
2) недостаточная квалификация педагогов в отношении реализации различных адаптированных образовательных программ, при отсутствии своевременной и эффективной методической поддержки со стороны других образовательных структур и общественных организаций;
3) отсутствие экономических и финансовых механизмов реализации образования в соответствии с финансовыми нормативами затрат, в которые включаются затраты на создание специальных условий обучения (воспитания) учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе;
4) недостаточное развитие в образовательных учреждениях адаптивной среды, условий доступности, безбарьерной среды жизнедеятельности, материально-технических условий;
5) нехватка специалистов, подготовленных для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условия инклюзивного образования;
6) недостаточное методическое обеспечение специальных образовательных стандартов, особенно в отношении учебников, пособий, конкретных технологических карт обучения и т. д.
А. А. Богданова
Тенденции развития дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Дополнительное образование представляет собой целенаправленный процесс формирования личности детей посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания услуг за пределами основного образования.
При этом дополнительное образование нельзя рассматривать как придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение состоит в удовлетворении постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных по-
75