УДК 316.7+376.2
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Стругова Виктория Георгиевна.
с. Самара, Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Сосновая горка», воспитатель, viktoriana91 @gmail.com.
Колесникова Ольга Борисовна.
с. Самара, Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Сосновая горка», социальный педагог, [email protected].
Аннотация. В данной статье представлен опыт работы специалистов по социально-педагогическому сопровождению семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются проблемы семей, имеющих детей с ОВЗ, особенности семейного воспитания. Особое внимание уделено формам работы с родителями. Авторы приходят к выводу, что наиболее эффективным является комплексное сопровождение семьи, которое позволяет родителю овладеть навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребёнком.
Ключевые слова: семья ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, социально-педагогическое сопровождение, формы работы с семьёй.
SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE FAMILIES OF CHILD WITH DISABILITIES IN A REHABILITATION CENTER
"SOSNOVAYA GORKA"
Strugova Victoria.
Samara, Regional State budgetary institution of social service "Center for social rehabilitation of children and adolescents with disabilities "Sosnovaya Gorka", teacher, [email protected].
Kolesnikova Olga.
Samara, Regional State budgetary institution of social service "Center for social rehabilitation of children and adolescents with disabilities "Sosnovaya Gorka", social worker, [email protected].
Abstract. This article presents the experience of experts on the socio-pedagogical support of a family of a child with disabilities. Problems of families
having children with disabilities, peculiarities of family upbringing are discusses. Special attention is given to the forms of work with parents. The authors come to the conclusion that the most effective is the integrated support for families which allows the parents to master correctional and educational interaction skills with the child.
Key words: the family of a child with disabilities, socio-pedagogical support, forms of work with the family.
Семья является естественной средой, обеспечивающей гармоничное развитие и социальную адаптацию ребёнка. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитание детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей как активных членов общества. Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач. Прежде всего, стрессовая ситуация влияет на внутренний климат семьи. Все члены переживают сильный стресс, вследствие которого возникают неровные, иногда и конфликтные отношения [3, с. 267].
По мнению исследователей, то, каким вырастет ребенок, какие черты характера у него сформируются, на 70% зависит от родителей [5, с. 114].
Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, - это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования. Это позволяет формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему. Технология сопровождения становится необходимой составляющей образовательной системы, позволяющей создать условия для полноценного развития детей с ОВЗ [4, с. 3].
Первичная диагностика семей, поступивших в реабилитационный центр, показала, что у родителей отмечаются разные формы поведения по отношению к своему ребёнку, имеющему ограничения в здоровье.
Формы поведения родителя:
- Принятие ребёнка и его дефекта. Родители принимают дефект, адекватно оценивают его и проявляют по отношению к ребёнку настоящую преданность. У родителей не проявляются видимые чувства вины или неприязни к ребёнку. Главным девизом считается: «необходимо достигнуть как можно больше там, где это возможно». В большинстве случаев вера в собственные силы и способности ребёнка придают таким родителям душевную силу и поддержку.
- Реакция отрицания: отрицается, что ребёнок страдает дефектом. Планы относительно образования и профессии ребёнка свидетельствуют о том, что родители не принимают и не признают для своего ребёнка никаких ограничений. Ребёнка воспитывают в духе чрезвычайного
честолюбия и настаивают на высокой успешности его деятельности.
- Реакция чрезмерной защиты, гиперопека. Родители наполнены чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливом и защищающем ребёнка от всех опасностей типе воспитания. Такой ребёнок является предметом чрезмерной любви матери, родители стараются за него всё сделать, в результате чего он может долго, а иногда и всю жизнь находиться на инфантильном уровне.
- Скрытое отречение, отвержение ребёнка. Дефект считается позором. Отрицательное отношение и отвращение по отношению к ребёнку скрывается за чрезмерно заботливым, предупредительным воспитанием. Родители «перегибают палку» в выполнении своих обязанностей, педантично стараются быть хорошими.
- Открытое отречение, отвержение ребёнка. Ребенок принимается с отвращением и родители полностью осознают свои враждебные чувства. Однако для обоснования этих чувств и преодоления чувства вины родители обращаются к определенной форме защиты. Они обвиняют общество, врачей или учителей в неадекватном отношении к дефекту и аномальному ребёнку.
Изучение моделей воспитания с помощью теста-опросника родительского отношения показал, что у части родителей во взаимодействии с ребёнком доминирует отвержение. Эти родители озлоблены, их раздражение и обида направлены на ребёнка.
Также исследование показало, что в большинстве случаев при высокой готовности посвятить себя решению проблем ребёнка, семьи часто недопонимают и недооценивают прямую взаимосвязь между состоянием ребёнка и личностным состоянием родителя. Родители не всегда умеют создавать условия, позволяющие нормально развиваться, обучаться и самореализовываться.
Лишь 2% родителей, по данным ОРО, используют правильную модель воспитания, сотрудничая с ребёнком.
За 2016 год прошли реабилитацию 333 родителя и законных представителя, за 4 месяца 2017 года - 157 взрослых.
При анкетировании родители выявили следующие улучшения у своего ребёнка в процессе реабилитации: стал более самостоятельным, научился общаться с другими детьми, дружить, чувствовать себя более раскованным. Научился играть с детьми в коллективные игры, делиться, уступать другим; стал четче формировать предложения, пересказывать текст; появились новые увлечения; появилась динамика в развитии мелкой моторики; научился пунктуальности и т.д.
Родителю, не включенному в коррекционный и реабилитационный процесс, сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребёнком, что тормозит сам процесс коррекции и реабилитации [1, с. 5].
Поэтому сопровождение семей в реабилитационных центрах
является востребованным и актуальным.
Что же значит работать с родителями? Это сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство. Поддержка семьи требует обязательного комплексного участия всех специалистов реабилитационного центра, наблюдающих ребёнка (педагог-психолог, социальный педагог, логопед, воспитатели, инструкторы творческих мастерских, специалисты лекотеки, учителя, педагог группы Монтессори).
Модель сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями в процессе реабилитации:
Семья заполняет и подаёт диагностический опросник согласно следующим пунктам: приёмное отделение, междисциплинарная комната (работу в междисциплинарной комнате осуществляют врач-педиатр, социальный педагог, педагог-психолог, логопед).
Все вышеперечисленные специалисты помогают составить ИПР и скорректировать ИПР, дав обратную связь и оценив эффективность работы.
Данная модель сопровождения семьи в процессе реабилитации, несёт в себе мощный ресурс для решения медицинских, педагогических и психологических задач.
Комплексная программа сопровождения семьи «Мы вместе» в условиях учреждения реализовывается через формы работы с родителями (таблица 1).
Таблица - 1. Комплексная программа сопровождения семьи «Мы
вместе»
Медико-социальное сопровождение Психолого-педагогическое сопровождение Юридическое сопровождение
Консультирование специалиста Диагностика до и после реабилитации Работа с нормативно-правовыми документами по охране прав и законных интересов детей и родителей
Социальные услуги Консультации специалистов
Диагностика до и после реабилитации Психолого-педагогические услуги
Профилактика
Консультации лечащего врача
Лечебно-оздоровительные мероприятия
Целью социально-педагогического сопровождения родителей и законных представителей является: предоставление родителям квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие, для успешной адаптации, реабилитации ребёнка в социуме; социально-психологическое содействие семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, повышение
127
педагогической компетенции родителей.
Информационная работа Просветительская работа
Социально-педагогический час Создание буклетов
"Школа для родителей" Видеорекламы
Мастер-класс Информационные листы
Психологический тренинг Видеотека
Мониторинг Выставки творческих работ
Обучающие семинары Кинолектории
Аван-проект Методическая литература
"Родительский клуб "Свет"" Фотовыставки по клубным занятиям
Детско-родительский практикум Памятки
Круглый стол Методические пособия
Социокультурные мероприятия
Задачи социально-педагогического сопровождения:
- формировать у родителей позитивное восприятие личности ребёнка с нарушениями развития;
- расширять видение родителей своих воспитательных функций в отношении ребёнка с ОВЗ;
- знакомить родителей со специальными коррекционными и методическими приемами, необходимыми для проведения занятий со своим ребёнком в домашних условиях;
- знакомить родителей с эффективными методами детско-родительского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребёнка с отклонениями в развитии;
- формировать интерес к личностному развитию ребёнка на основе его компенсаторных возможностей;
- мотивировать родителей на обращение за помощью лично для себя;
- способствовать расширению контактов семьи с социумом, обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами;
- оказывать своевременную информационную помощь семьям, воспитывающим ребёнка с ОВЗ.
Содержание социально-педагогического сопровождения семьи в условиях РЦ реализуется через основные направления, включающие комплексную диагностику, развивающую и коррекционную работу, консультирование и просвещение родителей.
Основные формы сопровождения семьи в условиях реабилитационного центра:
1. Диагностическое сопровождение ребёнка и его семьи. Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик.
2. Наглядно-информационное обеспечение. Оформление родительских уголков, изготовление и распространение памяток, буклетов;
предоставление информационных материалов на сайте РЦ. Данный материал предлагается родителям специалистами на индивидуальных встречах, на групповых занятиях и по запросам родителей.
3. Социокультурные мероприятия и досуговая деятельность. На проводимых занятиях родители (законные представители) имеют возможность принять участие в совместной деятельности с ребёнком, понаблюдать за его успехами в ходе трудовой деятельности (творческие мастерские, кружковая деятельность воспитателей), научить своего ребенка взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и другими взрослыми (совместные мероприятия детей и родителей, аван-проекты). Данные формы работы показали свою эффективность, т.к. в результате участники получают конечный результат: поделка или изделие, грамота и, что наиболее важно, общение детей и родителей в процессе совместной деятельности. «День именинника», «День матери», «1 июня», праздники выходного дня и др., аван-проекты («Праздник осени», «Шаровое шоу», «День святого Валентина» и др.).
4. Консультативно-просветительская и профилактическая работа.
- Индивидуальное консультирование по запросам родителей, по итогам первичной и повторной диагностики.
- Обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционной работы, демонстрация коррекционно-развивающих заданий, игр и упражнений).
- Групповые консультации («Возрастные особенности дошкольника»», «Секреты психологического здоровья», «Как помочь ребёнку и себе преодолеть негативные эмоции?», «Особенности детей с ОВЗ», «Дружба между родителем и ребёнком» и др.);
- Мастер-классы для родителей (по тестопластике, бисероплетению, изодеятельности, компьютерной компетентности и др.);
- Школы для родителей («Семь золотых правил хорошего родителя», «Чему необходимо научить ребёнка», «Монтессори-материал в домашних условиях» и др.);
- Родительский клуб «Свет» (социально-педагогические и психологические тренинги, практикумы, решение педагогических ситуаций и др.).
В результате работы на каждом курсе реабилитации ребёнка взаимодействие с родителями становится эффективнее, если родители замечают положительную динамику реабилитационного процесса, у них формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка, повышается компетентность родителей в педагогических и правовых вопросах, возрастает интерес к мероприятиям, проводимым в РЦ, наблюдается повышение личностного роста родителей, создаются позитивно-ценностные смысловые установки в семье, происходит овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребёнком.
В конце периода реабилитации с родителями (законными представителями) проводится анкетирование для получения обратной связи о результатах работы специалистов РЦ с детьми по поставленным задачам и с взрослыми по консультативно-просветительскому направлению.
Полученные результаты позволяют говорить о том, что комплексное социально-педагогическое и психологическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ является востребованным в связи с:
- возможностью родителей решить личностные проблемы, возникшие с появлением ребёнка с ОВЗ в семье;
- получением психологической поддержки от педагогов и других родителей детей с ОВЗ;
- сходством проблем семей, возможностью открытого и безоценочного обсуждения и общения;
- возможностью убедиться на примере других семей, что активное участие родителей в реабилитации ребёнка ведет к успеху;
- ранним включением родителей в работу по реабилитации ребёнка, что позволяет нейтрализовать переживания родителей, изменить их позицию по отношению к воспитанию проблемного ребёнка;
- сводным участием семей в мероприятиях клуба (родитель может выбрать мероприятие, форму участия, присутствовать с ребёнком или без него);
- возможностью получения новой информации по конкретным запросам (совместное планирование работы).
Таким образом, организация комплексного социально-педагогического и психологического сопровождения обеспечивают высокий качественный уровень содержательной работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, и способствует развитию активной родительской позиции в вопросах воспитания и развития детей.
Библиографический список:
1. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2008. - 239 с.
2. Левченко И.Ю., Петрова В.Г. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. - М.: Национальный книжный центр, 2014. - 160 с.
3. Макалова ИИ. Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 267-272.
4. Посысоев Н.Н. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья; ГОАУ ЯО ИРО. - Ярославль, 2011. - 76 с.
5. Шнейдер Л.Б. Психология семенных отношении: Курс лекций / Л.Б. Шнейдер. -М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 512 с.