УДК 159.922.73 + 376.1-058 ББК Ч45
РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ РАБОТЫ СПЕЦИАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Т.Н. ТЕЛЕЛЮЕВА, МБС(К)ОУ С(К)ОШ№127, г. Челябинск, Россия В.Г. МЫМРИКОВА, МБС(К)ОУ С(К)ОШ№127, г. Челябинск, Россия Г.С. ТРОФИМОВА, МБС(К)ОУ С(К)ОШ№127, г. Челябинск, Россия Л.С. РЫЧКОВА, ФГБОУВПО ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, Россия
Аннотация
В статье рассматривается роль социально-реабилитационных мероприятий в психогигиеническом комплексе организации работы специального коррекционного образовательного учреждения. Определены основные направления деятельности, характер воспитательно-профилактической работы по предупреждению девиантного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: реабилитация, психопрофилактика, девиантное поведение детей с ограниченными возможностями здоровья, психогигиена, воспитание, обучение.
Актуальность. Текущий 2015-2016 учебный год в специальном коррекционном образовательном учреждении, школе №127 начался с обновления и создания документации на новый учебный год. Целью социально-реабилитационной деятельности явилось создание условий для полноценного личностного развития, позитивной
социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения обучающихся в школе, семье и социальном окружении. В качестве основных задач определены такие как: 1) предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений
обучающихся, пропаганда ЗОЖ; 2) повышение педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса и родителей. Основные направления деятельности складывались из следующих направлений: социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личных проблем детей всех возрастов; социально-педагогическая защита прав ребёнка; обеспечение социально-педагогической
поддержки семье в формировании личности учащегося; социально-педагогическое
консультирование учащихся и их родителей; социально-педагогическая профилактика,
коррекция и реабилитация; организационно-методическая деятельность [1, 2].
Для достижения положительных результатов деятельности руководствовались такими нормативно-правовыми документами как: Закон "Об образовании"; ФЗ РФ "Об опеке и попечительстве"; Конвенцией о правах ребенка; нормативными актами; ФЗ РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних; " Об основных гарантиях прав ребенка в РФ"; Программой "Быть человеком".
Был разработан следующий перечень внутришкольных документов: комплексный план по профилактике беспризорности, безнадзорности, правонарушений, наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения и распространения ВИЧ-инфекций среди несовершеннолетних на 2015-2016 учебный год; план работы социального педагога; план работы Совета профилактики; план совместной работы с ПДН по профилактике подростковой преступности; план совместной работы с ГИБДД; социальный паспорт образовательного учреждения (ОУ).
В течение сентября 2015 года был проведён мониторинг ученического коллектива школы, в ходе которого составлены списки обучающихся по классам, определен социальный статус их семей, проведена психолого-педагогическая и медико-социальная диагностика контингента детей. Данные были получены во время индивидуальных бесед с родителями, с классными руководителями, с учителями-
предметниками, обучающимися. Изучены жилищно-бытовые условия проживания вновь прибывших детей, установлен уровень образованности членов семьи, место работы, материальный статус, психологический климат, семейные традиции, ближайшее окружение, а также в течение года посещались дети из неблагополучных семей, учащиеся, состоящие на педагогическом учете в образовательном учреждении (ОУ), на учете в ПДН. На 30 сентября 2015 года по полученным данным был оформлен социальный паспорт
образовательного учреждения. Составлены списки: опекаемых учащихся; учащихся -инвалидов; учащихся из многодетных семей; учащихся из малообеспеченных семей; учащихся, состоящих на внутришкольном контроле; учащихся, состоящих на учете в ОДН; неблагополучных семей, находящихся в социально-опасном положении.
В 2015-2016 в учебном году социально-педагогическая и психологическая работа проводилась в соответствии с программой по профилактике безнадзорности и
правонарушений среди несовершеннолетних "Быть человеком" [1, 2, 3].
В течение года осуществлялся патронаж семей, в которых воспитываются опекаемые дети, дети из неблагополучных семей и семей группы "риска", составлялись акты обследования жилищно-бытовых и социально-психологических условий проживания несовершеннолетних детей, проводились индивидуальные беседы с записью в журнал.
В основном все опекуны исполняют свои обязанности по содержанию, обучению и воспитанию подопечных, посещают
общешкольные и классные родительские собрания, выполняют рекомендации педагогов. Для детей созданы хорошие бытовые условия. С опекунами проводились индивидуальные беседы, консультации.
Неоднократно с воспитателями и администрацией детского дома состоялись беседы по проблемам воспитания и обучения этих детей. Хочется отметить, что администрация детского дома № 2 доброжелательно реагирует на все претензии и предложения педагогов ОУ и старается своевременно решить организационные вопросы по проблемам в воспитании и обучении учащихся, также и педагоги ОУ учитывают замечания администрации и воспитателей детского дома.
В результате систематически проводимой работы педагогического коллектива в ОУ, количество семей "социального риска", в том числе семей, имеющих проблемы в воспитании и обучении ребёнка, сократилось. В течение учебного года проводилась профилактическая, коррекционная, просветительская работа с детьми и родителями " социального риска", индивидуальные беседы.
Социальным педагогом в течение учебного года проводились индивидуальные беседы с родителями, во время которых неоднократно разъяснялись их права и обязанности по содержанию, обучению и воспитанию детей, давались рекомендации: о режиме дня, как правильно готовить домашнее задание, как поощрять ребенка в семье, как разрешить конфликт с собственным ребенком. С родителями учащихся, дети которых состоят на учете в ПДН и педагогическом учете в ОУ, в также с родителями, семьи которых состоят на учете как "неблагополучные", группы "риска", с законными представителями проводились беседы накануне летних каникул и в период летних каникул о необходимости летней занятости детей, об их ответственности за жизнь и здоровье детей.
В течение года дети из семей группы "риска" посещались на дому, а также общение с родителями проводилось и на рабочих местах родителей, которые не желали посетить школу по приглашению, а также отказывали в возможности посетить их на дому. На основе планов работы, регламентирующих
взаимодействие со специалистами, педагогами, администрацией ОУ, а также сотрудничестве с районными ОДН, ГИБДД, КДН и ЗП была организована профилактическая работа по предупреждению правонарушений и вредных привычек несовершеннолетних, устранения причин и условий, способствующих им. Проводились индивидуальные и групповые беседы, дискуссии ("Закон и ответственность", "Можно ли быть свободным без ответственности?", "Опасные грани жизни и пути их преодоления", "От чего зависят поступки человека", "Как избежать насилия", " Вредные привычки" и т.д.) не только с учащимися ОУ, но и с их родителями (законными представителями). Работа с семьями проводилась поэтапно. Ее эффективность зависела от степени установления контакта и доверительных отношений с родителями [1, 2, 3].
В целом, воспитательно-профилактическая работа по предупреждению безнадзорности и правонарушений в 2015-2016 учебном году проводилась целенаправленно, последовательно и обеспечила оптимальное достижение поставленных целей с привлечением большого количества специалистов. В основе работы с учащимися с девиантным поведением заложен индивидуальный подход. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию психолого-педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности.
Проводилось изучение контингента детей подросткового возраста и их семей, начиная с первого класса, выделяя детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Поддерживалась связь с родителями, классными руководителями, учителями предметниками, администрацией школы, проводились выступления социального педагога
родительских и ученических собраниях и школьных линейках, Педагогических советах ОУ. На более высоком уровне информатизации было организовано участие в акциях с размещением на сайте школы , на информационных стендах.
В течение 2015-2016 учебного года приняли участие в следующих акциях: "Образование -всем детям"; "Правовое просвещение"; "Дети улиц"; "Внимание - дети"; "За здоровый образ жизни"; "Подросток". Основными задачами проводимых акций было: снижение количества безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних; создание условий для своевременного пресечения насилия в отношении несовершеннолетних; защита прав на образование; развитие реабилитационного пространства; развитие системы правового воспитания; формирование у подростков здорового образа жизни [1, 2, 3].
В ходе акции посещались дети и семьи группы " риска" с целью ознакомления с жилищно-бытовыми условиями учащихся, изучения их ближайшего социума, проводились беседы, раздавались рекомендации, памятки по актуальным психолого-педагогическим
проблемам. И со стороны родителей (законных представителей) не было ни одного случая непонимания или агрессивного поведения. Родители делились проблемами и трудностями в воспитании своих детей, им оказывалась
своевременная психолого-педагогическая и медико-социальная консультативная помощь.
Работа в ходе акций проводилась согласно утвержденных планов. Все запланированные мероприятия выполнялись в срок. Результат планомерной работы - количество неблагополучных семей в ОУ сократилось.
В течение 2015-2016 учебного года на основе ежедневного контроля посещаемости учащихся, выяснялись причины их отсутствия или опозданий, поддерживалась тесная связь с родителями, классными руководителями, учителями предметниками и администрацией школы. С учащимися, пропускающими занятия, проводились беседы, в школу приглашались родители (законные представители). По субботам некоторые дети не посещали учебные занятия по согласованию с классными руководителями. Здесь хочется обратить внимание на тот факт, что не все педагоги своевременно выясняют причину отсутствия учащихся на уроках.
На основании запроса социума остро стоит вопрос социально-педагогической деятельности в профессиональном самоопределении обучающихся. В связи с этим работа по профориентации была направлена на оказание помощи учащимся в процессе их профессионального становления посредством самоопределения для успешной интеграции в профессиональную среду, так как адекватный выбор профессии и устойчивая мотивация к избранной профессии способствуют успешной адаптации выпускников в выбранной профессии, что обеспечивает интеграцию в общество [1, 2, 3].
Основными видами профориентационной работы являлись: образовательная
(сформированность социальных знаний о выбранной профессии); посредническая (организация совместной деятельности педагогов, родителей и учащихся, информирование учащихся и родителей по вопросам, связанным с выбором будущей профессии, родительские собрания, индивидуальные беседы.
В рамках здоровьесбережения и социальной реабилитации значимую роль играет организация летней занятости учащихся. С целью организации летней занятости учащихся в период летних каникул, профилактики безнадзорности, беспризорности и
правонарушений несовершеннолетних,
обеспечения отдыха и занятости в летний
период детей и подростков была проделана следующая работа: составлен план-прогноз занятости; проведены родительские собрания; проведена беседа инспектора ГИБДД о ПДД; проведены индивидуальные беседы с родителями и учащимися; розданы памятки "Как вести себя во время грозы", "О правилах поведения на водоемах", "Пожар в многоэтажном доме". Анализ занятости учащихся ОУ показал, что материальные возможности многих родителей учащихся школы не позволяют детям организовать достойный отдых за пределами города. Родители приглашались в школу для проведения бесед о необходимости организованного отдыха детей, также был предложен отдых для их детей в школьном оздоровительном лагере.
Таким образом, в результате анализа деятельности социально-педагогической и медико-психологической работы в комплексе психогигиенических мероприятий отмечено следующее:
1. Своевременно оказывалась социально-психологическая и педагогическая помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении.
2. Своевременно выявляли несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принимали меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования.
3. Все учащиеся школы могли посещать кружки дополнительного образования, спортивные секции, привлекались к участию в разных мероприятиях.
4. Своевременно осуществлялись меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних через:
- организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у учащихся (проведение акций, коллективных творческих дел, нестандартных учебных занятий и т.д.);
- организацию участия школьников в реализации социально значимых конкурсов, акций областного и федерального уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания учащихся;
- привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, науки, спорта, здравоохранения для проведения совместных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Таким образом, мероприятия по социальной реабилитации в психогигиеническом комплексе работы специального коррекционного образовательного учреждения направлены на содействие к созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности детей в школе, в семье, в окружающей и социальной среде. Психопрофилактика и психогигиена способствуют развитию личности ребенка на основе общечеловеческих ценностей, формированию у них соответствующих ценностных ориентаций, проявляющихся в межличностных отношениях и обеспечивающих оптимальную интеграцию в социум.
Список литературы
1. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. /В.Н. Гуров. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 192 с.
2. Петрушин В.В. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя /В.И. Петрушин. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2001. - 160с.
3. Рычкова Л.С. Психология отклоняющегося поведения: Уч. пособие /Л.С. Рычкова - Челябинск: ИЦЮУрГУ, 2013. -134 с.
ROLE OF SOCIAL AND REHABILITATION ACTIONS IN THE PSYCHOHYGIENIC COMPLEX OF SPECIAL CORRECTIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION'S ACTIVITY
T.N. TELELYUEVA, MBS(C) EU SCES №127, Chelyabinsk, Russia G.S. TROFIMOVA, MBS(C) EU SCES №127, Chelyabinsk, Russia V.G. MYMRIKOVA, MBS(C) EU SCES №127, Chelyabinsk, Russia L.S. RYCHKOVA, SUSU, Chelyabinsk, Russia
Abstract
The article describes the role of social and rehabilitation actions in a psychohygienic complex of the organization of special correctional educational institution's work. The main activities, nature of educational scheduled maintenance on the prevention of deviant behavior of children with disabilities are defined.
Keywords: rehabilitation, psychoprophylaxis, deviant behavior of children with disabilities, psychohygiene, education, training.