Научная статья на тему 'Особенности работы социально-психологической службы образовательного учреждения с «Трудными» детьми'

Особенности работы социально-психологической службы образовательного учреждения с «Трудными» детьми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1972
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ТРУДНЫЕ" ДЕТИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондрачук О.С.

Статья посвящена проблеме изучения особенностей работы социально-психологической службы образовательного учреждения с «трудными» детьми. Рассматриваются подходы и технологии коррекционной работы социального педагога и психолога с детьми группы риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондрачук О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности работы социально-психологической службы образовательного учреждения с «Трудными» детьми»

УДК: 37.037.1

Кондрачук О. С.

студентка Б4П1 группы психолого-педагогического факультета, Филиал СГПИ в г. Железноводске

Научный руководитель: Сгонник Л. В.

д.п.н., доцент, Филиал СГПИ в г. Железноводске

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С «ТРУДНЫМИ» ДЕТЬМИ

Статья посвящена проблеме изучения особенностей работы социально-психологической службы образовательного учреждения с «трудными» детьми. Рассматриваются подходы и технологии коррекционной работы социального педагога и психолога с детьми группы риска.

Ключевые слова: «трудные» дети, социально-психологическая служба, технологии коррекционной работы.

Особенности социально-экономического развития России, трудности всех жизненных и социальных условий современной семьи и противоречий ведут к появлению «трудных» детей. «Трудные» дети, это один из показателей, проявляющихся в переломные моменты истории страны, фактор, питающий и пополняющий среду правонарушителей и несовершеннолетних преступников.

Значимость и актуальность проблемы усиливается в условиях работы в коррекционном образовательном учреждении, где работа с «трудными» детьми требует выверенных и эффективных технологий. Анализ деятельности образовательных учреждений показывает, что многие педагоги испытывают трудности в практической работе с этими детьми.

Изучение психолого-педагогической литературы показало, что исследованием данной проблемы занимаются учёные различных областей науки: философии, психологии, социологии, психолингвистики, педагогики, этики и др. Однако, вопросы о методах и технологиях работы с «трудными», приемах коррекции их поведения остается недостаточно изученным.

Важность и актуальность работы с трудновоспитуемыми детьми, её недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для определения темы статьи. В данной статье мы попытались обобщить некоторые результаты изучения особенностей работы социально психологической службы коррекционного образовательного учреждения с «трудными» детьми (на примере Раменской общеобразовательной специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида для детей с ОВЗ», проанализировать эффективные технологии работы с «трудными».

Многочисленные случаи плохого поведения учащихся чаще всего обусловлены рядом факторов: частотой сменяемостью учителей, значительными изменениями состава учащихся класса, проблемами семейного воспитания [1] У ряда «трудных» учащихся формируются антишкольные взгляды и настроения, достаточно высок процент правонарушений. Каков выход из этого положения? Как показывает опыт Ш. А. Амонашвили [2] и других передовых учителей, надо, чтоб все школьники получали положительные эмоции и удовлетворение от учебной и внеурочной деятельности. Для этого следует одобрять и всячески поощрять учащихся не только за глубокие знания и хорошие умения, но и за достижения в рисовании,

резьбе по дереву, в других видах творчества, за успехи в спорте, за участие в школьных мероприятиях. Нельзя наклеивать на детей ярлыки "отстающих учеников", ибо большинство таких учащихся считаются или [1] предпочитают считаться трудными, конфликтными и недисциплинированными, чем малоспособными.

Коррекционная и профилактическая программа должна включать консультации педагогов и психологов для родителей и «трудных» детей. Необходимо предусмотреть курс индивидуальных и групповых занятий. «Трудные» дети должны иметь возможность обратиться за помощью к разным специалистам, при этом обязательно соблюдается принцип анонимности [3].

Трудности в работе с подростками обусловлены также психологическими особенностями возраста: повышенной возбудимостью, относительной неустойчивостью нервной системы, быстро протекающими изменениями в организме, завышенными притязаниями, переоценкой возможностей, самоуверенностью т.д.

При определении направлений психолого-педагогической работы с "трудными" детьми необходимо выявлять индивидуальные особенности учащихся; использовать навыки конструктивного общения; изучить положение учащегося в школе, классе, семье; проводить консультативную и психокоррекционную работу для достижения позитивного результата. Изменения проявляются в развитии способностей адаптивного и положительного поведения, которые позволяют ребенку-подростку адекватно взаимодействовать с окружающими.

Социально-психологическая служба в коррекционной школе предназначена для организации активного взаимодействия администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, внешних социальных структур для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям.

Социально-психологическая служба решает следующие задачи:

- создание условий, способствующих социальной адаптации учащегося;

- выявление индивидуальных качеств личности ребенка;

- оказание помощи в достижении позитивного разрешения проблем.

Работа социального педагога и психолога коррекционной школы, в первую очередь, должна быть направлена на оказание помощи так называемым семьям "группы риска" [14.]. Среди них: 1. Семьи, в которых "трудные" родители. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишена духовного содержания, насыщена конфликтами. 2. Семьи, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. 3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. 4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью.

Для оказания квалифицированной помощи всем перечисленным типам семей разрабатывается социально-психологической службой индивидуальная программа реабилитации.

Большое значение имеет взаимодействие внутри службы: социальный педагог оказывает информационную и правовую помощь психологу [2]. Психолог оказывает помощь в консультировании учащихся, родителей и педагогов по вопросам психологических особенностей «трудных» учащихся различных возрастных категорий.

В содержание деятельности социального педагога входит:

- проверка посещаемости занятий учащимися.

- составление социального паспорта семей учащихся, нуждающихся в социальной защите или помощи и учащихся с девиантным поведением.

- составление социального паспорта школы.

- составление индивидуальных карт работы социального педагога с учащимися, состоящими на различных видах учетов.

- помощь в составлении индивидуальных карт работы классным руководителям с "трудными" учащимися, с учащимися, состоящими на различных видах учета.

- профилактические беседы с трудными" учащимися и их родителями.

- участие в проверках планов воспитательной работы с "трудными" учащимися, работе Совета профилактики, административных совещаниях, малого педсовета и т.д. Взаимодействие с представителями различных служб.

- развитие индивидуальных способностей учащихся. Оказание социальной помощи и поддержки учащимся.

- организация коллективного питания учащихся.

- патронаж учащихся, находящихся под опекой (попечительством); неблагополучных семей; учащихся, состоящих на различных видах учетов; организация работы с данными категориями учащихся и их семьями.

- организация работы с учащимися, вовлеченными в социально значимые инициативы.

В содержание деятельности психолога входит:

- индивидуальное консультирование учащихся, родителей, педагогов по проблемным вопросам.

- консультирование классных руководителей по диагностике классного коллектива.

- заполнение индивидуальных карт работы психолога с учащимися, состоящими на различных видах учетов.

- диагностика индивидуальных способностей учащихся.

- участие в административных совещаниях, в работе совета профилактики, малого педсовета и т.д., участие в мониторинге учебно-воспитательного процесса.

- помощь классным руководителям в составлении планов индивидуальной работы с "трудными" учащимися.

- помощь педагогам в вопросах самообразования.

- помощь классным руководителям в заполнении индивидуальных карт работы с учащимися, состоящими на различных видах профилактических учетов.

Специалисты социально-психологической службы работают с каждым ребенком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то с каждой в отдельности. Основная роль службы — это психологическая и социальная защита ребенка, подростка, оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.

В работе с «трудным» ребенком необходим комплекс целенаправленного социально-психологического воздействия.

Проблема диагностики «трудных» детей требует особого внимания со стороны психологов, педагогов, родителей, так как своевременное выявление симптомов трудновоспитуемости, изучение формирующего воздействия микросоциального окружения ребенка позволят предотвратить негативные факторы появления «трудных» детей [1].

Для проверки экспериментальной гипотезы, выдвинутой на основании теоретико-методологического анализа литературных источников, были проведены экспериментальные исследования. Исследование проводилось на базе Раменской общеобразовательной специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида для детей с ОВЗ. Целью исследования явилось изучение особенностей работы социально-психологической службы коррекционного образовательного учреждения с «трудными» детьми.

В ходе опытно-экспериментального исследования мы выявили личностные качества и особенности поведения «трудных» детей. Для них характерны индивидуальные особенности:

- высокий уровень конфликтности;

- высокий уровень агрессивности;

- низкий уровень дисциплинированности;

- низкий уровень самооценки;

- низкий уровень воспитанности.

Практика показывает, что необходимо своевременно выявлять подростков группы риска, осуществлять социальный патронаж над этой категорией несовершеннолетних, оказывать им необходимую социально-правовую, социально-педагогическую и медико-психологическую помощь, привлекать по мере необходимости другие органы и социальные институты для поддержания детей и подростков групп социального риска.

Литература

1. Аксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 215 с.

2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. — М.,1991.

3. Олиференко, Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студентов высших педагогических заведений / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. — М., Издат. Центр «Академия», 2002.

4. Шишковец Т. И. Справочник социального педагога: учеб. Пособие для вузов. — М. : 2009. — 209 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.