Научная статья на тему 'Поддержка детей группы риска в образовательной среде: технологии сопровождения'

Поддержка детей группы риска в образовательной среде: технологии сопровождения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1443
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети групп риска / воспитание / профилактика / коррекция / диагностика / педагогическая поддержка / педагогическое сопровождение / педагогические технологии / эффективные методы / здоровьесберегающие технологии / профориентационные технологии. / children at-risk / education / prevention / correction / diagnosis / pedagogical support / pedagogical maintenance / teaching technologies / effective methods / health-saving technologies / technologies of professional orientation

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Исраилова Н. А.

В статье на основе опросов, проведенных среди педагогов образовательных учреждений, раскрываются причины и факторы девиантного поведения учащихся, основные направления работы педагогов с детьми групп риска с использованием современных технологий. Предлагаются рекомендации педагогам по совершенствованию системы воспитательных и реабилитационных мер в образовательных учреждениях, направленные на предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Исраилова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN AT-RISK IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT: TECHNOLOGY OF MAINTENANCE

Based on surveys conducted among teachers of educational institutions the article describes the reasons and factors of deviated behaviors of students, main fields of work of teachers with children at-risk implementing contemporary technologies. Teachers are provided recommendations on improving the system of educational and rehabilitation measures in educational institutions aimed to prevent offences among teenagers.

Текст научной работы на тему «Поддержка детей группы риска в образовательной среде: технологии сопровождения»

42 МАКТАБ ТАЪЛИМИ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ч___/

Исраилова Н.А.,

руководитель отдела Республиканского Центра социальной адаптации детей, кандидат философских наук

ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ

ИСРАИЛОВА Н.А. ХАТАР ГУРУЦИДАГИ БОЛАЛАРНИ ТАЪЛИМ ЖАРАЁНИДА ПЕДАГОГИК ЦУЛЛАБ-ЦУВВАТЛАШ: КУЗАТУВ ТЕХНОЛОГИЯЛАРИ

Маколада умумтаълим мактаби педагоглари билан утказилган суровнома асосида укувчилардаги девиант хулк-атворнинг сабаб ва омиллари, педагогларнинг хатар гурух,идаги болалар билан педагогик технологиялардан фойдаланиб ишлашининг асосий йуналишлари очиб берилган. Таълим муассасаларида вояга етмаганлар уртасида х,укукбузарликларнинг ол-дини олишга йуналтирилган тарбиявий ва реабилитация чора-тадбирлари тизимини такомил-лаштириш буйича тавсиялар берилган.

Таянч суз ва тушунчалар: хатар гурух,ига кирадиган болалар, тарбия, профилактика, коррекция, диагностика, педагогик технология, педагогик куллаб-кувватлаш, педагогик кузатув, эф-фектив методлар, соFликни саклаш технологиялари, касбга йуналтирувчи технологиялар.

ИСРАИЛОВА Н.А. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ

В статье на основе опросов, проведенных среди педагогов образовательных учреждений, раскрываются причины и факторы девиантного поведения учащихся, основные направления работы педагогов с детьми групп риска с использованием современных технологий. Предлагаются рекомендации педагогам по совершенствованию системы воспитательных и реабилитационных мер в образовательных учреждениях, направленные на предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних.

Ключевые слова и понятия: дети групп риска, воспитание, профилактика, коррекция, диагностика, педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение, педагогические технологии, эффективные методы, здоровьесберегающие технологии, профориентационные технологии.

ISRAILOVA N.A. PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN AT-RISK IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT: TECHNOLOGY OF MAINTENANCE

Based on surveys conducted among teachers of educational institutions the article describes the reasons and factors of deviated behaviors of students, main fields of work of teachers with children at-risk implementing contemporary technologies. Teachers are provided recommendations on improving the system of educational and rehabilitation measures in educational institutions aimed to prevent offences among teenagers.

Keywords: children at-risk, education, prevention, correction, diagnosis, pedagogical support, pedagogical maintenance, teaching technologies, effective methods, health-saving technologies, technologies of professional orientation.

В современных условиях стратегическими целями развития системы образования является создание образовательно-воспитательной среды, способствующей личностному и социальному развитию детей, их успешной адаптации и интеграции в общество.

Социальная адаптация и интеграция детей предполагает формирование у них базовых ценностей, направленных на умение гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях и принятие конструктивных решений; оптимизацию способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности, в том числе в жизненном и профессиональном самоопределении с целью их полноценной самореализации.

Проблема формирования у детей обозначенных базовых компонентов требует решения педагогических задач по освоению и применению в педагогической деятельности гибких адаптивных технологий: «не ребенок приспосабливается к школе, а наоборот, школа адаптируется к любому ребенку, вне зависимости от его особенностей, склонностей и способностей, проблем физического и психического развития»1. Научное обеспечение данной работы включает широкий спектр дисциплин - органическое сочетание педагогических, психологических, медицинских, реабилитационных методов работы, ибо «педагогическая деятельность по своему существу не-рецептурна, она должна содержать элементы поиска лучших, оптимальных для определенной ситуации вариантов её выполнения»2. В контексте сказанного эффективными, на наш взгляд, являются подходы, процедуры, обобщенные в теории оптимизации3, направленные на выбор оптимальных путей, алгоритмов, содержания, методов, форм обучения и воспитания. Выбор оптимальных технологий и внедрение их в практику деятельности совре-

1 Ямбург Е.А. Служба сопровождения: разносторонняя помощь школьникам. // Журнал «Социальная педагогика», 2013, № 3. -С. 33.

2 Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. -С. 4.

3 Бабанский Ю.К. Оптимизация педагогического процесса ( в вопросах и ответах). / Ю.К.Бабанский, М.М. Поташник. 2-е изд.перераб. и доп. - Киев: «Радяньска школа», 1984. -С. 287.

менного образовательного учреждения вызвано необходимостью осуществления адекватного управления образовательно-воспитательными процессами в условиях модернизации образования. Показательно, что современная школа уходит от единообразия, предоставляя различные вариативные образовательные услуги и технологии, активно участвуя в инновационных процессах. В нашем понимании современные педагогические технологии представляют собой такой педагогический замысел построения педагогической системы, который основан на подборе и оптимальном сочетании организационных форм, технологических приемов и вариативных программ, адаптированных к особенностям развития разных категорий детей (от одаренных учащихся до учащихся группы риска) и соответствующих их потребностям.

Таким образом, успешная адаптация и интеграция детей в общество во многом зависят от разнообразия форм и методов, технологий их воспитания; интенсивности общения учащихся и взрослых; а также воспитывающих, профилактических и реабилитационных мероприятий в образовательных учреждениях.

В настоящее время в образовательных учреждениях большое внимание уделяется детям группы риска, которые в силу различных причин и сложившихся обстоятельств не владеют социально приемлемыми формами поведения и способны на совершение правонарушений, в результате чего определяются в специализированные учебно-воспитательные учреждения (СУВУ). Не секрет, что такие дети требуют активизации профессиональной деятельности педагогов, направленной на оптимизацию воспитательной и реабилитационной работы с ними с учетом специфических задач для данной категории детей. Спектр практической работы с детьми группы риска разноплановый и непрерывный и требует выработки индивидуального подхода при сохра-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 7

нении оптимальных возможностей варьирования реабилитационных программ.

В целях изучения применения тех или иных технологий в профессиональной деятельности педагогов по работе с детьми групп риска мы провели ряд пилотажных исследований. Итоговыми результатами исследований предусматривалась выработка предложений и рекомендаций для педагогов образовательных учреждений (школ, колледжей, лицеев и СУВУ) по совершенствованию технологий социально-воспитательной, реабилитационной работы с детьми группы риска.

Эмпирическую базу исследования составили следующие объекты: воспитанники специализированных учебно-воспитательных учреждений городов Бахт, Коканд, Самарканд, Чиназ (анкетирование, п = 250)1 учащиеся группы риска образовательных учреждений городов Самарканд, Фергана, Бухара, Ташкент (анкетирование, п=261) и педагоги общеобразовательных школ (анкетирование, п=260) регионов республики2.

Известно, что наличие в обществе детей группы риска является следствием их неэффективного воспитания.

По данным нашего исследования выявилось, что в образовательных учреждениях в воспитательном процессе не в полной мере используются технологии:

- включения семьи в воспитательный процесс образовательного учреждения с участием махалли, инспектора профилактики ОВД, комиссий по делам несовершеннолетних;

- совместной работы классного руководителя и психолога по коррекции девиантного поведения учащихся;

- индивидуального сопровождения детей группы риска с применением здоровьесбере-гающих программ. Вместе с тем, не все педагоги владеют современными индивидуально-реабилитационными и диагностическими методиками работы с различными категориями

1 Исследование в рамках прикладного проекта ККРНТ по теме: «Современные подходы в социально-педагогической реабилитации, адаптации и интеграции в общество воспитанников специализированных школ и профессиональных колледжей» (2015 -2017 гг.).

2 Исследование РЦСАД по теме: «Совершенствование технологий социально-воспитательной и реабилитаци-

онной работы с детьми группы риска в образовательных учреждениях (2015 г.).

детей и семей, особенно с детьми, имеющими отклонения в поведении.

Таким образом, в настоящее время в образовательных учреждениях актуализируется проблема отклоняющегося поведения детей группы риска. Основная гипотеза в работе с педагогами состоит в том, что организация ранней педагогической помощи и сопровождения (профилактика, коррекция, реабилитация и др.) учащихся группы риска на основе эффективных технологий будет способствовать предотвращению правонарушений среди них и определения в специализированные учебно-воспитательные учреждения.

Наличие проблем детей в образовательных учреждениях, влияющих на формирование отклоняющегося поведения и дезадаптации учащихся, способствует целый ряд обстоятельств, которые, как полагают педагоги, не зависят от образовательного учреждения. По мнению 48% педагогов г. Ташкента (п=95)3, это следствие неэффективного воспитания детей и неблагополучной обстановки в семье; безнадзорность и отсутствие контроля со стороны родителей; низкий уровень воспитания родителей и их нездоровый образ жизни; отсутствие в семье духовно-нравственной атмосферы, ориентация только на материальные ценности.

В числе факторов, негативно влияющих на воспитание детей, педагоги также отмечают:

- влияние друзей, лиц с судимостью, асоциальное поведение взрослых (15,7%);

- индивидуальные психологические и личностные особенности детей (слабый контроль аффективных и агрессивных эмоциональных состояний), акцентуация характера и психопатологические черты личности, низкая самооценка, несформированность рациональных приёмов учебной деятельности, демонстративное поведение в кругу одноклассников, желание привлечь внимание одноклассников, отягощенная наследственность и низкая правовая культура (14,4%);

- неэффективность педагогических воздействий, как в самом образовательном учреждении, так и со стороны органов профилактики

3 Исследование РЦСАД по теме: «Совершенствование технологий социально-воспитательной и реабилитационной работы с детьми группы риска в образовательных учреждениях» (2015 г.).

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 7

ОВД и взаимодействия махалли с Комиссиями по делам несовершеннолетних (КДН), недостаточная работа с родителями по индивидуальной профилактике и реабилитации недисциплинированных учеников групп социального и правового риска в школе (7,8%);

- влияние СМИ, Интернета и чуждой идеологии (6,3%), а также неорганизованный досуг, слабое взаимодействие школы, махалли, КДН по работе с детьми групп риска и их семьями, недостаточное методическое обеспечение целенаправленной работы с детьми группы риска (7,8%).

Влияние целого комплекса перечисленных факторов, по мнению педагогов, ведет к тому, что подростки начинают:

• нарушать дисциплину в школе (68,4%);

• конфликтовать с учителями (58,9%);

• прогуливать уроки, классные часы, отставать в обучении (51,6%);

• драться и хулиганить (50,5%);

• становиться Интернет - зависимыми (43%);

• употреблять нецензурные слова (32,6%);

• портить государственное имущество (26,3%);

• совершать кражи (26,3%);

• сбегать из дома и бродяжничать (24,2%);

• курить (22,1%), приобщаться к токсикомании (13,7%), употреблять алкоголь (11,6%) и пробовать наркотические вещества (10,5%);

• вовлекаться в азартные игры (21,1%);

• приобщаться к молодежной субкультуре (7%).

Прослеживая дальнейшие судьбы учащихся, каждый третий педагог отмечает, что следствие слабой воспитательной и профилактической работы с детьми и их семьями на раннем этапе неблагополучия высока вероятность их попадания в специализированные учебно-воспитательные учреждения.

При опросе педагоги (п=260)1 указали, какую конкретную социально-педагогическую работу (воспитательную, профилактическую, реабилитационную) они проводят с детьми группы риска, если в их образовательном учреждении есть такая категория детей (рисунок 1).

1 Опрос проведен среди педагогов общеобразовательных школ городов Ташкент, Бухара, Самарканд, Фергана, а также Ташкентской, Кашкадарьинской, Сурхандарьин-ской областей.

Так, в ходе опроса выяснилось, что 49,2% педагогов акценты в работе с учащимися группы риска переносят на индивидуально-профилактическую работу с проведением диагностики (63%), направленной на определение проблем у детей (рисков детства) в процессе их социализации. Диагностическая работа проводится совместно с психологом и включает беседу, тестирование, выявление интересов и личностных особенностей детей. Результаты диагностики являются основанием для принятия решений и проведения коррек-ционной работы, на проведение которой указали 54% педагогов. Вместе с тем, в образовательных учреждениях 79% педагогов применяют профориентационные технологии, направленные на формирование жизненного и профессионального самоопределения учащихся в соответствии с их интересами, склонностями и способностями. Наши исследования2 показали, что профориентационные технологии являются самыми эффективными средствами профилактики отклоняющегося поведения, так как в структуре интересов у 65% детей группы риска ведущее место, наряду с интересом к спорту (56%), занимают выбор профессии и будущая карьера. В свете сказанного профориентация и формирование интереса у детей группы риска к занятиям физической культурой и спортом нами рассматриваются как мощный воспитательный потенциал, адаптационный и реабилитационный ресурс. Нам думается, что эти сведения должны найти отражение в воспитательно-профилактических и реабилитационных программах, которые становятся адресами нового инновационного подхода педагогов по работе с детьми группы риска.

В воспитательно-профилактической работе должны широко использоваться программы, направленные на формирование законопослушного поведения детей групп риска, привитие им основ нравственности и здорового об-

2 Исраилова Н.А., Азимова Ф.А. Отчет проекта «Совершенствование технологий социально-воспитательной и реабилитационной работы с детьми группы риска в образовательных учреждениях». - Т.: РЦСАД, 2015 год.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 7

Рисунок 1. Направления работы педагогов с детьми группы риска.

Какую работу Вы проводите с детьми групп риска? %

Индивидуальную профилактическую

Да, провожу 49,2%

Нет, не провожу 31,2%

Нет методики проведения 19,6%

Диагностическую

Да, провожу 63,0%

Нет, не провожу 26,0%

Нет методики проведения 11,0%

Коррекционную, вместе с психологом

Да, провожу 54,0%

Нет, не провожу 36,0%

Нет методики проведения 10,0%

Реабилитационную

Да, провожу 62,0%

Нет, не провожу 21,0%

Нет методики проведения 17,0

Профориентационную

Да, провожу 79,0%

Нет, не провожу 11,0%

Нет методики проведения 10,0%

Воспитательную

Да, провожу 48,0%

Нет, не провожу 35,0%

Нет методики проведения 17,0%

Работу с семьей

Да, провожу 45,0%

Нет, не провожу 34,0%

Нет методики проведения 21,0%

Работу с семьей и учащимся при участии махалли, инспектора профилактики, КДН

Да, провожу 55,0%

Нет, не провожу 37,0%

Нет методики проведения 8,0%

Физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия (формирование здорового образа жизни)

Да, провожу 56,0%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нет, не провожу 40,0%

Нет методики проведения 4,0%

раза жизни. В публикациях ряда авторов1 отмечается, что причинами отклоняющегося поведения детей являются их низкий образовательный уровень, вредные привычки, неумение организовать свой досуг и отсутствие позитивных установок на ведение здорового образа жизни. В публикациях2 раскрыты научно-теоретические аспекты здоровьесбе-регающих технологий как действенной профилактики вредных привычек, выработаны рекомендации педагогам по формированию здорового образа жизни среди детей группы риска. В контексте изучения данного вопроса, выяснилось, что на использование здоровьес-берегающих технологий по работе с детьми группы риска указали только 56% педагогов. При этом важно отметить, что здоровый образ жизни, основанный на физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, совершенствует индивидуальные психофизиологические качества школьников, способствует формированию активной жизненной позиции, повышает личностный потенциал, общую культуру и нравственность у ребёнка.

В связи с этим наиболее перспективным направлением в системе профилактики безнадзорности и правонарушений детей является внедрение в практическую деятельность педагогов физкультурно-оздоровительных и спортивно-досуговых технологий как эффективных методов воспитания, формирования, развития, профилактики, коррекции и реабилитации детей группы риска.

Вместе с тем, как показали ответы педагогов, в образовательных учреждениях недостаточно активно внедряются технологии реабилитации детей с отклоняющимся от нормы поведением, хотя ранняя профилактика противоправного поведения детей осуществляется, по большей части в школе, так как именно в

1 Барышева А.Н. Реабилитация детей в трудной жизненной ситуации. // «Социальная педагогика», 2013, № 5. -С. 62; Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический Проект; Трикста, 2005. -С. 194-267; Исраилова Н.А. Девиантный ребенок как предмет исследования: комплексная оценка. // Вестник Академии МВД. 2011, № 3. -С. 78.

2 Шарипова, Д.Д., Исраилова Н.А. Здоровье формирующее образование как эффективная форма профилактики отклоняющего поведения. Тезисы докладов Международного Форума РЦСАД, 29-30 ноября 2011. - Т., 2011. -С. 336-339; Светличная Н.К. Формирование здорового образа жизни. - Т.: «Таfakkur qanoti», 2015. -С. 140.

ней устанавливаются и закрепляются нормы социального поведения. Результаты анкетирования показали, что каждый пятый педагог не проводит реабилитационную работу с учащимися группы риска по формированию личностных качеств подростка, овладению положительными социальными ролями.

В то же время мероприятия, направленные на создание социально-поддерживающей педагогической среды, по оказанию комплексных реабилитационных (психолого-педагогических, социально-бытовых, медико-социальных, правовых) услуг, организации рационального досугадетей, попавшихвнеблагоприятные условия воспитания, требуют налаженной системной работы образовательных учреждений. Это должно осуществляться при тесном социальном партнерстве всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Следовательно, она должна осуществляться, прежде всего, педагогами, психологами, социальными работниками в тесном сотрудничестве с Комиссиями по делам несовершеннолетних, органами самоуправления граждан (махаллями) и внутренних дел.

В ходе опроса выяснилось, что треть педагогов не работают с семьями учащихся группы риска с использованием технологий коррекции детско-родительских отношений, не проводят индивидуальные и групповые консультации с детьми и родителями. Педагоги объясняют это тем, что не владеют методиками работы с семьями детей группы риска с участием махалли, инспекторов профилактики ОВД и ответственных секретарей КДН, а также методиками проведения коррекционных, реабилитационных работ. И, закономерно, что на вопрос, каких специалистов необходимо привлекать для работы совместно со школой по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, каждый третий педагог назвал «сотрудников органов самоуправления граждан», а каждый десятый - «работников органов прокуратуры, внутренних дел, судей». Поэтому на раннем этапе, когда можно предотвратить попадание детей в СУВУ, эффективно, оказание психолого-педагогической помощи и социальных услуг детям, находящимся в социально опасном положении, включая поддержку семьи в воспи-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 7

тании детей, профилактику безнадзорности и семейного неблагополучия.

Практика исследований показывает, что особую значимость в профилактической работе с детьми группы риска в условиях образовательного учреждения приобретает психолого-педагогическая работа с родителями, направленная на повышение родительской ответственности и компетентности, оптимизацию детско-родительских отношений, оказание помощи в конфликтных и кризисных ситуациях. Анализ опросов, проведенных среди воспитанников СУВУ гг. Бахта, Коканда, Самарканда, Чиназа показал следующее. Несмотря на то, что большинство воспитанников указали на хорошие отношения в их семьях, каждый третий ребенок отметил на отсутствие в их семьях взаимопонимания, невнимательность родителей, что, по их мнению, и было причиной их семейного неблагополучия. Вместе с тем, некоторые воспитанники в своих ответах отметили, что это и явилось, причиной их девиаций и попадания в такие учреждения как: СУВУ, школы-интернаты. И не случайно треть воспитанников СУВУ на вопрос о том, к кому они обратятся за помощью, если у них возникнут проблемы, назвали психологов, педагогов и врачей. Если бы этим детям в школе оказали своевременную педагогическую помощь, то можно было бы предотвратить их отклоняющееся поведение на раннем этапе их неблагополучия и не допустить попадания в правоохранительные учреждения.

Несмотря на то, что 42% педагогов г. Ташкента (п=95) считают воспитательные и реабилитационные меры, реализуемые в общеобразовательных школах для предупреждения правонарушений среди учащихся, эффективными, каждый десятый педагог полагает, что данная система требует совершенствования. Так, педагоги считают необходимым следующее:

• во-первых, усовершенствовать межведомственное взаимодействие государственных организаций, ННО и институтов гражданского общества с усилением ответственности каждого ведомства;

• во-вторых, повысить ответственность родителей с широким привлечением психологов;

• в-третьих, ввести в штаты образовательных учреждений юридических психологов;

• в-четвертых, усовершенствовать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

• в-пятых, наладить воспитательную, профилактическую и реабилитационную работу с детьми группы риска с учетом личностно-ориентированного подхода.

Таким образом, среди комплексных мер, способствующих совершенствованию социальной адаптации и реабилитации детей группы риска в образовательной среде необходимо:

• осуществление воспитательных воздействий по последовательно-параллельной схеме, посредством комплексного и многопланового влияния на детей с учетом их индивидуальных и психологических особенностей. При этом педагог должен хорошо знать психологические и личностные особенности своих учеников (потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, жизненные планы, смыслы и т.д.) и на этом основании строить индивидуальные реабилитационные программы;

• вести процесс индивидуальной реабилитационной работы с детьми группы риска от начала до конца (педагогическое сопровождение) с привлечением родителей, сотрудников органов самоуправления граждан, инспекторов профилактики ОВД, ответственных секретарей КДН; сочетание педагогического сопровождения детей с их диагностикой, коррекцией, реабилитацией, вариативностью организации их жизнедеятельности в школе;

• проведение на систематической основе мониторинга результативности индивидуальных реабилитационных и воспитательных программ с детьми группы риска, что будет способствовать совершенствованию системы воспитательно-профилактической работы в школе;

• проведение индивидуальных и групповых консультаций, семинаров, тренингов, информационных, образовательных услуг для родителей, имеющих детей с девиантным поведением;

• организация повышения квалификации учителей, психологов по работе с детьми группы риска и их семьями; внедрение в систему

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 7

образовательных учреждений социальных педагогов и социальных работников для осуществления сопровождения детей группы риска;

• оказание научно-методического сопровождения - внедрения педагогических инноваций с целью активного участия педагогов в инновационных процессах, овладение ими технологий сопровождения детей группы риска и умелое их применение в педагогической деятельности. Создание образовательных программ, учебных пособий, технологий по работе с детьми группы риска и выработка механизма их реализации в образовательной среде в соответствии с запросами детей, родителей, общества и государства;

• создание необходимых условий для экспериментальной работы в школе, колледже,

лицее по апробации содержания инновационных образовательных и воспитательных программ, внеурочной деятельности детей, программно-методическому обеспечению и технологическому инструментарию деятельности образовательных учреждений.

Итак, улучшение школьной адаптации детей группы риска путем их педагогического сопровождения и применения прогрессивных технологий, создание комфортного образовательного пространства позволят некоторым детям не только преодолеть проблемы в школе (снижение пропусков и правонарушений, позитивное отношение к учебе), но и предотвратить противоправные поступки среди них, в чем и видится предназначение современной школы.

Литература:

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация педагогического процесса ( в вопросах и ответах). / Ю.К.Бабанский, М.М.Поташник. 2-е изд.перераб. и доп. - Киев: «Радяньска школа», 1984. -С. 287.

2. Барышева А.Н. Реабилитация детей в трудной жизненной ситуации. // «Социальная педагогика», 2013, № 5. -С. 62.

3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. -С. 4.

4. Исраилова Н.А. Девиантный ребенок как предмет исследования: комплексная оценка. // Вестник Академии МВД, 2011, № 3. -С. 78.

5. Исраилова Н.А. Формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом у детей группы риска: алгоритм действий на основе технологии. // Журнал «Современное образование», 2016 год, № 4. -С. 53-62.

6. Исраилова Н.А., Азимова Ф.А. Отчет проекта «Совершенствование технологий социально-воспитательной и реабилитационной работы с детьми группы риска в образовательных учреждениях». - Т.: РЦСАД, 2015.

7. Светличная Н.К. Формирование здорового образа жизни. - Т.: «Таfakkur рапо1Ь>, 2015. -С. 140.

8. Шарипова, Д.Д., Исраилова Н.А. Здоровьеформирующее образование как эффективная форма профилактики отклоняющего поведения. Тезисы докладов Международного Форума РЦСАД, 29-30 ноября 2011. - Т., 2011. -С. 336-339.

9. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический Проект; Трикста, 2005. -С. 194-267.

10. Ямбург Е.А. Служба сопровождения: разносторонняя помощь школьникам. // Журнал «Социальная педагогика», 2013, № 3. -С. 33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.