9. Пантин В.И. Волны и циклы социального развития: Цивилизационная динамика и процессы модернизации. М.: Наука, 2004.
10. Степин B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего. Избранная социально-философская публицистика. М.: Наука, 1996.
УДК 316.354.4 ББК 60.9
АНАЛИЗ ОПЫТА ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА «КОНТАКТ»
C.B. Шамкова
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, г. Санкт-Петербург, Кавалергардская, 7, лит. А
Исследования современного состояния и перспективы развития социальной активности молодежи, в частности, опыта работы в волонтерском движении, представляются весьма актуальными. Все чаще становится употребляемым термин волонтерство (volunteerism), обозначающий добровольческую деятельность, осуществляемую на безвозмездной основе для достижения социально значимых целей и включающую различные традиционные формы взаимопомощи и самопомощи. Также известно, что добровольная форма объединения предназначена для мобилизации общественной инициативы, совместного решения общих проблем, способствует личностному росту его участников и развитию социальной активности молодежи [1,с. 12].
Понятие «волонтерская деятельность» достаточно распространено за рубежом и начинает активно применяться в России. Мировой опыт свидетельствует, что для решения социальных задач необходимо привлечение не только профессионалов, но и волонтеров. При этом методы работы добровольцев нередко оказываются весьма эффективными. По мнению A.B. Морова, развитие зарубежной практической добровольческой деятельности характеризуется значительным отставанием теоретико-
методологических исследований от практики. Ведущая роль в осмыслении опыта
за рубежом принадлежит не исследователям, а руководителям крупных общественных организаций: В. Дюбуа (Нидерланды), Д. Мак Гилл (США), С. Му-деризоглу (Турция), А. Курене (Литва) и др. [2, с. 3].
Несмотря на то что различные виды добровольчества издавна присущи русской культуре, понятие «волонтер» впервые раскрыто в Федеральном законе от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, являются волонтерами [3, с. 52]. За последние десятилетия российское общество трансформировало волонтерское движение от социалистического периода добровольчества, нередко ассоциирующегося с общественно принудительными работами, до современного этапа, характеризующегося нарастанием понимания необходимости активного развития и внедрения в социальную практику. Тем не менее, число участников несопоставимо мало по сравнению с развитыми зарубежными странами. Разницу масштабов добровольчества можно оценить из следующих статистических данных. По результатам опроса отечественного Исследовательского центра рекрутингового портала Su-perjob.ru, только 8% опрошенных желали бы заниматься волонтерством и благо-
творительностью. В США, по данным Бюро по трудовой статистике, добровольческой деятельностью занимаются около 30% [4].
Следует отметить, что, с одной стороны, отечественное добровольчество набирает обороты, а с другой - волонтерское движение как значимый социальный, политический, экономический ресурс используется не в полной мере. Оценить потенциал позволяют некоторые результаты исследования американского университета им. Дж. Хопкинса, проведенного в конце 90-х гг. XX века в двадцати двух странах. Это исследование выявило, что суммарное количество времени труда волонтеров эквивалентно труду 10,5 млн человек, работающих полный рабочий день. Число волонтеров только в 36 странах мира, по подсчетам того же университета, составляет свыше 131,557 млн чел. [5, с. 3]. Таким образом, значимость как теоретических, так и практикоориентированных исследований в данной области все более возрастает.
Результаты опроса студенческой молодежи, представленные Л.Е. Сикор-ской, позволяют выявить отношение молодежи к волонтерству. Объем выборки составил 573 человека, из них 378 студентов государственных вузов, 173 - негосударственных, опрос проведен Федеральным информационным центром молодежных социальных программ. Было выявлено, что 10% респондентов считают волонтерские работы престижными, около 40% согласились бы принять в них участие; причем потенциальная волонтерская активность молодежи в регионах по сравнению с Москвой выше более чем вдвое. На первое место среди стимулов и мотивов участия в добровольческом движении выходят рационально-прагматические (получение практических навыков и умений, материальное вознаграждение и пр.), при этом эмоциональные и альтруистические также обладают достаточным значением (благодарность людей за помощь, осознание собственного благодеяния). Следует отметить, что многие студенты готовы принять волонтерские социальные работы в качестве
профессиональной ориентации и практики, а также видят в них один из вариантов альтернативной гражданской службы. Можно предположить, что такая позиция студенчества может стать неким «социальным стандартом» для остальной молодежи, побудить к благотворительности, безвозмездному общественному труду, способствующему формированию толерантности, эмпатии в отношениях к людям [3, с. 54].
Острота современных социальных патологий (наркомания, алкоголизм, бродяжничество, правонарушения, проституция, суицидальное поведение и пр.) обусловливает необходимость поиска инновационных технологий их профилактики. Так, своевременным является изучение потенциала волонтерской деятельности, направленного на превенцию девиаций.
Я.В. Латюшин, рассматривая формирование профессионально важных качеств волонтеров-консультантов антинаркотических программ, предложил их систематизировать в шесть взаимосвязанных блоков (эмоциональный, коммуникативный, гностический, мотивацион-ный, практический, рефлексивный), состоящих из 25 качеств (например, эмоциональная устойчивость, коммуникативность, эмпатия, культура мышления и речи, гуманность, организованность, инициативность, способность к саморегуляции и т.д.). В качестве важнейшей ценностной позиции и самого мощного фактора автор определяет потребность делать добро (24%), вторым фактором отмечена возможность приобретения опыта для будущей оплачиваемой работы (9%), третьим - возможность общения с интересными людьми (6%) [6, с. 17-18].
С целью изучения опыта добровольчества, направленного на профилактику отклоняющегося поведения, в 2011 г. в Санкт-Петербургском государственном учреждении «Городской центр профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних «"Контакт"» (далее - СПбГУ ГЦПБНН «Контакт», Центр) проведено исследование волонтерского движения. Созданный в
1995 г. как центр по работе с детьми, подростками и молодежью, спустя три года, по инициативе Комитета по делам семьи, детства и молодежи в Санкт-Петербурге в рамках Целевой программы «Семейная политика. Социальная защита семьи и детства в Санкт-Петербурге» (подпрограмма «Улицы Санкт-Петербурга») включил в свою деятельность Службу уличной социальной работы, направленную на профилактику безнадзорности. При этом целевыми группами Центра являлись:
- дети, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации;
- дети в кризисной ситуации;
- безнадзорные, беспризорные несовершеннолетние и малолетние правонарушители;
- дети из дезадаптированных семей;
- семьи, в которых родители не справляются со своими основными функциями и деструктивно воздействуют на ребенка, интенсивно подвигая его к асоциальному, антисоциальному или криминальному образу жизни;
- неформальные подростково-молодежные объединения. Понимание важности проблем
безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних, а также накопленный опыт работы привели к решению о создании в 2001 г. подведомственного Комитету по молодежной политике Государственного учреждения «Городской центр профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних» (с 2007 г. «Городской центр профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних "Контакт"»).
Основной задачей Центра является создание на основе комплексного подхода действующей сети из организаций и специалистов, участвующих в реализации программ по профилактике безнадзорности, беспризорности, злоупотребления психоактивными веществами, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних и молодежи на территории Санкт-Петербурга, и выявление условий, провоцирующих девиа-
нтное поведение подростков и молодежи. Что являлось немаловажным фактором в выборе базы исследования, с 2002 г. СПбГУ ГЦПБНН «Контакт» присвоен статус опорно-экспериментального центра по социальной работе СевероЗападного региона для апробации, внедрения и распространения инновационных социальных технологий работы с молодежью. В 2009 г. Центру присвоен статус «Лучшего учреждения сферы государственной молодежной политики в Российской Федерации».
Ежегодно на социальном сопровождении у специалистов подразделений находится более 3000 несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений (состоящих на учете в ИДН, КДН и ЗП), более 200 несовершеннолетних, совершивших преступления, более 120 несовершеннолетних, относящихся к неформальным молодежным объединениям экстремистской направленности. Работа Службы молодежных работников основывается на территориальной модели социального сопровождения несовершеннолетних. Целью основной деятельности всех опорных площадок Центра является создание и развитие молодежного волонтерского движения, проведение силами добровольцев профилактических мероприятий. Волонтерская деятельность Центра охватывает практически все районы города. При этом методы и способы реализации каждая площадка оставляет за собой, например:
1. Адмиралтейский район — психологическая направленность (подготовка тренеров и консультантов);
2. Выборгский район - специализация на массовых мероприятиях (подготовка ведущих, проведение уроков ораторского искусства);
3. Красногвардейский район - танцевальный уклон (постановка творческих номеров, разработка волонтерского танца «Кенси-Кено», являющегося визитной карточкой добровольческого движения);
4. Московский, Приморский и Невский районы — спортивная направленность;
5. Петроградский район - использование арттерапии (все виды бумажного и пластилинового творчества, фейс-арт);
6. Пушкинский район — реализация проекта «Кино не для всех» (подбор кинолент по различной социальной тематике, подготовка материалов для дискуссий, кинолектории);
7. Фрунзенский район — театральный подход (разработка постановок различной тематики, со-цио драма);
8. Центральный район - работа с детскими домами. Анализируя реализуемые превентивные методы работы волонтеров СПбГУ ГЦПБНН «Контакт» с молодежью, выделим следующие:
- лекции, беседы (по проблемам употребления ПАВ, пропаганде здорового образа жизни);
- тренинги в школьных и студенческих коллективах (курс «Тренинг тренеров», позволяющий самостоятельно проводить таковые для сверстников в своем образовательном учреждении);
- круглые столы с привлечением специалистов (наркологов, психиатров, психологов, специалистов по социальной работе) на различные темы, касающиеся девиантно-го поведения;
- консультирование, осуществляемое волонтерами под руководством психологов-настадников;
- социальные проекты, в том числе участие волонтеров в их разработке;
- профилактические мероприятия творческого характера (антинаркотические акции, тематические выступления команд КВН, студенческих театров, радио- и телепередачи, выпуск тематической печатной продукции);
- акции (раздача листовок, буклетов, проведение тематического дня в учебном заведении и пр.);
- служба писем (ответы волонтеров на письма молодежи о различных проблемах);
- кинолекторий (просмотр фильмов с целью формирования нравственных ценностей и смысловых ориентиров: сострадания и милосердия, терпимости, добра, порядочности и
др-);
- работа опытных волонтеров с подростками группы риска (программа «Старший друг» как альтернатива шефства);
- рекрутинг новых волонтеров (передача накопленного опыта).
В период с 01 октября по 30 декабря 2011 г. проведен опрос волонтеров Центра, целью которого являлось определение мотивов участия в добровольческом движении, а также выявление его оптимальных форм в рамках профилактики девиантного поведения. Общее количество опрошенных составило 55 человек в возрасте от 17 до 23 лет, большинство из которых являются студентами высших учебных заведений.
На открытый вопрос 87% респондентов ответили, что волонтер - ответственный и неравнодушный человек, помогающий другим найти себя и свое место в жизни. Практически все волонтеры (98%) отметили, что доброволец прежде всего «идейный человек», чем объясняется увлеченность этой деятельностью. Анализируя цели своей деятельности, добровольцы ранжировали таковые следующим образом:
1. Помощь людям;
2. Пропаганда здорового образа жизни;
3. Саморазвитие;
4. Получение бесценного опыта в общении с людьми.
Главными трудностями опрошенные волонтеры считают недостаток психологических и педагогических знаний для осуществления профилактической деятельности, а также несовершенное владение иностранными языками, что
ограничивает возможности участия в международных волонтерских программах, в том числе направленных на обмен опытом.
В качестве оптимальных форм организации волонтерского движения для превенции девиаций несовершеннолетних опрошенные определили беседы, акции, кинолекторий, сюжетно-ролевые игры. Действенность проводимых мероприятий определили 84% добровольцев.
Определяя мотивы к участию в добровольческом движении по профилактике социальных отклонений, 34% волонтеров отметили возможность делать добро, общественную значимость; 27% -знакомства с новыми и интересными людьми; 12% — получение опыта в общении, индивидуальное развитие; 11% -накопление знаний для дальнейшей профессиональной реализации, карьерного роста. Здоровый отдых, участие в интересных мероприятиях также значились среди факторов, благодаря которым осуществлялось участие в волонтерском движении. Такие позиции, отмеченные в приведенном ранее исследовании Я.В. Латюшина, как «стремление изменить положение вещей в этом мире», «желание чувствовать себя нужным» в ответах волонтеров Центра не выявлены [6, с. 18].
В указанный период с целью выявления мнения несовершеннолетних о добровольчестве, эффективности волонтерских мероприятий на трех опорных площадках Центра было проведено анкетирование несовершеннолетних в возрасте от 14 до 17 лет. Выборка составила 60 человек.
Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что 84% опрошенных имеют, на их взгляд, достаточно свободного времени, при этом только 2% задумывались о возможном участии в волонтерских объединениях. При ответе на вопрос о волонтерах, 25% не знают, кто это, 36% высказывали разные мнения и 40% ответили на вопрос правильно. Единственной целью добровольчества для несовершеннолетних является помощь людям. Лишь 35% считает, что в Санкт-Петербурге проводится
достаточно бесплатных акций для молодежи (концертов, праздников и т.п.), а 65% отметили, что интересующие их мероприятия в городе только платные.
Высказывая мнение о волонтерском движении, направленном на превенцию девиантного поведения, 73% опрошенных отметили, что добровольческие акции различного характера являются необходимыми и, по мнению несовершеннолетних, определенно результативными. Большинство респондентов (92%) получили новые знания о социопа-тиях. Наиболее эффективными формами добровольчества 57% обозначили акции и беседы, а также распространение печатной продукции.
Проведенное исследование, состоящее из опроса волонтеров и анкетирования несовершеннолетних на опорных площадках СПбГУ ГЦПБНН «Контакт», позволило сформулировать вывод о том, что у несовершеннолетних недостаточно сформировано представление о добровольческом движении. По общему мнению, волонтерские мероприятия действенны, а наиболее оптимальными и эффективными формами являются акции и беседы. Следует отметить ведущие мотивы, побуждающие к участию и выявленные в ходе исследования, - благодеяние и расширение социальных связей.
Рассмотрение в данной статье некоторых результатов различных исследований свидетельствует о необходимости дальнейшего анализа опыта волонтерской деятельности. Актуальность темы добровольчества определяется тем, что, наряду с пристальным вниманием ученых в области социологии, социальной работы, педагогики, психологии, философии к вопросам возникновения, становления, развития и перспектив волонтерства в России, остается неохваченным огромное исследовательское поле. Изучение добровольчества прежде всего позволит разработать практические рекомендации для активного использования волонтерских ресурсов. Нуждаясь в поддержке, в целом деятельность современного российского добровольческого движения играет позитивную роль в решении острых социаль-
ных проблем как молодежи, так и общества в целом. Кроме того, расширение участия в волонтерском движении способствует формированию активной гражданской позиции и воспитанию высоконравственной и духовно развитой личности.
Обладая мощным ресурсным потенциалом, добровольческий труд давно получил высокую оценку ООН. В последние годы вопросы, связанные с во-лонтерством, неоднократно рассматривалась Генеральной Ассамблеей ООН [5,с.З]. В российском обществе добровольчество еще не является нормой. Однако в Концепции долгосрочного соци-
ально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., принятой Правительством Российской Федерации в 2008 г., содействие развитию и распространению добровольческой деятельности отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики. Это обозначает понимание необходимости и важности использования уникального ресурса волонтерской деятельности. В свою очередь теоретико-методологические и практические исследования, направленные на изучение добровольчества, позволят эффективно им управлять.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конвисарева Л.П. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2006.
2. Моров А. В. Социально-педагогическая деятельность волонтеров зарубежных неправительственных организаций по профилактике девиантного поведения подростков: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2004.
3. Сикорская Л.Е. Толерантность в представлениях молодых российских и немецких волонтеров II Социологические исследования. 2007. № 9. С. 52—58.
4. Федосова Е. Почувствуйте разницу: волонтерство в развитых странах [Электронный ресурс] II Филантроп. - Электронный журнал о благотворительности. - Режим доступа: http://philanthropY.ru/analvsis/2010/09/29/3422 (дата обращения 25.01.2012).
5. Кудринская Л.А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции: Автореф. дис. ...докт. социол.наук. Москва, 2006.
6. Латюшин Я.В. Формирование профессионально важных качеств волонтеров-консультантов антинаркотических программ: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Челябинск, 2004.