Научная статья на тему 'Анализ опыта волонтерского движения на примере деятельности Центра «Контакт»'

Анализ опыта волонтерского движения на примере деятельности Центра «Контакт» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1823
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ опыта волонтерского движения на примере деятельности Центра «Контакт»»

9. Пантин В.И. Волны и циклы социального развития: Цивилизационная динамика и процессы модернизации. М.: Наука, 2004.

10. Степин B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего. Избранная социально-философская публицистика. М.: Наука, 1996.

УДК 316.354.4 ББК 60.9

АНАЛИЗ ОПЫТА ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА «КОНТАКТ»

C.B. Шамкова

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, г. Санкт-Петербург, Кавалергардская, 7, лит. А

Исследования современного состояния и перспективы развития социальной активности молодежи, в частности, опыта работы в волонтерском движении, представляются весьма актуальными. Все чаще становится употребляемым термин волонтерство (volunteerism), обозначающий добровольческую деятельность, осуществляемую на безвозмездной основе для достижения социально значимых целей и включающую различные традиционные формы взаимопомощи и самопомощи. Также известно, что добровольная форма объединения предназначена для мобилизации общественной инициативы, совместного решения общих проблем, способствует личностному росту его участников и развитию социальной активности молодежи [1,с. 12].

Понятие «волонтерская деятельность» достаточно распространено за рубежом и начинает активно применяться в России. Мировой опыт свидетельствует, что для решения социальных задач необходимо привлечение не только профессионалов, но и волонтеров. При этом методы работы добровольцев нередко оказываются весьма эффективными. По мнению A.B. Морова, развитие зарубежной практической добровольческой деятельности характеризуется значительным отставанием теоретико-

методологических исследований от практики. Ведущая роль в осмыслении опыта

за рубежом принадлежит не исследователям, а руководителям крупных общественных организаций: В. Дюбуа (Нидерланды), Д. Мак Гилл (США), С. Му-деризоглу (Турция), А. Курене (Литва) и др. [2, с. 3].

Несмотря на то что различные виды добровольчества издавна присущи русской культуре, понятие «волонтер» впервые раскрыто в Федеральном законе от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, являются волонтерами [3, с. 52]. За последние десятилетия российское общество трансформировало волонтерское движение от социалистического периода добровольчества, нередко ассоциирующегося с общественно принудительными работами, до современного этапа, характеризующегося нарастанием понимания необходимости активного развития и внедрения в социальную практику. Тем не менее, число участников несопоставимо мало по сравнению с развитыми зарубежными странами. Разницу масштабов добровольчества можно оценить из следующих статистических данных. По результатам опроса отечественного Исследовательского центра рекрутингового портала Su-perjob.ru, только 8% опрошенных желали бы заниматься волонтерством и благо-

творительностью. В США, по данным Бюро по трудовой статистике, добровольческой деятельностью занимаются около 30% [4].

Следует отметить, что, с одной стороны, отечественное добровольчество набирает обороты, а с другой - волонтерское движение как значимый социальный, политический, экономический ресурс используется не в полной мере. Оценить потенциал позволяют некоторые результаты исследования американского университета им. Дж. Хопкинса, проведенного в конце 90-х гг. XX века в двадцати двух странах. Это исследование выявило, что суммарное количество времени труда волонтеров эквивалентно труду 10,5 млн человек, работающих полный рабочий день. Число волонтеров только в 36 странах мира, по подсчетам того же университета, составляет свыше 131,557 млн чел. [5, с. 3]. Таким образом, значимость как теоретических, так и практикоориентированных исследований в данной области все более возрастает.

Результаты опроса студенческой молодежи, представленные Л.Е. Сикор-ской, позволяют выявить отношение молодежи к волонтерству. Объем выборки составил 573 человека, из них 378 студентов государственных вузов, 173 - негосударственных, опрос проведен Федеральным информационным центром молодежных социальных программ. Было выявлено, что 10% респондентов считают волонтерские работы престижными, около 40% согласились бы принять в них участие; причем потенциальная волонтерская активность молодежи в регионах по сравнению с Москвой выше более чем вдвое. На первое место среди стимулов и мотивов участия в добровольческом движении выходят рационально-прагматические (получение практических навыков и умений, материальное вознаграждение и пр.), при этом эмоциональные и альтруистические также обладают достаточным значением (благодарность людей за помощь, осознание собственного благодеяния). Следует отметить, что многие студенты готовы принять волонтерские социальные работы в качестве

профессиональной ориентации и практики, а также видят в них один из вариантов альтернативной гражданской службы. Можно предположить, что такая позиция студенчества может стать неким «социальным стандартом» для остальной молодежи, побудить к благотворительности, безвозмездному общественному труду, способствующему формированию толерантности, эмпатии в отношениях к людям [3, с. 54].

Острота современных социальных патологий (наркомания, алкоголизм, бродяжничество, правонарушения, проституция, суицидальное поведение и пр.) обусловливает необходимость поиска инновационных технологий их профилактики. Так, своевременным является изучение потенциала волонтерской деятельности, направленного на превенцию девиаций.

Я.В. Латюшин, рассматривая формирование профессионально важных качеств волонтеров-консультантов антинаркотических программ, предложил их систематизировать в шесть взаимосвязанных блоков (эмоциональный, коммуникативный, гностический, мотивацион-ный, практический, рефлексивный), состоящих из 25 качеств (например, эмоциональная устойчивость, коммуникативность, эмпатия, культура мышления и речи, гуманность, организованность, инициативность, способность к саморегуляции и т.д.). В качестве важнейшей ценностной позиции и самого мощного фактора автор определяет потребность делать добро (24%), вторым фактором отмечена возможность приобретения опыта для будущей оплачиваемой работы (9%), третьим - возможность общения с интересными людьми (6%) [6, с. 17-18].

С целью изучения опыта добровольчества, направленного на профилактику отклоняющегося поведения, в 2011 г. в Санкт-Петербургском государственном учреждении «Городской центр профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних «"Контакт"» (далее - СПбГУ ГЦПБНН «Контакт», Центр) проведено исследование волонтерского движения. Созданный в

1995 г. как центр по работе с детьми, подростками и молодежью, спустя три года, по инициативе Комитета по делам семьи, детства и молодежи в Санкт-Петербурге в рамках Целевой программы «Семейная политика. Социальная защита семьи и детства в Санкт-Петербурге» (подпрограмма «Улицы Санкт-Петербурга») включил в свою деятельность Службу уличной социальной работы, направленную на профилактику безнадзорности. При этом целевыми группами Центра являлись:

- дети, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации;

- дети в кризисной ситуации;

- безнадзорные, беспризорные несовершеннолетние и малолетние правонарушители;

- дети из дезадаптированных семей;

- семьи, в которых родители не справляются со своими основными функциями и деструктивно воздействуют на ребенка, интенсивно подвигая его к асоциальному, антисоциальному или криминальному образу жизни;

- неформальные подростково-молодежные объединения. Понимание важности проблем

безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних, а также накопленный опыт работы привели к решению о создании в 2001 г. подведомственного Комитету по молодежной политике Государственного учреждения «Городской центр профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних» (с 2007 г. «Городской центр профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних "Контакт"»).

Основной задачей Центра является создание на основе комплексного подхода действующей сети из организаций и специалистов, участвующих в реализации программ по профилактике безнадзорности, беспризорности, злоупотребления психоактивными веществами, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних и молодежи на территории Санкт-Петербурга, и выявление условий, провоцирующих девиа-

нтное поведение подростков и молодежи. Что являлось немаловажным фактором в выборе базы исследования, с 2002 г. СПбГУ ГЦПБНН «Контакт» присвоен статус опорно-экспериментального центра по социальной работе СевероЗападного региона для апробации, внедрения и распространения инновационных социальных технологий работы с молодежью. В 2009 г. Центру присвоен статус «Лучшего учреждения сферы государственной молодежной политики в Российской Федерации».

Ежегодно на социальном сопровождении у специалистов подразделений находится более 3000 несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений (состоящих на учете в ИДН, КДН и ЗП), более 200 несовершеннолетних, совершивших преступления, более 120 несовершеннолетних, относящихся к неформальным молодежным объединениям экстремистской направленности. Работа Службы молодежных работников основывается на территориальной модели социального сопровождения несовершеннолетних. Целью основной деятельности всех опорных площадок Центра является создание и развитие молодежного волонтерского движения, проведение силами добровольцев профилактических мероприятий. Волонтерская деятельность Центра охватывает практически все районы города. При этом методы и способы реализации каждая площадка оставляет за собой, например:

1. Адмиралтейский район — психологическая направленность (подготовка тренеров и консультантов);

2. Выборгский район - специализация на массовых мероприятиях (подготовка ведущих, проведение уроков ораторского искусства);

3. Красногвардейский район - танцевальный уклон (постановка творческих номеров, разработка волонтерского танца «Кенси-Кено», являющегося визитной карточкой добровольческого движения);

4. Московский, Приморский и Невский районы — спортивная направленность;

5. Петроградский район - использование арттерапии (все виды бумажного и пластилинового творчества, фейс-арт);

6. Пушкинский район — реализация проекта «Кино не для всех» (подбор кинолент по различной социальной тематике, подготовка материалов для дискуссий, кинолектории);

7. Фрунзенский район — театральный подход (разработка постановок различной тематики, со-цио драма);

8. Центральный район - работа с детскими домами. Анализируя реализуемые превентивные методы работы волонтеров СПбГУ ГЦПБНН «Контакт» с молодежью, выделим следующие:

- лекции, беседы (по проблемам употребления ПАВ, пропаганде здорового образа жизни);

- тренинги в школьных и студенческих коллективах (курс «Тренинг тренеров», позволяющий самостоятельно проводить таковые для сверстников в своем образовательном учреждении);

- круглые столы с привлечением специалистов (наркологов, психиатров, психологов, специалистов по социальной работе) на различные темы, касающиеся девиантно-го поведения;

- консультирование, осуществляемое волонтерами под руководством психологов-настадников;

- социальные проекты, в том числе участие волонтеров в их разработке;

- профилактические мероприятия творческого характера (антинаркотические акции, тематические выступления команд КВН, студенческих театров, радио- и телепередачи, выпуск тематической печатной продукции);

- акции (раздача листовок, буклетов, проведение тематического дня в учебном заведении и пр.);

- служба писем (ответы волонтеров на письма молодежи о различных проблемах);

- кинолекторий (просмотр фильмов с целью формирования нравственных ценностей и смысловых ориентиров: сострадания и милосердия, терпимости, добра, порядочности и

др-);

- работа опытных волонтеров с подростками группы риска (программа «Старший друг» как альтернатива шефства);

- рекрутинг новых волонтеров (передача накопленного опыта).

В период с 01 октября по 30 декабря 2011 г. проведен опрос волонтеров Центра, целью которого являлось определение мотивов участия в добровольческом движении, а также выявление его оптимальных форм в рамках профилактики девиантного поведения. Общее количество опрошенных составило 55 человек в возрасте от 17 до 23 лет, большинство из которых являются студентами высших учебных заведений.

На открытый вопрос 87% респондентов ответили, что волонтер - ответственный и неравнодушный человек, помогающий другим найти себя и свое место в жизни. Практически все волонтеры (98%) отметили, что доброволец прежде всего «идейный человек», чем объясняется увлеченность этой деятельностью. Анализируя цели своей деятельности, добровольцы ранжировали таковые следующим образом:

1. Помощь людям;

2. Пропаганда здорового образа жизни;

3. Саморазвитие;

4. Получение бесценного опыта в общении с людьми.

Главными трудностями опрошенные волонтеры считают недостаток психологических и педагогических знаний для осуществления профилактической деятельности, а также несовершенное владение иностранными языками, что

ограничивает возможности участия в международных волонтерских программах, в том числе направленных на обмен опытом.

В качестве оптимальных форм организации волонтерского движения для превенции девиаций несовершеннолетних опрошенные определили беседы, акции, кинолекторий, сюжетно-ролевые игры. Действенность проводимых мероприятий определили 84% добровольцев.

Определяя мотивы к участию в добровольческом движении по профилактике социальных отклонений, 34% волонтеров отметили возможность делать добро, общественную значимость; 27% -знакомства с новыми и интересными людьми; 12% — получение опыта в общении, индивидуальное развитие; 11% -накопление знаний для дальнейшей профессиональной реализации, карьерного роста. Здоровый отдых, участие в интересных мероприятиях также значились среди факторов, благодаря которым осуществлялось участие в волонтерском движении. Такие позиции, отмеченные в приведенном ранее исследовании Я.В. Латюшина, как «стремление изменить положение вещей в этом мире», «желание чувствовать себя нужным» в ответах волонтеров Центра не выявлены [6, с. 18].

В указанный период с целью выявления мнения несовершеннолетних о добровольчестве, эффективности волонтерских мероприятий на трех опорных площадках Центра было проведено анкетирование несовершеннолетних в возрасте от 14 до 17 лет. Выборка составила 60 человек.

Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что 84% опрошенных имеют, на их взгляд, достаточно свободного времени, при этом только 2% задумывались о возможном участии в волонтерских объединениях. При ответе на вопрос о волонтерах, 25% не знают, кто это, 36% высказывали разные мнения и 40% ответили на вопрос правильно. Единственной целью добровольчества для несовершеннолетних является помощь людям. Лишь 35% считает, что в Санкт-Петербурге проводится

достаточно бесплатных акций для молодежи (концертов, праздников и т.п.), а 65% отметили, что интересующие их мероприятия в городе только платные.

Высказывая мнение о волонтерском движении, направленном на превенцию девиантного поведения, 73% опрошенных отметили, что добровольческие акции различного характера являются необходимыми и, по мнению несовершеннолетних, определенно результативными. Большинство респондентов (92%) получили новые знания о социопа-тиях. Наиболее эффективными формами добровольчества 57% обозначили акции и беседы, а также распространение печатной продукции.

Проведенное исследование, состоящее из опроса волонтеров и анкетирования несовершеннолетних на опорных площадках СПбГУ ГЦПБНН «Контакт», позволило сформулировать вывод о том, что у несовершеннолетних недостаточно сформировано представление о добровольческом движении. По общему мнению, волонтерские мероприятия действенны, а наиболее оптимальными и эффективными формами являются акции и беседы. Следует отметить ведущие мотивы, побуждающие к участию и выявленные в ходе исследования, - благодеяние и расширение социальных связей.

Рассмотрение в данной статье некоторых результатов различных исследований свидетельствует о необходимости дальнейшего анализа опыта волонтерской деятельности. Актуальность темы добровольчества определяется тем, что, наряду с пристальным вниманием ученых в области социологии, социальной работы, педагогики, психологии, философии к вопросам возникновения, становления, развития и перспектив волонтерства в России, остается неохваченным огромное исследовательское поле. Изучение добровольчества прежде всего позволит разработать практические рекомендации для активного использования волонтерских ресурсов. Нуждаясь в поддержке, в целом деятельность современного российского добровольческого движения играет позитивную роль в решении острых социаль-

ных проблем как молодежи, так и общества в целом. Кроме того, расширение участия в волонтерском движении способствует формированию активной гражданской позиции и воспитанию высоконравственной и духовно развитой личности.

Обладая мощным ресурсным потенциалом, добровольческий труд давно получил высокую оценку ООН. В последние годы вопросы, связанные с во-лонтерством, неоднократно рассматривалась Генеральной Ассамблеей ООН [5,с.З]. В российском обществе добровольчество еще не является нормой. Однако в Концепции долгосрочного соци-

ально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., принятой Правительством Российской Федерации в 2008 г., содействие развитию и распространению добровольческой деятельности отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики. Это обозначает понимание необходимости и важности использования уникального ресурса волонтерской деятельности. В свою очередь теоретико-методологические и практические исследования, направленные на изучение добровольчества, позволят эффективно им управлять.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конвисарева Л.П. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2006.

2. Моров А. В. Социально-педагогическая деятельность волонтеров зарубежных неправительственных организаций по профилактике девиантного поведения подростков: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2004.

3. Сикорская Л.Е. Толерантность в представлениях молодых российских и немецких волонтеров II Социологические исследования. 2007. № 9. С. 52—58.

4. Федосова Е. Почувствуйте разницу: волонтерство в развитых странах [Электронный ресурс] II Филантроп. - Электронный журнал о благотворительности. - Режим доступа: http://philanthropY.ru/analvsis/2010/09/29/3422 (дата обращения 25.01.2012).

5. Кудринская Л.А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции: Автореф. дис. ...докт. социол.наук. Москва, 2006.

6. Латюшин Я.В. Формирование профессионально важных качеств волонтеров-консультантов антинаркотических программ: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Челябинск, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.