Научная статья на тему 'ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ РЕФЛЕКСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ РЕФЛЕКСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / высшее педагогическое образование / рефлексивные технологии в высшем педагогическом образовании / студент / преподаватель / higher education / higher pedagogical education / reflexive technologies in higher pedagogical education / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д.И. Гасанова, П.В. Валиева

На основе изучения широкого круга научно-исследовательской литературы и результатов собственной педагогической деятельности авторы осуществляют анализ практики реализации рефлексивных технологий в практике подготовки педагогов на ступени ВО. Для этого в первую очередь доказывается необходимость их применения для достижения положительных результатов образовательными организациями данного профиля. Затем исследуется содержание понятия «рефлексия» применительно к профессиональной деятельности современного педагога. Далее рассматриваются основные подходы к формированию профессиональной рефлексии у студентов вузов, осуществляющих подготовку по соответствующим направлениям. Рассказывается о наиболее существенных свойствах рефлексии как педагогической технологии. Демонстрируется методика внедрения рефлексивных технологий в образовательный процесс. Принимая во внимание результаты этих теоретических изысканий, осуществляется изучение опыта широкого использования таких технологий некоторыми педагогическими вузами, действующими на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF IMPLEMENTING REFLEXIVE TECHNOLOGIES IN TEACHER EDUCATION

Based on the analysis of research and results of the authors’ own pedagogical activities, the authors analyze the reflexive technologies implemented in the teacher training at the higher education level practice. The work proves the need for their application to achieve positive results by such educational organizations. The authors investigate the content of the concept “reflection” in relation to the professional activity of a modern teacher. The work considers the main approaches to the professional reflection formation among university students who carry out training in the relevant areas. The article also describes the most essential properties of reflection as an effective pedagogical technology. The method of introducing reflexive technologies into the educational process is demonstrated. Taking into account these theoretical studies results, the experience of such technologies widespread use by some pedagogical universities operating in the Russian Federation territory is being studied.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ РЕФЛЕКСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 378

Gasanova D.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of the Department of Pedagogy and Technologies of Preschool and Additional Education,

Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: gasanovadiana@yandex.ru

Valieva P.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology, Dagestan State Pedagogical University

n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: patya14@mail.ru

THE EXPERIENCE OF IMPLEMENTING REFLEXIVE TECHNOLOGIES IN TEACHER EDUCATION. Based on the analysis of research and results of the authors' own pedagogical activities, the authors analyze the reflexive technologies implemented in the teacher training at the higher education level practice. The work proves the need for their application to achieve positive results by such educational organizations. The authors investigate the content of the concept "reflection" in relation to the professional activity of a modern teacher. The work considers the main approaches to the professional reflection formation among university students who carry out training in the relevant areas. The article also describes the most essential properties of reflection as an effective pedagogical technology. The method of introducing reflexive technologies into the educational process is demonstrated. Taking into account these theoretical studies results, the experience of such technologies widespread use by some pedagogical universities operating in the Russian Federation territory is being studied.

Key words: higher education, higher pedagogical education, reflexive technologies in higher pedagogical education, student, teacher

Д.И. Гасанова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования ФГБОУ ВО «Дагестанский

государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: gasanovadiana@yandex.ru

П.В. Валиееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,

E-mail: patya14@mail.ru

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ РЕФЛЕКСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

На основе изучения широкого круга научно-исследовательской литературы и результатов собственной педагогической деятельности авторы осуществляют анализ практики реализации рефлексивных технологий в практике подготовки педагогов на ступени ВО. Для этого в первую очередь доказывается необходимость их применения для достижения положительных результатов образовательными организациями данного профиля. Затем исследуется содержание понятия «рефлексия» применительно к профессиональной деятельности современного педагога. Далее рассматриваются основные подходы к формированию профессиональной рефлексии у студентов вузов, осуществляющих подготовку по соответствующим направлениям. Рассказывается о наиболее существенных свойствах рефлексии как педагогической технологии. Демонстрируется методика внедрения рефлексивных технологий в образовательный процесс. Принимая во внимание результаты этих теоретических изысканий, осуществляется изучение опыта широкого использования таких технологий некоторыми педагогическими вузами, действующими на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: высшее образование, высшее педагогическое образование, рефлексивные технологии в высшем педагогическом образовании, студент, преподаватель

Актуальность темы статьи станет понятной, если принять во внимание специфику развития социума на современном этапе его существования. Одной из наиболее характерных черт сегодняшнего состояния человеческого общества является возможность практически мгновенного доступа к информации из любой точки земного шара (О.С. Анисимов, И.П. Дешко, Д.З. Каромова, С.Ф. Салимова, Ж.О. Толипова, П.И. Третьяков, В.Я. Цветков). В виду данной тенденции с неизбежностью изменится и организация образовательного процесса. Последний должен быть направлен не столько на вооружение учащихся суммой готовых знаний, сколько на формирование у них навыков, связанных с эффективным поиском, обработкой, критической оценкой и презентацией необходимых данных (А.В. Дорофеев, Н.М. Яковлева, Н.О. Яковлева). В таких условиях меняется и роль учителя. Последний превращается в «проводника», наставника, указывающего ученикам пути к получению информации в сетевом пространстве и объясняющего правила безопасного обращения с ней [1, с. 72].

Таким образом, и требования современного общества к профессиональным и личностным характеристиками педагогического работника несколько отличаются от тех, что фиксировались ранее [2, с. 48]. В их число входит способность к самоанализу и адекватной самооценке результатов собственной профессиональной деятельности (В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, Ю.Н. Кулюткин, В.А. Метаева, И.В. Муштавинская, Я.А. Пономарев). Очевидно, что такая ситуация требует внесения определённых изменений в профессиональную подготовку специалистов соответствующего профиля. Участникам образовательного процесса, реализуемого в педагогических вузах, следует уделить внимание формированию профессионального мышления будущих педагогов [3, с. 49]. На взгляд авторов, одним из перспективных путей решения данной проблемы является расширение использования рефлексивных технологий в ходе их обучения. Такие технологии позволят генерировать организационно-педагогические условия, в которых будущие специалисты смогут более эффективно усваивать содержание учебных программ (Л.С. Выготский, И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчи-ков, Д.Б. Эльконин). В дальнейшем молодые педагоги получат возможность для успешного применения полученных знаний, умений и навыков по ходу профессионально-педагогической деятельности, рефлексируя её ход и результаты посредством вербализации основных смысловых концептов. [4, с. 269].

При этом современными педагогическими вузами накоплен определённый опыт реализации рефлексивных технологий в учебно-воспитательном процессе (М.А. Викулина, С.А. Крупник, И.П Литвинская, А. Милкус, М.А. Мкртчян, Е.Н. Степанов, О.И. Федосеева). Его исследование представляет собой важное условие их дальнейшего эффективного применения [5-16 и др.].

Таким образом, цель настоящей статьи - анализ практики реализации рефлексивных технологий в отечественном педагогическом образовании.

Поставленной цели соответствуют следующие задачи:

- исследовать содержание понятия «рефлексия» применительно к профессиональной деятельности современного педагога;

- рассмотреть основные подходы к формированию профессиональной рефлексии студентов вузов, осуществляющих подготовку по соответствующим направлениям;

- рассказать о наиболее существенных свойствах рефлексии как педагогической технологии;

- продемонстрировать методику внедрения рефлексивных технологий в образовательный процесс;

- изучить опыт их использования некоторыми педагогическими вузами, действующими на территории РФ.

По ходу решения вышеперечисленных задач применялись следующие методы исследования: изучение специальной литературы, анализ собственного педагогического опыта авторов.

Научная новизна статьи заключается в том, что на её страницах было рассмотрено содержание понятия «рефлексия» применительно к профессиональной деятельности современного педагога.

Её теоретическая значимость состоит в демонстрации основных свойств рефлексии как педагогической технологии.

Практическая значимость видится в исследовании опыта их применения, накопленного некоторыми педагогическими вузами.

В контексте образовательной деятельности рефлексия может пониматься как профессионально важное качество личности, составляющее основу для формирования её социально-перцептивных и коммуникативных способностей (А.В. Карпов, С.П. Киселёва, А.В. Кузьмин, Е.А. Мухортова). Данная характеристика носит интегративный характер [6, с. 122]. Её структура включает не только совокупность профессиональных компетенций, но и индивидуальные психофизиологические, а также личностные особенности педагога [3, с. 125]. Наиболее эффективным процесс формирования профессиональной рефлексии является в условиях специально организованной деятельности (А.Н. Бражникова, А.А. Половин, О.В. Красилов, М.В. Романова, А.С. Шаров). Степень развития исследуемой черты профессионального портрета будущего учителя напрямую связана с уровнем его профессионального самосознания [7, с. 99].

Процесс складывания рефлексии у студентов, осваивающих педагогические специальности, может быть с успехом воплощён в практике современного вузовского образования при условии системной реализации трёх подходов. Перечислим их:

- трансформация установок педагога по отношению к субъектам его будущей профессиональной деятельности [6, с. 123];

- изменения в личностной сфере обучающегося, которые проявляются как в его внешнем облике (эмоциональность, речь, моторика, реализуемые фор-

мы общения), так и в формировании элементов профессионального сознания (эмоционально-волевая сфера, мышление, память);

- становление профессионального мировоззрения [4, с. 270];

- изменения в системе деятельности студента-педагога, её функциях и иерархическом строении (О.В. Крылова, А.А. Леонтьев, Н.Н. Новик).

Рефлексия как педагогическая технология характеризуется направленностью на развитие у будущих педагогов способностей к осуществлению размышлений, направленных на себя, анализу собственных состояний, поступков, действий, случившихся событий [8, с. 8]. Эти мыслительные операции образуют структуру аналитической деятельности [7, с. 100].

Таким образом, при реализации рефлексивной модели образования учебно-воспитательная работа фокусируется не на усвоении будущими профессионалами определённой информации, но на осмыслении ими внутренних смыслов и характеристик предметов и явлений из области практической педагогики [9, с. 317]. Таким образом, будучи действенной технологией подготовки специалистов интересующего нас профиля на ступени высшего образования, рефлексия позволяет:

- обеспечить лучшее понимание студентами целей и задач реализации ими различных форм учебной, а позднее - профессиональной деятельности (Б. Жакышова, Б. Кособаева, А.М. Новиков, Л.М. Перминова, Л.П. Реутова, Е. Син, Я.М. Собко);

- способствовать самопознанию каждого обучающегося как личности и педагога [10, с. 67];

- рационализировать средства, формы и способы деятельности участников образовательного процесса [2, с. 52];

- наиболее полно отражать внутренние особенности личностных состояний будущих педагогов и, следовательно, эффективнее реализовывать индивидуальный подход при формировании их профессиональных и личностных компетенций [5, с. 91].

Теперь следует перейти к разговору о методике внедрения рефлексивных технологий в образовательный процесс. Она включает четыре этапа (табл. 1).

Таблица 1

Этапы внедрения рефлексивных технологий в образовательный процесс

№ п/п Этап

1. Предметной, дорефлексивной деятельности [9, с. 319]

2. Планирования последовательности необходимых действий и предварительной оценки таковых с точки зрения их эффективности и соответствия поставленным задачам [11, с. 190]

3. Формулирование результатов [1, с. 76]

4. Практической проверки теоретических положений, выдвинутых по итогам предыдущего этапа, в ходе дальнейшей аудиторной и внеаудиторной работы [8, с. 9]

Примерами ОО, в которых нашли свою реализацию идеи соответствующего обучения, являются:

- Восточно-Сибирская государственная академия образования;

- Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева;

- Иркутский государственный лингвистический университет [12, с. 66].

В пространстве первого из названных вузов проводится многолетняя работа со студентами и преподавателями, направленная на формирование представлений о преимуществах рефлексивных образовательных технологий (М.А. Викулина, Е.А. Мелёхина, О.А. Молокова, О.И. Федосеева). Реализация этих, последних, опирается на принципы государственной политики в области стратегического планирования и поддержки педагогического образования [10, с. 68].

Её основной целью является определение путей обеспечения устойчивости в педагогической профессии на этапах получения высшего образования и последующей профессиональной адаптации [13, с. 116]. При этом субъекты об-

Библиографический список

разовательных отношений стремятся к соблюдению следующих организационно-педагогических условий:

- организация диалогического взаимодействия между участниками педагогического процесса [11, с. 195];

- формирование субъектности будущих учителей через погружение их в учебную и профессиональную деятельность [14, с. 28-29];

- сопровождение обучающихся на разных этапах их интеграции в педагогическую профессию (в период адаптации к условиям вуза, на этапах обучения и «вхождения в профессию», содействие в выборе профессии и трудоустройстве по специальности в систему образования);

- содействие реализации индивидуальных образовательных траекторий [3, с. 41];

- воплощение в образовательной практике инновационных педагогических технологий: образовательных, здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных (ИКТ) [12, с. 68].

Так как реализация рефлексивного подхода в пространстве данной ОО оказалась связана с рядом объективных проблем, работающими в нём педагогами была разработана Концепция развития педагогического образования. Данный документ содержал положения, связанные с их решением (табл. 2).

Таблица 2

Проблемы, возникшие при реализации рефлексивных образовательных технологий в Восточно-Сибирской государственной академии образования и предложенные её профессорско-преподавательским составом пути решения таковых

Проблема Решение

Слабое соответствие рефлексивных технологий реализуемым методикам Проведение научно-методической работы, отражение её результатов в УМК [15, с. 114]

Недостаточно высокий уровень компетентности преподавателей в области соответствующих технологий Проведение серии организацион-но-деятельностных игр, организация работы рефлексивных мастерских и тренингов

Бессистемность применения рассматриваемых методик Разработка необходимого учебно-методического инструментария [6, с. 124]

Недостаточная мотивированность обучающихся в реализации соответствующих форм активности Предоставление студентам возможности для продуктивных действий в каждой конкретной образовательной ситуации и осознания результатов собственной деятельности [15, с. 116]

Например, проект «Совершенствование качества образования в вузе», реализуемый в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева, во многом связан с организацией образовательной деятельности на основе технологий рефлексивного обучения (З.И. Гадаборшева, М.Н. Прозорова, Е.Н. Степанов). Его практическое воплощение осуществляется силами многочисленной команды преподавателей филологического факультета, факультета начальных классов, а также кафедры психологии [12, с. 70]. На базе Иркутского государственного лингвистического университета также фиксируется активное тиражирование идей и создание рефлексивной практики организации образовательного процесса. В данном вузе, так же как и в Восточно-Сибирской государственной академии образования, были апробированы идеи Концепции развития педагогического образования [14, с. 31].

Таким образом, эффективная реализация рефлексивных технологий является на сегодняшний день одним из важнейших условий обеспечения дальнейшего поступательного развития системы отечественного педагогического образования. Расширение их использования в учебно-воспитательном процессе позволит добиться ряда положительных результатов.

Приведённое выше положение доказывается опытом некоторых педагогических вузов нашей страны. Кроме того, использование ими таких технологий позволяет сделать заключение о принципиальной возможности их широкого использования в ОО соответствующего профиля.

1. Левшина Н.И., Санникова Л.Н., Юревич С.Н. Профессиональные компетенции как результат подготовки будущих специалистов сферы дошкольного образования. Научная мысль: традиции и инновации: сборник научных трудов I Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 2020: 72-76.

2. Красношлыкова О.Г, Шефер И.В., Садретдинова М.В. Результаты исследования «Удовлетворённость педагогов профессиональной деятельностью» в контексте реализации регионального проекта «Учитель будущего». Гуманитарные науки. 2020; № 3: 48-62.

3. Айсувакова Т.П. Психологические условия развития рефлексивных умений студента - будущего учителя. Диссертация ... кандидата психологических наук. Самара, 2008.

4. Айсувакова Т.П. Рефлексия как компонент профессионального самосознания будущего психолога. Проблемы современного педагогического образования. 2019; № 63-4: 268-272.

5. Гревцева Г.Я. Роль рефлексивной деятельности в развитии патриотизма профессионально ориентированной направленности у студентов. Инновационное развитие профессионального образования. 2020; № 4 (28): 88-93.

6. Цветкова А.В. Взаимопосещения учебных занятий как фактор повышения качества преподавания иностранного языка в вузе в процессе реализации профессиональной рефлексии деятельности преподавателя. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 121-124.

7. Мурзалиева Д.Р Развитие профессиональной рефлексии студентов будущих педагогов-психологов посредством имитационной игры. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021; Т. 3-2: 98-102.

8. Бажук О.В. Формирование функциональной грамотности у студентов педагогического вуза (на примере читательской грамотности). Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 7-9.

9. Новик Н.Н. Формирование функциональной грамотности будущих педагогов в цифровом профессиональном образовательном пространстве. Вестник экономической безопасности. 2020; № б: 31б-319.

10. Гаджикурбанова ГМ. Методологический и мировоззренческий аспекты профессионально-педагогического образования. Мир науки, культуры, образования. 2023; № б (103): б7-б9.

11. Чибаков A.C, Крылов ДА Коммуникативные процессы объяснения и диалога в профессиональном обучении квалифицированных рабочих, служащих и специалистов на основе логикоинформационного подхода. Вестник Марийского государственного университета. 2021; Т. 15, № 2: 187-200.

12. Ушева Т.Ф. Реализация рефлексивного подхода в педагогическом образовании. Сибирский педагогический журнал. 2014; № 5: бб-70.

13. Соловьева И.Б. Подготовка будущего учителя технологии к реализации трудовых функций в эпоху «цифры». Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 115-118.

14. Тарасова Е.М., Разуваева Л.Н. Профессиональное самоопределение студентов бакалавриата. Гуманитарные науки. 2020; № 2: 28-34.

15. Супрунов A.r Учебно-методические сборы педагогических работников образовательной организации: вопросы модернизации и совершенствования. Вестник Нижегородской академии МВД России. 2020; № 4 (52): 113-117.

References

1. Levshina N.I., Sannikova L.N., Yurevich S.N. Professional'nye kompetencii kak rezul'tat podgotovki buduschih specialistov sfery doshkol'nogo obrazovaniya. Nauchnaya mysl': tradicii i innovacii: sbornik nauchnyh trudov I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kazan', 2020: 72-7б.

2. Krasnoshlykova O.G., Shefer I.V., Sadretdinova M.V. Rezul'taty issledovaniya «Udovletvorennost' pedagogov professional'noj deyatel'nost'yu» v kontekste realizacii regional'nogo proekta «Uchitel' buduschego». Gumanitarnye nauki. 2020; № 3: 48-б2.

3. Ajsuvakova T.P. Psihologicheskie usloviya razvitiya refleksivnyh umenijstudenta - buduschego uchitelya. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Samara, 2008.

4. Ajsuvakova T.P. Refleksiya kak komponent professional'nogo samosoznaniya buduschego psihologa. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; № б3-4: 2б8-272.

5. Grevceva G.Ya. Rol' refleksivnoj deyatel'nosti v razvitii patriotizma professional'no orientirovannoj napravlennosti u studentov. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2020; № 4 (28): 88-93.

6. Cvetkova A.V. Vzaimoposescheniya uchebnyh zanyatij kak faktor povysheniya kachestva prepodavaniya inostrannogo yazyka v vuze v processe realizacii professional'noj refleksii deyatel'nosti prepodavatelya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 121-124.

7. Murzalieva D.R. Razvitie professional'noj refleksii studentov buduschih pedagogov-psihologov posredstvom imitacionnoj igry. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2021; T. 3-2: 98-102.

8. Bazhuk O.V. Formirovanie funkcional'noj gramotnosti u studentov pedagogicheskogo vuza (na primere chitatel'skoj gramotnosti). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 7-9.

9. Novik N.N. Formirovanie funkcional'noj gramotnosti buduschih pedagogov v cifrovom professional'nom obrazovatel'nom prostranstve. Vestnik 'ekonomicheskoj bezopasnosti. 2020; № б: 31б-319.

10. Gadzhikurbanova G.M. Metodologicheskij i mirovozzrencheskij aspekty professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № б (103): б7-б9.

11. Chibakov A.S., Krylov D.A. Kommunikativnye processy ob'yasneniya i dialoga v professional'nom obuchenii kvalificirovannyh rabochih, sluzhaschih i specialistov na osnove logikoinformacionnogo podhoda. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2021; T. 15, № 2: 187-200.

12. Usheva T.F. Realizaciya refleksivnogo podhoda v pedagogicheskom obrazovanii. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2014; № 5: бб-70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Solov'eva I.B. Podgotovka buduschego uchitelya tehnologii k realizacii trudovyh funkcij v 'epohu «cifry». Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 115-118.

14. Tarasova E.M., Razuvaeva L.N. Professional'noe samoopredelenie studentov bakalavriata. Gumanitarnye nauki. 2020; № 2: 28-34.

15. Suprunov A.G. Uchebno-metodicheskie sbory pedagogicheskih rabotnikov obrazovatel'noj organizacii: voprosy modernizacii i sovershenstvovaniya. Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. 2020; № 4 (52): 113-117.

Статья поступила в редакцию 22.02.24

УДК 378

Gorbunova N.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: natalya-gor2008@yandex.ru

THE ESSENCE AND FEATURES OF THE MANAGEMENT OF STUDENTS' PREPARATION FOR POSTGRADUATE STUDIES. In the paper, the essence and features of managing the preparation of students for postgraduate studies are studied. During the consideration of this topic, an analysis of various scientific studies is carried out. The article raises a problem of ceasing of motivation of students to continue the educational process through postgraduate studies. The author suggests ways to solve it and the necessary measures, which are manifested through the peculiarities of managing the preparation of students for postgraduate studies. The article concludes that today it is quite important to increase the desire of undergraduate and graduate students to enter graduate school and prepare them for this. It is necessary that this process affects various aspects of students' educational activities, such as motivation, mental state regarding changes in the format of the educational process, consultations with senior students who are already studying in graduate school, etc.

Key words: pedagogy, education, mentoring, postgraduate studies

Н.В. Горбунова, д-р пед. наук, проф., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: natalya-gor2008@yandex.ru

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В АСПИРАНТУРЕ

В данной работе изучена сущность и особенности управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре. В ходе рассмотрения данной темы был проведен анализ различных научных исследований. В статье поднимается проблема снижения мотивации студентов к продолжению образовательного процесса с помощью учебы в аспирантуре. Также в данной работе предлагаются способы ее решения и необходимые меры, которые проявляются через особенности управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре. В статье сделаны выводы о том, что на сегодняшний день достаточно важно повышать у студентов бакалавриата и магистратуры желание поступать в аспирантуру и подготавливать их к этому. Необходимо, чтобы данный процесс затрагивал различные аспекты образовательной деятельности студентов, такие как мотивация, психическое состояние по поводу изменения формата образовательного процесса, консультации с более «старшими» студентами, которые уже обучаются в аспирантуре.

Ключевые слова: педагогика, образование, наставничество, аспирантура

Актуальность исследования связана с тем, что устройство системы образования требует особого внимания со стороны субъектов, участвующих в данном процессе. Вместе с тем не менее важно понимание важности индивидуального влияния на каждого обучающегося в учебном заведении, ведь внутреннее состояние каждого студента является ключевым фактором в становлении образовании. Подобный аспект влияет на результативность не только в «данный момент»

или на ближайшее будущее, но и на дальнейшие действия обучающегося, ведь уровень продуктивности непосредственно воздействует на дальнейшие решения и действия. Актуальность работы заключается и в том, что необходимо особое внимание уделять обучению в аспирантуре, поскольку среди молодежи стремительно падает желание приступить к данному этапу обучения и продолжить образовательный процесс на данном уровне. Меркулова Л.В. в своей научной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.