Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / высшее педагогическое образование / обучение педагогов начальной школы / профессиональная рефлексия / рефлексивные технологии в высшем образовании / higher education / higher pedagogical education / primary school teacher training / professional reflection / reflective technologies in higher education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д.И. Гасанова

В статье освещаются наиболее существенные особенности процесса использования рефлексивных образовательных технологий в ходе подготовки будущих педагогов дошкольного образования на ступени вуза. Для этого в первую очередь демонстрируются особенности функционирования современного общества, при которых представляется необходимой интеграция в указанный процесс таких технологий. Затем раскрывается суть понятий «рефлексия» и «профессиональная рефлексия». Определяются ключевые функции рефлексии в системе подготовки будущих педагогов дошкольного образования. Рассматриваются некоторые её свойства как действенной педагогической технологии. Изучаются особенности основных этапов внедрения рефлексивных технологий в учебно-воспитательный процесс. Кроме того, определённое внимание уделяется исследованию их возможностей в условиях широкой реализации программ дистанционного и смешанного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Д.И. Гасанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF REFLECTIVE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TRAINING FUTURE TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATION

The article atudies reflective educational technologies in university training for future preschool education teachers. First of all, the work reveals the specifics of functioning of modern society, in which it seems necessary to integrate such technologies into the specified process. The researcher presents the meanings of notions “reflection” and “professional reflection”. The key functions of reflection in the system of training future preschool education teachers are determined. The work considers some of its properties as an effective pedagogical technology. The study investigates the process of introduction of reflexive technologies into the educational process and what features of its main stages can be. In addition, some attention is paid to the study of their capabilities in the widespread implementation of distance and blended learning programs context

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

4. Ershova I.V., En'kova E.E. Promezhutochnaya attestaciya magistrantov: ot normativnoj modeli k ob ektivnoj procedure ocenki obrazovatel'nogo rezul'tata. Vestnik universiteta imeni O.E. Kutafina. 2018; № 3 (43). Avaialble at: https://cyberleninka.ru/article/n/promezhutochnaya-attestatsiya-magistrantov-ot-normativnoy-modeli-k-obektivnoy-protsedure-otsenki-obrazovatelnogo-rezultata

5. Kagermazova L.C., Abakumova I.V. Kompetentnostnyj podhod v professional'noj podgotovke buduschego uchitelya v VUZe. Evropejskj zhurnal social'nyh nauk. 2014; № 5-1 (44): 152-159.

6. Kozlova Yu.B. Gejmifikaciya v sisteme sovremennogo vysshego obrazovaniya: teoreticheskie osnovy i prakticheskaya znachimost'. Istoriya i pedagogika estestvoznaniya. 2022; № 1. Avaialble at: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-v-sisteme-sovremennogo-vysshego-obrazovaniya-teoreticheskie-osnovy-i-prakticheskaya-znachimost

7. Nefed'ev I., Bronnikova M. Igrofikaciya v biznese i vzhizni: prevratirutinu v igru! Moskva: Izdatel'stvo «AST», 2019.

8. Poddubnaya Ya.N., Kotov K.S., Slukina A.A. Paradigma razvitiya gejminga v obrazovatel'noj sisteme vuza: istoriya i perspektivy. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2021; № 9-3 (111). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/paradigma-razvitiya-geyminga-v-obrazovatelnoy-sisteme-vuza-istoriya-i-perspektivy

Статья поступила в редакцию 24.01.24

УДК 378

Hasanova D.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Pedagogy and Technologies of Preschool and Additional Education,

Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: gasanovadiana@yandex.ru

THE USE OF REFLECTIVE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TRAINING FUTURE TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATION. The article atudies reflective educational technologies in university training for future preschool education teachers. First of all, the work reveals the specifics of functioning of modern society, in which it seems necessary to integrate such technologies into the specified process. The researcher presents the meanings of notions "reflection" and "professional reflection". The key functions of reflection in the system of training future preschool education teachers are determined. The work considers some of its properties as an effective pedagogical technology. The study investigates the process of introduction of reflexive technologies into the educational process and what features of its main stages can be. In addition, some attention is paid to the study of their capabilities in the widespread implementation of distance and blended learning programs context.

Key words: higher education, higher pedagogical education, primary school teacher training, professional reflection, reflective technologies in higher education

Д.И. Гасанова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования ФГБОУ ВО «Дагестанский

государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: gasanovadiana@yandex.ru

ПРИМЕНЕНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье освещаются наиболее существенные особенности процесса использования рефлексивных образовательных технологий в ходе подготовки будущих педагогов дошкольного образования на ступени вуза. Для этого в первую очередь демонстрируются особенности функционирования современного общества, при которых представляется необходимой интеграция в указанный процесс таких технологий. Затем раскрывается суть понятий «рефлексия» и «профессиональная рефлексия». Определяются ключевые функции рефлексии в системе подготовки будущих педагогов дошкольного образования. Рассматриваются некоторые её свойства как действенной педагогической технологии. Изучаются особенности основных этапов внедрения рефлексивных технологий в учебно-воспитательный процесс. Кроме того, определённое внимание уделяется исследованию их возможностей в условиях широкой реализации программ дистанционного и смешанного обучения.

Ключевые слова: высшее образование, высшее педагогическое образование, обучение педагогов начальной школы, профессиональная рефлексия, рефлексивные технологии в высшем образовании

Актуальность темы, выбранной для рассмотрения в рамках настоящей статьи, подтверждается результатами анализа требований к системе профессиональных и личностных компетенций педагогического работника, выдвигаемых современным обществом (Н.В. Борисова, Е.В. Быстрицкая, М.И. Воловикова, Д.И. Воронин, А.Л. Журавлев, С.Д. Неверкович). При возможности почти мгновенного доступа к любой необходимой информации ведущую роль играет не вооружение будущего специалиста в области дошкольного образования системой знаний, а формирование у него профессионального мышления (В.С. Агапов, А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, Л.А. Рудкевич).

Такой подход к подготовке педагогов с определённой вероятностью будет способствовать высокой результативности их профессиональной деятельности в дальнейшем [1, с. 98]. Его успешная реализация, в свою очередь, подразумевает интенсификацию поисков и интеграции в образовательный процесс новых методов и технологий обучения [2, с. 26]. В частности, интерес вызывает внедрение рефлексивных технологий [3, с. 124].

Возможностям, присущим этим, последним, на современном этапе развития системы высшего педагогического образования, посвящено настоящее исследование.

Таким образом, его цель - освещение основных особенностей применения рефлексивных технологий в процессе подготовки будущих педагогов дошкольного образования.

Указанной цели соответствуют следующие задачи:

- раскрыть суть понятия «профессиональная рефлексия»;

- определить основные функции рефлексии в системе подготовки будущих педагогов дошкольного образования;

- рассмотреть её в значении действенной педагогической технологии;

- изучить особенности основных этапов внедрения рефлексивных технологий в учебно-воспитательный процесс;

- исследовать их возможности в условиях реализации программ дистанционного и смешанного обучения.

Методы исследования, применявшиеся по ходу решения этих задач, включали:

- анализ собственного педагогического опыта автора;

- изучение широкого круга специальной литературы, затрагивающей соответствующую проблематику.

Научная новизна статьи заключается в рассмотрении профессиональной рефлексии как основы для реализации ряда эффективных педагогических технологий.

Теоретическая значимость состоит в изучении ключевых особенностей интеграции рефлексивных технологий в процесс подготовки будущих педагогов дошкольного образования.

Практическая значимость видится в рассмотрении их возможностей как средства реализации программ дистанционного и смешанного обучения.

Большинство современных авторов склонны трактовать термин «рефлексия» как процесс анализа субъектом собственной деятельности и уровня её результативности (Т.М. Алиева, М.Р Бекова, В.Ю. Дударева, М.С. Мириманова, И.В. Семенов, Т.В. Савинова, Р.Р. Сюбаева). В контексте же реализации педагогом его профессиональных обязанностей таковая может рассматриваться в качестве одного из профессионально значимых качеств личности (Н.В. Гончарова, Н.В. Емелина, О.В. Калашникова, А.В. Карпов).

Это качество составляет основу для формирования социально-перцептивных и коммуникативных способностей будущего педагога дошкольного образования [4, с. 35]. Оно обусловливает уровень его профессионального самосознания (А.А. Воронцова, А.А. Кузнецова, Б.Д. Парыгин, Н.А. Соловьева, П.А. Шавир). По своей природе данная черта профессионального портрета является интегратив-ной. Сложность её структуры обусловлена индивидуальными психофизиологическими, личностными особенностями, а также способностями и знаниями конкретного педагога [5, с. 38].

По причине неоднородности структуры интересующей нас характеристики в работах, затрагивающих различные аспекты процесса подготовки будущих педагогов дошкольного образования на этапе высшего образования, наблюдается определённый плюрализм касательно её сущности. Действительно, различными авторами профессиональная рефлексия рассматривается в следующих качествах:

- психологическая структура, обеспечивающая профессиональный и личностный рост будущих педагогов дошкольного образования (М.И. Каргин, О.А. Ходыкина, В.В. Шутова);

- механизм, правильное функционирование которого обеспечивает скорейшее профессиональное самопознание студентов педагогических вузов (И.Б. Буянова, Н.А. Вдовина, С.Н. Горшенина, М.А. Кечина, Т.В. Савинова, РД. Чуманина).

Так или иначе, но степень проявления рассматриваемой черты профессионального портрета зависит от ряда факторов. В числе этих, последних, необходимо выделить:

- уровень самоконтроля будущего педагога системы дошкольного образования [6, с. 39];

- степень успешности освоения им соответствующей образовательной программы;

- развитие морально-нравственных качеств и ценностных ориентиров личности [7, с. 18-19].

На настоящем этапе разработки соответствующей проблематики можно с определённой долей уверенности говорить о четырёх основных функциях профессиональной рефлексии в системе подготовки будущих специалистов интересующего нас профиля на этапе вуза (табл. 1).

Таблица 1

Функции профессиональной рефлексии в процессе вузовской подготовки педагогов дошкольного образования

Наименование Влияние на образовательный процесс

Наращивание возможностей для реализации индивидуального подхода к обучению Расширение проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий по ходу обучения будущих педагогов дошкольного образования [8, с. 64]

Повышение значимости личности Придание субъект-субъектного характера учебно-воспитательному процессу [1, с. 99]

Стимуляция осознанного стремления участников образовательных отношений к систематическому совершенствованию собственных профессиональных и личностных компетенций [3, с. 126] Скорейшая адаптация методологии, инструментальной базы и, как следствие, результатов подготовки будущих педагогических работников к требованиям современного общества

Развитие студентов как будущих профессионалов, характеризующихся высоким уровнем рефлексии Формирование у обучающихся способности к объективному анализу своих профессиональных достижений и неудач, что позволит им находить эффективные решения различных ситуаций, возникающих в ходе учебной, а затем - профессиональной деятельности [7, с. 17]

Теперь следует рассмотреть рефлексию как действенную педагогическую технологию. В данном качестве она оказывает особенно мощное влияние на развитие у студентов способности к размышлениям, направленным на себя, анализу собственных состояний, поступков, действий, случившихся событий и своей роли в них [2, с. 28]. Таким образом, в рефлексивной модели образования фокус учебной деятельности направляется не на усвоение определённой информации, но на глубокое осмысление характеристик исследуемых явлений и процессов [8, с. 67].

В данной связи мы можем выделить несколько видов рефлексии (табл. 2).

В ходе профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования возможна направленность рефлексии на:

- анализ содержания образовательных программ и учебной информации (Е.А. Колганов, М.Ю. Лехмус, РМ. Сафуанов);

- понимание и регулирование настроения и эмоционального состояния субъектов образовательных отношений;

Библиографический список

Таблица 2

Виды рефлексии

Виды Сферы проявления Реализация по ходу образовательного процесса

Духовная Нравственная Только индивидуально Средство самопознания личности

Интеллектуальная Индивидуально или в групповом формате [5, с. 41] Способ мышления студента

Форма его теоретической деятельности

Физическая Сенсорная Отражение внутренних особенностей личностных состояний [6, с. 42]

- анализ результатов реализации различных форм аудиторной и внеаудиторной работы [1, с. 100].

Эффективное применение рефлексивных технологий по ходу подготовки профессионалов интересующего нас профиля связано с целеполаганием [9, с. 8]. Постановка целей обучения предполагает дальнейшую рефлексию его хода, характеризующуюся осознанием основных черт процесса достижения поставленной цели [10, с. 108]. Таким образом, рефлексивные технологии представляют собой одновременно итог и основу для постановки и достижения целей образовательной деятельности (С.В. Журавлева, ГИ. Ибрагимов, В.В. Козлов, ГМ. Мануйлов и др.). При этом необходимо систематическое комбинирование технологий целеполагания и рефлексии в ходе реализации различных форм аудиторной и внеаудиторной работы [6, с. 45]. Так, будущие специалисты смогут самостоятельно формировать собственные учебные, а позднее - и профессиональные цели [10, с. 118].

В связи с задачами настоящего исследования необходимо сказать и о процессе внедрения рефлексивных технологий в подготовку будущих педагогов начального образования. Он включает этапы:

- предметной, дорефлексивной деятельности;

- исследования последовательности действий с точки зрения её эффективности [9, с. 10-11];

- формулирования результатов рефлексивной деятельности и выдвижения гипотез относительно дальнейшей активности;

- проверки вышеуказанных гипотез по ходу дальнейшей учебно-воспитательной работы [11, с. 9].

В последнее десятилетие, особенно после принятия мер по профилактике и борьбе с пандемией COVID-19, широкое распространение получили технологии дистанционного и смешанного обучения [4, с. 33]. В русле их реализации применение рефлексивных технологий в системе педагогического образования также представляется целесообразным [12]. В данном контексте рефлексивные технологии выступают, прежде всего, в качестве механизма самопознания будущим специалистом собственной деятельности [11, с. 11]. Их реализация позволяет всем участникам образовательного процесса осуществлять эффективный контроль над ходом и достижением результатов учебного процесса [12].

Таким образом, для подготовки будущих педагогов дошкольного образования к эффективной реализации профессиональных обязанностей в современном мире необходимым является развитие у них системы личностных компетенций, в том числе профессионального мышления. В свою очередь, действенным средством такового могут выступать рефлексивные технологии.

Их интеграция в образовательный процесс вузов, реализующих соответствующие программы, с большой вероятностью позволит интенсифицировать процессы профессионального и личностного роста учащихся. Определённая эффективность присуща таким технологиям также при реализации дистанционной и смешанной моделей обучения специалистов соответствующего профиля.

1. Рахимова А.Э., Ратнер Ф.Л. Потенциал цифровой образовательной среды в современном педагогическом процессе. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 98-100.

2. Казакова Ю.А. Диагностика самоактуализации личности с целью формирования социальной инициативности у студентов педагогического вуза. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 26-28.

3. Шестакова Л.С. Реализация рефлексивных образовательных технологий в процессе профессионального образования. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2023; Выпуск 2 (318): 122-128.

4. Зайцева А.А. Технологии дистанционного обучения. Теория и практика современной науки. 2023; № 8 (98): 33-36.

5. Савинова Т.В., Сюбаева РР Личностная рефлексия как фактор саморазвития будущего педагога. Учебный эксперимент в образовании. 2020; № 4 (96): 36-42.

6. Ушакова Е.Г К проблеме формирования рефлексии у педагогов. Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2020; № 2 (52): 38-45.

7. Анфилатов Н.Г Особенности рефлексии как компонента профессиональной деятельности преподавателя. Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022; № 2 (204): 17-20.

8. Базаева Ф.У. Профессиональная рефлексия будущих педагогов и способы её развития. Наука. Образование. Современность. 2020; № 1-2: 63-68.

9. Белогуров С.В. К вопросу об организации проектной деятельности в вузе: из опыта работы. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 5 (102): 8-11.

10. Козилова Л.В. Профессиональное саморазвитие преподавателя педагогического вуза в условиях трансформации образовательной среды. Педагогика и просвещение. 2020; № 4: 106-121.

11. Левина Е.Ю., Мухаметзянова Л.Ю. Развитие Человека знания в ракурсе когнитивной парадигмы. Казанский педагогический журнал. 2020; № 3 (140): 8-18.

12. Айсувакова Т.П. Психологические условия развития рефлексивных умений студента - будущего учителя. Диссертация ... кандидата психологических наук. Самара, 2008.

References

1. Rahimova A.'E., Ratner F.L. Potencial cifrovoj obrazovatel'noj sredy v sovremennom pedagogicheskom processe. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 98-100.

2. Kazakova Yu.A. Diagnostika samoaktualizacii lichnosti s cel'yu formirovaniya social'noj iniciativnosti u studentov pedagogicheskogo vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 26-28.

3. Shestakova L.S. Realizaciya refleksivnyh obrazovatel'nyh tehnologij v processe professional'nogo obrazovaniya. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya. 2023; Vypusk 2 (318): 122-128.

4. Zajceva A.A. Tehnologii distancionnogo obucheniya. Teoriya ipraktika sovremennoj nauki. 2023; № 8 (98): 33-36.

5. Savinova T.V., Syubaeva R.R. Lichnostnaya refleksiya kak faktor samorazvitiya buduschego pedagoga. Uchebnyj 'eksperiment v obrazovanii. 2020; № 4 (96): 36-42.

6. Ushakova E.G. K probleme formirovaniya refleksii u pedagogov. Vestnik MGPU. Seriya: Pedagogika i psihologiya. 2020; № 2 (52): 38-45.

7. Anfilatov N.G. Osobennosti refleksii kak komponenta professional'noj deyatel'nosti prepodavatelya. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2022; № 2 (204): 17-20.

8. Bazaeva F.U. Professional'naya refleksiya buduschih pedagogov i sposoby ee razvitiya. Nauka. Obrazovanie. Sovremennost'. 2020; № 1-2: 63-68.

9. Belogurov S.V. K voprosu ob organizacii proektnoj deyatel'nosti v vuze: iz opyta raboty. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 5 (102): 8-11.

10. Kozilova L.V. Professional'noe samorazvitie prepodavatelya pedagogicheskogo vuza v usloviyah transformacii obrazovatel'noj sredy. Pedagogika iprosveschenie. 2020; № 4: 106-121.

11. Levina E.Yu., Muhametzyanova L.Yu. Razvitie Cheloveka znaniya v rakurse kognitivnoj paradigmy. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal. 2020; № 3 (140): 8-18.

12. Ajsuvakova T.P. Psihologicheskie usloviya razvitiya refleksivnyh umenijstudenta - buduschego uchitelya. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Samara, 2008.

Статья поступила в редакцию 27.01.24

УДК 377

Zritneva E.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Social Technologies, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),

E-mail: kafsocteh@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Naimanova M.M., postgraduate, Department of Social Technologies, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: kafsocteh@yandex.ru

TECHNOLOGIES OF MENTORING IN PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS. The article discusses ways to mentor technology accompanied (pedagogically, psychologically) by students during their studies. The relevance of turning to mentoring technology in vocational education is due to the need to accompany students in mastering professional knowledge and skills, developing them as professionals, in connection with the tightening requirements of employers and the labor market. The research problem is determined in identifying the potential of mentoring technology in the professional and personal development of students in vocational training institutions (school, college, university). The results of the study obtained by the authors: 1) show the relationship between the professional and personal development of students; 2) the directions of psychological and pedagogical support for mentors are determined; 3) the specifics of monitoring the professional and personal development of students have been identified. Conclusions of the study: 1) mentoring, as a pedagogical technology, can be implemented during the period of professional training of students; 2) support from mentors extends to the educational and extracurricular activities of students.

Key words: student, professional training, mentor, mentoring, support, professional development, personal development

Е.И. Зритнева, д-р пед. наук, проф., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: kafsocteh@yandex.ru

М.М. Найманова, аспирант, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: kafsocteh@yandex.ru

ТЕХНОЛОГИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ

В статье рассмотрены возможности технологии наставничества в сопровождении (педагогическом, психологическом) студентов в период их обучения. Актуальность обращения к технологии наставничества в профессиональном образовании обусловлено потребностью в сопровождении студентов в освоении профессиональных знаний и навыков, становлении их как профессионалов в связи с ужесточением требований работодателей и рынка труда. Проблема исследования заключается в выявлении потенциала технологии наставничества в профессионально-личностном развитии студентов в учреждениях профессионального обучения (училище, колледж, вуз). Результаты исследования, полученные авторами, следующие: 1) показана взаимосвязь профессионального и личностного развития студентов; 2) определены направления психологического и педагогического сопровождения наставников; 3) выявлена специфика мониторинга профессионально-личностного развития студентов. Выводы исследования: 1) наставничество как педагогическая технология может реализоваться в период профессионального обучения студентов; 2) сопровождение наставников распространяется в сфере учебной и внеучебной деятельности студентов.

Ключевые слова: студент, профессиональная подготовка, наставник, наставничество, поддержка, профессиональное развитие, личностное развитие

Ориентация современного образования - подготовка специалистов, готовых качественно выполнять свои профессиональные обязанности, способных к адаптации в быстро меняющихся условиях в профессиональной сфере, прогрессирующих информационных потоках. В связи с этим система образования должна не только обеспечить воспроизводство профессионального опыта, но и способствовать всестороннему развитию личности студента, будущего специалиста. Наставничество как педагогическая технология направлена на обеспечение освоения профессиональных компетенций, профессиональных знаний и навыков посредством взаимодействия опытного специалиста (наставника) и обучающегося (студента). Следовательно, изучение специфики организации работы наставника в профессионально-личностном развитии студентов в период обучения является важной педагогической задачей.

Цель статьи - представить возможности технологии наставничества в профессионально-личностном развитии студентов в период обучения в системе профессионального образования.

Основные задачи статьи: 1) рассмотреть понятие «профессионально-личностное развитие»; 2) выявить взаимосвязь понятий «профессиональное развитие» и «личностное развитие» 3) определить направления работы наставника в профессионально-личностном развитии студентов в период обучения; 4) выявить перспективные направления исследований по проблеме использования технологии наставничества в профессиональном и личностном развитии студентов в период профессиональной подготовки.

Научная новизна статьи определяется определением направлений работы наставника со студентами в период освоения ими профессиональных компетен-

ций, принятия профессиональной культуры, профессионального становления и развития. Теоретическая значимость статьи определяется: 1) соотношением профессионального и личностного развития личности студентов; 2) выявлением психологического, педагогического и экспертного сопровождения студентов в работе наставника; 3) анализом концепции «Развитие образования» до 2030 года, выявлением базовых компетенций, необходимых современному выпускнику системы профессионального образования.

Методы исследования: обобщение педагогического опыта, синтез понятий и определений, систематизация и структуризация научного материала по проблеме исследования.

Изучение проблемы профессионально-личностного развития в педагогике и психологии широко представлено работами по профессиональному развитию, психологии труда, профессиональному становлению, профессиональному саморазвитию. Профессиональное развитие студентов является «процессом целостного развития личности как участника профессиональной деятельности (на этапе первичной профессиональной подготовки)», обусловленном индивидуальными особенностями субъекта, социальной ситуацией, а также спецификой профессиональной среды.

Н.В. Бордовская [1, с. 31] отмечает, что профессионально-личностное развитие - это интегративный процесс, объединяющий в себе два подпроцесса: профессиональное становление и личностное развитие. Профессиональное становление объединяет в себе ориентацию личности на определенную профессию, потребность студента в освоении и дальнейшей профессиональной деятельности, направленность на профессиональное развитие и профессиональный рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.