Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ'

ТЕХНОЛОГИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студент / профессиональная подготовка / наставник / наставничество / поддержка / профессиональное развитие / личностное развитие / student / professional training / mentor / mentoring / support / professional development / personal development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.И. Зритнева, М.М. Найманова

В статье рассмотрены возможности технологии наставничества в сопровождении (педагогическом, психологическом) студентов в период их обучения. Актуальность обращения к технологии наставничества в профессиональном образовании обусловлено потребностью в сопровождении студентов в освоении профессиональных знаний и навыков, становлении их как профессионалов в связи с ужесточением требований работодателей и рынка труда. Проблема исследования заключается в выявлении потенциала технологии наставничества в профессионально-личностном развитии студентов в учреждениях профессионального обучения (училище, колледж, вуз). Результаты исследования, полученные авторами, следующие: 1) показана взаимосвязь профессионального и личностного развития студентов; 2) определены направления психологического и педагогического сопровождения наставников; 3) выявлена специфика мониторинга профессионально-личностного развития студентов. Выводы исследования: 1) наставничество как педагогическая технология может реализоваться в период профессионального обучения студентов; 2) сопровождение наставников распространяется в сфере учебной и внеучебной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.И. Зритнева, М.М. Найманова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF MENTORING IN PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS

The article discusses ways to mentor technology accompanied (pedagogically, psychologically) by students during their studies. The relevance of turning to mentoring technology in vocational education is due to the need to accompany students in mastering professional knowledge and skills, developing them as professionals, in connection with the tightening requirements of employers and the labor market. The research problem is determined in identifying the potential of mentoring technology in the professional and personal development of students in vocational training institutions (school, college, university). The results of the study obtained by the authors: 1) show the relationship between the professional and personal development of students; 2) the directions of psychological and pedagogical support for mentors are determined; 3) the specifics of monitoring the professional and personal development of students have been identified. Conclusions of the study: 1) mentoring, as a pedagogical technology, can be implemented during the period of professional training of students; 2) support from mentors extends to the educational and extracurricular activities of students.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ»

References

1. Rahimova A.'E., Ratner F.L. Potencial cifrovoj obrazovatel'noj sredy v sovremennom pedagogicheskom processe. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 98-100.

2. Kazakova Yu.A. Diagnostika samoaktualizacii lichnosti s cel'yu formirovaniya social'noj iniciativnosti u studentov pedagogicheskogo vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 26-28.

3. Shestakova L.S. Realizaciya refleksivnyh obrazovatel'nyh tehnologij v processe professional'nogo obrazovaniya. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya. 2023; Vypusk 2 (318): 122-128.

4. Zajceva A.A. Tehnologii distancionnogo obucheniya. Teoriya ipraktika sovremennoj nauki. 2023; № 8 (98): 33-36.

5. Savinova T.V., Syubaeva R.R. Lichnostnaya refleksiya kak faktor samorazvitiya buduschego pedagoga. Uchebnyj 'eksperiment v obrazovanii. 2020; № 4 (96): 36-42.

6. Ushakova E.G. K probleme formirovaniya refleksii u pedagogov. Vestnik MGPU. Seriya: Pedagogika i psihologiya. 2020; № 2 (52): 38-45.

7. Anfilatov N.G. Osobennosti refleksii kak komponenta professional'noj deyatel'nosti prepodavatelya. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2022; № 2 (204): 17-20.

8. Bazaeva F.U. Professional'naya refleksiya buduschih pedagogov i sposoby ee razvitiya. Nauka. Obrazovanie. Sovremennost'. 2020; № 1-2: 63-68.

9. Belogurov S.V. K voprosu ob organizacii proektnoj deyatel'nosti v vuze: iz opyta raboty. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 5 (102): 8-11.

10. Kozilova L.V. Professional'noe samorazvitie prepodavatelya pedagogicheskogo vuza v usloviyah transformacii obrazovatel'noj sredy. Pedagogika iprosveschenie. 2020; № 4: 106-121.

11. Levina E.Yu., Muhametzyanova L.Yu. Razvitie Cheloveka znaniya v rakurse kognitivnoj paradigmy. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal. 2020; № 3 (140): 8-18.

12. Ajsuvakova T.P. Psihologicheskie usloviya razvitiya refleksivnyh umenijstudenta - buduschego uchitelya. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Samara, 2008.

Статья поступила в редакцию 27.01.24

УДК 377

Zritneva E.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Social Technologies, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),

E-mail: kafsocteh@yandex.ru

Naimanova M.M., postgraduate, Department of Social Technologies, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: kafsocteh@yandex.ru

TECHNOLOGIES OF MENTORING IN PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS. The article discusses ways to mentor technology accompanied (pedagogically, psychologically) by students during their studies. The relevance of turning to mentoring technology in vocational education is due to the need to accompany students in mastering professional knowledge and skills, developing them as professionals, in connection with the tightening requirements of employers and the labor market. The research problem is determined in identifying the potential of mentoring technology in the professional and personal development of students in vocational training institutions (school, college, university). The results of the study obtained by the authors: 1) show the relationship between the professional and personal development of students; 2) the directions of psychological and pedagogical support for mentors are determined; 3) the specifics of monitoring the professional and personal development of students have been identified. Conclusions of the study: 1) mentoring, as a pedagogical technology, can be implemented during the period of professional training of students; 2) support from mentors extends to the educational and extracurricular activities of students.

Key words: student, professional training, mentor, mentoring, support, professional development, personal development

Е.И. Зритнева, д-р пед. наук, проф., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: kafsocteh@yandex.ru

М.М. Найманова, аспирант, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: kafsocteh@yandex.ru

ТЕХНОЛОГИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ

В статье рассмотрены возможности технологии наставничества в сопровождении (педагогическом, психологическом) студентов в период их обучения. Актуальность обращения к технологии наставничества в профессиональном образовании обусловлено потребностью в сопровождении студентов в освоении профессиональных знаний и навыков, становлении их как профессионалов в связи с ужесточением требований работодателей и рынка труда. Проблема исследования заключается в выявлении потенциала технологии наставничества в профессионально-личностном развитии студентов в учреждениях профессионального обучения (училище, колледж, вуз). Результаты исследования, полученные авторами, следующие: 1) показана взаимосвязь профессионального и личностного развития студентов; 2) определены направления психологического и педагогического сопровождения наставников; 3) выявлена специфика мониторинга профессионально-личностного развития студентов. Выводы исследования: 1) наставничество как педагогическая технология может реализоваться в период профессионального обучения студентов; 2) сопровождение наставников распространяется в сфере учебной и внеучебной деятельности студентов.

Ключевые слова: студент, профессиональная подготовка, наставник, наставничество, поддержка, профессиональное развитие, личностное развитие

Ориентация современного образования - подготовка специалистов, готовых качественно выполнять свои профессиональные обязанности, способных к адаптации в быстро меняющихся условиях в профессиональной сфере, прогрессирующих информационных потоках. В связи с этим система образования должна не только обеспечить воспроизводство профессионального опыта, но и способствовать всестороннему развитию личности студента, будущего специалиста. Наставничество как педагогическая технология направлена на обеспечение освоения профессиональных компетенций, профессиональных знаний и навыков посредством взаимодействия опытного специалиста (наставника) и обучающегося (студента). Следовательно, изучение специфики организации работы наставника в профессионально-личностном развитии студентов в период обучения является важной педагогической задачей.

Цель статьи - представить возможности технологии наставничества в профессионально-личностном развитии студентов в период обучения в системе профессионального образования.

Основные задачи статьи: 1) рассмотреть понятие «профессионально-личностное развитие»; 2) выявить взаимосвязь понятий «профессиональное развитие» и «личностное развитие» 3) определить направления работы наставника в профессионально-личностном развитии студентов в период обучения; 4) выявить перспективные направления исследований по проблеме использования технологии наставничества в профессиональном и личностном развитии студентов в период профессиональной подготовки.

Научная новизна статьи определяется определением направлений работы наставника со студентами в период освоения ими профессиональных компетен-

ций, принятия профессиональной культуры, профессионального становления и развития. Теоретическая значимость статьи определяется: 1) соотношением профессионального и личностного развития личности студентов; 2) выявлением психологического, педагогического и экспертного сопровождения студентов в работе наставника; 3) анализом концепции «Развитие образования» до 2030 года, выявлением базовых компетенций, необходимых современному выпускнику системы профессионального образования.

Методы исследования: обобщение педагогического опыта, синтез понятий и определений, систематизация и структуризация научного материала по проблеме исследования.

Изучение проблемы профессионально-личностного развития в педагогике и психологии широко представлено работами по профессиональному развитию, психологии труда, профессиональному становлению, профессиональному саморазвитию. Профессиональное развитие студентов является «процессом целостного развития личности как участника профессиональной деятельности (на этапе первичной профессиональной подготовки)», обусловленном индивидуальными особенностями субъекта, социальной ситуацией, а также спецификой профессиональной среды.

Н.В. Бордовская [1, с. 31] отмечает, что профессионально-личностное развитие - это интегративный процесс, объединяющий в себе два подпроцесса: профессиональное становление и личностное развитие. Профессиональное становление объединяет в себе ориентацию личности на определенную профессию, потребность студента в освоении и дальнейшей профессиональной деятельности, направленность на профессиональное развитие и профессиональный рост.

Личностное развитие предполагает положительные изменения в структуре личности студента в период его профессионального становления.

ИсследователиД.А.Чернышев, Д.Д. Бордюг [9, с. 462] указывают, что профессионально-личностное развитие следует рассматривать как аспект форми-рованияорофессионвлстАК коысебвосыП сырыэфеосвснаптнезнбтсыыт двпеств.

Взаимосвязь профессионального и личностного развития представлено на рис. 1.

Основа - принципы саморазвития, творческой самореализации; Детерминанты развития - противоречия

Мониторинг профессионально-личностного развития

о

Экспертный Психологическ Педагогическое

мониторинг ие сопровождение сопровождение

Рис. 1. Взаимосвязь личностного и профессионального развития

Нарис.отмечено, чтоссновойкак личностного,такипрофессионально-го развития выступают принципы саморазвития и творческой самореализации. Детсрмиеавтами ранвития овляюкся проткворечия м^)0^0 уровном профосов ональных знаний студентов и необходимостью освоения большого количества тетретоо^тнсттсг ы;аоруИс[ЛУ гы прннгииесыпв иы!ыывтн о вааср)епсыотА2аынй санеэ^рэе!. В целях контроля профессионально-личностного развития студентов необходи-во тс^рдссаятч и1^к.агодвеоис^ий м^эгчссэрэннг, К(^еа|чы1д тасккис из т|змт номнооао-тов: экспертного мониторинга, психологического сопровождения и акмеологиче-т^сзгн осбпрр^пкжре^аоя. Да^апнртоа1к одынстаифд- ог|еыс^ .софнси^^^^) н личностного развития студентов педагогами (оценка подготовленности на экза-меиры, сочетав, пувыынoлнoыб2caносчeбсолннoи ирследокечелыакот рдбаты), работодателями (в период практики). Психологическое сопровождение - работа кррпмтaрррeо, ку^окрюы гкпадмктагсии нт.гдекиток гбрргчысвд оfPррдыия, 0BУ0P6кeг ние благоприятной психологической атмосферы на занятиях, на мероприятиях иускиоaтeльноо нaнсaвлуннорноПeдугoгнввоlгoe уoкpoвo>наeзчаe сансрльтирт-вание, вовлеченное наблюдение, личное участие воспитателей, кураторов, пре-мPкгдмотeрнЫ в сншаныв умнжнеlс титеотыо рпсг^ения орнсртдвсулглотые евгстий и навыков.

Р^е^-чыкарпю ыоыaгргиммcйoг(н муно"^сзр■пнуг оеымдноо осащестнирепри внедрении технологии наставничества в образовательный процесс профес-сeынвднвот кoдгoсoвкиcиодeмрои. Осстт^рсвоб осытомыоВ тeoовлврнЕ наттавр ничества в период обучения может привести к доминированию деструктивных Тлыксосрв в тсстемле coуонпаиуцив гн итчеио гтолученнв ир^сэоп^ро-юо^^ы^ь^сггэрс^ образования [5; 7].

^Гб2лУдамеп6си И.о. Гнлицыдт, Е.О. Цррожынт, ЛА Meмвкo, ен. Соломснс-на, Е.Ю. Щербина [3; 4; 6; 7] пишут, что сопровождение в профессиональном обра-зовои ио - чнстааооу дaoтeльтoетнипдaгoгкпрcктro -олсактовы по пдоЕормр п.о-фубуиoнaлы^^oгoмнуоуaлeимт студегывв. Пыдагогв ДА. Садню, ГН. С^ол^рвииг) [г, с. кe0]o™рчуюo, ототакоocруpнвопeeЕКспсoфрcсиoнoлйвoзЛвчиаатнпгo

Профессиональное развитие:

передача знаний, навыков, помощь в освоении нового опыта, развитие мотивации

Социокультурная адаптация:

трансляция организационной культуры, ее ценностей, норм и правил

Рис. 2. «Миссия» наставников в учреждениях профессионального образования

развития возможно при реализации технологии наставничества. Наставничество выступает как неотъемлемый компонент в системе профессиональной подготовки, обеспечивающий решение проблемных вопросов при обучении. Авторы отмечают, что технологии наставничества должны реализоваться на протяжении всего периода обучения в учебном учреждении профессиональной направленности. Студенты, будущие специалисты, должны пройти профессиональную подготовку под контролем высококвалифицированных специалистов-наставников. Технологии наставничества обеспечивают адаптацию студентов, поддержку, обучение, развитие, сопровождение. «Миссия» наставничества в образовательных учреждениях профессиональной подготовки представлена на рис. 2.

На рис. 2 показано, что миссия наставничества состоит не только в помощи освоения профессиональных знаний и компетенций (профессиональное развитие), но и в социокультурной адаптации студентов к специфике профессиональной сферы, профессиональной культуры: принятие норм и ценностей профессии.

Ценность наставничества - наблюдение за тем, как работает наставник, как решает проблемные ситуации, возникающие вопросы профессионального цикла. Наставник для студента - это не только преподаватель, но и тренер, эксперт, критик, помощник, старший товарищ, способный дать совет, образец для профессионального развития. Наставничество содействует тому, чтобы студенты максимально приблизились к портрету профессионала (в конкретной профессиональной деятельности).

Положительным результатом реализации технологии наставничества в период обучения студентов являются следующие признаки личности:

- способностьк самооценке уровня своего профессионального развития;

- требовательность к своему профессиональному статусу потребность в профессиональном саморазвитии;

- способность к анализу своей профессиональной деятельности, способность поставитьцельизадачи по ее достижению;

- планирование собственного профессионального развития и построение профессиональной карьеры;

- потребность в развитии качеств профессионала в определенной обла-стидеятельности.

С.Б. Велединская, М.Ю. Дорофеева [2, с. 11] указывают, что наставничество - системная индивидуальная работа опытного преподавателя (наставника) по формированию у молодого специалиста профессиональных умений и навыков, а также метакомпетенций посредством неформального взаимодействия. Работа наставника выражается в комплексном психолого-педагогическом сопровождении студента в процессе обучения. Таким наставником для студентов могут выступать кураторы групп, преподаватели-предметники, воспитатели.

В концепции «Развитие образования» до 2030 года представлено, что будущий профессионал должен обладать востребованными качествами:

- способностью к освоению новых профессиональных знаний, потребность в профессиональном росте и саморазвитии;

- сформированностью «гибких навыков» (soft skills), таких как коммуникабельность, тайм-менеджмент, лидерские качества, творческий подход в профес-сиональнойдеятельности;

- цифровой компетентностью, способностью работать в широком информационном пространстве.

Обозначенные характеристики будущего специалиста предполагают, что наставникам значительное внимание в профессионально-личностном развитии студентов следует уделять таким направлениям, как:

1) профессиональная адаптация и освоение студентами профессиональной культуры;

2) повышение доли самостоятельности студентов, расширение сотрудничества педагога и студента;

3) освоение методов контекстного обучения, методов самообразования студентов;

4) развитие навыков профессиональной коммуникации и специфики профессионального взаимодействия.

Все вышеизложенное позволяет заключить, что технологии наставничества эффективны не только в период первичной адаптации молодого специалиста на новом месте работы, но еще в период обучения в образовательном учреждении профессиональной направленности (колледж, вуз).

Обозначим образовательные эффекты от внедрения в процесс обучения студентов практик наставничества:

- формирование и развитие корпоративной культуры образовательного учреждения (колледжа, вуза), поддержание этой культуры студентами-первокурсниками;

- формирование у наставляемых модели организационного поведения, принятой в образовательном учреждении, положительной мотивации к учению, профессиональному развитию;

- снижение оттока студентов из образовательного учреждения (колледж,

вуз);

- повышение качества образования за счет индивидуальной работы со студентами;

- сокращение периода адаптации студентов к новым видам образовательных практик.

Стоит выделить типичные проблемы, связанные с реализацией технологии наставничества в профессионально-личностном развитии студентов в образовательных организациях профессиональной направленности:

1) недостаточная поддержка со стороны руководства организацией внедрения в практику воспитательной работы колледжа/вуза технологии наставничества;

2) низкая мотивация наставников, слабая заинтересованность в данной работе, что выражается в формальном подходе к данному вопросу;

3) низкая мотивация наставляемых (студентов);

4) опасность психологического выгорания, скрытая боязнь конкуренции.

Мы видим, что решение данных проблем возможно посредством трансляции положительных результатов и эффектов от внедрения технологии наставничества в различных образовательных учреждениях профессиональной подготовки (колледжи, вузы), через пропаганду технологии наставничества в системе профессионального образования, а также посредством создания мотивирующей среды для всех участников, реализующих технологию наставничества.

Дальнейшие исследования по проблеме реализации технологии наставничества в профессиональных образовательных учреждениях видятся в разработке модели и специфики наставничества в колледже/вузе; определении направлений работы наставника со студентами (наставляемыми) по профессиональному развитию и личностному развитию; подготовке методических рекомендаций для педагогов-наставников, работающих в колледжах и вузах; составлении программы и плана индивидуального сопровождения (наставничества) студента; организации системной работы наставников в образовательном учреждении профессиональной направленности (колледж, вуз).

Таким образом, результаты анализа научной литературы позволили сделать обобщающие выводы по проблеме использования технологии на-

Библиографический список

ставничества в профессионально-личностном развитии будущих специалистов:

1) наставничество может рассматриваться как технология психолого-педагогического сопровождения студентов в период обучения;

2) наставничество обеспечивает неформальный контакт студентов и педагогов, что способствует развитию у студентов коммуникативных умений, расширению социальных взаимодействий;

3) наставничество как форма педагогического сопровождения направлена на оптимизацию процесса обучения, освоение профессиональных компетенций, овладение профессиональной культурой;

4) необходима разработка типовых подробных инструктивных и методических материалов, сопровождающих работу наставников в учреждениях профессионального образования;

5) создание методической службы (школы наставников, курсов и т. д.), направленной на обучение наставников практическим методам работы со студентами;

6) разработка различных форм взаимодействия наставников, при которых наставники смогут обмениваться мнениями, опытом, методическими наработками, положительными эффектами от внедрения приемов работы наставников в различных профессиональных образовательных учреждениях (по виду профессиональной деятельности: педагогические, медицинские, инженерные и др.).

Модель реализации наставничества в профессионально-личностном развитии студентов может быть различной и зависит от социокультурных особенностей, подготовленности педагогического состава, индивидуальных особенностей студентов, заинтересованности в данной работе со стороны администрации образовательного учреждения профессиональной подготовки, мотивации наставников и наставляемых (студентов), возможности реализовать практическую помощь, системы контроля над работой наставников.

1. Бордовская Н.В. Профессионально-личностное развитие будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012; № 145: 28-43.

2. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности. Высшее образование сегодня. 2014; № 8: 8-13.

3. Голицына И.Н. Образование 4.0 в подготовке современных специалистов. Образовательные технологии и общество. 2020; № 1: 12-19.

4. Дорожкин Е.М., Щербина Е.Ю. Тенденции развития профессионального образования в условиях социально-экономических преобразований. Образование и наука. 2013; № 6 (105): 64-73.

5. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Особенности формирования социальной активности подростков в системе образования. Кант. 2020; № 4 (37): 431-435.

6. Саенко Л.А., Соломатина ГН. Сущность и структура воспитательного пространства. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020; № 5 (80): 212-219.

7. Саенко Л.А. Деструктивные факторы процесса профессиональной социализации на стадии обучения. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 59-1: 316-318.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Саенко Л.А., Соломатина Г.Н. Технология наставничества в системе поддержки молодого специалиста педагогического профиля. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023; № 5 (98): 228-234.

9. Чернышев Д.А., Бордюг Д.Д. Концептуальные подходы к профессионально-личностному развитию студентов в системе СПО. Педагогический журнал. 2023; № 4-1: 460-465.

References

1. Bordovskaya N.V. Professional'no-lichnostnoe razvitie buduschego specialista kak psihologo-pedagogicheskaya problema. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2012; № 145: 28-43.

2. Veledinskaya S.B., Dorofeeva M.Yu. Smeshannoe obuchenie: sekrety 'effektivnosti. Vysshee obrazovanie segodnya. 2014; № 8: 8-13.

3. Golicyna I.N. Obrazovanie 4.0 v podgotovke sovremennyh specialistov. Obrazovatel'nye tehnologiiiobschestvo. 2020; № 1: 12-19.

4. Dorozhkin E.M., Scherbina E.Yu. Tendencii razvitiya professional'nogo obrazovaniya v usloviyah social'no-'ekonomicheskih preobrazovanij. Obrazovanie i nauka. 2013; № 6 (105): 64-73.

5. Saenko L.A., Zritneva E.I. Osobennosti formirovaniya social'noj aktivnosti podrostkov v sisteme obrazovaniya. Kant. 2020; № 4 (37): 431-435.

6. Saenko L.A., Solomatina G.N. Suschnost' i struktura vospitatel'nogo prostranstva. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2020; № 5 (80): 212-219.

7. Saenko L.A. Destruktivnye faktory processa professional'noj socializacii na stadii obucheniya. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 59-1: 316-318.

8. Saenko L.A., Solomatina G.N. Tehnologiya nastavnichestva v sisteme podderzhki molodogo specialista pedagogicheskogo profilya. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2023; № 5 (98): 228-234.

9. Chernyshev D.A., Bordyug D.D. Konceptual'nye podhody k professional'no-lichnostnomu razvitiyu studentov v sisteme SPO. Pedagogicheskijzhurnal. 2023; № 4-1: 460-465.

Статья поступила в редакцию 29.01.24

УДК 371

Ismailova N.P., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), North Caucasus Institute, Branch of All-Russian State University of Justice (Makhachkala, Russia),

E-mail: ism_nup@mail.ru

Kurbanova Z.S., Cand. of Sciences (Psychology), North Caucasus Institute, Branch of All-Russian State University of Justice (Makhachkala, Russia),

E-mail: zuleikakurbanova@mail.ru

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEMS OF JUVENILE JUSTICE IN THE RUSSIAN FEDERATION. The article carries out a comprehensive analysis of the state of juvenile justice in the Russian Federation, which allows the authors to conclude that juvenile justice, despite the ambiguous attitude towards it in Russia, is developing and acquiring legal support taking into account the real needs of modern Russian society. In the republics of the North Caucasus, despite the improvement of the legal and organizational support for juvenile justice, the pace of its implementation is noticeably slower; this could be due to the multinational composition of the republics of the North Caucasus, folk traditions, religious views and way of life. The development of the regulatory framework and practice of psychological work with children and their families in legally significant situations can only be possible in the process of interaction between specialists and all interested parties. Proposals for psychological support and adjustments to the legislation of the Russian Federation are presented in resolving disputes related to the protection of the rights and legitimate interests of a child in the event of an immediate threat to his life and health, as well as when parental rights are limited, as well as for the further implementation of juvenile justice in Russia.

Key words: minors, juvenile justice, protection of the rights of minors, family, childhood, delinquency, crime, justice, psychological services, social workers, regulatory support, psychological support, deprivation of parental rights, abuse of parental rights, child abuse

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.