Научная статья на тему 'КОНКУРС «ЛУЧШИЙ НАСТАВНИК ГОДА» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ И СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАСТАВНИЧЕСТВА'

КОНКУРС «ЛУЧШИЙ НАСТАВНИК ГОДА» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ И СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАСТАВНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО / ФОРМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА / НЕПРЕРЫВНОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / НАСТАВНИК / НАСТАВЛЯЕМЫЙ / КОНКУРС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ризенко Мария Александровна, Гнетова Светлана Николаевна

Наставничество - традиционный метод профессионального развития педагогических работников, неоднократно временем и практикой доказавший свою эффективность. Очевидно, что ключевой фигурой в системе наставничества является наставник, без которого наставничество как таковое становится невозможным. В связи с вышесказанным не вызывает сомнения необходимость системных, комплексных мероприятий, направленных на методическое сопровождение деятельности наставников, формирование единых подходов к оценке эффективности наставничества и его популяризации как профессиональной деятельности. Период перехода Российской Федерации к рыночным отношениям характеризовался сменой профессиональных интересов и ценностей. В указанный период и вплоть до 2010-2015 гг. изучение наставничества (как формы повышения квалификации) и его практическое использование было прервано, но не забыто. В настоящее время наставничество как институт, позволяющий при минимальных затратах в относительно короткое время получать весомый прирост в знаниях, умениях и навыках, принятие корпоративных ценностей сотрудниками, переживает новый подъем во многих сферах экономики России. Вместе с тем исследователи [1; 2] выделяют ряд проблем в осуществлении наставнической деятельности: наиболее значимыми можно назвать недостаточный уровень и масштаб подготовки наставников, отсутствие системы повышения квалификации наставников, а в ряде отраслей и формальный подход к выполнению наставниками своих функций. Одним из методов преодоления выявленных недостатков, по нашему мнению, могут стать конкурсы профессионального мастерства среди наставников. Представленный ниже анализ проведения такого конкурса в образовательной организации среднего профессионального образования города Челябинска позволил, с одной стороны, продемонстрировать успешность наставничества и его эффекты для повышения квалификации наставников и качества образования в целом, с другой - популяризировать наставничество как внутри педагогического сообщества системы среднего профессионального образования Челябинской области, так и среди социальных партнеров (работодателей, родителей обучающихся).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ризенко Мария Александровна, Гнетова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITION “THE BEST MENTOR OF THE YEAR” IN A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION AS A MEANS OF POPULARIZATION AND A WAY TO ASSESS THE EFFECTIVENESS OF MENTORING

Mentoring is a traditional method of professional development of teachers, which has proven its effectiveness over time and practice. Obviously, the key figure in the mentoring system is the mentor, without whom mentoring as such becomes impossible. In connection with the foregoing, there is no doubt that there is a need for systematic, comprehensive measures aimed at methodological support for the activities of mentors, the formation of unified approaches to assessing the effectiveness of mentoring and its popularization as a professional activity. The period of transition of the Russian Federation to market relations was characterized by a change in professional interests and values. The period of transition of the Russian Federation to market relations was characterized by a change in professional interests and values. During this period and up to 2010-2015, the study of mentoring (as a form of advanced training) and its practical use was interrupted, but not forgotten. Currently, mentoring as an institution that allows, at minimal cost in a relatively short time, to receive a significant increase in knowledge, skills and abilities, the adoption of corporate values by employees, is experiencing a new upsurge in many areas of the Russian economy. However, researchers [1; 2] identify a number of problems in the implementation of mentoring activities: the most significant are the insufficient level and scale of training of mentors, the lack of a system for improving the qualifications of mentors, and in a number of industries, a formal approach to the performance of their functions by mentors. One of the methods to overcome the identified shortcomings, in our opinion, can be competitions of professional skills among mentors. The analysis of such a competition in the educational organization of secondary vocational education in the city of Chelyabinsk allowed, on the one hand, to demonstrate the success of mentoring and its effects for improving the qualifications of mentors of the quality of education in general, on the other hand, to popularize mentoring both within the pedagogical community of the secondary vocational education system of the Chelyabinsk region, and among social partners (employers, parents of students).

Текст научной работы на тему «КОНКУРС «ЛУЧШИЙ НАСТАВНИК ГОДА» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ И СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАСТАВНИЧЕСТВА»

Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 2 (38). С. 99-105. ISSN 2304-2818

Innovative Development of Vocational Education. 2023;(2(38):99-105. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 377

КОНКУРС «ЛУЧШИЙ НАСТАВНИК ГОДА» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ И СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАСТАВНИЧЕСТВА

Мария Александровна Ризенко1*, rizenko.ma@gmail.com

Светлана Николаевна Гнетова2, gnetova@sustec.ru

1 Челябинский институт развития профессионального образования, Челябинск, Россия

2 Южно-Уральский государственный технический колледж, Челябинск, Россия

Аннотация. Наставничество — традиционный метод профессионального развития педагогических работников, неоднократно временем и практикой доказавший свою эффективность. Очевидно, что ключевой фигурой в системе наставничества является наставник, без которого наставничество как таковое становится невозможным. В связи с вышесказанным не вызывает сомнения необходимость системных, комплексных мероприятий, направленных на методическое сопровождение деятельности наставников, формирование единых подходов к оценке эффективности наставничества и его популяризации как профессиональной деятельности. Период перехода Российской Федерации к рыночным отношениям характеризовался сменой профессиональных интересов и ценностей. В указанный период и вплоть до 2010-2015 гг. изучение наставничества (как формы повышения квалификации) и его практическое использование было прервано, но не забыто. В настоящее время наставничество как институт, позволяющий при минимальных затратах в относительно короткое время получать весомый прирост в знаниях, умениях и навыках, принятие корпоративных ценностей сотрудниками, переживает новый подъем во многих сферах экономики России. Вместе с тем исследователи [1; 2] выделяют ряд проблем в осуществлении наставнической деятельности: наиболее значимыми можно назвать недостаточный уровень и масштаб подготовки наставников, отсутствие системы повышения квалификации наставников, а в ряде отраслей и формальный подход к выполнению наставниками своих функций. Одним из методов преодоления выявленных недостатков, по нашему мнению, могут стать конкурсы профессионального мастерства среди наставников. Представленный ниже анализ проведения такого конкурса в образовательной организации среднего профессионального образования города Челябинска позволил, с одной стороны, продемонстрировать успешность наставничества и его эффекты для повышения квалификации наставников и качества образования в целом, с другой — популяризировать наставничество как внутри педагогического сообщества системы среднего профессионального образования Челябинской области, так и среди социальных партнеров (работодателей, родителей обучающихся).

Ключевые слова: наставничество, формы наставничества, непрерывное повышение квалификации, профессиональные компетенции, наставник, наставляемый, конкурс, профессиональная образовательная организация

Для цитирования: Ризенко М. А., Гнетова С. Н. Конкурс «Лучший наставник года» в профессиональной образовательной организации как средство популяризации и способ оценки эффективности наставничества // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 2 (38). С. 99-105.

© Ризенко М. А., Гнетова С. Н., 2003

Original article

COMPETITION "THE BEST MENTOR OF THE YEAR" IN A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION AS A MEANS OF POPULARIZATION AND A WAY TO ASSESS THE EFFECTIVENESS OF MENTORING

Maria A. Rizenko1*, rizenko.ma@gmail.com

Svetlana N. Gnetova2, gnetova@sustec.ru

1 Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Chelyabinsk, Russia

2 South Ural State Technical College, Chelyabinsk, Russia

Abstract. Mentoring is a traditional method of professional development of teachers, which has proven its effectiveness over time and practice. Obviously, the key figure in the mentoring system is the mentor, without whom mentoring as such becomes impossible. In connection with the foregoing, there is no doubt that there is a need for systematic, comprehensive measures aimed at methodological support for the activities of mentors, the formation of unified approaches to assessing the effectiveness of mentoring and its popularization as a professional activity. The period of transition of the Russian Federation to market relations was characterized by a change in professional interests and values. The period of transition of the Russian Federation to market relations was characterized by a change in professional interests and values. During this period and up to 2010-2015, the study of mentoring (as a form of advanced training) and its practical use was interrupted, but not forgotten. Currently, mentoring as an institution that allows, at minimal cost in a relatively short time, to receive a significant increase in knowledge, skills and abilities, the adoption of corporate values by employees, is experiencing a new upsurge in many areas of the Russian economy. However, researchers [1; 2] identify a number of problems in the implementation of mentoring activities: the most significant are the insufficient level and scale of training of mentors, the lack of a system for improving the qualifications of mentors, and in a number of industries, a formal approach to the performance of their functions by mentors. One of the methods to overcome the identified shortcomings, in our opinion, can be competitions of professional skills among mentors. The analysis of such a competition in the educational organization of secondary vocational education in the city of Chelyabinsk allowed, on the one hand, to demonstrate the success of mentoring and its effects for improving the qualifications of mentors of the quality of education in general, on the other hand, to popularize mentoring both within the pedagogical community of the secondary vocational education system of the Chelyabinsk region, and among social partners (employers, parents of students).

Keywords; mentoring, forms of mentoring, continuous professional development, professional competencies, mentor, mentee, competition, professional educational organization

For citation: Rizenko MA, Gnetova SN. Competition "The best mentor of the year" in a professional educational organization as a means of popularization and a way to assess the effectiveness of mentoring. Innovative development of vocational education. 2023;(2(38):99-105. (In Russ.).

Введение

Конкурсы профессионального мастерства в Российской Федерации проводились начиная с конца 50-х годов XX века. В настоящее время эта традиция получила новый импульс: конкурсы наполняются содержанием, отражающим реалии XXI века, на постоянной основе проводятся в первичных звеньях отраслей (конкретных учреждениях), каждый этап конкурса сопровождается пресс-релизами на сайте организации и в официальных группах социальных сетей. В системе образования конкурсы профессионального мастерства, пожалуй, имеют свою специфику: это и множественность предмета кон-

курсов (воспитательная работа, методическая работа, искусство преподавания, хотя возможно еще более конкретизировать предметную область), а также то, что конкурс является, во-первых, ядром, вокруг которого выстраивается комплексная работа, соответствующая его предмету; во-вторых, мощным средством мотивации всех субъектов деятельности, соответствующей предмету конкурса.

Как известно, мотивация — это «процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей» [3, с. 7]. Из определения следует, что мотивация способна влиять на поведение человека. Это влияние может быть прямым

и опосредованным и осуществляется через систему мотивов (мотив — «то, что вызывает определенные действия человека, активизирует его внутренние и внешние движущие силы» [3, с. 8]). Необходимо также отметить, что на систему мотивации помимо мотивов осуществляют влияние стимулы (стимул — «внешнее побуждение к действию» [3, с. 10]). Выделяют четыре основные формы стимулов — принуждение, материальное поощрение, моральное поощрение и самоутверждение [3, с. 10]. В случае участия наставника в конкурсе профессионального мастерства, скорее всего, на конкретную личность будут действовать в большей или меньшей степени такие стимулы, как моральное поощрение (благодарности, почетные грамоты, почетные звания), самоутверждение (общественное признание в наиболее широком смысле [3, с. 10]), что не исключает также влияния и материальных стимулов (стимулирующие надбавки к заработной плате), хотя данный стимул, вероятнее всего, будет обладать существенно меньшей силой влияния, потому что затраченные усилия будут существенно выше, чем уровень материального поощрения.

Необходимо отметить, что при всем разнообразии конкурсов, в которых могут принять участие учителя, преподаватели и иные педагогические работники (только под эгидой Минпросвещения России таких конкурсов проводится тридцать два), нам не удалось обнаружить общероссийского конкурса, предметом которого было бы наставничество педагогических работников. Очевидно, к этой ситуации надо привлекать внимание, что будет способствовать появлению таких конкурсов.

Материалы и методы исследования Исследование в статье проводилось с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей. В частности, использовались контент-анализ источников, методы математической обработки данных.

Результаты исследования и их обсуждение В число приоритетных направлений деятельности каждой образовательной организации в настоящее время входит наставничество. При этом реализуется оно в двух направлениях: - как наставничество обучающихся, под которым понимается «универсальная технология передачи опыта, знаний формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве» [4];

- как наставничество педагогических работников — «форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество» [5].

В настоящей статье будет рассмотрен процесс реализации, популяризации и оценки эффективности наставничества педагогических работников.

Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях содержат положение о необходимости формирования банка лучших практик наставничества педагогических работников [5, раздел 3.1], поэтому ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» начал аналитическую работу в указанном направлении. В этой связи обратила на себя внимание система работы в области наставничества ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж» (ГБПОУ «ЮУрГТК»).

Важно отметить, что в ГБПОУ «ЮУрГТК» созданы следующие ресурсы для внедрения и реализации наставничества.

1. Кадровые условия: лидерская роль руководителя, его приверженность ценностям отечественной системы образования и приоритетным направлениям ее развития; в колледже действует ответственный за реализацию программ наставничества и куратор реализации персонализированных программ наставничества педагогических работников; сформирован круг наставников-педагогов, которые имеют подтвержденные результаты успешной педагогической деятельности, демонстрируют образцы результативных практик преподавания и профессионального взаимодействия с коллегами; в круг профессиональных обязанностей штатного педагога-психолога входит психологическое сопровождение взаимодействия наставников и наставляемых, консультирование наставников.

2. Организационно-методические ресурсы: разработаны и утверждены локальные нормативные акты, методические рекомендации для наставников, программы, сопровождающие процесс наставничества.

3. Организационно-педагогические ресурсы: разработаны персонализированные программы наставнической деятельности, дорожные карты по их реализации; педагог-психолог колледжа консультирует наставников и наставляемых, проводит групповые занятия.

Создана цифровая информационно-коммуникационная среда наставничества, центром которой является сайт колледжа [6]. Цифровая информационно-коммуникационная среда позволяет изучить положительный опыт наставников; официальная группы колледжа в социальной сети «ВКонтакте» [7] является коммуникационной площадкой, позволяющей обобщить, популяризировать опыт наставнической дея-

Как видно из таблицы 1, конкурс в период 2020-2023 гг. проводился четыре раза и структурно стал более сложным: количество номинаций выросло от двух до пяти, причем две из них имеют несколько направлений. Количество участников также увеличилось от десяти до тридцати трех, т. е. в 3,3 раза.

тельности; виртуальное пространство Moodle концентрирует адресованные наставникам методические материалы по различным аспектам деятельности.

Конкурс «Лучший наставник года» проводится в ГБПОУ «ЮУрГТК» с 2018 г. (с перерывом в 2019 г. в связи с ковидными ограничениями). Для корректности сравнения проанализируем период с 2020 по 2023 г. (табл. 1).

Приведем аргументы, доказывающие, что конкурс «Лучший наставник года» является средством популяризации и способом оценки эффективности наставничества. Для этого первоначально остановимся на определении понятий «средство» и «способ». Данные понятия не являются многозначными и дискуссионными,

Таблица 1

Число участников конкурса «Лучший наставник года» (по номинациям) в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж»

Дата проведения Номинации и направления конкурса Количество участников

12 декабря 2018 г. «Лучший наставник на учебной практике» 11

«Лучший наставник на производственной практике» 6

2019 г. Конкурс не проводился в связи с пандемией -

26 февраля 2020 г. «Лучший наставник на учебной практике» 6

«Лучший наставник на производственной практике» 4

25 февраля 2021 г. «Лучший наставник на практике» 6

«Лучший студент-наставник» 5

«Лучший наставник одаренного студента» 6

«Лучший наставник педагогического работника» 4

25 февраля 2022 г. «Лучший студент-наставник» 3

«Лучший педагог — наставник студента» (по направлениям):

- учебно-профессиональное наставничество 7

- социокультурное наставничество 9

- индивидуально-профилактическое наставничество 3

«Лучший наставник педагогического работника» 4

«Лучший производственный наставник педагога» 1

«Лучший наставник на производственной практике» 3

16 марта 2023 г. «Лучший студент — наставник студента» 6

«Лучший педагог — наставник студента» (по направлениям):

- учебно-профессиональное наставничество 7

- социокультурное наставничество 4

- индивидуально-профилактическое наставничество 2

«Лучший наставник педагогического работника» 5

«Лучший производственный наставник педагога» 1

«Лучший наставник на практике» (по направлениям):

- руководитель практики от колледжа — студент 5

- руководитель практики от предприятия — студент 3

поэтому приведем их определения по энциклопедическому словарю: «средство» — «прием, способ действия для достижения чего-либо» [8]; «способ» — «образ действий, прием, применяемый при исполнении какой-либо работы, метод достижения чего-либо» [9]. В свою очередь, «популяризация» — слово заимствованное, определяемое словарем иностранных слов как «распространение чего-либо, стремление сделать что-либо широко известным» [10].

Исходя из определений, можно утверждать, что конкурс «Лучший наставник года» является средством популяризации наставничества, потому что: во-первых, только число участников указанного конкурса за четыре года увеличилось в три раза, а всего с 2020 по 2023 гг. в наставничество в ГБПОУ «ЮУрГТК» были вовлечены в качестве наставников и наставляемых 421 педагог и 5480 студентов (как следует из таблицы 2); во-вторых, деятельность наставничества все это время широко освещается на сайте колледжа, в социальных сетях, поэтому о реализации начинаний в области наставничества и итогах проектов и программ наставничества информированы

не только преподаватели и студенты, но также родители, выпускники, производственные предприятия всех регионов России из числа партнеров колледжа, общественность — посетители сайта и пользователи социальных сетей. Так, по данным инженерно-технической службы ГБПОУ «ЮУрГТК» (которая обслуживает сайт образовательной организации и официальную группу в социальной сети «ВКонтакте») число публикаций по теме наставничества в 2020 г. было 15, в 2021 г. — 21, в 2022 г. — 27, т. е. наблюдается стабильный рост публикаций порядка 40 % в год. Темами публикаций являются итоги конкурсов, в которых принимали участие студенты колледжа под руководством наставников, работа Школы педагогического мастерства, кроме того, широко освещаются процесс подготовки и итоги конкурса «Лучший наставник года». В связи с ростом количества наставников растет и число обращений в МооШе: от 246 в 2020 г. до 1920 в 2022 г., а за три месяца 2023 г. было зафиксировано 702 обращения, что косвенно свидетельствует о полезности и грамотной подборке методических материалов для наставников.

Таблица2

Вовлеченность преподавателей и студентов ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж» в реализацию региональной целевой модели наставничества

Категория Роль Временной период Всего

2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.

Преподаватели наставник 27 43 65 99 234

наставляемый 24 45 57 61 187

Студенты наставник 15 44 48 49 156

наставляемый 278 1174 1650 2222 5324

Конкурс «Лучший наставник года» можно считать одним из способов оценки эффективности наставничества в колледже, так как: во-первых, в процессе конкурса происходит обмен опытом между наставниками, «сочувствующие», но еще не вовлеченные в процесс педагоги и студенты в процессе публичной защиты получают заряд мотивации и активно включаются в наставничество; во-вторых, в процессе анкетирования педагоги отмечают, что среди студентов за период внедрения целевой модели наставничества повысилась познавательная мотивация, снизилось число неуспевающих студентов; в-третьих, 98,7 % педагогов, принимавших участие в программах наставничества формата «педагог — педагог» за период с 2020 по 2022 гг. прошли аттестацию и получили ат-

тестационную категорию, причем из них 7,1 % аттестовались повторно и повысили аттестационную категорию; в-четвертых, 100 % молодых педагогов, за период с 2020 по 2022 гг. участвовавших в программах наставничества в качестве наставляемых, продолжают работать в колледже.

Заключение

Конкурс «Лучший наставник года» в профессиональной образовательной организации способен стать средством популяризации наставничества, методической мастерской данного вида деятельности, одним из способов оценки эффективности деятельности, а также способом выявления лучших практик как на уровне конкретного учреждения, так и в образовательной системе региона.

Список источников

1. Бондалетов В. В., Бондалетов Е. В. Становление и развитие наставничества как формы корпоративного обучения персонала в России и за рубежом // Материалы Афанасьевских чтений. 2019. № 3 (28). С. 23-39.

2. Субочева О. Н. Наставничество как фактор эффективности организации // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnich-estvo-kak-faktor-effektivnosti-organizatsii/viewer

3. Егоршин А. П. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие. Н. Новгород : НИМБ, 2003. 320 с.

4. Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися: Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145. URL: https://rulaws.ru/acts/Rasporyazhenie-Minprosvescheniya-Rossii-ot-25.12.2019-N-R-145/

5. О направлении Методических рекомендаций : письмо Минпросвещения России № АЗ-1128/08, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 657 от 21.12.2021. URL: https://ug.ru/metodicheskie-rekomendaczii-po-razrabotke-i-vnedreniyu-sistemy-czelevoj-modeli-nastavnichestva-pedagogicheskih-rabotnikov-v-obrazovatelnyh-organizacziyah/

6. Южно-Уральский государственный технический колледж: официальный сайт. URL: https://sustec.ru/?page_id=24200

7. Южно-Уральский государственный технический колледж: официальная группа в социальной сети «ВКонтакте». URL: https://vk.com/sustec

8. Энциклопедический словарь // Academic.ru : сайт. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ es/145983

9. Энциклопедический словарь // Academic.ru : сайт. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ es/145806

10. Новый словарь иностранных слов // Academic.ru : сайт. URL: https://dic.academic.ru/dic. nsf/dic_fwords/28667

References

1. Bondaletov VV, Bondaletov EV. Formation and development of mentoring as a form of corporate training of personnel In Russia and abroad. Materialy Afanas'evskikh chteniy = Proceedings of Afanasiev Readings. 2019;(3(28):23-39. (In Russ.).

2. Subocheva ON. Mentoring as a factor in the effectiveness of the organization. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika = Society: sociology, psychology, pedagogy. 2016;(12): URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-faktor-effektivnosti-organizatsii/viewer (In Russ.).

3. Egorshin AP. Motivatsiya trudovoy deyatel'nosti = Motivation of labor activity. N. Novgorod: NIMB; 2003. 320 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. On approval of the methodology (target model) of mentoring students for organizations engaged in educational activities in general education, additional general education and programs of secondary vocational education, including using the best practices for the exchange of experience between students: Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of December 25, 2019 No. R-145. URL: https://rulaws.ru/acts/Rasporyazhenie-Minprosvescheniya-Rossii-ot-25.12.2019-N-R-145/ (In Russ.).

5. On the direction of Methodological recommendations: letter of the Ministry of Education of Russia No. AZ-1128/08, Trade Union of Public Education and Science Workers of the Russian Federation No. 657 dated 12/21/2021. URL: https://ug.ru/metodicheskie-rekomendaczii-po-razrabotke-i-vnedreniyu-sistemy-czelevoj-modeli-nastavnichestva-pedagogicheskih-rabotnikov-v-obrazovatelnyh-organizacziyah/ (In Russ.).

6. South Ural State Technical College: official site. URL: https://sustec.ru/?page_id=24200 (In Russ.).

7. South Ural State Technical College: official group on the VKontakte social network. URL: https://vk.com/sustec (In Russ.).

8. Encyclopedic Dictionary. Academic.ru: site. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/es/145983. (In Russ.).

9. Encyclopedic Dictionary. Academic.ru: site. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/es/145806. (In Russ.).

10. New dictionary of foreign words. Academic.ru: site. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_ fwords/28667. (In Russ.).

Информация об авторах

М. А. Ризенко — начальник центра мониторинга и научно-методического обеспечения качества профессионального образования, научный сотрудник.

С. Н. Гнетова — инженер по качеству, куратор реализации программ наставничества, преподаватель.

Information about the authors

M. A. Rizenko — Head of the Center for Monitoring and Scientific and Methodological Assurance of the Quality of Vocational Education, Researcher.

S. N. Gnetova — quality engineer, curator of the implementation of mentoring programs, lecturer.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 12.04.2023 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 02.05.2023 Принята к публикации / Accepted for publication: 01.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.