Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ НАСТАВНИЧЕСТВА В СПО'

МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ НАСТАВНИЧЕСТВА В СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА / МОДЕЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА / МОТИВИРОВАННОСТЬ СУБЪЕКТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ФОРМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валовик Наталья Алексеевна, Кудрявцева Светлана Владимировна

Актуальность изучения опыта наставничества обоснована тенденциями современного образования, связанными с вопросами подготовки молодых специалистов как непрерывного процесса взаимодействия всех его участников на разных уровнях. Наставничество как модель построения отношений в среднем профессиональном образовании (СПО) является технологией интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей. Цель статьи: определить состояние движения наставничества в Институте среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского (ИСПО). Методология и методы. В исследовании использованы такие методы, как изучение и анализ научной литературы, обобщение и анализ педагогического опыта, а также методы практического исследования, связанные с разработкой, адаптацией анкет по разным формам наставничества и дальнейшей обработкой и интерпретацией результатов анкетирования. Основные результаты исследования. В статье рассматриваются вопросы состояния наставничества в ИСПО, представлен анализ результатов мониторинга различных форм наставничества («студент - студент», «студент вуза - студент колледжа», «работодатель - студент»), позволяющий оценить влияние наставничества на становление профессионально-личностных качеств будущих специалистов, их уровень ожиданий и притязаний, связанный с ролью наставника, а в целом на качество подготовки будущих специалистов дошкольного образования. Научная новизна исследования. Описана модель наставничества в СПО на основе мониторинга состояния движения наставничества в ИСПО. Практическая значимость. Материалы статьи могут быть полезны преподавателям СПО, методистам, групповым руководителям практики, работодателям дошкольных образовательных организаций для осуществления практико-ориентированного обучения студентов СПО. Результаты исследования представляют интерес для дальнейшей разработки модели наставничества и ее реализации в ИСПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валовик Наталья Алексеевна, Кудрявцева Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF EFFECTIVE PEDAGOGICAL EXPERIENCE OF VARIOUS FORMS OF MENTORING IN VOCATIONAL SCHOOLS

The relevance of studying the experience of mentoring is justified by the trends of modern education related to the training of young professionals as a continuous process of interaction of all its participants at different levels. Mentoring, as a model of building relationships in vocational education and training, is a technology of intensive personal development, transfer of experience and knowledge, formation of skills, competencies and values. The purpose of the article is to determine the state of the mentoring movement in ISPO. Methodology and methods. The research uses such methods as the study and analysis of scientific literature, generalization and analysis of pedagogical experience, as well as methods of practical research related to the development, adaptation of questionnaires for various forms of mentoring and further processing and interpretation of the results of the questionnaire. The main results of the study. The article discusses the issues of mentoring in ISPO, presents an analysis of the results of monitoring various forms of mentoring («student -student», «university student - college student», «employer - student»), allowing to assess the impact of mentoring on the formation of professional and personal qualities of future specialists, their level of expectations and claims associated with the role of mentor, and in general, on the quality of training of future specialists of preschool education. Scientific novelty of the research. A model of mentoring in SPO based on monitoring the state of the mentoring movement in ISPO is described. Practical significance. The materials of the article can be useful to teachers of secondary vocational education, methodologists, group practice managers, employers of pre-school educational institutions for the organization of practice-oriented training of students of secondary vocational education. The results of the study are of interest for further development of the mentoring model and its implementation in ISPO.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ НАСТАВНИЧЕСТВА В СПО»

Современные технологии подготовки кадров

Modern Technologies of Personnel Training

(i)

(2)

УДК 377

DOI: 10.25688/2782-6597.2023.6.2.3

Н. А. Валовик(!), С. В. Кудрявцева(2)

Московский городской педагогический университет, Москва, Российская Федерация E-mail: valovikna@mgpu.ru

Московский городской педагогический университет, Москва, Российская Федерация E-mail: kudryavtsevasv@mgpu.ru

Мониторинг эффективного педагогического опыта различных форм наставничества в СПО

Аннотация. Актуальность изучения опыта наставничества обоснована тенденциями современного образования, связанными с вопросами подготовки молодых специалистов как непрерывного процесса взаимодействия всех его участников на разных уровнях. Наставничество как модель построения отношений в среднем профессиональном образовании (СПО) является технологией интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей.

Цель статьи: определить состояние движения наставничества в Институте среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского (ИСПО).

Методология и методы. В исследовании использованы такие методы, как изучение и анализ научной литературы, обобщение и анализ педагогического опыта, а также методы практического исследования, связанные с разработкой, адаптацией анкет по разным формам наставничества и дальнейшей обработкой и интерпретацией результатов анкетирования.

Основные результаты исследования. В статье рассматриваются вопросы состояния наставничества в ИСПО, представлен анализ результатов мониторинга различных форм наставничества («студент - студент», «студент вуза - студент колледжа», «работодатель - студент»), позволяющий оценить влияние наставничества на становление

© Валовик Н. А., Кудрявцева С. В., 2023

профессионально-личностных качеств будущих специалистов, их уровень ожиданий и притязаний, связанный с ролью наставника, а в целом на качество подготовки будущих специалистов дошкольного образования.

Научная новизна исследования. Описана модель наставничества в СПО на основе мониторинга состояния движения наставничества в ИСПО.

Практическая значимость. Материалы статьи могут быть полезны преподавателям СПО, методистам, групповым руководителям практики, работодателям дошкольных образовательных организаций для осуществления практико-ориентиро-ванного обучения студентов СПО. Результаты исследования представляют интерес для дальнейшей разработки модели наставничества и ее реализации в ИСПО.

Ключевые слова: методология наставничества; модель наставничества; мотивированность субъектов; профессиональные компетенции; федеральные государственные образовательные стандарты; формы наставничества.

UDC 377

DOI: 10.25688/2782-6597.2023.6.2.3

N. A. Valovik«, S. V. Kudryavtseva(2)

w Moscow City University, Moscow, Russian Federation E-mail: valovikna@mgpu.ru <2) Moscow City University, Moscow, Russian Federation E-mail: kudryavtsevasv@mgpu.ru

Monitoring of effective pedagogical experience of various forms of mentoring in vocational schools

Abstract. The relevance of studying the experience of mentoring is justified by the trends of modern education related to the training of young professionals as a continuous process of interaction of all its participants at different levels. Mentoring, as a model of building relationships in vocational education and training, is a technology of intensive personal development, transfer of experience and knowledge, formation of skills, competencies and values.

The purpose of the article is to determine the state of the mentoring movement in ISPO.

Methodology and methods. The research uses such methods as the study and analysis of scientific literature, generalization and analysis of pedagogical experience, as well as methods of practical research related to the development, adaptation of questionnaires for various forms of mentoring and further processing and interpretation of the results of the questionnaire.

The main results of the study. The article discusses the issues of mentoring in ISPO, presents an analysis of the results of monitoring various forms of mentoring («student -student», «university student - college student», «employer - student»), allowing to assess the impact of mentoring on the formation of professional and personal qualities of future specialists, their level of expectations and claims associated with the role of mentor, and in general, on the quality of training of future specialists of preschool education.

Scientific novelty of the research. A model of mentoring in SPO based on monitoring the state of the mentoring movement in ISPO is described.

Practical significance. The materials of the article can be useful to teachers of secondary vocational education, methodologists, group practice managers, employers of preschool educational institutions for the organization of practice-oriented training of students of secondary vocational education. The results of the study are of interest for further development of the mentoring model and its implementation in ISPO.

Keywords: mentoring methodology; mentoring model; motivation of subjects; professional competencies; Federal state educational standards; forms of mentoring.

Возрождение института наставничества становится одним из приоритетных направлений профессионального образования1. Задача формирования методологии наставничества поставлена в федеральных проектах «Образование», «Современная школа», «Молодые профессионалы». Интересный проект целевой модели наставничества представлен авторским коллективом, в состав которого вошли Н. Ю. Синягина, В. А. Березина, И. Л. Пронь-кина, А. Н. Бубнова2 [5, 10]. Разработанная и апробированная программа данного коллектива напрямую связана с потребностью повышения профессиональной и личностной мотивированности субъектов образовательного процесса. По мнению авторов, такая программа позволяет вовлечь в разные формы наставничества не менее 70 % обучающихся на ступени среднего профессионального образования (СПО). Результаты этого исследования, а также анализ ряда других источников по данной проблеме послужили основой для разработки анкет мониторинга опыта различных форм наставничества в Институте среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского (ИСПО) и их адаптации к реально существующим условиям.

Наставничество как модель построения отношений в СПО является технологией интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей3.

1 Национальный проект «Образование» // Минпросвещения России. URL: https://edu.gov.ru/ national-project (дата обращения: 12.12.2022); Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 23 января 2020 г. № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» // КонсультантПлюс. Надежная правовая поддержка. URL: https://rulaws. ru/acts/Pismo-Minprosveschemya-Rossii-ot-23.01.2020-N-MR-42_02/ (дата обращения: 12.12.2022); Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // ФГОС. Основное общее образование. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 07.12.2021).

2 Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися / Н. Ю. Синягина [и др.] // Сайт дома детского творчества «Современник», Санкт-Петербург. URL: https://ddtsovremennik.spb.ru/ wp-content/uploads/mentoring/metod-mentoring-2021.pdf (дата обращения: 18.11.2022).

3 Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися // Распоряжение

Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, в раскрытии личностного потенциала, возможностей его саморазвития и профессиональной направленности. Выделить особую роль наставника в процессе формирования личности представляется возможным потому, что в основе наставнических отношений лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства. Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников [1]. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, развитию новых компетенций, органичному становлению полноценной личности.

Наставничество способствует решению следующих задач:

- раскрытию потенциала каждого наставляемого;

- формированию жизненных ориентиров и ценностей;

- повышению мотивации к учебе и улучшению образовательных результатов обучающихся;

- созданию условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, подготовке обучающегося к самостоятельной, осознанной профессиональной деятельности [3, 5].

Актуальность изучения опыта наставничества обоснована тенденциями современного образования, связанными с вопросами подготовки молодых специалистов как непрерывного процесса взаимодействия всех его участников на разных уровнях.

Цель мониторинга: анализ состояния движения наставничества на современном этапе в ИСПО.

Задачи мониторинга:

- охарактеризовать представления обучающихся по специальностям «Дошкольное образование» и «Специальное дошкольное образование» о программах наставничества;

- выявить ожидания обучающихся от наставников;

- выяснить мнение работодателей, сотрудников детских садов о наставничестве, охарактеризовать состояние данного движения в практике дошкольного образования.

Мониторинг проводился среди студентов младших и старших курсов, обучающихся в ИСПО; студентов, обучающихся на ступени высшего образования (бакалавриат), а также среди сотрудников дошкольных образовательных организаций (ДОО) по направлениям наставничества: «работодатель - студент», «студент - студент». Участниками мониторинга стали: обучающиеся 1-го курса — 102 человека; 3-4-х курсов — 60 человек; студенты вуза, бывшие выпускники колледжей — 20 человек; педагоги ДОО — 15 человек.

Для проведения мониторинга была разработана анкета, направленная на выявление отношения к наставничеству, определение и постановку цели

Минпросвещения России от 25.12.2019 .№ Р-145. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/b014f-0f434e770efe527956bdb272a38/download/2649/ (дата обращения: 18.11.2022).

и задач наставничества, понимание и принятие роли наставника, определение эффективных форм и средств взаимодействия наставника и наставляемого, а также установление конкретных проблем участников опроса.

В процессе мониторинга высветился целый ряд проблем и запросов со стороны студентов как младших, так и старших курсов, определилось отношение работодателей к институту наставничества. При обработке анкеты выделяются три уровня представлений о наставничестве и отношения к нему, выраженных в баллах:

- высокий уровень выраженности качества — от 8 до 10;

- средний уровень выраженности качества — от 5 до 7;

- низкий уровень выраженности качества — от 1 до 4.

Форма наставничества «студент — студент» предполагает взаимодействие, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое, но тем не менее лишенное строгой субординации влияние на наставляемого.

Результаты анкетирования по форме «студент - студент» показали следующее:

Во-первых, часть студентов сталкивались раньше с программами наставничества в школе (27 чел.), спортивных секциях (8 чел.), колледже (39 чел.), причем об этом в большей мере говорят первокурсники (рис. 1).

Рис. 1. Результаты опроса об участии обучающихся в программах наставничества

Во-вторых, от общения с наставниками из 102 опрошенных студентов 1-х курсов ожидают высокого уровня комфорта — 90 чел., среднего уровня — 12 чел., низкого уровня не наблюдается. Студенты 3-4-х курсов (из 60 опрошенных) при общении с наставляемыми ожидают: высокого уровня комфорта — 45 чел., среднего уровня — 15 чел., низкого уровня не наблюдается (рис. 2).

Анализ данных выявил примерно одинаковое соотношение ожиданий учащихся старших и младших курсов: высокий уровень ожиданий преобладает;

Рис. 2. Результаты опроса студентов по уровню комфорта в общении с наставниками

средний уровень демонстрирует близкие по значению показатели; низкого уровня не наблюдается. Это говорит о том, что независимо от курса студенты нуждаются в общении с наставником, но такое общение должно носить доверительный, располагающий характер, который создает благоприятную обстановку для взаимодействия и ведет к ощущению комфорта.

Результаты опроса студентов младших курсов позволили обнаружить разные уровни ожиданий (от низкого до высокого) по следующим вопросам:

1. Ожидание полезных и интересных встреч с наставниками: высокий уровень — 89 чел., средний уровень — 13 чел., низкий — 0 чел. (рис. 3).

Ожидаемый уровень полезных и интересных встреч с наставниками 100 - - 89

х ^ £ 80 X

з /и О ¿гг) ................................

С

О Е 40 и ¥ 30 | 20

13

I °

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Рис. 3. Результаты опроса студентов 1-го курса об ожиданиях от встреч с наставниками

2. Ожидаемый уровень поддержки от наставника: высокий — 85 чел., средний — 14 чел., низкий — 3 чел. (рис. 4).

Ожидаемый уровень поддержки от наставника оп Я5

х 80 шШ 170 ш 8Я1 Э 60 о 1111 с;п 1111 Ш

И

и

Иг

о ни § 40 ш 30 Я т 120 и о 1111 ^ 1П Кг

и

■ —м— Й ; шшшшт

к

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Рис. 4. Результаты опроса студентов 1-го курса об уровне поддержки от наставников

3. Нуждается в помощи наставника: высокий уровень — 65 чел., средний — 32 чел., низкий — 5 чел. (рис. 5).

Помощь от наставника

7° 65

Ц 3 2

—5—

И _

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Рис. 5. Результаты опроса студентов 1-го курса об уровне необходимости помощи наставников

4. Особенно ценными в программе наставничества студенты 1-го курса

считают направления, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Ожидания студентов 1-го курса от программы «Наставничество»

Количество

№ Выбор студентов выборов (чел.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Получение помощи 32

2 Получение своевременной информации в доступной форме 30

от младших кураторов

3 Помощь во вступлении в студенческую жизнь 28

4 Понимание и поддержка 27

5 Помощь в получении новых знаний (обучении) 20

6 Получение опыта 15

7 Получение дополнительной помощи от педагога 15

8 Общение со старшекурсниками по вопросам педагогической практики 15

Итак, можно утверждать, что студенты младших курсов больше нуждаются в эмоциональной поддержке, что связано с переходом в новый статус студента колледжа. Первокурсники пытаются осмыслить и принять свои обязанности и права, соответствовать им, и в этом для них важна поддержка наставника — студента старшего курса. Учебный процесс и подача дидактического материала в вузе отличаются от того, к чему привыкли выпускники школ, поэтому для первокурсников, помимо помощи со стороны студента-старшекурсника, необходимо взаимодействие с педагогом в определенном формате.

Опрос старшекурсников по вопросам наставничества продемонстрировал их готовность к общению со студентами 1-го курса и открытость для такого взаимодействия. Приведем некоторые результаты анкетирования.

1. Большинство из опрошенных видят себя в роли наставников: высокий уровень — 31 чел., средний уровень — 25 чел., низкий — 4 чел. (рис. 6).

Рис. 6. Результаты опроса студентов старших курсов об уровне осознания ими роли наставника

2. Уровень ожиданий от совместной работы с наставляемым: высокий 35 чел., средний — 25 чел., низкий — 0 чел. (рис. 7).

Рис. 7. Результаты опроса студентов старших курсов об ожидаемом уровне работы с наставляемыми

На вопрос о важности обучения наставничеству преобладающее количество студентов ответили, что считают это обязательным содержанием программ наставничества: высокий уровень — 40 чел., средний уровень — 18 чел., низкий уровень — 2 чел. (рис. 8).

Рис. 8. Результаты опроса студентов о важности обучения наставничеству

Обучение наставничеству — вопрос профессионально значимый, подтверждающий компетенции будущего педагога. И преобладание высокого уровня по этой позиции говорит о правильной направленности и мотивации студентов ИСПО.

В ходе анкетирования студенты старших курсов выразили свои ожидания от роли наставника (табл. 2). Отметим, что такие выборы говорят не только о желании самоутвердиться, но и о готовности реализовать себя в социальной сфере, попытаться заявить о своем профессионализме, проявить педагогические способности.

Таблица 2

Ожидания студентов старших курсов от роли наставника

Количество

№ Выбор студентов выборов (чел.)

1 Ожидание положительных эмоций 27

2 Удачное взаимодействие 25

3 Оказание поддержки 18

4 Обучение новому 15

5 Проявление лидерских качеств 15

6 Желание получить опыт в роли наставника 13

7 Хорошее выполнение поручения, работы 13

8 Готовность к передаче знаний 12

9 Успех 7

10 Затрудняюсь ответить 8

Интересным представляется такое направление наставничества, как «студент вуза - студент колледжа». Оно показывает заинтересованность студентов вуза, а также может стать фактором обеспечения преемственности в работе двух ступеней образования. Такую готовность вузовских студентов необходимо учитывать при реализации программ наставничества.

Анкетированием студентов вуза, бывших выпускников колледжей, было охвачено 20 человек. Представим полученные данные.

1. Отвечая на вопрос о пользе наставничества и необходимости реализовы-вать программу наставничества между студентами СПО и вуза, респонденты сделали положительные выборы: высокий уровень — 12 чел., средний уровень — 8 чел., низкий уровень — 0 чел. (см. рис. 9). Это говорит о желании студентов бакалавриата поделиться своим опытом, поддержать студентов СПО.

2. Наиболее эффективными формами взаимодействия студентов были отмечены выборы, представленные в таблице 3.

Анкетирование по такому направлению наставничества, как «работодатель - студент», показало, что из опрошенных пятнадцати человек — педагогов ДОО, — все, в той или иной мере, сталкивались с программами наставничества: при обучении в школах, колледжах и вузах, на работе. Все респонденты также являются руководителями студенческой практики на базах практики и непосредственно выступают в роли наставников.

1. Эффективными формами работы со студентами, направленными на развитие их профессиональных интересов, все воспитатели назвали профориентационные

Польза наставничества

14 -

12

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Рис. 9. Результаты опроса студентов о необходимости программы наставничества между высшей и средней ступенями профессионального образования

Таблица 3

Формы взаимодействия студентов высшей и средней ступеней профессионального образования

№ Выбор студентов Количество выборов (чел.)

1 Совместные встречи выпускников колледжа со студентами младших и старших курсов СПО (круглый стол, деловые игры, брейн-ринг и др.) 15

2 Проведение совместных конференций по актуальным вопросам дошкольного образования 11

3 Обмен опытом по подготовке и защите выпускных квалификационных (дипломных) работ 7

4 Проведение педагогических гостиных 4

тесты, педагогические игры, встречи с представителями образовательных учреждений, экскурсии на разные базы практики.

2. Также педагогами ДОО был предложен целый ряд мероприятий для работы со студентами в роли наставляемых, в том числе:

- организация экскурсий для студентов младших курсов в ДОО;

- организация круглых столов, деловых игр;

- профориентационное тестирование;

- показ открытых занятий и мастер-классов наставниками на базе ДОО;

- работа в клубах молодого специалиста в ДОО (мастер-классы, семинары, читательский клуб, коммуникативные тренинги);

- конкурсы проектных работ;

- организация тьюторства, волонтерства;

- формирование наставнической позиции воспитателя в процессе проведения педагогической практики в образовательных учреждениях;

- организация мероприятий по обмену опытом и участие в них студентов;

- привлечение студентов к работе в системе МЭШ в рамках заданий к педагогической практике (разработка модельных занятий и т. п.).

В целом педагоги, работающие в ДОО, считают, что они готовы к роли наставников, могут оказать поддержку и квалифицированную помощь, соответствовать ожиданиям наставляемых студентов СПО. Ожидаемое качество передачи наставниками необходимых практических навыков: высокий уровень — 10 чел., средний уровень — 5 чел., низкий уровень — 0 чел. (рис. 10).

Рис. 10. Результаты опроса педагогов ДОО о готовности к роли наставников

Анкетирование выявило заинтересованность в сотрудничестве работодателей и студентов СПО через разнообразные мероприятия и формы работы, соответствующие новым подходам в педагогической практике. В связи с этими данными для реализации программы следует продумать эффективную модель наставничества (см. рис. 11). Она должна быть разноуровневой, охватывать различные категории участников, предусматривать процесс перехода из одной роли в другую, причем каждая категория может выступать и в роли наставляемого, и в роли наставника.

Рис. 11. Примерная модель наставничества в СПО

Таким образом, основываясь на полученных результатах мониторинга, можно сказать, что возрождающееся движение наставничества уже в новых условиях и реалиях позволит студенту, будущему молодому специалисту, решать многие возникающие профессиональные и личностные проблемы уже на этапе их возникновения, а также повысить профессиональный уровень компетентности с постоянной поддержкой более опытного и мудрого наставника.

Список источников

1. Ковалевский В. А., Шуляк Н. В. Наставничество в системе образования. Руководителям образовательных учреждений, методистам, наставникам и молодым учителям. Красноярск: Литера-принт, 2018. 98 с.

2. Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися / Н. Ю. Синягина [и др.] [Электронный ресурс] // Сайт дома детского творчества «Современник», Санкт-Петербург. URL: https://ddtsovremennik.spb.ru/wp-content/uploads/mentoring/metod-mentoring-2021.pdf (дата обращения: 18.11.2022).

3. Наставничество в образовании: современная практика: сб. материалов Между-нар. (заочной) науч.-практ. конф., 20 ноября 2019 г. / ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий». Курган, 2019. 188 с.

4. Наставничество в системе образования России: практ. пособие для кураторов в образоват. организациях / под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. М.: Рыбаков Фонд, 2016. 153 с.

5. Наставничество: эффективная форма обучения: настольная книга: информа-ционно-метод. материалы / авт.-сост.: Л. Н. Нугуманова, Т. В. Яковенко. 2-е изд., доп., перераб. Казань: ИРО РТ, 2020. 51 с.

6. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] // Минпросвеще-ния России. URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 12.12.2022).

7. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 23 января 2020 г. № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Надежная правовая поддержка. URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-23.01.2020-N-MR-42_02/ (дата обращения: 12.12.2022).

8. Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // ФГОС. Основное общее образование. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 07.12.2021).

9. Распоряжение Минпросвещения России от 25 декабря 2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ b014f0f434e770efe527956bdb272a38/download/2649/ (дата обращения: 18.11.2022).

10. Ядро среднего профессионального педагогического образования в структуре подготовки педагогических кадров / И. С. Казакова [и др.] // Вестник МГПУ. Серия: Современный колледж. 2022. № 2(2). С. 6-17. DOI: 10.25688/2782-6597.2022.2.2.1

References

1. Kovalevsky, V. A., & Shulyak, N. V. (2018). Mentoring in the education system. Heads of educational institutions, methodologists, mentors and young teachers. Krasnoyarsk: Litera-print. 98 p. (In Russ.).

2. Sinyagina, N. Yu., Berezina, V. A., Bogacheva, T. Yu., Pronkina, I. L., Kondratie-va, I. A., Davydova, O. G., & Bubnova, A. N. (n. d.). Methodology (target model) of mentoring students for organizations engaged in educational activities in general education, additional general education and secondary vocational education programs, including using the best practices of experience exchange between students. Website of the house of children's creativity «Sovremennik» St. Petersburg. (In Russ.). Retrieved from https:// ddtsovremennik.spb.ru/wp-content/uploads/mentoring/metod-mentoring-2021.pdf

3. Mentoring in education: modern practice. (2019). Collection of materials of the international (correspondence) scientific and practical conference, November 20, 2019. GAOU DPO «Institute for the Development of Education and Social Technologies». Kurgan. 188 p. (In Russ.).

4. Mentoring in the Russian education system. (2016). Practical guide for curators in educational organizations. Edited by N. Y. Sinyagina, T. Y. Raifschneider. Moscow: Rybakov Foundation. 153 p. (In Russ.).

5. Mentoring: an effective form of learning. The handbook. Information method. materials. Author-comp. L. N. Nugumanova, T. V. Yakovenko. 2nd edition, supplement, reprint. Kazan: IRO RT. 51 p. (In Russ).

6. National project «Education». (n. d.). Ministry of Education of Russia. (In Russ.). Retrieved from https://edu.gov.ru/national-project

7. Legislation of the Russian Federation. (2020). Letter of the Ministry of Education of the Russian Federation dated January 23, 2020 No. MR-42/02 «On the direction

of the target model of mentoring and methodological recommendations». ConsultantPlus. Reliable legal support. (In Russ.). Retrieved from https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosves-cheniya-Rossii-ot-23.01.2020-N-MR-42_02/

8. Legislation of the Russian Federation. (2013). Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 17.10.2013 No. 1155 «On approval of the Federal State Educational Standard of preschool education». FGOS. Basic general education. (In Russ.). Retrieved from https://fgos.ru/fgos/fgos-do/

9. Legislation of the Russian Federation. (2019). Order of the Ministry of Education of Russia dated December 25, 2019 No. P-145 «On approval of the methodology (target model) of mentoring students for organizations engaged in educational activities in general education, additional general education and secondary vocational education programs, including using the best practices of experience exchange between students». (In Russ.). Retrieved from https://docs.edu.gov.ru/document/b014f0f434e770efe527956bdb272a38/ download/2649/

10. Kazakova, I. S., Minyar-Belorucheva, E. Yu., Emelianenko, M. S., Kalinin, A. S., Gerasimenko, S. V., Vorobyeva, N. A., & Nikitina, E. K. (2022). The core of secondary vocational pedagogical education in the structure of teacher training. MCU Journal Modern College, 2(2), 6-17. (In Russ.). DOI: 10.25688/2782-6597.2022.2.2.1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.