Научная статья на тему 'НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ'

НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ТУРКМЕНСКИЕ СТУДЕНТЫ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костикова Лидия Петровна, Ковтун Наталья Владимировна, Федотова Оксана Сергеевна

Введение. Наставничество является одним из основных инструментов адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе. Определение отношения иностранных студентов к различным формам организации наставничества будет способствовать повышению уровня их профессиональной подготовки. Цель исследования - выявить мнение туркменских студентов о наставниках и наставляемых и определить основные направления индивидуализации психолого-педагогического сопровождения иностранных студентов в российском вузе. Материалы и методы. В исследовании приняло участие 55 туркменских студентов Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. Эмпирические методы включали онлайн опрос иностранных студентов с использованием облачных технологий (Google Forms), включенное наблюдение, собеседование. Результаты исследования. Проведённое исследование позволило выявить положительное отношение туркменских студентов к наставничеству, а именно: 41 участник опроса (75%) ответили, что наставниками можно считать преподавателей, которые передают студентам свои знания и опыт и строго контролируют процесс обучения; 8 человек (15%) отметили своих одногруппников в качестве наставников, что говорит о хорошем климате внутри коллектива и некоторой готовности туркменских студентов к баддингу. Более половины респондентов 31 человек (56,3 %) считают, что наставники должны поддерживать отношения и взаимодействовать с родителями или представителями иностранных студентов, что дает студентам дополнительное ощущение безопасности. 45 участников опроса (82 %) высказали мнение, что наставника менять не нужно, однако 10 человек (18%) посчитали, что наставники на разных этапах профессионального роста должны быть разные. Наставничество способствует повышению индивидуализации и персонализации в профессиональной подготовке иностранных студентов. Заключение. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки различных форм наставничества в профессиональной подготовке иностранных студентов - групповой, индивидуальной, виртуальной; оказания помощи в дальнейшем трудоустройстве; в разработке и реализации выпускной квалификационной работы в форме стартапа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костикова Лидия Петровна, Ковтун Наталья Владимировна, Федотова Оксана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTORING IN PROFESSIONAL TRAINING OF INTERNATIONAL STUDENTS

Introduction. Mentoring is one of the major instruments of international students’ adaptation to getting education in Russian universities. Finding out the attitude of international students to various forms of mentoring will help their professional growth. The object of the research is to find out the opinion of Turkman students about mentors and mentees and to define the main ways to ensure individualized psychological pedagogical support of international students in Russian universities. Materials and Methods. The total number of Turkman respondents of Ryazan State University named after S. A. Yesenin who took part in the survey was 55. Empirical methods included online opinion poll of international students with the help of cloud technologies (Google Forms), participant observation method, interview. Results of the Study. The data obtained show positive attitude of Turkman students towards mentoring. To wit, 41 survey participants (75 %) gave an answer that a mentor is a university lecturer or teacher sharing their knowledge and experience with their students and supervising the whole process of learning. 8 people (15 %) consider their groupmates to be mentors, which shows potential readiness of some Turkman students for budding. Over 50 % of those who took part in the poll believe that mentors must communicate with their relatives or official representatives as it ensures their feeling of security. 45 international students (82 %) said that there should be one mentor who will supervise them during the whole period of university education, with only 10 people (18 %) considering that mentors should be different at each stage of their professional growth and development. Mentoring serves the purpose of individualized professional training of international students. Conclusion. The results of the research can profit educators to work out the strategy of further development of various forms of mentoring (group, individual, virtual) while giving professional training to international students. Besides, they will help international graduates find gainful employment. Another application of the results obtained is doing graduation research work in the form of Startup.

Текст научной работы на тему «НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojoumal.wordpress.com/2022-2/22-03/ Дата публикации: 30.06.2022 УДК 374.73

Л. П. Костикова, Н. В. Ковтун, О. С. Федотова

Наставничество в профессиональной подготовке иностранных студентов

Введение. Наставничество является одним из основных инструментов адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе. Определение отношения иностранных студентов к различным формам организации наставничества будет способствовать повышению уровня их профессиональной подготовки.

Цель исследования - выявить мнение туркменских студентов о наставниках и наставляемых и определить основные направления индивидуализации психолого-педагогического сопровождения иностранных студентов в российском вузе.

Материалы и методы. В исследовании приняло участие 55 туркменских студентов Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. Эмпирические методы включали онлайн опрос иностранных студентов с использованием облачных технологий (Google Forms), включенное наблюдение, собеседование.

Результаты исследования. Проведённое исследование позволило выявить положительное отношение туркменских студентов к наставничеству, а именно: 41 участник опроса (75%) ответили, что наставниками можно считать преподавателей, которые передают студентам свои знания и опыт и строго контролируют процесс обучения; 8 человек (15%) отметили своих одногруппников в качестве наставников, что говорит о хорошем климате внутри коллектива и некоторой готовности туркменских студентов к баддингу. Более половины респондентов 31 человек (56,3 %) считают, что наставники должны поддерживать отношения и взаимодействовать с родителями или представителями иностранных студентов, что дает студентам дополнительное ощущение безопасности. 45 участников опроса (82 %) высказали мнение, что наставника менять не нужно, однако 10 человек (18%) посчитали, что наставники на разных этапах профессионального роста должны быть разные. Наставничество способствует повышению индивидуализации и персонализации в профессиональной подготовке иностранных студентов.

Заключение. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки различных форм наставничества в профессиональной подготовке иностранных студентов - групповой, индивидуальной, виртуальной; оказания помощи в дальнейшем трудоустройстве; в разработке и реализации выпускной квалификационной работы в форме стартапа.

Ключевые слова: наставничество, профессиональная подготовка, иностранные студенты, туркменские студенты, психолого-педагогическое сопровождение

Ссылка для цитирования:

Костикова Л. П., Ковтун Н. В., Федотова О. С. Наставничество в профессиональной подготовке иностранных студентов // Перспективы науки и образования. 2022. № 3 (57). С. 74-89. doi: 10.32744^е.2022.3.5

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-03/ Accepted: 22 January 2022 Published: 30 June 2022

L. P. Kostikova, N. V. Kovtun, O. S. Fedotova

Mentoring in professional training of international students

Introduction. Mentoring is one of the major instruments of international students' adaptation to getting education in Russian universities. Finding out the attitude of international students to various forms of mentoring will help their professional growth.

The object of the research is to find out the opinion of Turkman students about mentors and mentees and to define the main ways to ensure individualized psychological pedagogical support of international students in Russian universities.

Materials and Methods. The total number of Turkman respondents of Ryazan State University named after S. A. Yesenin who took part in the survey was 55. Empirical methods included online opinion poll of international students with the help of cloud technologies (Google Forms), participant observation method, interview.

Results of the Study. The data obtained show positive attitude of Turkman students towards mentoring. To wit, 41 survey participants (75 %) gave an answer that a mentor is a university lecturer or teacher sharing their knowledge and experience with their students and supervising the whole process of learning. 8 people (15 %) consider their groupmates to be mentors, which shows potential readiness of some Turkman students for budding. Over 50 % of those who took part in the poll believe that mentors must communicate with their relatives or official representatives as it ensures their feeling of security. 45 international students (82 %) said that there should be one mentor who will supervise them during the whole period of university education, with only 10 people (18 %) considering that mentors should be different at each stage of their professional growth and development. Mentoring serves the purpose of individualized professional training of international students.

Conclusion. The results of the research can profit educators to work out the strategy of further development of various forms of mentoring (group, individual, virtual) while giving professional training to international students. Besides, they will help international graduates find gainful employment. Another application of the results obtained is doing graduation research work in the form of Startup.

Keywords: mentoring, professional training, international students, Turkman students, psychological and pedagogical support

For Reference:

Kostikova, L. P., Kovtun, N. V., & Fedotova, O. S. (2022). Mentoring in professional training of international students. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 57 (3), 74-89. doi: 10.32744/pse.2022.3.5

_Введение

всеобщая Декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии, принятая XXXI сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО в 2001 году, констатирует, что «каждый человек имеет право на качественное образование и профессиональную подготовку в условиях полного уважения его культурной самобытности» [1, с. 27]. Являясь одной из ведущих стран в области экспорта образования, Россия каждый год принимает большое количество иностранных студентов как из ближнего, так и дальнего зарубежья. Вхождение молодых людей в академическую среду в контексте незнакомой им культуры, но при сохранении их национальной самобытности требует поиска новых эффективных решений. Одним из таких решений, безусловно, выступает организация в высшем образовании наставничества. Европейский совет по наставничеству и коучингу (European Mentoring and Coaching Council - EMCC) является официальной международной структурой, которая инициировала создание стандартных структур, правил и процедур для наставничества и определила набор компетенций для тренеров и наставников и виды наставничества, используемые нами для выбора наиболее подходящей модели для обучения иностранных студентов [2].

В условиях интернационализации мировой образовательной системы внимание к наставничеству в профессиональной подготовке иностранных студентов в российских вузах является одним из решающих факторов повышения конкурентоспособности отечественного образования, которое рассматривается сейчас как инструмент влияния, «мягкая сила» в международных отношениях. «Привлечение иностранных студентов, справедливо утверждают Е.В. Воевода и Т.А. Глебова, - дает принимающей стране возможность постепенно сформировать у них присущую данному социуму систему ценностей и социокультурных норм» [3, с. 94].

В 2021 году в университеты России поступило более 270 тыс. иностранных студентов [4]. По данным сайта Russia Study Today, 766 университетов в 82 регионах страны предлагали в этом году иностранным гражданам 657 специальностей бакалавриата, магистратуры, специалитета и аспирантуры для обучения в России [5]. Для иностранных студентов разработано специальное мобильное приложение, в котором абитуриент может воспользоваться советами интеллектуального виртуального помощника и пройти в онлайн-формате тестирование и видео собеседование, не посещая зарубежные представительства Россотрудничества и российские посольства [6].

Даже в условиях пандемии Российское высшее образование остаётся востребованным во многих странах мира, особенно у абитуриентов из стран СНГ и Азии. «Привлекательность вуза на мировом рынке образовательных услуг - это один из показателей его успешности, который оценивается в том числе и количеством обучающихся в нем иностранных студентов», - не без основания подчёркивают Л. Ф. Белякова и соавт. [7, с. 128].

Стремление молодёжи к получению высшего образования в зарубежных университетах понятно и обосновано, поскольку это не только приобретение опыта обучения за рубежом, знакомство с культурой и традициями, но и возможность быть более востребованными у себя на родине. Наибольший интерес в отношении России наблюдается у студентов из постсоветских стран Средней Азии, Казахстана, Закавказья. Это объясняется особенностями их культуры и целевых установок [8, с. 89].

Адаптироваться к условиям обучения в России иностранным студентам помогают качества их характера. По наблюдениям Л. В. Мардахаева, О. И. Воленко и Е. Ю. Варламовой, студентам из Туркменистана помогают их «трудолюбие, взаимоподдержка, стремления к познанию нового, активность, проявление уважения к старшему поколению и преподавателю, почитание родителей» [9, с. 199]. И это важно, поскольку трудности в процессе психологической адаптации иностранных студентов к реалиям жизни в новой культурной среде могут «приводить к фрустрации, эмоциональной лабильности, выраженному утомлению, тревожности, возникновению внутриличност-ных и межличностных конфликтов, а также проблемам с успеваемостью и мотивацией к обучению» [10, с. 192].

К сожалению, русскоязычное население в бывших советских республиках с каждым годом заметно уменьшается, и изучение русского языка в Туркменистане, например, осуществляется, по сути, в условиях отсутствия языковой среды. В вузах в приоритете изучение английского языка. Вместе с тем, не смотря «на специфический характер социально-экономического и политического развития Туркменистана, - полагает А. М. Погорельская - российские вузы вполне могут предложить возможности по подготовке для туркменской экономики специалистов» [11, с. 159].

Для дальнейшего развития системы российского образования в целом и для психолого-педагогического сопровождения иностранных студентов существуют различные пути, и наставничество является одним их них. «Сформировалось общее понимание того, что система наставничества, - справедливо заявляют В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина и И. С. Сергеев, - может стать инструментом повышения качества образования, механизмом создания эффективных социальных лифтов, одним из катализаторов «технологического рывка» российской экономики» [12, с. 4].

В настоящее время наставничество рассматривается «как действенная форма профессиональной подготовки и нравственного воспитания молодежи» [13, с. 20]. О. В. Башарина справедливо называет наставничество стратегическим ресурсом повышения качества профессионального образования [14]. Особой популярностью наставничество пользуется в организациях высшего образования [15]. «Наличие наставника у иностранного студента во время обучения в российском вузе даст ему ощущение защищенности и личной заинтересованности принимающей стороны в его судьбе, что немаловажно для молодого человека, оторванного от своей семьи и друзей на время обучения» [16, с. 118].

М. В. Кларин подмечает новые черты, появившиеся в наставничестве в XXI веке - напарничество, так называемый баддинг (buddying), что означает дружескую поддержку и заботу со стороны равного, товарища, как правило более опытного в данном окружении. «От классического наставничества buddying отличается тем, что в нём участники равноправны» [17, с. 107]. Но при этом наставничество не всегда даёт положительный результат. В случае, если в организации существует жёсткая конкуренция, то дружеская помощь и поддержка работать не будут.

О. А. Береговая, С. С. Лопатина, Н. В. Отургашева рассматривают тьюторство как форму университетского наставничества, способствующую социокультурной адаптации иностранных студентов в российском вузе, т.е. их приспособлению к новой среде, языку, культуре, менталитету. При этом тьюторство понимается «как особый тип сопровождения образовательной деятельности человека в ситуациях неопределённого выбора, когда обучающийся выполняет образовательные действия, а тьютор создаёт условия для их осмысления и осуществления» [18, с. 158].

В зарубежной научной литературе тема наставничества обсуждается очень активно. В настоящее время для рассмотрения вопросов наставничества в форме коучинга и менторства в мировом масштабе создаются крупные ассоциации. Так, например, для совместной работы на мировом рынке коучинга и обеспечения общего взгляда на практику профессиональной работы в сфере коучинга, правил предоставления коучинговых услуг в мировом масштабе в ноябре 2012 года был создан Глобальный Альянс Коучинга и Менторства - GCMA (Global Coaching & Mentoring Alliance) [19].

В настоящее время значительное внимание уделяется профессиональной поддержке работников различных организаций. Наставничество является экономически эффективным и стабильным способом воспитания и развития таланта внутри самой организации, считает Д. Клаттербак, т.к. каждому сотруднику нужна поддержка [20]. Особой популярностью пользуется коучинг в команде, поскольку он способствует развитию наиболее эффективных путей совместной деятельности [21].

Вместе с тем, широко исследуется наставничество и в университетском образовании. К. Эзимма и соавт. видят в наставничестве путь к повышению качества высшего образования [22]. С. Де Оссорно Гарсия и Л. Дойл раскрывают особенности личности наставника (mentor) и наставляемого (mentee) и показывают, что от их взаимодействия зависит успех студента в образовательной деятельности [23].

Значительное число публикаций связано с наставничеством в научной деятельности. С. Хоанг и Т. Данг описывают особенности создания научных обществ, способствующих развитию научно-исследовательских навыков молодых ученых [24]. Р. Воль-форд, С. Джон, Дж. Нарула выявили в своем исследовании, что в условиях пандемии Covid-19 образовательные технологии, компьютерная самоэффективность, управленческая поддержка, вовлеченность студентов в образовательный процесс, возможности обучения, признание и т.д. стали ключевыми мотивационными факторами для обучающихся [25].

Несомненно, глобальная взаимная поддержка необходима для организации обучения иностранных студентов в различных вузах мира [26]. А. Айалон уверен, что студенческая взаимопомощь (co-mentoring) способствует взаимному усилению успеха в учёбе [27]. С. Влади подчёркивает значимость кросс-культурного наставничества (cross-cultural mentoring) среди студентов различных национальностей [28]. А. Фелтон, К. Волш, А. МакДональд обращают внимание на кросс-институциональное наставничество (cross institutional mentoring), необходимое для начинающих научных работников [29].

К. П. Кинг, Л. Норстранд, Дж. А. Леос раскрывая новые возможности в наставничестве в академической сфере, показывают, что у иностранных студентов также, как и у всех студентов, необходимо развивать умение решать проблемы, учиться самостоятельно, быть способными рефлексировать и ориентироваться в культурных традициях и обычаях страны пребывания [30].

А. Перез-Энсинас и Х. Родригез-Помеда анализируют восприятие иностранными студентами собственных потребностей при прохождении обучения за рубежом и приходят к выводу о том, что процессы интернационализации образования и рост академической мобильности заставляют высшие учебные заведения менять свою политику, проявлять больше внимания к потребностям иностранных студентов при обучении в другой стране [31]. Данный вопрос очень мало изучен и требует дальнейшего анализа.

Наставничество в среде иностранных студентов предполагает одновременно и решение многочисленных вопросов межкультурной коммуникации в образовательном

пространстве вуза, и учёт особенностей культуры и традиций родной страны иностранных студентов. Образовательная миграция и академическая мобильность превратили университеты в полиэтнические и плюрилингвальные образовательные организации, справедливо отмечает Е. В. Воевода [32]. При этом культурное разнообразие и межкультурное взаимодействие в образовательном процессе, соглашаясь, уточняет Д. Своллоу, способствуют установлению взаимопонимания, творческого сотрудничества между обучающимися и преподавателями [33]. Культурная глобализация возрождает интерес к национальным культурам, традициям, образу жизни, причём этот процесс стимулируется возникающими противоречиями между возрастающей глобализацией и попыткой сохранить национальную идентичность, авторитетно резюмирует А. В. Павловская [34].

Итак, обзор научной российской и зарубежной литературы показал, что наставничество детально изучено и широко применяется в экономической сфере деятельности, активно используется в сфере профессионально-технического образования. Однако наставничество в отношении иностранных студентов в научной литературе описано недостаточно.

Предположение исследования заключается в том, что полученные данные онлайн-опроса помогут выявить мнение туркменских студентов о наставничестве в учебной, внеучебной и научной деятельности, что позволит скорректировать профессиональную подготовку иностранных студентов в российском вузе.

Цель: выявить мнение туркменских студентов о наставниках и наставляемых и определить основные направления индивидуализации педагогического сопровождения иностранных студентов в российском вузе.

Задачи:

1. разработать диагностический инструментарий в виде онлайн тестирования посредством Google Forms;

2. осуществить опрос студентов и получить массив эмпирических данных;

3. проанализировать полученные данные и сделать выводы о мнениях туркменских студентов о наставниках и наставляемых, об индивидуализации педагогического сопровождения иностранных студентов в российском вузе.

_Методы и материалы исследования

Исследование базируется на двух основных методологических подходах: культурологическом, позволяющем выявлять особенности языков и культур иностранных студентов и учитывать их в образовательном процессе, и личностно-ориентирован-ном, делающем акцент на личности обучающегося, на его интересах, желаниях и потребностях.

Теоретические методы применялись при анализе, обобщении и систематизации положений научных работ российских и зарубежных авторов по вопросам педагогического сопровождения иностранных студентов, по особенностям применения коучин-га, менторинга и баддинга в профессиональном образовании.

Эмпирические методы. Основным эмпирическим методом исследования стал он-лайн-опрос, в котором приняли участие 55 иностранных студентов, Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина с применением облачных технологий (Google Forms) [https://forms.gle/dxK75yzgiMohpLWt8]. Авторы также обобщили свой

опыт общения с туркменскими студентами в учебной, внеучебной и научной сферах. Полученный массив экспериментальных данных был проанализирован и результаты исследования в авторской интерпретации были представлены с помощью графических организаторов информации (диаграмм, таблиц).

_Результаты исследования

Традиции наставничества в Рязанском государственном университете имени С. А. Есенина уходят корнями в советское прошлое, когда к студентам первых двух курсов прикреплялся куратор из числа преподавателей, ведущих занятия у этих студентов. В обязанности куратора входило постепенное введение младшекурсников в академическую среду вуза, знакомство с новыми условиями и режимом обучения, иерархией взаимоотношений в вузе, многочисленными возможностями научной, спортивной и общественной деятельности.

В конце 2000-х увеличение количества обучающихся привело к необходимости введения института тьюторства, когда работу по адаптации студентов в ряде аспектов взяли на себя более опытные и подготовленные студенты старших курсов: организация быта и досуга студентов в общежитии, участие в творческих конкурсах, совершенствование системы студенческого самоуправления и т.д.

Во второй половине нулевых в РГУ имени С.А. Есенина начался рост количества иностранных студентов. Различные представления о системе высшего образования, специфика этнопсихологических моделей взаимодействия с преподавателями и другими сотрудниками вуза, однокурсниками, соседями по общежитию оторванность от семьи и отсутствие ее поддержки, новые условия жизни в другой стране поставили вопрос об актуальности введении должности наставника иностранных студентов. Первые наставники появились в мононациональных группах студентов из Туркменистана. Это были люди, имеющие большой стаж преподавания в вузе, работы куратором, знания и опыт в области поликультурного взаимодействия. Однако подбор наставника осуществлялся во многом интуитивно.

Теперь накопленный опыт позволяет нам проанализировать требования, предъявляемые к наставнику самими иностранными студентами. Полученные данные позволят усовершенствовать взаимоотношения и взаимодействие между иностранными студентами и наставниками, которые, в свою очередь, становятся медиаторами двух и более культур в поликультурной среде современного российского вуза.

Мы провели анкетирование нескольких групп туркменских учащихся, проходящих обучение на разных курсах и по разным направлениям подготовки в РГУ имени С.А. Есенина (всего 55 человек). В том числе 20 студентов - выпускников 5 курса института истории, философии и политических наук. Именно эти студенты стали первой мононациональной группой, проходящей обучение под руководством наставника все 5 лет.

Исходя из этнопсихологических особенностей студентов из Средней Азии мы предполагали, что возраст наставников будет иметь большое значение для студентов, поскольку в странах Азии возраст уже достаточное основание для получения статуса наставника или советника. Кроме того, мы предположили, что статус наставника будет иметь значение для студентов, поскольку успешность - обязательный компонент иерархии отношений в азиатском обществе. Участникам можно было давать несколько вариантов ответа на вопрос. Мы получили следующие данные (см. рис. 1).

Наставник должен быть 55 ответов

старше и опытнее, чем вы

ровесников, но опытнее ь какой-то сфере

ровесником, когда он опытнее е одной сфере, вы в другой и ..

младше, но опытнее

возраст не имеет значения, таяяоеопыт, челоаечность,...

46 (83.6 У>)

50

Рисунок 1 Каким должен быть наставник?

Как видно из диаграммы подавляющее большинство, 46 человек (83,6 % опрошенных), считает, что наставник должен быть старше, 24 человека допускают, что наставником может стать ровесник при наличии определенного опыта и знаний, которыми не владеют остальные студенты. 4 человека допускают, что наставник может быть младше по возрасту. И только для одного человека возраст не имел значения при назначении наставника, этот респондент высказался в пользу наличия опыта и чуткого отношения к студентам. Полученные цифры доказывают правильность нашего предположения.

Именно поэтому большинство анкетируемых, 36 человек (63,6 %) ответили (Рисунок 2), что наставников нужно назначать из числа преподавателей вуза, либо из наиболее опытных студентов университета. Так считают 22 человека (40% опрошенных). 17 человек (30,9 %) отметили, что на старших курсах иностранным студентам нужно дать возможность самим выбрать наставников, поскольку они уже накопили достаточное количество опыта и знаний и могут, и хотят сами выбирать у кого учиться и чему. Один студент отметил, что при выборе наставников из числа студентов, нужно отдавать предпочтение российским студентам, имеющим специальную подготовку, поскольку именно российские студенты помогут лучше ориентироваться в условиях российского вуза.

Наставника 5-5 от-ветов

должны назначать из числа наиболее опытны* преподавателей университета должны назначать из числа наиболее опытным студентов университета

должны выбирать иностранные студенты сами

Должны ставить русских студентов, которые проодли р.ээчые? психологические зан

0 10 20 30 40

Рисунок 2 Кто назначает наставника?

Далее мы предложили студентам-иностранцам определить наиболее важные на их взгляд характеристики наставника (см. рис. 3). Только для 7 человек (12,7 % анкетируемых) статус наставника оказался существенен. Таким образом наше предположение о важности статуса наставника не были подтверждены. Большой опыт и знания оказались важны для 39 человек (70,9 %), уважение со стороны коллег и студентов выделили 26 человек (47,3%). Поскольку вопрос был открытым, студенты сами указывали важные для них характеристики. Как видно из диаграммы остальные категории рассматривались с точки зрения отношения к студентам, готовности помочь, умения защитить и поддержать. И получили 31, по 22 и 26 голосов соответственно. Эти данные требуют дополнительного осмысления, поскольку показывают потребность студентов в защите и опоре в отсутствии родительской поддержки.

Какие характеристики наставника вам важны? ответов

большой опыт и знания! уважение в университете со . I высск-ий статус в университете! хорошее отношение к студен . I желание пс мочь студентам!

доброта!

уиеки е защитит ь и лоддерж I

0

Рисунок 3 Какие характеристики наставника важны?

39 {70,9'К.)

Как мы уже отмечали азиатские студенты в силу своих традиций очень близки к семье и тяжело переживают разлуку. Поэтому (см. рис. 4) больше половины студентов 31 человек (56,3 %) считают, что наставники должны поддерживать отношения и взаимодействовать с родителями или представителями иностранных студентов. Это дает студентам дополнительное ощущение безопасности.

Должен ли наставник взаимодействовать с родителями или представителями иностранных студентов

55 ответов

■ Да

. нет

■ если на это есть необходимость

■ коща как

Рисунок 4 Взаимодействие наставников с родителями

Далее мы в таблице приводим ответы студентов, которые предполагали однозначный выбор да/нет (см. табл.).

Таблица

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подготовка наставников для работы с иностранными студентами

№ Вопрос Количество студентов, давших ответ ДА Количество студентов, давших ответ НЕТ

1. Нужно ли специально готовить наставников для работы с иностранными студентами? 34 21

2. Должны ли наставники учитывать национальные особенности своих наставляемых? 30 25

3. Должны ли наставники постоянно взаимодействовать со студентами? 22 33

4. Должно ли взаимодействие осуществляться в режиме оффлайн? 29 26

5. Должны ли наставники меняться в процессе обучения? 10 45

Нас, как исследователей, интересовал вопрос о необходимости подготовки кадров для осуществления наставнической деятельности при работе с иностранными студентами. Больше половины респондентов (34 человека (62% соответственно) считают, что наставникам нужна специальная культурологическая и этнопсихологическая база для продуктивного взаимодействия с иностранцами. 30 человек из числа опрошенных (54,5%) считают, что наставники должны учитывать национальные особенности своих наставляемых. В личных беседах остальные 25 человек (45 %) отметили, что раз они приехали в другую страну надолго, то и относиться к ним нужно так же, как к жителям этой страны, без поблажек и уступок.

На вопрос о необходимости постоянного взаимодействия наставника с наставляемыми 33 человека (60 % опрошенных) ответили, что не видят в этом практической значимости, в беседе студенты пояснили, что постоянный контроль и поддержка со стороны наставника требуются только на первых курсах, дальше молодые люди должны становиться самостоятельнее и обращаться к наставнику только за конкретной помощью или советом. В то же время 22 человека (40 %) чувствовали бы себя увереннее, находясь под постоянным наблюдением наставника.

Поскольку последние годы из-за пандемии COVID-19 обучение идет в смешанном формате, нам была интересна точка зрения иностранных студентов на формат взаимодействия с наставником. Как видно из таблицы, мнение разделилось почти пополам: 29 человек (53 %) предпочитают традиционное оффлайн общение, тогда как 26 человек (47 %) высказываются в пользу общения онлайн.

Когда туркменские студенты приступили к обучению в РГУ имени С. А. Есенина в 2017, все они приехали из домашних условий и сразу столкнулись с большим количеством сложностей от языковых до бытовых, за прошедшие пять лет студенты сильно изменились и повзрослели, поэтому наставник должен был меняться вместе со своими наставляемыми, перестраивать свое отношение от опеки над недавними школьниками до сотрудничества со взрослыми людьми. Поэтому наш следующий вопрос был о возможности или необходимости смены наставников в ходе обучения. 45 участников опроса (82 %) высказали мнение, что наставника менять не нужно, однако 10

человек (18%) посчитали, что наставники на разных этапах профессионального роста должны быть разные.

Институт наставничества только начинает внедряться в российской высшей школе, поэтому значимым был вопрос о том, кого туркменские студенты воспринимают как своих наставников помимо официально назначенного человека. Мы получили следующие ответы (см. рис. 5).

55 ответов

преподавателей! оратора! старших студентов! старших студентов-земляков!

однокурсников! учителей е школе | и также *очу досэгить рзэны Toco человека который помо

7{12,Т «1 S 04,5 <*] а (14,5 %) -5(14,5 %)

-1(1.8 %) 1 (1,8 %)

\ 41 (74,5 4)

шэг.7 %)

20

30

40

50

Рисунок 5 Кто ещё может быть наставником?

41 участник опроса (75%) ответили, что наставниками можно считать преподавателей, которые передают студентам свои знания и опыт и строго контролируют процесс обучения, 18 человек считают наставником своего куратора, который проводит с ними первые два года. Старшие студенты-земляки (их как наставников отметили 8 человек (15%) играют большую роль в адаптации иностранных студентов и занимают важную медиативную нишу, регулируя внутренние конфликты и взаимоотношения внутри землячества. Еще 8 человек отметили своих одногруппников в качестве наставников, это говорит о хорошем климате внутри коллектива и готовности туркменских студентов к баддингу. Еще 8 человек отметили учителей в школе как своих наставников, упомянуть учителей могли только студенты выпускного курса, поскольку у них закончилась практика в школе, поэтому это число незначительно. Но сам факт установления партнерских отношений с учителями является очень положительным знаком, который демонстрирует, что иностранные студенты не только ассимилировались в поликультурной среде вуза, но и успешно освоились в системе среднего образования РФ, а значит успешно выполнили программу обучения в вузе, став профессиональными педагогами.

_Обсуждение результатов

Полученные результаты исследования показали, что потребность иностранных студентов в помощи и поддержке в процессе адаптации к обучению в российском вузе отмечается Л. В. Мардахаевым, О. И. Воленко и Е. Ю. Варламовой [9]. Мы согласны с В. И. Блиновым и соавт. [12] в том, что наставничество направлено не только на скорейшую психологическую адаптацию иностранных студентов, но и на повышение их профессиональной подготовки.

Полученные нами данные о том, что при работе с иностранными студентами вообще и с туркменскими студентами, в частности, необходимо учитывать их этнопсихологические характеристики, согласуются с исследованиями, проведёнными Л. Ф. Беляковой и соавт. в Волгоградском государственном техническом университет [7]. Особенности национальной туркменской культуры, несомненно, проявляются и в выборе наставников.

Нашим исследованием установлено, что большинство туркменских студентов с уважением относятся к старшим и считают своими наставниками преподавателей, хотя и не исключают возможности видеть в качестве наставников и своих ровесников, имеющих больше опыта в определенной сфере. Но в отличие от М. В. Кларина [17] мы не считаем, что баддинг является перспективной моделью наставничества при обучении студентов из Средней Азии. Данные нашего опроса показывают, что очень небольшой процент туркменских студентов готов к принятию данной модели взаимоотношений. Из 55 опрошенных студентов только 8 человек (15%) указали на возможность принятия в качестве наставника своего ровесника, причем у 6 человек (11 %) данный ответ являлся второй опцией после наставника более старшего по возрасту. Мы можем предположить, что такие результаты обусловлены тем, что баддинг-модель наставничества является скорее продуктом западного общества и чужда обычаям и традициям стран Азии.

Наставники, по мнению студентов должны обладать опытом и знаниями, а также быть готовы помочь, защитить и поддержать. Поскольку азиатские студенты в силу своих традиций очень близки к семье и тяжело переживают разлуку, что отмечает и А. М. Погорельская [11], наставники должны поддерживать отношения и взаимодействовать с родителями или представителями иностранных студентов, что дает студентам дополнительное ощущение безопасности.

Как уже было отмечено нами ранее А. Айалон [27] и С. Влади [28] считают, что студенческое кросс-культурное наставничество играет значительную роль в адаптации иностранных студентов в поликультурной среде вуза. Однако эта точка зрения не находит подтверждения в нашем исследовании. Всего 1 человек (1,8 % опрошенных) указал российских студентов в качестве возможных наставников. Факторы, повлиявшие на данный результат, требуют дополнительного осмысления, исследования и объяснения.

Заключение

Таким образом, в период обучения в российском вузе иностранные студенты, несомненно, нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении, которое может осуществляться в форме наставничества. Представлены факты успешной деятельности наставников-преподавателей, обеспечивающих поддержку туркменских студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе, а именно, в учебной, внеучебной и научной деятельности, показана возможность использования баддинга (budding) как формы партнерства, дружеской помощи со стороны ровесников и более старших иностранных студентов.

В качестве перспективы дальнейшего исследования предполагается изучение мнения иностранных студентов относительно развития различных форм наставничества - групповой, индивидуальной, виртуальной; оказания помощи в дальнейшем трудоустройстве, в разработке Выпускной квалификационной работы в форме стартапа и его реализации.

ЛИТЕРАТУРА_

1. UNESCO Universal Declaration on Cultural Diversity, adopted by the 31st session of the General Conference of UNESCO, Paris, 2 November 2001. URL: https://unesdoc.unesco.Org/ark:/48223/pf0000127160 (дата обращения: 21.02.2022)

2. EMCC Global. An Official Site. URL: https://www.emccglobal.org/ (дата обращения: 21.02.2022)

3. A guide to the implementation of a coaching and mentoring strategy to support teachers in the delivery of CSE for ESA countries November 2020 / Education 2030 / UNESCO Regional Office for Southern А^-^Воевода Е.

B., Глебова Т. А. Некоторые проблемы профессиональной языковой подготовки студентов-иностранцев // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2017. № 4. С. 94-100.

4. Взгляд. Деловая газета. URL: https://vz.ru/news/2021/8/4/1112251.html (Дата обращения: 17.12.2021)

5. Russia Study Today.Сайт для отбора иностранных граждан на обучение в России. URL: https://russiastudy. today/ (Дата обращения: 17.12.2021)

6. Официальный сайт для отбора иностранных граждан на обучение в России, 2021 г. Мобильное приложение Education in Russia. URL: https://education-in-russia.com/news/new-mobile-app (Дата обращения: 17.12.2021)

7. Белякова Л.Ф., Сидорова Т.Л., Петрунева Р.М., Васильева В.Д. Туркменские студенты в Волгоградском государственном техническом университете // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. No 4. С. 127-135. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-4-127-135

8. Понявина М.Б., Расторгуев С.В., Селезнев П.С., Сучилина А.А., Шатилов А.Б. Мониторинг социальных установок иностранных студентов // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. No 8-9. С. 80-92. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-80-92

9. Мардахаев Л. В., Воленко О. И., Варламова Е. Ю. Влияние поликультурной среды российского вуза на языковую подготовку студентов-иностранцев // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 192203. DOI: 10.32744/pse.2020.6.15

10. Стрельникова Ю. Ю., Гуриева С. Д., Гончарова Н. А. Механизм социально-психологической адаптации обучающихся к образовательной среде российского вуза // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 192-207. Doi: 10.32744/pse.2021.5.13

11. Погорельская А.М. Эволюция системы высшего образования в Туркменистане на фоне современных образовательных трендов // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. No 5. С. 150-160. DOI: 10.31992/08693617-2021-30-5-150-16

12. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 4-18.

13. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Пасечник А.С. Наставничество как педагогический феномен: история и современность // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3 (37).

C. 18-24.

14. Башарина О.В. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества профессионального образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2018. № 3 (19). С. 18-26.

15. Сажина С.Д. Особенности организации наставничества в организации высшего образования // Человек. Культура. Образование. 2020. № 2 (36). С 175-184. DOI: 1034130/2233-1277-2020-2-175-184

16. Спасибкина С.Н. Наставничество как институт психологической адаптации иностранных студентов в Российском вузе // Научный вестник МГТУ ГА. 2005. № 94 (12). С. 114-119.

17. Кларин М.В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // ЭТАП: Экономическая теория, Анализ, Практика. 2016. С. 92-112.

18. Береговая О.А., Лопатина С.С., Отургашева Н.В. Тьюторское сопровождение как инструмент социокультурной адаптации иностранных студентов в российском вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. No 1. С. 156-165. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-1-156-165

19. Global Coaching & Mentoring Alliance. GCMA. An Official site. URL: https://www.associationforcoaching.com/ page/AboutGCMA

20. Clutterbuck D. Everyone Needs a Mentor. 5th edition. L.: Chartered Institute of Personnel and Development, 2014. 224 p.

21. Clutterbuck D. Coaching the Team at Work: The Definitive Guide to Team Coaching. 2-nd Edition. London: Nicholas Brealey, 2020. 480 p.

22. Ezimma K, Okoli I. E. Nuel, Peace N.N., Adani I. N. Mentoring: The Way to Academic Excellence. In: Education Quarterly Reviews, 2021, vol. 4, no.1, pp. 130-140. DOI: 10.31014/aior.1993.04.01.180

23. De Ossorno Garcia, S. and Doyle, L. (2021) 'The mentoring relation as an interpersonal process in EDUCATE: A qualitative case study of mentor-mentee perspectives.' Research for All, 5 (1), 19-35. Doi: https://doi.org/10.14324/ RFA.05.1.04

24. Hoang C., Dang T. A Sociocultural Perspective on Scholars Developing Research Skills via Research Communities in

Vietnam. Minerva. October 2021. DOI: 10.1007/s11024-021-09454-5.

25. Walford R., John S., Narula J. Covid-19 Implications for Marketing of Higher Education: An Exploratory Study. In: Conference Proceedings of Australian and New Zealand Marketing Academy (ANZMAC). 29th November - 1st December 2021, the University of Melbourne. Melbourne, 2021, pp 489-495.

26. Global Co-Mentoring Networks: Politics, Policies, and Practices. Editor B. Gloria Guzman Johannessen. Switzerland: Springer International Publisher, 2016. XI, 227 p. DOI: 10.1007/978-3-319-27508-6

27. Ayalon A. Student Co-mentoring in Israeli and American Universities: Promoting Mutual Academic Success. In: Global Co-Mentoring Networks: Politics, Policies, and Practices. 2016. P. 187-202. DOI: 10.1007/978-3-319-27508-6_11

28. Vlady S. The Cross-Cultural Mentoring of Graduate Students: Evidence from Organization for Security and Cooperation in Europe Academy in Central Asia. In: Global Co-Mentoring Networks: Politics, Policies, and Practices. 2016. P.167-182. DOI: 10.1007/978-3-319-27508-6_10

29. Fenton A., Walsh K., MacDonald A. Capacity Building of Early Career Researchers Through Cross Institutional Mentoring. In: Global Co-Mentoring Networks: Politics, Policies, and Practices. 2016. P. 203-227. DOI: 10.1007/978-3-319-27508-6_12

30. King K.P., Norstrand L., Leos J.A. Navigating the Academic Developmental Maze: New Possibilities for Mentoring International Graduate and Doctoral Students through the USA. International Journal of Adult Vocational Education and Technology, 2015, 6(1):1-17. DOI: 10.4018/ijavet.2015010101

31. Perez-Encinas, A., & Rodriguez-Pomeda, J. International students' perceptions of their needs when going abroad: Services on demand. Journal of Studies in International Education. 2021. Vol. 22. No. 1, pp. 20-36. DOI: 10.1177/1028315317724556

32. Voevoda E.V. Intercultural communication in multicultural education space // Training, Language and Culture. 2020. Vol. 4. No 2. P. 11-20. DOI: 10.22363/2521-442X-2020-4-2-11-20

33. Pavlovskaya A.V. National Identity in International Education: Revisiting Problems of Intercultural Communication In The Global World // Training, Language And Culture. 2021. Vol. 5. No 1. P. 20-36. DOI: 10.22363/2521-442X-2021-5-1-20-36

34. Deborah S. Managing Diversity in the Classroom // Training, Language and Culture. 2020. Vol. 4. No 2. P. 67-80. DOI: 10.22363/2521-442X-2020-4-2-67-80.

REFERENCES

1. UNESCO Universal Declaration on Cultural Diversity, adopted by the 31st session of the General Conference of UNESCO, Paris, 2 November 2001. Available at: https://unesdoc.unesco.org/arlc/48223/pf0000127160 (accessed 21 February 2022)

2. EMCC Global. An Official Site. Available at: https://www.emccglobal.org/ (accessed 21 February 2022)

3. Voyevoda E.V., Glebova T.A. Some Issues of Professionally-Focused Linguistic Education of Foreign Students. Proceedings of South Federal University. Pedagogical Sciences, 2017, no. 4, pp. 94-100. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Delovaya Gazeta Vzglyad. Available at: https://vz.ru/news/2021/8/4/1112251.html (accessed 17 December 2021)

5. Russia Study Today. Site for selecting foreign nationals to study in Russia. Available at: https://russiastudy.today/ (accessed 21 February 2022)

6. Official website for the selection of foreign citizens to study in Russia, 2021. Mobile App Education in Russia. Available at: https://education-in-russia.com/news/new-mobile-app (accessed 17 December 2021)

7. Belyakova, L.F., Sidorova, T.L., Petruneva, R.M., Vasilyeva, V.D. Turkmen Students at Volgograd State Technical University. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2020, vol. 29, no. 4, pp. 127-135. (In Russ., abstract in Eng.). DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-4-127-135 (In Russ., abstract in Eng.)

8. Ponyavina, M.B., Rastorguev, S.V., Seleznev, P.S., Suchilina, A.A., Shatilov, A.B. Monitoring the Social Attitudes of Foreign Students. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2021, vol. 30, no. 8-9, pp. 80-92, DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-80-92 (In

9. Russ., abstract in Eng.).

10. Mardakhaev, L. V., Volenko, O. I., & Varlamova, E. Yu. Influence of the multicultural environment of a Russian university on the language training of foreign students. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 2020, vol. 48, no. 6, pp. 192-203. DOI: 10.32744/pse.2020.6.15 (In Russ., abstract in Eng.)

11. Strelnikova, Yu. Yu., Gurieva, S. D., & Goncharova, N. A. Mechanism of socio-psychological adaptation of students to the educational environment of a Russian university. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 2021, vol. 53 (5), pp. 192-207. DOI: 10.32744/pse.2021.5.13 (In Russ., abstract in Eng.)

12. Pogorelskaya, A.M. The Development of Higher Education System in Turkmenistan: Current Social, Economic, and Political Changes. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2021, vol. 30, no. 5, pp. 150-160, DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-150-160 (In Russ., abstract in Eng.)

13. Blinov V. I., Esenina E. Yu., Sergeev I. S. Mentoring in Education: You Need a Well Sharpened Tool. Vocational Education and Labour Market, 2019, no. 3, pp. 4-18. (In Russ., abstract in Eng.)

14. Bystrova N. V., Tsyplakova S. A., Presnova A. K., Pasechnik A. S. Instructions as a Pedagogical Phenomenon: History and Modernity. Innovative Economy: Prospects for Development and Improvement, 2019, vol. 37, no. 3, pp. 18-24. (In Russ., abstract in Eng.)

15. Basharina O. V. Apprenticeship as a Strategic Resource of Vocational Education. Innovative Development of Vocational Education, 2018, no. 3 (19), pp. 18-26. (In Russ., abstract in Eng.)

16. Sazhina S. D. Specific Features of Mentoring Organization in the Organization of Higher Education. Human. Culture. Education, 2020, vol. 36, no. 2, pp. 175-184. DOI: 1034130/2233-1277-2020-2-175-184 (In Russ., abstract in Eng.)

17. Spasibkina S. N. Mentoring as an Institution for Psychological Adaptation of Foreign Students in Russian University. Civil Aviation High Technologies, 2005, no. 94 (12), pp. 114-119. (In Russ., abstract in Eng.)

18. Klarin M.V. Modern Mentoring: the New Features of the Traditional Practices in Organizations of the XXI Century. ETAP: Economic Theory, Analysis, and Practice, 2016, pp. 92-112. (In Russ., abstract in Eng.)

19. Beregovaya, O.A., Lopatina, S.S., Oturgasheva, N.V. Tutor Support as a Tool of Social-Cultural Adaptation of International Students in Russian Universities. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2019, vol. 29, no. 1, pp. 156-165. (In Russ., abstract in Eng.). DOI: 10.31992/0869-3617-2019-29-1-156-165

20. Global Coaching & Mentoring Alliance. GCMA. An Official site. URL: https://www.associationforcoaching.com/ page/AboutGCMA

21. Clutterbuck D. Everyone Needs a Mentor. 5th edition. L.: Chartered Institute of Personnel and Development, 2014. 224 p.

22. Clutterbuck D. Coaching the Team at Work: The Definitive Guide to Team Coaching. 2-nd Edition. London: Nicholas Brealey, 2020. 480 p.

23. Ezimma K, Okoli Ira E. Nuel, Peace N.N., Adani I. N. Mentoring: The Way to Academic Excellence. In: Education Quarterly Reviews, 2021, vol. 4, no. 1, pp. 130-140. DOI: 10.31014/aior.1993.04.01.180

24. De Ossorno Garcia, S. and Doyle, L. 'The mentoring relation as an interpersonal process in EDUCATE: A qualitative case study of mentor-mentee perspectives.' Research for All, 2021, vol. 5, no. 1, pp. 19-35. DOI: 10.14324/ RFA.05.1.04

25. Hoang C., Dang T. A Sociocultural Perspective on Scholars Developing Research Skills via Research Communities in Vietnam. Minerva. October 2021. DOI: 10.1007/s11024-021-09454-5.

26. Walford R., John S., Narula J. Covid-19 Implications for Marketing of Higher Education: An Exploratory Study. In: Conference Proceedings of Australian and New Zealand Marketing Academy (ANZMAC). 29th November - 1st December 2021, the University of Melbourne. Melbourne, 2021, pp. 489-495.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Global Co-Mentoring Networks: Politics, Policies, and Practices. Editor B. Gloria Guzman Johannessen. Switzerland: Springer International Publisher, 2016. XI, 227 p. DOI: 10.1007/978-3-319-27508-6

28. Ayalon A. Student Co-mentoring in Israeli and American Universities: Promoting Mutual Academic Success. In: Global Co-Mentoring Networks: Politics, Policies, and Practices, 2016, pp. 187-202. DOI: 10.1007/978-3-319-27508-6_11

29. Vlady S. The Cross-Cultural Mentoring of Graduate Students: Evidence from Organization for Security and Cooperation in Europe Academy in Central Asia. In: Global Co-Mentoring Networks: Politics, Policies, and Practices, 2016, pp. 167-182. DOI: 10.1007/978-3-319-27508-6_10

30. Fenton A., Walsh K., MacDonald A. Capacity Building of Early Career Researchers Through Cross Institutional Mentoring. In: Global Co-Mentoring Networks: Politics, Policies, and Practices, 2016, pp. 203-227. DOI: 10.1007/978-3-319-27508-6_12

31. King K.P., Norstrand L., Leos J.A. Navigating the Academic Developmental Maze: New Possibilities for Mentoring International Graduate and Doctoral Students through the USA. International Journal of Adult Vocational Education and Technology, 2015, vol. 6, no. 1, pp. 1-17. DOI: 10.4018/ijavet.2015010101

32. Perez-Encinas, A., & Rodriguez-Pomeda, J. International students' perceptions of their needs when going abroad: Services on demand. Journal of Studies in International Education, 2021, vol. 22, no. 1, pp. 20-36. DOI: 10.1177/1028315317724556

33. Voevoda E.V. Intercultural communication in multicultural education space. Training, Language and Culture, 2020, vol. 4, no. 2, pp. 11-20. DOI: 10.22363/2521-442X-2020-4-2-11-20

34. Pavlovskaya A.V. National Identity in International Education: Revisiting Problems of Intercultural Communication In The Global World. Training, Language And Culture, 2021, vol. 5, no. 1, pp. 20-36. DOI: 10.22363/2521-442X-2021-5-1-20-36

35. Swallow D. Managing Diversity in the Classroom. Training, Language and Culture, 2020, vol. 4, no 2, pp. 67-80. DOI: 10.22363/2521-442X-2020-4-2-67-80.

Информация об авторах Костикова Лидия Петровна

(Россия, г. Рязань) Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков института истории, философии и политических наук Рязанский государственный педагогический

университет имени С. А. Есенина

***

Профессор кафедры иностранных языков с курсом русского языка Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова Министерства здравоохранения России E-mail: l.p.kostikova@gmail.com ORCID ID: 0000-0002-0114-3113 ResearcherlD: B-9763-2017

Ковтун Наталья Владимировна

(Россия, г. Рязань) Преподаватель кафедры иностранных языков института истории, философии и политических наук Рязанский государственный педагогический университет имени С. А. Есенина E-mail: natalja-v-kovtun@yandex.ru ORCID ID: 0000-0003-2821-5065 ResearcherlD: B-6021-2018

Федотова Оксана Сергеевна

(Россия, г. Рязань) Доцент

Доктор филологических наук, доцент кафедры иностранных языков института истории, философии и политических наук Рязанский государственный педагогический университет имени С. А. Есенина

E-mail: ofedotova81@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-7222-7365 ResearcherID: B-5544-2018

Information about the authors

Lidia P. Kostikova

(Russia, Ryazan) Professor, Dr. Sci. (Educ.), Professor of the Department of Foreign Languages Institute of History, Philosophy and Political Sciences

Ryazan State University named after S. Yesenin

***

Professor of the Department of Foreign Languages with the Course of the Russian Language Ryazan State Medical University named after academician I. P. Pavlov, Ministry of Healthcare of Russia E-mail: l.p.kostikova@gmail.com ORCID ID: 0000-0002-0114-3113 ResearcherlD: B-9763-2017

Natalia V. Kovtun

(Russia, Ryazan) Lecturer of the Department of Foreign Languages Institute of History, Philosophy and Political Sciences Ryazan State University named after S. Yesenin E-mail: natalja-v-kovtun@yandex.ru ORCID ID: 0000-0003-2821-5065 ResearcherID: B-6021-2018

Oksana S. Fedotova

(Russia, Ryazan) Associate Professor, Dr. Sci. (Philology), Associate Professor of the Department of Foreign Languages Institute of History, Philosophy and Political Sciences Ryazan State University named after S. Yesenin E-mail: ofedotova81@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-7222-7365 ResearcherID: B-5544-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.