Научная статья на тему 'Методология исследования наставничества как социального и психолого-педагогического явления'

Методология исследования наставничества как социального и психолого-педагогического явления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методология / наставничество / наставник / образовательное пространство / технология / профессиональное образование / methodology / mentoring / mentor / educational space / technology / vocational education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лиана Акоповна Млкеян, Лидия Сергеевна Рычкова, Светлана Витальевна Морозова, Оксана Борисовна Конева

Статья посвящена изучению методологии исследования наставничества как социального и психолого-педагогического явления с учётом исторического опыта. Проанализировано понятие наставничества, проведен ретроспективный анализ развития данного явления в дореволюционный, советский и постсоветские периоды; рассмотрены наиболее перспективные подходы в психолого-педагогической практике (системный, комплексный, личностно-ориентированный, аксиологический и деятельностный подходы), которые могут стать основными при построении системы наставничества в образовательной среде Российской Федерации; раскрыты основные понятия видов наставничества (традиционное личное; групповое; командное; наставничество ровесниками; интернет-наставничество), рассмотрены профессиональные (доминантные, периферийные, негативные, а также флексибильность, феликсологичность, фасилитативность) и личностные качества (достаточный уровень профессиональных знаний, оптимизм, эрудированность, гибкость мышления и др.) наставника-новатора. Определены социальные и психолого-педагогические основы и этапы развития наставничества (начальная ступень, ступень развития, ступень сепарации, ступень переосмысления).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лиана Акоповна Млкеян, Лидия Сергеевна Рычкова, Светлана Витальевна Морозова, Оксана Борисовна Конева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology for the study of mentoring as a social and psychological-pedagogical phenomenon

The article is devoted to the study of the methodology of the study of mentoring as a social and psychological-pedagogical phenomenon, taking into account historical experience. The concept of mentorship is analyzed, a retrospective analysis of the development of this phenomenon in the pre-revolutionary, Soviet and post-Soviet periods is carried out; the most promising approaches in psychological and pedagogical practice (systemic, integrated, personality-oriented, axiological and activity approaches), which can become the main ones in building a mentoring system in the educational environment of the Russian Federation, are considered; the basic concepts of the types of mentoring (traditional personal; group; team; peer mentoring; online mentoring) are disclosed; , flexibility of thinking, etc.) an innovative mentor. The social and psychological-pedagogical foundations and stages of the development of mentoring (the initial stage, the stage of development, the stage of separation, the stage of rethinking) are determined.

Текст научной работы на тему «Методология исследования наставничества как социального и психолого-педагогического явления»

УДК: 159.9 DOI: 10.52772/25420291_2023_1_155

Лиана Акоповна Млкеян, Лидия Сергеевна Рычкова, Светлана Витальевна Морозова, Оксана Борисовна Конева г. Челябинск

Методология исследования наставничества как социального и психолого-педагогического явления

Статья посвящена изучению методологии исследования наставничества как социального и психолого-педагогического явления с учётом исторического опыта. Проанализировано понятие наставничества, проведен ретроспективный анализ развития данного явления в дореволюционный, советский и постсоветские периоды; рассмотрены наиболее перспективные подходы в психолого-педагогической практике (системный, комплексный, личностно-ориентиро-ванный, аксиологический и деятельностный подходы), которые могут стать основными при построении системы наставничества в образовательной среде Российской Федерации; раскрыты основные понятия видов наставничества (традиционное личное; групповое; командное; наставничество ровесниками; интернет-наставничество), рассмотрены профессиональные (доминантные, периферийные, негативные, а также флексибильность, феликсологичность, фаси-литативность) и личностные качества (достаточный уровень профессиональных знаний, оптимизм, эрудированность, гибкость мышления и др.) наставника-новатора. Определены социальные и психолого-педагогические основы и этапы развития наставничества (начальная ступень, ступень развития, ступень сепарации, ступень переосмысления).

Ключевые слова: методология, наставничество, наставник, образовательное пространство, технология, профессиональное образование.

Liana Akopovna Mlkeyan, Lidia Sergeevna Rychkova, Svetlana Vitalievna Morozova, Oksana Borisovna Koneva Chelyabinsk

Methodology for the study of mentoring as a social and psychological-pedagogical phenomenon

The article is devoted to the study of the methodology of the study of mentoring as a social and psychological-pedagogical phenomenon, taking into account historical experience. The concept of mentorship is analyzed, a retrospective analysis of the development of this phenomenon in the pre-revolutionary, Soviet and post-Soviet periods is carried out; the most promising approaches in psychological and pedagogical practice (systemic, integrated, personality-oriented, axiological and activity approaches), which can become the main ones in building a mentoring system in the educational environment of the Russian Federation, are considered; the basic concepts of the types of mentoring (traditional personal; group; team; peer mentoring; online mentoring) are disclosed; , flexibility of thinking, etc.) an innovative mentor. The social and psychological-pedagogical foundations and stages of the development of mentoring (the initial stage, the stage of development, the stage of separation, the stage of rethinking) are determined.

Keywords: methodology, mentoring, mentor, educational space, technology, vocational education.

Введение. В настоящее время в Российской Федерации, уделяется особое внимание формированию духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения посредством реализации наставничества. Потребность в наставничестве встает особо остро, так как стремительные изменения в системе образования, метаморфозы в организационных процессах и образовательной среде требуют от педагога моментальной реакции [2,4,9].

В педагогическую практику внедряется «Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации до 2025 года», которая решает актуальную задачу объедения усилий в реализации единой воспитательной политики государства. Она ставит своей целью определить суть критериев воспитательного процесса в современной России, обмен инновациями, популяризацию успешных методов

создания поддерживающей среды для детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, а том числе, привлекая наставников-волонтеров [17].

Наставничество - это один из способов образования личности, передачи знаний, умений, навыков, а также предоставление подрастающему поколению помощи и совета, оказание необходимой поддержки в социализации, в поиске индивидуальных жизненных целей и способов их достижения. Наставничество характеризуется добровольным участием в жизнедеятельности и оказании положительного влияния на другого человека, основанного на доверительных взаимоотношениях [10, 13, 16].

Несмотря на то, что наставничество как психолого-педагогическое явление находится под пристальным изучением ученых по всему миру, до сих пор не удалось дать универсальное определение данного термина. Причиной тому является, прежде

всего, многоуровневость самого процесса коммуникации субъектов, у каждого из которых цель -достижение желаемого профессионального результата, предполагающее еще и личностное развитие. Эффективность процесса наставничества будет завесить от методологической проработки и целостности системы деятельности, ее структуры, видов и сроков ее осуществления. На сегодняшний день наставничество не имеет структуры, правового статуса и в этом заключается основное противоречие. Это, безусловно, создает затруднения при переходе наставничества в статус широкого социально-педагогического явления. Наставничество сейчас является больше волонтерским движением, но есть потребность сделать его регламентированным видом деятельности в образовательной среде. Оптимальным решением этого вопроса станет создание методологической разработки основных видов и понятий, связанных с наставничеством, нормативно -правовое обеспечение деятельности наставника, направленное на повышение правового статуса наставников, определение организационно-педагогических, методических и иных механизмов реализации системы наставничества в образовательном пространстве [3, 16].

Цель работы: изучение методологии исследования наставничества как социального и психолого-педагогического явления.

Задачи исследования:

- провести ретроспективный анализ развития наставничества как социального и психолого-педагогического явления в России;

- раскрыть феномен наставничества в контексте эффективных научных подходов;

- определить виды, этапы наставничества;

- раскрыть профессионально-личностные качества педагога-наставника.

Ретроспективный анализ наставничества в России.

Историю наставничества следует рассматривать из далекого прошлого, определяя исторические периоды, свидетельствующие о разнообразии понятия «наставничество» и его процесса [9]:

1. Дореволюционный период (до 1917 г.). Наставничество развивалось как домашнее наставничество, которое не регламентировалось трудовыми отношениями. Согласно, изданному в 1834 году «Положению о домашних наставниках и учителях», представители наставничества - это лица, которые являются носителями христианской веры и подданными России. Данные условия были одними из показателей верной гражданской позиции и важности религиозного аспекта в воспитательном процессе. Уже после, были описаны функции наставника, которые включали в себя безупречное владение своим предметом и высокий уровень знаний по другим областям. Данные функции были представлены в труде Д.Ф. Кобеко «Императорский Царскосельский лицей Наставники и питомцы». Так, наставникам было необходимо чаще беседовать с воспитанниками, задавать вопросы и развивать

156

навыки умозаключений и суждений о разных областях жизнедеятельности человека [9,12].

В завершении 19 столетия Б.Б. Глинским была издана публикация «Царские дети и их наставники». В ней излагались основы воспитательных процессов для детей и царских семей. Наставник, согласно данному труду, должен был обладать высокой эрудированностью, четким знанием своих должностных обязанностей, методик преподавательской деятельности и высоким моральным обликом. Иностранным наставникам отдавали особый приоритет, в связи с тем, что они являлись носителями зарубежных культурных традиций и языка [8, 9].

2. Советский период (1918-1991 гг). В данный период наставничество становится востребованным не только в образовании, но и в промышленности. К примеру, положение о наставничестве на государственных предприятиях были аналогией закона РСФСР «О народном образовании (статья 64)». Основными обязанностями наставника были обеспечение процесса адаптации молодых специалистов и доверительной коммуникации с остальными сотрудниками [9, 11].

3. Постсоветский период (после 1991 г.). Данный период характеризует, что стала появляться спецификация профессиональных компетенций наставника, а также зарождение смежных профессий - ментора, коуча, тьютора, трекера, фасилита-тора и т.д. Необходимость расширять практику наставничества в образовательной сфере и на производстве стало неотъемлемой задачей на различных уровнях управления [7, 9].

23 декабря 2013 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на заседании Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития была обозначена необходимость возрождения института наставничества.

В 2018 году Агентством стратегических инициатив был проведен Всероссийский форум «Наставник», по итогам которого были определены основные пункты перечня поручений Президента Российской Федерации. После были определены несколько поручений и распоряжений Правительства Российской Федерации по реализации наставничества [18]:

- Указ Президента РФ от 2 марта 2018 года № 94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество»;

- Распоряжение Правительства РФ от

31.12.2019 № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста»;

- Письмо Минпросвещения России от

23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций».

На сегодняшний день наставничество в образовательной среде является одной из основных в национальном проекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы»). Целевым показателем федерального проекта «Современная школа» стало вовлечение 70% учащихся общеобразовательных учреждений в разные виды наставнической деятельности до конца 2024 года [3].

14 июля 2022 года был принят Федеральный закон N261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи». В данном законе закреплена категория участники-наставники, в обязанности которого входит выполнение функций вожатых, добровольцев и т.д. Роль участников-наставников могут выполнять родители и иные законные представители [20].

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 июня 2022 г. №401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» 2023 год объявлен годом педагога и наставника, торжественное открытие которого состоялось 02 марта 2023 года [19].

Кроме того, 14 марта 2023 года в Москве состоялся запуск проекта «Серебряное наставничество» для детей-сирот и пенсионеров. Взрослые наставники центра московского долголетия будут проводить время с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Таким образом, анализ законодательства, основанный на исторических аспектах становления наставничества, способствует развитию нормативно-правовых ресурсов наставничества, выявлению механизмов его реализации с целью повышения эффективности деятельности наставника.

Методология исследования наставничества как социального, психолого-педагогического явления.

На сегодняшний день наставничество исследуется в трудах Е.Ю. Есениной, Л.А. Богдановой, В.И. Блинова, Н.М. Ичетовкиной, Л.Н. Вавиловой, А.Р. Масалимовой [3, 4, 11, 14].

Большинство авторов (О.С. Газман [6], Н.Н. Михайлова [15] и др.) считает, что наставничество является способом оказания помощи тому, кто не способен преодолеть сложности самостоятельно.

Рассуждения о природе наставничества в сфере образования Л. Дж. Захари приводят к выводам, что наставничество совершенствует процесс передачи знаний, их усвоения, благотворно влияя на личностное развитие и умение принимать взвешенные решения [5, 24].

В.Б. Джонсон утверждал, что наставничество - это межличностные отношения, где более опытный субъект является примером для подражания, учителем для менее опытного [23].

Э.Т. Лиллианом наставничество определяется в качестве механизма, развивающего важные

навыки, умения, профессиональные качества, которые в будущем помогут адаптироваться к новым условиям трудовой или учебной деятельности [22].

Рассмотрим наиболее перспективные подходы, которые могут являться основой методологии изучения наставничества как социального и психолого-педагогического явления и могут стать основными при построении системы наставничества в образовательном пространстве Российской Федерации.

Системный подход (Б.Ф. Ломов, П.К. Анохин, В.А. Барабанщиков). К примеру, Б.Ф. Ломов утверждал, что данный подход предусматривает многоуровневость образовательного процесса, обширную классификацию его свойств, а также его полидетерминированность. В.А. Ганзеном были выделены три типа данного подхода: комплексный, структурный и целостный. В описание системы обязательно включаются ее элементы, структура и подсистемы, которые образуются этими элементами, а также факторами, связанными с внешней средой [16].

Комплексный подход (А.Г. Асмолов, Б.Г. Ананьев, В.Г. Бехтерев и др.). Впервые сформулирован Б.Г. Ананьевым. Комплекс - совокупность составляющих процесса или явления, взаимно дополняющих, обогащающих и обеспечивающих нормальное существование. Изучая человека как личность, Б.Г. Ананьевым были выделены: личностный статус (положение в обществе), социально-общественные функции, которые зависят от статуса личности, поведенческая и деятель-ностная мотивация личности, характер и человеческие склонности. Субъективные свойства и качества являются определяющим звеном в поведении и деятельности человека. Основа комплексного подхода - положение о диалектическом единстве общего и единичного, целостного и частного, взаимосвязь и целостность явлений [2].

Личностно-ориентированный подход. Разработан в русле отечественной психологической науки (В.В. Рубцов, Н.Ю. Синягина, И.С. Якиманская и др.). Основой данного подхода является формирование личности. Необходимость его применения связана с приоритетами выявленных потребностей, ценностных ориентаций и целей наставляемого при организации наставнической деятельности в образовательной сфере, учитывая личностные особенности обучающихся. Этот подход предполагает, что человек является активным субъектом деятельности, включенным в систему полисубъектных отношений «субъект-субъект» и «субъект-объект». Деятельность развивает личность, социализирует и воспитывает ее. В данном контексте под развитием понимаются позитивные изменения, как качественные, так и количественные [1,16].

В основе аксиологического подхода (О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, М.К. Ма-мардашвили, В.А. Ядов и др.) лежит ориентация на

общественные ценности того или иного исторического периода. Наивысшими современными ценностями являются жизнь и здоровье человека [7, 16].

В деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) деятельность рассматривается как средство, основа, главное условие личностного развития. В этом случае главной задачей наставника является оказание помощи в выборе и организации деятельности ребенка, как способа сбора сведений о субъекте труда и способа активности. Данная деятельность предполагает формирование осознанности, целеполагания, умения планировать, организовывать, давать оценку результатам и процессу труда [12,13, 16].

Все вышеперечисленные подходы, в равной степени, являются основой принципов осуществления наставнической деятельности. Важно отметить, что наставничество состоит еще и из этапов межличностных отношений.

В настоящий момент выделяют следующие этапы развития наставнической деятельности:

Начальная ступень (Initiationstage), ее продолжительность может занимать от шести до двенадцати месяцев. Эта ступень включает процесс поиска опытных людей, которые могут оказать профессиональную психологическую поддержку, и наставников, ожидающих талантливых и активных людей, которые ощущают потребность в поддержке.

Ступень развития (Cultivationstage), ее продолжительность занимает от двух до пяти лет. Ее отличает наибольшая активность участников данного процесса. Наставник и наставляемый находятся в поиске оптимальных решений для достижения целей. Наставник на данном этапе исполняет обязанности психолога, профориентолога. Профо-риентационные процессы проходят в виде постоянных бесед с целью раскрытия сути методов достижения целей и рекомендации по планированию самостоятельной работы наставляемого. Психологическая помощь заключается в эмоциональной поддержке с помощью обмена мыслями, действиями, чувствами с целью стабилизации эмоционального состояния в ситуации стресса. Пик активности наставляемого происходит на данном этапе наставничества.

Ступень сепарации (Separationstage). Последняя стадия характеризуется отдалением субъектов друг от друга. Причины могут быть как положительные, так и отрицательные. Положительная сепарация связана с успешным достижением поставленных целей и задач и прекращением совместной деятельности по обоюдному согласию. Отрицательная сепарация связана со сложностями в межличностной коммуникации, недостаточной заинтересованностью наставника или пассивностью наставляемого.

Ступень переосмысления (Redefinitionstage) возникает только при возникшей крепкой эмоциональной связи между наставником и наставляе-

мым. В большинстве случаев наставляемый является инициатором возобновления наставнической коммуникации из-за осознаний преждевременного прекращения совместной деятельности. Также у наставляемого может возникнуть желание начать работу с наставником в новом качестве - как коллега, приятель. Иногда наставник сам хочет возобновить совместную деятельность из-за острого осознания степени ответственности и желания оказать необходимую поддержку на блага подопечного.

Психологической и педагогической основой наставничества являются четыре пары процессов взаимодействия, в каждой из которых один из процессов - основной, второй - вспомогательный [3].

1. Основная деятельность наставника - сопровождение. Он должен погрузить наставляемого в свой основной вид деятельности, где он является профессионалом. Это может быть учебная, профессиональная, досугово-развивающая, творческая, коммуникативная деятельность. Но во всех случаях само наставничество является для наставника вторым видом деятельности, который можно рассматривать как своего рода производный от его основной деятельности.

В наиболее простой и ясной по форме это положение отражается в работе наставника на производстве: его основная трудовая функция - участие в определенном производственном процессе в качестве рабочего или специалиста; дополнительная трудовая функция - наставничество, т. е. поддержка начинающих рабочих или специалистов, включенных в тот же производственный процесс.

2. Деятельность сопровождаемого - деятельность наставника. Наличие сопровождающего, у которого есть некоторый дефицит образования, является центральным фактором, обусловливающим потребность в наставнике, и в то же время центральным условием для предоставления возможности наставничества. При этом вид наставнической деятельности и компетенции наставника должны соответствовать типу воспитательного дефицита.

3. Основной процесс развития сопровождаемого - наставничество. Тип деятельности наставника и его профессиональные компетенции должны соответствовать основному типу развития.

4. Развитие сопровождаемого в процессе игровой, учебной, проектной деятельности - деятель-ностях наставника. Наставник оказывает педагогическое влияние на основные процессы развития не непосредственно, а через вовлечение, сопровождает действие подопечного, с последующей организацией обсуждения и осмысления полученного опыта. Поэтому существенными методами работы наставника являются организация деятельности сопровождающего лица и совместное обсуждение.

Процесс наставничества многогранен. На сегодняшний день можно выделить пять типов наставнической деятельности [3, 16].

Личное наставничество. Оно предполагает взаимодействие одного молодого человека и одного взрослого. Они должны проводить встречи не

менее четырех часов в месяц в течение года. Наставляемые должны сразу понимать, какова длительность их отношений с наставником во избежание завышенных ожиданий.

Групповое наставничество. В этом случае наставник работает с группой, в которой может быть максимум 4 человека. Наставник - это лидер, который обязуется регулярно встречаться с подопечными в течение длительного времени. Основная часть встреч проходит в формате групповых сессий и личного общения.

Командное наставничество. Определенное количество наставников работают с мини-группами подопечными, которые в рамках одного проекта решают общую задачу.

Наставничество ровесниками. Этот тип наставничества предполагает развитие отношений «наставник-подопечный» со сверстниками или младшими подростками. К примеру, ученик среднего звена общеобразовательной школы может быть наставником для ученика младших классов с целью помочь в освоении программы школьных предметов или организации досуга. Молодые наставники - пример для подражания. Они нуждаются в постоянном наблюдении и поддержке. В рамках данного взаимодействия обе стороны встречаются с определенной частотой в течение учебного года.

Интернет-наставничество (или «онлайн-наставничество»). Взаимодействие, которое выстроена посредством общения через Интернет раз в неделю на протяжении полугода-года. Одновременно могут быть организованы две-три личные встречи, одна из которых является стартовой. Часто наставник выступает в качестве наставника или советника в какой-либо деятельности, например, помогает наставнику завершить школьный проект или обсуждает варианты будущей карьеры.

Взаимодействие такого плана помогает решать конкретные практические проблемы и создавать базу знаний по важным для наставляемого вопросам.

Данный вид коммуникации дает возможность наставнику и подопечному взаимодействовать на уровне конкретных практических решений, создавая базу актуальных материалов по данным вопросам. Такая форма наставничества увеличивает время для обдумывания ответов на вопросы, подключая к обсуждению большее количество заинтересованных субъектов, и обсуждения получаются обстоятельнее, чем персональная консультация. Отношения «наставник-подопечный» помогают адаптации учащихся на переходных этапах ступеней школы.

Большая роль в современном образовательном пространстве уделяется личностным качествам наставников, которые необходимы при работе с подопечными.

В перечень личностных качеств наставника-новатора входит: уровень оптимизма, дающий веру в себя даже в сложный период; снижение эмоцио-

нальности, которая исключает увеличенную реактивность относительно неприемлемых поступков окружения, дает возможность сохранения спокойствия в условиях труда педагога; повышенный уровень внутренней локализации контроля, выраженный в концентрации внимания на своей ролевой модели в ситуации неудачи; гибкое мышление.

Профессиональные качества включают в себя доминантные, периферийные, негативные, профессионально недопустимые качества [4, 13, 14,16]:

Доминантными качества - являются те качества, отсутствие которых влечёт невозможность эффективного осуществления наставнической деятельности: социальная активность; целеустремленность; уравновешенность; желание работать с учащимися; Способность не теряться в экстремальных ситуациях; обаяние; честность; справедливость; современность; гуманность; эрудиция; педагогический такт; толерантность; педагогический оптимизм;

Периферийные качества - не оказывают влияния на продуктивность деятельности, однако могут способствовать её успешности. К таким качествам относятся: доброжелательность, чувство юмора, артистичность, мудрость (наличие жизненного опыта), внешняя привлекательность.

К негативным качествам, которые влекут снижение эффективности взаимодействия наставника и подопечного: пристрастность; неуравновешенность; мстительность; высокомерие; рассеянность.

В современных условиях приобретают значение профессионально значимые качества личности: флексибильность, феликсологичность, фаси-литативность [13].

Флексибильность - способность личности, которая позволяет организовать свою деятельность эффективно и проявлять мобильность при меняющихся условиях. К таким профессиональным качествам относятся: гибкость мышления, способность отказаться от стандартных приемов мышления, оригинальные подходы к решению проблем и стремление к саморазвитию.

Феликсологичность - способность создавать ситуацию успеха, определять перспективы для личностного и профессионального развития.

Фасилитативность - способность создавать условия эффективных взаимоотношений. Условиями фасилитации могут быть: безоценочное позитивное принятие другого человека; активное эмпа-тийное слушание; конгруэнтное, искреннее самовыражение [21].

Методы наставничества весьма разнообразны. Метод зависит от ситуации и типа наставнической деятельности, который может быть адаптирован исходят из социальной работы.

Среди основных (общеупотребительных) методов наставнической деятельности можно обозначить: - методы организации деятельности сопровождаемого (группы сопровождаемых), выступающей фактором его развития и накопления лич-ностно значимого опыта;

- организация обсуждения (беседа, групповая рефлексия), в процессе которого осуществляются оценка и осмысление опыта, полученного в деятельности;

- создание специальных ситуаций (развивающих, деятельностных, коммуникативных, проблемных, конфликтных), расширяющих опыт сопровождаемого и активизирующих процессы его развития;

- нетворкинг - метод организации контактов и взаимодействия сопровождаемых с актуально и перспективно значимыми социальными партнерами (например, школьников - с представителями профессиональных образовательных организаций, вузов, предприятий работодателей);

- методы актуализации индивидуальной мотивации и фасилитации;

- личный пример (наставник как носитель образа «успешной взрослости», эффективных стратегий самообразования и саморазвития, профессионализма, обладающий определенными компетенциями и демонстрирующий определенные образцы деятельности);

- информационное сопровождение;

- проведение консультаций.

Выводы. Проведено изучение методологии исследования наставничества как социального и психо лого-педагогического явления с учётом исторического опыта, что позволило дать понятие наставничеству, рассмотреть наиболее перспективные подходы в психолого-педагогической практике (системный, комплексный, личностно-ориен-тированный, аксиологический и деятельностный подходы), которые могут стать основными при построении системы наставничества в образовательной среде Российской Федерации, а также раскрыты виды наставничества (традиционное личное наставничество, групповое наставничество, ко-

мандное наставничество, наставничество ровесниками, интернет-наставничество) и проанализировать профессиональные (доминантные, периферийные, негативные, а также флексибильность, фе-ликсологичность, фасилитативность.) и личностные качества наставника-новатора (достаточный уровень профессиональных знаний, оптимизм, эрудированность, гибкость мышления и др.).

Знание профессионально-значимых личностных качеств современного наставника, их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению каждого наставника к совершенствованию этих характеристик, что в конечном итоге ведет к качественным изменениям в учебно-воспитательной работе в современном профессиональном образовательном пространстве.

Методологическая основа наставничества заключается в изучении личностного развития подопечного, его уровня образования и интенсивности обучения, включая процесс активной социализации, повышение уровня социальной адаптации с помощью передачи опыта наставника. Наставническая деятельность предполагает поиск эффективных технологий личностного развития, скорости адаптации к изменениям условий. Наставник должен развивать различные компетенции, которые включают современные экономические, социальные и образовательные тренды. Воплощение наставнических идей позволяет оптимально решать вопросы подрастающего поколения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для эффективного осуществления наставнической деятельности был проведен ретроспективный анализ развития наставничества как явления в дореволюционный, советский и постсоветские периоды, рассмотрены основные ступени развития наставнической деятельности. Результаты изучения методологии исследования наставничества (понятие, подходы, виды и этапы развития) позволят успешно реализовать наставничество в России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ИСТОЧНИКОВ

1. Антипин, С.Г. Традиции наставничества в истории отечественного образования: автореф. дисс.... канд.пед.наук: 13.00.01 / Сергей Георгиевич Антипин; [место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т]. - Нижний Новгород, 2011. - 170 с. - URL: https://www.dissercat.com/content/traditsii-nastavnichestva-v-istorii-otechestvennogo-obrazovaniya (дата обращения: 15.03.2023 г.). - Текст: электронный.

2. Ананьев, Б.Г. Проблема формирования характера / Борис Герасимович Ананьев. - Москва: Книга по Требованию, 2012. - 324 с.: ил. - Текст: непосредственный.

3. Блинов, В. И., Есенина, Е. Ю., Сергеев, И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев. Москва, 2019. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-v-obrazovanii-nuzhen-horosho-zatochennyi-instrument (дата обращения: 18.03.2023). - Текст: электронный.

4. Богданова, Л. А. Наставничество в профессиональном образовании: методическое пособие / Л. А. Богданова, Л.Н. Вавилова, А. Ю. Казаков. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2014. - 144 с.: ил. - Текст: непосредственный.

5. Быстрова, Н. В. Наставничество как педагогический феномен: история и современность / Н. В. Быстрова, С.А. Цыплакова, А. К. Преснова, А.С. Пасечник. - Нижний Новгород, 2019. - №3 (37). -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-pedagogicheskiy-fenomen-istoriya-i-sovremennost-1 (дата обращения: 19.03.2023). - Текст: электронный.

6. Газман, О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема: учебное пособие / Олег Семёнович Газман. - Москва, 1995. - Вып. 3. - С. 58-64.: ил. - Текст: непосредственный.

7. Гиль, С. С. Муниципальная система социально-педагогической поддержки молодежных инициатив (Теория и практика): Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Гиль Сергей Сергеевич; [место защиты: Оренбург. гос. пед. ун-т]. - Оренбург, 2001. - 349 c. - URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/municipalnaja-sistema-socialno-pedagogicheskoj-podderzhki-molodezhnyh-iniciativ.html (дата обращения: 10.03.2023 г.). - Текст: электронный.

8. Глинский, Б. Б. Царские дети и их наставники / Борис Борисович Глинский. - Москва: Издание редакции журнала «Детское чтение», 1899. - 288 с.: ил. - Текст: непосредственный.

9. Игнатьева, Е. В. Наставничество в современной школе: миф или реальность? / Е. В. Игнатьева, Н. Д. Базарнова. - Минск, 2018. - №2 (23). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-v-sovremennoy-shkole-mif-ili-realnost (дата обращения: 19.03.2023). - Текст: электронный.

10. Игнатьева, Е. В., Менторинг и наставничество: сравнительный анализ понятийного поля / Е. В. Игнатьева, Ю.В. Рябкова. - Нижний Новгород, 2019. - №62-3. -URL: https://cyberleninka.ru/article/nmentoring-i-nastavnichestvo-sravnitelnyy-analiz-ponyatiynogo-polya (дата обращения: 19.03.2023). - Текст: электронный.

11. Ичетовкина, Н. М. Система педагогического наставничества и сопровождения процесса адаптации выпускников педвуза / Ичетовкина Надежда Михайловна. Глазов, 2019. - №1-1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-pedagogicheskogo-nastavnichestva-i-soprovozhdeniya-protsessa-adaptatsii-vypusknikov-pedvuza (дата обращения: 19.03.2023). - Текст: электронный.

12. Кобеко, Д. Ф. Императорский Царскосельский лицей. Наставники и питомцы. 1811-1843 / Дмитрий Фомич Ко-беко. - Москва: Кучково поле, 2008. - 445 с.: ил. - Текст: непосредственный.

13. Колесниченко, К. В. Профессионально важные качества личности наставника молодых специалистов: автореферат дис. кан. псих. наук: 19.00.03 / Колесниченко Клавдия Владимировна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. - Санкт-Петербург, 2012. -198 с. - URL: http://www.dslib.net/psixologia-truda/professionalno-vazhnye-kachestva-lichnosti-nastavnika-molodyh-specialistov-na.html (дата обращения: 15.03.2023 г.). - Текст: электронный.

14. Масалимова, А. Р. Корпоративная подготовка наставников: монография / Альфия Рафисовна Масалимова. - Казань: Печать-Сервис XXI век, 2013. - 183 с. - Текст: непосредственный.

15. Михайлова, Н. Н. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин, Е.А. Александрова. - Москва.: Academia, 2006. -288 с.: ил. - Текст: непосредственный. - URL: https://viro.edu.ru/attachments/artide/9572/05_nastavnichestvo.pdf (дата обращения: 09.03.2023 г.). - Текст: электронный.

16. Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. - Москва: Рыбаков Фонд, 2016. — 153 с.

17. Российская Федерация. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс». - Текст: электронный.

18. Российская Федерация. «Об учреждении знака отличия «За наставничество» (вместе с «Положением о знаке отличия «За наставничество»): Указ Президента РФ от 02.03.2018 № 94 (ред. от 19.11.2021) - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Текст: электронный.

19. Российская Федерация. «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника»: Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 № 401 - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Текст: электронный.

20. Российская Федерация. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи» - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Текст: электронный.

21. Слепенкова Е.А. Институт классного наставника в России во второй половине XIX - начале XX вв / Е.А. Сле-пенкова, Н.П. Щетинина. - Минск, 2015. - №1 (9). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-instituta-klassnogo-nastavnika-v-rossii-vo-vtoroy-polovine-xix-nachale-xx-vv (дата обращения: 19.03.2023). - Текст: электронный.

22. Allen T. D., Eby L. T., Chao G. T., Bauer T. N. Taking Stock of Two Relational Aspects of Organizational Life: Tracing the History and Shaping the Future of Socialization and Mentoring Research // The Journal of Applied Psychology. 2017. Vol. 102. № 3. P. 324 - 337.

23. Johnson W. B. (2018) On being a mentor: A Guide for Higher Education Faculty. 3rd edition. New York - London, 2018. 272 p.

24. Zachary L. J., Fischler L. A. The mentee's guide: How to make mentoring work for you. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, Inc., 2009. 273 p.

REFERENCES

1. Antipin S.G. Tradicii nastavnichestva v istorii otechestvennogo obrazovaniya. Avtoref. diss.... kand.ped.nauk [Traditions of mentoring in the history of national education. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Nizhny Novgorod, 2011. 170 p. URL: https://www.dissercat.com/content/traditsii-nastavnichestva-v-istorii-otechestvennogo-obrazovaniya (Accessed 15.03.2023 г.).

2. Anan'ev B.G. Problema formirovaniya xaraktera [The Problem of Character Formation]. Moscow: Kniga po Trebo-vaniyu, 2012. 324 р.

3. Blinov V.I., Esenina, E.Yu., Sergeev, I.S. Nastavnichestvo v obrazovanii: nuzhen xorosho zatochennyi instrument [Mentoring in education: a well-sharpened tool is needed]. Moscow, 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnich-estvo-v-obrazovanii-nuzhen-horosho-zatochennyi-instrument (Accessed 18.03.2023).

4. Bogdanova L.A., Vavilova L.N., Kazakov A.Yu. Nastavnichestvo v professional'nom obrazovanii: metodicheskoe posobie [Mentorship in Vocational Education]. Kemerovo: GOU "KRIRPO", 2014. 144 p.

5. Bystrova N.V., Cyplakova S.A., Presnova A.K., Pasechnik A.S. Nastavnichestvo kak pedagogicheskij fenomen: istoriya i sovremennost [Mentoring as a Pedagogical Phenomenon: Past and Present]. Nizhny Novgorod, 2019. No. 3 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-pedagogicheskiy-fenomen-istoriya-i-sovremennost-1 (Accessed 19.03.2023).

6. Gazman O.S. Pedagogicheskaya podderzhka detej v obrazovanii kak innovacionnaya problema: uchebnoe posobie [Pedagogical support of children in education as an innovative problem]. Moscow, 1995. Vyp. 3. pp. 58-64.

7. Gil' S.S. Municipal'naya sistema social'no-pedagogicheskoj podderzhki molodezhnyx iniciativ. Diss. kand. ped. Nauk [Municipal system of socio-pedagogical support for youth initiatives. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Orenburg, 2001. 349 р. URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/municipalnaja-sistema-socialno-pedagogicheskoj-podderzhki-molodezhnyh-inicia-tiv.html (Accessed 10.03.2023 г.).

8. Glinskij B.B. Carskie deti i ix nastavniki [Royal children and their mentors]. Moscow: Izdanie redakcii zhurnala «Detskoe chtenie», 1899. 288 p.

9. Ignat'eva E.V., Bazarnova N.D. Nastavnichestvo v sovremennoj shkole: mif ili real'nost'? [Mentorship in the modern school: myth or reality?]. Minsk, 2018. No. 2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-v-sovremennoy-shkole-mif-ili-realnost (Accessed 19.03.2023).

10. Ignat'eva E.V., Ryabkova Yu.V. Mentoring i nastavnichestvo: sravnitel'nyj analiz ponyatijnogo polya [Mentoring and mentoring: a comparative analysis of the conceptual field]. Nizhny Novgorod, 2019. No. 62-3. URL: https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/mentoring-i-nastavnichestvo-sravnitelnyy-analiz-ponyatiynogo-polya (Accessed 19.03.2023)

11. Ichetovkina N.M. Sistema pedagogicheskogo nastavnichestva i soprovozhdeniya processa adaptacii vypusknikov pedvuza [The system of pedagogical mentoring and support of the process of adaptation of graduates of a pedagogical university]. Eyes, 2019. No. 1-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-pedagogicheskogo-nastavnichestva-i-so-provozhdeniya-protsessa-adaptatsii-vypusknikov-pedvuza (Accessed 19.03.2023)

12. Kobeko D.F. Imperatorskij Carskosel'skij licej. Nastavniki i pitomcy 1811-1843 [Imperial Tsarskoye Selo Lyceum. Teachers and pets. 1811-1843]. Moscow: Kuchkovo pole, 2008. 445 p.

13. Kolesnichenko K.V. Professional'no vazhnye kachestva lichnosti nastavnika molodyx specialistov. Avtoreferat. Diss. kan. psix. nauk. [Professionally important personality traits of a mentor for young professionals. Ph. D. (Psychology) thesis]. Saint Petersburg, 2012. 198 p. URL: http://www.dslib.net/psixologia-truda/professionalno-vazhnye-kachestva-lichnosti-nas-tavnika-molodyh-specialistov-na.html (Accessed 15.03.2023 г.).

14. Masalimova A.R. Korporativnaya podgotovka nastavnikov: monografiya [Corporate Mentor Training]. Kazan: Pechat'-Servis XXI vek, 2013. 183 p.

15. Mixajlova N.N., Yusfin S.M., Aleksandrova E.A. Pedagogicheskaya podderzhka rebenka v obrazovanii [Pedagogical support of the child in education]. Moscwa: Academia, 2006. 288 p. URL: https://viro.edu.ru/attachments/article/9572/05_nas-tavnichestvo.pdf (Accessed 09.03.2023 г.)

16. Sinyaginoj N.Yu., Rajfshnajder T.Yu. Nastavnichestvo v sisteme obrazovaniya Rossii. Prakticheskoe posobie dlya ku-ratorov v obrazovatel'nyx organizaciyax [Mentorship in the Russian education system. A Practical Guide for Curators in Educational Institutions]. Moscwa: Rybakov Fond, 2016. 153 p.

17. Russian Federation. Strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii do 2025 goda [Strategies for the development of education in the Russian Federation until 2025]. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 g. No. 996-r.

18. Russian Federation. "Ob uchrezhdenii znaka otlichiya "Za nastavnichestvo" (vmeste s "Polozheniem o znake otlichiya "Za nastavnichestvo") ["On the establishment of the insignia "For mentoring" (together with the "Regulations on the insignia "For mentoring")]. Ukaz Prezidenta RF ot 02.03.2018 N 94 (red. ot 19.11.2021).

19. Russian Federation. "O provedenii v Rossijskoj Federacii Goda pedagoga i nastavnika" [On holding the Year of the Teacher and Mentor in the Russian Federation]. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 27.06.2022 № 401.

20. Russian Federation. Federal'nyj zakon ot 14 iyulya 2022 g. N 261-FZ "O rossijskom dvizhenii detej i molodezhi" [Federal Law of July 14, 2022 No. 261-FZ "On the Russian Movement of Children and Youth"].

21. Slepenkova E.A. Shhetinina N.P. Institut klassnogo nastavnika v Rossii vo vtoroj polovine XIX - nachale XX vv [The institute of a class teacher in Russia in the second half of the 19th - early 20th centuries]. Minsk, 2015. No. 1 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-instituta-klassnogo-nastavnika-v-rossii-vo-vtoroy-polovine-xix-nachale-xx-vv (Accessed 19.03.2023).

22. Allen T. D., Eby L. T., Chao G. T., Bauer T. N. Taking Stock of Two Relational Aspects of Organizational Life: Tracing the History and Shaping the Future of Socialization and Mentoring Research // The Journal of Applied Psychology. 2017. Vol. 102. № 3. P. 324 - 337.

23. Johnson W. B. (2018) On being a mentor: A Guide for Higher Education Faculty. 3rd edition. New York - London, 2018. 272 p.

24. Zachary L. J., Fischler L. A. The mentee's guide: How to make mentoring work for you. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, Inc., 2009. 273 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Л.А. Млкеян, аспирант, 3 курс кафедры общей психологии, психодиагностики психологического консультирования, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)», г. Челябинск, Россия, e-mail: [email protected].

Л.С. Рычкова, профессор, доктор медицинских наук, профессор кафедры общей психологии, психодиагностики психологического консультирования, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)», г. Челябинск, Россия, e-mail: [email protected].

О.Б. Конева, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, психодиагностики психологического консультирования, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)», г. Челябинск, Россия, e-mail: [email protected].

С.В. Морозова, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой общей психологии, психодиагностики психологического консультирования, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)», г. Челябинск, Россия, e-mail: [email protected].

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

L.A. Mlkeyan, 3rd year Graduate Student, Department of General Psychology, Psychodiagnostics of Psychological Counseling, South Ural State University (NRU), Chelyabinsk, Russia; e-mail: [email protected].

L.S. Rychkova, Doctor of Medical Sciences, Professor, Department of General Psychology, Psychodiagnostics of Psychological Counseling, South Ural State University (NRU), Chelyabinsk, Russia, e-mail: [email protected].

O.B. Koneva, Ph. D. in Psychology, Associate Professor, Department of General Psychology, Psychodiagnostics of Psychological Counseling, South Ural State University (NRU), Chelyabinsk, Russia, e-mail: [email protected].

S.V. Morozova, Ph. D. in Psychology, Department Chair, Department of General Psychology, Psychodiagnostics of Psychological Counseling, South Ural State University (NRU), Chelyabinsk, Russia, e-mail: [email protected].

УДК 378.1 DOI: 10.52772/25420291_2023_1_163

Марина Петровна Пушкарева г. Шадринск

Аутентичные подкасты как средство формирования компенсаторной компетенции у будущих учителей английского языка

В данной статье предпринимается попытка рассмотреть использование аутентичных подкастов с целью улучшения эффективности процесса формирования компенсаторной компетенции у будущих учителей английского языка. Вступительная часть статьи посвящена обоснованию актуальности обозначенной автором проблемы, а также конкретизации сущностно-содержательной и структурной характеристик компенсаторной компетенции. Далее автор довольно подробно останавливается на описании англоязычных сайтов BBC Learning English и Listen in English, акцентируя внимание на преимуществах их использования в качестве источников аутентичных видеозаписей. В заключительной (практико-ориентированной) части статьи приводится подробный алгоритм работы с аутентичными подка-стами (с предоставлением конкретного примера), особое внимание уделяется третьему этапу, в ходе которого и происходит процесс формирования компенсаторной компетенции (в комплексе всех ее составляющих) у будущих учителей английского языка средствами подкастинга.

Ключевые слова: компенсаторная компетенция, аутентичные подкасты, будущие учителя английского языка.

Marina Petrovna Pushkareva

Shadrinsk

Authentic podcasts as a means of forming of compensatory competence among future

teachers of english

The article examines the problem of using the authentic podcasts aimed at improving of the efficiency of the forming compensatory competence process as far as future teachers of English are concerned. In the introductory part of the article the author substantiates the urgency of the problem, also dwells in detail on the essential structural characteristic of compensatory competence. Then the author specifies two of the English-language sites: BBC Learning English and Listen in English, commenting on the advantages of their use as a source of authentic podcasts. In the conclusion the author gives detailed algorithm of working with authentic podcasts (an example is given). Some special attention is paid to the third stage, during which the process of forming of compensatory competence by means of authentic podcasts among future teachers of English takes place.

Keywords: compensatory competence, authentic podcasts, future teachers of English.

Компенсаторная компетенция как одна из базовых составляющих в комплексе компонентов коммуникативной компетенции, заявленной на современном этапе развития теории и методики преподавания иностранных языков в качестве ключевой цели обучения, вполне заслуженно представляет собой феномен, достойный адекватного и обстоятельного изучения в плане детализации и конкретизации как его сущностно-содержательной, так и структурной характеристик. Недостаточное внимание, уделяемое в ходе учебного процесса вышеуказанной компетенции, на наш взгляд, может

привести к определенным последствиям, довольно отрицательно сказывающимся на эффективности сформированности коммуникативной компетенции в целом (тем не менее, процентное соотношение продуктивности сформированности каждого компонента в отдельности может варьироваться, будучи обусловленным определенными обстоятельствами), компенсаторной компетенции в частности. Тем не менее, также хотелось бы отметить тот факт, что и уровень сформированности компенсаторной компетенции напрямую зависит от уров-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.