Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ / РЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКСИВНЫЕ УМЕНИЯ / САМОРАЗВИТИЕ / ПОНИМАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА / ЗАДАЧНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адольф Владимир Александрович, Бухов Олег Николаевич

Постановка проблемы. Анализ рынка труда показывает необходимость подготовки менеджеров, обладающих профессиональными качествами, которые формируют компетентность личности. В этом контексте уделяется большое внимание вопросам формирования рефлексивных умений будущих менеджеров, способствующих пониманию, осознанию, анализу и оценке большого массива информации. Отсутствие в педагогической науке единого понимания особенностей процесса формирования рефлексивных умений будущих менеджеров обусловливает актуальность данного исследования. Цель статьи - выявление особенностей процесса формирования рефлексивных умений будущих менеджеров в системе среднего профессионального образования, анализ результатов опытно-экспериментальной работы по внедрению разработанных организационно-педагогических условий в образовательный процесс. Обзор научной литературы по проблеме. Осуществлены анализ и обобщение профессиональных и образовательных стандартов, нормативно-правовых документов среднего профессионального образования. Проведен анализ научных работ философов, исследовавших рефлексию и мышление человека. Рассмотрены работы по психологии, посвященные проблеме понимания сущности процесса рефлексии и формирования рефлексивной компетенции личности индивида в современном обществе. В области педагогической науки и практики проведен анализ научных работ, посвященных компетентностному подходу и исследованию сущности процесса формирования рефлексивных умений. Систематизированы элементы методологии педагогики и теории педагогических исследований, в частности концепция гуманитаризации образовательного процесса, методика личностно ориентированного обучения, компетентностный подход, теория рефлексивной деятельности, на основе которых осуществляется систематизация образовательного процесса в рамках современных тенденций и трендов. Методология (материалы и методы). На основе проведенного исследования научных работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных развитию педагогической теории и практики в области профессионального образования и организации образовательного процесса в учреждениях профессионального образования, осуществлены анализ и обобщение практических методов, приемов и техник, способствующих систематизации процесса формирования рефлексивных умений будущих менеджеров в системе среднего профессионального образования (СПО). Анализ научной литературы, опрос педагогов и руководителей учреждений системы СПО позволили выявить и обосновать особенности формирования рефлексивных умений будущих менеджеров в системе СПО, разработать организационно-педагогические условия процесса формирования этих умений. В статье показаны содержание, особенности и результаты реализации данных условий. Результаты исследования. Рассматриваются актуальные методы и приемы, обеспечивающие результативную профессиональную подготовку студентов-менеджеров в системе среднего профессионального образования, способных выявлять, понимать профессиональные задачи и обеспечивать их качественное решение. На основе философского понимания рефлексии определяется содержание рефлексивных умений, способствующих выявлению цели и смысла в процессе и результате осуществляемых действий. В ходе исследования рефлексивных аспектов управленческой деятельности разработаны и реализованы организационно-педагогические условия формирования рефлексивных умений будущих менеджеров в образовательном процессе: - создание и реализация типологии рефлексивных задач; - реализация принципа диалогизации в процессе обучения на основе построения алгоритма рефлексивных задач; - личностное принятие рефлексивной задачи решателем; - обеспечение рефлексивного компонента задачи; - конструирование и внедрение в учебный процесс механизма формирования рефлексивных умений. В статье рассматриваются выявленные критерии и показатели уровня сформированности рефлексивных умений будущих менеджеров, тройственность показателей способствовала определению уровней сформированности рефлексивных умений, к которым относятся: репродуктивный, смы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Адольф Владимир Александрович, Бухов Олег Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF STUDYING THE PROCESS OF FORMATION OF REFLEXIVE SKILLS AMONG FUTURE MANAGERS IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Statement of the problem. The purpose of professional education is to provide managers with professional qualities which form the competence of an individual. In this context, much attention is paid to the formation of reflexive skills of future managers that contribute to understanding, awareness, analysis, and evaluation of large amount of information. The lack of universal understanding in Pedagogy of the features of the process of forming reflexive skills among future managers proves the relevance of this study. The purpose of the article is to identify the features of the process of formation of reflexive skills among future managers in the system of secondary vocational education and to analyze the results of experimental work on the implementation of the developed organizational and pedagogical conditions in the educational process. Review of the scientific literature on the problem. The analysis and synthesis of professional and educational standards, normative legal documents of secondary vocational education is carried out. The analysis of scientific works of philosophers who have studied human reflection and thinking is carried out. The works on psychology devoted to the problem of understanding the essence of the process of reflection and the formation of reflexive competence of the individual's personality in modern society are considered. In the field of pedagogical science and practice, the analysis of scientific works devoted to the competence approach and the study of the essence of the process of forming reflexive skills is carried out. The elements of the methodology of pedagogy and the theory of pedagogical research are systematized, in particular, the concept of humanization of the educational process, the methodology of personality-oriented learning, the competence approach, the theory of reflexive activity, on the basis of which systematization of an educational process is carried out within the framework of modern tendencies and trends. Methodology (materials and methods). Based on the research of scientific works of Russian and foreign authors devoted to the development of pedagogical theory and practice in the field of vocational education and arrangement of an educational process in vocational education institutions. The analysis and synthesis of practical methods and techniques that contribute to systematization of the process of formation of reflexive skills among future managers in the Secondary Professional Education (SPE) system is carried out. The analysis of scientific literature, a survey among teachers and heads of institutions in the SPE system, allowed us to identify and justify the features of the formation of reflexive skills among future managers in the SPE system and to develop organizational conditions for the process of developing these skills. The article shows the content, features, and results of the implementation of these conditions. Research results. The article deals with current methods and techniques that provide effective professional training of management students in the system of secondary vocational education, who are able to detect and formulate professional tasks and find ways to solve them. On the basis of the philosophical understanding of reflection, the content of reflexive skills aimed at discovering meanings in their own activities and in the “teacher - student” interaction is determined. The conditions for the formation of reflexive skills in the pedagogical process are revealed: creation and implementation of the typology of reflexive tasks; creation of a dialogic context in educational activities based on construction of the process of solving educational tasks; ensuring personal acceptance of the subject of a reflexive task; filling an educational process with a reflexive component; creation and implementation of the mechanism for development of reflexive skills among future managers in the SPE system. The results of the formation of reflexive skills in the

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-57-3-288

УДК 377.3

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.А. Адольф (Красноярск, Россия) О.Н. Бухов (Красноярск, Россия)

Аннотация

Постановка проблемы. Анализ рынка труда показывает необходимость подготовки менеджеров, обладающих профессиональными качествами, которые формируют компетентность личности. В этом контексте уделяется большое внимание вопросам формирования рефлексивных умений будущих менеджеров, способствующих пониманию, осознанию, анализу и оценке большого массива информации. Отсутствие в педагогической науке единого понимания особенностей процесса формирования рефлексивных умений будущих менеджеров обусловливает актуальность данного исследования.

Цель статьи - выявление особенностей процесса формирования рефлексивных умений будущих менеджеров в системе среднего профессионального образования, анализ результатов опытно-экспериментальной работы по внедрению разработанных организационно-педагогических условий в образовательный процесс.

Обзор научной литературы по проблеме. Осуществлены анализ и обобщение профессиональных и образовательных стандартов, нормативно-правовых документов среднего профессионального образования. Проведен анализ научных работ философов, исследовавших рефлексию и мышление человека. Рассмотрены работы по психологии, посвященные проблеме понимания сущности процесса рефлексии и формирования рефлексивной компетенции личности индивида в современном обществе.

В области педагогической науки и практики проведен анализ научных работ, посвященных компетент-ностному подходу и исследованию сущности процесса формирования рефлексивных умений. Систематизированы элементы методологии педагогики и теории педагогических исследований, в частности концепция гуманитаризации образовательного процесса, методика личностно ориентированного обучения, компетентност-ный подход, теория рефлексивной деятельности, на основе которых осуществляется систематизация образовательного процесса в рамках современных тенденций и трендов.

Методология (материалы и методы). На основе проведенного исследования научных работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных развитию педагогической теории и практики в области профессионального образования и организации образовательного процесса в учреждениях профессионального образования, осуществлены анализ и обобщение практических методов, приемов и техник, способствующих систематизации процесса формирования рефлексивных умений будущих менеджеров в системе среднего профессионального образования (СПО). Анализ научной литературы, опрос педагогов и руководителей учреждений системы СПО позволили выявить и обосновать особенности формирования рефлексивных умений будущих менеджеров в системе СПО, разработать организационно-педагогические условия процесса формирования этих умений. В статье показаны содержание, особенности и результаты реализации данных условий.

Результаты исследования. Рассматриваются актуальные методы и приемы, обеспечивающие результативную профессиональную подготовку студентов-менеджеров в системе среднего профессионального образования, способных выявлять, понимать профессиональные задачи и обеспечивать их качественное решение. На основе философского понимания рефлексии определяется содержание рефлексивных умений, способствующих выявлению цели и смысла в процессе и результате осуществляемых действий.

В ходе исследования рефлексивных аспектов управленческой деятельности разработаны и реализованы организационно-педагогические условия формирования рефлексивных умений будущих менеджеров в образовательном процессе:

- создание и реализация типологии рефлексивных задач;

- реализация принципа диалогизации в процессе обучения на основе построения алгоритма рефлексивных задач;

- личностное принятие рефлексивной задачи решателем;

- обеспечение рефлексивного компонента задачи;

- конструирование и внедрение в учебный процесс механизма формирования рефлексивных умений.

В статье рассматриваются выявленные критерии и показатели уровня сформированности рефлексивных умений будущих менеджеров, тройственность показателей способствовала определению уровней сформированности рефлексивных умений, к которым относятся: репродуктивный, смыслотворческий и аналитический. В завершение рассмотрены результаты эксперимента по формированию рефлексивных умений будущих менеджеров в системе СПО.

Заключение. В результате проведенного исследования выявлены особенности и этапы процесса формирования рефлексивных умений будущих менеджеров в системе СПО и апробированы организационно-педагогические условия, которые обеспечили качественный рост уровня сформированности рефлексивных умений студентов.

Таким образам, конструирование образовательного процесса на основе представленных организационно-педагогических условий обеспечивает результативность процесса формирования рефлексивных умений будущих менеджеров в системе СПО.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, менеджмент, рефлексия, рефлексивные умения, саморазвитие, понимание, профессиональная задача, задачный подход, компетентность.

Адольф Владимир Александрович - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики, директор института физической культуры, спорта и здоровья им. И.С. Ярыгина, КГПУ им. В.П. Астафьева; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8959-5546; e-mail: adolf@kspu.ru

Бухов Олег Николаевич - соискатель кафедры педагогики, КГПУ им. В.П. Астафьева; ORCID: https://orcid. org/0000-0003-0567-3725; e-mail: pchela0330@mail.ru

Постановка проблемы. По данным последних исследований в области организации системы среднего профессионального образования, одним из ключевых направлений профессиональной педагогики является формирование рефлексивных умений будущих управленцев. Это обусловлено:

- объективной потребностью бизнеса в квалифицированных руководителях, способных к самообучению и саморазвитию;

- необходимостью повышения качества профессиональной подготовки будущего менеджера в системе среднего профессионального образования.

На сегодняшний день в науке существуют противоречия в понимании процесса формирования рефлексивных умений будущих менеджеров, в том числе и в системе среднего профессионального образования, что обусловливает проблему исследования, заключающуюся в выявлении и обосновании особенностей процесса формирования рефлексивных умений будущих менеджеров.

Цель статьи - выявление особенностей процесса формирования рефлексивных умений

будущих менеджеров в системе среднего профессионального образования, анализ результатов опытно-экспериментальной работы по внедрению разработанных организационно-педагогических условий в образовательный процесс.

Обзор научной литературы по проблеме. На основе исследования результатов научных трудов в области управления человеческими ресурсами и объективных тенденций профессионального образования сделан вывод о том, что ученые все чаще обращают внимание на формирование сложных «метаумений», образующих основу профессиональной компетентности будущих менеджеров1.

Особое место среди «метаумений» занимают рефлексивные компетенции менеджеров образовательной сферы [Артюшина, Монахов, 2011, с. 285].

При этом ряд ученых выделяют значимость исследований, направленных на определение

1 Армстронг М., Бэрон А. Управление результативностью: система оценки результатов в действии / пер. с англ. С. Новицкая, С. Кияченко; ред. С. Турко. М.: Альбина Паблишер, 2014. 248 с.

< И

а

4

с

PQ

5 к

ш н S

и ^

д и к

0

1

к

ш PQ Н

и fc с

и

о

[-4

0

ё

и

Ин

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

критериев сформированности «метаумений» (Баева, 2004) и диагностику их сформированности2.

На основе анализа научных работ, посвященных исследованию особенностей формирования рефлексивных умений, приоритетов профессионального образования и результативных педагогических технологий [Адольф, Москвин, 2020; Ширшова, 2013;Яковлева, 2012; Miller, 2013; Meierdirk, 2017; Vangsnes et al., 2012; Nam, 2017; O'Neill et al., 2017], был сделан вывод о практико-преобразующей сущности рефлексивных умений будущих менеджеров, посредством которых управленец осуществляет анализ поступающей информации.

Одной из основных задач профессионального образования будущих менеджеров является формирование у них универсальных умений, посредством которых осуществляются понимание, анализ и оценка постоянного потока разносторонней информации3.

В качестве средства управления информацией исследователи рассматривают «рефлексию» как внутриличностный процесс анализа4 и самоанализа5.

В ходе анализа и обобщения результатов исследований ученых-философов [Кант6, Гегель7, Фейербах8; и др.] обосновано, что «рефлексия»

2 Баженова В.В., Сысоев Е.О. Диагностический подход к организации и стимулированию труда при вахтовом методе производства работ. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2009. 231 с.

3 Larson Ev Gray С. Project management: The managerial process. McGraw-Hill. 8 ed. 2021. 608 p. URL: https://mirlib.ru/ knigi/biznes/445002-project-management-the-managerial-process-8th-edition.html (дата обращения: 18.07.2021).

4 Демидко M.H. Формирование рефлексивных умений у обучающихся в средних специальных учебных заведениях: метод, рекомендации. Минск: РИПО, 2001.96 с.

5 Prensky М. The games generation: How learners have changed. In: Digital game-based learning. New York: McGraw-Hill, 2001. URL: https://marcprensky.com/writing/ Prensky//%20-%20Ch2-Digital%20Game-ased% 20 Learning. pdf (дата обращения: 25.03.2021).

6 Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука: собр. соч.: в 8 т. / под ред. А.В. Гулыги. М.: Чоро, 1994. Т. 4.152 с.

7 Гегель Г.В.Ф. Сочинения: в 14 т. М.: Партиздат, 1932. Т. 10: Лекции по истории философии. Кн. 2.490 с.

8 Фейербах Л. Избранные философские произведения: в 2 т. М.: Государственное издание политической литера-

туры, 1955. Т. II. 942 с.

является связующем элементом мышления человека с окружающей действительностью, преобразователем информации из абстрактного в осмысленное9.

Таким образом, исходя из общего понимания сущности рефлексии и особенностей трудовых функций менеджера, можно сделать вывод, что рефлексивные умения менеджера - это освоенные способы обращения к «внутреннему миру», сознанию, мышлению рефлектирующей личности, выражающиеся в ценностном отношении к себе как профессионалу, окружающим, к своей профессиональной деятельности.

Методология (материалы и методы). На основе обобщения результатов исследований отечественных и зарубежных ученых, посвященных развитию педагогической теории и практики в области профессионального образования и организации образовательного процесса в учреждениях системы СПО, разработана методика прикладного применения технологии задачного подхода посредством разработки профессиональных задач, помогающих будущему менеджеру результативно действовать в реальных профессиональных ситуациях в будущей практической деятельности. Применение профессиональных задач в обучении студентов-менеджеров организовано в систему, способствующую формированию базовых рефлексивных умений в качестве ключевого инструмента осуществления профессиональных функций. Систематизация профессиональных задач основана на их организации в упорядоченные типологические ряды, выстроенные по принадлежности задачи к формированию одного из компонентов рефлексивного умения [Адольф, Яковлева, 2016, с. 44].

В частности, по направленности каждого компонента рефлексивного умения на объект рефлексии в один типологический ряд включены задачи, направленные на рефлексию собственного

9 Коржуев A.B., Антонова H.H. Рефлексивно-эвристический компонент непрерывного педагогического образования преподавателей современной высшей школы // VI Международные научные чтения, посвященные памяти академика РАО С.Я. Батышева «Модернизация профессионального образования: теория, опыт, проблемы». М.: Изд-во ИТИП РАО, 2012. 478 с.

внутреннего мира, восприятие окружающего мира с позиции другого (собеседника, коллеги и т.д.). В другой типологический ряд положены задачи, формирующие рефлексию, направленную не только в прошлое и настоящее, но и в будущее [Ульянова, 2011; Степанова, Адольф, 2013].

Реализация методов, способствующих систематизации процесса формирования рефлексивных умений будущих менеджеров в системе СПО, обеспечивает качество подготовки управленческих кадров, готовых к постоянной обработке большого массива поступающей информации на основе рефлексии, обращенной к окружающей действительности, и внутреннего мира самой рефлектирующей личности. Процесс профессиональной и личностной рефлексии, способствующей результативности принимаемых решений, обеспечивается сформированностью рефлексивных умений менеджера.

Таким образом, анализ научной литературы, опрос педагогов и руководителей учреждений системы среднего профессионального образования позволили выявить и обосновать методику и особенности формирования рефлексивных умений будущих менеджеров в системе среднего профессионального образования, разработать организационно-педагогические условия формирования этих умений.

Результаты исследования. Для определения уровня сформированности рефлексивных умений выделены три базовых критерия, характеризующие их результативность, каждый из критериев объединяет группу показателей. Для максимальной точности результата критерии и показатели каждого из трех уровней структурированы в целостную систему, характеризующую неотъемлемые качества объекта диагностики, в частности рефлексивные умения будущих менеджеров. К подобным качествам можно отнести умения анализа, самоанализа, понимания объекта и субъекта собственной деятельности, обоснование предпосылок к выполнению деятельности.

Триада показателей позволила выделить три уровня сформированности рефлексивных умений: репродуктивный (базовый); смыслотворче-ский (средний); аналитический (высокий).

Для точного выявления уровня сформи-рованности рефлексивных умений в опытно-экспериментальной работе были задействованы следующие диагностические методики:

- практический метод оценки уровня сформированности рефлексивных умений будущих менеджеров;

- диагностическая методика оценки рефлексивных умений по О.В. Калашниковой «Определение уровня сформированности рефлексивных умений»10.

Выявленные критерии и показатели структурно представлены в табл. 1.

Наиболее достоверные показатели обеспечиваются на основе сопоставления результатов обеих диагностик, задействованных в эксперименте.

Таким образом, сопоставление данных, полученных на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, показало низкие результаты.

Найденные промежуточные значения уровня сформированности по имеющемуся дискретному набору известных значений (в качестве таких значений взяты результаты двух проведенных диагностик) представлены в табл. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Было выявлено преобладание базового уровня сформированности рефлексивных умений студентов, который обнаружен у 63,83 % испытуемых, смысло-творческий уровень выявлен у 30,87 % студентов, аналитическим уровнем обладают 5,3 % испытуемых. Анализ среднего показателя подтверждает результаты обеих диагностик.

Таким образом, в целом по группе выявлен низкий уровень сформированности рефлексивных умений студентов.

Результативность процесса формирования рефлексивных умений в условиях современного компетентностно-ориентированного профессионального образования реализуется на основе внедрения в процесс обучения профессиональных задач [Адольф, Фоминых, 2017; Адольф, Яковлева, 2016].

<

И £ а

4

с

PQ

5 s

ES

W H

S

и ^

д и s

0

1

к

W PQ H

и ft с

и

о

[-4

0

ё и ft

s

1

>>

0

1

и w tr

s

Ь

1-й <

G

10 Калашникова О.В. Развитие педагогической рефлексии: практическое руководство для студентов и начинающих учителей / науч. ред. Э.Ф. Зеер. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1998. 40 с.

« S

к

H

и

w

PQ

Таблица 1

Критерии и показатели уровня сформированности рефлексивных умений будущих менеджеров в системе СПО

Table 1

Criteria and indicators of the level of formation of reflexive skills among future managers in the PES system

Критерии Показатели

Мотивационно-ценностная готовность к анализу и познанию информации в процессе деятельности - Способность определения самоценности информации; - осмысленность в выборе методов решения задач в деятельности; - инициативность в познании и самопознании

Способность к осмыслению, регуляции и мобилизации своих личностных и профессиональных качеств - Самоопределение внутренних ориентиров и способов целеполагания; - самоконтроль; - самокоррекция

Практико-преобразующий характер сформированных рефлексивных умений - Применение знаний на практике; - осмысленность действий; - эффективность способов выполнения деятельности

Таблица 2

Результаты сопоставления двух методик диагностики уровня сформированности рефлексивных умений будущих менеджеров на констатирующем этапе эксперимента

Table 2

Results of interpolation of two methods of diagnostics of the level of formation of reflexive skills among future managers at the ascertaining stage of the experiment

Уровни сформированности рефлексивных умений

Базовый, % Средний,% Высокий, %

63,83 30,87 5,3

Рис. 1. Результаты сопоставления двух методик по диагностике уровня сформированности рефлексивных умений будущих менеджеров на констатирующем этапе эксперимента Fig. 1. Results of interpolation of two methods for diagnosing the level of formation of reflexive skills among future managers at the ascertaining stage of the experiment

Поэтому в процессе формирующего этапа экспериментальной работы реализованы организационно-педагогические условия, в качестве которых выступают:

- создание и реализация типологии рефлексивных задач, типологические ряды которых систематизированы по определенным признакам, направленным на формирование каждого компонента структуры рефлексивного умения;

- обеспечение рефлексивного компонента задачи основывается на последовательном прохождении этапов рефлексивной деятельности -от обнаружения и осознания до понимания, решения и анализа;

- конструирование и внедрение в учебный процесс механизма формирования рефлексивных умений будущих менеджеров в системе среднего профессионального образования, который состоит из систематизированных элемен-

- реализация диалогизации в процессе обу- тов: цели, задач, замысла, принципов, условий, чения на основе построения алгоритма рефлек- структуры.

сивных задач в направлении взаимосвязи между учащимися и педагогом;

- личностное принятие рефлексивной задачи решателем обеспечивается на основе специального условия задачи, посредством которого решатель сам выстраивает процесс решения, выбирает способы и инструменты;

В процессе контрольного этапа опытно-экспериментальной работы вторично проведена диагностика уровня сформированности рефлексивных умений будущих менеджеров. Результаты диагностики контрольного этапа эксперимента наглядно показывают различия с результатами констатирующего этапа.

Результаты сопоставления двух методик диагностики уровня сформированности рефлексивных умений будущих менеджеров на контрольном этапе эксперимента

Results of interpolation of two methods of diagnostics of the level of formation of reflexive skills among future managers at the control stage of the experiment

Таблица 3

Table 3

Уровни сформированности рефлексивных умений

Репродуктивный, % Смыслотворческий, % Аналитический, %

14,67 45,76 39,57

<

PQ £ a

4

с

PQ

S s

ES

w

H

S

и ^

Д PQ ■S

0

1

к

w PQ H

и ft с

и о

l-ч

0

ё и ft

s

1

>>

0

1

и w V

s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

b

1-й <

G

Результаты сопоставления данных обоих диагностических методов на контрольном этапе эксперимента показали следующее: базовый уровень сформированности рефлексивных умений будущих менеджеров обнаружен у 14,67 % испытуемых, смыслотворческий уровень выявлен у 45,76 % испытуемых, аналитический уровень присутствует у 39,57 % испытуемых (табл. 3).

Сопоставление результатов показывает следующее: оба диагностических метода дают положительную динамику, подтверждая преобладание среднего и высокого уровней сфор-мированности рефлексивных умений группы испытуемых.

Сопоставление результатов использования обеих диагностических методик на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показало сокращение базового уровня сформированности рефлексивных умений на 49,16 %. Выявлен рост среднего уровня на 14,89 %. Также зафиксировано значительное увеличение числа испытуемых, имеющих высокий уровень, - на 23,67 %. Анализ среднего показателя подтверждает результаты обеих диагностик. Можно констатировать, что в целом по группе преобладают средний и высокий уровни сформированности рефлексивных умений студентов.

« S

к

H

и

w

PQ

Рис. 2. Результаты сопоставления двух методик диагностики уровня сформированности рефлексивных умений будущих менеджеров на контрольном этапе эксперимента Fig. 2. Results of interpolation of two methods of diagnostics of the level of formation of reflexive skills among future managers at the control stage of the experiment

Заключение. Таким образом, разработанные организационно-педагогические условия формирования рефлексивных умений будущих менеджеров в системе среднего профессионального образования обеспечили качественный рост уровня сформированности рефлек-

сивных умений студентов. Следовательно, реконструкция учебного процесса в системе СПО, основанная на реализации разработанных организационно-педагогических условий, в значительной степени оптимизирует процесс формирования рефлексивных умений.

Библиографический список

1. Адольф В.А., Фоминых А.В. Конкурентоспособность выпускника современного вуза: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2017. 280 с.

2. Адольф В.А., Москвин С.Н. Особенности реализации программы формирования профессионально ориентированных управленческих умений будущих магистров // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. № 1 (51). С 37-47. DOI: 10.25146/1995-0861-2020-51-1-181

3. Адольф В.А., Яковлева Н.Ф. Профессиональные задачи как целевой вектор реализации компе-тентностного подхода в образовании // Вестник КГПУ им. Астафьева. 2016. № 1. С. 43-47. URL: http://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/issue/view/14 (дата обращения: 23.08.2021).

4. Артюшина Л.А., Монахов М.Ю. Рефлексивные компетенции в стандартах высшего профессионального образования третьего поколения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. № 3. С. 284-286. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/refleksivnye-kompetentsii-v-standartah-vyss hego-professionalnogo-obrazovaniya-tretiego-pokoleniya/viewer (дата обращения: 23.08.2021).

5. Степанова И.Ю., Адольф В.А. Проектирование профессиональной подготовки педагога в вузе // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 6. С. 93-97. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_20921567_ 25022103.pdf (дата обращения: 22.08.2021).

6. Ульянова И.В. Способность к рефлексии - актуальное качество будущего педагога // Высшее образование в России. 2011. № 8-9. С. 147-150. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sposobnost-k-refleksii-aktualnoe-kachestvo-buduschego-pedagoga (дата обращения: 20.08.2021).

7. Ширшова И.А. Развитие управленческой компетентности будущих учителей в комплексе дисциплин психолого-педагогической подготовки // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. 2013. № 2, т. 26 (65). С. 125-139. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n / razvitie - upravlencheskoy -kompetentnosti-buduschih- uchiteley- v-komplekse- distsiplin-psihologo -pedagogicheskoy-podgotovki (дата обращения: 22.08.2021).

8. Яковлева Н.О. Сопровождение как педагогическая деятельность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2012. № 4. С. 46-49. URL: https://elibrary.ru/download/eli-brary_17715194 _52247598. pdf (дата обращения: 18.07.2021).

9. Meierdirk C. Reflections of the future teachers // Reflective Practice. 2017. Vol. 18, No. 1. P. 23-41. DOI: 10.15823/p.2018.22

10. Miller J. How to train the good teacher / Translated by Lapshina T.N. // Monthly scientific and information magazine "Scientific American". 2013. No. 2. P. 70-76. URL: http://spkurdyumov.ru/up-loads//2013/08/uchitel.pdf (дата обращения: 18.08.2020).

11. Nam J. Critical reflection on the ESL teacher's subjectivity // Reflective Practice. 2017. Vol. 18, No. 1. P. 123-132. DOI: 10.1080/14623943.2016.1251414

12. O'Neill T.A. et al. Constructive controversy and reflexivity training promotes effective conflict profiles <;

PQ

and team functioning in student learning teams // Academy of Management Learning & Education. w

2017. Vol. 16, No. 2. P. 257-276. DOI: 10.5465/amle.2015.0183 §

^

13. Prensky M. The games generation: How learners have changed. In: Digital game-based learning (Ch. 02, о p. 1-26). New York: McGraw-Hill, 2001. Retrieved June 24, 2005. URL: https://marcprensky.com/writ- ^ ing/Prensky//%20-%20Ch2-Digital%20Game-Based%20Learning.pdf (дата обращения: 25.03.2021). «

14. Vangsnes V., 0kland N.T.G., Krumsvik R. Computer games in pre-school settings: Didactical challenges p s when commercial educational computer games are implemented in kindergartens // Computers & § h

Education, 2012. Is. 58 (4). P. 1138-1148. DOI: 10.1016/j.compedu. 2011.12.018 и Ь

PQ P!

15. Zevenbergen R. Digital natives come to preschool: Implications for early childhood practice // Con- H g temporary Issues in Early Childhood. 2007. Is. 8 (1). P. 19-29. DOI: 10.2304/ciec.2007.8.1.19 % PQ

ft w « И

s к

Ш PQ

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-57-3-288

RESULTS OF STUDYING THE PROCESS OF FORMATION OF REFLEXIVE SKILLS AMONG FUTURE MANAGERS IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

V.A. Adolf (Krasnoyarsk, Russia) O.N. Bukhov (Krasnoyarsk, Russia)

Abstract

Statement of the problem. The purpose of professional education is to provide managers with professional qualities which form the competence of an individual. In this context, much attention is paid to the formation of reflexive skills of future managers that contribute to understanding, awareness, analysis, and evaluation of large amount of information. The lack of universal understanding in Pedagogy of the features of the process of forming reflexive skills among future managers proves the relevance of this study.

The purpose of the article is to identify the features of the process of formation of reflexive skills among future managers in the system of secondary vocational education and to analyze the results of experimental work on the implementation of the developed organizational and pedagogical conditions in the educational process.

Review of the scientific literature on the problem. The analysis and synthesis of professional and educational standards, normative legal documents of secondary vocational education is carried out. The analysis of scientific works of philosophers who have studied human reflection and thinking is carried out. The works on psychology devoted to the problem of understanding the essence of the process of reflection and the formation of reflexive competence of the individual's personality in modern society are considered. In the fleld of pedagogical science and practice, the analysis of scientific works devoted to the competence approach and the study of the essence of the process of forming reflexive skills is carried out. The elements of the methodology of pedagogy and the theory of pedagogical research are systematized, in particular, the concept of humanization of the educational process, the methodology of personality-oriented learning, the competence approach, the theory of reflexive activity, on the basis of which systematization of an educational process is carried out within the framework of modern tendencies and trends.

Methodology (materials and methods). Based on the research of scientific works of Russian and foreign authors devoted to the development of pedagogical theory and practice in the fleld of vocational education and arrangement of an educational process in vocational education institutions. The analysis and synthesis of practical methods and techniques that contribute to systematization of the process of formation of reflexive skills among future managers in the Secondary Professional Education (SPE) system is carried out. The analysis of scientific literature, a survey among teachers and heads of institutions in the SPE system, allowed us to identify and justify the features of the formation of reflexive skills among future managers in the SPE system and to develop organizational conditions for the process of developing these skills. The article shows the content, features, and results of the implementation of these conditions.

Research results. The article deals with current methods and techniques that provide effective professional training of management students in the system of secondary vocational education, who are able to detect and formulate professional tasks and find ways to solve them. On the basis of the philosophical understanding of reflection, the content of reflexive skills aimed at discovering meanings in their own activities and in the "teacher - student" interaction is determined.

The conditions for the formation of reflexive skills in the pedagogical process are revealed: creation and implementation of the typology of reflexive tasks; creation of a dialogic context in educational activities based on construction of the process of solving educational tasks; ensuring personal acceptance of the subject of a reflexive task; filling an educational process with a reflexive component; creation and implementation of the mechanism for development of reflexive skills among future managers in the SPE system. The results of the formation of reflexive skills in the system of secondary vocational education are presented.

Conclusion. As a result of the conducted research, the organizational and pedagogical conditions for the formation of reflexive skills among future managers in the SPE system were developed providing a qualitative increase in the level of formation of reflexive skills among students. Consequently, the reconstruction of the educational process in the SPE system, based on the implementation of the presented organizational and pedagogical conditions, significantly optimizes the process of forming the reflexive skills among future managers.

Keywords: professional education, secondary professional education, reflection, reflexive skills, self-development, understanding, professional task, task approach, management, competence.

Adolf Vladimir A. - DSc. (Pedagogy), Professor, KSPU named after V.P. Astafyev; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8959-5546; e-mail: adolf@kspu.ru

Bukhov Oleg N. - PhD Degree Applicant, KSPU named after V.P. Astafyev; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0567-3725; e-mail: pchela0330@mail.ru

References

1. Adolf V.A., Fominykh A.V. Competitiveness of a graduate of a modern university: a monograph. Krasnoyarsk: KGPU im. V.P. Astafieva, 2017. 280 p.

2. Adolf V.A., Moskvin S.N. Features of the implementation of the program for the formation of professionally oriented managerial skills of future masters // Vestnik KGPU im. V.P. Astafieva (Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev). 2020. No. 1 (51). P. 37-47. DOI: 10.25146/1995-0861-2020-51-1-181

3. Adolf V.A., Yakovleva N.F. Professional tasks as a target vector for the implementation of a competence-based approach in education // Vestnik KGPU im. V.P. Astafieva (Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev). 2016. No. 1. P. 43-47. URL: http://vestnik. kspu.ru/index.php/vestnik/issue/view/14 (access date: 23.08.2021).

4. Artyushina L.A., Monakhov M.Yu. Reflexive competencies in the standards of higher professional education of the third generation // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekra-

sova (Bulletin of the Kostroma State University named after N.A. Nekrasov). 2011. No. 3. P. 284-286. <;

PQ

URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/refleksivnye-kompetentsii-v-standartah-vyss hego-profession- W

H

alnogo-obrazovaniya-tretiego-pokoleniya/viewer (access date: 23.08.2021). 5

^

5. Stepanova I.Yu., Adolf V.A. Designing professional training of a teacher at a university // Sibirskiy peda- o gogicheskiy zhurnal (Siberian Pedagogical Journal). 2013. No. 6. P. 93-97. URL: https://elibrary.ru/ g download/elibrary_20921567_ 25022103. pdf (access date: 22.08.2021). «

6. Ulyanova I.V. The ability to reflect - the actual quality of a future teacher // Vysshee obrazovanie v O s Rossii (Higher Education in Russia). 2011. No. 8-9. P. 147-150. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ S H

!-H ¡y

tr ®

go universiteta im. V.I. Vernadskogo (Scientific Notes of the Taurid National University named after ® V.I. Vernadsky). 2013. No. 2, vol. 26 (65). P. 125-139. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n / raz- o O

I-h t

vitie - upravlencheskoy -kompetentnost-uduschih-uchiteley-v-komplekse-distsiplin-psihologo peda- o 8

tn Q

gogicheskoy-podgotovki (access date: 22.08.2021).

fi ^

8. Yakovleva N.O. Support as a pedagogical activity // Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo uni- £ s

s? I—1

versiteta (Bulletin of the South Ural State University). 2012. No. 4. P. 46-49. URL: https://elibrary.ru/ O O download/elibrary_17715194 _52247598. pdf (access date: 18.07.2021). ^ ^

9. Meierdirk C. Reflections of the future teachers // Reflective Practice. 2017. Vol. 18, No. 1. P. 23-41. ^ ^

M £

sposobnost-k-refleksii-aktualnoe-kachestvo-buduschego-pedagoga (access date: 20.08.2021). w g

7. Shirshova I.A. Development of managerial competence among future teachers in the complex of H ^ disciplines of psychological and pedagogical training // Uchenye zapiski Tavricheskogo natsionalno- S

DOI: 10.15823/p.2018.22

10. Miller J. How to train the good teacher / Translated by Lapshina T.N. // Monthly scientific and information magazine "Scientific American". 2013. No. 2. P. 70-76. URL: http://spkurdyumov.ru/up-loads//2013/08/uchitel.pdf (access date: 18.08.2020).

11. Nam J. Critical reflection on the ESL teacher's subjectivity // Reflective Practice. 2017. Vol. 18, No. 1. P. 123-132. DOI: 10.1080/14623943.2016.1251414 ^H

12. O'Neill T.A. et al. Constructive controversy and reflexivity training promotes effective conflict profiles and team functioning in student learning teams // Academy of Management Learning & Education. 2017. Vol. 16, No. 2. P. 257-276. DOI: 10.5465/amle.2015.0183

« S

к

и

w

PQ

13. Prensky M. The games generation: How learners have changed. In: Digital game-based learning (Ch. 02, p. 1-26). New York: McGraw-Hill, 2001. Retrieved June 24, 2005. URL: https://marcpren-sky.eom/writing/Prensky//%20-%20Ch2-Digital%20Game-Based%20Learning.pdf (access date: 25.03.2021).

14. Vangsnes V., 0kland N.T.G., Krumsvik R. Computer games in pre-school settings: Didactical challenges when commercial educational computer games are implemented in kindergartens // Computers & Education. 2012. Is. 58 (4). P. 1138-1148. DOI: 10.1016/j.compedu. 2011.12.018

15. Zevenbergen R. Digital natives come to preschool: Implications for early childhood practice // Contemporary Issues in Early Childhood. 2007. Is. 8 (1). P. 19-29. DOI: 10.2304/ciec.2007.8.1.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.