Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ'

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УМЕНИЯ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УМЕНИЙ / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ПРОЕКТНОЙ СРЕДЕ / РЕШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УМЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адольф Владимир Александрович, Москвин Сергей Николаевич

Постановка проблемы. Современный этап развития образования определяет новые требования к профессиональной деятельности педагога. Современный педагог, в особенности магистр педагогического образования, должен обладать управленческими умениями. Исследования Л.Д. Гордина, М.И. Рожкова, Л.И. Уманского и др. подтверждают этот факт. Отсутствие в педагогической науке единого понимания этой проблемы обусловило актуальность данного исследования. Цель статьи - выявление особенностей реализации программы формирования профессионально ориентированных управленческих умений будущих магистров, анализ результатов опытно-экспериментальной работы по ее реализации. Методология (материалы и методы). Исследование трудов отечественных и зарубежных ученых, нормативных документов в сфере образования, опрос педагогов и руководителей школ позволили выявить и обосновать профессионально ориентированные управленческие умения магистра педагогического образования и разработать программу процесса формирования этих умений. В статье показаны содержание и особенности реализации данной программы, сформулированы и раскрыты три организационно-педагогических условия, обеспечивающие реализацию программы: обогащение содержания образования средствами проектного обучения в сфере управления образовательной деятельностью, педагогическое сопровождение в проектной среде, активизация освоения управленческих умений посредством решения организационно-педагогических задач на рабочем месте. Результаты исследования. В статье раскрыта сущность понятия профессионально ориентированных управленческих умений магистров педагогического образования, определены основные группы данных умений и их содержание; представлена программа формирования профессионально ориентированных управленческих умений будущих магистров, выделены и охарактеризованы этапы ее реализации; освещены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию профессионально ориентированных управленческих умений будущих магистров педагогического образования в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева. Выводы. В результате проведенного исследования выявлены особенности реализации программы формирования профессионально ориентированных управленческих умений будущих магистров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Адольф Владимир Александрович, Москвин Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL FEATURES OF IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM FOR DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY-ORIENTED' MANAGEMENT SKILLS MASTER'S DEGREE CANDIDATES

Statement of the problem. The modern stage in the development of education determines new requirements for the professional activity of a teacher. A modern teacher, especially a holder of a master' s degree in Pedagogical Education, should have managerial skills. Research by L.D. Gordin, M.I. Rozhkov, L.I. Umansky and others confirm this fact. The absence in pedagogical science of a unified understanding of this problem proves relevance of this study. The purpose of the articleis to analyze the content, special features of the implementation of the program for the development of professionally-oriented managerial skills among future master' s degree holders and the results of experimental work on its implementation. Methodology (materials and methods).The study of the works by Russian and international scientists, normative documents in the field of education, the survey of teachers and school leaders made it possible to identify and justify professionally-oriented managerial skills of the master' s degree holders in Pedagogical Education and to develop a program for development of these skills. The article shows the content and special features of the implementation of this program, formulates and discloses three organizational and pedagogical conditions that ensure the implementation of the program: enrichment of the content of education with project training in the field of educational activity management, pedagogical support in the project environment, enhancement of the development of managerial skills by solving organizational and pedagogical tasks in the workplace. Research results. The article reveals the essence of the concept of professionally-oriented managerial skills for master' s degree candidates in Pedagogical Education, defines the main groups of these skills and their content. The program for the formation of professionally-oriented managerial skills among future master' s degree holders is presented. The stages of its implementation are highlighted and characterized. The articles also highlights the results of experimental work on the formation of professionally-oriented managerial skills among future master' s degree holders in Pedagogcial Education at the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev. Conclusions. As a result of the research, the content and features of the implementation of the program for the formation of professionally-oriented managerial skills of future master' s degree holders are analyzed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-51-1-181

УДК 37.08

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ

B.А. Адольф (Красноярск, Россия)

C.Н. Москвин (Красноярск, Россия)

Аннотация

Постановка проблемы. Современный этап развития образования определяет новые требования к профессиональной деятельности педагога. Современный педагог, в особенности магистр педагогического образования, должен обладать управленческими умениями. Исследования Л.Д. Гордина, М.И. Рож-кова, Л.И. Уманского и др. подтверждают этот факт. Отсутствие в педагогической науке единого понимания этой проблемы обусловило актуальность данного исследования.

Цель статьи - выявление особенностей реализации программы формирования профессионально ориентированных управленческих умений будущих магистров, анализ результатов опытно-экспериментальной работы по ее реализации.

Методология (материалы и методы). Исследование трудов отечественных и зарубежных ученых, нормативных документов в сфере образования, опрос педагогов и руководителей школ позволили выявить и обосновать профессионально ориентированные управленческие умения магистра педагогического образования и разработать программу процесса формирования этих умений. В статье показаны содержание и особенности реализации данной программы, сформулированы и раскрыты три организационно-педагогических условия, обеспечивающие реализацию программы: обогащение содержания образования средствами проектного обучения в сфере управления образовательной деятельностью, педагогическое сопровождение в проектной среде,

активизация освоения управленческих умений посредством решения организационно-педагогических задач на рабочем месте.

Результаты исследования. В статье раскрыта сущность понятия профессионально ориентированных управленческих умений магистров педагогического образования, определены основные группы данных умений и их содержание; представлена программа формирования профессионально ориентированных управленческих умений будущих магистров, выделены и охарактеризованы этапы ее реализации; освещены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию профессионально ориентированных управленческих умений будущих магистров педагогического образования в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева.

Выводы. В результате проведенного исследования выявлены особенности реализации программы формирования профессионально ориентированных управленческих умений будущих магистров.

Ключевые слова: профессионально ориент иро-ванные управленческие умения магистров педагогического образования, программа формирования профессионально ориентированных управленческих умений, проектная технология обучения, педагогическое сопровождение в проектной среде, решение организационно-педагогических задач на рабочем месте, критерии и показатели сформи-рованности профессионально ориентированных управленческих умений.

Постановка проблемы. Модернизация тия образования требует включения в структу-

системы образования в России в новых ру профессионального ядра педагога управлен-

социально-экономических реалиях дик- ческих умений. Это обусловлено, на наш взгляд,

тует необходимость существенных изменений следующими моментами:

во всех областях, в том числе в подготовке пе- - формированием субъект-субъектных от-

дагогических кадров. Современный этап разви- ношений с участниками образовательного про-

С И

а

с

и'

к

м н

и ^

д и 8

0

1

к

м рр

н и

Ни

с и

о

[-4

0

ё

и

РМ

1

I

и

>>

0

1

и м V

к

ь

[-4 <

э

с

к

н и

и

цесса, прежде всего с обучающимися, что потребовало реализации новых моделей образовательной среды;

- повышением значимости педагога как активного участника процессов функционирования и развития образовательной организации;

- потребностью в оптимальном планировании и организации собственной профессиональной деятельности развития педагога.

Особенно остро этот вопрос встал при подготовке магистров педагогического образования. Необходимость формирования у них управленческих умений продиктована федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, в котором определено, что освоение программы дает право магистру решать организационно-управленческие задачи профессиональной деятельности (ФГОС ВО 44.04.01 Педагогическое образование). Профессиональный стандарт определяет трудовые действия педагога, которые реализуют управленческие функции в таких терминах, как анализ, планирование, организация, регулирование, контроль и т.д. Проблема формирования управленческих умений и компетенций педагога исследуется в работах Л.Д. Гордина, И.Б. Мезиной, М.И. Рожкова, Сен-новского, М.В. Сельверстовой, В.А. Сластенина, Л.И. Уманского, Т.И. Шамовой и др.

Однако в отечественной педагогической науке, несмотря на большое разнообразие публикаций по данной теме, нет единого мнения ни по содержанию управленческих умений, ни по механизмам их формирования. Этот факт обусловил выбор темы данного исследования.

Целью данной статьи является анализ содержания, особенностей реализации программы формирования профессионально ориентированных управленческих умений будущих магистров и результатов опытно-экспериментальной работы по ее реализации.

Методология (материалы и методы). Исследования трудов Ю.И. Антонова, Ю.А. Ко-наржевского, А.М. Новикова, А.В. Усовой

[Антонов, 2009; Конаржевский1, 2000; Новиков2, 2013] и других авторов, позволили сделать вывод о том, что профессионально ориентированные управленческие умения магистров педагогического образования - это совокупность интегрированных действий личности, обусловленных усвоенными знаниями, опытом, имплицитными мыслительными механизмами, которая позволяет осуществлять целенаправленную профессиональную управленческую деятельность в образовательной сфере. Некоторые авторы, например А.Ю. Михайличенко и Н.Р. Нуриахметова, определяют не только управленческие функции педагога, но и круг задач, выделяя среди них краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные (А.Ю. Михайличенко, Н.Р. Нуриахметова, 2011). Анализ этих работ, нормативных документов в образовании, а также опрос педагогов школ, имеющих степень магистра педагогического образования, и директоров школ г. Красноярска дали возможность выявить наиболее актуальные профессионально ориентированные управленческие умения, которые раскрываются через управленческие действия, представленные в табл. 1.

Реализацию программы формирования профессионально ориентированных управленческих умений будущих магистров педагогического образования обеспечивает ряд организационно-педагогических условий.

Основываясь на исследованиях Е.А. Беликова, С.Н. Павлова, Н.В. Ипполитовой и Н.С. Стерхо-вой [Ипполитова, Стерхова, 2012], под организационно-педагогическими условиями в данном контексте понимаем взаимосвязанную совокупность созданных в результате планирования, организации и реализации средств (включающих содержание, методы, формы образовательной деятельности, особую образовательную среду), направленных на результативное формирование профессионально ориентированных управленческих умений.

1 Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М., 2000. 222 с.

2 Новиков A.M. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издат. центр ИЭТ, 2013. 268 с.

Содержание профессионально ориентированных управленческих умений магистров педагогического образования

The content of professionally oriented management skills for Master's degree candidates in Pedagogical Educati

Таблица 1

Table 1

Профессионально ориентированные управленческие умения Перечень действий, раскрывающий содержание умения

Умение системного стратегического моделирования Выявляет потенциал развития объектов образовательной деятельности. Прогнозирует стратегические направления развития объектов образовательной деятельности. Ставит образовательные цели и определяет приоритеты. Моделирует объекты образовательной деятельности. Разрабатывает программы и проекты развития объектов образовательной деятельности. Осуществляет мониторинг изменения объектов образовательной деятельности и корректирует их

Проектно-командное умение Привлекает к проектной и исследовательской деятельности представителей педагогического коллектива с формированием временных команд. Использует эффективные приемы коммуникации и стратегии взаимодействия в командной работе

Креативно-инновационное умение Осуществляет поиск и реализацию инновационных педагогических идей, содержания, технологий, моделей образования для повышения эффективности и качества образовательной деятельности. Использует творческий подход и инициативу при проектировании и осуществлении образовательной деятельности

Рефлексивно-аналитическое умение Проводит комплексный анализ объектов образовательной деятельности. Осуществляет рефлексию собственной профессиональной деятельности, выявляет существующие проблемы и препятствия. Разрабатывает и реализует направления личностного и профессионального развития

<

PQ £ a

4

tí PQ

S s

ES

w

H

S

и ^

Й PQ ■S

о

ü к

w PQ H

и

ft <

£tí и о

l-ч

0

ё и ft

1

и

На основании содержания профессионально ориентированных управленческих умений, этапов их формирования, методологии, структуры и содержания программы профессиональной подготовки студентов магистратуры выделены три организационно-педагогических условия, обеспечивающие реализацию программы.

Первым организационно-педагогическим условием формирования профессионально ориентированных управленческих умений является обогащение содержания образования средствами проектного обучения в сфере управления образовательной деятельностью. Ряд работ российских и зарубежных исследователей [Лазарев, 2015], (Несговорова, 2013), [Miller, 2013; Larson, Gray, 2011], позволил выделить

следующие основания данного организационно-педагогического условия:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проектная образовательная деятельность имеет прогностический характер, то есть ориентирована на моделирование и реализацию будущих состояний образовательного объекта, что является критически важным для формирования умений магистров;

- проектная образовательная технология является средством формирования умений анализа, целеполагания, планирования, принятия и разработки управленческих решений на основе оценки альтернатив, поиска нестандартных способов работы, организации и контроля;

- проектная образовательная деятельность невозможна без работы в малых группах, сле-

>>

0

1

и

W V

s

ь

[-4 <

э

с

«

s к

H

и

w

PQ

довательно, она формирует способности эффективной коммуникации, быстрого перестроения и адаптации в новой социальной ситуации, ведения конструктивной дискуссии, выражения собственной позиции, убеждения участников группы, использования лидерской позиции, конструктивного разрешения конфликтов, способности эффективной работы в условиях групповой динамики;

- проектная образовательная технология не только формирует управленческие умения, но и создает условия для их применения, развития.

Обозначенные возможности использования проектной технологии обучения позволяют обосновать выбор данного условия для формирования профессионально ориентированных управленческих умений.

Второе организационно-педагогическое условие формирования профессионально ориентированных управленческих умений состоит в педагогическом сопровождении будущего магистра в проектной среде.

Под педагогическим сопровождением в проектной среде предлагаем понимать педагогически целесообразный комплекс воздействий на образовательный процесс (предусматривающих прямое взаимодействие субъекта и объекта сопровождения), обеспечивающий устойчивое следование заданной оптимальной траектории формирования управленческих умений посредством проектной технологии. Проведенный анализ исследования работ Т.В. Свищевой, В.А. Шишкиной, Н.О. Яковлевой [Свищева3, 2015; Шишкина4, 2006; Яковлева, 2012] и других исследователей позволяет утверждать, что педагогическое сопровождение сможет устранить отклонения от заданной оптимальной траектории формирования профессионально ориентированных управленческих умений будущих магистров за счет:

3 Свищева Т.В. Педагогическое сопровождение профессиональной адаптации начинающих преподавателей вуза, не имеющих базового педагогического образования: дис. канд. пед. наук. 2015. 232 с.

4 Шишкина В.А. Педагогическое сопровождение личностно-профессионального становления будущих учителей изобразительного искусства: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2006. 386 с.

- создания особой проектно-образователь-ной среды, позволяющей организовать продуктивную личностно-групповую работу и раскрыть потенциал обучающихся;

- снятия барьеров на пути овладения умениями в процессе проектной учебной деятельности;

- втягивания в общий процесс формирования управленческих умений отдельных студентов, чья исходная мотивация была ниже мотивации к освоению умений основной группы студентов;

- содействия студентам в выборе индивидуального личностно-профессионального маршрута освоения управленческих действий.

Для достижения поставленной цели педагогическое сопровождение должно включать диагностический, мотивационно-целевой, конструирующий, консультационно-поддерживающий и рефлексивно-корректирующий компоненты.

Третье организационно-педагогическое условие определяется как активизация освоения управленческих умений посредством решения организационно-педагогических задач на рабочем месте. Поскольку обучающиеся в магистратуре педагогического образования работают в образовательных организациях, целесообразно применить на практике на рабочем месте ряд организационно-педагогических задач управленческого характера. Это станет важным компонентом формирования профессионально ориентированных управленческих умений. Способами активизации освоения управленческих умений являются использование заданий, содержащих творческо-поисковые элементы деятельности, предоставление свободы выбора способов работы для достижения поставленной цели, формирование признания, авторитета студентов в среде обучающихся, освоение рефлексии собственной деятельности [МеЫ^к, 2017] и другие.

Структурно программа формирования профессионально ориентированных управленческих умений будущих магистров педагогического образования в вузе состоит из трех взаимосвязанных блоков, представленных на рис. 1. ]

Цель: формирование профессионально ориентированных управленческих умений будущих магистров педагогического образования

Смысловой блок

Методологические подходы: гуманистический, системный, деятельностный, компетентностный

Профессионально ориентированные управленческие умения

Умение системного стратегического моделирования

Проектно-командное умение

Креативно-инновационное умение

Рефлексивно-аналитическое умение

Содержательно-организационный блок

Организационно-педагогические условия

Обогащение содержания образования средствами проектного обучения в сфере управления образовательной деятельностью Педагогическое сопровождение будущих магистров педагогического образования в проектной среде Активизация освоения управленческих умений посредством реализации организационно-педагогических задач на рабочем месте

Содержание Понятие, содержание и инструменты проектной деятельности Методы и стратегии эффективной коммуникации Комплексный анализ образовательной деятельности Системное стратегическое управление объектом образования Освоение методов поиска инновационных педагогических идей, содержания, технологий 1. Проведение анализа управленческой системы образовательной организации

2. Организация и реализация проекта по решению управленческой проблемы в деятельности образовательной организации

Методы учебной проектной деятельности Метод проектов, проблемный метод, кейс-метод, метод дискуссий, метод мозгового штурма Методы педагогического сопровождения Группового и индивидуального консультирования, стимулирования, рефлексивных эссе, полилога, смыслоопределяющих вопросов

3. Разработка и внедрение инновационной модели или методики

Этапы реализации программы: 1. Пропедевтико-ориентирующий этап. 2. Конструктивно-формирующий этап. 3. Адаптивно-моделирующий этап

Критерии сформированности умений, раскрываемые через показатели Оценочно-результативный блок

Личностно-мотивационный Когнитивный Деятельностный Уровни: репродуктивный, продуктивный, творческий

Результат: сформированные профессионально ориентированные управленческие умения магистров педагогического образования

Рис. 1. Программа формирования профессионально ориентированных управленческих умений Fig. 1. The program for the formation of professionally oriented management skills

"Q -p rp J J Jjr TГ КРАСНОЯРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО D £/V/ X XiyilV ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА им. В.П. АСТАФЬЕВА

Взаимосвязь блоков программы обусловлена логикой формирования управленческих умений будущих магистров.

Первый блок - смысловой, включает сформулированную цель, методологическую основу, которую составляет полипарадигмальный подход, содержание профессионально ориентированных управленческих умений будущего магистра педагогического образования.

Второй блок - содержательно-организационный, отражающий суть реализации организационно-педагогических условий формирования обозначенных умений. В нем раскрывается содержание образовательной деятельно-

сти, осуществляемой на основе проектной технологии, используемые методы образовательной деятельности и педагогического сопровождения, а также содержание организационно-педагогических задач, выполняемых участниками программы на рабочем месте.

В процессе вузовского образования используются индивидуальная, групповая и самостоятельная формы обучения.

Стоит выделить этапы реализации программы формирования профессионально ориентированных управленческих умений будущих магистров, содержание и результаты реализации которых представлены в табл. 2.

Этапы реализации программы формирования профессионально ориентированных управленческих умений

Stages of the implementation for the educational program on development of professionally oriented managerial skills

Таблица 2

Table 2

Наименование этапа Содержание этапа Промежуточные дескрипторы

1. Пропедевтико-ориентирующий Погружение в когнитивное пространство в сфере управления образовательной деятельностью и освоение простых управленческих действий и их комбинаций сначала по алгоритму, затем самостоятельно. Освоение рефлексии собственных действий, видения собственных ограничений Базовые знания освоены. Сформирован навык выполнять простые управленческие действия, их комбинации

2. Конструктивно-формирующий Формирование на основе практико-ориентированных проектных заданий более сложных, комплексных управленческих действий. Использование проблематизирую-щих ресурсно-дефицитных ситуаций, требующих мобилизации внутренних ресурсов, формирующих интерес к процессу управленческой деятельности и порождающих командные творческие идеи и решения Сформированы осознанные самостоятельные комплексы действий. Осознание обучающимися нового понимания и возможностей профессиональной педагогической деятельности

3. Адаптивно-моделирующий Расширение ассортимента и увеличение сложности выполняемых управленческих действий, в том числе за счет командного взаимодействия, отработки командных ролей. Освоение умения переноса сформированных умений на новое содержание (объекты, направления деятельности), быстро адаптироваться и принимать нетривиальные решения Сформированы профессионально ориентированные управленческие умения

Третий блок - оценочно-результативный содержит диагностический аппарат исследования и достигнутый результат. Диагностика сформированности профессионально ориентированных управленческих умений проводится в начале образовательного процесса (входная диагностика) и после завершения програм-

мы (итоговая диагностика). В исследовании выделены три критерия сформированности профессионально ориентированных управленческих умений будущих магистров педагогического образования:

- личностно-мотивационный, отражающий

степень личной готовности будущего магистра ]

к владению управленческими умениями, его стремление к этому;

- когнитивный, позволяющий определить степень осознанности и сформированности знаний в профессиональной деятельности;

- деятельностный, определяющий наличие сформированных умений через совершение профессиональных действий.

Критерии раскрываются через девять показателей, которые могут быть сформированы на репродуктивном, продуктивном или творческом уровнях.

Результаты исследования. Настоящее исследование проводилось в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева на программе подготовки магистров по направлению 44.04.01 Педагоги-

ческое образование, направленность (профиль) программы Управление образованием и Управление образованием и проектный менеджмент. Всего в программе приняло участие 64 обучающихся, объединенных в экспериментальную и контрольную группы по 32 человека.

В ходе проведенной входной и итоговой диагностики были получены результаты по каждому из девяти показателей. На рис. 2 представлены результаты входной и итоговой диагностики в экспериментальных и контрольных группах.

Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать положительный вывод об использовании программы формирования профессионально ориентированных управленческих умений будущих магистров педагогического образования.

Рис. 2. Результаты диагностирования уровней сформированности профессионально ориентированных управленческих умений магистрантов, обучающихся по профилям образовательной программы Управление образованием и Управление образованием и проектный менеджмент

Fig. 2. The results of diagnosing the developmental levels of professionally-oriented managerial skills among Master's degree candidates specializing in Education Management and Education Management and Project Management

По результатам итоговой диагностики у сту- 3. дентов экспериментальной группы произошел значительный рост по всем девяти показателям. Более подробно результаты исследования представлены в статье С.Н. Москвина [Москвин, 2019]. В целом у 87,5 % обучающихся (у 28 из 32 человек) сформированы профессионально ориентированные управленческие умения, что 4. значительно превышает показатели контрольной группы.

Выводы (всоответствиис целью). Такимоб-разом, результаты опытно-экспериментальной работы по реализации программы формирования профессионально ориентированных управленческих умений будущих магистров педагогического образования подтвердили ее актуаль- 5. ность и целесообразность.

Предложенная программа может быть успешно использована для подготовки магистров педагогического образования в других вузах. В данной статье проанализировано содержание и выявлены особенности реализации программы 6. формирования профессионально ориентированных управленческих умений будущих магистров. Авторский вклад в исследование определяется разработанной программой формирования профессионально ориентированных управленческих умений и обоснованными организационно- 7. педагогическими условиями, обеспечивающими реализацию данной программы.

Библиографический список

1. Адольф В.А., Кукушкин С.Г., Лукьяненко М.В., Чурляева Н.П. Управление в педагогических системах: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. 8. URL: http: // library.ru / item.asp?id=23280451 (дата обращения: 19.12.2019).

2. Антонов Ю.И. Сущность и виды управленческих умений // Известия Волгоградского государственного технического университета. Сер.: Проблемы социально-гуманитарного знания. 2009. Вып. 6, № 9 (57).

С. 96-100. URL: https://elibrary.ru/download/ 9. elibrary_12947071_77016274.pdf (дата обращения: 19.12.2019).

Балыкова И.Е. Структурно-функциональная модель педагогического сопровождения профессиональной подготовки будущего учителя // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. № 1 (47). С. 42-50. URL: https://elibrary. ru/ download/elibrary_37139590_74010140. pdf(дата обращения: 19.12.2019). Гребенюк Т.Б. Подготовка магистров педагогики к реализации проблемного обучения в профессиональной педагогической деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 183-188. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_ 36479351_22308480.pdf (дата обращения: 19.12.2019).

Ипполитова Н.В., Стерхова Н.С. Анализ понятия педагогические условия: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8-14. URL: http:// genproedu.com/paper/2012-01/full_008-014. pdf (дата обращения: 19.12.2019). Лазарев В.С. Проектная деятельность учащихся как фактор развивающего обучения // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, № 3. С. 25-34. URL: https://elibrary.ru/ download/elibrary_24332058_35549752.pdf (дата обращения: 19.12.2019). Михалькова О.А., Марченко К.С. Формирование умений и навыков управленческой деятельности в процессе профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 5-1. С. 70-73. URL: http://expeducation.ru/ru/article/ view?id=5629 (дата обращения: 19.12.2019). Москвин С.Н. Диагностика сформирован-ности управленческих умений будущих руководителей образовательных организаций в процессе подготовки в вузе // Педагогическое образование в России. 2019. № 6. С. 46-51. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_38514670_52939736.pdf (дата обращения: 19.12.2019).

Новоселова С.Ю. Научные основы управления в меняющемся мире: развитие, совершенствование, инновации // Управление

образованием: теория и практика. 2013. № 1 (9). С. 1-9. URL: https://kursobr.ru/ ojs/ ojs/index.php/Journal/article/view/271 (дата обращения: 19.12.2019).

10. Платонов К.К. О знаниях, навыках и умениях // Советская педагогика. 1963. № 11. С. 98-103. URL: https://elibrary.ru/contents. asp?id=38509839 (дата обращения: 19.12.2019).

11. Степанова И.Ю., Адольф В.А. Проектирование профессиональной подготовки педагога в вузе // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 6. С. 93-97. URL: https://elibrary.ru/ download/elibrary_20921567_25022103.pdf (дата обращения: 19.12.2019).

12. Стройкина Л.В. Понятие «организованно-управленческие задачи»: мнения авторов образовательных стандартов и ученых // Проблемы современного образования. 2019. № 2. С. 136-144. URL: https:// elibrary. ru/download/elibrary_37825174_45675027. pdf (дата обращения: 19.12.2019).

13. Технология проектов в профессиональной деятельности педагога: монография / автор-сост. Н.П. Несговорова. Курган: РИО КГУ, 2013. 316 с.

14. Ширшова И.А. Развитие управленческой компетентности будущих учителей в комплексе дисциплин психолого-педагогической подготовки // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. 2013. № 2, т. 26 (65). С. 125-139. URL: https://elibrary.ru/ contents.asp?id=34345846(дата обращения: 19.12.2019).

15. Яковлева Н.О. Сопровождение как педагогическая деятельность // Вестник ЮУрГУ.

2012. № 4. С. 46-49. URL: https://elibrary.ru/ download/ elibrary_17715194_52247598.pdf (дата обращения: 19.12.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Larson E., Gray C. Project management: The managerial process. Irwin / McGraw-Hill. 5 ed. 2011. 608 p.

17. Meierdirk C. Reflections of the future teacher // Reflective Practice. 2017. Vol. 18, No. 1. P. 23-41.

18. Miller J. How to train the good teacher / Translation: Lapshina T.N. // Monthly scientific and information magazine „Scientific American".

2013. No. 2. P. 70-76. URL: http://spkurdyu-mov.ru/uploads//2013/08/uchitel.pdf (дата обращения: 19.12.2019).

<

PQ £ a

4

tí PQ

¡5 к

w

H Я

и ^

ш PQ

к

о

к

w PQ H

и

ft <

£tí

и

о

l-ч

0

ё и ft

1 I

и

>>

0

1

и w V

к

ь

[-4 <

э

с

S

к

Н

и

w

PQ

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-51-1-181

SPECIAL FEATURES OF IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM FOR DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY-ORIENTED MANAGEMENT SKILLS MASTER'S DEGREE CANDIDATES

V.A. Adolf (Krasnoyarsk, Russia) S.N. Moskvin (Krasnoyarsk, Russia)

Abstract

Statement of the problem. The modern stage in the development of education determines new requirements for the professional activity of a teacher. A modern teacher, especially a holder of a master's degree in Pedagogical Education, should have managerial skills. Research by L.D. Gordin, M.I. Rozhkov, L.I. Umansky and others confirm this fact. The absence in pedagogical science of a unified understanding of this problem proves relevance of this study.

The purpose of the article is to analyze the content, special features of the implementation of the program for the development of professionally-oriented managerial skills among future master's degree holders and the results of experimental work on its implementation.

Methodology (materials and methods). The study of the works by Russian and international scientists, normative documents in the field of education, the survey of teachers and school leaders made it possible to identify and justify professionally-oriented managerial skills of the masters degree holders in Pedagogical Education and to develop a program for development of these skills. The article shows the content and special features of the implementation of this program, formulates and discloses three organizational and pedagogical conditions that ensure the implementation of the program: enrichment of the content of education with project training in the

References

1. Adolf V.A., Kukushkin S.G., Lukyanenko, Churly-aeva N.P. Management in educational systems: monograph. Krasnoyarsk: Astafiev KSPU, 2014. URL: http: // library.ru / item.asp?id=23280451 (access date: 19.12.2019).

2. Antonov Yu.I. The essence and types of managerial skills // Izvestiya Volgogradskogo gosu-darstvennogo tekhnicheskogo universiteta, Seriya „Problemy sotsialno-gumanitarnogo znaniya" (Bulletin of Volgograd State Technical University. Series „Problems of socio-human-itarian knowledge"). 2009. Is. 6, No. 9 (57).

field of educational activity management, pedagogical support in the project environment, enhancement of the development of managerial skills by solving organizational and pedagogical tasks in the workplace.

Research results. The article reveals the essence of the concept of professionally-oriented managerial skills for masters degree candidates in Pedagogical Education, defines the main groups of these skills and their content. The program for the formation of professionally-oriented managerial skills among future master's degree holders is presented. The stages of its implementation are highlighted and characterized. The articles also highlights the results of experimental work on the formation of professionally-oriented managerial skills among future master's degree holders in Pedagogcial Education at the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev.

Conclusions. As a result of the research, the content and features of the implementation of the program for the formation of professionally-oriented managerial skills of future master's degree holders are analyzed.

Keywords: professionally-oriented managerial skills of masters degree candidates in Pedagogical Education, program for the formation of professionally-oriented managerial skills, project-based training technology, pedagogical support in the project environment, solution of organizational and pedagogical tasks in the workplace, criteria and indicators of skills formation.

P. 96-100. URL: https://elibrary.ru/ download/ elibrary_37139590_74010140.pdf (access date: 19.12.2019).

3. Balykova I.E. Structural and functional model of pedagogical support for professional training of a future teacher // Vestnik KGPU im. V.P. Astafie-va (Bulletin of KSPU named after V.P. Astafiev). 2019. No. 1 (47). P. 42-50. URL: https://elibrary. ru/ download/elibrary_37139590_74010140. pdf (access date: 19.12.2019).

4. Grebenyuk T.B. Preparation of masters of pedagogy for the implementation of problem-based education in professional teaching ac-

tivities // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik (Yaroslavl Pedagogical Bulletin). 2018. No. 5. P. 183-188. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_36479351_22308480.pdf (access date: 19.12.2019).

5. Ippolitova N., Sterhova N. Analysis of the concept of pedagogical conditions: essence, classification // General and Professional Education. 2012. No. 1. P. 8-14. URL: http://genproedu. com/paper/2012-01/full_008-014.pdf (access date: 19.12.2019).

6. Lazarev V.S. students design activities as a factor in developing learning // Psikhologiches-kaya nauka i obrazovanie (Psychological Science and Education). 2015. Vol. 20, No 3. P. 25-34. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_24332058_35549752.pdf (access date: 19.12.2019).

7. Mihalkova O.A., Marchenko K.S. The formation of skills in management in the process of training students of pedagogical specialties // Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental nogo obrazovaniya (International Journal of Experimental Education). 2014. No. 5.1. P. 70-73. URL: http://expeducation.ru/ru/ar-ticle/view?id=5629 (access date: 19.12.2019).

8. Moskvin S.N. Diagnostics of the formation of managerial skills among future leaders of educational organizations in the process of preparation at the university // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii (Pedagogical education in Russia). 2019. No 6. P. 46-51. URL: https://elibrary. ru/download/elibrary_38514670_52939736. pdf (access date: 19.12.2019).

9. Novoselova S.Yu. The Scientific fundamentals of management in a changing world: Development, improvement, innovation // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika (Education Management: Theory and Practice). 2013. No. 1(9). P. 1-9. URL: https://kursobr.ru/ ojs/ ojs/index.php/Journal/article/view/271 (access date: 19.12.2019).

10. Platonov K.K. About knowledge, skills and abilities // Sovetskaya pedagogika (Soviet pedagogy). 1963. No. 11. P. 98-103. URL: https://

elibrary.ru/contents.asp?id=38509839 (access date: 19.12.2019).

11. Stepanova I.Y., Adolf V.A. Designing teacher training at a university // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal (Siberian Pedagogical Journal). 2013. No. 6. P. 93-97. URL: https://elibrary. ru/download/elibrary_20921567_25022103. pdf (access date: 19.12.2019).

12. Stroykina L.V. The concept of „organized management tasks": the views of the authors of educational standards and scientists // Prob-lemy sovremennogo obrazovaniya (Problems of modern education). 2019. No. 2. P. 136-144. URL: https:// elibrary.ru/download/eli-brary_37825174_45675027.pdf (access date: 19.12.2019).

13. Technology of projects in the professional activities of a teacher: a monograph. Compiled by N.P. Nesgovorova. Kurgan: KSU, 2013. 316 p.

14. Shirshova I.A. Development of managerial competence of future teachers in the complex of disciplines of psychological and pedagogical training // Uchenye zapiski Tavricheskogo natsionalnogo universiteta im. V.I. Vernadsk-ogo (Scientific notes of Vernadsky TNU). 2013. Vol. 26 (65). P. 125-139. URL: https://elibrary. ru/ contents.asp?id=34345846 (access date: 19.12.2019).

15. Yakovleva N.O. Support as a pedagogical activity // Vestnik YuUrGU (Bulletin of YUUSU).

2012. No. 4. P. 46-49. URL: https://elibrary.ru/ download/ elibrary_17715194_52247598.pdf (access date: 19.12.2019).

16. Larson E., Gray C. Project management: The managerial process. Irwin / McGraw-Hill. 5 ed. 2011. 608 p.

17. Meierdirk C. Reflections of the future teacher // Reflective Practice. 2017. Vol. 18. No. 1. P. 23-41.

18. Miller J. How to train the good teacher. Translation: Lapshina T.N. // Monthly scientific and information magazine „Scientific American".

2013. No. 2. P. 70-76. URL: http://spkurdyu-mov.ru/uploads//2013/08/uchitel.pdf (access date: 19.12.2019).

<

PQ £ a

4

tí PQ

s

ES

w

H

5

и ^

д

PQ S

о

ü к

w PQ H

и ft с £tí

и

о

[-4

0

ё и ft

1 I

>>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

1

и w V

s

Ь

1-й <

G

«

S К

H

и

W PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.