Научная статья на тему 'Реализация задачного подхода в процессе формирования рефлексивных умений будущих менеджеров'

Реализация задачного подхода в процессе формирования рефлексивных умений будущих менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКСИВНЫЕ УМЕНИЯ / ЗАДАЧНЫЙ ПОДХОД / ЗАДАЧА / СФЕРА УПРАВЛЕНИЯ / СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ / АЛГОРИТМ ЗАДАЧИ / PROFESSIONAL EDUCATION / REFEXIVE SKILLS / TASK APPROACH / TASK / SPHERE OF MANAGEMENT / MEANS OF FORMATION / TASK ALGORITHM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бухов Олег Николаевич

В статье представлена актуальность применения задачного подхода в формировании рефлексивных умений специалистов управленческого труда; выявлена особенность профессии менеджера, заключающаяся в многообразии сфер деятельности, с которыми специалист сталкивается в процессе трудовой деятельности; исследованы критерии выбора способов формирования рефлексивных умений. В качестве средства формирования представлена технология задачного подхода, которая в данной области ранее не применялась, а потому требует дальнейшего исследования и апробации. Исследована сущность технологии задачного подхода; в ходе построения специального алгоритма задач, который отвечает предъявленным требованиям, рассмотрена корреляция результатов внедрения технологии в образовательную среду с требованиями формирования рефлексивных умений. Сформулирована система учебных задач, целью и результатом которой является высокий уровень сформированности рефлексивных умений, для этого алгоритмы составлены с учетом особенностей специальности. Описан процесс реализации системы задач в обучении профессиональным дисциплинам будущих менеджеров. Специально разработанный алгоритм задач направлен на применение рефлексивных умений в учебной деятельности, поэтому реализация задачного подхода способствует формированию рефлексивных умений специалистов сферы управленческого труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бухов Олег Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF THE TASK APPROACH INTO THE PROCESS OF THE REFLEXIVE SKILLS FORMATION OF FUTURE MANAGERS

The article represents the relevance of the task approach application within the refexive skills formation of specialists in management; reveals the professional peculiarity consisting in variety of activity felds that specialists encounter within their career; examines the criteria for choosing the methods of refexive skills formation. As a means of refexive skills formation, there is presented the technology of the task approach, which has not been previously applied in this area, thus requiring further research and approbation. The essence of the task approach technology is investigated; within specifed task algorithm, which meets the requirements, there has been reviewed the correlation between the results of the technology adoption into the educational environment that demands refexive skills formation. A system of training tasks is formulated, the purpose and result of which is high level of refexive skills development, therefore the algorithms are created in accordance with the specifc nature of the qualifcation. The process of implementing the task system into professional disciplines trainings of future managers is described. Specially developed algorithm of tasks is aimed at the usage of refexive skills within educational activity, therefore the implementation of the task approach contributes to the refexive skills formation of specialists in management.

Текст научной работы на тему «Реализация задачного подхода в процессе формирования рефлексивных умений будущих менеджеров»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2019. №2

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

реализация задачного подхода в процессе формирования рефлексивных умений Будущих менеджеров

О. Н. Бухов

(Кафедра психологии высшей школы и информационных образовательных технологий ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»; e-mail: pchela0330@mail.ru)

В статье представлена актуальность применения задачного подхода в формировании рефлексивных умений специалистов управленческого труда; выявлена особенность профессии менеджера, заключающаяся в многообразии сфер деятельности, с которыми специалист сталкивается в процессе трудовой деятельности; исследованы критерии выбора способов формирования рефлексивных умений. В качестве средства формирования представлена технология задачного подхода, которая в данной области ранее не применялась, а потому требует дальнейшего исследования и апробации. Исследована сущность технологии задачно-го подхода; в ходе построения специального алгоритма задач, который отвечает предъявленным требованиям, рассмотрена корреляция результатов внедрения технологии в образовательную среду с требованиями формирования рефлексивных умений. Сформулирована система учебных задач, целью и результатом которой является высокий уровень сформированности рефлексивных умений, для этого алгоритмы составлены с учетом особенностей специальности. Описан процесс реализации системы задач в обучении профессиональным дисциплинам будущих менеджеров. Специально разработанный алгоритм задач направлен на применение рефлексивных умений в учебной деятельности, поэтому реализация задачного подхода способствует формированию рефлексивных умений специалистов сферы управленческого труда.

Ключевые слова: профессиональное образование, рефлексия, рефлексивные умения, задачный подход, задача, сфера управления, средства формирования, алгоритм задачи.

Профессиональная особенность сферы управления заключается в многообразии направлений деятельности, с которыми сопряжён весь трудовой путь специалиста. Менеджер задействован одновременно в областях управления техническими, человеческими, финансовыми информационными ресурсами, в этом многообразии заключена проблема профессионального становления будущих менеджеров. В связи с психологической особенностью человеческого разума, интенсивность

действий индивида неизбежно замедляется в процессе частого переключения с одной области профессиональной деятельности на другую. В современных часто меняющихся условиях свободной рыночной конкуренции работникам управленческой сферы необходимо действовать мгновенно и максимально эффективно.

Многие ученые заняты поиском оптимальных «инструментов» разума, овладев которыми работник управленческой сферы будет наделён способностью к мгновенной адаптации к быстро меняющейся профессиональной среде. Многие ученые сходятся во мнении, что таким инструментом могут являться рефлексивные умения. В научном сообществе существует гипотеза о ключевой роли рефлексивных умений, которые являются основными умениями будущих менеджеров. «Наиболее часто повторяющиеся профессиональные умения - основные рефлексивные умения, которые будущие менеджеры должны освоить в процессе своего обучения: анализ, оценивание, организация, обоснование своей позиции. Именно эти ключевые умения необходимы менеджеру для реализации своей рефлексивной деятельности» [1: 205].

В этом же ключе присутствует тезис о том, что формирование рефлексивных умений способствует достижению сразу нескольких педагогических задач. Во-первых, индивид будет наделён способностью критически мыслить в направлении выбора альтернатив с одной стороны, самокритичность позволит минимизировать риск ошибок при решении профессиональных задач. Во-вторых, рефлексивные умения способствуют созданию образа как некой мыслительной модели деятельности, что обеспечивает её понимание и выполнение задуманного. В-третьих, аналитические свойства рефлексивных умений, позволяют разрешать разного рода противоречия и быстро реагировать в меняющихся условиях [2].

Исследования ученых подтверждают актуальность формирования рефлексивных умений будущих менеджеров, их следует рассматривать как основные профессиональные умения специалистов управленческой сферы. К рефлексивным умениям относятся критичность, самокритичность, анализ, самоанализ, оценка, самооценка. Рефлексивные умения являются «катализатором» мыслительной деятельности и способствуют пониманию окружающего мира, осознанию своего отношения к рассматриваемому явлению, созданию образа конечного результата деятельности, рассмотрению себя «со стороны». В этом случае рефлексивные умения возможно рассматривать как показатель профессиональной компетентности специалистов управленческой сферы [3].

Открытой остаётся проблема поиска универсальных и эффективных средств формирования рефлексивных умений будущих менеджеров. В современной научной литературе существует множество работ, посвя-щённых проблеме формирования рефлексивных умений специалистов

различных сфер деятельности. На сегодняшний день в научном сообществе нет единого мнения на этот счет. Объективной причиной многообразия мнений являются профессиональные особенности каждой специальности, решение проблемы осуществимо через поиск универсальных средств формирования рефлексивных умений и разработки эффективного алгоритма их внедрения в образовательную среду.

Учёные предлагают придерживаться универсальных критериев разработки педагогических условий осуществления процесса обучения:

1. Системно-организационные: адаптация образовательного процесса к объективным требованиям специальности и профиля подготовки студентов, интеграция модели гуманитаризации образовательного процесса с использованием инновационных вспомогательных средств обучения, Интернет-ресурсы, обеспечивающие соответствие уровня образования современным трендам в области образования [4].

2. Организационно-педагогические (дидактические): осуществление объективного отбора или разработка новых (эффективных) форм и методов осуществления образовательного процесса, обеспечивающие индивидуальное развитие студентов, прозрачность системы оценивания результатов обучения, диалогизация учебной деятельности посредством внедрения двусторонней познавательной деятельности «преподаватель-студент» [5].

3. Психолого-педагогические: научный подход к учету психологических особенностей учащихся, использование индивидуального подхода в процессе обучения, ориентация на индивидуальные особенности студентов в подготовке системы заданий и методике оценивания результатов обучения, коллективный характер процесса образования коррелирует с индивидуальными особенностями личности студентов [6].

Опираясь на представленные критерии в процессе поиска условий и методов развития рефлексивных умений следует отметить технологию задачного подхода, которая соответствует заданным характеристикам вследствие адаптивного характера её применения в различных областях педагогической практики. Задачный подход может стать эффективным средством формирования рефлексивных умений по следующим причинам:

- задачный подход способствует осознанию мотивов к деятельности, формированию интереса к деятельности, пониманию причин интересов к деятельности («Мне нравится изучать экономику потому, что я хорошо решаю задачи»);

- формирует умения, способствующие эффективному осуществлению процесса деятельности через самостоятельный поиск задач и их решения («Я научился вычислять амортизацию потому, что самостоятельно выяснил самый эффективный метод из возможных и изучил его»);

- развивает аналитические способности студентов при помощи постоянно повторяющихся задач на анализ процесса и результата выполняемой деятельности («Я понял причину своих предыдущих ошибок, потому что по окончании действий возвращался назад и выяснял достижения и недостатки в проделанной работе») [7].

Поскольку реализация задачного подхода в процессе обучения создаёт предпосылки развития аналитических, творческих и критических качеств личности, а также способствует осознанию мотивов к деятельности через создание образов или другими словами «обращение к себе», то его можно рассматривать как средство развития рефлексивных умений, так как рефлексивные умения - это комплекс разного рода мыслительных операций, направленных на самопознание или «обращение к себе» индивидуума в процессе осуществления деятельности. Поэтому необходимо исследовать потенциально возможный эффект применения задачного подхода в формировании рефлексивных умений.

Уникальное свойство задачного подхода заключается в возможности к модификации, т.е. существуют возможности построения различных алгоритмов задач, способствующих развитию того или иного направления человеческого разума. По мнению В. В. Серикова, возможны алгоритмы задач, направленные на формирование коммуникативных, организационных, проектных, интеллектуальных умений в обучении [8]. Следовательно, можно предположить возможность построения алгоритма системы задач, целью и результатом внедрения которых в образовательный процесс будет формирование высокого уровня развития рефлексивных умений студентов (См. Рис.).

Рис. Реализация задачного подхода в процессе формирования рефлексивных умений Сущность технологии задачного подхода заключается в том, что формирование профессиональных умений студентов осуществляется в процессе решения специально спроектированных задач. Организация

учебного занятия осуществляется в виде некой познавательной, развивающей или практико-ориентированной задачи, вследствие чего создается естественная среда «добывания» знания. Правильно спроектированный алгоритм задачи способствует самоорганизации, самоконтролю, и направляет деятельность студента в нужном направлении. Самостоятельно пройденный путь от поиска задачи до её решения формирует не только высокие знания и навыки по предмету, но и развивает самостоятельность, творческое мышление, аналитические умения, образное мышление, способность к критическому мышлению, названные познавательные категории являются универсальными и применимы в любой сфере деятельности.

Задача, как цель, как объект познания, требует от студента нахождения пути её решения. В процессе поиска путей решения задачи происходит формирование способа или модели действия, посредством которого станет возможным решение похожих задач в будущем. Следовательно, результатом применения технологии задачного подхода является формирование профессиональных, познавательных, рефлексивных или иных умений. Сформированные умения выступают в роле «инструмента», применив который осуществляется решение будущих задач.

В ходе реализации задачного подхода в формировании рефлексивных умений специалистов управленческого труда необходимо: во-первых, сформулировать систему учебных задач. Во-вторых, настроить алгоритмы системы задач в направлении развития рефлексивных умений будущих менеджеров. В-третьих, реализовать разработанную систему задач в процессе обучения профессиональным дисциплинам будущих менеджеров. Если следовать заданному плану, то учебное занятие строится как лекционно-практическое, в самом общем виде приведем пример учебной задачи: «Регламент выполнения задания: прочитать текст; в письменном виде проанализировать и оценить его с позиции полезности его содержания и четкости смысла; оценить свои знания, ответив на вопрос - «Понимаю ли я его смысл?»; проанализировать своё отношение к содержанию и смыслу («Согласен или нет и почему?»); постараться доказать свою позицию несколькими тезисами». Важно не упустить следующий момент: задание в виде текста изначально должно содержать некие завуалированные, смысловые ошибки. Это важно, так как концепция задачного подхода, основанная на том, что умение находить задачи столь же важно, как и умение их решать.

Алгоритм задач построен так, что их решение требует применения ряда рефлексивных умений:

- анализ и оценка содержания и смысла текста требует от студента применения умений анализа и оценивания рассматриваемого объекта и критичности мысли;

- оценивание собственных знаний по отношению к исследуемому объекту задействует умения самоанализа, самокритичности и самооценки, это можно условно охарактеризовать как «рассмотрение себя со стороны»;

- в ходе анализа своего отношения к содержанию и смыслу текста задействованы умения, направленные на осознание своего отношения к рассматриваемому объекту;

- выполнение перечисленных операций требует создания образов в ходе углубления в смысл текста;

- поиск и решение скрытых в тексте смысловых ошибок (требующих исправления) придает учебной деятельности интерес, концентрирует внимание и способствует усилению применяемых умений.

Заданный алгоритм задач направлен на применение рефлексивных умений в учебной деятельности. Реализация задачного подхода способствует формированию рефлексивных умений специалистов управленческого труда. Роль преподавателя, реализующего задачный подход, состоит в правильной организации, сопровождении, контроле и анализе результатов.

Проведенный анализ показал актуальность формирования рефлексивных умений специалистов управленческого труда. Проблема профессионального становления будущих менеджеров заключается в многообразии направлений деятельности, с которыми сопряжен весь трудовой путь специалиста. Управление техническими, человеческими, финансовыми и информационными ресурсами требует освоение универсальных «инструментов», посредством которых осуществляется трудовая деятельность во всём её многообразии. В качестве такого «инструмента» выступают рефлексивные умения, способствующие быстрой адаптации к постоянно меняющейся профессиональной среде.

В этом ключе рефлексивные умения могут быть рассмотрены как основные умения будущих менеджеров. Ученые предлагают множество разнообразных методов и средств развития рефлексивных умений специалистов управленческого труда, которые в своём роде являются эффективными, но зачастую в своей практической деятельности педагогам во всём этом многообразии сложно определить подходящее для своей профессиональной специфики средство. Поэтому в науке и практике существует объективная потребность в поиске универсального средства формирования рефлексивных умений, которое будет с одной стороны простым в использовании, с другой приведёт к положительным результатам и сможет использоваться. В качестве средства формирования рефлексивных умений нами рассмотрена технология задачного подхода, которая является эффективным средством в решении данной проблемы. Так как задачный подход способствует мотивации в деятельности, формирует умения поиска средств осуществления

деятельности, навыки критического и образного мышления. Универсальность задачного подхода объясняется возможностью построения различных алгоритмов учебных задач. Исследователь, занятый проблемой формирования рефлексивных умений специалистов управленческого труда, способен создать свой, универсальный алгоритм задачи или системы задач, который будет является эффективным средством достижения поставленной цели.

Таким образом, оптимальным и эффективным средством формирования рефлексивных умений в условиях профессионального образования, справедливо считать задачный подход. Выстроить педагогический процесс профессионального образования в направлении формирования рефлексивных умений будущих менеджеров на основе задачного подхода - значит осуществить переход от значения - к смыслу, от предмета - к человеку, от отражения научной информации - к рождению отношения, построению «живого» знания.

Список литературы

1. Бабаскина Е. Г. Педагогические условия профессионального становления будущих лингвистов-переводчиков // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. I междунар. науч. - практ. конф. № 1. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2010.

2. Бухов О. Н. Анализ конкретных ситуаций в обучении будущих менеджеров. // Сборник статей победителей III Международной научно-практической конференции «Современная педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации». - Пенза, 2016. - 291с.

3. Бухов О. Н. Формирование рефлексивных умений будущих менеджеров // Актуальные вопросы бизнеса и управления. Вестник Казахстанско-Американского Свободного университета. - Усть-Каменогорск. 2016. - 585с.

4. Картавых М. А., Веряскина М. А., Рубан Е. М. Технология задачного подхода - базовый инструментарий профессионального образования учителя безопасности жизнедеятельности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. - 413с.

5. Найн А. Я. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект / А. Я. Найн, Ф. Н. Клюев. - Челябинск: Изд-во ин-та разв. проф. бр., 2008. - 264 с.

6. Сериков В. В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие / В. В. Сериков; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 625 с.

7. Ситникова Е. С. Бухов О. Н. Рефлексивные умения студентов как показатель их профессиональной компетентности. // Титовские педагогические чтения на Алтае «Просветительство в образовании: взаимодействие

традиций и новаций». / Материалы межрегиональной научно-практической конференции Барнаул, апрель-май 2017. 154с.

8. Яковлева Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Дисс. ... докт. пед. наук. - Челябинск, 1992. - 402 с.

Сведения об авторе

Бухов Олег Николаевич - аспирант кафедры психологии высшей школы и информационных образовательных технологий ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет». Научная специальность - Теория и методика профессионального образования. E-mail: pchela0330@mail.ru

The implementation of the task approach into the process of the reflexive skills formation of future managers

Bukhov O. N. - Postgraduate Department of psychology of higher school and information educational technologies, Altai State University, Barnaul, Russia. E-mail: pchela0330@mail.ru

The article represents the relevance of the task approach application within the reflexive skills formation of specialists in management; reveals the professional peculiarity consisting in variety of activity fields that specialists encounter within their career; examines the criteria for choosing the methods of reflexive skills formation. As a means of reflexive skills formation, there is presented the technology of the task approach, which has not been previously applied in this area, thus requiring further research and approbation. The essence of the task approach technology is investigated; within specified task algorithm, which meets the requirements, there has been reviewed the correlation between the results of the technology adoption into the educational environment that demands reflexive skills formation. A system of training tasks is formulated, the purpose and result of which is high level of reflexive skills development, therefore the algorithms are created in accordance with the specific nature of the qualification. The process of implementing the task system into professional disciplines trainings of future managers is described. Specially developed algorithm of tasks is aimed at the usage of reflexive skills within educational activity, therefore the implementation of the task approach contributes to the reflexive skills formation of specialists in management.

Key words: professional education, reflexive skills, task approach, task, sphere of management, means of formation, task algorithm.

References

1. Babaskina E. G. Pedagogicheskie uslovija professional'nogo stanovlenija buduschih lingvistov-perevodchikov // Lichnost', sem'ja i obschestvo: voprosy pedagogiki i psihologii: sb. st. po mater. I mezhdunar. nauch. - prakt. konf. № 1. Chast' I. - Novosibirsk: SibAK, 2010.

2. Buhov O. N. Analiz konkretnyh situacij v obuchenii buduschih menedjerov. Sbornik statej pobeditelej III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Sovremennaja pedagogika: aktual'nye voprosy, dostizhenija i innovacii. Penza, 2016. - 291 p.

3. Buhov O. N. Formirovanie refleksivnyh umenij buduschih menedjerov. Aktual'nye voprosy biznesa i upravlenija. Vestnik Kazahstansko-Amerikanskogo Svobodnogo universiteta. Ust'-Kamenogorsk. 2106. - 585 p.

4. Kartavyh M. A., Verjaskina M. A., Ruban E. M. tehnologija zadachnogo podhoda - bazovyj instrumentarij professional'nogo obrazovanija uchitelja bezopasnosti zhiznedejatel'nosti. sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2015. № 6. - 413p.

5. Najn A. Ja. Problemy razvitija professional'nogo obrazovanija: regional'nyj aspect. A. Ja. Najn, F. N. Kljuev. Cheljabinsk: Izd-vo in-ta razv. prof. obr., 2008. 264 s.

6. Serikov V. V. Obuchenie kak vid pedagogicheskoj dejatel'nosti: ucheb. posobie / V. V. Serikov; pod red. V. A. Slastenina, I. A. Kolesnikovoj. M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2008. 625 p.

7. Sitnikova E. S. Buhov O. N. Refleksivnye umenija studentov kak pokazatel' ih professional'noj kompetentnosti. 5 Titovskie pedagogicheskie chtenija na Altae «Prosvetitel'stvo v obrazovanii: vzaimodejstvie tradicij i novacij». Materialy mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul, aprel'-maj 2017. 154 p.

8. Jakovleva N. M. Teorija i praktika podgotovki buduschego uchitelja k tvorcheskomu resheniju vospitatel'nyh zadach. Dissert. ... dokt. ped. nauk. Cheljabinsk, 1992. 402 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.