Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ'

РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка будущих учителей / общие компетенции / организационно-педагогические условия / training of future teachers / general competencies / organizational and pedagogical conditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.Е. Балыкова, В.А. Адольф

В статье раскрывается актуальная проблема – формирование общих компетенций будущего учителя в педагогическом колледже согласно требованиям ФГОС СПО. Авторами на основе теоретического анализа научных работ описана структура сформированности общих компетенции будущего учителя в системе среднего профессионального образования, рассмотрены организационно-педагогические условия формирования общих компетенций. Представлены результаты исследования по выявлению уровня сформированности общих компетенций студентов педагогического колледжа на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы. Цель статьи – подтвердить гипотезу о том, что формирование общих компетенций будущего учителя в педагогическом колледже будет результативным, если реализованы в образовательном процессе колледжа организационно-педагогические условия: осуществление комплексного представления знания будущего учителя о сущности педагогической профессии; применение имитационного моделирования практико-ориентированной профессиональной деятельности будущего учителя; вовлечение обучающихся во внеаудиторную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И.Е. Балыкова, В.А. Адольф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF THE INTRODUCTION OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF GENERAL COMPETENCIES OF A FUTURE TEACHER IN A PEDAGOGICAL COLLEGE

In the article a problem of forming general competencies of a future teacher in a pedagogical college is studied. The authors, based on the theoretical analysis of scientific papers, describe the structure of the formation of general competencies of the future teacher in the system of secondary vocational education and organizational and pedagogical conditions for the formation of general competencies. Results of experimental work at the formative stage of the study to identify the level of formation of general competencies of pedagogical college students are presented. The task of the article is to confirm the hypothesis that the formation of general competencies of a future teacher in a pedagogical college will be effective if organizational and pedagogical conditions are implemented in the educational process of the college: the implementation of a comprehensive representation of the knowledge of a future teacher about the essence of the pedagogical profession; the use of simulation modeling of practice-oriented professional activity of a future teacher; involvement of students in extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ»

4. Polkova E.V. Osobennosti prepodavaniya inzhenernyh disciplin v sovremennom vysshem uchebnom zavedenii. Problemy inzhenernogo i social'no-'ekonomicheskogo obrazovaniya v tehnicheskom vuze v usloviyah modernizacii vysshego obrazovaniya: tezisy dokladov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2021: 77 - 81.

5. Tret'yakova E.M. Dvuhurovnevoe inzhenernoe obrazovanie: trebovaniya k kompetenciyam i soderzhaniyu obrazovaniya. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011; № 3 (17): 309 - 313.

6. Antifeeva E.L., Petrova D.G. 'Eksperiment, teoriya i praktika v obuchenii fizike. Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tehnologii, kachestvo. 2021; T. 1: 38 - 39.

7. Shapovalov A.A., Andreeva L.E. Podgotovka studentov k konstruirovaniyu i resheniyu 'eksperimental'nyh zadach po fizike. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 4 (71): 279 - 280.

8. Altuhov A.I., Kalinin V.N., Kovnackij V.K. 'Ekspertnyj metod ocenivaniya urovnya sformirovannosti professional'nyh kompetencij obuchayuschihsya pri vypolnenii laboratornogo praktikuma po fizike. Trudy Voenno-kosmicheskoj akademii imeniA.F. Mozhajskogo. 2017; № 659: 179 - 183.

9. Altuhov A.I., Kalinin V.N., Cheburkov M.A. Ob opyte formirovaniya i ocenivaniya kompetencij po disciplinam professional'nogo cikla v sisteme voennogo obrazovaniya. Trudy Voenno-kosmicheskoj akademii imeni A.F. Mozhajskogo. 2016; № 650: 204 - 209.

Статья поступила в редакцию 01.02.22

УДК 377.8

Balykova I.E., senior teacher, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: Germanova-Irina@yandexl.ru

Adolf V.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Krasnoyarsk State Pedagogical University n.a. V.P. Astafiev (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: adolf@kspu.ru

THE RESULTS OF THE INTRODUCTION OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF GENERAL COMPETENCIES OF A FUTURE TEACHER IN A PEDAGOGICAL COLLEGE. In the article a problem of forming general competencies of a future teacher in a pedagogical college is studied. The authors, based on the theoretical analysis of scientific papers, describe the structure of the formation of general competencies of the future teacher in the system of secondary vocational education and organizational and pedagogical conditions for the formation of general competencies. Results of experimental work at the formative stage of the study to identify the level of formation of general competencies of pedagogical college students are presented. The task of the article is to confirm the hypothesis that the formation of general competencies of a future teacher in a pedagogical college will be effective if organizational and pedagogical conditions are implemented in the educational process of the college: the implementation of a comprehensive representation of the knowledge of a future teacher about the essence of the pedagogical profession; the use of simulation modeling of practice-oriented professional activity of a future teacher; involvement of students in extracurricular activities.

Key words: training of future teachers, general competencies, organizational and pedagogical conditions.

И.Е. Балыкова, ст. преп., Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: Germanova-Irina@yandex.ru

В.А. Адольф, д-р пед. наук, проф., Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева, г. Красноярск,

E-mail: adolf@kspu.ru

РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

В статье раскрывается актуальная проблема - формирование общих компетенций будущего учителя в педагогическом колледже согласно требованиям ФГОС СПО. Авторами на основе теоретического анализа научных работ описана структура сформированности общих компетенции будущего учителя в системе среднего профессионального образования, рассмотрены организационно-педагогические условия формирования общих компетенций. Представлены результаты исследования по выявлению уровня сформированности общих компетенций студентов педагогического колледжа на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы. Цель статьи - подтвердить гипотезу о том, что формирование общих компетенций будущего учителя в педагогическом колледже будет результативным, если реализованы в образовательном процессе колледжа организационно-педагогические условия: осуществление комплексного представления знания будущего учителя о сущности педагогической профессии; применение имитационного моделирования практико-ориенти-рованной профессиональной деятельности будущего учителя; вовлечение обучающихся во внеаудиторную деятельность.

Ключевые слова: подготовка будущих учителей, общие компетенции, организационно-педагогические условия.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одной из перспективных задач учебно-воспитательного процесса педагогического колледжа является обеспечение качественной подготовки практико-ориентированных и конкурентоспособных специалистов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования [1]. Одним из ключевых элементов данного процесса является формирование общих компетенций будущего учителя. Необходимость реализации данного процесса отображена в нормативных документах: ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, «Национальные цели и стратегические задачи развития РФ на период до 2024 года», «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года», профессиональный стандарт «Педагог», «Национальная доктрина образования в РФ» (до 2025 года), Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах и другие.

Мы придерживаемся мнения, что процесс формирования общих компетенций будущего учителя в системе среднего профессионального образования в условиях стандартизации зависит от планируемых результатов освоения образовательной программы, формулируемых образовательной организацией на основе нормативных государственных и других меняющихся современных требований и представляющих собой деятельность, направленную на комплексное использование общих компетенций, позволяющих успешно осуществлять педагогическую деятельность согласно требованиям ФГОС СПО [4].

Цель данной статьи - подтвердить гипотезу о том, что формирование общих компетенций будущего учителя в педагогическом колледже будет результативным, если реализованы в образовательном процессе педагогического колледжа определенные организационно-педагогические условия формирования общих компетенций будущего учителя согласно требованиями ФГОС СПО.

Задачи исследования: описать структуру сформированности общих компетенций будущего учителя в системе среднего профессионального образования; представить результаты изучения уровня сформированности общих компетенций будущих учителей на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы; провести исследование уровня сформированности общих компетенций будущих учителей в образовательном процессе колледжа на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы.

Результаты исследования можно использовать при разработке учебно-методических материалов в системе профессиональной подготовки, дополнительного профессионального образования и повышения квалификации педагогических кадров.

Понятие «организационно-педагогические условия» рассматривается нами как совокупность факторов, которые позволяют решить образовательные задачи. При этом в педагогике существует две основных точки зрения на определение содержания данного понятия: 1) «совокупность внешних обстоятельств реализации функций управления и внутренних особенностей образовательной деятельности» [3, c. 25-28]; 2) «совокупность возможностей, обеспечивающих успешное решение образовательных задач, достижение целей педагогической деятельности» [4, с. 11]. Мы придерживаемся второй точки зрения.

Проблема формирования общих компетенций будущих специалистов в системе среднего профессионального образования отображена в научных трудах С.А. Башковой, В.К. Винник, Е.Ю. Голохвастовой, ГВ. Кураковой, Н.Б. Лум-буновой, Т.В. Монастыревой, РФ. Наумовой, И.В. Турчиной, Н.О. Хлупиной, В.Б. Цыреновой, А.М. Шамьянова, А.А. Яворской и других. Проведенный нами теоретический анализ данных научных работ позволил выстроить структуру сформированности общих компетенций будущего учителя в системе среднего профессионального образования, которая отображена на рис. 1.

Рис. 1. Структура сформированности общих компетенций будущего учителя в системе среднего профессионального образования

Нами выделены и охарактеризованы три критерия сформированности общих компетенций будущегоучителяв системесреднего профессионального образования. Когнитивный критерий представляет совокупность знаний о содержании конкретной компетенции для дальнейшего применения в педагогической деятельности. Данный критерий характеризует уровень теоретической готовности будущего учителя к осуществлению профессиональной деятельности. Мо-тивационный критерий - совокупность системы потребностей и стремлений в овладении общей компетенцией, понимание её значения в профессиональной деятельности. Характеризует положительную мотивацию к осуществлению педагогической деятельности, проявление профессионального интереса к профессии учителя. Деятельностный критерий - это практическое применение общей компетенции в педагогической деятельности. Представляет собой практическое применение теоретических знаний при решении профессиональных задач.

О сформированности каждой общей компетенции можно судить по показателям критериев. Показателями сформированности когнитивного критерия является сформированность системы знаний о сущности педагогической профессии; мотивационного - наличие ценностей профессионально-педагогической деятельности; деятельностного - стремление к профессиональному и личностному развитию и саморазвитию. Выделенные критерии и показатели позволили охарактеризовать три уровня сформированности общих компетенций - высокий, средний и низкий.

Далее была организована опытно-экспериментальной работа по выявлению исходного уровня сформированности общих компетенций будущих учителей в образовательном процессе колледжа. Выявление уровня сформированности общих компетенций обучающихся педагогического колледжа проводилось в начале освоения компетенций (1 курс). На разных этапах исследования приняли участие 156 студентов педагогических специальностей. Для диагностирования когнитивного критерия использовались опросник «Профессиональный выбор» и анкета для студентов, выбравших профессию учителя; для диагностирования мотивационного критерия - методики «Самооценка профессионально-педагогической мотивации» (автор Н.П. Фетискин), «Ценностные ориентации» (автор М. Рокич); для диагностики учебной мотивации студентов методика авторов А.А. Реан и В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой; для диагностирования деятельностного критерия - решение ситуационных педагогических задач и опросник «Самооценка творческого потенциала личности» (авторы Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, ПМ. Мануйлов). Обобщив результаты исследования, был сделан вывод, что будущим учителям свойствен в основном низкий и средний уровни сформированности общих компетенций по выделенным критериям и показателям. Результаты изучения уровня сформированности общих компетенций будущих учителей на констатирующем этапе послужили основой для дальнейшей реализации в образовательном процессе педагогического колледжа организационно-педагогических условий формирования общих компетенций будущего учителя: осуществление комплексного представления знания будущего учителя о сущности педагогической профессии с использованием современных

интерактивных методов обучения; применение имитационного моделирования практико-ориентированной профессиональной деятельности будущего учителя на основе решения профессиональных задач; вовлечение обучающихся во внеаудиторную деятельность, направленную на формирование общих компетенций будущего учителя [5].

На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы был осуществлен контрольный срез для определения уровня сформированности общих компетенций будущих учителей в педагогическом колледже (4 курс). Для диагностирования использовался ряд методик, которые были применены на констатирующем этапе, но были добавлены и другие методы диагностики.

Для диагностирования когнитивного критерия использовался опросник «Профессиональный выбор», направленный на выявление знаний о сущности выбранной профессии; средний балл успеваемости по дисциплинам профессиональной подготовки (профессиональный цикл, профессиональные модули) и практикам (учебным и производственным). Были получены следующие результаты: большинство студентов знают многое о профессии (70%), что делают люди педагогической профессии (75%), лично знакомы с представителями профессии (98%), могут назвать определённые качества человека по избранной профессии (75%), знают, что нужно делать, чтобы быть в профессии на хорошем счету (63%), о местах трудоустройства (97%). Есть респонденты, которые сомневаются при ответе на вопросы об уверенности, что профессия избрана на всю жизнь (57%), о возможностях профессионального роста (56%), о знакомстве с успешными людьми в данной профессии (53%), упускают случаи поговорить с представителями профессии (62%). Некоторые респонденты не согласны с утверждениями о том, что сейчас не стоит строить какие-либо профессиональные планы, все равно со временем многое изменится (37%), о возникновении интереса к профессии в процессе обучения (31%), о профессиональных планах (42%).

Средний балл успеваемости обучающихся за четыре года обучения -4,4 - свидетельствует о том, что студенты умеют позиционировать себя в роли учителя; владеют навыками поиска, анализа, обработки, интерпретации и систематизации информации, применяют теоретические знания в практической деятельности. Согласно учебному плану специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, изучение дисциплин профессионального цикла профессиональной подготовки начинается со 2 курса («Педагогика», «Психология», «Риторика в профессиональной деятельности», «Психолого-педагогический практикум», «Основы педагогического педмастерства», профессиональные модули - «Преподавание по программам начального общего образования», «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников», «Классное руководство», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»). Прохождение практики (организации внеурочной деятельности и общения младших школьников, преподавания по программам начального общего образования) является важным этапом в подготовке будущего учителя, способствует формированию у студентов профессиональных умений, навыков и системы знаний о педагогической профессии.

По результатам обработки ответов испытуемых и среднего балла успеваемости можно судить о высоком уровне сформированности общих компетенций по когнитивному критерию. Испытуемым присущи достаточные знания о педагогической профессии, стремление к поиску, анализу и интерпретации информации для решения профессиональных задач, умение определять для себя задачи профессионального и личностного развития.

Для диагностирования мотивационного критерия сформированности общих компетенций будущего учителя в педагогическом колледже использовались следующие методики: «Самооценка профессионально-педагогической мотивации» (автор Н.П. Фетискин), «Ценностные ориентации» (автор М. Рокич), диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой). На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы отмечена положительная динамика по ответам испытуемых на вопросы всех методик.

Качественно изменился рейтинг профессионально-педагогической мотивации: наибольший суммарный балл набрали позиции «функциональный интерес» (9,2), «профессиональная потребность (9) и «развивающая любознательность» (8,7). Это связано с тем, что студенты выпускного курса становятся более активными участниками профессиональных клубов и мероприятий, участвуют в различных научно-практических конференциях, погружаются в учебную и производственную практики, стараются расширить кругозор в вопросах различных проблем современного образования и воспитания.

Произошли качественные и количественные изменения в рейтинге ценностных ориентаций (автор М. Рокич). Ранее имеющиеся профессиональные ценности укрепили свои позиции, поднялись в рейтинге новые, ранее менее осознаваемые. Ценности-цели «здоровье» (5,7), «счастливая семейная жизнь» (5,9), «познание» (6,3), «любовь» (6,9), «наличие хороших и верных друзей» (7,1) заняли лидирующие позиции. Первые позиции в рейтинге ценностей-средств заняли «честность» (5,8), «воспитанность» (5,9), «чуткость» (5,9); «образованность» (6,1); «широта взглядов» (6,6), «ответственность (чувство долга, умение держать слово)» (6,7). Анализ рейтинга ценностных ориентаций подтверждает, что у будущих учителей к выпускному курсу формируются убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.

Результаты по диагностике учебной мотивации студентов (модификация Н.Ц. Бадмаевой) позволили выстроить рейтинг мотивов. Первые позиции занимают профессиональные мотивы - желание получить необходимые знания и навыки в выбранной профессии (3,1) и учебно-познавательные мотивы (2,8, далее мотивы престижа (2,5), мотивы творческой самореализации (2,35) и социальные мотивы (2,25).

По результатам обработки ответов испытуемых можно говорить о высоком уровне сформированности общих компетенций по ценностному критерию: обучающиеся проявляют активную заинтересованность в овладении профессией, имеется наличие положительного ценностного отношения к педагогической профессии, стремление реализовать ценности в профессиональной деятельности; наличие среднего уровня учебной мотивации. Но отмечается отсутствие систематической работы по повышению качества своей педагогической деятельности, недостаточно сформировано стремление к достижению профессионализма, повышению педагогического мастерства и компетентности. Мы считаем это допустимым для студентов выпускного курса, так как предполагается, что в дальнейшем они, приступив к непосредственной педагогической деятельности, осознают ценность, значимость и необходимость постоянного повышения своего уровня профессионализма.

Для выявления уровня сформированности деятельностного критерия общих компетенций будущего учителя в педагогическом колледже на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы студентам 4 курса было предложено решение педагогических ситуаций, решение которых оценивалось по 3-балльной системе (необходимо было дать оценку педагогической ситуации, спрогнозировать дальнейший ход ее развития, предложить свой вариант решения). Сравнив результаты решения педагогических ситуаций студентами на констатирующем и формирующем этапах, мы увидели, что количество обучающихся, которым присущ низкий уровень умения решения педагогических ситуаций, стало намного меньше - 14% (изначально 77%). Средний уровень у 55% опрашиваемых (на констатирующем - 23%), высокий уровень у 31%.

Наблюдается положительная динамика в оценивании студентами 4 курса своего участия во внеаудиторной деятельности (по 5-балльной шкале) - в работе профессионального клуба, других клубах колледжа, в студенческом соуправлении, воспитательных мероприятиях. Количество обучающихся, которым свойствен высокий уровень оценивания участия во внеаудиторной деятельности, стало в 2,5 раза больше: 25% - на формирующем этапе, 14% - на констатирующем этапе. Так, от 4 до 5 себя оценили 23%, от 3 до 4 - 55%, менее 3 баллов - 10% опрашиваемых. Средний балл оценивания участия студентов в воспитательной деятельности педагогического колледжа равен 4,2 (ранее он составлял 3,1).

Результаты решения педагогических ситуаций, оценивание участия студентов во внеаудиторной деятельности педагогического колледжа свидетельствуют

о среднем уровне сформированности деятельностного компонента общих компетенций будущего учителя. Все-таки большинство будущих учителей (студентов 4 курса) проявляют готовность к профессиональным действиям в благоприятных условиях.

Обобщая данные опытно-экспериментальной работы, можно сделать вывод, что на формирующем этапе будущим учителям свойствен в основном высокий и средний уровни сформированности общих компетенций по выделенным критериям и показателям. Студенты в большинстве обладают системными теоретическими профессиональными знаниями, понимают сущность педагогической деятельности. Учебная мотивация не имеет системного характера, но выражено положительное ценностное отношение к педагогической профессии. Проявляется стремление к реализации профессиональных умений на практике. В табл. 1 представлен сравнительный анализ уровней проявления критериев сформированности общих компетенций на констатирующем и формирующем этапах опытно-экспериментальной работы (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ уровней сформированности общих компетенций по выделенным критериям на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы

Этап ОЭР Критерии ^^ сформированности Когнитивный критерий Мотивационный критерий Деятельностный критерий

Констатирующий этап низкий уровень средний уровень низкий уровень

Формирующий этап высокий уровень высокий уровень средний уровень

Для проверки гипотезы о значимости различий в уровне сформированности общих компетенций студентов педагогических специальностей на констатирующем и формирующем этапах был применен автоматический расчет критерия Фишера - угловое преобразование. В качестве «эффекта» выступало «количество обучающихся, которые проявили высокий и средний уровни сформированности общих компетенций. Выборка 1 - обучающиеся на констатирующем этапе, выборка 2 - обучающиеся на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы. При вычислении эмпирического значения использовались значения процентных долей студентов группы обучающихся с высоким, средним и низким уровнями сформированности общих компетенций (табл. 2).

Таблица 2

Исходные данные для вычисления эмпирического значения

Контингент Констатирующий этап ОЭР Формирующий этап ОЭР

n доля n доля

Студенты с низким уровнем сформированности общих компетенций (эффекта нет) 93 0,6 24 0,15

Студенты со средним и высоким уровнем проявления профессиональной готовности (эффект есть) 63 0,4 132 0,85

Всего студентов 156 156

В результате фэмп = 8,452, фэимп = 2,31. Так как ф*эмп больше ф*крит, нулевая гипотеза отвергается, различия статистически достоверны, существуют различия между результатами констатирующего и формирующего этапов опытно-экспериментальной работы. Полученное эмпирическое значение ф* находится в зоне значимости. Следовательно, полученные результаты можно считать значимыми и достоверными. Результаты применения критериев угловое преобразование Фишера служат подтверждением результативности процесса формирования общих компетенций будущего учителя в педагогическом колледже через реализацию организационно-педагогических условий согласно требованиям ФГОС СПО. А именно - осуществление комплексного представления знания будущего учителя о сущности педагогической профессии с использованием современных интерактивных методов обучения; применение имитационного моделирования практико-ориентированной профессиональной деятельности будущего учителя на основе решения профессиональных задач; вовлечение обучающихся во внеаудиторную деятельность, направленную на формирование общих компетенций будущего учителя.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах. Москва, 2014.

2. Балыкова И.Е. Об актуальности формирования общих компетенций студентов педагогических колледжей как условия их успешного трудоустройства. Материалы международной научно-методической конференции. 2020: 33 - 35.

3. Суртаева Н.Н., Щебельская Э.Г Организационно-педагогические условия формирования компетенций студентов вуза. Человек и образование. 2016; № 2 (47): 25 - 28.

4. Ипполитова Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация. General and Professional Education. 2012; № 1: 8 - 14.

5. Адольф В.А., Балыкова И.Е. Исследование формирования общих компетенций будущего учителя в системе среднего профессионального образования (теоретические и практические аспекты). Образовательные технологии. 2021; № 2: 40 - 51.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 44.02.02 Prepodavanie v nachal'nyh klassah. Moskva, 2014.

2. Balykova I.E. Ob aktual'nosti formirovaniya obschih kompetencij studentov pedagogicheskih kolledzhej kak usloviya ih uspeshnogo trudoustrojstva. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. 2020: 33 - 35.

3. Surtaeva N.N., Schebel'skaya 'E.G. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya kompetencij studentov vuza. Chelovekiobrazovanie. 2016; № 2 (47): 25 - 28.

4. Ippolitova N.V. Analiz ponyatiya «pedagogicheskie usloviya»: suschnost', klassifikaciya. General and Professional Education. 2012; № 1: 8 - 14.

5. Adol'f V.A., Balykova I.E. Issledovanie formirovaniya obschih kompetencij buduschego uchitelya v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya (teoreticheskie i prakticheskie aspekty). Obrazovatel'nye tehnologii. 2021; № 2: 40 - 51.

Статья поступила в редакцию 31.01.22

УДК 371.134

Skosyreva N.D., Cand. of Sciences (Philosophy), Head of Department of Philosophy, History, Economic Theory and Law, Omsk State Agrarian University

n.a. P.A. Stolypin (Omsk, Russia), ORCID: 0000-0003-3532-1720, E-mail: nd.skosyreva@omgau.org

Zinich A.V., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Omsk State Agrarian University n.a. P.A. Stolypin (Omsk, Russia),

ORCID: 0000-0003-2265-5633, E-mail: av.zinich@omgau.org

Pomogaev V.M., Cand. of Sciences (Economy), senior lecturer, Omsk State Agrarian University n.a. P.A. Stolypin (Omsk, Russia), ORCID: 0000-0003-4889-6830, E-mail: vm.pomogaev@omgau.org

Razumov V.I., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Omsk State University n.a. F.M. Dostoevsky, Omsk State Agrarian University n.a. P.A. Stolypin (Omsk, Russia), ORCID: 0000-0002-6904-9764, E-mail: vi.razumov@omgau.org Revyakina Yu.N, Public Relations Manager, Omsk State Agrarian University n.a. P.A. Stolypin (Omsk, Russia), ORCID: 0000-0002-4641-9670, E-mail: yun.revyakina@omgau.org

Vasyukova M.V., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Omsk State Agrarian University n.a. P.A. Stolypin (Omsk, Russia), ORCID: 0000-0001-9132-936Х, E-mail: mv.vasyukova@omgau.org

ANALYSIS OF THE IMPACT OF DIGITALIZATION ON LIFE PLANS AND VALUES OF YOUTH. The article analyzes the impact of digitalization on life prospects, goals and values of young people. As an empirical basis for the study, the results of a sociological survey conducted in October - November 2021 in ten subjects of the Siberian Federal District are used. The task of the study is to study various aspects of the professional and life self-determination of young people. A total of 5092 respondents were interviewed. The survey participants are students of schools, institutions of primary and secondary vocational education, higher educational institutions, as well as representatives of the working youth of Siberia. One of the objectives of the study was to identify the dependence of life planning, goal setting and value orientation on the level of competencies in the digital sphere. The novelty of the study lies in the fact that for the first time, on the basis of factor analysis, an attempt was made to identify differences in the ideas of young people with different levels of digital literacy about life prospects, goals and conditions for achieving success. An analysis of the results of an empirical study showed the differentiation of the impact of digitalization on the life plans, values and goals of various groups of young people. It has been found that young people with a high level of digital competence demonstrate distant horizons of life planning, for them the most important life goal is to achieve professional success, and among the conditions that determine it, the most significant are intellectual factors, the availability of start-up capital, practical knowledge, skills and abilities.

Key words: youth, life perspective, values, goals, self-determination, digital competencies.

НД. Скосырееа, канд. филос. наук, зав. каф. философии, истории, экономической теории и права Омского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина, г. Омск, E-mail: nd.skosyreva@omgau.org

A.В. Зинич, канд. экон. наук, доц., Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, г. Омск, E-mail: av.zinich@omgau.org

B.М. Помогаее, канд. экон. наук, доц., Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, г. Омск, E-mail: vm.pomogaev@omgau.org

В.И. Разумов, д-р филос. наук, проф., Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского, Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, г. Омск, E-mail: vi.razumov@omgau.org

Ю.Н. Ревякина, менеджер по связям с общественностью, Омский государственный агарный университет имени П.А. Столыпина, г. Омск, E-mail: yun.revyakina@omgau.org

М.В. Васюкова, канд. экон. наук, доц., Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, г. Омск, E-mail: mv.vasyukova@omgau.org

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ И ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ

В статье проведен анализ влияния цифровизации на жизненные перспективы, цели и ценности молодежи. В качестве эмпирической базы исследования использованы результаты социологического опроса, проведенного в октябре - ноябре 2021 года в десяти субъектах Сибирского федерального округа. Цель исследования - изучение различных аспектов профессионального и жизненного самоопределения молодежи. Всего было опрошено 5 092 респондента. Участники опроса - обучающиеся школ, учреждений начального и среднего профессионального образования, высших учебных заведений, а также представители работающей молодежи Сибири. Одной из задач исследования являлось установление зависимости жизненного планирования, целеполагания и ценностного ориентирования от уровня владения компетенциями в цифровой сфере. Новизна исследования состоит в том, что впервые на основе факторного анализа предпринята попытка выявить различия в представлениях молодежи с высоким, средним и низким уровнем цифровой грамотности о жизненной перспективе, целях и условиях достижения успеха. Анализ результатов эмпирического исследования показал дифференцированность влияния

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.