Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В КУРСЕ ФИЗИКИ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ'

ФОРМИРОВАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В КУРСЕ ФИЗИКИ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инженерное образование / исследовательские компетенции / физические модели / методы исследований / индивидуальный подход в обучении / engineering education / research competencies / physical models / research methods / individual approach in teaching

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.Л. Антифеева

Статья посвящена вопросам инженерного образования. Определена базовая роль физики в спектре общетехнических дисциплин, рассмотрена необходимость междисциплинарного подхода. Поднимаются вопросы формирования профессиональных компетенций и профессиональной культуры выпускников вузов. Обоснована необходимость подачи учебного материала с учетом профессиональной направленности, использования в учебном процессе профессионально ориентированных заданий, организации исследовательской работы, направленной на формирование исследовательских компетенций. Материал, представленный в статье, является обобщением опыта включения профессионально ориентированных заданий в учебный процесс, а также решения экспериментальных физических задач в рамках учебного процесса в Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. Уровень сформированности профессиональных компетенций у обучающихся и выпускников Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского позволяет судить об эффективности предложенного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VARIABLE PROFESSIONAL COMPETENCIES AMONG STUDENTS IN THE PHYSICS COURSE BY SOLVING PROFESSIONALLY-ORIENTED TASKS

The article studies issues of engineering education. The basic role of physics in the spectrum of general technical disciplines is determined, the need for an interdisciplinary approach is considered. Issues of formation of professional competencies and professional culture of university graduates are raised. The necessity of submitting educational material taking into account the professional orientation, the use of professionally oriented tasks in the educational process, the organization of research work aimed at the formation of research competencies is substantiated. Material presented in the article is a generalization of the experience of including professionally oriented tasks in the educational process, as well as solving experimental physical problems within the educational process at the Military Space Academy named after A.F. Mozhaisky. The level of formation of professional competencies among students and graduates of the Military Space Academy named after A.F. Mozhaisky, allows us to judge the effectiveness of the proposed approach.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В КУРСЕ ФИЗИКИ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ»

6. Zagvozdkin V.K. Metod portfolio - nechto bol'shee, chem prosto al'ternativnyj sposob ocenki Available at: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10448

7. Levina L.M. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov na osnove veb-sajta v ramkah kursa «Inostrannyj yazyk» (napravleniya podgotovki «Upravlenie personalom»): Available at: http://www.unn.ru/books/

9. Ponachugin A.V. Pedagogicheskij monitoring deyatel'nosti studentov na osnove 'elektronnogo portfolio. Obrazovatel'nyeresursy itehnologii. 2021, № 1 (34).

10. Stojnoff S. Proshloe i buduschee ocenki urovnya yazyka na urokah v klasse. English Language Teaching Journal. 2012, № 66-4: 523 - 532.

11. Ob'edinennyj komitet po informacionnym sistemam. 'Effektivnayapraktika 'elektronnogoocenivaniya. Available at: www.jisc.ac.uk/whatwedo/programmes/elearning/assessment/ digiassess.aspx

12. Bullok D. Izuchaya samoocenku: vzglyad na problemu so storony uchitelej. English Language Teaching Journal. 2011, № 65-2: 114 - 125.

13. Il'ina E.A., Gladysheva M.M., D'yakonov N.A., Aref'eva D.Ya., Kol'ba Yu.Yu. Analiz uchebnoj deyatel'nosti v 'elektronnom portfolio. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2019, № 8-1 (26): 137 - 140.

Статья поступила в редакцию 25.01.22

УДК 378

Antifeeva E.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Military Space Academy n.a. A.F. Mozhaysky (St. Petersburg, Russia),

E-mail: antifeeva-spb@yandex.ru

FORMATION OF VARIABLE PROFESSIONAL COMPETENCIES AMONG STUDENTS IN THE PHYSICS COURSE BY SOLVING PROFESSIONALLY-ORIENTED TASKS. The article studies issues of engineering education. The basic role of physics in the spectrum of general technical disciplines is determined, the need for an interdisciplinary approach is considered. Issues of formation of professional competencies and professional culture of university graduates are raised. The necessity of submitting educational material taking into account the professional orientation, the use of professionally oriented tasks in the educational process, the organization of research work aimed at the formation of research competencies is substantiated. Material presented in the article is a generalization of the experience of including professionally oriented tasks in the educational process, as well as solving experimental physical problems within the educational process at the Military Space Academy named after A.F. Mozhaisky. The level of formation of professional competencies among students and graduates of the Military Space Academy named after A.F. Mozhaisky, allows us to judge the effectiveness of the proposed approach.

Key words: engineering education, research competencies, physical models, research methods, individual approach in teaching.

Е.Л. Антифеева, канд. пед. наук, доц., Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург, E-mail: antifeeva-spb@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В КУРСЕ ФИЗИКИ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ

Статья посвящена вопросам инженерного образования. Определена базовая роль физики в спектре общетехнических дисциплин, рассмотрена необходимость междисциплинарного подхода. Поднимаются вопросы формирования профессиональных компетенций и профессиональной культуры выпускников вузов. Обоснована необходимость подачи учебного материала с учетом профессиональной направленности, использования в учебном процессе профессионально ориентированных заданий, организации исследовательской работы, направленной на формирование исследовательских компетенций. Материал, представленный в статье, является обобщением опыта включения профессионально ориентированных заданий в учебный процесс, а также решения экспериментальных физических задач в рамках учебного процесса в Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. Уровень сформированности профессиональных компетенций у обучающихся и выпускников Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского позволяет судить об эффективности предложенного подхода.

Ключевые слова: инженерное образование, исследовательские компетенции, физические модели, методы исследований, индивидуальный подход в обучении.

Отечественная система инженерного образования, которая в последние десятилетия претерпела значительные изменения, связанные с общей реструктуризацией экономической системы страны в целом, стала ориентироваться на развитие таких компетенций будущих выпускников, которые станут определяющими в последующем профессиональном развитии выпускника вуза, развитии его не только интеллектуальных, но волевых и организационных способностей. Одной из ключевых составляющих подготовки будущего инженера является формирование у него исследовательских компетенций [1; 2].

Актуальность данного исследования, направленного на определение оптимальных условий для формирования различных компетенций у обучающихся, обусловлена не только наукоёмкостью и быстрым качественным изменением технологичности современного производства (что требует постоянного пересмотра содержания некоторых компетенций), но и личностными потребностями выпускников вузов. Подтверждением этому служит то, что в последнее время значительно выросла доля выпускников вузов, ориентированных на дальнейшее продолжение образования в магистратуре и аспирантуре, т.е. ориентированных непосредственно на исследовательскую деятельность.

Для любого технического вуза главной фундаментальной наукой всегда являлась физика, которая выступает основой для успешного изучения общеинженерных дисциплин. Сам характер науки, многогранность ее прикладного аспекта делают физику базовой в подготовке инженерных кадров практически во всех областях современного производства, а гносеологическое значение курса физики трудно переоценить. По сути, являясь комплексной наукой, в которой взаимосвязь эксперимента, теории и практики представлена в явном виде, физика позволяет дать представление не только о значении самой науки, но и о важности ее роли в развитии таких наук, как материаловедение, электротехника, электроника - практически всего спектра общетехнических дисциплин.

Целью проведенного исследования стала модернизация подходов в изучении физики, а именно - определение возможного перехода к профессионально ориентированному изучению физики, направленному на формирование профессиональных компетенций. В данном контексте физика рассматривается как раз-

вивающаяся система научного знания, объединяющая фундаментальные законы и новейшие методы исследования всего спектра общетехнических дисциплин, а учебный процесс повторяет этапы научного эксперимента, направленного на формирование исследовательских компетенций у обучающихся [3; 4].

Подходя к вопросу формирования у обучающихся комплекса компетенций, связанных с инженерной деятельностью (в частности, исследовательских), необходимо помнить, что он должен включать как общеинженерные, так и узкоспециальные, отражающие особенности конкретной профессиональной сферы.

Задачи, которые предстояло решить в рамках исследования:

- пересмотр объема теоретического материала;

- определение глубины погружения в некоторые разделы физики с учетом направления подготовки будущих выпускников;

- выбор преимущественных методов подачи материала (теоретический или в некоторых случаях будет предпочтительнее экспериментальный - получение каких-либо выводов и закономерностей в условиях учебной лаборатории).

Более того, новый подход должен был способствовать формированию у обучающихся ряда компетенций, которые позволят ему развиваться в профессиональной сфере в рамках информального образования, и, конечно, исследовательские компетенции, бесспорно, станут определяющими в этом развитии [5].

Все исследовательские компетенции, о которых мы говорим, будут иметь единую фундаментальную часть - общие для всех инвариантные навыки проведения научного эксперимента (выдвижение гипотезы; определение условий проведения эксперимента; непосредственно проведение самого эксперимента; обобщение результатов; определение основных закономерностей; выявление границ применимости теории) и вариативный набор компетенций, отражающий навыки проведения научного исследования в конкретной профессиональной области [6].

Ввиду особенностей организации учебного процесса в технических вузах, когда чтение лекций по базовым дисциплинам организовано для всего курса объединено, в рамках этого вида занятий преподавателю достаточно трудно от-

разить специфику изучаемой дисциплины применительно к какой-то конкретной специальности.

Таким образом, решение задачи формирования вариативных профессиональных компетенций в рамках курса общей физики переходит в область практических и лабораторных занятий, а также самостоятельной работы обучающихся [7].

От того, в каком соотношении будет находиться объем задач по различным разделам физики от общего объема учебной нагрузки, а также какими будут эти задания, во многом будет зависеть результат работы всех участников образовательного процесса.

Для того чтобы не только сохранить мотивацию к обучению, но и развить ее относительно избранной обучающимися специальности, выбор заданий для различных видов учебной деятельности должен быть взвешенным и иметь четкий вектор, направленный на реализацию одной из важнейших задач образования - формирование комплекса общепрофессиональных компетенций выпускников инженерных направлений технического вуза. Очевидно, что современный инженер должен владеть всем возможным объемом знаний, который имеется на сегодняшний день в области промышленного производства и эксплуатации различных систем. Но мы должны понимать, что, например, для будущего специалиста в сфере конструирования и эксплуатации летательных аппаратов принципиальными будут знания из области механики и аэродинамики, а вопросы квантовой физики отойдут на второй план. Несомненно, знания из области физики конденсированного состояния необходимы. Но нужно четко определить их объем и приоритетность в каждом конкретном случае.

В связи с этим в ВКА имени А.Ф. Можайского было решено рассмотреть возможность изучения физики обучающимися различных специальностей в контексте их будущей профессиональной деятельности. Для этого был проведен глубокий анализ учебной программы с целью определения возможности включения в нее профессионально ориентированных заданий.

Научная новизна исследования и предложенной методической разработки заключается в расширении возможностей практического курса, объединении его с лабораторным практикумом для решения экспериментальных задач, а также в применении полученных знаний при организации самостоятельной работы и решении практических задач профессиональной направленности в области расчетно-графических работ. Таким образом, в рамках всего учебного процесса прослеживается направленность на исследовательскую деятельность, и все виды учебной деятельности представляют единый исследовательский комплекс.

Так, при изучении раздела «Термодинамика» будет возможным для всех обучающихся, независимо от направления подготовки, в рамках лекционного курса рассмотреть вопросы идеального цикла при постоянной теплоемкости рабочего тела, приняв, что теплоемкость не зависит от температуры, а процессы подвода и отвода теплоты следует идентифицировать как процессы сгорания и газообмена. Тогда и на практических занятиях, соответственно, должны решаться задачи в рамках идеального цикла с подводом теплоты при постоянном объеме и цикла при постоянном давлении.

Для групп студентов, обучающихся по машиностроительным специальностям, в частности по специальностям, связанным с конструированием и эксплуатацией двигателей внутреннего сгорания, можно показать трансформацию термодинамики в «Теории рабочих процессов» и в рамках практических и лабораторных занятий рассмотреть и проанализировать цикл со смешанным подводом теплоты при постоянных объеме V и давлении P.

Анализ формулы термодинамического коэффициента полезного действия для смешанного цикла

nt = 1

V

г*"1 + V0-1)

должен привестиобучающихсяк выводуомаксимуме КПД в случае, когда степени предварительного расширения р = 1, т.е. процесс переходит в цикл при по-мтохчхом объеюхР.Тмкнхмалоный термтминкмихоскиё КПДбудет у сисчеюы в случае, когда степень повышения давления 1р= 1, и процесс переходит в цикл ччипочеоооным дчвоенииР.

На следующем этапе, в рамках исследовательской работы, обучающимся меедстоху сеылаат вывopoеолoномииноитхотке циктюв,х|кикемая вдбуищанче предельную степень сжатия, допускаемую этими процессами, а также сравнить оeoмттиеоcкиыпoрaтугepо|кaкc мст риваемых процессов с реальными.

Компьютерное моделирование рассматриваемых термодинамических процессов можто п^вхрдм гфипммо.т^ут .<епШюм^ет.которммехаяыуст гре-ч^>^^рмтмЩт1 .аМ.схШОйаие, УЫРЗОЧ МиЩПЧуоыиИК.Снымункх пщтщуммних чродокмтч.ктп омьа^мытв на^иогрсслыдо вщтеынс1гоИщсяоы1мнщст и.

Велмкдм новм|Гoчopоoла самункеный ^цуге тхеидтмщ1 еиккк нкуччою исследование, имеющее профессиональную направленность. А решение ком-npыкюхoH псефпccхoчaлы^oттиeекирoтм^^нитнадщуихpмдгюлоraeчнхlмсич<унсe гипотезы, создание математической модели явления, определение условий эксперимента в рамках практических занятий, подтверждение или опровержение этой гипотезы в области лабораторного практикума и дальнейшее развитие задачи в рамках научно-исследовательской работы.

Практическая значимость исследования состоит в возможности применения предложенного подхода в учебном процессе для формирования вариативных исследовательских компетенций обучающихся не только машиностроительных, но и других технических специальностей. Определяющим в этом случае должен стать подбор учебного материала, на основе которого будет определяться содержание профессионально ориентированных заданий. Для оптимального достижения поставленной цели при определении содержания профессионально ориентированных задач необходимо учитывать основные условия:

1. Задачи должны иметь не только аналитическое, но (обязательно) и экспериментальное решение;

2. Содержание задач должно отражать действительный уровень развития технологий;

3. Задания должны иметь потенциал для дальнейшего развития в рамках научно-исследовательской работы.

Оценка уровня сформированности профессиональных компетенций у обучающихся контрольной и экспериментальной групп, проведенная в рамках педагогического эксперимента (включение профессионально ориентированных задач по физике в учебный процесс), доказала эффективность и перспективность предложенного подхода при изучении отдельных разделов физики [8; 9].

Следующий этап работы предполагает разработку комплекса профессионально ориентированных заданий по физике, соответствующих различным направлениям подготовки, и последующее внедрение этого комплекса в учебный процесс, что, в соответствие с результатами эксперимента, несомненно, будет способствовать формированию профессиональных компетенций.

Стоит отметить, что решение профессионально ориентированных и исследовательских задач может стать универсальным инструментом не только при обучении физике, но практически во всем спектре дисциплин естественно-научного цикла. При таком подходе результатом обучения в вузе станет формирование единого комплекса компетенций, определяющих профессиональный уровень выпускника вуза.

Библиографический список

1. Алтухов А.И., Сквазников М.А., Шехонин А.А. Особенности разработки ФГОС уровневого и непрерывного высшего образования. Высшее образование в России. 2020; Т. 29, № 3: 74 - 84.

2. Ёдгорова М.О. Современное инженерное образование и инновации в подготовке инженеров. Молодой ученый. 2018; № 9 (195): 147 - 149.

3. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Колосова О.В. Общепрофессиональные компетенции современного российского инженера. Высшее образование в России. 2018; № 2: 5 - 16.

4. Полкова Е.В. Особенности преподавания инженерных дисциплин в современном высшем учебном заведении. Проблемы инженерного и социально-экономического образования в техническом вузе в условиях модернизации высшего образования: тезисы докладов Международной научно-практической конференции. 2021: 77 - 81.

5. Третьякова Е.М. Двухуровневое инженерное образование: требования к компетенциям и содержанию образования. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011; № 3 (17): 309 - 313.

6. Антифеева Е.Л., Петрова Д.Г. Эксперимент, теория и практика в обучении физике. Современное образование: содержание, технологии, качество. 2021; Т. 1: 38 - 39.

7. Шаповалов А.А., Андреева Л.Е. Подготовка студентов к конструированию и решению экспериментальных задач по физике. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 4 (71): 279 - 280.

8. Алтухов А.И., Калинин В.Н., Ковнацкий В.К. Экспертный метод оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций обучающихся при выполнении лабораторного практикума по физике. Труды Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. 2017; № 659: 179 - 183.

9. Алтухов А.И., Калинин В.Н., Чебурков М.А. Об опыте формирования и оценивания компетенций по дисциплинам профессионального цикла в системе военного образования. Труды Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. 2016; № 650: 204 - 209.

References

1. Altuhov A.I., Skvaznikov M.A., Shehonin A.A. Osobennosti razrabotki FGOS urovnevogo i nepreryvnogo vysshego obrazovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2020; T. 29, № 3: 74 - 84.

2. Edgorova M.O. Sovremennoe inzhenernoe obrazovanie i innovacii v podgotovke inzhenerov. Molodoj uchenyj. 2018; № 9 (195): 147 - 149.

3. Rudskoj A.I., Borovkov A.I., Romanov PI., Kolosova O.V. Obscheprofessional'nye kompetencii sovremennogo rossijskogo inzhenera. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2018; № 2: 5 - 16.

4. Polkova E.V. Osobennosti prepodavaniya inzhenernyh disciplin v sovremennom vysshem uchebnom zavedenii. Problemy inzhenernogo i social'no-'ekonomicheskogo obrazovaniya v tehnicheskom vuze v usloviyah modernizacii vysshego obrazovaniya: tezisy dokladov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2021: УУ - 81.

5. Tret'yakova E.M. Dvuhurovnevoe inzhenernoe obrazovanie: trebovaniya k kompetenciyam i soderzhaniyu obrazovaniya. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011; № Э (17): 309 - Э1Э.

6. Antifeeva E.L., Petrova D.G. 'Eksperiment, teoriya i praktika v obuchenii fizike. Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tehnologii, kachestvo. 2021; T. 1: 38 - 39.

7. Shapovalov A.A., Andreeva L.E. Podgotovka studentov k konstruirovaniyu i resheniyu 'eksperimental'nyh zadach po fizike. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 4 (71): 279 - 280.

8. Altuhov A.I., Kalinin V.N., Kovnackij V.K. 'Ekspertnyj metod ocenivaniya urovnya sformirovannosti professional'nyh kompetencij obuchayuschihsya pri vypolnenii laboratornogo praktikuma po fizike. Trudy Voenno-kosmicheskoj akademii imeniA.F. Mozhajskogo. 2017; № б59: 179 - 183.

9. Altuhov A.I., Kalinin V.N., Cheburkov M.A. Ob opyte formirovaniya i ocenivaniya kompetencij po disciplinam professional'nogo cikla v sisteme voennogo obrazovaniya. Trudy Voenno-kosmicheskoj akademii imeni A.F. Mozhajskogo. 201б; № б50: 204 - 209.

Статья поступила в редакцию 01.02.22

УДК 377.8

Balykova I.E., senior teacher, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: Germanova-Irina@yandexl.ru

Adolf V.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Krasnoyarsk State Pedagogical University n.a. V.P. Astafiev (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: adolf@kspu.ru

THE RESULTS OF THE INTRODUCTION OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF GENERAL COMPETENCIES OF A FUTURE TEACHER IN A PEDAGOGICAL COLLEGE. In the article a problem of forming general competencies of a future teacher in a pedagogical college is studied. The authors, based on the theoretical analysis of scientific papers, describe the structure of the formation of general competencies of the future teacher in the system of secondary vocational education and organizational and pedagogical conditions for the formation of general competencies. Results of experimental work at the formative stage of the study to identify the level of formation of general competencies of pedagogical college students are presented. The task of the article is to confirm the hypothesis that the formation of general competencies of a future teacher in a pedagogical college will be effective if organizational and pedagogical conditions are implemented in the educational process of the college: the implementation of a comprehensive representation of the knowledge of a future teacher about the essence of the pedagogical profession; the use of simulation modeling of practice-oriented professional activity of a future teacher; involvement of students in extracurricular activities.

Key words: training of future teachers, general competencies, organizational and pedagogical conditions.

И.Е. Балыкова, ст. преп., Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: Germanova-Irina@yandex.ru

В.А. Адольф, д-р пед. наук, проф., Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева, г. Красноярск,

E-mail: adolf@kspu.ru

РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

В статье раскрывается актуальная проблема - формирование общих компетенций будущего учителя в педагогическом колледже согласно требованиям ФГОС СПО. Авторами на основе теоретического анализа научных работ описана структура сформированности общих компетенции будущего учителя в системе среднего профессионального образования, рассмотрены организационно-педагогические условия формирования общих компетенций. Представлены результаты исследования по выявлению уровня сформированности общих компетенций студентов педагогического колледжа на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы. Цель статьи - подтвердить гипотезу о том, что формирование общих компетенций будущего учителя в педагогическом колледже будет результативным, если реализованы в образовательном процессе колледжа организационно-педагогические условия: осуществление комплексного представления знания будущего учителя о сущности педагогической профессии; применение имитационного моделирования практико-ориенти-рованной профессиональной деятельности будущего учителя; вовлечение обучающихся во внеаудиторную деятельность.

Ключевые слова: подготовка будущих учителей, общие компетенции, организационно-педагогические условия.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одной из перспективных задач учебно-воспитательного процесса педагогического колледжа является обеспечение качественной подготовки практико-ориентированных и конкурентоспособных специалистов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования [1]. Одним из ключевых элементов данного процесса является формирование общих компетенций будущего учителя. Необходимость реализации данного процесса отображена в нормативных документах: ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, «Национальные цели и стратегические задачи развития РФ на период до 2024 года», «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года», профессиональный стандарт «Педагог», «Национальная доктрина образования в РФ» (до 2025 года), Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах и другие.

Мы придерживаемся мнения, что процесс формирования общих компетенций будущего учителя в системе среднего профессионального образования в условиях стандартизации зависит от планируемых результатов освоения образовательной программы, формулируемых образовательной организацией на основе нормативных государственных и других меняющихся современных требований и представляющих собой деятельность, направленную на комплексное использование общих компетенций, позволяющих успешно осуществлять педагогическую деятельность согласно требованиям ФГОС СПО [4].

Цель данной статьи - подтвердить гипотезу о том, что формирование общих компетенций будущего учителя в педагогическом колледже будет результативным, если реализованы в образовательном процессе педагогического колледжа определенные организационно-педагогические условия формирования общих компетенций будущего учителя согласно требованиями ФГОС СПО.

Задачи исследования: описать структуру сформированности общих компетенций будущего учителя в системе среднего профессионального образования; представить результаты изучения уровня сформированности общих компетенций будущих учителей на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы; провести исследование уровня сформированности общих компетенций будущих учителей в образовательном процессе колледжа на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы.

Результаты исследования можно использовать при разработке учебно-методических материалов в системе профессиональной подготовки, дополнительного профессионального образования и повышения квалификации педагогических кадров.

Понятие «организационно-педагогические условия» рассматривается нами как совокупность факторов, которые позволяют решить образовательные задачи. При этом в педагогике существует две основных точки зрения на определение содержания данного понятия: 1) «совокупность внешних обстоятельств реализации функций управления и внутренних особенностей образовательной деятельности» [3, с. 25-28]; 2) «совокупность возможностей, обеспечивающих успешное решение образовательных задач, достижение целей педагогической деятельности» [4, с. 11]. Мы придерживаемся второй точки зрения.

Проблема формирования общих компетенций будущих специалистов в системе среднего профессионального образования отображена в научных трудах С.А. Башковой, В.К. Винник, Е.Ю. Голохвастовой, ГВ. Кураковой, Н.Б. Лум-буновой, Т.В. Монастыревой, РФ. Наумовой, И.В. Турчиной, Н.О. Хлупиной, В.Б. Цыреновой, А.М. Шамьянова, А.А. Яворской и других. Проведенный нами теоретический анализ данных научных работ позволил выстроить структуру сформированности общих компетенций будущего учителя в системе среднего профессионального образования, которая отображена на рис. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.