Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА'

ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Редько Н.С.

В статье раскрывается актуальность формирования профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа, проводится экспериментальное исследование по выявлению уровней сформированности профессиональных компетенций, анализируется эффективность применения интерактивных форм обучения на занятиях специальных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Редько Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF FORMATION PROFESSIONAL COMPETENCIES STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL COLLEGE

The article reveals the relevance of the formation of professional competencies of students of a pedagogical college, an experimental study is carried out to identify the levels of formation of professional competencies, the effectiveness of the use of interactive forms of education in the classroom of special disciplines is analyzed.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА»

УДК 37.377

Редько Н.С.

магистрант филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Омский государственный педагогический университет

(Россия, г. Тара)

ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Аннотация: в статье раскрывается актуальность формирования профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа, проводится экспериментальное исследование по выявлению уровней сформированности профессиональных компетенций, анализируется эффективность применения интерактивных форм обучения на занятиях специальных дисциплин.

Ключевые слова: компетенция, профессиональная компетенция, уровни сформированности, рабочая программа, интерактивное обучение, студент

Профессиональная подготовка будущих педагогов, перспективы ее совершенствования и развития рассматриваются как важнейшие задачи образовательной политики. Государственные образовательные стандарты ставят задачи формирования у обучающихся колледжа общих и профессиональных компетенций. Для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ними задач будущий педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности, профессиональных компетенций и профессионализма [2].

Проблема повышения уровня профессиональной компетентности

студента, способного свободно и активно мыслить, моделировать образовательный процесс, самостоятельно воплощать новые идеи и технологии образования является актуальной в современных социально-экономических условиях.

Обобщение актуального опыта работы в учреждении среднего профессионального образования позволило М.М. Гогиберидзе выделить основные факторы, затрудняющие процесс формирования профессиональных компетенций будущих педагогов:

• низкий уровень мотивации студентов к учебно-познавательной и профессиональной деятельности;

• социально-психологическая неготовность к решению организаторских задач;

• недостаточная сформированность у обучающихся креативных качеств и низкий общекультурный уровень;

• преобладание репродуктивного вида учебной работы по сравнению с проблемно-поисковым и исследовательским [1, 71].

Перечисленные факторы доказывают необходимость совершенствования процесса подготовки будущих педагогов, подчеркивая при этом, что само понятие «профессиональной компетенции» постепенно становится шире, чем принято считать, отмечает М.М. Гогиберидзе.

Педагогическому коллективу среднего профессионального учебного заведения важно иметь представление о том, какова динамика формирования ведущих профессиональных компетенций будущих специалистов. Диагностика профессиональных компетенций выпускников педагогического колледжа позволяет выявить, насколько их компетентность соответствует заданному стандарту.

Для выявления уровня сформированности профессиональных компетенций мы использовали диагностику Г.А. Ворониной в основе данной методики идея В.А. Сластенина об уровневом рассмотрении готовности

педагогов к выполнению профессиональной деятельности. Результаты проведенной методики представлены в рисунке.

«

я:

¡-

и О

х

£

и

ь

Й Л

Ь 5 В «

& о

к ¡2

н Р

& Ё с § О ч:

и £ и

о н

я л

ю ч

о я со

и Рч

а

гл н и о

I Оптимальный уровень

¡Допустимый уровень

Критический уровень

(Недопустимый уровень

Рис.1. Уровни сформированности профессиональных компетенций студентов на констатирующем этапе

С целью повышения уровней профессиональных компетенций студентов мы разработали и реализовали рабочую программу по дисциплине «Дошкольная педагогика» с использованием интерактивных форм обучения, направленную на формирование профессиональных компетенций студентов.

Использование программы дало возможность студентам увидеть взаимосвязь решаемых задач с будущей профессиональной деятельностью, тем самым структурировать получаемые знания, применять их в практической деятельности. Занятия с применением интерактивных форм обучения носят увлекательный характер, дают несомненную пользу и помогают более качественно усваивать поданный материал, стимулируют студентов думать, размышлять, анализировать, обсуждать, применять знания на практике, тем самым повышая профессиональный уровень. Результаты контрольного этапа представлены в рисунке 2.

Рис.2. Уровни сформированности профессиональных компетенций студентов на контрольном этапе

Следовательно, опытно-экспериментальным путем мы доказали, что включение интерактивных форм обучения в учебный процесс повышает уровень сформированности профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа и разработанная нами рабочая программа с эффективна.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Гогиберидзе М.М. Условия формирования профессиональных компетенций студентов педагогических колледжей Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., 5 мая 2011 г. / науч. ред. Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург-Березовский: Филиал Рос. гос. проф.-пед. ун-та в г. Березовском, 2011. - 266 с.

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования нового поколения // Электронный ресурс. Режим доступа: 1Шр://минобрнауки.рф

Яковлева Г. Как оценить профессиональную и методическую компетентность педагога инновационного дошкольного образовательного учреждения // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 10. - С. 88-94.

Некрасова Г. Н., Смирнова Н. П. Исследование результативности применения

интерактивных методов для достижения результатов обучения на уроках // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 27. - С. 107— 111. - URL: http://e-koncept.ru/2017/574020.htm.

Redko N.S.

undergraduate branch of the federal state budgetary educational institution of higher education Omsk State Pedagogical University (Russia, Tara)

STUDY OF FORMATION PROFESSIONAL COMPETENCIES STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL COLLEGE

Abstract: the article reveals the relevance of the formation of professional competencies of students of a pedagogical college, an experimental study is carried out to identify the levels of formation ofprofessional competencies, the effectiveness of the use of interactive forms of education in the classroom of special disciplines is analyzed.

Keywords: competence, professional competence, levels of formation, work program, interactive learning, student

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.