УДК 37.377
Редько Н.С.
магистрант Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Омский государственный педагогический университет
(Россия, г. Тара)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Аннотация: в статье раскрывается значение использования интерактивных форм обучения, в контексте формирования профессиональных компетенций студента педагогического колледжа.
Ключевые слова: компетенции, подготовка специалиста, обучение, интерактивное формы.
В настоящее время образовательный процесс в педагогическом колледже требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Главными характеристиками выпускника образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной
активности самого студента
Изменение вектора образовательного процесса с подхода, основанного на знаниях, на практико-ориентированный подход к результатам образовательного процесса, неизбежно привело к постановке проблемы технологий и методов обучения, которыми эта практико-ориентированность будет достигаться. Первостепенную роль в достижении поставленных целей играют активные и интерактивные формы и методы обучения. [1].
В настоящий момент к пониманию сущности интерактивного обучения существует несколько подходов. В частности, под интерактивным обучением понимается: обучение, построенное на взаимодействии обучающихся с учебным окружением; обучение, основанное на психологии взаимоотношений и взаимодействий; обучение, как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности.
При использовании форм интерактивного обучения преподаватель осуществляет педагогическое сопровождение образовательного процесса и процесса взаимодействия студентов, их общения, выполняя функции помощника, консультанта. Центральное место в его деятельности занимает группа обучающихся, которые стимулируют и активизируют друг друга [2, с.147].
Обучение с использованием интерактивных форм предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Т.С. Панина и Л.Н. Вавилова выделяют следующие общие результаты и эффекты интерактивного обучения [3, с.12]:
1. Интерактивные формы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний обучающимися при решении практических задач. Эффективность обеспечивается за счет более активного включения будущих специалистов в процесс не только получения, но и непосредственного («здесь и теперь») использования знаний.
2. Использование интерактивных форм обучения повышает мотивацию у будущих специалистов и их вовлеченность в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям, процесс обучения становится более осмысленным.
3. Интерактивное обучение формирует у студентов способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность и доброжелательность по отношению к своим оппонентам.
4. Интерактивные методы обучения позволяют будущим специалистам осуществить перенос способов организации деятельности, получить новый опыт деятельности, ее организации, общения, переживаний. Интерактивная деятельность обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей будущих специалистов, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей.
5. Использование интерактивных форм обучения позволяет контролировать уровень усвоения знаний и умение применять полученные знания, умения и навыки в различных ситуациях.
В интерактивной форме могут проводиться как практические (семинарские) занятия, так и лекции. Среди перечисленных, например, могут быть выделены: проблемная лекция, лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация), лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция «пресс-конференция», лекция-диалог.
При организации практических (семинарских) занятий, используются следующие формы интерактивного обучения: ролевые и деловые игры, диспут, дебаты, «мозговой штурм», кейс-стади, тренинг и мн. др.
Преподаватель не должен давать готовые знания студентам, а побуждать их к самостоятельному поиску. В интерактивных технологиях изменяется взаимодействие преподавателя и студента: задачей педагога является создание условий необходимых для проявления студентами инициативы. При этом педагогом выполняется функция помощника в процессе обучения, одного из источников информации.
Таким образом, сущность интерактивных форм обучения состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. При этом процесс обучения организуется таким образом, что студенты учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации. Применение интерактивных методов обучения [4, с.41].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Григальчик, Е. К., Губаревич, Д. И., Губаревич, И. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. - Минск, 2009.
Коротаева Е.В. Психолого-педагогические основы технологии интерактивного обучения // Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования: коллектив. моногр. / Под ред. Е. В. Коротаевой. -Новосибирск, 2010. - С. 147-163.
Панина Т.С. Современные способы активизации обучения / Под ред. Т.С. Паниной. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с. Белобородова Н.С., Мельникова Н.А. Интерактивные технологии в развитии критического мышления студентов колледжа //Среднее профессиональное образование. - 2015. -№ 9 - С. 41-43.
Redko N.S.
undergraduate Branch of the federal state budgetary educational institution of higher education Omsk State Pedagogical University (Russia, Tara)
USING THE INTERACTIVE FORMS OF LEARNING IN FORMATION PROFESSIONAL COMPETENCIES STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL COLLEGE
Annotation: the article reveals the importance of using interactive forms of education in the context of the formation ofprofessional competencies of a student of a teacher training college.
Keywords: competencies, specialist training, training, interactive forms.