Научная статья на тему 'Интерактивные формы обучения иностранным языкам в вузе в условиях реализации ФГОС ВО'

Интерактивные формы обучения иностранным языкам в вузе в условиях реализации ФГОС ВО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
542
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеракция / интерактивное обучение / интерактивные формы обучения / социальная интеракция / «карусель» / «беговый диктант». / interaction / interactive learning / interactive forms of teaching / social interaction / carousel / running dictation (Laufdiktat).

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. С. Дудкина, М. Г. Заседателева

В данной статье рассматриваются интерактивные методы обучения как звено в системе высшего образования, позволяющее успешно освоить программу бакалавриата в рамках Федерального государственного образовательного стандарта. Автор описывает проблематику интерактивного обучения и представляет актуальность внедрения интерактивных форм обучения. Предлагаются основные дефиниции, определяющие понятие интеракции. Определены такие понятия как интеракция, социальная интеракция, интеракция в образовании, интерактивное обучение. Перечислены основные формы работы. Рассматриваются две формы работы более детально: «карусель» и «беговый диктант». Краткий обзор данных видов работы на занятиях завершается общим выводом. В выводе акцентируется внимание на взаимодействии участников образовательного процесса и их выраженной самостоятельности в нем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive methods of learning at university under the conditions of gef realization

In this article the interactive methods of teaching are observed as a link in the system of higher education, which allows mastering the undergraduate program within the GEF successfully. The problems of interactive learning are described and the relevance of introducing interactive forms of learning is presented. The main definitions defining the concept of interaction are proposed. Such concepts as interaction, social interaction, interaction in education, interactive learning are defined. The main types of forms of work are listed. Then these forms are considered in more detail: the “Carousel” and the “Running dictation”. A brief overview of these types of work in the classroom is ended with a general conclusion. The conclusion focuses on the interaction of participants within the educational process and their explicit autonomy in it.

Текст научной работы на тему «Интерактивные формы обучения иностранным языкам в вузе в условиях реализации ФГОС ВО»

REFERENCES

1. Savenkov A.I. U kolybeli geniya: ucheb. posobie [At the cradle of genius]. Moscow: Ped. o-vo Rossii, 2000. 219 p.

2. Enciklopediya n'yusmeikerov [Elektronyi resurs]. Akademik [Academician]. URL: https://news_enc.academic.ru.

УДК 373.2

А.С. Дудкина, учитель английского языка МАОУ «ОЦ № 2 г. Челябинска» г. Челябинск, Россия alyona.dudkina@bk.ru ORCID: 0000-0003-0210-7111 М.Г. Заседателева,

кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения

немецкому языку

ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический

университет» г. Челябинск, Россия alyona.dudkina@bk.ru

Интерактивные формы обучения иностранным языкам в вузе в условиях реализации ФГОС ВО

В данной статье рассматриваются интерактивные методы обучения как звено в системе высшего образования, позволяющее успешно освоить программу бакалавриата в рамках Федерального государственного образовательного стандарта. Автор описывает проблематику интерактивного обучения и представляет актуальность внедрения интерактивных форм обучения. Предлагаются основные дефиниции, определяющие понятие интеракции. Определены такие понятия как интеракция, социальная интеракция, интеракция в образовании, интерактивное обучение. Перечислены основные формы работы. Рассматриваются две формы работы более детально: «карусель» и «беговый диктант». Краткий обзор данных видов работы на занятиях завершается общим выводом. В выводе акцентируется внимание на взаимодействии участников образовательного процесса и их выраженной самостоятельности в нем.

Ключевые слова: интеракция, интерактивное обучение, интерактивные формы обучения, социальная интеракция, «карусель», «беговый диктант».

A.S. Dudkina, Teacher of English language МАОU ^TS № 2 Chelyabinsk» Chelyabinsk, Russia M.G. Zasedateleva,

Ph. D. in Philology, Associate Professor, Department of German Language and German

Language Training South Ural State Humanitarian-Pedagogical University

Chelyabinsk, Russia

Interactive methods of learning at university under the conditions of gef

realization

In this article the interactive methods of teaching are observed as a link in the system of higher education, which allows mastering the undergraduate program within the GEF successfully. The problems of interactive learning are described and the relevance of introducing interactive forms of learning is presented. The main definitions defining the concept of interaction are proposed. Such concepts as interaction, social interaction, interaction in education, interactive learning are defined. The main types of forms of work are listed. Then these forms are considered in more detail: the "Carousel" and the "Running dictation ". A brief overview of these types of work in the classroom is ended with a general conclusion. The conclusion focuses on the interaction of participants within the educational process and their explicit autonomy in it.

Keywords: interaction, interactive learning, interactive forms of teaching, social interaction, carousel, running dictation (Laufdiktat).

В настоящее время требования к системе высшего образования постоянно растут. Данная тенденция связана с ориентацией на мировое образовательное пространство.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (ФГОС ВО) выпускники вузов, освоивших программу бакалавриата, должны владеть следующими видами профессиональной деятельности (на примере педагогического образования 44.03.01):

- педагогической;

- проектной;

- исследовательской;

- культурно-просветительской [11].

Для эффективного освоения данной программы недостаточно наличия традиционных методов обучения на занятиях. Перед преподавателями высших учебных заведений встает следующая задача: создание таких условий учебной деятельности, при которых студенты были бы мотивированы на получение новых знаний, а не на репродукцию готовых знаний, полученных от преподавателя - единственного источника информации.

В таком случае интерактивные формы работы могут оказать положительное влияние на образовательный процесс в целом. Инновационные формы обучения являются залогом успеха высокого уровня активности учащихся и могут способствовать повышению мотивации.

Интеракция на занятиях иностранного языка особенно актуальна в наши дни, т.к. в век «Всемирной смартофонотизации» у студентов все чаще возникают трудности при взаимодействии, особенно при совместном решении конкретных учебных задач. Кроме того, мотивация к обучению значительно снижается.

К сожалению, преподаватели не всегда готовы к внедрению и апробации новых форм работы на занятиях. Это связано с тем, что попытки педагога активизировать учащихся на совместное решение проблемной ситуации зачастую сводятся к самостоятельной формулировке поставленной задачи самим преподавателем, что делает студентов пассивными участниками «дискуссии».

Другая проблема заключается в том, что современные преподаватели, чьи аудитории технически оснащены (наличие интерактивных досок, документ-камер и т.п.), не учитывают истинное значение слова «интерактивность», ошибочно полагая, что наличие данных девайсов решает вопрос об интерактивном обучении [6, с. 124].

Только сведение к минимуму традиционных методов обучения в пользу субъект-субъектных отношений через активное взаимодействие между преподавателем и учащимися может способствовать плодотворной работе. Подтверждением вышесказанному могут служить материалы монографии «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка», для того, чтобы выполнить коммуникативные задачи, пользователи должны участвовать в коммуникативной деятельности и уметь применять коммуникативные стратегии» [7].

Впервые понятие «интеракция» упоминается в социальной психологии и социологии. В английском языке слово «interaction» значит «взаимодействие».

В психологии интеракция - это «способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком)» [3, с. 184].

Социальная интеракция - процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции [8, с. 7].

Интеракция в образовании - способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, при котором, все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, решают проблемы совместно, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем [5, с. 4].

Данные определения объединяет идея взаимодействия и взаимовлияния. Последнее подчеркивает, что решение проблемы происходит коллективно, а не индивидуально. В противном случае, учащийся преследовал бы исключительно личные цели, что исключало

бы всеохватывающий характер интерактивного обучения. Рассмотрим само понятие данного вида обучения [5, с. 4].

Интерактивное обучение - это обучение, выстроенное на диалоге, в ходе которого осуществляется взаимодействие всех участников в процессе общения.

Проблемы изучения интерактивных форм и методов обучения нашли отражение в трудах таких ученых как Г.П. Звенигородской, М.В. Кларина, Н.Г. Григорьевой, С.Б. Ступиной, И.С. Якиманской, Е.В. Коротаевой и многих других.

На сегодняшний день существуют разнообразные виды интерактивных форм обучения:

- работа в малых группах;

- обучающие игры (ролевые, имитация, деловые, образовательные);

- использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии и т.д.);

- разминки;

- разрешение проблем: «Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов»;

- обсуждение сложных процессов и проблем («Смени позицию», «Один - вдвоем - все вместе», «Дискуссия в стили телевизионного ток-шоу»);

- социальные проекты;

- творческие задания и др. [1, c. 65].

Если рассматривать более детально каждый вид интерактивных форм обучения, можно выделить ряд преимуществ в каждом из них. В данной статье рассмотрим лишь два из них.

Например, в рамках обсуждения темы «экология» возможно применение такой формы работы как «карусель», в процессе которой обучающиеся могут резюмировать сущность пройденного материала, а также выделить основные тезисы, отражающие актуальные решения экологических проблем. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо остается неподвижным, а внешнее движется через каждые 30 секунд по часовой стрелке. Таким образом, они успевают обсудить за несколько минут несколько острых экологических проблем. Использование данной формы работы позволяет также эффективно отрабатывать диалоги в рамках данной темы.

Реализация «карусель» предполагает следующий алгоритм работы:

1. Каждый участник микрогруппы (по 4-5 человек) получает чистый лист бумаги и всем задается один и тот же вопрос. Например, 'Whatcancause The greenhouse effect?' (Какова причина парникового эффекта?). Затем все участники молча записывают спонтанные формулировки ответов.

2. Листки с записями в режиме ограниченного времени передаются по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе. Каждый участник должен сделать новую запись, избегая повторения. Работа заканчивается, когда каждому вернется его листок. На этом этапе записи не анализируются и не оцениваются.

3. В микрогруппах обсуждают полученные ответы, рассуждений и выделяют наиболее актуальные из них.

4. Обмен результатами наработок микрогрупп с последующей формулировкой окончательного общего списка [12, с. 2].

Такая форма работы вовлекает всех участников в дискуссию, дает возможность каждой микрогруппе поделиться своими идеями и информацией на равных для всех условиях.

Говоря о «беговом диктанте», стоит заметить, что данная форма работы применима в рамках системно-деятельностного подхода. Такой диктант является мотивационной составляющей учебного процесса, чем активизирует учащихся на деятельность. Нами было рассмотрено такое явление в методике учебных станций как «беговый диктант». Суть такого диктанта (Laufdiktat) заключается в следующем: учащиеся перемещаются по аудитории от своей парты до стены, доски, где висит текст диктанта, запоминает предложение (слово, смысловую единицу), возвращается и записывает все, что запомнил. Апробация данной интерактивной методики была проведена в следующих формах: в парах, индивидуально и в группах [2, с. 306-310]. Результаты оказались выше, чем при традиционном диктанте. Создание подобной ситуации успеха во время проведения «бегового диктанта» позволил повысить мотивацию учащихся (в ходе анкетирования было установлено, что 89% участников исследования предпочли эту формы работы

традиционной). Из этого следует, что такая форма работы способствует развитию коммуникативной компетенции, т.е. способности выстраивать эффективную коммуникацию в соответствии нормам коммуникативного сообщества [4, с. 20].

Таким образом, были рассмотрены основные понятия, связанные с интерактивным обучением. Представленный личный опыт внедрения интеракции в учебный процесс демонстрирует, что в условиях информатизации и компьютеризации необходимо активно внедрять интерактивные формы работы для повышения мотивации учебной деятельности. Из этого следует, что выдвижение обучающихся на первый план, а преподавателя на второй, активная деятельность и взаимодействие всех субъектов образовательного процесса дают возможность эффективной реализации образовательной программы в рамках ФГОС ВО.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе [Электронный ресурс] : учеб. пособие / сост. Т.Г. Мухина. - Н. Новгород : ННГАСУ, 2013. - 97 с. -Режим доступа: www.nngasu.ru/education/high_education/education_manual.pdf.

2. Повышение мотивации к изучению иностранного языка путем написания «бегового» диктанта «Laufdiktat» [Текст] / Е.С. Большакова, А.С. Дудкина, Д.А. Сарайкова, И.М. Стембурис // Актуальные проблемы изучения иностранных языков и литератур. - Пермь, 2018. - Ч. 2. - C. 306-313.

3. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Н.Н. Авдеева, Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - М. : АСТ ; СПб. : Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.

4. Долгих, М.В. Развитие коммуникативной компетенции студентов вузов [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / М.В.Долгих. - Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2007. - 23 с.

5. Колзина, А.Л. Интерактивные формы обучения [Текст] : учеб. пособие для студентов исторического факультета направления подготовки 030600 «История» (специалитет, бакалавриат, магистратура) / под ред. А.Л. Колзина. - Ижевск : Удмуртский университет, 2013. - 24 с.

6. Коротаева, Е.В. Организация взаимодействий в образовательном процессе школы [Текст] / Е.В. Коротаева. - М. : Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. - 192 с.

7. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка [Текст] : монография. - Страсбург; М.: Совет Европы, Департамент по языковой политике ; Московский государственный лингвистический университет, 2003. - 259 с.

8. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 176 с.

9. Пугачев, В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом [Текст] : учебник для студентов вузов / В.П. Пугачев. - М., 2002. - 285 с.

10. Рогинко, Е.В. Интерактивные методы обучения студентов иноязычному профессиональному общению на основе текстов по специальности: английский язык; технический вуз [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Е.В. Рогинко. - М., 2009. - 16 с.

11. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru. - 31.03.2019.

12. Хильченко, Т.В. Использование интерактивных методов и приемов на современном уроке английского языка [Текст] / Т.В. Хильченко, Ю.В. Оларь // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2014. - № 1. - С. 90-96.

REFERENCES

1. In Mukhina T.G. (ed.) Aktivnye i interaktivnye obrazovatel'nye tekhnologii (formy provedeniya zanyatii) v vysshei shkole: ucheb. posobie [Elektronnyi resurs] [Active and interactive educational technologies at the higher school (training forms)]. Nizhnij Novgorod: NNGASU, 2013. 97 p. URL: www.nngasu.ru/education/high_education/education_manual.pdf.

2. Bol'shakova E.S., Dudkina A.S., Saraikova D.A., Stemburis I.M. Povyshenie motivacii k izucheniyu inostrannogo yazyka putem napisaniya «begovogo» diktanta «Laufdiktat» [Increasing the motivation to learn a foreign language by writing a "running" dictation "Laufdiktat"]. Aktual'nye problemy izucheniya inostrannykh yazykov i literatur [Actualproblems of learning foreign languages and literatures. Vol. 2]. Perm', 2018, pp. 306-313.

3. In Avdeeva N.N. (eds.) Bol'shoi psikhologicheskii slovar' [Great Psychological dictionary]. 4-e izd., rassh. Moscow: AST; Sankt-Peterburg: Praim-Evroznak, 2009. 811 p.

4. Dolgikh M.V. Razvitie kommunikativnoi kompetencii studentov vuzov. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Development of the communicative competence of university students. Ph. D. (Pedagogy) Thesis]. Ekaterinburg: Ros. gos. prof.-ped. un-t, 2007. 23 p.

5. Kolzina A.L. Interaktivnye formy obucheniya: ucheb. posobie dlya studentov istoricheskogo fakul'teta napravleniya podgotovki 030600 «Istoriya» (specialitet, bakalavriat, magistratura) [Interactive forms of education: a

textbook for students of the Faculty of History, training direction 030600 "History" (specialty, bachelor degree, magistracy)]. Kolzina A.L. (ed.). Izhevsk: Izd-vo «Udmurtskii universitet», 2013. 24 p.

6. Korotaeva E.V. Organizaciya vzaimodeistvii v obrazovatel'nom processe shkoly [Organization of interactions in the educational process of the school]. Moscow: Nacional'nyi knizhnyi centr, IF «Sentyabr'», 2016. 192 p.

7. Obshcheevropeiskie kompetencii vladeniya inostrannym yazykom: izuchenie, obuchenie, ocenka: monografiya [Common European competences of foreign language proficiency: study, training, assessment]. Strasburg; M.: Sovet Evropy, Departament po yazykovoi politike; Moskovskii gosudarstvennyi lingvisticheskii universitet, 2003. 259 p.

8. Panina T.S., Vavilova L.N.Sovremennye sposoby aktivizacii obucheniya: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedenii [Modern ways of activization of training]. 4-e izd., ster. Moscow: Akademiya, 2008. 176 p.

9. Pugachev V.P. Testy, delovye igry, treningi v upravlenii personalom: uchebnik dlya studentov vuzov [Tests, business games, trainings in human resource management]. Moscow, 2002. 285 p.

10. Roginko E.V. Interaktivnye metody obucheniya studentov inoyazychnomu professional'nomu obshcheniyu na osnove tekstov po special'nosti: angliiskii yazyk; tekhnicheskii vuz. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Interactive methods of training of students in foreign-language professional communication on the basis of texts in the specialty: English; technical college. Ph. D. (Pedagogy) Thesis]. Moscow, 2009. 16 p.

11. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty [Elektronnyi resurs] [Federal state educational standards]. URL: https://fgos.ru (Accessed 31.03.2019).

12. Khil'chenko T.V., Olar' Yu.V. Ispol'zovanie interaktivnykh metodov i priemov na sovremennom uroke angliiskogo yazyka [Use of interactive methods and receptions at a modern lesson of English]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Herald of Shadrinsk State Pedagogical University], 2014, no. 1, pp. 90-96.

УДК 373.2

М.А. Забоева,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного

образования

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия zaboyevi@mail.ru ORCID: 0000-0003-3360-4188 Н.А. Каратаева,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного

образования

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия natalya_karataeva73@mail .ru ORCID: 0000-0002-4210-8883

Жизнестойкость как фактор предупреждения антивитального поведения учащихся

В статье рассмотрена проблема формирования жизнестойкости личности в аспекте ее взаимосвязи с антивитальным поведением учащихся. Оптимальный уровень развития жизнестойкости личности может рассматриваться как условие профилактики саморазрушающего поведения. Авторами раскрыты понятие «жизнестойкость личности», ее структура, представленная тремя компонентами: вовлеченность, контроль, принятие риска; детерминанты, обуславливающие развитие жизнестойкости. Представлены результаты исследования уровня развития жизнестойкости студентов педагогического вуза, свидетельствующие о том, что с возрастом в структуре жизнестойкости личности увеличивается показатель вовлеченности и уменьшаются показатели контроля и принятия риска. Авторами также обоснована, установлена при помощи эмпирических методов исследования и подтверждена методами математической статистики взаимосвязь жизнестойкости с такими свойствами и качествами личности, как креативность, профессиональная идентичность, коммуникативные умения.

Ключевые слова: жизнестойкость, вовлеченность, контроль, принятие риска, антивитальное поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.