Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ-МЕНЕДЖЕРОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЧЕТАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ УЧЕБНЫХ И ВНЕУЧЕБНЫХ ФОРМРАБОТЫ'

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ-МЕНЕДЖЕРОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЧЕТАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ УЧЕБНЫХ И ВНЕУЧЕБНЫХ ФОРМРАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / НАДПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВНЕУЧЕБНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кольга Вадим Валентинович, Полежаева Галина Тихоновна

Проблема и цель. В статье рассматривается актуальная для современного высшего образования проблема реализации компетентностного подхода в преподавании дисциплин профессионального цикла, обусловленная изменившимися требованиями к качеству подготовки будущих бакалавров-менеджеров и федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения по направлению подготовки Менеджмент. Представлен обзор исследований, посвященных использованию интерактивных учебных и внеучебных форм работы, изучены возможности сочетания использования интерактивных учебных и внеучебных форм работы для формирования профессиональных и метапредметных компетенций студентов. Представленный подход направлен на эффективное решение методических задач формирования профессиональных и дополнительных компетенций студентов - будущих менеджеров, таких как мобильность, обучаемость, адаптивность к условиям конкурентной среды, принятие ответственности, конструктивное решение конфликтов, управление проектами, системное мышление, возможность поиска решений в условиях неопределенности. Цель статьи: теоретически обосновать эффективность использования интерактивных и внеучебных форм работы в образовательном процессе вуза. Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, знания об обновлении профессиональной подготовки будущих педагогов (О.А. Абдуллина, И.С. Батракова, Е.П. Белозерцев, Г.А. Бордовский, А.П. Валицкая, А.А. Вербицкий, В.И. Горовая, В.А. Козырев, Н.М. Огарков, А.А. Орлов, Н.Ф. Радионова, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына и др.), проблемы интерактивного обучения (И.А. Бутенко, Ю.Г. Одегов, А.И. Сидоренко, Ю.П. Сурмин, Г.С. Харханова, В.С. Чувакина и др.). Дидактические основы использования форм интерактивного обучения в образовательном процессе разработаны И.Г. Абрамовой, Н.П. Аникеевой, А.А. Вербицким, А.М. Смолкиным, И.П. Ивановой, И.М. Сыроежкиным, Н.В. Борисовой и др. Различные аспекты применения интерактивных форм и методов обучения изучены Н.А. Моревой, Е.А. Рогинко, Р.М. Рафиковой, И.С. Пешней, Л.И. Четвериковой и др. Так, например, И.С. Пешня исследует применение интерактивных технологий в высшем профессиональном образовании на примере военного вуза. Р.М. Рафикова в своей работе рассматривает интерактивное обучение как средство развития творческих способностей студентов. Е.А. Рогинко показывает преимущества использования интерактивных методов обучения кросс-культурному профессиональному общению студентов вуза. Также имеются исследования об использовании интерактивных методов обучения, в которых раскрывается их роль в развитии у студентов самостоятельности и активности, опыта мыследеятельности, свободы выбора, рефлексивности в условиях взаимодействия, конструктивного диалога, самовыражения в образовательном процессе (Б.Ц. Бадмаев, Л.Н. Вавилова, Л.К. Гейхман, Т.Н. Добрынина, С.С. Кашлев, И.В. Курышева, В.Я. Ляудис, Т.С. Панина, Т.Л. Петренко, Л.С. Подымова, Е.Р. Поршнева, Е.С. Полат). Результаты. Теоретическое исследование показало эффективность профессиональной подготовки бакалавров-менеджеров путем сочетания в использовании интерактивных учебных и внеучебных форм работы. При такой комбинации использования повышается уровень усвоения и переработки учебного материала, что позволяет сформировать профессиональные и надпрофессиональные компетенции для практической деятельности будущих управленцев. Заключение. Сделаны выводы, что использование интерактивных технологий в сочетании с внеучебной жизнью университета при обучении бакалавров по направлению подготовки Менеджмент позволяет лучше ориентироваться в построении профессиональной карьеры управленца и может рассматриваться как возможность формирования профессиональных и общекультурных компетенций студентов на более высоком уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кольга Вадим Валентинович, Полежаева Галина Тихоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE OF THE PROFESSIONAL TRAINING LEVEL OF BACHELORS OF MANAGEMENT BY MEANS OF COMBINING INTERACTIVE TRAINING AND EXTERNAL FORMS OF WORK

Problem and purpose. The article deals with the problem of realizing the competency-based approach in the teaching of vocational disciplines, which is relevant for modern higher education. It is conditioned by the changed requirements to the quality of training of future Bachelors of Management and federal state educational standards of the new generation for management majors. The article presents a review of the research devoted to the use of interactive educational and extracurricular forms of work and studies the possibilities of combining the use of interactive educational and extracurricular forms of work to form professional and meta-subject competencies of students. The presented approach is aimed at the effective solution of methodological tasks of forming professional and additional competencies of Bachelors of Management such as mobility, learning ability, adaptability to competitive environment conditions, responsibility acceptance, constructive conflict resolution, project management, system thinking, and the ability to search for solutions under uncertainty. The purpose of the articleis to theoretically substantiate the effectiveness of the use of interactive and extra-curricular forms of work in the educational process of the university. The research methodologyconsists of analysis and generalization of research works of foreign and domestic scientists, knowledge of the renewal of the professional training of future teachers (O.A. Abdullina, I.S. Batrakova, E.P. Belozertsev, G.A. Bordovsky, A.P. Valitskaia, A.A. Verbitsky, V.I. Gorovaia, V.A. Kozyrev, N.M. Ogarkov, A.A. Orlov, N.F. Radionova, V.A. Slastenin, A.P. Triapitsyna and others), the problems of interactive learning (I.A. Butenko, Yu.G. Odegov, A.I. Sidorenko, Yu.P. Surmin, G.S. Kharkhanov, V.S. Chuvakina, etc.). Didactic bases of using forms of interactive learning in the educational process are developed by I.G. Abramova, N.P. Anikeeva, A.A. Verbitsky, A.M. Smolkin, I.P. Ivanova, I.M. Syroezhkin, N.V. Borisova et al. Various aspects of the application of interactive forms and methods of training are studied by N.А. Moreva, E.A. Roginko, R.M. Rafikova, I.S. Peshnia, L.I. Chetverikova and others. Thus, for example, I.S. Peshnia explores the use of interactive technologies in higher professional education based on the example of a military high school. R.M. Rafikova in her work considers interactive learning as a means of developing the creative abilities of students. E.A. Roginko shows the advantages of using interactive methods in teaching cross-cultural professional communication to university students. Besides, there are studies on the use of interactive teaching methods, which reveal their role in the development of students' independence and activity, the experience of thought activity, freedom of choice, reflexivity in conditions of interaction, constructive dialogue, self-expression in the educational process (B.Ts. Badmaev, L.N. Vavilova, L.K. Geikhman, T.N. Dobrynina, S.S. Kashlev, I.V. Kurysheva, V.Ya. Liaudis, T.S. Panina, T.L. Petrenko, L.S. Podymova, E.R. Porshneva, E.S. Polat). Results. Theoretical research has shown the effectiveness of professional training of Bachelors of Management by combining the use of interactive educational and extra-curricular forms of work. With this combination of usage, the level of the mastering and processing of learning material increases, which makes it possible to form professional and super-professional competencies for the practical activities of future managers. Conclusion. It is concluded that the use of interactive technologies combined with the extracurricular life of the university in the training of Bachelors of Management allows better navigating in building a professional managerial career and can be considered as an opportunity to form professional and general cultural competencies of students at a higher level.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ-МЕНЕДЖЕРОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЧЕТАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ УЧЕБНЫХ И ВНЕУЧЕБНЫХ ФОРМРАБОТЫ»

УДК 378.7

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ-МЕНЕДЖЕРОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЧЕТАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ УЧЕБНЫХ И ВНЕУЧЕБНЫХ ФОРМ РАБОТЫ

В.В. Кольга (Красноярск, Россия) Г.Т. Полежаева (Красноярск, Россия)

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассматривается актуальная для современного высшего образования проблема реализации компетентностного подхода в преподавании дисциплин профессионального цикла, обусловленная изменившимися требованиями к качеству подготовки будущих бакалавров-менеджеров и федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения по направлению подготовки Менеджмент. Представлен обзор исследований, посвященных использованию интерактивных учебных и вне-учебных форм работы, изучены возможности сочетания использования интерактивных учебных и внеучеб-ных форм работы для формирования профессиональных и метапредметных компетенций студентов. Представленный подход направлен на эффективное решение методических задач формирования профессиональных и дополнительных компетенций студентов -будущих менеджеров, таких как мобильность, обучаемость, адаптивность к условиям конкурентной среды, принятие ответственности, конструктивное решение конфликтов, управление проектами, системное мышление, возможность поиска решений в условиях неопределенности.

Цель статьи: теоретически обосновать эффективность использования интерактивных и внеучебных форм работы в образовательном процессе вуза.

Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, знания об обновлении профессиональной подготовки будущих педагогов (О.А. Аб-дуллина, И.С. Батракова, Е.П. Белозерцев, Г.А. Бордов-ский, А.П. Валицкая, А.А. Вербицкий, В.И. Горовая, В.А. Козырев, Н.М. Огарков, А.А. Орлов, Н.Ф. Радионова, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына и др.), проблемы интерактивного обучения (И.А. Бутенко, Ю.Г. Одегов, А.И. Сидоренко, Ю.П. Сурмин, Г.С. Харханова, В.С. Чувакина и др.).

Дидактические основы использования форм интерактивного обучения в образовательном процессе разработаны И.Г. Абрамовой, Н.П. Аникеевой, А.А. Вербицким, А.М. Смолкиным, И.П. Ивановой, И.М. Сыроежки-ным, Н.В. Борисовой и др. Различные аспекты примене-

ния интерактивных форм и методов обучения изучены Н.А. Моревой, Е.А. Рогинко, Р.М. Рафиковой, И.С. Пешней, Л.И. Четвериковой и др. Так, например, И.С. Пешня исследует применение интерактивных технологий в высшем профессиональном образовании на примере военного вуза. Р.М. Рафикова в своей работе рассматривает интерактивное обучение как средство развития творческих способностей студентов. Е.А. Рогинко показывает преимущества использования интерактивных методов обучения кросс-культурному профессиональному общению студентов вуза.

Также имеются исследования об использовании интерактивных методов обучения, в которых раскрывается их роль в развитии у студентов самостоятельности и активности, опыта мыследеятельности, свободы выбора, рефлексивности в условиях взаимодействия, конструктивного диалога, самовыражения в образовательном процессе (Б.Ц. Бадмаев, Л.Н. Вавилова, Л.К. Гейхман, Т.Н. Добрынина, С.С. Кашлев, И.В. Курышева, В.Я. Ляудис, Т.С. Панина, Т.Л. Петренко, Л.С. Подымова, Е.Р. Порш-нева, Е.С. Полат).

Результаты. Теоретическое исследование показало эффективность профессиональной подготовки бакалавров-менеджеров путем сочетания в использовании интерактивных учебных и внеучебных форм работы. При такой комбинации использования повышается уровень усвоения и переработки учебного материала, что позволяет сформировать профессиональные и надпро-фессиональные компетенции для практической деятельности будущих управленцев.

Заключение. Сделаны выводы, что использование интерактивных технологий в сочетании с внеучебной жизнью университета при обучении бакалавров по направлению подготовки Менеджмент позволяет лучше ориентироваться в построении профессиональной карьеры управленца и может рассматриваться как возможность формирования профессиональных и общекультурных компетенций студентов на более высоком уровне.

Ключевые слова: образовательный процесс, современные образовательные технологии, компе-тентностный подход, интерактивное обучение, над-предметные компетенции, внеучебная работа.

Постановка проблемы. В связи с проводимыми структурными изменениями в экономике возрастают роль и значение подготовки управленческих кадров. В условиях стремительно меняющейся внешней среды перед высшей школой ставятся абсолютно новые задачи, предполагающие подготовку выпускников, обладающих широким спектром общекультурных и профессиональных компетенций, высокой степенью адаптивности и мобильности, конкурентоспособностью. Современный выпускник вуза должен быть максимально подготовлен к практической деятельности.

В стандартах нового поколения по направлению подготовки Менеджмент требования к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ бакалавриата описаны на языке компетенций. Следовательно, без реализации компетентностного подхода, направленного на получение результата обучения в формате компетенций, достижение данной цели невозможно. «Компетентность - это динамичная характеристика личности, предполагающая совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности и личностного развития выпускников, которую они обязаны освоить и продемонстрировать как результат освоения образовательной программы» [Кольга и др., 2017].

Поскольку профессиональная деятельность выпускников по направлению подготовки Менеджмент характеризуется широким спектром реализуемых трудовых функций, а также необходимостью быстрой адаптации к современным условиям изменений, особенно актуальной становится задача реализации компетентностного подхода. Обществу необходим специалист, умеющий работать на результат, способный к творчеству, саморегулированию, определенным социально значимым достижениям, обладающий возможностью поиска решений в условиях неопределенности. Формирование у будущих менеджеров обширного перечня дополнительных компетенций и личност-

ных качеств является решением обозначенных проблем [Полежаева, 2016, с.189]. Актуальность исследования определяется:

- объективной потребностью поиска новых путей повышения качества профессиональной подготовки специалистов в образовательном процессе вуза;

- недостаточным использованием ресурсов внеучебной деятельности при обучении будущих менеджеров как одного из средств повышения качества профессиональной подготовки специалистов в современных условиях.

Реализация компетентностного подхода в подготовке будущих менеджеров требует коренного изменения роли преподавателя в образовательном процессе, внедрения принципов демократичности в процесс взаимодействия преподавателя и студентов. Это предполагает приоритетное применение в образовательном процессе диалогических методов коммуникации, расширение использования совместной познавательной деятельности, внесение творческих элементов в образовательный процесс. Достижение такого уровня организации образовательного процесса возможно с помощью интерактивных методов обучения, которые вызывают обширный интерес исследователей, об этом свидетельствуют работы по проектированию педагогических систем и технологий обучения (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Н.В. Бордовская, Б.С. Гершунс-кий, В.И. Загвязинский, В.Н. Козлов, И.Я. Лернер, А.А. Реан, А.И. Сурыгин, В.А. Сластенин).

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов [Косо-лапова и др., 2012]. В ходе интерактивного обучения обеспечиваются активное взаимодействие участников познавательного процесса, обмен информацией и мнениями, выработка компромиссных решений поставленных проблем, осуществление взаимной оценки и самооценки, моделирование ситуаций, соответствующих реальной практической деятельности.

Образовательный процесс с использованием интерактивных форм организован таким об]

< И

а

с

PQ

£ к

EÜ W

н

S

и ^

Й и К

0

1

к

W PQ

н

и

Рч

с и

о

1-4

0

ё и

Рн

S

1

и

>>

0

1

и

W S

ь

1-4 <

с

S

к

Н U

w

PQ

разом, чтобы большая часть студентов оказалась вовлеченной в познавательную деятельность, студенты при этом имеют возможность понимать и осуществлять рефлексию в отношении получаемых знаний. Интерактивные методы отличаются высоким уровнем коммуникативной активности участников процесса обучения, возможностью формирования единства в группе обучающихся [Ступина, 2009].

Основными принципами, позволяющими организовать эффективное интерактивное занятие, являются:

- моделирование совместных решений (результатом занятия является общее решение, а не лекция преподавателя);

- равенство в правах всех участников образовательного процесса (все участники могут открыто высказывать свою точку зрения независимо от статуса и возраста);

- отсутствие критики личности оппонента (критиковать можно только высказываемые доводы и аргументы);

- аргументация своей точки зрения (доводы должны быть не голословными, а подтверждаться аргументами, в том числе из практики и своего опыта);

- возможность дальнейшего развития полученных знаний, в том числе и в реальной профессиональной деятельности [Полежаева, 2017].

В отличие от пассивных форм обучения, в интерактивном обучении меняется роль преподавателя: главенствующая роль обучающего уступает место активности обучаемых, при этом основной задачей преподавателя становится не передача знаний, а формирование благоприятной среды для проявления познавательной инициативы студентов.

Цель статьи: провести исследование процесса использования интерактивных учебных и внеучебных форм работы, показать эффективность их сочетания для профессиональной подготовки бакалавров-менеджеров.

Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых в области изучения и решения современных про-

блем профессиональной подготовки будущих менеджеров (О.А. Абдуллина, В.А. Адольф, И.С. Батракова, Е.П. Белозерцев, Г.А. Бордов-ский, А.П. Валицкая, А.А. Вербицкий, В.И. Го-ровая, В.А. Козырев, Н.М. Огарков, А.А. Орлов, Н.Ф. Радионова, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицы-на и др.), проблемы интерактивного обучения (И.А. Бутенко, Ю.Г. Одегов, А.И. Сидоренко, Ю.П. Сурмин, Г.С. Харханова, В.С. Чувакина и др.), анализ трудов исследователей, занимавшихся проблемой интерактивного обучения (В.В. Гузе-ев, С.С. Кашлев, Д.Н. Кавтарадзе, М.В. Кларин, Е.В. Бондаревская, А.В. Хуторской, А.П. Панфилова, Е.В. Рогинко, М.А. Петренко, С.А. Мухина, А.А. Соловьева, Ю.А. Толыпина).

Проблемы использования внеаудиторной (внеучебной) деятельности для формирования профессионально значимых качеств студентов -будущих педагогов исследовались в работах Н.Н. Азизходжаевой, Т.С. Деркач, Т.Б. Жулий, Е.В. Мещеряковой, В.И. Поповой, К.К. Саломатова.

Использование интерактивных форм проведения занятий позволяет преподавателю раскрыть потенциал обучающегося, что способствует структурированным изменениям в образовательном процессе вуза. Обучающийся получает возможность оценить свои способности к самоактуализации и реализации полноценной профессиональной карьеры1.

В статье описываются результаты, полученные с помощью опросника «Атлас новых профессий». Для выявления уровня сформирован-ности значимых профессиональных и надпред-метных компетенций была разработана диагностическая анкета в двух частях и опрошено около 100 студентов направления подготовки Менеджмент с разной степенью участия во внеучебных мероприятиях.

Обзор научной литературы

Теоретические подходы к интерактивному обучению разрабатывались такими известными учеными, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д. Дьюи, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,

1 Добрынина Т.Н. Педагогические условия применения интерактивных форм обучения в педагогическом вузе: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. Новосибирск, 2003.196 с.

Ж.Ж. Руссо и другие. В разработке проблемы принимали участие: Р. Мертон, Дж. Мид, Дж. Морено, К. Фопель, Т. Шибутани и другие. Однако широкого распространения в практике обучения их разработки не получили. Ситуация во многом изменилась с момента начала использования элементов интерактивного обучения. Их становление и развитие проходило в основном через педагогическую практику при использовании групповой динамики в обучении и формировании социальных и поведенческих навыков в сочетании с широким применением управленческих и имитационных игр.

В связи с этим в 80-х годах прошлого века интерактивное обучение приобретает актуальность. Высшая школа активно проводит мероприятия по стимулированию методических разработок с использованием игровых форм при организации образовательного процесса, рассматриваются варианты использования средств,

форм и методов, направленных на развитие активных форм обучения.

Заметный толчок к расширению видов и форм интерактивного обучения положили исследования и разработки деловых и имитационных игр таких специалистов, как Н.П. Аникеева, И.Г. Абрамова, Л.Г. Борисова, А.А. Вербицкий, И.П. Иванов, В.Я. Платов, В.В. Подиновский,

B.Н. Рыбальский, А.М. Смолкин, И.М. Сыроежин,

C.А. Шмаков и другие. Большую роль в распространении форм интерактивного обучения сыграли не только теоретические разработки данных авторов, но и их практическая деятельность по распространению игровых форм как основы интерактивного обучения, а также личное участие большинства из них в создании и развитии игротехнического движения2.

Для дальнейшего развития интерактивных форм обучения были выделены ключевые проблемы (табл. 1).

Ключевые проблемы Key Issues

Таблица 1 Table 1

Ключевые проблемы

Недостаточная разработка теоретических основ и методик интерактивного обучения Отсутствие эффективных комбинаций инновационного и традиционного подходов при использования различных форм и методов интерактивного обучения

Недостаточное методическое обеспечение использования и внедрения интерактивного обучения в высшей школе Отсутствие необходимых коммуникативных навыков для построения эффективных интеракций

Недостаточная подготовка преподавателей в сфере организации интерактивного обучения отсутствие требуемого педагогического опыта в сфере организации интерактивного обучения

<

PQ £ а

с

PQ

S3 к

EÜ W Н К

и ^

Й и ■К

0

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к

W CQ

н и

Рч

с

и о

1-4

0

ё

и

Рч

S

1

и

>>

0

1

и

W К

ь

1-4 <

с

Несмотря на несомненную теоретическую и практическую значимость существующих в этой области на сегодняшний день работ, следует отметить, проведенный нами анализ литературы по вопросам применения интерактивного обучения показывает стихийность и несистемность внедрения его форм в практику учебного процесса и внеучебной деятельности студентов высшей школы. По-прежнему отсутствует целостная единая концепция интерактивного обучения, объединяющая теоретические разработки принципов активизации

учебно-познавательного процесса, педагогические технологии, способы и формы их реализации и дидактические приемы. Часто эти методики весьма далеки от целей интерактивного обучения [Кольга и др., 2017].

Таким образом, нами выделено основное противоречие: с одной стороны, имеющаяся потребность применения интерактивных форм обучения в образовательном процессе высшей

Колесник Н.П. Использование интерактивных форм изучения педагогики в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. СПб., 2007. 187 с.

S

к

н и

w

PQ

школы, с другой - отсутствие концептуального обоснования модели, технологий и условий применения интерактивных форм обучения, в том числе и в педагогическом вузе.

Требования компетентностного подхода к результатам обучения определяют необходимость совершенствования структуры образовательного процесса вуза с преимущественным внедрением педагогических технологий, активных и интерактивных методов обучения, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций и рост востребованности выпускника в условиях высокой конкуренции на рынке труда.

Необходимо отметить, что требования к качеству образования могут обеспечить только те технологии, которые преследуют цель овладения студентами оптимального перечня компетенций, обеспечивающего их готовность к осуществлению профессиональной деятельности. Результаты проведенного исследования, а также анализ теоретических источников и научно-педагогической литературы по данной проблеме позволили сделать вывод об актуальности внедрения в учебный процесс личностно ориентированных развивающих технологий. При такой организации учебного процесса формируются и развиваются профессиональные качества будущего специалиста: самостоятельность, ответственность за принятие решений, умение работать в условиях неопределенности, творческая, познавательная, коммуникативная активность, определяющие поведенческие качества компетентного работника на рынке труда и способствующие социализации личности (Кольга, Тимохович, 2017; Кольга, Шувалова, 2014); [Валюх, Кольга, Меркулов, 2015; Kiryakova, Тгейако^ Ко^а et а1., 2016].

Интерактивное обучение является одним из современных направлений «активного обучения». В отечественной педагогической литературе оно пока еще недостаточно описано. В соответствии с этим многие исследователи связывают инновации в образовании с интерактивными методами обучения, под которыми понимаются «...все виды деятельности, которые требу-

ют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика» (Иоффе, 2000).

При использовании интерактивных форм обучения образовательный процесс организован таким образом, что большая часть студентов оказываются вовлеченными в познавательную деятельность. Студенты при этом имеют возможность понимать и осуществлять рефлексию в отношении получаемых знаний. Интерактивные методы отличаются высоким уровнем коммуникативной активности участников процесса обучения, возможностью формирования единства в группе обучающихся.

Еще одним отличием от пассивных форм в интерактивном обучении является изменение роли преподавателя. Основной задачей преподавателя становится не передача знаний, а формирование благоприятной среды для проявления познавательной инициативы студентов. Главенствующая роль обучающего уступает место активности обучаемых.

Проведенный нами анализ имеющихся научно-педагогических источников показал, к наиболее эффективным формам интерактивного обучения относятся:

- выполнение индивидуальных творческих заданий и работа в малых группах;

- ролевые и деловые игры, имитации;

- ознакомительные экскурсии;

- участие в социальных и иных проектах;

- презентации, доклады, лекции;

- диспуты и дискуссии;

- «кейс-стади»;

- выработка решений конкретных проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов», «лестницы и змейки»);

- тренинги.

Преподавателю, использующему в деятельности интерактивные формы и методы обучения, недостаточно быть просто компетентным в области своей дисциплины, давая теоретические знания в аудитории. Структура интерактивного занятия будет отличаться от структуры традиционного. Обычно в структуру занятия включаются только элементы интерактивной модели ]

обучения - интерактивные технологии. При подготовке занятий с элементами интерактивного обучения необходимо несколько иначе подходить к процессу обучения, что требует не только профессионализма и опыта преподавателя, но и гармоничного интегрирования конкретных приемов и методов, которые позволяют сделать преподавание дисциплины необычным, более насыщенным и интересным. Хотя можно проводить полностью интерактивные занятия (Диден-ко и др., 2014).

Результаты исследования. В настоящей статье мы представляем результаты изучения практического опыта применения интерактивных учебных и внеучебных форм работы путем сочетания их внедрения в образовательный процесс и активизации внеучебной работы.

По нашему мнению, реализация интерактивных методов обучения на практике показала, что они позволяют:

- активизировать интерес обучающихся к процессу обучения;

- обеспечить активное участие каждого обучающегося в процессе обучения;

- обеспечить возможность проявить личностные качества каждого обучающегося;

- повысить эффективность усвоения учебного материала;

- получить обратную связь с обучающимися;

- сформировать не только знаниевый, но и аксиологический компонент компетенции;

- повысить практикоориентированность образовательного процесса;

- сформировать новые модели поведения обучающихся.

В целом в учебном процессе удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, определяется каждой образовательной программой, особенностью контингента обучающихся, содержанием конкретных дисциплин и составляет не менее 20 % аудиторных часов. Объем часов, отводимых на интерактивные формы обучения, должен быть предусмотрен учебным планом и отражен в рабочей программе дисциплины [Кольга и др., 2017]. В процессе исследования практического опыта при-

менения интерактивных методов обучения преподаватели выделяют следующие трудности при использовании интерактивных методов в образовательном процессе:

- отсутствие необходимых знаний в области реализации интерактивных методов;

- отсутствие навыка практического применения интерактивных методов;

- отсутствие готовых алгоритмов построения учебного занятия с применением интерактивных методов.

Нами предлагается апробированный на практике алгоритм построения учебного занятия с применением интерактивных методов обучения (рис.).

Приведем пример реализации предложенного алгоритма при проведении занятия по дисциплине «Делопроизводство», предусмотренной рабочим учебным планом основной образовательной программы направления подготовки 38.03.02 Менеджмент.

Дисциплина «Делопроизводство» обеспечивает формирование следующих компетенций, предусмотренных ФГОС 3+ по указанному направлению подготовки:

- способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4);

- владение навыками документального оформления решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций при внедрении технологических, продуктовых инноваций или организационных изменений (ППК-5);

- владение навыками подготовки организационных и распорядительных документов, необходимых для создания новых предпринимательских структур (ППК-12).

В качестве примера, позволяющего проиллюстрировать апробацию предложенного нами алгоритма, мы предлагаем следующее задание, предусмотренное учебно-методическим комплексом рассматриваемой нами дисциплины:

«Составьте и оформите в текстовом редакторе ]

< И

а

с и'

к

м н К

и ^

Й и к

0

1

к м т н и

л

С и

о

1-4

0

ё

и

Ин

1

I

и

>>

0

1

и м V

к

ь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1-4

<5 С

К

Н

и

и

Рис. Алгоритм проведения учебного занятия с применением интерактивных методов обучения Fig. Algorithm for holding a training session using interactive teaching methods

Word должностную инструкцию менеджера по продажам ООО "Техноком" (сфера деятельности организации - продажа компьютерной техники)».

1. Подготовительный этап: преподаватель готовит теоретический материал, включа-

ющий информацию о назначении, структуре и содержании должностных инструкций работников различных сфер деятельности; раздаточный материал, включающий несколько наглядных примеров составленных и верно оформленных должностных инструкций, в т.ч. должност-]

ных инструкций менеджера по продажам торговой фирмы; выбирается форма занятия: деловая игра, предусматривающая объединение студентов в малые группы, каждая из которых представляет собой «Отдел по управлению персоналом» ООО «Техноком», задачей которого является коллегиальная разработка должностной инструкции менеджера по продажам и последующее ее оформление в соответствии с имеющимися требованиями. Занятие проводится в аудитории, оборудованной компьютерной техникой с доступом в сеть Интернет и наличием текстового редактора Word.

2. Вступительный этап: преподаватель знакомит студентов с темой занятия и озвучивает цель: составить и оформить в текстовом редакторе Word должностную инструкцию менеджера по продажам ООО «Техноком» (сфера деятельности организации - продажа компьютерной техники). Преподаватель разбивает студентов на группы по 3-4 человека и озвучивает правила занятия:

- проявлять активность, творческие способности, доброжелательность по отношению к коллегам;

- уважать мнение других участников;

- быть открытым для взаимодействия с коллегами и преподавателем;

- придерживаться регламента.

3. Основной этап: студенты изучают раздаточный материал и теоретическую информацию, приступают к обсуждению в группах. Формируют черновой вариант должностных инструкций. Каждая из групп представляет свой вариант должностной инструкции, после чего происходит обсуждение вариантов, выявление их достоинств и недостатков. В результате обсуждения вырабатывается единый вариант должностной инструкции, удовлетворяющий всех участников занятия. Преподаватель контролирует ход дискуссии и вносит свои замечания и предложения наравне с другими участниками занятия. После выработки единого варианта должностной инструкции каждый из участников занятия приступает к оформлению документа в текстовом редакторе Word. Препо-

даватель проверяет правильность оформления и при необходимости корректирует результат выполнения задания.

4. Рефлексивный этап: преподаватель задает участникам вопросы, например: «Что в ходе занятия помогало Вам в выполнении задания, а что мешало?», «Какими доводами Вы руководствовались в ходе выполнения задания?», «Насколько сильно повлияло на выполнение Вами задания мнение других участников занятия?», «Что нового Вы узнали в процессе занятия?», «Как Вы думаете, что из содержания занятия пригодится Вам в будущей практической деятельности?», «Как Вы оцениваете свою работу и работу других участников занятия?», «Что бы Вы хотели изменить в проведении занятия?».

Как видно из приведенного примера, проведение занятия в интерактивной форме позволяет обеспечить формирование элементов каждой из компетенций, предусмотренных ФГОС 3+ направления подготовки 38.03.02 Менеджмент для дисциплины «Делопроизводство», наиболее эффективным образом.

Особое внимание в ФГОС ВО 3+ отводится результатам образования, которые направлены на способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, выходящих за пределы системы образования, а также на развитие личностных качеств, выступающих как профессионально важные для любых видов деятельности.

Для выявления ведущих надпредметных компетенций были проанализированы ФГОС ВО 3+ и «Атлас новых профессий», анонсированный Московской школой управления «Сколково».

Методом опроса для будущих выпускников направления Менеджмент были выделены 16 профессиональных и надпредметных компетенций, обладание которыми является, по их мнению, обязательным условием получения профессии. Формирование этих компетенций выпускника является основной задачей вуза и показателем его успеха на рынке труда. Однако в условиях традиционно выстроенного учебного процесса невозможно полностью развить перечень необходимых компетенций. Согласно ]

< И

а

с

PQ

Я к

W

н К

и ^

Й и К

0

1

к

W CQ

н и

Рч

с и

о

1-4

0

ё

и

Рч

S

1

и

>>

0

1

и

W К

ь

1-4 <

с

S

к

Н U

w

PQ

ФГОС ВО 3+ профессиональные компетенции формируются в ходе учебной деятельности.

Предполагается, что внеучебная деятельность способствует развитию общекультурных (надпредметных) компетенций и «закреплению» полученных в учебной деятельности профессиональных компетенций, ряд которых развивается и закрепляется в основном в ходе внеурочной работы. Используя сочетание интерактивных форм обучения и внеучебной деятельности студентов, можно на требуемом уровне обеспечить сформированного компетенций выпускников.

«Атлас новых профессий» дает прогноз на новые, востребованные в ближайшем будущем компетенции и будущие перспективные профессии, которые в ближайшие 15-20 лет не утратят своей актуальности. Надпредметным компетенциям в Атласе посвящен специальный раздел, где значатся: системное мышление, клиенториенти-рованность, межотраслевая коммуникация, знание нескольких языков и разных типов культур, навыки управления проектами и людьми, умение работать в режиме многозадачности, работа в условиях неопределенности и другие. Разви-

вая профессиональные и надпредметные компетенции в условиях интерактивных форм обучения и в ходе внеучебной работы, будущие менеджеры смогут без особого труда приобретать новые знания и развивать карьеру в различных отраслях экономики (http://www.rabota-enisey.ru/atlas).

Выявляя уровень сформированности значимых профессиональных и надпредметных компетенций у студентов с разной степенью участия во внеучебных мероприятиях, в том числе студенческих объединениях, разработали диагностическую анкету, которая состояла из двух частей [Валюх и др., 2014; Kiryakova et al., 2016]. Первая содержит 35 вопросов для самообследования реципиента. Вторая - 5 практических ситуационных задач, где обследуемый должен был описать свой выход из сложившейся ситуации. С помощью анкеты было опрошено около 100 студентов направления Менеджмент. В полученных данных оценивались ключевые моменты (пути выхода, способы) решения проблемы. Представим результаты диагностики уровня сформированности выделенных надпредмет-ных компетенций (табл. 2).

Результаты диагностики уровня сформированности надпредметных компетенций студентов

The results of the diagnostics of the formedness level of super-subject competencies

Таблица 2

Table 2

Ключевые компетенции Уровень сформированности

высокий (10-15 бал.) средний (5-10 бал.) низкий (0-5 бал.)

Умение работать с людьми 15,4% 37,5 % 47,1%

Конструктивное решение конфликтов 16,8% 29,1% 54,1%

Принятие ответственности 22,5 % 43,5 % 34,0%

Системное мышление 15,4% 45,3 % 39,3%

Управление проектами 14,4% 40,0 % 45,6%

Были выделены 2 группы, которые проходили обследование в режиме «интервью»: контрольная группа студентов выпускного курса, которые за период обучения не состояли в студенческих организациях, клубах, объединениях и посещали внеучебные мероприятия случайно, проходили обучение по классической схеме без использования интерактивных

технологий (табл. 3); экспериментальная группа студентов выпускного курса, которые с I курса состояли в одной и более студенческих организациях, клубах, объединениях, являлись активными участниками и организаторами вне-учебных мероприятий, проходили обучение с использованием технологий интерактивного

обучения (табл. 3). ]

Таблица 3

Результаты диагностики сформированности надпредметных компетенций (контрольная группа)

ТаЫеЗ

The results of the diagnostics of the formedness level of super-subject competencies (control group)

Ключевые компетенции Уровень сформированности

высокий (10-15 бал.) средний (5-10 бал.) низкий (0-5 бал.)

Умение работать с людьми 10% 38% 52%

Конструктивное решение конфликтов 11% 26% 63%

Принятие ответственности 9% 32% 59%

Системное мышление 12% 30% 58%

Управление проектами 9% 27% 64%

Результаты диагностики сформированности надпредметных компетенций (экспериментальная группа)

The results of the diagnostics of the formedness level of super-subject competencies (experimental group)

Таблица 4

Table 4

Ключевые компетенции Уровень сформированности

высокий 10-15 бал. средний 5-10 бал. низкий 0-5 бал.

Умение работать с людьми 19% 40% 41%

Конструктивное решение конфликтов 18% 30% 52%

Принятие ответственности 25% 44% 31%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Системное мышление 22% 36% 42%

Управление проектами 15% 53% 32%

<

PQ £ a

с

PQ

3 s

ES

w

H

S

и ^

Й PQ ■S

о

ü

к w

PQ H U

Рн <

и о

l-ч

о

ё

и

Рн

s

«

В составе первой группы опрошенных (общий уровень, 100 человек) показатель по всем пяти компетенциям можно определить как «средний уровень сформированности». Если рассмотреть предметно, то на самом низком уровне стоит компетенция «управление проектами» (более 85 % опрошенных показали средний и низкий уровни). Самый высокий уровень сформированности по данным анкеты выявлен у компетенции «принятие ответственности» (22,5 % - высокий, 43,5 % - средний) (см. табл. 1). Во второй группе (контрольная группа «не активистов») ситуация особо не меняется. Низкий уровень сформированности был отдан также «управлению проектами» (более 90 % средний и низкий показатели), на первом месте по уровню сформированности стоит «системное мышление» (12 % определили как «высокий»). Стоит отметить, что в данной группе «высоких» оценок по уровню сформированности мало, показа-

тель варьируются от 9 до 12 % (см. табл. 2). Третья группа (экспериментальная, студенческий актив) на первое место выдвинула компетенцию «принятие ответственности» (25 % - высокий уровень, 44 % - средний), низкий уровень отдан компетенции «управление проектами» (более 80 % - средний и низкий уровни) (см. табл. 3).

Рассматривая усредненные относительные результаты исследования, можно увидеть следующую картину (табл. 5).

Таким образом, представленные результаты подтверждают: студенты, прошедшие обучение с применением интерактивных форм обучения и принимающие активное участие во внеу-чебной жизни университета (клубы, общественные организации, подготовка и проведение мероприятий и пр.), показали более высокий уровень сформированности профессиональных и надпредменых компетенций [Валюх, 2015;

Kiryakova, 2016; Kiryakova, 2017]. ]

>>

0

1

и

W F

s

ь

1-4 <

с

« s

К

H

и

w

PQ

Таблица 5

Коэффициенты сравнения надпредметных компетенций

Table 5

Coefficients of comparison of super-subject competencies

Коэффициенты сравнения

Ключевые компетенции К1 К2 КЗ

Умение работать с людьми 1,46 1,14 0,83

Конструктивное решение конфликтов 1,40 1,05 0,77

Принятие ответственности 2,10 1,07 0,57

Системное мышление 1,51 1,11 0,72

Управление проектами 1,82 1,19 0,65

Где, К1 - среднекритериальное отношение результатов фокус-группы к результатам контрольной группы; К2 - среднекритериальное отношение результатов фокус-группы к общим результатам; КЗ - среднекритериальное отношение контрольной группы к общим результатам.

Заключение. Эффективность профессиональной подготовки бакалавров-менеджеров может быть обеспечена условием сочетания интерактивных учебных и внеучебных форм работы, которое способствует активизациии внеучеб- 2. ной работы, мотивации к обучению, повышению уровня сформированности профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС 3+, проявлению творческих способностей студентов, развитию коммуникабельности.

Одним из главных критериев эффективно- 3. сти выступает наличие образовательной среды вуза, обеспечивающей обучающимся возможность находиться в условиях, адекватных условиям будущей профессиональной деятельности в современных корпорациях.

Данный подход способствует активному осознанию выпускником содержания будущих 4. трудовых функций, развитию его рефлексивных навыков, опыта коммуникативного взаимодействия между представителями различных ста- 5. тусных групп. Он направлен на формирование практио-ориентированных компетенций выпускников, необходимых специалисту в современных условиях.

6.

Библиографический список

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учеб. пособие / сост.

Т.Г. Мухина. Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. 97 с. URL: http://www.nngasu.ru/education/high_ education/education_manual.pdf (дата обращения: 12.02.2018).

Валюх Е.П., Кольга В.В., Меркулов А.Б. Выявление степени сформированности надпредметных компетенций студентов в ходе мониторинга внеучебной деятельности // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015, № 1(31). С. 90-94.

Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций [Электронный ресурс] // Наука и образование: науч.-технич. издание 2011, № 4. URL: http://technomag. edu.ru/doc/172651.html (дата обращения: 12.02.2018).

Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учеб. пособие: в 2 кн. Челябинск: ЧГПУ, 2012. Кн. 1. 411 с. Карасева С. Интерактивные методы обучения в вузе [Электронный ресурс]. 29 ноября, 2012. URL: http://fb.ru/article/44274/ interaktivnyie-metodyi-obucheniya-v-vuze (дата обращения: 12.02.2018). Кольга В.В., Лукьянова А.А., Полежаева Г.Т. Повышение результативности подготовки бакалавров-менеджеров на основе интерактивного обучения // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 4(42). С. 66-77.

7. Косолапова М.А., Ефанов В.И., Кормилин В.А., Боков Л.А. Положение о методах интерактивного обучения студентов по ФГОС 3 в техническом университете: для преподавателей ТУСУР. Томск: ТУСУР, 2012. 6 с.

8. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учебное пособие / под ред. Т.С. Паниной. 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 2008. 176 с.

9. Полежаева Г.Т. Интерактивные формы обучения в преподавании дисциплин профессионального цикла направления подготовки Менеджмент в вузе // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2016. Вып. 3. С. 187-195.

10. Полежаева Г.Т. Место и роль интерактивных технологий при подготовке бакалавров направления Менеджмент // Современное психолого-педагогическое образование: сб. ст. VIII Психолого-педагогических чтений памяти Л.В. Яблоковой. 27 октября -

30 ноября 2017 г. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2017. С. 192-198.

11. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / под ред. Н. В. Бордовской. 2-е изд., стереотип. М.: КНОРУС, 2011. 432 с.

12. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-метод. пособие. Саратов: Наука, 2009. 52 с.

13. Kiryakova A.V., Tretiakov A.N., Kolga V.V., Pi-ralova O.F. and Dzhamalova В.В. Experimental Study of the Effectiveness of College Students' Vocational Training in Conditions of Social Partnership // International electronic journal of mathematics educationan. 2016. Vol. 11, issue 3. P. 457-466.

14. Kiryakova A.V., Kolga V.V., Yalunina E.N., Chud-novskiy A.D., Korenko Y.M. and Leifa A.V. University development based on the resource approach // Man in India. 2017. Vol. 97, issue 14. P. 227-239. ID 57189985487

<

PQ £ a

a

PQ

Я к

£

w

H К

и ^

w PQ

к

0

1

к w

PQ H

и

PL, <

и

о

l-ч

0

ё

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рч

S

1

и

>>

0

1

и

W К

ь

1-4 <

с

S

к

Н U

w

PQ

INCREASE OF THE PROFESSIONAL TRAINING LEVEL OF BACHELORS OF MANAGEMENT BY MEANS OF COMBINING INTERACTIVE TRAINING AND EXTERNAL FORMS OF WORK

V.V. Kol'ga (Krasnoyarsk, Russia) G.l\ Polezhaeva (Krasnoyarsk, Russia)

Abstract

Problem and purpose. The article deals with the problem of realizing the competency-based approach in the teaching of vocational disciplines, which is relevant for modern higher education. It is conditioned by the changed requirements to the quality of training of future Bachelors of Management and federal state educational standards of the new generation for management majors. The article presents a review of the research devoted to the use of interactive educational and extracurricular forms of work and studies the possibilities of combining the use of interactive educational and extracurricular forms of work to form professional and meta-subject competencies of students. The presented approach is aimed at the effective solution of methodological tasks of forming professional and additional competencies of Bachelors of Management such as mobility, learning ability, adaptability to competitive environment conditions, responsibility acceptance, constructive conflict resolution, project management, system thinking, and the ability to search for solutions under uncertainty.

The purpose of the article is to theoretically substantiate the effectiveness of the use of interactive and extra-curricular forms of work in the educational process of the university.

The research methodology consists of analysis and generalization of research works of foreign and domestic scientists, knowledge of the renewal of the professional training of future teachers (O.A. Abdullina, I.S. Batra-kova, E.P. Belozertsev, G.A. Bordovsky, A.P. Valitskaia, A.A. Verbitsky, V.I. Gorovaia, V.A. Kozyrev, N.M. Ogarkov, A.A. Orlov, N.F. Radionova, V.A. Slastenin, A.P. Triapit-syna and others), the problems of interactive learning (I.A. Butenko, Yu.G. Odegov, A.I. Sidorenko, Yu.P. Surmin, G.S. Kharkhanov, V.S. Chuvakina, etc.).

Didactic bases of using forms of interactive learning in the educational process are developed by I.G. Abramova, N.P. Anikeeva, A.A. Verbitsky, A.M. Smolkin, I.P. Ivanova, I.M. Syroezhkin, N.V. Borisova et al. Various

References

1. Active and interactive educational technologies (forms of holding classes) in higher education: textbook / comp. by T.G. Mukhina (2013). N. Novgorod, NNGASU, 97 p. Available at: www.

aspects of the application of interactive forms and methods of training are studied by N.A. Moreva, E.A. Roginko, R.M. Raflkova, I.S. Peshnia, L.I. Chetverikova and others. Thus, for example, I.S. Peshnia explores the use of interactive technologies in higher professional education based on the example of a military high school. R.M. Raflkova in her work considers interactive learning as a means of developing the creative abilities of students. E.A. Roginko shows the advantages of using interactive methods in teaching cross-cultural professional communication to university students.

Besides, there are studies on the use of interactive teaching methods, which reveal their role in the development of students' independence and activity, the experience of thought activity, freedom of choice, reflexivity in conditions of interaction, constructive dialogue, self-expression in the educational process (B.Ts. Badmaev, L.N. Vavilova, L.K. Geikhman, T.N. Dobrynina, S.S. Kash-lev, I.V. Kurysheva, V.Ya. Liaudis, T.S. Panina, T.L. Petrenko, L.S. Podymova, E.R. Porshneva, E.S. Polat).

Results. Theoretical research has shown the effectiveness of professional training of Bachelors of Management by combining the use of interactive educational and extra-curricular forms of work. With this combination of usage, the level of the mastering and processing of learning material increases, which makes it possible to form professional and super-professional competencies for the practical activities of future managers.

Conclusion. It is concluded that the use of interactive technologies combined with the extracurricular life of the university in the training of Bachelors of Management allows better navigating in building a professional managerial career and can be considered as an opportunity to form professional and general cultural competencies of students at a higher level.

Key words: educational process, modern educational technologies, competency-based approach, interactive training, super-subject competencies, extracurricular work.

nngasu.ru/education/high_education/educa-tion_manual.pdf (Accessed 12/02/2018). 2. Valiukh E.P., Kol'ga V.V., Merkulov A.B. (2015). Identification of the degree of formedness of students' super-subject competencies during

monitoring of extra-curricular activities // Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev. Krasnoyarsk, KSPU, 1(31), 90-94.

3. Dvulichanskaia N.N. (2011). Interactive methods of teaching as a means of forming key competencies. Scientific and technical publication "Science and Education", 4. Available at: tech-nomag.edu.ru/doc/172651.html (Accessed 12/02/2018).

4. Zaitsev V.S. (2012). Modern pedagogical technologies: textbook. In 2 books. Book 1. Chelyabinsk, CSPU, 411 p.

5. Karaseva Svetlana (2012). Interactive methods of teaching at the university. November 29. Available at: fb.ru/article/44274/interak-tivnyie-metodyi-obucheniya-v-vuze (Accessed 12/02/2018).

6. Kolg'a V.V., Luk'ianova A.A., Polezhaeva G.T. (2017). Enhancing the efficiency of training Bachelors of Management in conditions of interactive learning / Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, 4(42), 66-77.

7. Kosolapova M.A., Efanov V.I., Kormilin V.A., Bokov L.A. (2012). Regulations on methods of interactive teaching of students according to FSES 3 at the Technical University: for teachers of TUSUR. Tomsk: TUSUR, 6 p.

8. Panina T.S. (2008). Modern ways of activation of learning: textbook / T.S. Panina, L.N. Vavilo-va; Ed. by T.S. Panina. The 4th ed. Moscow, Aka-demiia, 176 p.

9. Polezhaeva G.T. (2016). Interactive forms of learning in the teaching of vocational disciplines of management major in the university. Socioeconomic and humanitarian journal of Krasnoyarsk State Agrarian University, 3, 187-195.

10. Polezhaeva G.T. (2017). Place and role of interactive technologies in the training of Bachelors of Management. In the collection: Modern psycho-pedagogical education. Collection of articles of 8th psychological-pedagogical readings in memory of L.V. Yablokova. Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, 192-198. October 27-November 30, 2017.

11. Modern educational technologies: textbook / ed. by N. V. Bordovskaia (2011). The 2nd ed. Moscow, KNORUS, 432 p., 14.

12. Stupina S.B. (2009). Technologies of interactive learning in higher education: a study guide. Saratov, Nauka, 52 p.

13. Aida V. Kiryakova, Aleksandr N. Tretiakov, Vadim V. Kolga, Olga F. Piralova, and Bika B. Dzhamalova (2016). Experimental Study of the Effectiveness of College Students' Vocational Training in Conditions of Social Partnership // INTERNATIONAL ELECTRONIC JOURNAL OF MATHEMATICS EDUCATION, Volume 11, Issue 3, 457-466.

14. Aida V. Kiryakova, Vadim V. Kolga, Ekaterina N. Yalunina, Alexey D. Chudnovskiy, Yulia M. Kore-nko and Andrei V. Leifa (2017). University development based on the resource approach // Man in India, Volume: No.97 (2017) Issue No. 14, 227-239, ID 57189985487

<

PQ £ a

tí PQ

SÉ к

w

H К

и ^

w PQ

к

о

к w

PQ H

и

Рн

с и

о

l-ч

0

ё

и

Рн

1

и

>>

0

1

и

W К

ь

1-4 <

с

S

к

н и

w

PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.