Научная статья на тему 'Теоретические подходы к формированию профессиональных компетенций у студентов педагогического вуза в условиях дистанционного образования'

Теоретические подходы к формированию профессиональных компетенций у студентов педагогического вуза в условиях дистанционного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональные компетенции / дистанционное образование / студенты педагогического вуза / professional competence / distance education / students of the pedagogical university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дусенко Светлана Викторовна, Никифорова Юлия Олеговна

Цель исследования – рассмотреть особенности формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в условиях дистанционного образования. В статье рассматриваются теоретические подходы к указанной проблеме, определяется содержание понятия «профессиональные компетенции» применительно к студентам-педагогам, характеризуются достоинства и недостатки дистанционного образования. Научная новизна состоит в систематизации и обобщении научных позиций касательно формирования у студентов-педагогов профессиональных компетенций в рамках дистанционного образования. В результате уточнено, что формирование у будущих педагогов профессиональных компетенций может быть обеспечено посредством дистанционной формы образования. Актуальность темы обусловлена происходящими в Российской Федерации социально-экономическими изменениями и модернизацией системы образования, которые предъявляют новые требования к профессиональным педагогическим кадрам. Тенденция сотрудничества с развитыми странами, реализуемый отечественным образованием, предполагает обязательное обеспечение аутентичности российского образования на фоне интеграции в единое информационное и общеевропейское пространство. Объективная потребность обеспечить конкурентоспособность выпускников высшей школы, позволяющая удовлетворять мобильному рынку труда и динамичным образовательным запросам, стала основанием для внедрения компетентностного подхода к содержанию высшего профессионального образования. В связи с этим, возникла необходимость модернизации традиционных дидактических подходов в пользу более индивидуализированного подхода и создания условий, при которых студенты получат более широкие возможности для проектирования процесса своего обучения и формирования профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дусенко Светлана Викторовна, Никифорова Юлия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES IN PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS IN THE CONDITIONS OF DISTANCE EDUCATION

The purpose of the study is to consider the features of the formation of professional competencies in future teachers in the context of distance education. In the article, the theoretical approaches to the problem define the content of the concept of “professional competence” in relation to student teachers, characterize the advantages and disadvantages of distance education. Scientific novelty consists in the systematization and generalization of scientific positions regarding the formation of professional competencies in student teachers within the framework of distance education. As a result, it was clarified that the formation of professional competencies in future teachers can be ensured through distance education. The relevance of the topic is due to the socio-economic changes taking place in the Russian Federation and the modernization of the education system, which impose new requirements on professional teaching staff. The vector of cooperation with developed countries, implemented by domestic education, presupposes the obligatory provision of the authenticity of Russian education against the background of integration into a single information and common European space. The objective need to ensure the competitiveness of graduates of higher education, which allows them to meet the mobile labor market and dynamic educational needs, has become the basis for the introduction of a competency-based approach to the content of higher professional education. In this regard, it became necessary to modernize traditional didactic approaches in favor of a more individualized approach and create conditions under which students will receive wider opportunities for designing their learning process and forming professional competencies.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к формированию профессиональных компетенций у студентов педагогического вуза в условиях дистанционного образования»

Теоретические подходы к формированию профессиональных компетенций у студентов педагогического вуза в условиях дистанционного образования

Дусенко Светлана Викторовна,

доктор социологических наук, доцент, зав. кафедрой туризма и гостиничного дела, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)» (РГУФКСМиТ) E-mail: svd337@list.ru

Никифорова Юлия Олеговна,

преподаватель кафедры туризма и гостиничного дела, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)» (РГУФКСМиТ) E-mail: yul.nikiforova@gmail.com

Цель исследования - рассмотреть особенности формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в условиях дистанционного образования. В статье рассматриваются теоретические подходы к указанной проблеме, определяется содержание понятия «профессиональные компетенции» применительно к студентам-педагогам, характеризуются достоинства и недостатки дистанционного образования. Научная новизна состоит в систематизации и обобщении научных позиций касательно формирования у студентов-педагогов профессиональных компетенций в рамках дистанционного образования. В результате уточнено, что формирование у будущих педагогов профессиональных компетенций может быть обеспечено посредством дистанционной формы образования. Актуальность темы обусловлена происходящими в Российской Федерации социально-экономическими изменениями и модернизацией системы образования, которые предъявляют новые требования к профессиональным педагогическим кадрам. Тенденция сотрудничества с развитыми странами, реализуемый отечественным образованием, предполагает обязательное обеспечение аутентичности российского образования на фоне интеграции в единое информационное и общеевропейское пространство. Объективная потребность обеспечить конкурентоспособность выпускников высшей школы, позволяющая удовлетворять мобильному рынку труда и динамичным образовательным запросам, стала основанием для внедрения компетентностного подхода к содержанию высшего профессионального образования. В связи с этим, возникла необходимость модернизации традиционных дидактических подходов в пользу более индивидуализированного подхода и создания условий, при которых студенты получат более широкие возможности для проектирования процесса своего обучения и формирования профессиональных компетенций.

Ключевые слова: профессиональные компетенции; дистанционное образование; студенты педагогического вуза.

о с

U

см л

Введение

Пандемия COVID-19 трансформировала традиционный образовательный процесс на всех уровнях. Для минимизации негативных последствий система образования, в том числе и в России, была вынуждена резко расширить возможности дистанционного образования. Поэтому возросла актуальность обращения к вопросу формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в рамках дистанционной формы образования.

Достижению указанной цели исследования способствует решение следующего перечня задач. Во-первых, определить содержание понятия «профессиональные компетенции» применительно к студентам-педагогам. Во-вторых, охарактеризовать суть дистанционного образования, его достоинства и недостатки. В-третьих, определить, способны ли условия дистанционного образования обеспечить формирование профессиональных компетенций у студентов-педагогов в полном объеме.

В ходе написания статьи были использованы такие методы исследования как анализ научно-методической литературы по проблеме, синтез и обобщение научных теорий.

Теоретической базой исследования выступили научные публикации таких ученых как А.Л. Андреев, В.И. Байденко, В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, Ю.Ю. Гавронская, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, О.Е. Лебедев, Н.Ю. Марчук, Р.Р. Насибуллов, Н.С. Пряжников, Б.С. Садулаева, А.А. Скворцов, О.В. Тарасюк, М.М. Шубович.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных в статье выводов с целью усовершенствования образовательного процесса в условиях дистанционного образования, расширения представлений о содержании профессиональных компетенций у студентов-педагогов.

Каждый гражданин вносит свой вклад в национальное достояние, в целом, поэтому качество его образования напрямую взаимосвязано с тем, насколько качественно будет образование педагога, его осуществляющего. Поэтому необходимо, чтобы образование было, в первую очередь, общедоступным, открытым, считающимся как с настоящим, так и с будущим, а также позволяющим бороться с ростом числа безработных, человеческой изоляцией и неравенством. Сказанное ставит перед учеными задачу создания комплексных программ обучения будущих учителей, которые синергизируют знания разнообразных областей

педагогическом науки, а также позволяют развить критическое и логическое мышление, обеспечивающее поиск решения социально-культурных проблем.

Самоопределение студентов педагогических вузов как профессионалов происходит напрямую в ходе теоретических (лекционных) и практических занятий. Так, по мнению Э.Ф. Зеера, формирование смысла выполняемого труда у студента происходит в ходе вузовского образования [6, с. 27-40]. В свою очередь Н.С. Пряжников считает, что в вузе происходит сознательное установление смысла производимой профессиональной деятельности [13]. А Е.А. Климов высказывает мнение, что в ходе профессионального обучения происходит формирование полноценного участника сообщества профессионалов [7].

Необходимо подчеркнуть, что построение учебной деятельности студентов педагогического вуза ориентировано на развитие у них профессиональных компетенций будущих педагогов, которые позволят им эффективно приспособиться к среде как социуму в целом, так и будущему месту трудовой деятельности, в частности, а также раскрыть себя как профессионала. По мнению А.Л. Андреева, компетентностная модель образования отвечает открытому, динамичному обществу, в котором итогом социализации, обучения, профессиональной и общей подготовки становится ответственный индивид, который готов к осуществлению всей совокупности жизненных функций, а также к выполнению ничем не ограниченного, имеющего гуманистическую направленность, выбора [1, с. 19-27]. Воплощение на практике компетентностного подхода к профессиональному образованию будущих педагогов подразумевает планирование содержания образования, определение более результативных технологий обучения, развитие и воспитание обучаемых, выработку методики диагностики результата формирования компетенций.

В рамках профессионально-педагогического образования компетентностный подход реализуется посредством формирования «компетенций» у будущих специалистов образовательной отрасли. Сам термин («компетенции») трактуется в качестве обобщенных способов действий, направленных на достижение результата при решении разного рода задач. Иначе говоря, способность на основе имеющегося опыта и знаний находить ответы на разнообразные вопросы, в т.ч. профессионального рода.

В ФГОС высшего педагогического образования содержатся требования к итогам овладения основной образовательной программой, которые выражаются в виде компетенций, как профессиональных (ПК), так и общепрофессиональных (ОПК) [12]. По мнению А.А. Вербицкого, формирование компетенций в ходе процесса образования происходит через технологии, содержание, стиль жизни вуза, а также через тип сотрудничества, как между преподавательским составом и обучающимися, так и внутри студенческих групп [4, с. 32-37].

Основное отличие профессиональных компетенций от общекультурных компетенций заключается в наличии тесной обусловленности конкретной профессиональной деятельностью, областью применения. Так, в исследовании О.В. Тарасюк отмечается, что компонентный состав профессиональных компетенций предполагает включение наряду с профессиональными качествами также коммуникативных и социальных способностей, индивидуальных характеристик специалиста как профессионала [16, с. 49-57].

Таким образом, профессиональные компетенции включают в себя как общие профессиональные компетенции, так и специфические профессиональные компетенции, востребованные лишь узким кругом профессий, иначе говоря, неизменные (инвариантные) и допускающие изменения (вариативные).

В ходе профессиональной подготовки студента-педагога по определенному профилю в обязательном порядке необходимо определить перечень требуемых профессиональных компетенций, учитывающих будущую образовательную деятельность, который дополнится также и базовой программой образовательного учреждения. Это требование к подготовке студентов педагогического вуза является непременным и обуславливает участие преподавательского коллектива в определении, как комплекса профессиональных компетенций, так и совокупности технологий, направленных на их развитие в ходе получения высшего образования.

Отечественная наука предлагает целый перечень определений понятия «профессиональные компетенции», однако, в своей работе за основу мы возьмем предложенную Э.Ф. Зеером трактовку. В соответствии с ней, профессиональные компетенции понимаются в качестве единства фундаментальных специально-предметных знаний, умений и навыков, проявляющих себя через направленную способность по их применению в ходе профессиональной деятельности [6, с. 27-40].

Рассматривая специфику профессиональных компетенций у студентов-педагогов, можно отметить такую их особенность как широкий охват, предполагающий включение в перечень целого ряда знаний, умений и навыков, отвечающих за результативную реализацию профессиональных функций. Также отличием для профессиональных компетенций выступает их очевидно профильный характер, зависящий напрямую от получаемой специализации. Профессиональные компетенции и их освоение в обязательном порядке предполагает организацию квазипрофессиональной деятельности. Иначе говоря, невозможно обеспечить их полноценного формирования без прямого применения на практике. Важным компонентом профессиональных компетенций у студентов-педагогов мы также полагаем развитую рефлексию, именно с ее помощью будущие специалисты учатся оценивать, насколько грамотно ими была реализована та или иная профессиональная функция.

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Мы согласны с точкой зрения Ю.Ю. Гаврон-ской, согласно которой в структуру профессиональных компетенций студентов педагогического профиля следует включить наряду с практическими составляющими, также и когнитивные компоненты. И те, и другие одинаково важны для будущей профессиональной педагогической деятельности. Первые (практические) обеспечивают будущего педагога реализовывать непосредственно образовательный процесс. Вторые (когнитивные) позволяют эффективно решать проблемные ситуации, возникающие в рамках умозрительных построений [5].

Изучение научных источников по теме исследования позволило нам отметить, что позиция ученых (в частности, В.И. Байденко [2], В.А. Болотова [3], О.Е. Лебедева [8]) определяет компетентност-ный подход и его реализацию в рамках профессионального образования как основной способ, позволяющий перейти от знаниевой парадигмы мышления к системно-деятельностной, способной обеспечить отказ от воспроизводящей схемы усвоения материала в пользу творческого, продуктивного пути. Именно способность будущего педагога адекватно реагировать в любых сложившихся в профессиональной деятельности ситуациях является, по мнению В.А. Болотова [3, с. 8-14], признаком сформированности профессиональных компетенций специалиста педагогического профиля. Именно поэтому в компетентностном подходе к профессиональному педагогическому образованию заключается возможность становления специалиста-педагога.

В рамках своей диссертационной работы Б.С. Садулаева говорит о том, что развитие профессиональных компетенций протекает как результат преобразования теоретических знаний (приобретенных в процессе овладения конкретными учебными дисциплинами) в определенные практические умения. Данный процесс реализуется посредством выработки и использования совокупности индивидуальных заданий и компетентностно-ориентированных задач в ходе обучения. Процесс поиска решения задач компетентностно-ориентированной направленности у студента-педагога позволяет осознать важность обращения к междисциплинарным знаниям, стимулируя развитие профессиональных компетенций, предполагающих широкий охват и высокий уровень обобщения [14].

Как отмечает М.М. Шубович в своей статье, компетентностный подход выступает идеологией для современного личностно-ориентированного обучения, которое, в свою очередь, реализуется посредством разнообразных инструментов [17, с. 397-403]. Дистанционные технологии являются инновационным инструментом для реализации ос-5 новных принципов личностно-ориентированного о подхода обучения. Поэтому далее в статье мы со-S средоточим свое внимание на возможностях дис-° танционного образования, его содержании, досто-5в инствах, недостатках и путях их преодоления.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» под дистанционным образованием понимает такую организацию образовательного процесса, при которой взаимодействие обучающегося и педагога организовано опосредованно (на расстоянии), благодаря применению возможностей телекоммуникационных и информационных технологий. Также указанным законом никак не ограничиваются возможности применения дистанционного образования, в том случае если оно обеспечивает достижение целей образовательной программы [11].

К неоспоримым достоинствам использования возможностей дистанционного образования нами, вслед за Р.Р. Насибулловым, относятся:

- гибкость образовательного процесса, которая позволяет обучающемуся осваивать программу в любое удобное время, в индивидуальном темпе;

- широкий охват, предполагающий доступность дистанционного образования всем желающим, вне зависимости от территориальной удаленности, наличия ограниченных возможностей здоровья и пр.;

- интернациональность, обеспечивающая широкие возможности, как для экспорта, так и для импорта образовательных услуг для образовательных учреждений, для обучения в другой стране - для обучающихся;

- отсутствие социальных границ, дающее равные возможности для обучения вне зависимости от материального уровня, места проживания, социального положения и пр. [10]

При всех очевидных достоинствах дистанционного образования в нем имеют место и проблемы, которые без надлежащего решения способны стать его недостатками. А.А. Скворцовым выделяются следующие:

- отсутствие жесткой системы контроля предполагает наличие у обучающихся дополнительной системы мотивации и самоконтроля, высокие требования к самоорганизации учебного процесса;

- возможности для прямых консультаций между педагогами и учащимися остаются ограниченными;

- внесение оперативных изменений в дистанционный образовательный процесс после его старта представляется сложным, требующим изменения всей модели дистанционного курса;

- зависимость от информационной инфраструктуры и потребность первичных вложений в материально-техническую базу, предполагающая наличие у всех участников дистанционного образовательного процесса необходимого оборудования и стабильного доступа к сети Интернет [15].

Для решения вышеуказанных проблем, по мнению Н.Ю. Марчук, существует два основных способа:

- беспрерывная работа над совершенствованием автоматизации дистанционного обучения,

направленная на создание такого модульного образовательного пространства, которое было бы цикличным, персонифицированным и предполагало постоянный контроль усвоения учебного материала; - стремление к обеспечению оперативной обратной связи на всех этапах обучения с целью выявления отклонений, ошибок, уточнения пожеланий и критических замечаний со стороны обучающихся [9, с. 78-85]. Реализация методов интерактивного обучения, обеспечение возможностей для групповой и коллективной работы на фоне эффективно организованного автоматизированного управления учением обеспечивает возможности для полноценного формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в условиях дистанционного образования.

Выводы

Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Формирование профессиональных компетенций у будущих педагогов в условиях дистанционного обучения, с одной стороны, поможет обеспечить вузу необходимый непрерывный образовательный процесс, не зависящий от внешних обстоятельств и эпидемиологических ограничений. С другой стороны, обучение в условиях дистанционного формата позволит студентам-педагогам в полной мере освоить форму взаимодействия в системе «педагогический работник - обучающийся». Впоследствии этот опыт обеспечит студентам высокую конкурентоспособность на рынке труда, поможет адаптироваться к новым реалиям профессиональной педагогической деятельности, в которых роль опосредованного информационно-коммуникационными технологиями процесса обучения возрастает в сравнении с традиционной формой непосредственного контакта. В связи с этим целесообразно планировать последующее исследование влияния условий дистанционного образования на формирование профессиональных компетенций у студентов педагогического вуза.

Литература

1. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4. С. 19-27.

2. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетент-ностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3-13.

3. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.

4. Вербицкий, А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32-37.

5. Гавронская, Ю.Ю. Интерактивное обучение химическим дисциплинам как средство форми-

рования профессиональной компетентности студентов педагогических вузов: автореф. дис. ... д.п.н. СПб., 2009. 45 с.

6. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. Известия УРО РАО. 2005. № 3 (33). С. 27-40.

7. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2012. 304 с.

8. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3-12.

9. Марчук, Н.Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного образования // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 78-85.

10. Насибуллов, Р.Р. Развитие дистанционной формы обучения будущих учителей (конец XX - начало XXI века). Казань: Хэтер, 2013. 176 с.

11. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

12. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»: приказ от 4 декабря 2015 г. № 1426.

13. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда. М.: МОДЭК, 2010. 536 с.

14. Садулаева, Б.С. Формирование специальных компетенций будущих бакалавров профиля «Информатика» в процессе обучения математической информатике: дисс. ... к.п.н. Челябинск, 2012. 216 с.

15. Скворцов, А.А. Педагогические условия дистанционного обучения студента в наукоемкой образовательной среде: дисс. ... к.п.н. Тамбов, 2015. 240 с.

16. Тарасюк, О. В. К вопросу о профессиональных компетенциях педагога профессионального обучения // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. 2007. № 1. С.49-57.

17. Шубович, М.М. Компетентностный подход как идеология современного личностно-ориен-тированного образования // Вестник Казанского технологического университета. 2009. № 5. С.397-403.

THEORETICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES IN PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS IN THE CONDITIONS OF DISTANCE EDUCATION

Dusenko S.V., Nikiforova Ju.O.

Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE)

The purpose of the study is to consider the features of the formation of professional competencies in future teachers in the context of distance education. In the article, the theoretical approaches to the problem define the content of the concept of "professional competence" in relation to student teachers, characterize the advantages and disadvantages of distance education. Scientific novelty consists in the systematization and generalization of scientific positions regarding the formation of professional competencies in stu-

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

dent teachers within the framework of distance education. As a result, it was clarified that the formation of professional competencies in future teachers can be ensured through distance education. The relevance of the topic is due to the socio-economic changes taking place in the Russian Federation and the modernization of the education system, which impose new requirements on professional teaching staff. The vector of cooperation with developed countries, implemented by domestic education, presupposes the obligatory provision of the authenticity of Russian education against the background of integration into a single information and common European space. The objective need to ensure the competitiveness of graduates of higher education, which allows them to meet the mobile labor market and dynamic educational needs, has become the basis for the introduction of a competency-based approach to the content of higher professional education. In this regard, it became necessary to modernize traditional didactic approaches in favor of a more individualized approach and create conditions under which students will receive wider opportunities for designing their learning process and forming professional competencies.

Keywords: professional competence; distance education; students of the pedagogical university.

References

1. Andreev, A.L. Competence paradigm in education: the experience of philosophical and methodological analysis // Pedagogy. 2005. No. 4. S. 19-27.

2. Baydenko, V.I. Competence in vocational education (to the development of a competence-based approach) // Higher education in Russia. 2004. No. 11. S. 3-13.

3. Bolotov, V.A. Competence model: from idea to educational program // Pedagogy. 2003. No. 10. S. 8-14.

4. Verbitsky, A.A. Context-competence approach to modernization of education // Higher education in Russia. 2010. No. 5. S. 3237.

5. Gavronskaya, Yu. Yu. Interactive teaching in chemical disciplines as a means of forming the professional competence of

students of pedagogical universities: author. dis. ... d.p.n. SPb., 2009.45 p.

6. Zeer, E.F. Competence-based approach to education // Education and Science. Izvestia URO RAO. 2005. No. 3 (33). S. 27-40.

7. Klimov, E.A. Psychology of professional self-determination. Moscow: Academy, 2012.304 p.

8. Lebedev, O.E. Competence-based approach in education // School technologies. 2004. No. 5. S. 3-12.

9. Marchuk, N. Yu. Psychological and pedagogical features of distance education // Pedagogical education in Russia. 2013. No. 4. S. 78-85.

10. Nasibullov, R.R. Development of distance learning for future teachers (late XX - early XXI century). Kazan: Heter, 2013.176 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. On education in the Russian Federation: Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ.

12. On the approval of the federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in the direction of preparation 44.03.01 "Pedagogical education": order of December 4, 2015 No. 1426.

13. Pryazhnikov, N.S. Psychological meaning of labor. M .: MODEK, 2010.536 p.

14. Sadulaeva, B.S. Formation of special competencies of future bachelors of the "Computer science" profile in the process of teaching mathematical computer science: dissertation thesis. . c.p.n. Chelyabinsk, 2012.216 p.

15. Skvortsov, A.A. Pedagogical conditions of distance learning of a student in a knowledge-intensive educational environment: diss. ... c.p.n. Tambov, 2015.240 p.

16. Tarasyuk, O.V. On the issue of professional competencies of a teacher of vocational training // Bulletin of the Educational and Methodological Association for Professional Pedagogical Education. 2007. No. 1. S. 49-57.

17. Shubovich, M.M. Competence approach as the ideology of modern personality-oriented education // Bulletin of Kazan Technological University. 2009. No. 5. S. 397-403.

o d

u

CM

m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.