DOI 10.24411/1813-145X-2019-10525
УДК 37
Ю. А. Моисеева https://orcid.org/0000-0003-1481-2280
Подходы к моделированию квазипрофессиональной деятельности студентов
В статье поднимается проблема повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования. Одним из решений данного вопроса является создание моделей специалистов разных профилей. В частности, рассматривается процесс разработки обобщенной компетентностной модели педагога дошкольного образования и определения наиболее эффективных современных видов деятельности студентов, форм работы в процессе формирования профессиональных и специальных компетенций. Даются определения понятиям «компетенция» и «компетентность». Автор показывает влияние разных видов деятельности на формирование и развитие профессиональных компетенций.
В статье также анализируются основные подходы к процессу формирования профессиональных компетенций студентов: деятельностно-компетентностный подход, личностно-ориентированный подход, системный подход. Определяются ведущие формы деятельности в процессе профессиональной подготовки: учебная, квазипрофессиональная, профессиональная деятельность. Профессиональная деятельность условно делится на структурные компоненты: прогностическую и проектировочную, конструктивную, организаторскую, коммуникативную и рефлексивную деятельности. Каждый компонент включает в себя элементы деятельности: мотив, цель, планирование, переработка текущей информации, оперативный образ, принятие решения, действие, проверка результатов и коррекция действий. Представляются основные составляющие структуры педагогической деятельности педагога дошкольного образования (совокупный субъект педагогического процесса, целевой, содержательный, операционально-деятельностный, результативно-рефлексивный компоненты, педагогические условия). Схематично показана последовательность функционирования и взаимосвязь компонентов деятельности. Раскрывается понятие квазипрофессиональной деятельности как элемента процесса профессиональной подготовки. Выделяются виды квазипрофессиональной деятельности студентов дошкольного отделения: практические и лабораторные занятия, психолого-педагогические практикумы, научно-исследовательская деятельность, педагогическая практика. В процессе формирования профессиональных и специальных компетенций определяются наиболее эффективные современные виды деятельности и формы работы студентов.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, компетентностная модель, квазипрофессиональная деятельность, структура педагогической деятельности, компетентностная модель, форма обучения.
Yu. A. Moiseeva
Approach to modeling students' quasi-professional activity
The article raises the problem of improving the quality of training of future teachers of preschool education. One of the solutions to this issue is the creation of models of specialists of different profiles. In particular, the process of developing a generalized competency model of a preschool teacher and determining the most effective modern types of students' activities, forms of work in the process of forming professional and special competencies is considered. Definitions are given to the concepts of competence and competency. The author shows the influence of different types of activities on the formation and development of professional competencies. The article also analyzes the main approaches to the process of forming professional competencies in students: an activity-competency approach, a personality-oriented approach, a systematic approach. The leading forms of activity in the process of professional training are determined: educational activity, quasi-professional activity, professional activity. Professional activity is conditionally divided into structural components: prognostic and design, constructive, organizational, communicative and reflective activities. Each component includes elements of activity: motive, goal, planning, processing of current information, operational image, decision making, action, verification of results and correction of actions. The main components of the structure of the pedagogical activity of the preschool education teacher are presented (the aggregate subject of the pedagogical process, targeted, informative, operational-activity, efficiently-reflective components, pedagogical conditions). Here is schematically shown the sequence of functioning and the relationship of the activity components. The concept of quasi-professional activity as an element of the professional training process is revealed. The types of quasi-professional activity of students of the preschool department are distinguished: practical and
© Моисеева Ю. А., 2019
laboratory classes, psychological and pedagogical workshops, research activities, pedagogical practice. The most effective modern types of students' activities, forms of work in the process of forming professional and special competencies are determined.
Keywords: competency, competence, competence model, quasi-professional activity, structure of pedagogical activity, competence model, form of training.
На протяжении многих лет целенаправленно ведется работа по преобразованию учебного процесса в высших учебных заведениях с целью повышения качества подготовки специалистов. Одним из решений данной проблемы является создание моделей специалистов разных профилей.
Теоретический анализ вопроса профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования показывает, что в педагогической науке достаточно глубоко изучены различные стороны данной проблемы. Несмотря на это, в современных условиях данный вопрос приобретает новые аспекты. В частности, важным явилось создание обобщенной компетент-ностной модели педагога дошкольного образования и определение наиболее эффективных современных видов деятельности студентов, форм работы в процессе формирования профессиональных и специальных компетенций. Это позволит будущим педагогам понимать, осознавать и целесообразно организовывать самообразовательную деятельность в процессе их профессионального становления.
В ходе получения студентами образования происходит формирование, а затем развитие разнообразных компетенций, необходимых для освоения профессии. Обучение студентов по профилю «Дошкольное образование» предполагает, что выпускник должен обладать универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями [17].
При этом важно уточнить взгляд на понятия «компетентность» и «компетенция». Компетентность - это новообразование субъекта деятельности, она характеризует его (будущего педагога) с точки зрения готовности к выполнению профессионально-педагогической деятельности. Иными словами, обладая определенной компетентностью, педагог успешно решает конкретные функциональные задачи (профессиональные компетенции) [20].
В реальной профессиональной деятельности компетенции проявляются в каждой конкретной ситуации, сообразно организуя деятельность и педагога, и его воспитанников. В свою очередь, сама деятельность, различные ее виды оказывают влияние на формирование и развитие необхо-
димых в данной ситуации профессиональных компетенций [19].
Основными подходами к процессу формирования профессиональных компетенций у студентов, обсуждаемыми в современной научной литературе, являются следующие:
- Деятельностно-компетентностный подход (Ф. Г. Ялалов и др.) предполагает включение каждого студента в процесс своего профессионального становления через осознание своих индивидуальных особенностей и возможностей, соотнесение их с теми требованиями, которые предъявляет к специалисту профессия, и с собственными представлениями о профессионально значимых качествах педагога дошкольного образования. В процессе учебно-познавательной деятельности студент превращается в активного субъекта образовательного процесса, в частности при оценке собственной деятельности.
- Личностно-ориентированный подход в профессиональном образовании (В. И. Байденко, Е. В. Бондаревская, Е. Ф. Зеер, В. В. Сериков, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская) требует ориентации образовательного процесса в вузе на индивидуальные особенности обучающихся, направлен на формирование у студента индивидуального стиля образовательной и учебно-профессиональной деятельности, предполагает обеспечение субъект-субъектного взаимодействия.
- Системный подход (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.) обуславливает понимание деятельности как системы. Процесс обучения студентов рассматривается как совокупность компонентов: субъекты деятельности, цели, содержание, формы, методы, средства реализации этого содержания и т. д. Системный подход требует реализации принципа единства теоретических фундаментальных знаний и опыта практической деятельности [19].
Основной проблемой любого профессионального образования является переход от актуально осуществляемой учебной деятельности студента к овладению им деятельностью профессиональной. Отрыв теоретического обучения от предстоящей педагогической практики и невозможность перенести саму практику в стены учебного заведения приводят к выводу о необходимости свя-
75
зующего звена между учебной и собственно профессиональной деятельностью. В некоторых психологических источниках такая деятельность-посредник получила название «квазипрофессиональной» [2].
Квазипрофессиональная деятельность - это деятельность студента, учебная по форме и профессиональная по содержанию, представляющая собой трансформацию содержания и форм учебной деятельности в адекватные им, предельно обобщенные содержание и формы профессиональной деятельности.
Квазипрофессиональная деятельность - это деятельность, в ходе которой, во-первых, усвоенное студентами ранее выступает в качестве средств, инструментов профессиональной деятельности и у них формируется устойчивое умение опираться на теоретические положения в практической деятельности; во-вторых, стимулируется прирост новых знаний и умений, необходимых для решения новых задач [1].
Квазипрофессиональная деятельность включает в себя блоки подготовки студентов в образовательном процессе на непрерывной основе и предполагает постоянный контакт студентов, преподавателей и специалистов-практиков. Рассматривают ее как деятельность профессиональную по содержанию и учебную по форме, в результате выполнения которой студенты приобретают опыт самостоятельного проектирования отдельных элементов будущей профессиональной деятельности.
Проанализировав имеющийся опыт, мы представляем учебно-профессиональную деятельность тремя ведущими формами деятельности в процессе обучения студентов в вузе. Условную последовательность базовых форм деятельности, их место в процессе профессиональной подготовки и содержание можно представить следующим образом:
- учебная деятельность (теоретическое обучение на лекционных и семинарских занятиях);
- квазипрофессиональная деятельность (моделирование целостных фрагментов педагогической деятельности на лабораторных практикумах, в ходе педагогической практики и при выполнении учебно-исследовательской работы);
- профессиональная деятельность (деятельность, соответствующая нормам собственно профессиональных и социальных отношений).
С переходом от одной базовой формы деятельности к другой студенты получают все более развитую практику применения учебной информации
в функции средства осуществления указанных деятельностей, овладевая реальным профессиональным опытом, получая возможности естественного вхождения в профессию. С помощью системы адекватных форм, методов, приемов обучения задается движение деятельности студента от учебной к собственно профессиональной вместе с трансформацией потребностей, мотивов, целей, предметных действий и поступков, средств, предмета и результатов образования [2].
Профессиональную деятельность педагога дошкольного образования можно условно разделить на компоненты, которые будут осваиваться студентами относительно автономно в процессе решения отдельных задач в определенной системе. К ним можно отнести прогностическую и проектировочную, конструктивную, организаторскую, коммуникативную и рефлексивную деятельность (Н. В. Кузьмина, Е. И. Рогов, В. А. Сластенин).
Выделенные структурные компоненты педагогической деятельности тесно взаимосвязаны функциональными назначениями. Проектировочный компонент включает в себя перспективные цели обучения и воспитания, а также стратегии и способы их достижения. Конструктивный компонент отражает особенности конструирования педагогом собственной деятельности и деятельности детей с учетом ближайших целей обучения и воспитания. Организаторский компонент определяет умения педагога организовывать как собственную деятельность, так и деятельность детей. Коммуникативный компонент характеризует специфику взаимодействия педагога с ребенком. И наконец, рефлексивный компонент предполагает сравнительный анализ запланированного и выполненного в деятельности педагога и его воспитанников.
Каждый из них включает в себя такие элементы деятельности, как мотив, цель, планирование, переработка текущей информации, оперативный образ, принятие решения, действие, проверка результатов и коррекция действий. В конкретной педагогической деятельности данные составляющие наполняются специфичным содержанием [11].
Предваряя разговор об описании модели формирования профессиональных компетенций у студентов дошкольного профиля, важно выделить основные составляющие структуры педагогической деятельности: совокупный субъект педагогического процесса, целевой, содержательный, операционально-деятельностный компо-
ненты, педагогические условия и результативно-рефлексивный компонент [14, с. 28].
Взаимосвязи и закономерности функционирования этих компонентов деятельности достаточно очевидны: деятельность образуется мотивами и целями; цель деятельности выступает как идеальное представление ее будущего результата; мотив побуждает к достижению цели и определяет смысл того, что делает педагог; в результате формируется личностный смысл профессионально-педагогической деятельности или, другими словами, субъектная позиция педагога.
Одновременно происходит процесс развития самой деятельности. Проявляя активность, будущий педагог проходит свое личностное становление. Это происходит за счет освоения мотивов, целей, операций, действий, социальных норм. При этом сама деятельность также расширяется и усложняется. Это не простое движение, а закономерное развитие деятельности.
При таком построении педагогической деятельности как целостного процесса, обеспечивающего эффективное взаимодействие всех его составляющих, происходит формирования тех знаний, умений и навыков, которыми должен обладать специалист, и развитие у него необходимых качеств личности как индивида и субъекта деятельности.
При конструировании обобщенной компе-тентностной модели педагога дошкольного образования мы опирались на мысль о том, что развитие субъекта деятельности невозможно вне развития самой системы деятельности. Поэтому важнейшим принципом деятельности при организации учебной, внеаудиторной и исследовательской работы студентов явился принцип профессиональной направленности образования.
Модель представляет собой семь базовых ключевых профессиональных компетентностей, каждая из которых соответствует определенному блоку педагогической системы деятельности [8]. В основе лежит формирование всей деятельности в целом, а также аналогичных общих перестроек личности студента. К ведущим компонентам мы отнесли следующие:
— мотивационный (готовность использовать возможности образовательный среды для достижения результатов обучения, воспитания и развития);
— целевой (способность решать целевые задачи воспитания, обучения и развития детей в различных видах детской деятельности);
— личностный (способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития);
— содержательный (способность проектировать целостный педагогический процесс);
— информационный (знание современных психолого-педагогических теорий обучения и воспитания, понимание их специфики в контексте дошкольного образования);
— технологический (способность использовать современные методы, технологии обучения и диагностики);
— результативный (уровень сформированно-сти профессиональных компетенций).
Квазипрофессиональная деятельность студентов охватывает весь процесс обучения в вузе. Профессиональная подготовка студентов выстраивается в нескольких направлениях (по мере возрастания подготовленности студентов):
— практические и лабораторные занятия, предполагающие соотнесение теоретических знаний студентов с реальной педагогической деятельностью;
— психолого-педагогические практикумы, обеспечивающие овладение начальными профессиональными умениями и, что важно, осознание себя в роли будущих педагогов;
— организация научно-исследовательской деятельности студентов, а именно, осуществление курсовых и дипломных исследований, экспериментов в рамках проблемных групп;
— педагогическая практика, предполагающая поэтапное вхождение студентов в педагогический процесс, позволяющая в полной мере осмыслить закономерности и принципы обучения и воспитания, овладеть начальными профессиональными умениями и навыками в основных видах деятельности специалистов дошкольных образовательных учреждений [4].
Каждый вид квазипрофессиональной деятельности предлагается студентам в ходе их обучения системно, последовательно. Вначале происходит моделирование педагогической деятельности воспитателя детского сада. Данный метод преимущественно используется на лабораторных занятиях по основным дисциплинам профиля и в рамках изучения дисциплин по выбору. В этих видах квазипрофессиональной деятельности происходит введение студентов в профессию, осознание ими потребности дальнейшего самосовершенствования и саморазвития, формирование профессиональных знаний, развитие профессиональной направленности личности.
На втором курсе студенты погружаются непосредственно в образовательную среду. В ходе прохождения учебной практики они приобретают первичные профессиональные умения и навыки, в том числе первичные умения и навыки научно-исследовательской деятельности.
Следующими видами практики являются производственные практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в группах детей раннего и дошкольного возраста, летне-оздоровительная практика). В ходе практик углубляются теоретические знания студентов о возрастных особенностях раннего и дошкольного детства и специфике педагогической работы с ними, они осуществляют методику обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, актуализируются умения и навыки по изучению особенностей и последующему развитию детей раннего и дошкольного возраста.
Педагогическая и преддипломная практика на четвертом курсе позволяет студенту принять на себя совершенно иную профессиональную роль, также необходимую для его профессионального становления и развития. Педагогическая практика в качестве старшего воспитателя детского сада позволяет обучающемуся осуществлять непосредственно методическую работу: планирование работы в дошкольном учреждении; знакомство с видами и содержанием контроля в детском саду, содержанием методических материалов и др. Учебно-исследовательская деятельность в ходе преддипломной практики важна для профессионального самоопределения студента, выбора им проблемы для дальнейшего научного исследования.
Таким образом, в процессе последовательного и системного включения студентов в различные виды квазипрофесиональной деятельности происходит формирование основных профессиональных компетенций. В основе такого подхода -профессиональные пробы, которые студенты осуществляют постепенно. Сначала идет формирование умения использовать теоретические знания для понимания психолого-педагогической реальности и решения отдельных педагогических задач; затем формируются начальные общепедагогические умения, составляющие наиболее общие модели эффективной профессиональной деятельности педагога; и наконец, происходит становление рефлексивно-творческих умений, связанных с выработкой у каждого студента основ индивидуального стиля будущей профессио-
нальной деятельности. При этом важно отметить, что профессиональные пробы должны осуществляться в условиях, последовательно приближающихся к условиям реального педагогического процесса, а также по мере возрастания подготовленности студентов.
Можно заключить, что квазипрофессиональная деятельность является наиболее эффективной формой профессионального обучения студентов дошкольного отделения. Различные ее виды способствуют формированию всей деятельности в целом, а также аналогичных общих перестроек личности обучающегося. В основе квазипрофессиональной деятельности лежит важнейший принцип деятельности при организации учебной, внеаудиторной и исследовательской работы студентов - принцип профессиональной направленности образования.
Библиографический список
1. Белкина, В. Н. Базовое дошкольное учреждение как условие профессиональной подготовки специалистов для системы дошкольного образования [Текст] / В. Н. Белкина, Т. Н. Зятинина // Детский сад от А до Я. - 2006. - № 3. - С. 154-159.
2. Вербицкий, А. А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении [Электронный ресурс] / А. А. Вербицкий, Н. А. Бакшаева. - URL: http://www.library.by/portalus/modules/psychology/
3. Ветров, Ю. П. Практико-ориентированный подход [Текст] / Ю. П. Ветров, Н. П. Клушина // Высшее образование в России : научно-педагогический журнал Министерства образования Российской Федерации. - № 6. - 2002. - С. 43-46.
4. Зебзеева, В. А. Практика в подготовке специалистов дошкольного образования [Текст] : учебное пособие / В. А. Зебзеева. - М. : ТЦ Сфера, 2008. -192 с.
5. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования [Текст] : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 384 с.
6. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. -№ 5. - С. 34-42.
7. Карпов, А. В. Соотношение психологического и педагогического знания [Текст] / А. В. Карпов. - М. : ИД РАО, 2018. - 144 с.
8. Инновационная система подготовки педагога. Теории и технологии дошкольного образования в бакалавриате [Текст] : научно-методическое пособие / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. Н. Сомковой. - СПб. : ООО «Книжный дом», 2008. - 368 с.
9. Компетентностная модель современного педагога [Текст] : учебно-методическое пособие / О. В. Акулова, Е. С. Заир-Бек, С. А. Писарева,
Е. В. Пискунова, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына. -СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 158 с.
10. Компетентностный подход в процессе непрерывного профессионального педагогического образования студентов [Текст] : монография / под ред. проф. В. Н. Белкиной. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ 2011. -139 с.
11. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1975. - 391 с.
12. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования [Текст] : коллективная монография / под ред. Е. Э. Смирновой. - Л. : Изд-во Ленинградского ун-та, 1984. - 177 с.
13. Моисеева, Ю. А. Специфика профессионально-педагогической деятельности воспитателя ДОУ [Текст] / Ю. А. Моисеева // Современные проблемы детства : материалы международной заочной конференции. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2018. - С. 361-368.
14. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. - М. : Академия, 2004. - 224 с.
15. Поваренков, Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека [Текст] / Ю. П. Поваренков. - М. : Изд-во УРАО, 2002. - 160 с.
16. Подготовка будущего специалиста в процессе педагогической практики [Текст] : материалы межрегиональной научно-практической конференции. -Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2004. - 364 с.
17. Профессиональный стандарт педагогической деятельности [Текст] / под ред. Я. И. Кузьминова, В. Л. Матросова, В. Д. Шадрикова // Вестник образования. - 2007. - № 7. - С. 20-34.
18. Формирование профессиональных компетенций педагога дошкольного образования в условиях непрерывного педагогического образования [Текст] : материалы всероссийской научно-практической заочной конференции. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2011. -264 с.
19. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст]. - М. : Логос, 2007. - 192 с.
20. Шадриков, В. Д. Профессиональные способности [Текст] / В. Д. Шадриков. - М. : Университетская книга, 2010. - 320 с.
Reference List:
1. Belkina, V N. Bazovoe doshkol'noe uchrezhdenie kak uslovie professional'noj podgotovki specialistov dlja sistemy doshkol'nogo obrazovanija = Basic pre-school institution as a condition of professional training of specialists for pre-school education system [Tekst] / V. N. Belkina, T. N. Zjatinina // Detskij sad ot A do Ja. -2006. - № 3. - S. 154-159.
2. Verbickij, A. A. Problema transformacii motivov v kontekstnom obuchenii = The problem of motive transformation in context learning [Jelektronnyj resurs] / A. A. Verbickij, N. A. Bakshaeva. - URL: http://www.library.by/portalus/modules/psychology/
3. Vetrov, Ju. P. Praktiko-orientirovannyj podhod = Practice-focused approach [Tekst] / Ju. P. Vetrov, N. P. Klushina // Vysshee obrazovanie v Rossii : nauchno-pedagogicheskij zhurnal Ministerstva obrazovanija Ros-sijskoj Federacii. - № 6. - 2002. - S. 43-46.
4. Zebzeeva, V. A. Praktika v podgotovke specialistov doshkol'nogo obrazovanija = Practice in pre-school training [Tekst] : uchebnoe posobie / V A. Zebzeeva. - M. : TC Sfera, 2008. - 192 s.
5. Zeer, Je. F. Psihologija professional'nogo obrazovanija = Psychology of professional education [Tekst] : uchebnik dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij / Je. F. Zeer. -M. : Izdatel'skij centr «Akademija», 2009. - 384 s.
6. Zimnjaja, I. A. Kljuchevye kompetencii - novaja paradigma rezul'tata obrazovanija = Key competencies -new paradigm of education outcome [Tekst] / I. A. Zim-njaja // Vysshee obrazovanie segodnja. - 2003. - № 5. -S. 34-42.
7. Karpov, A. V. Sootnoshenie psihologicheskogo i pedagogicheskogo znanija = Ratio of psychological to pedagogical knowledge [Tekst] / A. V Karpov. - M. : ID RAO, 2018. - 144 s.
8. Innovacionnaja sistema podgotovki pedagoga. Te-orii i tehnologii doshkol'nogo obrazovanija v bakalav-riate = Innovative teacher training system. Theories and technologies of pre-school education in bachelor 's degree [Tekst] : nauchno-metodicheskoe posobie / pod red. A. G. Gogoberidze, O. N. Somkovoj. - SPb. : OOO «Knizhnyj dom», 2008. - 368 s.
9. Kompetentnostnaja model' sovremennogo peda-goga = Competency model of the modern teacher [Tekst] : uchebno-metodicheskoe posobie / O. V Akulo-va, E. S. Zair-Bek, S. A. Pisareva, E. V. Piskunova, N. F. Radionova, A. P. Tijapicyna. - SPb. : Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2007. - 158 s.
10. Kompetentnostnyj podhod v processe nepreryv-nogo professional'nogo pedagogicheskogo obrazovanija studentov = Competency approach in the process of students' continuing professional pedagogical education [Tekst] : monografija / pod red. prof. V N. Belkinoj. -Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2011. - 139 s.
11. Leont'ev, A. N. Dejatel'nost'. Soznanie. Lich-nost' = Activity. Consciousness. Personality [Tekst] / A. N. Leont'ev. - M. : Pedagogika, 1975. - 391 s.
12. Modelirovanie dejatel'nosti specialista na osnove kompleksnogo issledovanija = Modeling of specialist' activity based on a comprehensive study [Tekst] : kollektivnaja monografija / pod red. E. Je. Smirnovoj. - L. : Izd-vo Leningradskogo un-ta, 1984. - 177 s.
13. Moiseeva, Ju. A. Specifika professional'no-pedagogicheskoj dejatel'nosti vospitatelja DOU = Specifics of professional and pedagogical activity of the preschool education teacher [Tekst] / Ju. A. Moiseeva // Sov-
remennye problemy detstva : materialy mezhdunarodnoj zaochnoj konferencii. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2018. -S. 361-368.
14. Nikitina, N. N. Vvedenie v pedagogicheskuju dejatel'nost': Teorija i praktika = Introduction to teaching: Theory and practice [Tekst] : ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / N. N. Nikitina, N. V. Kis-linskaja. - M. : Akademija, 2004. - 224 s.
15. Povarenkov, Ju. P. Psihologicheskoe soderzhanie professional'nogo stanovlenija cheloveka = Psychological content of a person's professional formation [Tekst] / Ju. P. Povarenkov. - M. : Izd-vo URAO, 2002. - 160 s.
16. Podgotovka budushhego specialista v processe pedagogicheskoj praktiki = Training of the future specialist in the process of pedagogical practice [Tekst] : materi-aly mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2004. - 364 s.
17. Professional'nyj standart pedagogicheskoj deja-tel'nosti = Professional standard of pedagogical activity [Tekst] / pod red. Ja. I. Kuz'minova, V L. Matrosova, V. D. Shadrikova // Vestnik obrazovanija. - 2007. -№ 7. - S. 20-34.
18. Formirovanie professional'nyh kompetencij ped-agoga doshkol'nogo obrazovanija v uslovijah nepreryv-nogo pedagogicheskogo obrazovanija = Formation of professional competences of a pre-school education teacher in conditions of continuous pedagogical education [Tekst] : materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj zaochnoj konferencii. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2011. -264 s.
19. Shadrikov, V. D. Problemy sistemogeneza profes-sional'noj dejatel'nosti = Problems of professional activity systemogenesis [Tekst]. - M. : Logos, 2007. - 192 s.
20. Shadrikov, V. D. Professional'nye sposobnosti = Professional abilities [Tekst] / V D. Shadrikov. - M. : Universitetskaja kniga, 2010. - 320 s.