13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 378.1 АРТЮХОВ А.И.
и. о. проректора по социальной работе и молодежной политике Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, старший преподаватель, кафедра педагогики, Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского E.mail: [email protected]
UDC 378.1 ARTYUKHOV A.I.
Acting Vice-Rector for Social Work and Youth Policy of the Bryansk State University Named After Academician I.G. Petrovsky, Senior Lecturer, Department of Pedagogy, Bryansk State University Named After Academician
I.G. Petrovsky E-mail: [email protected]
КРИТЕРИАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ АППАРАТ И МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
CRITERIA AND EVALUATION APPARATUS AND METHODS FOR DIAGNOSING THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION
В статье рассматривается критериально-оценочный аппарат и методики диагностики сформированно-сти профессиональной компетентности бакалавров педагогического образования, уровни, критерии и методы диагностики профессиональной компетентности бакалавров педагогического образования. Особенное внимание уделяется методам анкетирования и тестирования и др., определяющим когнитивный, коммуникационный и мотивационный критерии сформированности профессиональной компетентности будущих педагогов.
Ключевые слова: критериально-оценочный аппарат, методики диагностики, профессиональная компетентность, профессиональные компетенции, профессионально-личностная компетентность, ФГОС ВО, педагогическое образование.
The article considers the criteria and evaluation apparatus and methods for diagnosing the formation of professional competence of bachelors of pedagogical education, levels, criteria and methods for diagnosing professional competence of bachelors of pedagogical education. Special attention is paid to the methods of questioning and testing, etc., which determine the cognitive, communication and motivational criteria for the formation ofprofessional competence offuture teachers.
Keywords: criteria and evaluation apparatus, diagnostic methods, professional competence, professional competencies, professional and personal competence, Federal State Educational Standard of Higher Education, pedagogical education.
Профессиональную компетентность бакалавров педагогического образования мы считаем более широким понятием, чем профессиональные компетенции, считаем профессиональные компетенции составными структурными компонентами профессиональной компетентности.
Среди различных видов профессиональных компетенций (ключевых, управленческих, специальных, личностных и др.) мы особенно выделяем профессионально-личностные качества, которые, в свою очередь, включаются в более узкое понятие -профе ссионально-лично стная компетентно сть.
В критериально-оценочный компонент, позволяющий оценить уровень сформированности профессионально-личностной компетентности мы включаем уровни, критерии и методы диагностики профессиональной компетентности бакалавров.
Критериально-оценочный аппарат включает следующие критерии: когнитивный (показатели: знание составляющих профессиональной, профессионально-личностной компетентности преподавателя, его профессиональных компетенций, инновационных, развивающих и воспитывающих методов обучения и воспитания и др.), мотивационный (показатели: мотивы,
интересы студентов бакалавриата к учебной деятельности, их потребности), деятельностный (показатели: умения использования инновационных методов обучения и воспитания в профессиональной деятельности, проявления профессионально-личностных качеств, с формированных профессиональных компетенций в своей деятельности и др.), коммуникационный (показатели: уровни сформированности коммуникационных компетенций в подготовке бакалавров педагогического образования), - позволяет осуществлять систематический анализ и оценку уровней ее сформированности: порогового, базового, продвинутого и успешного. В исследовании используются следующие методы диагностики сформированности профессиональной компетентности бакалавров педагогического образования: тестирование, анкетирование, портфолио (рефераты, курсовые работы, научные статьи и т.д.), балльно-рейтинговая система.
Современный педагог должен знать тенденции развития образования, понимать сущность инновационного образования, разбираться в таких понятиях, как активные формы обучения, инновационные методы и формы обучения, цели, задачи, принципы инновационнного обучения интерактивные формы обучения и т.д.
© Артюхов А.И. © Artyukhov A.I.
Ученые записки Орловского государственного университета. № 3 (92), 2021 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 92. 2021
Определить уровень сформированности коммуникативного критерия профессионально-личностной компетентности позволит подготовка бакалаврами педагогического образования следующих рефератов:
- Современные тенденции развития образования:
- Интеграция и интернационализация образования
- Ориентация на многопрофильность и альтернативность образования
- Демократизация образования, усиление гуманистической направленности
- Стандартизация и дифференциация образования
- Гуманизация и гуманитаризация образования
- Информатизация и компьютеризация образования
- Инновационное обучение
- Педагогика сотрудничества как основа организации групповой учебной работы.
- Использование игровой технологии на учебном занятии
- Интерактивные методы на учебных занятиях
Одним из важных методов выявления уровня
сформированности профессионально-личностной компетентности бакалавров педагогического образования является тестирование.
Студентам можно предложить следующий диагностический тест на выявление сформированности когнитивного компонента профессионально-личностной компетентности педагога, знаний различных медово и форм обучения, в том числе интерактивных, понимание сути процессов инновационного, развивающего обучения:
Выберите правильный вариант ответа:
1. Исследовательский метод:
а) формирует навыки самостоятельной работы
б) необходим для закрепления знаний учащихся
в) развивает умение воспроизводить полученные знания,
г) активно используется в системе семинарских занятий.
2. К какой группе методов можно отнести объяснительно-иллюстративный метод?
а) по источникам передачи и характеру восприятия информации,
б) в зависимости от уровня активности и характера познавательной деятельности,
в) по дидактическим задачам.
3. Основными принципами инновационного обучения являются:
а) креативность (ориентация на творчество)
б) использование нетрадиционных форм уроков
в) доступность, перспективность
г) прочность, активность и сознательность.
4. К основным принципам развития современной системы образования России относятся:
а) стандартизация
б) гуманизм
в) демократизм
г) авторитаризм
д) альтернативность.
5. Под термином «инновации» применительно к образовательному процессу понимается
а) дифференциация
б) распространение новшеств в педагогической практике
б) внедрение программированного обучения
в) творческий подход к педагогической деятельности
г) оригинальность дошкольной жизни.
6. К основным объектам инновационных преобразований в педагогической системе не относится
а) технологии обучения
б) содержание обучения
в) социальная среда
г) управление образовательным учреждением.
7. Все технологии интерактивного обучения делятся на
а) активные и пассивные,
б) основные и сопутствующие,
в) индивидуальные и групповые,
г) неимитационные и имитационные.
8. Обучение, в котором с помощью проблемных ситуаций моделируются условия исследовательской деятельности и развития мышления обучающихся - это
а) проблемное обучение,
б) проектное обучение,
в) обучение «путем проб и ошибок»,
г) репродуктивное обучение.
Для выявления уровня мотивационного критерия сформированности профессионально-личностной компетентности будущего педагога, понимания, а также знания требований к педагогу как личности, лидеру, можно предложить провести анкетирование. Бакалаврам педагогического образования предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Что Вы понимаете под термином «профессиональная компетентность»?
2. Как бы Вы охарактеризовали понятие «профессиональная компетенция»?
3. Какие Вы можете назвать нормативно-правовые документы, определяющие профессиональные компетенции, формирование которых необходимо при подготовке бакалавров педагогического образования?
4. Как Вы думаете, какое понятие шире «профессиональная компетентность» или профессиональная компетенция»? Обоснуйте свой ответ.
5. Какие виды профессиональных компетенций Вы можете назвать?
6. Что такое «профессионально- личностная компетентность»?
7. Назовите личностные черты, на Ваш взгляд, идеального педагога?
8. Как Вы думаете, какими знаниями должен владеть педагог?
9. Какими коммуникативными умениями он должен обладать?
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
10. Перечислите мотивы получения Вами педаго- разования Вы можете назвать?
гического образования. Почему Вы решили обучаться 12. Что такое «инновационное обучение»? Что Вы
по направлению Педагогическое образование? понимаете под «Интерактивными методами обучения»?
11. Какие тенденции в развитии современного об-
Библиографический список
1. Артюхов А.И. Формирование профессионально-личностной компетентности бакалавров педагогического образования во внеучебной деятельности университета //Ученые записки Орловского государственного университета. 2020. № 4 (89). С. 293-294.
2. Байрамов Э.В., Пузанкова Е.Н. Модель формирования коммуникационной компетентности с использованием информационных технологий при обучении бакалавров педагогического образования // Ученые записки Орловского государственного университета. 2019. № 3 (84). С. 307-312.
3. Веретенникова В.Б. Активные и интерактивные методы обучения в современной системе дошкольного образования. // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2015. №4 (4). С. 33-40.
4. Инновационное обучение: Стратегия и практика/ Под ред. В.Я. Ляудис. М., 1994. 203 с.
5. КларинМ.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. Текст: электронный. - URL: http://istina.msu.ru/publications/book/12199287/
6. Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта. // Педагогика. 2000. № 7. С. 7-12.
7. Смирнова К.А. Интерактивные методы обучения в системе образования. // Новые технологии в образовании. Материалы XXI Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. 2015. С. 94-96.
8. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели/ А.В. Хуторской, Л. Н. Хуторская, 2004. - Текст: электронный. - URL: http://khutorskoy.ru
References
1. Artyukhov A.I. Formation of professional and personal competence of bachelors of pedagogical education in extracurricular activities of the university //Scientific notes of the Orel State University. 2020. № 4 (89). Pp. 293-294.
2. Bayramov E.V., Puzankova E.N. Model of formation of communication competence using information technologies in teaching bachelors of pedagogical education/ E. V. Bayramov, E. N. Puzankova. / / Scientific notes of the Orel State University. 2019. № 3 (84). Pp. 307-312.
3. Veretennikova V.B. Active and interactive teaching methods in the modern system of preschool education. // Problems and prospects. 2015. №4 (4). Pp. 33-40.
4. Innovative training: Strategy and Practice/ Edited by V. Ya. Lyaudis. M., 1994. 203 p.
5. KlarinM.V. Innovative models of teaching in foreign pedagogical searches. Moscow: Arena, 1994. - Text: electronic. - URL: http:// istina.msu.ru/publications/book/12199287/
6. Klarin M.V. Interactive learning is a tool for mastering new experience. // Pedagogy. 2000. No. 7. Pp. 7-12.
7. Smirnova K.A. Interactive teaching methods in the education system. / / New technologies in education. Materials of the XXI International Scientific and Practical Conference. The Center of scientific thought. 2015. Pp. 94-96.
8. Khutorskoy A.V., Khutorskaya L.N. Competence as a didactic concept: content, structure and models/ A.V. Khutorskoy, L.N. Khutorskaya, 2004. - Text: electronic. - URL: http://khutorskoy.ru