Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФГОС ВО / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артюхов А.В.

В статье рассматриваются сущность профессиональной компетентности и виды профессиональных компетенций, профессиональные компетенции бакалавров педагогического образования, особенности профессионально-личностной компетентности, предлагаются формы внеучебной деятельности университета, формирующие и развивающие профессионально-личностную компетентность бакалавров педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артюхов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL AND PERSONAL COMPETENCE OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY

The article deals with the essence of professional competence and types of professional competencies, professional competencies of bachelors of pedagogical education, features of professional and personal competence, offers forms of extracurricular activities of the University that form and develop professional and personal competence of bachelors of pedagogical education.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА»

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 378.1 АРТЮХОВ А.И.

председатель первичной профсоюзной организации студентов Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, старший преподаватель, кафедра педагогики, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского E-mail:profcom_bgu@mail.ru

UDC 378.1 ARTYUKHOV A.I.

Chairman of the Primary Trade Union Organization of Students of the Bryansk State University Named After Academician I. G. Petrovsky Trade Union of Workers of National Education and Science of the Russian Federation, Senior Lecturer, Department of Pedagogy, Bryansk state University Named After Academician I. G. Petrovsky E-mail: profcom_bgu@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА

FORMATION OF PROFESSIONAL AND PERSONAL COMPETENCE OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY

В статье рассматриваются сущность профессиональной компетентности и виды профессиональных компетенций, профессиональные компетенции бакалавров педагогического образования, особенности профессионально-личностной компетентности, предлагаются формы внеучебной деятельности университета, формирующие и развивающие профессионально-личностную компетентность бакалавров педагогического образования.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональные компетенции, профессионально-личностная компетентность, ФГОС ВО, педагогическое образование, внеучебная деятельность.

The article deals with the essence of professional competence and types of professional competencies, professional competencies of bachelors of pedagogical education, features of professional and personal competence, offers forms of extracurricular activities of the University that form and develop professional and personal competence of bachelors of pedagogical education.

Keywords: professional competence, professional competencies, professional and personal competence, Federal state educational standard, pedagogical education, extracurricular activities.

Цель данной статьи - выявление различий между понятиями «профессиональная компетентность» и «профессиональная компетенция», рассмотрение профессиональных компетенций бакалавров педагогического образования, определение сущности «профессионально-личностной компетенции», описание форм внеучебной деятельности, влияющих на формирование и развитие профессионально-личностной компетентно сти.

Профессиональную компетентность вслед за А.В. Хуторским мы рассматриваем как «владение соответствующей компетенцией, совокупность личностных качеств ученика, обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере» [2]. Он относится к группе ученых (И.А. Зимняя, О.М. Мутовская, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и др.), позиционируя компетентность как первичную категорию., различающих понятия профессиональная компетентность и профессиональная компетенция.

Мы сторонники концепции, согласно которой понятие «компетентность» шире определения «компетенция» и может включать в себя совокупность компетенций.

Национальная педагогическая энциклопедия дает следующее определение профессиональных компетенций: «Профессиональные компетенции (ПК) - способности работника выполнять работу в соответствии с требованиями должности. Требования должности - задачи и стандарты их выполнения, принятые в организации или отрасли» [1].

Современные исследователи выделяют следующие виды профессиональных компетенций:ключевые, управленческие, специальные, личностные.

Ключевые -целостную систему знаний, умений, навыков и опыта.

Специальная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на остаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие.

Социальная компетентность - владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты профессионального труда.

Личностная компетентность - владение приемами

© Артюхов А. И. © Artyukhov A.I.

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (89), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 89. 2020

личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности.

Индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил.

Для нас в исследовании и работе особенно важна личностная составляющая профессиональной компетентности, поэтому мы предлагаем в качестве рабочего понятие «профессионально-личностная компетентность педагога»:владение определенным набором ключевых, специальных, личностных и социальных компетенций, необходимых для педагогической деятельности, умение использовать профессиональные знания на практике.

В качестве форм внеучебной деятельности университета, и формирующих и развивающих профессионально-личностную компетентность студента, можно предложить следующие:

1) Адаптационный тренинг «Тропа первокурсника» (вариант тренинга на сплочение, выявление лидеров в академических группах);

2) Школа актива 1 курса (многодневный об-

разовательный проект, который проводится с целью ознакомления первокурсников с локальными и федеральным нормативно-правовыми актами, касающимся студенчества);

3) Школа социального проектирования (проект состоит изтеоретической и практической части, его результатом является разработка проектов, которые в дальнейшем реализуются на базе университета и участвуют в федеральных конкурсах на получение грантов);

4) «День тренингов» (проект, направленный на личностный рост, развитие навыков и реализацию инновационных проектов студентов);

5) Школа студенческого актива «Курс на успех» (проект, направленный на установление связей между студенческими организациями вузов региона, разработку и реализацию совместных проектов);

6) Тренинг-семинар «Поколение 2» (проект, направленный на развитие знаний, умений и навыков в области информационной работы в студенческих организациях);

7) Школа правовой грамотности студенческой молодежи (проект, целью которого является повышение уровня правовой грамотности обучающихся,развитие общественной активности в сфере защиты прав студентов, формирование у студентов активной гражданской позиции).

Библиографический список

1. Профессиональные компетенции (ПК). - Текст: электронный. - URL: http://khutorskoy.ruhttps://didacts.ru/teimm/ professionalnye-kompetencii.html

2. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели/ А.В. Хуторской, Л. Н. Хуторская, 2004. Текст: электронный. - URL: http://khutorskoy.ru

Referens

1. Professional competence (PC). - Text: electronic. - URL: http://khutorskoy.ru https://didacts.ru/termin/professionalnye-kompetencii.html

2. Khutorskoy A.V., Khutorskaya L. N. Competence as a didactic concept: content, structure and models/ A.V. Khutorskoy, L.N. khutorskaya, 2004. - Text: electronic. - URL: http://khutorskoy.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.