Научная статья на тему 'Инженерная компетентность бакалавров-строителей как профессионально педагогический феномен'

Инженерная компетентность бакалавров-строителей как профессионально педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ENGINEERING COMPETENCE / БАКАЛАВРЫ-СТРОИТЕЛИ / BACHELORS-BUILDERS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / КОМПОНЕНТЫ / COMPONENTS / КРИТЕРИИ / CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина О. А.

Предлагаемая работа посвящена вопросам формирования инженерной компетентности бакалавров-строителей в образовательной организации высшего образования. Представлен анализ дефиниций «компетентность», «профессиональная компетентность», «инженерная компетентность бакалавров-строителей», предложенный в научно-педагогической литературе. Обозначены виды профессиональной деятельности выпускника, освоившего программу бакалавриата. Установлены компоненты и критерии сформированности инженерной компетентности бакалавров строительной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокина О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инженерная компетентность бакалавров-строителей как профессионально педагогический феномен»

ИНЖЕНЕРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БАКАЛАВРОВ-СТРОИТЕЛЕЙ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

О.А. Сорокина, старший преподаватель

Кумертауский (филиал) Оренбургского государственного университета (Россия, г. Кумертау)

Аннотация. Предлагаемая работа посвящена вопросам формирования инженерной компетентности бакалавров-строителей в образовательной организации высшего образования. Представлен анализ дефиниций «компетентность», «профессиональная компетентность», «инженерная компетентность бакалавров-строителей», предложенный в научно-педагогической литературе. Обозначены виды профессиональной деятельности выпускника, освоившего программу бакалавриата. Установлены компоненты и критерии сформированности инженерной компетентности бакалавров строительной отрасли.

Ключевые слова: инженерная компетентность, бакалавры-строители, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность, компоненты, критерии.

В конце ХХ века на восточноевропейском континенте актуализировалась проблема формирования инженерной компетентности специалиста, которая аргументируется как история становления инженерной деятельности, так и прогнозами становления производственных сил и социальных отношений в современном информационном сообществе. Новый век характеризуется новой фазой развития инженерной компетентности. Значительно растет престиж инженерной профессии, карьерный рост инженера становится перспективной с точки зрения статуса и материального достатка. Сегодня у государства четкое видение приоритетов развития инженерного образования. Как заявила глава Минобрнауки Ольга Васильева: «Самыми популярными в 2016 году оказались инженерные и технические специальности» [1]. Для того чтобы будущие выпускники состоялись как личности, в профессиональной деятельности, добились успеха, реализовали себя в интересах страны, нужно делать новые качественные шаги в развитии современного технического образования.

Сегодня лидерами тотального развития становятся страны, которые реализовыва-ют передовые технологии и на их фундаменте создают собственную производственную базу. Одним из ключевых характеристик конкурентоспособности государства является качество инженерных кадров. Система подготовки кадров должна отве-

чать вызовам времени, запросам экономики и общества, способности решать задачи, которые ставятся перед экономикой нашего государства в целом: рост конкурентоспособности, технологическое перевооружение промышленности, усовершенствование производительности труда.

Высшее образование дает специалисту право достойно носить звание инженера, быть профессионалом, реально вовлеченным в инженерную деятельность, творчески применять знания, полученные в образовательной организации высшего образования, находить не стандартные, не шаблонные способы решения задач в профессиональной деятельности, реализо-вывать свои идеи, быть компетентным организатором производства, нацеленным на международную конкурентоспособность и иметь развитый командный дух в инженерии.

Минобрнауки России на протяжении последних лет проводит поступательную политику по формированию качества инженерного образования. Для организации подготовки высококвалифицированных инженерных кадров, востребованных на рынке труда и поднятия престижа профессии инженера реализуется проект «Развитие инженерного образования» [2], в рамках которого проводятся олимпиады и конкурсы в области инженерии, разработан комплекс мер по повышению квалификации и профессиональной подготовке педагогических работников в области ин-

женерии, подготовлен проект указа Президента Российской Федерации «О грантах Президента Российской Федерации для поддержки одаренных детей, поступивших в образовательные организации высшего образования».

В 2014 году появился Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (НСПК) [3], и сегодня действуют более 20 созданных им отраслевых советов, появление которых позволило снять проблемы выбора аккредитующих организаций, подтверждения компетенции экспертов и формирования методологии профессионально-

общественной аккредитации. С точки зрения Аллы Факторович, заместителя руководителя Центра профессионального образования Федерального института развития образования (ФИРО): «Советы стали выразителями консолидированной позиции бизнес-сообщества. От имени своих отраслей они формулируют взгляд работодателя и оценивают профильные программы подготовки по установленным квалификациям».

Инженерная компетентность бакалавра-строителя имеет структуру, которая соответствует видам профессиональной деятельности, а динамика структуры отражает изменения видов профессиональной деятельности.

Основой понятия «инженерная компетентность бакалавров-строителей» служат понятия «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность», «инженерная компетентность», которые определяют терминологическое поле исследования.

В педагогической науке данные понятия рассматриваются с различных позиций ученых: К.А. Абульханова-Славская, С.Я. Батышев, В.С. Безрукова, Е.В. Бондарев-ская, Т.Г. Браже, А.А. Вербицкий, Б.С. Гершунский, Н.И. Запрудский, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Т.Е. Исаева, М.К. Кабардов, Н.Д. Кучугурова, И.Л. Лернер, А.К. Маркова, А.М. Новиков, Дж. Равен, Г.К. Се-левко, В.А. Сластёнин, Ю.Г. Татур, В.Г. Тимирясов, А.В. Хуторской, В.Д. Шадри-ков. Рассмотрим результаты научных ис-

следований, оказавших существенное влияние на нашу работу.

В нашей работе основой являются материалы и исключения специальных исследований, проводимых в Оренбургском государственном университете, и именно тех, кто рассматривал структуру компетенций: инженерную (И.Д. Белоновская) [4], иноязычную (Н.С. Сахарова) [5], межкультурную (Н.В. Янкина) [6], информационную (И.А. Кулантаева) [7].

В нашей работе мы исследуем проблему формирования инженерной компетентности бакалавров, основываясь на отличительных чертах деятельности инженера строительной отрасли.

Проблемам реформирования высшего образования и переходу на новые образовательные стандарты ФГОС-3, ФГОС-3+ в последние время посвящено большое количество работ. Значимой данная проблема является и в области образовательной системы по подготовке бакалавров для строительной отрасли. Стоит отметить, что данная проблема становится актуальной в вопросах научно-методического выражения внедрения инноваций в методологии преподавания профессиональных дисциплин для бакалавров направления подготовки 08.03.01 Строительство. Приказом от 31 мая 2017 г. № 481 утвержден и введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 08.03.01 Строительство, в котором представлены обязательные требования при реализации главных профессиональных образовательных программ высшего образования. Согласно данному документу у выпускника формируются универсальные и общепрофессиональные компетенции, в свою очередь профессиональные компетенции, определяемые программой бакалавриата, основываются на профессиональных стандартах.

В нашем исследовании инженерное образование реализуется деятельностным подходом и предполагает подобную организацию структуры и всего образовательного процесса, которая сосредоточена на конечный результат, т.е. на качество дея-

тельности бакалавров строительной отрасли.

Задачи модернизации российской экономики и выполнение национальной программы по обеспечению граждан нашей страны доступным и качественным жильем напрямую связаны с постоянно увеличивающимися объемами строительства, что требует повышенного внимания к расчетам различных конструкций и их элементов. Расчет строительных конструкций и сооружений должен обеспечивать как их надежность при эксплуатации, так и целесообразного применения самых современных, передовых технологий и материалов в области строительства. Такие задачи могут быть решены на основе фундаментального знания свойств различных инновационных материалов и умения быстро и эффективно реализовывать любые сложные

инженерные расчеты, при этом оставляя качество и надежность на самом высоком уровне.

Полученная квалификация в области «Строительства» позволит будущим выпускникам построить успешную карьеру в сфере строительного надзора, проектирования, разработке проектной документации, конструирования зданий и сооружений.

В нашей работе мы придерживаемся взгляда, что структура инженерной компетентности показана целостностью пяти компонентов: когнитивный, операциональный, производственно-

эмпирический, мотивационно-ценностный и рефлексивно-прогностический.

Все компоненты взаимосвязаны между собой, каждый выполняет свои функции и задачи (таблица 1).

Компонент Критерий

Когнитивный Когнитивный - знания, необходимые для постановки, анализа, решения и демонстрации профессиональных задач строительной отрасли и взаимодействия с объектами производственной среды.

Операциональный Операциональный - умения постановки, решения и демонстрации профессиональных задач строительной отрасли и взаимодействия с объектами производственной среды.

Производственно-эмпирический Производственно-эмпирический - опыт решения профессиональных задач строительной отрасли и взаимодействия с объектами производственной среды.

Мотивационно-ценностный Мотивационно-ценностный - интерес и стремления, обеспечивающие активное осознание и ответственное участие в постановке, анализе, поиске способов решения и демонстрации более сложных профессиональных задач строительной отрасли и взаимодействия с объектами производственной среды.

Рефлексивно-прогностический Рефлексивно-прогностический - анализ, итоговая экспертиза, выбор наиболее эффективных способов решения и демонстрации более сложных профессиональных задач строительной отрасли и взаимодействия с объектами производственной среды, оценка результата и прогнозирование новых проблем.

Таблиц 1. Компоненты и критерии сформированности инженерной компетентности бакалавра-строителя

Таким образом, рассматриваемая нами инженерная компетентность бакалавра-строителя представляет собой инте-гративное личностное качество, характеризующее готовность решать проектные инженерные задачи в области строитель-

ства на высоком уровне, осознавая общественную важность и ответственность за результаты учебно-профессиональной деятельности, необходимость постоянной самореализации и ориентацию на профессиональный результат.

Библиографический список

1. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] // Ы^://минобрнауки.рф/т/новости/10371.

2. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] // Ы^://минобрнауки.рф/проекты/развитие-инженерного-образования.

3. Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (НСПК) [Электронный ресурс] // http://nspkrf.ru.

4. Белоновская, И.Д. Инженерная компетентность специалиста: теория и практика формирования: монография / И. Д. Белоновская. - М.: Дом педагогики, 2005. - 253 с.

5. Сахарова, Н.С. Развитие иноязычной компетенции студентов университета: монография / Н. С. Сахарова. - М: [б. и.], 2003. - 206 с.

6. Янкина, Н.В. Межкультурная компетентность студента университета. Монография / Н.В. Янкина. - Москва: Дом педагогики, 2005. - 267 с.

7. Кулантаева, И.А. Формирование информационной компетентности студентов-юристов: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.08 / И.А. Кулантаева // Оренбург, 2004. -24 с.

ENGINEERING COMPETENCE OF BACHELORS-BUILDERS AS PROFESSIONALLY PEDAGOGICAL PHENOMENON

O.A. Sorokina, senior lecturer

Kumertau branch of Orenburg state university

(Russia, Kumertau)

Abstract. The offered work is devoted to questions of formation of engineering competence of bachelors-builders of the educational organization of the higher education. The analysis of definitions «competence», «professional competence», «engineering competence of bachelors-builders» offered in scientific and pedagogical literature is submitted. Types ofprofessional activity of the graduate who has mastered the program of a bachelor degree are designated. Components and criteria offormation of engineering competence of bachelors of construction branch are installed.

Keywords: engineering competence, bachelors-builders, professional activity, professional competence, components, criteria.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.