УДК 378.147.88
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА-СТРОИТЕЛЯ
И.Д. Белоновская, Е.В. Аверьянова, О.Н. Рахимова
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена рассмотрением проблемы обеспечения компетентными кадрами строительной отрасли, значимостью применения инновационного проектирования при подготовке бакалавров-строителей, которое направленно на приобретение не только навыков в области строительства, но и развитие трехмерного мышления, творческого потенциала личности. Авторами сформулированы виды инновационного проектирования, их возможности в реализации подготовки бакалавров-строителей. Предложены особенности инновационного проектирования, которые внедряются в рамках школы инновационного проектирования (ШИП). Раскрыта сущность оценки инновационного проектирования, заключающаяся в выявлении четырех компонентов - мотивационного, когнитивного, креативного, рефлексивного. Диагностика, выполненная на примере профессионального цикла дисциплин, выявляет уровень готовности бакалавра-строителя к инновационному проектированию в области строительства.
Ключевые слова: инновационное проектирование, бакалавр-строитель, мотивация, ШИП, готовность.
THE USE OF INNOVATIVE DESIGN IN THE EDUCATIONAL ACTIVITIES
OF THE BACHELOR-BUILDER
I. Belonovskaya, E. Averyanova, O. Rakhimova
Abstract. The relevance of the article is due to the consideration of the problem of providing competent personnel for the construction industry, the importance of the use of innovative design in the preparation of bachelors - builders, which is aimed at acquiring not only skills in the field of construction, but also the development of three-dimensional thinking, creative potential of the individual. The authors formulate the types of innovative design, their capabilities in the implementation of the training of bachelors-builders. Proposed features of innovative design that are embedded within the school of innovation design (SPIKE). The essence of evaluation of innovative design, which consists in the application of four components - motivational, cognitive, creative, reflexive. Diagnostics performed on the example of a professional cycle of disciplines, reveals the level of readiness of the bachelor Builder to innovative design in the field of construction.
Keywords: innovative design, bachelor, Builder, motivation, SID, readiness.
Одним из условий поддержки формирования инновационной экономики является
модернизация системы образования, которая выступает основой динамического развития общества, его благополучия и безопасности [1]. Стратегический план государства в области образования определяется значимостью подготовки высококвалифицированных
конкурентоспособных бакалавров в
соответствии с требованием развития инновационной экономики России. Проблема в обеспечении компетентными кадрами в строительстве на сегодняшний день стоит очень остро. В настоящее время практически каждая строительная организация нуждается в квалифицированных специалистах не только рабочих, но и инженерно-технических профессий [2].
Развитие познавательного интереса бакалавров-строителей в процессе изучения специальных дисциплин является основным направлением в подготовке специалистов по
направлению «Строительство». Необходимость всестороннего основательного изучения данного вопроса, возможность актуализации и внедрения научного исследования в практику преподавания специальных дисциплин признаются приоритетными в образовании. Инновационное проектирование становится значимым при подготовке бакалавров-строителей, так как направлено на приобретение не только навыков в области строительства, но и развитие трехмерного мышления, творческого потенциала личности, что немаловажно в профессиональной деятельности бакалавра-строителя [3]. Изучение студентами инновационного проектирования позволит бакалаврам-строителям освоить методы инновационной деятельности, стать компетентными специалистами в области:
- создания инновационных проектов зданий и сооружений, что обеспечит конкурентоспособность проекта на рынке сбыта;
- разработки и оптимизации технологических инноваций, в том числе единых
и узловых технологий, новых
высокоэффективных методов соединения конструкций и материалов;
- оптимизации проектных, перспективных и директивных технологических процессов проектирования зданий и сооружений;
- выполнения конструкторских, исследовательских работ;
- разработки предварительных проектов рабочей документации и комплектов презентационной документации информационного назначения;
- создания САПР, использования В1М-технологий.
Инновационное проектирование, творческая подготовка бакалавров-строителей являются основой успешной подготовки к профессиональной деятельности. При этом установлено, что существующие
образовательные программы быстро устаревают и не могут в полной мере обеспечить современную подготовку бакалавра-строителя. В ходе обучения информация передается преподавателем циклично, поэтому
существенные изменения в строительстве не имеют выхода в реальную жизнь и являются абстрактными.
Поэтому важнейшей задачей в высшей школе на сегодняшний день является внедрение механизмов, методов и средств обеспечения качества практической подготовки будущих бакалавров-строителей.
Для того, чтобы реализовать инновационное проектирование на практике, необходимо
Таблица 1. - Инновационное проектирование в
обеспечить внедрение инновационных образовательных программ для подготовки бакалавров-строителей, с помощью которых они смогут создавать конкурентоспособные проекты с использованием современных аддитивных, В1М-технологий, САПР-систем, которые необходимо включить в рабочие программы профессиональных дисциплин.
В рамках нашего исследования была создана «Школа инновационного проектирования» (ШИП), в рамках которой выполняются курсовые работы, проекты, архитектурно-строительный раздел выпускной
квалификационной работы.
В ШИП вошли несколько видов инновационного проектирования:
- конкурсные проекты;
- проекты для города опережающего развития;
- творческие задания;
- архитектурно-планировочное бюро;
- проектирование в территориально распределённой команде;
- проекты с использованием аддитивных технологий;
- В1М-технологии;
- сквозное проектирование.
Для каждой из дисциплин были подобранны определенные виды инновационного
проектирования; это наглядно можно увидеть в таблице 1 на примере нескольких основных дисциплин.
Курс Дисциплина Инновационное проектирование
2 Строительное черчение Творческие задания. Архитектурно-планировочное бюро. Конкурсные проекты
Основы архитектуры и строительных конструкций Сквозное проектирование. Проекты для города опережающего развития. Конкурсные проекты. В1М-технологии. Проекты с использованием аддитивных технологий
Муниципальное управление Творческие задания. Конкурсные проекты
3 Технология возведения зданий и сооружений Архитектурно-планировочное бюро. Сквозное проектирование
Обследование и испытание зданий и сооружений Творческие задания. В1М-технологии
Планировка и застройка городов Проекты для города опережающего развития. Конкурсные проекты. Проекты с использованием аддитивных технологий
Результативность внедрения
инновационного проектирования в подготовку бакалавра-строителя оценивалась через
формирование готовности студентов к инновационной деятельности в области строительства; нами были выявлены ее
следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, креативный, рефлексивный.
Мотивационный компонент готовности к инновационной деятельности в области строительства связан непосредственно с использованием новых технологий в проектировании; осознанностью в применении инновационного проектирования и его ролью в решении проблем в сфере строительства.
Положительную мотивацию будущих бакалавров-строителей к инновационному проектированию определяет удовлетворение личностных и профессиональных потребностей, таких как:
- применение современных инновационных методов проектирования;
- повышение профессионального мастерства;
- решение профессиональных задач.
Поэтому инновационное проектирование в
области строительства можно считать важным способом профессионального самоутверждения и личностного роста.
Когнитивный компонент готовности к реализации инновационного проектирования при подготовке бакалавра-строителя является сформированным при следующих показателях:
- методологические знания;
- умение применять технологии инновационного проектирования на практике;
- положительный опыт на практических занятиях.
Осуществлением когнитивного компонента в инновационном проектировании бакалавра-строителя является профессиональное самоопределение.
Креативный компонент готовности к инновационному проектированию используется в оригинальном проектном решении, с предложением совершенно новых идей. Креативность выражается в создании инновационного архитектурно-строительного проекта, с применением современного обеспечения САПР, умении творчески подходить к решению проектных задач.
Формирование креативности у будущих бакалавров-строителей зависит от следующих умений:
- выражать свои потребности;
- находить другие источники информации;
- принимать решения в различных инженерных ситуациях;
- генерировать оригинальные способы решений проектных задач [4, с.35].
Формирование креативных способностей направленно на решение профессиональных задач с применением инновационных методов проектирования.
Рефлексивный компонент готовности к инновационному проектированию выражается в осознанности своей деятельности и ее анализе. Реализация этого компонента заключается в овладении знаниями, умениями и навыками в области инновационного проектирования, нормативной документации, применяемыми при проектировании, оценки полученных результатов. Он дает возможность бакалаврам-строителям вникнуть в сущность инновационного проектирования, сделать заключения, увидеть перспективы его реализации, а преподавателю наметить пути дальнейшей работы над внедрением инновационного проекта.
Рефлексивный компонент в структуре готовности к применению инновационного проектирования является показателем сформированности рефлексивной позиции будущего бакалавра-строителя [5, с.67].
Для того, чтобы определить насколько влияет на подготовку будущих бакалавров инновационное проектирование, нами была создана экспериментальная группа. Она выполняла курсовые проекты, работы, выпускную квалификационную работу в рамках школы инновационного проектирования с использованием различных видов
инновационного проектирования на протяжении двух семестров.
Данные компоненты в комплексе представляют структуру готовности к инновационному проектированию в области строительства. Нами предложен оценочно-критериальный инструментарий диагностики готовности к инновационному проектированию, который включает: опросники
«Мотивированность применения инноваций», «Стиль мышления», «Оценка способностей к инновационной деятельности в области строительства»; тесты «Владение технологиями введения новшеств», «Ваш творческий потенциал»; анкеты по выявлению способностей к саморазвитию. Мы выделили три уровня сформированности готовности будущих бакалавров к инновационному проектированию по всем показателям четырех компонентов: низкий, средний и высокий, в соответствии с процентными показателями:
- низкий уровень готовности 0% - 30%;
- средний уровень от 31% - 60%;
- высокий уровень от 61% - 100%.
Таблица 2. - Уровень готовности к инновационному проектированию бакалавров-строителей до и после эксперимента
Компоненты готовности Уровень готовности к инновационному проектированию бакалавров-строителей
До эксперимента
Дисциплина мотивационный когнитивный креативный рефлексивный
Основы архитектуры и строительные конструкции низкий средний низкий средний
После эксперимента
Основы архитектуры и строительные конструкции средний высокий средний высокий
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
Уровень готовности к инновационному проектированию бакалавров-строителей до и после эксперимента
Мотивационный
Когнитивный Креативный
□ до эксперимента И после эксперимента
Рефлексивный
Рисунок 1. - Уровень готовности к инновационному проектированию бакалавров-строителей до и
после эксперимента
На примере дисциплины «Основы архитектуры и строительные конструкции» нами выведены полученные результаты. Так, мотивационный уровень до эксперимента составлял 23%, после эксперимента увеличился на 28% и составил 51%; когнитивный уровень изменился с 43% до 93%; креативный с 25% до 55%; рефлексивный с 52% до 95%.
Проведенное исследование позволило определить следующие выводы:
- диагностический инструментарий
способствует выявлению уровеня готовности бакалавра-строителя к инновационному проектированию в области строительства по каждому показателю и в целом, определению
сильных и слабых показателей готовности, координации дальнейшей работы по формированию готовности к инновационному проектированию;
- обосновано, что виды инновационного проектирования, представленные
разнообразными формами, входящими в классификацию, становятся фактором профессионального самоутверждения и личностного роста будущих бакалавров направления подготовки «Строительство», помогающим приобретать опыт деятельности в условиях ее затруднения, работы в команде, учета собственных интересов, мотивов и потребностей.
Литература:
1. Рахимова О.Н. Учебная ситуация как средство самореализации творческих умений студентов высшей школы / О.Н. Рахимова // Казанская наука. - 2013. - № 9. - С.300-303.
2. ФГОС ВО направления подготовки 08.03.01 Строительство (уровень высшего образования: бакалавриат): приказ Минобрнауки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 201 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://минобрнауки.рф/документы/5524
3. Манакова О.С. Инновационные задачи ресурсосбережения как средство формирования инженерной компетентности будущего бакалавра: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: защищена
03.06.14: утв. 20.10.14 / Манакова Ольга Сергеевна. - М., 2014. - 234 с.
4. Мещеряков А.С. Педагогические основы проектирования общепрофессионального образования в высшем техническом учебном заведении: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08: защищена 03.06.00: утв. 20.10.00 / Мещеряков Анатолий Семенович. - М., 2000. - 456 с.
5. Щенникова С.В. Условия эффективного развития профессионального самоопределения студентов педагогического вуза / С.В. Щенникова, И.В. Юденкова // Приволжский научный вестник. Часть 4. - 2014. - № 12(40). - С.67-70.
Сведения об авторах:
Белоновская Изабелла Давидовна (г. Оренбург, Россия), доктор педагогических наук, профессор кафедры технологии машиностроения, металлообрабатывающих станков и комплексов ФГБОУ ВО Оренбургский государственный университет, e-mail: [email protected]
Аверьянова Екатерина Владимировна (г. Кумертау, Россия), старший преподаватель кафедры городского строительства и хозяйства Кумертауского филиала Оренбургского государственного университета, e-mail: [email protected]
Рахимова Ольга Николаевна (г. Кумертау, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры городского строительства и хозяйства Кумертауского филиала Оренбургского государственного университета, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
I. Belonovskaya (Orenburg, Russia), doctor of pedagogical Sciences, Professor of the Department of mechanical engineering, machine tools and complexes Orenburg state University, e-mail: [email protected]
E. Averyanova (Kumertau, Russia), senior lecturer, faculty of urban construction and management of Kumertau branch of Orenburg state University, e-mail: [email protected]
O. Rakhimova (Kumertau, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate Professor of the Department of urban construction and management of the Kumertau branch of Orenburg state University, e-mail: [email protected]