УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ВИДАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 08.03.01 СТРОИТЕЛЬСТВО
© 2016
Одарич Ирина Николаевна, аспирант
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия) Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формированию профессиональных компетенций по видам профессиональной деятельности у будущих бакалавров по направлению подготовки Строительство. Подготовка квалифицированных, компетентных и конкурентоспособных специалистов строительной отрасли, является актуальной задачей системы высшего образования, обусловленное внедрением Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и Профессионального стандарта в градостроительной области, направленных на формирование профессиональных компетентностей у бакалавров строительного профиля, способствующих продуктивности профессиональной деятельности выпускников. Представлены профессиональные компетенции, соответствующими видам профессиональной деятельности, на формирование которых, в рамках образовательного процесса, ориентирована разработанная программа бакалавриата «Железобетонные и каменные конструкции». Внедрение программы обусловлено тем, что бакалавры строительного профиля, имея достаточные теоретические знания, недостаточно подготовлены к решению профессиональных задач в области градостроительства в условиях внедрения новых строительных технологий и конструкционных материалов.
Ключевые слова: бакалавры строительного профиля, профессиональные компетенции, виды профессиональной деятельности.
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TYPES OF PROFESSIONAL WORK OF THE BACHELOR 08.03.01 CONSTRUCTION AREAS OF TRAINING
© 2016
Odarich Irina Nikolaevna, a graduate student
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract. This article discusses the development of professional competencies for professional activities at the future bachelors in preparation of construction. Training of qualified, competent and competitive construction industry professionals, is an urgent task of the higher education system, due to the introduction of the Federal state educational standards of higher education and professional standards in the field of urban planning, aimed at the formation of professional competence in undergraduate building profile, contributing to the productivity of professional activity of graduates. Presented professional competence, relevant professional activities, the formation of which, within the framework of the educational process, developed oriented bachelor program "Reinforced concrete and stone structures." Implementation of the program due to the fact that bachelors building profile, with sufficient theoretical knowledge is not enough prepared to deal in the field of urban planning professional tasks in conditions of the introduction of new building technologies and construction materials.
Keywords: bachelor building profile, professional competence, professional activities.
Появление и внедрение в области градостроительства новых строительных технологий, техники, механизмов и конструкционных материалов, применение и использование которых в производственной деятельности ограничено, как отмечается специалистами строительной отрасли, недостаточным уровнем современной профессиональной подготовки будущих инженеров-строителей, в том числе бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство [1, 2, 3].
Соответственно современной строительной отрасли, имеющей высокую многопрофильность вследствие внутренней множественности различных специальностей (бетонщики, каменщики, монтажники и т.д.), требуются высококвалифицированные специалисты, способные к самостоятельному включению в сложные производственные процессы и в практической плоскости быстро и адекватно решать встающие перед ними профессиональные задачи, что требует соответствующей подготовки будущих бакалавров строительного профиля не столько на знаниевой, сколько на компетентностной основе, как наиболее соответствующей требованиям, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата) [4], Профессиональным стандартом по направлению «Организатор строительного производства» [5] и современным рынком труда в градостроительной области.
В этих условиях переход на компетентностную систему подготовки будущих бакалавров строительного профиля, в рамках профессионального обучения, требует соответствующего обновления содержания образовательного процесса [6-12].
Следовательно, подготовка высококвалифицированных, компетентных и конкурентоспособных спе-Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2(15)
циалистов строительной отрасли, соответствующих современным требованиям рынка труда является актуальной задачей системы высшего образования, обусловленное внедрением Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и Профессионального стандарта в градостроительной области, направленные, в рамках компетентностного подхода, на формирование различных компетентностей у бакалавров строительного профиля, способствующих успешной адаптации в производственной сфере, применению новых технологий и повышению продуктивности профессиональной деятельности выпускников.
К сожалению, как показывает существующая практика, бакалавры строительного профиля, имея достаточные теоретические знания, недостаточно подготовлены к решению профессиональных задач в области градостроительства в условиях внедрения новых строительных технологий и конструкционных материалов.
Осмысление существующей подготовки будущих бакалавров строительного профиля к реализации профессиональной деятельности в условиях инновационных изменений в градостроительной области свидетельствует, что данное направление относится к актуальной проблеме в развития теории и методики профессионального образования.
Выполненные в последние годы исследования рассматривают развитие аналитических способностей как основы организационно-управленческих умений будущих инженеров-строителей [13], формирование профессиональных компетенций у студентов строительного колледжа [14] и студентов вузов в ходе практико-ори-ентированного обучения [15], повышение эффективности и качества образовательных услуг для предприятий инвестиционно-строительного комплекса [16], обеспечение готовности будущих строителей к самостоятель-
173
ной учебно-познавательной деятельности в процессе профессиональной подготовки [17], применение ком-петентностно-ориентированных ситуаций как факторов самореализации будущих бакалавров по направлению подготовки «Строительство» [18] и т.д.
Изучение проведенных исследований по изучаемой проблеме показало, что формирование профессиональных компетенций у будущих инженеров-строителей [13-18] в системе высшего образования рассматривается с учетом специалитета, при этом их формирование в рамках бакалавриата по направлению подготовки Строительство до сих пор не стали предметом целенаправленного педагогического рассмотрения. В то же время теоретический анализ научной и педагогической литературы по подготовке инженеров-строителей позволило выделить ряд недостатков, ограничивающих формирование профессиональных компетенций у будущих бакалавров строительного профиля:
- в условиях реализации компетентностного подхода в осуществлении двухуровневой профессиональной подготовки специалистов строительного профиля не в полной мере отработан механизм практико-ориентиро-ванного формирования профессиональных компетенций у будущих бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство касательно железобетонных и каменных конструкций;
- необходимость соотнесения Профессионального стандарта организатора строительного производства с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 08.03.01 Строительство в обеспечении преемственности и взаимосвязи теории и практики подготовки бакалавров строительного профиля по формированию профессиональных компетенций;
- ограниченность применения в существующей профессиональной подготовке будущих инженеров-строителей современных образовательных технологий и методик по формированию профессиональных компетенций в теории и практики изучения новых градостроительных технологий и конструкционных материалов.
Проведенный анализ проблемы формирования профессиональных компетенций у будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство в рамках компетентностного подхода позволил выявить ряд противоречий между:
- социальным заказом на подготовку будущих инженеров-строителей со сформированными профессиональными компетенциями, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 08.03.01 Строительство и недостаточностью практико-ориентированного обеспечения образовательного процесса в условиях появления новых строительных технологий и конструкционных материалов в области градостроительства;
- необходимостью формирования: а) профессиональных компетенций у будущих инженеров-строителей в соответствии ФГОС ВО по направлению подготовки 08.03.01 Строительство и б) обобщенных трудовых функций согласно функциональной карты вида профессиональной деятельности Профессионального стандарта организатора строительного производства;
- объективной потребностью совершенствования содержательно-технологического обеспечения процесса формирования профессиональных компетенций у будущих бакалавров строительного профиля и недостаточным уровнем научно-методического обеспечения их подготовки на основе применения современных образовательных технологий и методик в изучении новых градостроительных технологий и конструкционных материалов.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 08.03.01 Строительство
(уровень бакалавриата) выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:
A) в области изыскательской и проектно-конструк-торской деятельности (ИиПК):
- знанием нормативной базы в области инженерных изысканий, принципов проектирования зданий, сооружений, инженерных систем и оборудования, планировки и застройки населенных мест;
- владением методами проведения инженерных изысканий, технологией проектирования деталей и конструкций в соответствии с техническим заданием с использованием универсальных и специализированных программно-вычислительных комплексов и систем автоматизированных проектирования;
- способностью проводить предварительное технико-экономическое обоснование проектных решений, разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию, оформлять законченные проектно-кон-структорские работы, контролировать соответствие разрабатываемых проектов и технической документации заданию, стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;
Б) в области производственно-технологической и производственно-управленческой деятельности (ПТиПУ):
- способностью участвовать в проектировании и изыскании объектов профессиональной деятельности;
- знанием требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды при выполнении строительно-монтажных, ремонтных работ и работ по реконструкции строительных объектов;
- способностью осуществлять и организовывать техническую эксплуатацию зданий, сооружений объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивать надежность, безопасность и эффективность их работы;
- способностью проводить анализ технической и экономической эффективности работы производственного подразделения и разрабатывать меры по ее повышению;
- владением технологией, методами доводки и освоения технологических процессов строительного производства, эксплуатации, обслуживания зданий, сооружений, инженерных систем, производства строительных материалов, изделий и конструкций, машин и оборудования;
- способностью вести подготовку документации по менеджменту качества и типовым методам контроля качества технологических процессов на производственных участках, организацию рабочих мест, способность осуществлять техническое оснащение, размещение и обслуживание технологического оборудования, осуществлять контроль соблюдения технологической дисциплины, требований охраны труда и экологической безопасности;
- знанием организационно-правовых основ управленческой и предпринимательской деятельности в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, основ планирования работы персонала и фондов оплаты труда;
- владением методами осуществления инновационных идей, организации производства и эффективного руководства работой людей, подготовки документации для создания системы менеджмента качества производственного подразделения;
- способностью разрабатывать оперативные планы работы первичных производственных подразделений, вести анализ затрат и результатов производственной деятельности, составление технической документации, а также установленной отчетности по утвержденным формам;
B) в области экспериментально-исследовательской деятельности (ЭИ):_
- знанием научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по профилю деятельности;
- владением методами и средствами физического и математического (компьютерного) моделирования в том числе с использованием универсальных и специализированных программно-вычислительных комплексов, систем автоматизированных проектирования, стандартных пакетов автоматизации исследований, владение методами испытаний строительных конструкций и изделий, методами постановки и проведения экспериментов по заданным методикам;
- способностью составлять отчеты по выполненным работам, участвовать во внедрении результатов исследований и практических разработок;
Г) в области монтажно-наладочной и сервисно-эксплуатационной деятельности (МНиСЭ):
- знанием правил и технологии монтажа, наладки, испытания и сдачи в эксплуатацию и эксплуатацию конструкций, инженерных систем и оборудования строительных объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, правил приемки образцов продукции, выпускаемой предприятием;
- владением методами опытной проверки оборудования и средств технологического обеспечения;
- владением методами мониторинга и оценки технического состояния и остаточного ресурса строительных объектов и объектов жилищно-коммунального хозяйства, строительного и жилищно-коммунального оборудования;
- способностью организовать профилактические осмотры, ремонт, приемку и освоение вводимого оборудования, составлять заявки на оборудование и запасные части, готовить техническую документацию и инструкции по эксплуатации и ремонту оборудования, инженерных систем;
- способностью осуществлять организацию и планирование технической эксплуатации зданий и сооружений, объектов жилищно-коммунального хозяйства с целью обеспечения надежности, экономичности и безопасности их функционирования;
Д) в области предпринимательской деятельности
(ПД):
- знанием основ ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, способность разрабатывать меры по повышению технической и экономической эффективности работы строительных организаций и организаций жилищно-коммунального хозяйства;
- способностью к разработке мероприятий повышения инвестиционной привлекательности объектов строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Проведенный анализ нормативной документации к требованиям подготовки бакалавров по направлению 08.03.01 Строительство по формированию профессиональных компетенций по видам профессиональной деятельности (изыскательская и проектно-конструкторская (ИиПК), производственно-технологическая и производственно-управленческая (ПТиПУ), экспериментально-исследовательская (ЭИ), монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная (МНиСЭ), предпринимательской (ПД) [4], изучение научной, педагогической и методической литературы по выявлению педагогических условий, проектированию структурно-функциональной модели, определению содержания обучения и разработке технологического подхода в учебном процессе по курсу «Железобетонные и каменные конструкции» будущих инженеров-строителей, позволило в практической плане, в рамках образовательного процесса, обеспечить их формирование.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Иваненко Л.В., Петров С.М. Кластерная организация как инновационный подход к малому и среднему
строительному бизнесу // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2014. № 4 (36). С. 97-102.
2. Одарич И.Н. Результативность технологии обучения по формированию профессиональных компетенций у студентов бакалавриата по направлению 270800 строительство // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 81-85.
3. Ажаман И.А. Маркетинговое обеспечение развития строительства в сельской местности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 2. С. 5-8.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 201.
5. Профессиональный стандарт. Организатор строительного производства / Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 ноября 2014 г. №930н.
6. Путилова А.В. Компетентностный подход при проектировании образовательного процесса, как механизм повышения качества образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 53-56.
7. Андросова Л.А., Мананникова Ю.В. Компе-тентностный подход в системе высшего профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 46-51.
8. Воронин В.Н., Коростелев А.А. Системный подход к управлению качеством подготовки будущих специалистов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. № S10. С. 25-32.
9. Сысоева Ю.Ю. Компетентностный подход при формировании иноязычной компетенции у студентов неязыковых вузов в условиях ФГОС третьего поколения // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 36-40.
10. Зубков А.Ф., Пономарёва Н.В., Захарова Т.В. Роль и значение профессиональных компетенций специалиста с высшим образованием в его успешной профессиональной деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 127-132.
11. Коростелев А.А., Пчельников А.А., Ярыгин А.Н. Моделирование инновационно-ориентированной учебно-исследовательской среды, обеспечивающей качество сформированности инновационной готовности будущих специалистов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2006. № S2-2. С. 44-47.
12. Пецина И.А. Современные подходы к определению понятия «профессиональная компетенция» в психолого-педагогических исследованиях // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 3 (4). С. 95.
13. Косенкова, И.В. Развитие аналитических способностей как основы организационно-управленческих умений будущих инженеров-строителей : на примере изучения математических дисциплин в вузе : дисс. ... канд. пед. наук /И.В. Косенкова - Тамбов, 2010.- 192 с.
14. Бареева Э.А. Формирование профессиональных компетенций студентов строительного колледжа : дисс. ... канд. пед. наук / Э.Р. Бареева - Саратов, 2011.- 177 с.
15. Петрова И.В. Формирование профессиональных компетенций у студентов вузов в ходе практико-ориен-тированного обучения : на примере строительных специальностей : автореферат дис. ... канд. пед. наук / И.В. Петрова - Ульяновск, 2010 - 255 с.
16. Приходько А.Н. Повышение эффективности и качества образовательных услуг для предприятий инвестиционно-строительного комплекса: автореферат дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05 / А.Н. Приходько - Санкт-Петербург, 2012.- 154 с.
17. Елизарова В.А. Формирование готовности будущих строителей к самостоятельной учебно-познаватель-
ной деятельности в процессе профессиональной подготовки : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / В.А. Елизарова - Казань, 2013.- 195 с.
18. Рахимова О.Н. Компетентностно-ориен-тированные ситуации как фактор самореализации будущих бакалавров по направлению подготовки «Строительство»: диссертация ... канд. пед. наук / О.Н. Рахимова - Оренбург, 2015.- 236 с.