УДК 378
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ
© 2016
Одарич Ирина Николаевна, аспирант
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. Современной строительной отрасли, имеющей высокую многопрофильность вследствие внутренней множественности различных специальностей (бетонщики, каменщики, монтажники и т.д.), требуются высококвалифицированные специалисты, способные к самостоятельному включению в сложные производственные процессы, умеющим быстро и адекватно решать встающие перед ними профессиональные задачи, что требует соответствующей подготовки будущих бакалавров строительного профиля не столько на знаниевой, сколько на компетентностной основе, как наиболее соответствующей требованиям, предъявляемыми федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, профессиональным стандартом и современным рынком труда в градостроительной области.
Ключевые слова: бакалавры строительного профиля, профессиональные компетенции, педагогические условия, учебные модули, спецкурс, педагогический эксперимент.
EXPERIMENTAL WORK ON THE FORMATION OF PROFESSIONAL CAPACITIES OF BACHELORS BUILDING PROFILES
© 2016
Odarich Irina Nikolaevna, a graduate student
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract. Modern construction industry, which has high versatility due to internal multiplicity of different specialties (concrete workers, bricklayers, fitters, etc.), requiring highly skilled, capable of self-inclusion in complex manufacturing processes, able to quickly and adequately address the challenges facing them professional tasks that requires appropriate training of the future bachelors building structure rather than on the basis of knowledge, but rather on the basis of competence, as the most appropriate requirements imposed by the federal state educational standards of higher education, professional standards and modern labor market in an urban area.
Keywords: bachelors building profile, professional competence, pedagogical conditions, training modules, a special course, pedagogical experiment.
Подготовка высококвалифицированных, компетентных и конкурентоспособных специалистов строительной отрасли, соответствующих современным требованиям рынка труда является актуальной задачей системы высшего образования, обусловленной внедрением Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования [1] и Профессионального стандарта в градостроительной области [2] и направленной, в рамках компетентностного подхода, на формирование различных компетенций у бакалавров строительного профиля, способствующих успешной адаптации в производственной сфере, применению новых технологий и повышению продуктивности профессиональной деятельности выпускников.
К сожалению, как показывает существующая практика, бакалавры строительного профиля, имея достаточные теоретические знания, недостаточно подготовлены к решению профессиональных задач в области градостроительства в условиях внедрения новых строительных технологий и конструкционных материалов.
С целью исследования проблемы подготовки бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство проанализированы научная литература по проблематике исследования и нормативно-правовые документы, регламентирующие данный процесс.
В современной научной и педагогической литературе существует различное понимание категории «компетенция», «компетентность», «профессиональные компетенции», «профессиональная компетентность» [3-16]. В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования под компетенцией понимается способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. На основе анализа научной литературы в данном исследовании «профессиональные компетенции» рассматриваются как способность и готовность целесообразно действовать в соответствии с требованиями профессионального стандарта, организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, понимать тенденции и основные направления развития профессиональной области и умение адекватно оценивать результаты своей деятельности (В.И. Байденко [17], А.Н. Дорофеев [18], Э.Ф. Зеер [19] и др.). В данном по-
нимании профессиональной компетенции системообразующими являются понятия «способность» и «готовность», где под способностью подразумевается умение производить какие-либо действия в определенной деятельности, а готовность, для которой характерна дея-тельностная направленность - как подготовленный к ее осуществлению [20-26].
Профессиональные компетенции является составляющими профессиональной компетентности будущего бакалавра строительного профиля, которая направлена на осуществление деятельности в области строительства. Соответственно, в рамках исследования, было сформулировано понятие, что профессиональные компетенции - личностное новообразование, характеризующееся способностью и готовностью к будущей профессиональной деятельности, профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию, способствующих выполнению трудовых функций в рамках профессионального стандарта организатора строительного производства. Содержание профессиональных компетенций определяется спецификой профессиональной деятельности, профессионального стандарта и требованиями строительной отрасли.
Согласно федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата) профессиональными компетенциями деятельности бакалавра-строителя являются изыскательская и проектно-конструкторская, производственно-технологическая и производственно-управленческая, экспериментально-исследовательская, монтаж-но-наладочная и сервисно-эксплуатационная и предпринимательская [1]. Овладение будущими инженерами-строителями профессиональных компетенций обеспечивает необходимый уровень готовности бакалавров строительного профиля к осуществлению многофункциональной профессиональной деятельности в области градостроительства и обеспечивают необходимые условия выполнения трудовых функций согласно профессионального стандарта организатора строительного производства. Исходя из проведенного анализа был сделан вывод, что профессиональные компетенции бакалавров по направлению подготовки
08.03.01 Строительство следует рассматривать как личностное новообразование, возникающее в процессе обучения и составляющее ядро профессионализма выпускника и находящееся в тесной взаимосвязи со всеми структурами личности.
Проведенный анализ научной литературы и опытно-экспериментальное исследование позволили выявить педагогические условия [27-31], улучшение которых способствуют эффективному проектированию процесса формирования профессиональных компетенций бакалавров строительного профиля: организационно-педагогические - целесообразная совокупность сконструированных возможностей содержания, форм, методов целостного образовательного процесса, способствующих успешному решению задач; меры управленческих воздействий на управляющую и управляемую подсистемы образовательного процесса или его составляющих в той или иной педагогической ситуации; взаимосвязанность и взаимообусловленность субъект-объектных отношений всех участников образовательного процесса; планирование оптимального функционирования и развития единого образовательного процесса; психолого-педагогические - определенная совокупность возможностей образовательной системы и окружающего социума, применение которых обеспечивает повышение эффективности единого образовательного процесса; меры управленческого воздействия на субъект-объектные отношения, направленные на обеспечение развития личности всех участников образовательного процесса, что способствует успешному достижению образовательных задач; направленность психологического и педагогического воздействия и взаимодействия, способствующего преобразованию определенных особенностей по развитию, воспитанию и обучению личности; дидактические - целесообразность в отборе, конструировании и применении содержательных элементов, а также в определении оптимальных методов и приемов обучения и контроля; рациональность выбора организационных форм обучения способствующих достижению образовательных целей; наличие непрерывного контроля за уровнем сфор-мированности профессиональных компетенций студентов, учета и оценки результатов их деятельности.
Для активизации познавательной деятельности студентов по формированию профессиональных компетенций на учебных занятиях использовались возможности информационных технологий, мультимедиа, системы автоматизированного проектирования, интерактивные доски, слайд-проекторы и т.д., а также реальное производственное оборудование - дальномеры, электронные тахеометры и др.
В целях осуществления диагностики и корректировки учебного процесса была разработана система критериев и показателей уровней сформированности профессиональных компетенций. К основным критериям, по которым оценивалась совокупность профессиональных компетенций, отнесены: мотивационный (потребность в овладении профессиональными компетенциями и стремление к их приобретению, совершенствованию умений и постоянному саморазвитию), когнитивный (владение содержанием профессиональных компетенций - знания и умения в области строительства, строительных технологий и конструкционных материалов), деятельност-ный (практическое и оперативное применение знаний и опыта их проявления в разнообразных стандартных и нестандартных производственных ситуациях).
Таким образом, разработанная структурно-функциональная модель обеспечивает содержательное и технологическое обеспечение процесса формирования профессиональных компетенций будущих инженеров-строителей по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата).
Результаты исследования показали, что сегодня профессиональная подготовка будущих бакалавров строительного профиля осуществляется в рамках личност-
но-ориентированного [32-35]; интегративного [36-39]; системного [40, 41]; компетентностного [42-50] и других теоретических подходов.
Технологический компонент структурно-функциональной модели формирования профессиональных компетенций у бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство основывается на внедрении в образовательный процесс учебно-методических модулей, которые представляют систему занятий, позволяющих достигать формирования профессиональных компетенций за счет гибкой организации учебного процесса и его методического обеспечения.
Система подготовки бакалавров по направлению 08.03.01 Строительство осуществляются непрерывно, начиная с определения общих задач, которыми является социальный заказ от работодателя и требования федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО), и заканчивая результатом - бакалавр-строитель со сформированными профессиональными компетенциями для выполнения трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом организатора строительного производства (ПСОСП).
Конструирование учебных модулей курса «Железобетонные и каменные конструкции» разрабатывалось в определенной последовательности: определение базы подготовки бакалавров; определение цели; определение содержания обучения; разработка системы управления действиями бакалавров. Формирование модулей - это разработка разного уровня содержания обучения бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство в различных процессуальных и познавательных областях. При этом задачи по формированию профессиональных компетенций направлены на формирование модулей действенно-практической сферы (прикладной) и умственной сферы (операционной).
Спроектированная система подготовки будущих инженеров-строителей позволила разработать программу по курсу «Железобетонные и каменные конструкции», а также рекомендации для выполнения студентами практических, самостоятельных и лабораторных работ подготовки бакалавра по направлению 08.03.01 Строительство.
Дисциплина «Железобетонные и каменные конструкции» по направлению подготовки 08.03.01 Строительство разделена на несколько модулей. Каждый модуль содержит лекционные, практические, лабораторные занятия, а также вопросы для самостоятельного изучения. Контроль за результатами усвоения учебного материала по каждому модулю проводится на основе тестовых заданий, разработанных по каждой теме. В разработанной программе по дисциплине «Железобетонные и каменные конструкции» по каждой теме определены профессиональные компетенции формирование которых осуществляется с применением различных форм организации образовательного процесса при освоении модулей (лекционные, практические, лабораторные занятия)
Программа по курсу «Железобетонные и каменные конструкции» состоит из 216 часов (лекционные занятия - 46 часов, практические и лабораторные занятий - 40 часов и самостоятельная работа - 130 часов). Программа разработана с учетом интеграции специальных дисциплин «Теоретическая механика», «Сопротивление материалов», «Строительная механика» и «Строительные материалы». Дисциплина «Железобетонные и каменные конструкции» является необходимым условием для дальнейшего изучения курсов «Основания и фундаменты», «Технология возведения зданий», «Реконструкция зданий», а также для выполнения выпускной квалификационной работы.
Таким образом, моделирование образовательного процесса по формированию профессиональных компетенций бакалавров по направлению 08.03.01
Строительство обеспечивает овладение ими всеми необходимыми профессиональными знаниями и опытом и быструю адаптацию в условиях меняющегося социума и требований рынка труда строительной области.
Для проверки выдвинутой гипотезы и изучения эффективности предлагаемой структурно-функциональной модели как средства по формированию профессиональных компетенций был проведен педагогический эксперимент.
В рамках проведения педагогического эксперимента по определению результативности курса «Железобетонные и каменные конструкции» по формированию профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство, были сформированы две выборки: экспериментальная и контрольная.
Для проведения сравнительного эксперимента были образованы 4 группы (114 человек): две экспериментальные и две контрольные из бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство по профилю «Промышленное и гражданское строительство» и «Городское строительство и хозяйство», при этом в контрольную группу вошло 55 человек (48%), а в экспериментальную - 59 (52%).
В эксперименте получила апробацию технология обучения по курсу «Железобетонные и каменные конструкции», предполагающая непрерывное формирование профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство в соответствии с квалиметрическими требованиями.
Педагогический эксперимент состоял из нескольких этапов: констатирующего, обучающего и контрольного. На констатирующем этапе эксперимента проводилась диагностика начального уровня сформированности профессиональных компетенций у бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство, анализировались показатели, выявлялись педагогические условия, улучшение которых влияет на результативность учебного процесса, разрабатывалась методика проведения обучающего и контрольного этапов эксперимента, формировались контрольные и экспериментальные группы.
Наиболее распространенной методикой педагогического эксперимента по выявлению эффективности педагогических инноваций является сравнение результатов обучения в экспериментальных и контрольных группах.
На обучающем этапе эксперимента в процесс обучения внедрялись учебные модули по курсу «Железобетонные и каменные конструкции» при постоянном текущем контроле результатов обучения, осуществлялось тестирование студентов, анализ учебной документации, использовались статистические методы обработки результатов.
На контрольном этапе эксперимента выявлялись внутренние и внешние условия, влияющие на формирование профессиональных компетенций у бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство, осуществлялся анализ полученных в педагогическом эксперименте результатов.
При определении сформированности профессиональных компетенций (Спк) у бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство рассматривались несколько уровней, где низкий уровень (Ну) = от 0,001 до 0,300 (средний показатель 0,150), средний уровень (Су) = от 0,300 до 0,600 (средний показатель 0,450), высокий (Ву) = 0,600 до 1,000 (средний показатель 0,800).
Анализ полученных данных (рисунок 1) свидетельствует, что студенты бакалавры по направлению подготовки 08.03.01 Строительство экспериментальной группы имеют более высокие и прочные знания по сформи-рованности профессиональных компетенций, нежели из контрольной группы.
Так, число будущих инженеров-строителей, подтвердивших «высокие» и «средние» знания, превысило аналогичные показатели числа бакалавров по направлению
подготовки 08.03.01 Строительство контрольных групп. 100 -,
25
о
75
гл
ч.Л,
---и—,-38-39 —
- Г> 23 26 1~~ _
11 п^ 11 :пт I ~
низкии средним высоким
□ К до □ Э до ПК после □ Э после
Рисунок 1 - Сводные показатели (в %) сформированно-сти профессиональных компетенций у студентов бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство в контрольной и экспериментальной группах до эксперимента (К до; Э до) и после эксперимента (К после; Э после)
Особо значимый результат состоит в резком снижении числа бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство экспериментальной группы относительно контрольной, имеющих «низкий» уровень сформированности знаний и умений профессиональных компетенций.
Для предоставления более полной картины об эффективности использования разработанной в рамках исследования технологии обучения по курсу «Железобетонные и каменные конструкции» было проведено сравнение результатов обученности бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство контрольных и экспериментальных групп.
Сравнение четырех групп по пяти компонентам профессиональных компетенций по критерию с2 вычислялось по формуле:
Где N и М - количество возможных испытуемых в группах (в сравниваемых выборках);
п. - значения элементов первой выборки в 1-й градации, 1=1,2,3;
т. - значения элементов второй выборки в 1-й градации, 1=1,2,3;
L - количество введенных градаций значений признаков (в нашем случае L=3).
Данные о результатах проверки степени освоения профессиональных компетенций по курсу «Железобетонные и каменные конструкции», а также результат вычисления эмпирических значений для критерия с2 до и после формирующего этапа. При количестве степеней свободы L-1=2 и уровне значимости а=0.05 значение с2критич = 5,99 (уровне значимости а = 0.01 значение с2критич =9,21).
Таким образом, можно утверждать, что на констатирующем этапе установлена статистическая однородность рассматриваемых групп по всем 5 компонентам, так как все значения с2эмп не превосходят критического значения 5,99 (таблица 1).
На формирующем этапе эксперимента (2013-2015 гг.) в экспериментальной группе обучение бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство осуществлялось по новой технологии, а в контрольной группе - в рамках традиционной методики. На контрольном этапе было проведено повторное тестирование уровня освоения профессиональных компетенций бакалаврами по направлению подготовки 08.03.01 Строительство.
Таблица 1 - Результат вычисления эмпирических значений для критерия с2
Процент обучающихся С2эмп Эдо Кдо С2эмп Эпосле Кпосле
ИиПК-компонента 0,2857 16,133
ПТиПУ-компонента 0,2884 16,017
ЭИ-компонента 0,3760 12,992
МНиСЭ-компонента 0,0186 13,983
ПД-компонента 0,2884 15,205
После проведения формирующего этапа эксперимента (обучение по экспериментальной группы по новой педагогической технологии) сравнение групп показывает, что они стали статистически неоднородными на уровне значимости а=0.01, то есть можно с уверенностью 99% утверждать, что изменение произошло вследствие формирующего воздействия. Произошло повышение уровней сформированности всех компонентов профессиональных компетенций (таблица 2).
Таблица 2 - Сводные показатели сформированно-сти компонентов профессиональной компетентности (КПК) бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство в контрольной и экспериментальной до эксперимента (К до; Э до) и после эксперимента (К после; Э после)
иж Э_до Э_посге К_до
ИиПК 0430 0,7<Г7 0,404 о,з:б
ГГГиПУ 0,429 0,692 0,403 0,536
эи 0,369 0.647 0,345 0,501
МНиСЭ 0,395 0,663 0,399 0,511
га 04:9 0,69: 0,403 0,53!
Уровни сформированное™ компонентов профессиональной компетентности (КПК) бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство измерялись по относительной шкале, поэтому для сравнения групп применялся критерий Крамера-Уэлча. Расчет эмпирического значения критерия Тэмп для контрольной и экспериментальной групп ДО эксперимента показывает, что группы статистически однородны на уровне значимости а=0.05 , так как Тэмп =1,23 < Ткрит =1.96, а расчет эмпирического значения критерия Тэмп для контрольной и экспериментальной групп ПОСЛЕ эксперимента показывает, что группы статистически НЕоднородны на уровне значимости а=0.01 , так как Тэмп =12,426 > Ткрит =2.58.
Следовательно, критерий Крамера-Уэлча подтверждает, что вывод об эффективности педагогической технологии можно сделать с уверенностью 99%.
Высокое значение критерия и увеличение сводного показателя говорит об улучшении результатов подготовки бакалавров по направлению 08.03.01 Строительство при использовании предлагаемой технологии по курсу «Железобетонные и каменные конструкции».
Таким образом, опытно - экспериментальная работа подтвердила выдвинутую гипотезу, что спроектированная и реализованная технология обучения по курсу «Железобетонные и каменные конструкции» дает гарантированный результат по формированию профессиональных компетенций у бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство.
Приведенные экспериментальные показатели свидетельствуют о том, что технология формирования профессиональных компетенций в процессе обучения бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство оказывает значительное влияние на формирование и повышение уровня профессиональной деятельности будущих инженеров-строителей, включаемых в активную систему подготовки. Соответственно изменения в параметрах в сторону их повышения подтверждают эффективность процесса обучения бакалав-
ров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство в рамках курса «Железобетонные и каменные конструкции».
По итогам проведенного исследования, следует сделать следующие выводы:
1. Формирование профессиональных компетенций будущих инженеров-строителей осуществляется успешно, если на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки Строительство (уровень бакалавриата) и профессионального стандарта организатора строительного производства, к которой должен быть готов бакалавр строительного профиля, уточнена их сущность и содержание. Экспериментально доказано, что совокупность профессиональных компетенций (изыскательская и проектно-конструкторская, производственно-технологическая и производственно-управленческая, экспериментально-исследовательская, монтаж-но-наладочная и сервисно-эксплуатационная, предпринимательская) способствует достижению готовности будущих инженеров-строителей к осуществлению профессиональной деятельности и выполнению трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом организатора строительного производства.
2. В исследовании научно обоснована и разработана структурно-функциональная модель формирования профессиональных компетенций у бакалавров строительного профиля, которая представляет собой взаимосвязь целевого (социальный заказ, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки Строительство (уровень бакалавриата) и профессиональный стандарт организатора строительного производства), содержательного (учебно-методические модули спецкурса из которых состоит подготовка будущих инженеров-строителей), технологического (формы, методы, средства и технологии обучения последовательной организации образовательного процесса), результирующего (проведение промежуточных, контрольных процедур и анализа полученных результатов, где на основе определенных критериев и показателей определяются уровни сформированности профессиональных компетенций) блоков. Реализация структурно-функциональной модели базируется на методологических подходах (системный, деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный) и принципах объективности и научности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, преемственности, модульности. В разработанной модели результатом профессиональной подготовки у будущих бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство выступает сформированность профессиональных компетенций.
3. Успешная профессиональная подготовка будущих бакалавров строительного профиля, способных к осуществлению самостоятельной профессиональной деятельности, в соответствии с требованиями профессионального стандарта организатора строительного производства, возможна при разработке и внедрении в образовательный процесс структурно-функциональной модели как средства обеспечения эффективности формирования профессиональных компетенций студентов. Использование структурно-функциональной модели формирования профессиональных компетенций у бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство позволило выявить педагогические условия (организационно-педагогические, психолого-педагогические, дидактические), методы (теоретические и практические), формы (лекции, семинары, индивидуальные занятия), средства обучения (традиционные, информационные, электронные ресурсы) способствовало на практике обеспечить обучение на основе компетент-ностного подхода.
4. Содержательно-технологическое обеспечение процесса формирования профессиональных компетен-
ций бакалавров строительного профиля осуществлялось посредством организации процесса обучения на основе компетентностно-ориентированных учебно-методических модулей программы курса, совершенствования структуры содержания обучения, внедрения активных методов обучения, применения критериев и показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности бакалавров строительного профиля, формирующих систему диагностики, способствующих определению уровеней сформированности профессиональных компетенций будущих инженеров-строителей. Выделенная совокупность критериев (мотивационный, когнитивный, деятельностный) и показателей (низкий, средний, высокий), позволяют определить уровень сформированности профессиональных компетенций выпускников.
Исследование не претендует на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Дальнейшие научные поиски в изучении профессиональной подготовки бакалавров строительного профиля по формированию профессиональных компетенций могут быть продолжены путем углубления и расширения теоретико-методических основ обучения будущих инженеров-строителей в многоуровневой системе профессионального образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 201
2. Профессиональный стандарт. Организатор строительного производства / Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 ноября 2014 г. №930н
3. Дзюбенко И.А. Сущность понятий «компетентность» и «компетенция» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 18-20.
4. Коростелев А.А., Ярыгин О.Н. Компетентностный подход: проблемы терминологии // Вектор науки Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 212-220.
5. Шкиль О.С. Профессиональная компетентность дизайнеров в решении профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 137-140.
6. Белашов П.Д. Сущность понятия «компетенция» и «компетентность» в научной литературе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 79-84.
7. Коваль В.А. Проблема формирования профессиональной компетентности будущих учителей-филологов в научной среде // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 20-23.
8. Деревянко Е.В. Формирование профессиональной компетентности будущих горных инженеров в условиях интерактивных технологий обучения // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 19-22.
9. Замара Е.В. Информационно-технологическая компетентность личности в условиях современного среднего профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 29-31.
10. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Технология учебных полей как эффективный инструмент формирования профессиональной компетентности // Карельский научный журнал. 2014. № 2. С. 32-35.
11. Алехина М.А., Есаулова И.В. Формирование профессиональной компетентности студентов экономических направлений в процессе изучения математических дисциплин // XXI век: итоги прошлого и проблемы на-
стоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 49-53.
12. Власенко С.В., Хрущев В.А. Формирование профессиональной компетентности в работе с детьми группы риска студентов специальности «Социальная педагогика и самопознание» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 21-25.
13. Темирджанова М.А. Информационная компетентность в предметной и методической системе подготовки студентов к профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 71-73.
14. Одарич И.Н. Особенности моделирования организации учебного процесса по формированию профессиональной компетентности бакалавра // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 42-44.
15. Пецина И.А. Современные подходы к определению понятия «профессиональная компетенция» в психолого-педагогических исследованиях // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 3 (4). С. 95.
16. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Профессиональная компетентность бакалавра // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 22-23.
17. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании / В. И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 4-13
18. Дорофеев А. А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования / А. А. Дорофеев // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 30-33
19. Зеер Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности [Текст] / Э. Ф. Зеер. -Екатеринбург : РГППУ, 2002. - 122 с.
20. Иванова Т.Н. К вопросу о готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2014. № 4. С. 60-63.
21. Колобов А.Н. Комплексный подход как средство формирования готовности студентов и слушателей к научно-исследовательской деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 1. № 2 (18). С. 51-54.
22. Жаровская А.В. Концептуальные основы формирования готовности педагогов к усвоению лексики учениками начальной школы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 24-27.
23. Воскрекасенко О.А., Шилина А.В. Формирование готовности будущих бакалавров-инженеров к социально-профессиональной адаптации как педагогическая проблема // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 48-53.
24. Мельник А.А. Определение критериев готовности будущего учителя физической культуры к внеклассной работе // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 53-56.
25. Олийнык И.Н. Теоретическое обоснование содержания последипломного педагогического образования для развития готовности учителя к формированию учебно-познавательной компетентности младших школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 55-57.
26. Тальков С.В. Формирование готовности студентов - будущих учителей к реализации ценностей педагогической морали в рамках учебных дисциплин педагогического ссуза // Поволжский педагогический вестник.
2015. № 4 (9). С. 204-211.
27. Набатова Л.Б., Мазилина Н.А. Педагогические условия формирования методической компетентности педагога профессиональной школы в условиях внедрения ФГОС // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 133-138.
28. Медведев О.А. Педагогические условия адаптации детей с повышенной эмоциональной чувствительностью к учебно-воспитательной среды школы // Азимут научных исследований: педагогика и психоло-
гия. 2014. № 2. С. 61-64.
29. Голохвастова Е.Ю., Коростелев А.А. Педагогические условия формирования общих компетенций у студентов-экологов // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 26-29.
30. Платонова Р.И. Организационно-педагогические условия подготовки бакалавров-педагогов в условиях реализации ФГОС 3 + // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 79-82.
31. Аниськин В.Н., Замара Е.В. Организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности сервис-менеджеров туризма в системе среднего профессионального образования // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 9-12.
32. Асмолов А. Г. Деятельность и установка / А. Г. Асмолов. - Москва : МГУ, 1979. - 150 с.
33. Сериков В. В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. - Москва : Академия, 1999. - 205 с.
34. Барановская Л.В. Проектирование профессионально-педагогических условий внедрения личностно ориентированного подхода в профессиональной подготовке будущих офицеров управления тактического уровня // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 5-8.
35. Горячева А.А., Зыкова А.В., Блинохватова Ю.В. Личностно-ориентированное обучение на занятиях экологии в военном вузе как средство повышения качества профессиональной подготовки курсантов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 63-67.
36. Берулав М. Н. Интеграция содержания образования / М.Н. Берулава. - Москва : Педагогика, 1993. - 172 с.
37. Михелькевич В. Н. Целевая функционально-ориентированная подготовка специалистов в техническом университете: концепция, технология обучения, опыт реализации / В. Н. Михелькевич, Н. В. Охтя. - Самара : Самарский государственный технический университет, 2004. - 48 с.
38. Наседкина А.В. Моделирование процесса формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов - музыкантов на основе интегративно-го подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 60-64.
39. Огородникова Е.П. Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на основе интегративного подхода // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 2 (18). С. 25-27.
40. Афанасьев А. К. Формирование базовых профессиональных компетенций у студентов технических вузов, обучающихся по программе подготовки офицеров запаса автомобильных войск : дис. ... канд. пед. наук / А. К. Афанасьев. - Самара, 2010. - 180 с.
41. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - Москва : Институт профессионального образования МО России, 1995. - 336 с.
42. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании / В. И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 4-13.
43. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
44. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А. А. Вербицкий. - Москва : ИЦ ПКПС, 2004. - 84 с.
45. Рыбакова М.В. Реализация компетентностного подхода в процессе отбора педагогического персонала образовательных учреждений // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 61-66.
46. Скоробогатов А.В., Скоробогатова А.И. Реализация компетентностного подхода в процессе преподавания юридических дисциплин профессионального цикла: инновационные формы и методы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 65-68.
47. Третьякова Е.М. Реализация компетентностного подхода в системе практикоориентированного обучения // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 88-90.
48. Слесарев Ю.В. Разработка модели обучения студентов в вузе на основе компетентностного подхода // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 163-168.
49. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании : авторская версия / И. А. Зимняя. - Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
50. Хуторской А. В. Ключевые компетенции: технология конструирования / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 5. - С. 55-61.